МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СЕЛЬСКОМ. ХОЗЯЙСТВЕ
Научная статья УДК 332.1+631.1
doi: 10.55186/25876740_2022_65_5_555
МИРОВОЙ ОПЫТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
И.Н.Рюмкина1, С.В.Рюмкин1, Е.В. Рудой1, В.В.Алещенко1, М.С. Петухова2
'Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия 2Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ, Москва, Россия
Аннотация. В данной статье приведены результаты исследования анализа мер государственных поддержек на сельских территориях за рубежом. Мониторинг мирового опыта развития сельских территорий отдельных стран был сосредоточен на направлениях, которые являются критическими для устойчивого развития сельских территорий. Критериями для отбора стран и анализа мирового опыта являлась общность социально-экономических проблем на сельских территориях. Во многих странах перечень проблем идентичен российским, таким как отток сельского населения в городские округа, масштабность и плотность заселения сельских территорий, природно-климатические условия и т.д. Целью исследования является мониторинг и анализ государственных мер поддержки развития сельских территорий отдельных стран для их адаптации и внедрения в сельской местности Российской Федерации. Результатами анализа являются ключевые выводы и предложения о внедрении государственных мер, которые не используются в России, либо, которые необходимо пересматривать, модернизировать или усиливать с «поправкой» на Россию. Ключевые слова: зарубежный опыт, сельское хозяйство, сельская местность, меры государственной поддержки, фермерство, экология, экономика, социум
Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ НШ-1129.2022.2.
Original article
WORLD EXPERIENCE OF SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT
I.N. Ryumkina1, S.V. Ryumkin1, E.V. Rudoy1, V.V.Aleshchenko1, M.S. Petukhova2
Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia
institute for Agricultural Research, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Abstract. This article presents the results of a study on the analysis of state support measures in rural areas abroad. The monitoring of the world experience of rural development in selected countries has been focused on the areas that are critical for sustainable rural development. The criteria for selecting countries and analyzing international experience were the commonality of social and economic problems in rural areas. In many countries, the list of problems is identical to Russia's, such as the rural exodus to urban areas, the scale and density of settlement in rural areas, natural and climatic conditions, etc. The aim of the study is to monitor and analyze governmental measures to support rural development in selected countries for their adaptation and implementation in rural areas of the Russian Federation. The results of the analysis are key conclusions and proposals for the implementation of state measures that are not used in Russia, or that need to be revised, modernized or strengthened with an «adjustment» for Russia. Keywords: foreign experience, agriculture, rural areas, state support measures, farming, ecology, economy, society
Acknowledgments: The study was financially supported by the Grant of the President of the Russian Federation for State Support of Leading Scientific Schools NSh-1129.2022.2.
Введение. Россия исторически была, есть и будет аграрной страной, в связи с её большими территориями. Развитие сельской местности во многих странах, в частности, в России является проблемой первого «эшелона».
Разработка мер поддержки сельской местности и устойчивое развитие сельских территорий во многих странах представлены различными программами, которые направлены для решения проблем продовольственной безопасности национального масштаба, снижения оттока сельского населения в город и депопуляция сельских территорий, а также созданием комфортных условий и привлекательного имиджа сельского уклада жизни.
В «Концепции устойчивого развития сельских территорий (УРСТ) Российской Федерации на период до 2020 года» «под устойчивым развитием сельских территорий понимается
стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель» [1].
Исполнительной властью разных стран разрабатываются меры государственной поддержки, которые отражают сущность, остроту проблемы, и необходимые действия для её реализации.
В данном исследовании внимание будет уделено мерам государственной поддержки рассматриваемых стран, которые направлены на устойчивое развитие сельских территорий.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ мирового опыта УРСТ заключается
в рассмотрении мер государственной поддержки сельской местности для достижения их устойчивости. В анализе представлены 12 стран (США, Канада, Китай, Бразилия, Аргентина, Австралия, Азербайджан, Индия, Казахстан, Белоруссия, Южная Корея и Япония) и 1 регион — Европейский Союз. В целом, зарубежный опыт рассматривался с позиции общности проблем с российскими. Меры поддержки зависят от проблем и вызовов, которые стоят перед исполнительной властью исследуемых стран. И основной вопрос — это развитие сельской местности, который заключает в себе комплекс действий, направленных на повышение качества жизни и экономического благополучия жителей сельских населенных пунктов, а также на борьбу с неблагоприятными экономико-демографическими тенденциями, наблюдающимися в сельской местности в последние десятилетия по всему миру.
