А. С. Шелепа
ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Технологии, применяемые в сельском хозяйстве, за последние 50 лет привели к безвозвратному выведению из сельскохозяйственного оборота почти 35% пахотных земель планеты. Численность населения выросла до 7 млрд человек, из них в странах с высоким и средним уровнем доходов живет 4 млрд человек. К 2050 г. население может возрасти до 9 млрд человек.
Жители развивающихся стран потребляют 2200 ккал в день при физиологически необходимом уровне 2900-3300 ккал, а ежегодный дефицит белка в рационе питания достигает 15 млн т. В Азии 57% работающих занято в сельском хозяйстве, в Африке — 61%, а в Европе - 8%.
Для сферы производства и потребления продовольствия на мировом рынке в последнее десятилетие характерны следующие тенденции:
• рост цен на основные продукты питания;
• сохранение значительной численности населения, испытывающего затруднения с продовольствием, и около 1 млрд человек голодающих;
• рост спроса на продовольствие в развивающихся странах (Китай, Индия, Таиланд, Малайзия и др.);
• рост производства биотоплива в развитых странах (чем дороже нефть, тем выгоднее производить биотопливо вместо продовольствия);
• снижение инвестиций в мировое сельское хозяйство, особенно в условиях кризиса.
По оценкам экспертов ФАО, темпы прироста продовольственных товаров сократятся к 2030 г. в три раза, население планеты к 2030 г. достигнет 8,3 млрд человек против 7 млрд в настоящее время. К 2030 г. мировое производство зерна увеличится до 2,1 млрд т при росте потребности до 2,7 млрд т (обеспеченность - 78%), использование морепродуктов составит 100 млн т при потребности 170 млн т (обеспеченность - 59%).
Текущие события на мировых рынках продовольствия наиболее вредное воздействие оказывают на бедные слои населения. Необходимы последовательные совместные действия большинства стран, чтобы избежать ухудшения ситуации. Чтобы исключить негативные последствия, целесообразно
© Шелепа А. С., 2012
создавать региональные резервы продовольствия (рисовый фонд решили создать в рамках АСЕАН КНР, Япония и Республика Корея).
Для обеспечения глобальной продовольственной безопасности требуется разработка согласованных подходов к регулированию потоков продовольствия и оказания помощи нуждающимся странам через профильные институты ООН. В ФАО действует комитет по всемирной продовольственной безопасности.
Напряженность на мировом продовольственном рынке заставляет пересматривать направления аграрной политики. Так, в ЕС в 2007 г. были приняты меры по вовлечению в производство законсервированных земель.
В планах администрации США предусматривается возвращение на внутренний рынок крупных объемов зерна за счет стимулирования роста его производства.
Государства, располагающие свободными финансовыми ресурсами, импортирующие значительные объемы продовольствия, покупают или арендуют на длительные сроки земли в более бедных странах для производства продовольствия преимущественно для собственного потребления. Земля в бедных странах недооценена и стоит дешевле.
Особенно активно скупают сельскохозяйственные земли Саудовская Аравия и Китай, также земли скупают Япония, Индия, Малайзия, Южная Корея, Египет, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Катар, ОАЭ.
В 2008 г. китайские компании взяли в аренду и купили за рубежом 2 млн га угодий, этот процесс продолжается, в Министерстве сельского хозяйства КНР разработан специальный план по созданию собственной продовольственной базы за границами страны. Китай осуществляет крупномасштабную программу инвестиций в рисовое хозяйство Таиланда, Индонезии, Вьетнама для производства продукции для собственных нужд. Основным районом аграрной экспансии Китая являются страны Африки с бедным населением и самой дешевой землей. В 2007 г. для стимулирования приобретения земли за рубежом в КНР создан инвестиционный фонд с капиталом 5 млрд долл., на приобретенных землях в основном работают китайские крестьяне.
Страны Персидского залива активно проводят приобретение сельскохозяйственных земель за границей. Часто процесс покупки земли происходит по теневым схемам. Во многих государствах, как и в России, продажа земли иностранцам запрещена, но недочеты в законодательстве всегда находятся.
В настоящее время иностранные инвесторы (ТНК) проявляют активность в Бразилии, Аргентине, Австралии и некоторых странах Африки.
Глобальную продовольственную безопасность следует рассматривать как составляющую национальной безопасности каждого государства. Она является материальной базой демографической политики, основой повышения качества жизни граждан.