© Рюмкина И.Н., Рюмкин С.В., Рудой Е.В, Алещенко В.В., Петухова М.С., 2022
Международный сельскохозяйственный журнал, 2022, том 65, № 5 (389), с. 555-560.
Для начала необходимо определиться с понятием сельской территории в России и за рубежом:
Согласно Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] к сельским территориям относят как собственно сельские поселения, так и муниципальные образования (п. 1 ст. 2). В состав условно «сельских» муниципальных районов могут
входить и городские поселения, а в составе городских округов могут быть сельские населённые пункты (п. 5, 6, 7 ст. 11). В границах сельского поселения могут находиться один сельский населённый пункт с численностью населения, более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для
территорий с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый), а сельский населённый пункт с численностью населения менее 1000 человек, входит в состав сельского поселения. Исходя из приведённого определения, «под сельскими территориями понимаются единицы административно-территориального деления (муниципального устройства) Российской Федерации, разные по площади и свойствам, относящиеся к системе местного самоуправления» [2].
Таблица 1. Динамика численности сельского населения с 1960 по 2020 годы в отдельных странах мира [13]
Table 1. Dynamics of the rural population from 1960 to 2020 in certain countries of the world https://svspb.net/danmark/selo.php
Страны 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2018 2019 2020 Изменение за 10 лет, в % Изменение за 60 лет, в %
Австралия 1 898 168 2 001 245 2 122 700 2 485 873 3 019 470 3 264 665 3 494 578 3 519 751 3 534 280 8,3 86,1
Австрия 2486372 2 594 215 2 612 783 2 843 876 3187562 3562894 3 686 762 3 683 835 3 678 525 3,2 47,9
Азербайджан 1 843 965 2 589 602 2 904 562 3 311 109 3912746 4 218 775 4 405 307 4 407 577 4 408 314 4,5 139,0
Аргентина 5 404 937 5 043 575 4 773 934 4 245 643 4 003 431 3732551 3 617 403 3 599 141 3 579 773 -4,1 -33,1
Белоруссия 5541766 5 061 496 4 194 898 3 466 196 2 996 577 2 403 775 2 029 943 1 973 604 1 928 364 -19,8 -65,2
Бельгия 690 173 594 492 455 398 361 118 294 313 255 937 228 427 225 069 221991 -13,3 -67,8
Болгария 4 948 578 4 049 527 3 358 522 2 931 350 2541005 2 048 433 1 755 697 1 719 734 1 684 301 -17,8 -65,9
Бразилия 38876458 41936390 41678056 38857061 32874567 30658541 28133824 27807885 27477555 -10,4 -29,3
Великобритания 11 295 344 12 737 421 12 118 256 12 514 322 12 572 963 11 736 055 11 033 746 10 926 403 10 819646 -7,8 -4,2
Венгрия 4401831 4 123 586 3 835 546 3 543 962 3 617 236 3 108 907 2 800 601 2 770 705 2 735 589 -12,0 -37,8
Германия 20 836 712 21 673 217 21 260 046 21 353 187 20 581 651 18 836 498 18 809 664 18 798 952 18 768 241 -0,4 -9,9
Греция 3 671 291 3 146 066 2 956 103 2 909 451 2 948 257 2636648 2 247 680 2 209 932 2 173 649 -17,6 -40,7
Дания 1 205031 998 714 833 875 779 212 795 603 732 572 702 536 698 080 693 004 -5,4 -42,5
Индия 369 791 510 445 484 293 537 508 711 650 181 520 764 252 791 852 517 999 892 338 114 895 386 227 898 024 053 5,3 142,8
Ирландия 1 550 525 1 440 890 1 524 395 1 513 504 1 554 223 1 753 744 1 792 632 1 805 722 1 815 432 3,5 17,1
Испания 13 227 520 11 484 091 10 201 721 9 580 406 9630000 10 041 047 9 209 330 9 160 400 9 086 766 -9,5 -31,3
Италия 20 400 656 19 229 471 18 826 343 18 872 760 18 664 484 18 774 936 17 861 881 17 479 118 17 247 441 -8,1 -15,4
Казахстан 5 543 685 6 487 305 6 785 230 7 149 634 6 534 209 7046642 7 780 651 7 860 906 7 938 567 12,7 43,2
Канада 5 540 868 5191541 5 966 378 6 484 711 6297326 6482352 6 890 046 6 961543 7 007 406 8,1 26,46
Кипр 368 808 363 501 283 663 254 700 295 740 361033 394 716 397 867 400 590 11,0 8,6
Китай 558 984 648 675 928 190 791 287 529 835 019 382 809 645 853 679 206 337 568 902 350 554 781 038 540 822 641 -20,4 -3,2
Латвия 999 681 926 845 826 475 818 919 756 030 674 553 613 959 608 174 602505 -10,7 -39,7
Литва 1 682 134 1 583 816 1 325 756 1 198 728 1 155337 1 029629 905 487 898 175 893 018 -13,3 -46,9
Люксембург 95 585 86 916 72 677 72 754 68 866 58 061 54 831 54 417 54 041 -6,9 -43,5
Мальта 32 234 31 176 32 345 34 068 29 771 24 572 26 112 26 826 27 609 12,4 -14,3
Нидерланды 4623 139 4 998 580 4 988 512 4 682 215 3695515 2137737 1 466 411 1 409 098 1 354 130 -36,7 -70,7
Польша 15 443 482 15 638 034 14 910 549 14 760 306 14 646 934 14 877 776 15 167 875 15 172 143 15 164 002 1,9 -1,8
Португалия 5761501 5 312 077 5 587 795 5 199 759 4 692 296 4 169 291 3 577 639 3 521 605 3 471 945 -16,7 -39,7
Румыния 12 110 087 12 085 640 11 976 387 10 854 514 10 547 299 9 348183 8 958 416 8 894 686 8 834 202 -5,5 -27,1
Республика Корея 18 081 445 19 117 521 16 499 970 11 212 890 9 579 783 8951455 9 568 386 9 602 379 9 623 938 7,5 -46,77
Российская Федерация 55 475 143 48 939 317 42 049 135 39 368 740 39 068 066 37 587 981 36 938 654 36 697 963 36 380 516 -3,2 -52,48
Словакия 2 706 748 2 674 965 2 408 338 2 305 623 2358481 2 443 126 2 520 439 2 523 688 2 524 162 3,3 -6,7
Словения 1 137 766 1 086 612 987 828 991288 979 466 969 840 942 771 943 491 942579 -2,8 -17,2
США 54 208 527 54 129 627 59 673 829 61 656 881 59 093 274 59 477 423 57 994 170 57 592 357 57 119 368 -4,0 5,3
Финляндия 1 980 489 1 671 905 1 351318 1 028 850 922 245 870 472 806 259 803 615 801014 -8,0 -59,4
Франция 17 772 187 15 039 170 14 738 052 15 108 674 14 697 577 14 066 100 13 122 453 12 972 990 12 821 248 -8,9 -27,9
Хорватия 2891751 2 638 703 2 424 775 2 339 143 2 080 978 1 926 284 1 759 939 1 738 221 1 717 915 -10,8 -40,5
Чехия 3 884 203 3 509 276 2 558 840 2 560 605 2 667 547 2801381 2 785 892 2 783 117 2 775 187 -0,9 -28,6
Швеция 2 059 029 1 525 398 1 405 560 1 446 443 1 417 231 1 401467 1 278 923 1 263 481 1 244 794 -11,2 -39,5
Эстония 514 503 476 747 447 435 451436 427 924 424 820 411 399 410 662 409 580 -3,6 -20,4
Япония 34 236 372 29 080 026 27 829 268 27 981350 27 082 249 11 767 072 10 608 200 10 482 515 10 341 204 -12,1 -69,8
41 страна: итого 1 275 328 394 1 450 774 789 1 645 905 437 1 793 875 102 1 873 312 309 1 807 729 023 1 729 490 279 1 695 756 323 1 657 667 076 -8,3 29,9
Весь мир (всего 209 стран и государств) 2 012 175 449 2 335 276 447 2 687 679 580 3 007 030 567 3 258 670 378 3 346 106 752 3 395 164 032 3 397 375 496 3 398 794 081 1,6 68,9
международный опыт в сельском хозяйстве
«Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 151-р [3], предлагает «выделять на субфедеральном уровне по характеру освоения и сельскохозяйственного профилирования, потенциалу и ограничениям сельского развития четыре типа регионов» [3]. Также существуют ряд признаков сельских территорий,а именно их одиннадцать характеристик, которые качественно и количественно отличают их от городских или урбанизированных территорий [3].