При 2% мирового населения Россия располагает 4,4% сельскохозяйственных угодий, 8,6% пашни, 2,7% пастбищ (без оленьих), производит 9% минеральных удобрений. Около 30 млн га пашни не используется в сельскохозяйственном производстве, но на Дальнем Востоке неиспользуемая пашня составляет 1 млн га, в то же время имеется около 2 млн га пригодных для освоения земель при проведении капиталоемких мелиоративных работ, так как эти земли или заболочены, или подвергаются периодическому переувлажнению.
Россия выступает на мировом продовольственном рынке нетто-импорте-ром продовольствия. В 2010 г. Россия импортировала продовольствия и сельскохозяйственного сырья на 36,48 млрд долл., а по оценкам, в 2011 г. - на 41 млрд долл., а экспорт составил лишь 9,4-11 млрд долл.
Продовольственная безопасность каждого государства в основном обеспечивается за счет устойчивого собственного производства. Для достижения устойчивости в РФ требуется изменение отношения к собственному аграрному сектору и к уровню жизни сельского населения (табл.).
Показатели деятельности сельскохозяйственных организаций Российской Федерации
Таблица
Показатель Ед. изм. 2005 2008 2009 2010
Удельный вес сельского хозяйства в добавленной стоимости % 5,7 4,2 4,5 3,8
Инвестиции в основной капитал в инвестициях во всю экономику % 4,1 4,4 4,0 3,0
Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство % 1,7 1,7 1,8 1,5
Выручка от реализации продукции в действующих ценах млрд руб. 492 888 970 1091
Затраты на основное производство млрд руб. 575 1039 1089 1207
Прибыль до налогообложения млрд руб. 34,8 117,4 83,6 82,2
субсидии из бюджетов млрд руб. 25,5 99,7 112,0 135,2
к затратам % 4,4 9,6 10,3 11,2
Кредиторская задолженность, включая кредиты банков млрд руб. 438 1149 1314 1483
Задолженность к выручке от продаж % 89 129 135 136
Рентабельность с учетом субсидий % 8,0 14,8 9,4 8,3
Рентабельность без субсидий % 2,1 2,2 -3,2 -5,4
Уплаченные налоги млрд руб. 59,2 82,5 85,9 66,5
Уплаченные % за кредит млрд руб. 12,8 57,5 83,6 93,8
Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций % 37 22 28 29
Несмотря на реализацию приоритетного проекта и Государственной программы развития сельского хозяйства, расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство составляют 1,5-1,8%, кредиторская задолженность превышает выручку на 36%, а сумма оплаченных налогов и процентов по кредитам больше средств, полученных из бюджетов всех уровней.
Сельскохозяйственные организации сохраняют свою жизнеспособность за счет низкой оплаты труда, которая составляет 52% к средней по экономике. Безработица в сельской местности составляет 11% против 7,2% в городе. При удельном весе сельского населения 27% в сельской местности проживает 42% с доходами ниже прожиточного минимума. В сельской местности ниже качество жизни, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и услугами. В итоге все годы реформ отмечается не только естественная, но и миграционная убыль сельского населения.
Исходя из этого, в России, прежде всего, необходимо реализовать меры по развитию собственного аграрного сектора, а минимальный уровень бюджетных расходов на сельское хозяйство не может быть меньше его вклада в валовой внутренний продукт.
Уровень поддержки в разных странах определяется как финансовыми возможностями, так и проводимой аграрной политикой. В Новой Зеландии господдержка сельхозпроизводителей составляет 1% стоимости реализованной продукции, в Австралии - 4, России - 11, ЕС - 23, Японии - 47, Швейцарии - 58, в Норвегии - 61%.
Россия ежегодно импортирует сельскохозяйственное сырье и продовольствие в объемах, в 8-10 раз превышающих государственную поддержку аграрного сектора. И в то же время огромные массивы пахотных земель не используются, а обрабатываемая пашня теряет плодородие.
Зависимость России от импорта продовольствия может стать фактором не только внутренней нестабильности, но и внешнего давления стран - экспортеров продовольствия со всеми вытекающими негативными последствиями.
Дефицит продовольствия на мировом рынке может стать одним из стимулов вовлечения в оборот ранее заброшенных угодий. Россия может предложить совместное использование земель со странами АТЭС для увеличения производства продовольствия. При этом государство должно разработать условия и механизмы совместного использования земель, учитывающие интересы России, регионов, местного населения и инвесторов.
Как показывает мировая практика, передача в аренду земли иностранцам даже в обмен на инвестиции не решает проблему обеспечения страны продовольствием, а тем более развития сельских территорий и формирования постоянного сельского населения.