Что касается рассматриваемых стран, то, существуют различные критерии сельских территорий, которые их характеризуют как сельские:
В США, одним из наиболее распространённых является «определение, предложенное специалистами административно-бюджетного управления, АБУ (Office of Management and Budget) администрации президента США. В соответствии с этой классификацией, вся территория страны делится на метропольные, столичные (metro) и неметропольные (non-metro) округа». Всего в США в 2017 г. насчитывалось 3031 округ [4]. Иными словами, это местности, находящиеся за пределами метрополий (округа с численностью 50 тыс. чел. и больше).
В Канаде, под сельскими территориями, понимаются все территории, расположенные за пределами населенных пунктов (небольшие города, деревни и другие населенные пункты с населением менее 1000 человек; сельхозугодия; сельскохозяйственные неосвоенные земли; отдаленные районы). Также существует понятие сельских общин, которые находятся на переднем крае сырьевой экономики Канады. «Сельские общины — это сельские и отдаленные
сообщества Канады, в которых проживают 20% населения Канады, при этом обеспечивают 30% ВВП страны. Структура ВВП сельских общин представлены такими секторами, как горнодобывающая промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, добыча энергетических ресурсов и производство электроэнергии» [5]. Некоторые сельские общины находятся настолько далеко от транспортных сетей, что до них можно добраться только малой авиацией.
Сельские округа Китая состоят из открытой сельской местности с плотностью населения менее 500 человек на 1,6 км2 и мест с населением менее 2 500 человек. Аграрная политика Китая направлена на «триединство трех сфер: сельского хозяйства, сельской местности и фермеров, проживающих на этих территориях». Всего в Китае более 1576 сельских округов и 374 города [6].
В Бразилии, сельскими территориями являются муниципалитеты с населением менее 20 000 человек [7]. Вся государственная политика в области развития сельских территорий Бразилии основывается на развитии небольших фермерских хозяйств.
Сельские и удаленные территории охватывают все районы за пределами крупных городов Австралии (совокупность всех городских центров с населением 100 000 или более человек). Большое количество труднодоступных территорий. Численность сельского населения растет, однако его удельный вес в общей численности населения — снижается [8].
Сельские районы в Индии составляют более 700 человек на 1,6 км2 и мест с населением менее 3000 человек. Аграрная политика Индии направлена на устранение двух масштабных целей
устойчивого развития в рамках своей страны. Это ликвидация бедности «zero poverty», ликвидация голода «zero hunger» (цели № 1 и 2 Устойчивого развития ООН (SDG)). В Индии на сегодня насчитывается около 600 000 деревень [9].
Два соседних региона России — Казахстан и Беларусь объединяют тесные родственные и социальные связи жителей. За последние три года в Казахстане наблюдается ежегодный прирост сельского населения в среднем на 0,5%, что подтверждает эффективность осуществляемых мероприятий. Данные «меры направлены на создание агрокалашыков — это благоустроенные населенные пункты в селе, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий» [10].
Беларусь уделяет особое внимание развитию сельских территорий, которое, в основном, направлено на создание агрогородков. Впервые данное понятие появилось в «Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы». «Под агрогородком понимается благоустроенный сельский поселок с численностью населения, как правило, не более 1000 чел. Агрогородок имеет развитую производственную и социальную инфраструктуру, созданную на основе принятых в республике социальных стандартов, в которых перечислен перечень объектов инфраструктуры, обеспечивающих довольно высокое качество жизни сельского населения» [10].
Что касается Южной Кореи и Японии, то это страны с высоким технологическим развитием, небольшими площадями под сельскохозяйственные угодья, и в то же время, обеспечивающие свое население продуктами питания.
Таблица 2. Цели развития сельских территорий отдельных стран в мире
Table 2. The aims of the development of rural territories of certain countries in the world [17, 5, 6, 15, 9, 7, 8, 10, 14, 3, 11, 12]
№ п/п Страна, регионы Цели, необходимые для устойчивого развития сельских территорий
1 США Интеграция сельских территорий в единое информационное пространство, повышение качества жизни, обеспечение занятости сельского населения, распространение инноваций, экономическое развитие [17].
2 Канада Развитие удаленных северных сельских поселений и привлечение трудоспособного населения, в т.ч. иностранных граждан на работу в село [5].
3 Китай Привлечение активного трудоспособного населения и молодого населения в сельскую местность; поощрение перемещения сельской рабочей силы в другие провинции; интеграция медицинских услуг на селе и в городе, консолидация сельского здравоохранения; обучение врачей и модернизация сельских медицинских пунктов для помощи [6]
4 ЕС До 2020 г. господдержка направлена, главным образом, на решение экологических проблем в границах сельских территорий и их адаптацию к последствиям изменения климата (при определённом внимании повышению уровня жизни в сельской местности), с 2021 г. — на решение социальных проблем и развитие сельской экономики, причём с опорой на местные сообщества, инкорпорацию в хозяйственную практику «умного» сельского хозяйства и «умных» деревень, особую поддержку молодёжи, начинающих бизнесменов, женщин (экологическая и климатическая повестка остаётся актуальной) [15].
5 Индия Преодоление бедности в сельской местности; увеличение доли сельских домохозяйств, преодолевших бедность; улучшение оказания медицинской помощи в сельских районах; развитие агротуризма; увеличение доли женского населения в сельской местности и на предприятиях сельского хозяйства [9].
6 Бразилия, Аргентина Рост благосостояния фермеров. Восстановление и поддержка агроэкосистем [7]
7 Австралия Сокращение оттока сельского населения в город. Внедрение инноваций в сельское развитие [8].
8 Казахстан Привлечение и закрепление в сельской местности молодежи. Переток населения из южных трудоизбыточных районов в северные и восточные трудодефицитные районы [10].
9 Беларусь 1. Возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечение условий для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства. 2. Повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе [10].
10 Азербайджан Повышение доходов населения, проживающего в сельской местности [14]
11 Россия Решение проблем продовольственной безопасности национального масштаба, снижения оттока сельского населения в город и депопуляция сельских территорий, а также создание комфортных условий и привлекательного имиджа сельского уклада жизни [3]
12 Южная Корея, Япония Снижение оттока сельского населения. Развитие агропоселков внутри городов. Привлечение в село женщин. Меры поддержки женщин и детей в сельской местности [11, 12].
Источник: разработано авторами.
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № 5 (389). 2022
Южная Корея является членом консорциума стран «Four Asian Tiger». В конце 2017 года, в Корее принят «План по развитию сельского хозяйства, сельских поселений и продовольственной отрасли на 2018-2022 гг.» [11].
Япония — одна из самых высоко урбанизированных стран мира: 67% населения живет в городах при ежегодном его росте в 0,2% [12]. В Японии, одним из качественных показателем сельской территории является демографическая устойчивость.
В Европейском Союзе, под сельскими территориями представлены местности (классификация OECD), плотность населения которых составляет менее 150 жителей на квадратный километр (занимают 83 % территории ЕС).
Несмотря на значительные разницы между понятиями, качественными и количественными характеристиками сельских территорий стран, есть вопросы и задачи, которые объединяют их. Такими острыми барьерами в сельской местности являются социально-демографические проблемы (отток сельского населения в городские агломерации, уровень и условия качества жизни), эколого-экономические
вопросы (реализация мер в пользу прибыли, нежели в пользу благоприятного экологического состояния).
Также для анализа мер государственной поддержки сельских территорий, необходимо рассмотреть численность сельского населения в представленных странах за период в 60 лет, с 1960 по 2020 годы (табл. 1).
Кроме того, в таблице представлено изменение численности сельского населения за последние 10 лет (с 2010 по 2020 годы). Из 41 представленной страны, 28 имеют тенденцию увеличения численности в сторону городского населения. Наибольшее значение по оттоку населения из сельской местности за последнее 10 лет наблюдается в Китае, что составляет — 20,4%. Также, совершенно полярное, но тоже максимальное значение по переселению населения из урбанизированных территорий в сельскую местность наблюдается в Казахстане на уровне 12,7% в период с 2010 по 2020 годы. Такой положительный масштаб переселения в Казахстане достигается за счет создания агрокалашыков и применения эффективных мер поддержки по устойчивому развитию сельских территорий.