При продаже земли изменяется собственник, который получает кон-
троль над территорией. Это может привести к экспорту агропродукции при дефиците на местных рынках; захвату наиболее плодородных земель; использованию иностранной рабочей силы и росту безработицы среди местного населения; обострению социальных противоречий и возрастанию угрозы территориальной целостности страны.
В перспективе в РФ возможна скупка или долговременная аренда земель крупными иностранными инвесторами, но это станет возможным, если только сельскохозяйственное производство в России станет конкурентоспособным на мировом рынке. В настоящее время такими продуктами являются пшеница и подсолнечник.
Поэтому рассчитывать, что Россия может привлечь иностранные инвестиции для освоения земель Дальнего Востока, не приходится. Окупаемость данных инвестиций в условиях региона превышает 20-25 лет.
Официальной статистики по землям, подконтрольным иностранным компаниям, в России нет. Но даже по отрывочным данным, иностранцы контролируют более 1 млн га пашни. И эти земли размещены преимущественно в европейской части страны.
По данным инвестиционного агентства Яедииш, в ноябре 2009 г. Россия предоставила иностранным инвесторам под сельскохозяйственные проекты 346,7 тыс. га земли на Дальнем Востоке. На 19-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке официальные представители провинции Хэйлунцзян (северо-восточная часть Китая) и Дальнего Востока России подчеркнули актуальность сотрудничества в области сельского хозяйства с учетом высокой взаимодополняемости ресурсов двух стран в этом сегменте. Октябрьский, Ленинский и Биробиджанский районы Еврейской автономной области включены в список зон приоритетного развития сельского хозяйства.
Провинция Хэйлунцзян подписала соглашение с российской стороной, в соответствии с которым китайцам предоставляется право арендовать земли Дальневосточного региона для выращивания овощей, бобовых и зерна, разведения скота и переработки сельхозпродукции. В течение 5-10 лет предполагается реализовать 158 агропроектов. Китай готов завезти на территорию нашей страны свыше 10 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и более 50 тыс. специалистов. Представители Комитета сельского хозяйства провинции Хэйлунцзян и Управления сельского хозяйства Приморского края подписали соглашение о сотрудничестве, по которому китайская сторона создаст на российском Дальнем Востоке пункт обслуживания для китайских рабочих в целях их профессиональной подготовки. Этот пункт будет заниматься организацией приезда китайских сельскохозяйственных рабочих, а также проводить их подготовку, предоставлять рыночную информацию, оказывать техническую и юридическую помощь во избежание возникновения
споров между китайскими гражданами и местным населением. Произведенную аграрную продукцию и продукты питания планируется продавать в России на специально оборудованных рынках.
На наш взгляд, такой проект выходит за рамки инвестиционного. Создается опасность возникновения китайского анклава на российской территории. Однако более приемлемая для российской стороны форма сотрудничества с иностранными инвесторами - создание совместных предприятий по схеме 50x50 с четко оговоренной квотой присутствия иностранной рабочей силы. Особого внимания требует III сфера АПК — переработка и торговля, где присутствие российского капитала (государственного или частного) необходимо.
Если предоставлять свободные земли для расселения и постоянного проживания иностранных граждан, то в перспективе регион может оказаться отторгнутым от России. Продажа земель иностранным гражданам не должна приобретать массового характера. Преимущественным основанием для использования сельскохозяйственных земель иностранцами должна рассматриваться долгосрочная аренда.
В отдельных случаях возможно принятие иностранцами гражданства России и формирование местного населения за счет выходцев из других стран.
Стратегические интересы России состоят, прежде всего, в развитии отечественного сельского хозяйства, так как при этом используются воспроизводимые ресурсы, обеспечиваются продовольственная безопасность и занятость сельского населения, а также гарантируется активное присутствие страны на мировом продовольственном рынке. В этом отношении сельское хозяйство не имеет конкурентов. В то же время в решении этих вопросов активное участие должны принимать субъекты Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтухов А. Доклад об итогах работы отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии за 2011 год. М., 2012.
2. Алтухов А. Мировой продовольственный кризис: причины возникновения и проблемы преодоления // АПК: экономика, управление. 2010. № 2.
3. Иванова С. Прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство: мировые тенденции // АПК: экономика, управление. 2010. № 9.
4. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. М.: Росинформагротех, 2011.
5. Ушачев И. Обеспечение продовольственной безопасности в контексте глобального партнерства // АПК: экономика, управление. 2001. № 11.
6. Ушачев И. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // АПК: экономика, управление. 2012. № 1.