Что касается изменений за 60 лет, то наибольшее значение оттока населения в пользу сельской местности отмечается в Индии на уровне 142, 8%. Нидерланды за этот же период показывают — 70,7% изменений, наоборот, в сторону урбанизации. За последние 10 лет, тренд в Нидерландах, также сохранился в пользу города, но уменьшился почти вдвое и составлял — 36,7%.
Общая картина за 10 лет изменений является положительной (12 стран из 41), в отношении увеличения населения в сельской местности по сравнению с изменениями за период с 1960 по 2020 годы.
Таким образом, согласно таблице 1, в период с 1960 по 2020 годы, общее изменение численности населения в 41 странах отмечается в пользу сельских территорий, что в абсолютных числах составляет более 400 тыс. человек. Данное изменение показывает на следующие факторы:
1. Изменилась демография за 60 лет в этих странах (статистика численности населения стран по годам (табл. 1);
2. Поменялась геополитическая ситуация многих из представленных стран (Распад СССР, появление СНГ, выход Великобритании из ЕС);
Таблица 3. Меры государственной поддержки по отдельным странам Table 3. State support measures by certain country [5, 7, 6, 8, 17, 15]
№ п/п Наименование программы Цель программы Результаты программы
1 КАНАДА
2 Высокоскоростной интернет для всей Канады Обеспечение 100% покрытия широкополосным интернетом всей территории Канады В период с 2017 по 2019 гг. обеспеченность домохозяйств высокоскоростным интернетом возросла с 36 до 45°%.
3 Community Futures Network of Canada Создание сильной и динамичной сельской экономики 1. Сохранено более 89 тыс. рабочих мест в сельских и отдаленных общинах. 2. Реализовано почти 1900 проектов технической помощи для поддержания деятельности, преобразования и позиционирования малых и средних предприятий.
4 БРАЗИЛИЯ
5 Государственная программа закупок продовольствия (PAA) Поддержка небольших семейных ферм В период с 2011 по 2018 гг. РАА оказала помощь почти 450 000 семейным фермерам, у которых приобрели 2 млн тонн продовольствия, охватывающих 80% бразильских муниципалитетов
6 КИТАЙ
7 Программа «Возвращение в сельскую местность» Инвестирование в сельские районы для создания привлекательных рабочих мест и возможностей качественной жизни. В результате реализации программы созданы в сельской местности несколько различных аграрных стартапов: производство тофу (переработка 100 кг сои в день); заводы по изготовлению рисового вина и коричневого сахара; цеха по производству масла камелии и керамики; выращивание чайных растений лотоса
8 Программа «Омоложение села» до 2022 года Привлечение молодого населения в сельскую местность. Коммунистический союз молодежи планирует к 2022 году отправить в деревню более 10 миллионов студентов для «распространения цивилизации и омоложения деревень». Привлечено в сельской местности с 2018 года более 2 000 000 молодых специалистов. На сегодня Правительство Китая наняло более 200 000 выпускников Университетов на должности чиновников в сельской местности. Расширенная система социальной защиты повысила качество жизни в сельской местности и помогла пожилым фермерам выйти на пенсию и передать свои сельскохозяйственные активы более эффективным молодым фермерам.
9 АВСТРАЛИЯ
10 Привлечение иммигрантов в сельскую местность Привлечение иммигрантов (трудоспособного возраста и со знанием английского языка) в сельскую местность. В сельские территории привлечено более 1 млн человек. На сегодня, положительная динамика притока граждан в сельскую местность сохраняется.
11 США
12 Rural Business-Cooperative Service Повышение качества жизни сельских американцев за счет обеспечения лидерства в создании конкурентоспособных предприятий, включая устойчивые кооперативы, которые могут процветать на мировом рынке. За 2019 г. выделено 18 млн долл. США. Сохранено 579 рабочих мест, создано 245 новых рабочих мест. 126 предприятиям оказана помощь.
13 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
14 LEADER Поддержка местных инициатив по разработке и реализации пилотных и других проектов, направленных на решение экономических, социальных и экологических проблем на селе. Функционирует 3 тыс. местных инициативных групп (охватывают 61% сельского населения, почти все сельские территории ЕС, в том числе 217 неблагополучных сельских районов). В 2020 г.: 1) реализовано 816 крупных и около 4 тыс. мелких проектов; 2) открыто 86 объектов в социальной и производственной сферах; 3) улучшена транспортная инфраструктура в 112 населённых пунктах; 4) создано 46 кооперативов по оказанию услуг в отдалённых районах; 5) разработано 27 цифровых продуктов для использования на селе; 6) создано 12300 рабочих мест.
Источник: разработано авторами
международный опыт в сельском хозяйстве
Таблица 4. Меры государственной поддержки сельских территорий по отдельным странам для внедрения в России Table 4. Measures of state support for rural areas in certain countries for implementation in Russia [5, 7, 17, 8, 15]
№ п/п Наименование программы (Целесообразность применения в России) Стоимость программы
1 КАНАДА
2 Программа AgriDiversity по развитию предпринимательских навыков, помощи в трансформации и адаптации бизнеса сельского населения (молодежь, коренное население, женщины, инвалиды) в Канаде не большее 155,7 тыс. долл. США
3 Субсидирование заработной платы работодателям, нанимающим молодежь на сельскохозяйственные работы (Канада) Поддержка в размере 50°% заработной платы, максимум до 10900 долл. США
4 БРАЗИЛИЯ
5 Государственные закупки не менее 30% продуктов питания для муниципальных учреждений у фермеров Н/д
6 США
7 Сервисная поддержка (технологическое обслуживание с дополнительными льготами) и сервис для потребителей 19 млн. долларов США
8 АВСТРАЛИЯ
9 Безопасность детей в сельской местности 2 млн долл. США ежегодно
10 европейский союз
11 Развитие сегментов «умной» деревни через государственное финансирование (широкополосная связь в малонаселенных сельских районах, создание центров сельских цифровых инноваций и цифровой грамотности 238,5 млн евро ежегодно
12 Финансирование мероприятий по развитию сотрудничества и кооперации на селе (форумов, групп взаимопомощи) 161 млн евро ежегодно
13 Инициация создания и поддержка кооперативов, оказывающих социальные услуги (уход за престарелыми, занятия с детьми, услуги здравоохранения, уборка дома, другие виды работ на селе) 45,9 млн евро ежегодно
14 Повышенные ставки государственных компенсационных выплат и инвестиции в сельскохозяйственные и несельскохозяйственные активы для слаборазвитых и удалённых районов 3038,2 млн евро ежегодно (компенсация 75 % в слаборазвитых и отдалённых районах, 40 % — в остальных)
15 Поддержка проектов по вовлечению социально неблагополучных и социально незащищенных слоёв населения в сельскохозяйственную и несельскохозяйственную деятельность на селе 2355,7 млн евро ежегодно
16 Поддержка (совместно с НКО, местными сообществом, бизнесом) развития заброшенных (обезлюденных) деревень 249,9 млн евро ежегодно
17 «Платформа возрождения (развития) сельских территорий» — платформа для обмена информацией 6,7 млн евро ежегодно
Источник: разработано авторами
3. Применение эффективных мер государственной поддержки по развитию сельских территорий (Канада, Австралия, Казахстан и т.д.).
Первые два фактора не являются областью нашего исследования. Поэтому далее мы рассмотрим меры поддержки сельских территорий по странам. Все страны имеют свои цели, которые предопределяют их задачи, размер и объем государственных поддержек (табл. 2).
Все цели развития сельских территорий представленных стран должны иметь триединую фокусировку (экология, экономика и социум) [16], согласно концепции устойчивого развития. Но триединство соблюдается не у всех целей, и, соответственно, это отражается и на мерах государственной поддержки. Только у трех стран, наблюдается экологическая направленность (ЕС, Бразилия, Китай), которая занимает наименьшую долю в устойчивости. Основной «перекос» отмечается в сторону «экономики» (США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия Беларусь, Азербайджан). Среднюю позицию занимает аспект «социум» (Китай, Индия, Южная Корея, Япония, ЕС, Россия). Таким образом, цели, напрямую отражают вызовы и проблемы развития сельских территорий, с которыми сталкиваются страны.
Все меры государственной поддержки не представляется возможным вместить в ограниченные параметры статьи, поэтому ниже представлены меры только по отдельным странам (табл. 3).
Большинство мер поддержки имеют «ответный отклик» в России. Иными словами, программы, реализуемые в России, имеют своих «двойников» в зарубежных странах. Также за рубежом есть программы, которые в России не смогут быть внедрены ввиду их религиозных, гендер-ных и традиционных значений. Но есть и такие меры поддержки в мировом опыте, которые,
по-нашему мнению, необходимо рассмотреть для внедрения в сельскую местность Российской Федерации.
Заключение. Исходя из проведенного исследования, нами выявлены ключевые выводы по опыту внедрения государственных мер поддержки для развития сельских территорий в зарубежных странах:
1. Положительный прирост численности сельского населения Канады и Австралии обусловлен активной миграционной политикой;
2. В странах Латинской Америки развитие сельских территорий осуществляется через создание условий для функционирования мелких фермерских хозяйств;
3. В странах Евросоюза поддержка сельских территорий (1) опирается на участие фермеров, их кооперативов, местных сообществ в реализации сформулированных государством целей и приоритетов, (2) акцентирует внимание на интересы молодёжи, женщин, детей, людей с ограниченными возможностями, (3) придерживается дифференцированного подхода к различным типам сельских территорий, (4) предполагает использование организационных (в том числе социальных) инноваций, цифровых и иных современных технологий, (5) ориентируется на решение проблем, связанных с неблагоприятными следствиями изменения климата и ухудшения экологии;
4. В азиатских странах (Япония, Южная Корея) поддержка направлена на привлечение городских жителей в сельскую местность посредством создания там новых рабочих мест и развития сельского туризма. Цель поддержки села в менее развитых в социально-экономическом плане азиатских странах (Китай, Индия) заключается в преодолении бедности в сельской местности;
5. Во многих странах ключевое влияние на развитие сельских территорий оказывает некоммерческий фонд, который непосредственно работает с сельским населением и сельскими общинами. Как правило, это сеть небольших организаций, финансируемых из федерального бюджета и осуществляющих свою деятельность по всей стране. В функции фонда входят: обучение сельского населения, просвещение по имеющимся программам развития сельских территорий, помощь в оформлении документов для участия в них и т.д.
Таким образом, анализ зарубежных мер поддержки развития сельских территорий показал, что программы направлены на решение как прямых вопросов в сельской местности, так и на решение косвенных проблем сельскохозяйственного сектора. У большинства программ наблюдается комплексный подход. Но такого подхода, к сожалению, недостаточно. Необходимо, как в России, так и в мире, начинать решать вопросы развития сельских территорий «снизу-вверх». Иными словами, «иерархию решений» стоит сфокусировать на жителях сельской местности, поскольку только им понятнее, какая есть необходимость ресурсов, и самое главное, в каких ресурсах есть востребованность для развития сельских территорий. На сегодня, в России, «иерархия решений» мер поддержки представлена «сверху-вниз».
Список источников
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий российской федерации на период до 2020 года от 30.11.2010 № 2136-р. Официальный сайт Министерства Сельского Хозяйства России. 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx.gov.ru/upload/iblock/ db1/db14372dc81417f7a376c3034d3c9bf4.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3. Официальный интернет-портал правовой информации. 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 25.04.2022).
3. «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» от 02.02.2015 № 151 -р. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _174933/2844094b7ba6e57e91fd5bb036ee91d9f6727238/ (дата обращения: 30.04.2022).
4. Овчинников О.Г. Сельская местность США: определение, состояние и эволюция // Россия и Америка в XXI веке. 2020. № 4. С. 7.
5. Григорьева Е.Е., Демчук А.Л., Шульга П.С. Современная Канада: провинции и территории:Учебный справочник. Москва: «КДУ», «Университетская книга», 2022. 194 с.
6. National Administration for Rural Revitalization. China Rural Revitalization Strategic Plan (2018-2022). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cpad.gov.cn/ (дата обращения 07.10.2021).
7. Monitoring and Evaluation of Brazilian Agricultural Policy 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/8f4be872-en/index. html?itemId=/content/component/8f4be872-en (дата обращения 01.05.2022).
8. Рюмкина И.Н. Зарубежный опыт исследования государственных мер поддержки сельских территорий Австралии // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2021. № 38(43). С. 143-149.
9. Agriculture in India: New and Important Information on Agriculture in India. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibef.org/industry/agriculture-india.aspx (дата обращения 12.08.2021).
10. Простенко, А.Н. Опыт классификации сельских территорий в странах СНГ: Беларусь и Казахстан // Вестник ГУУ. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ opyt-klassifikatsii-selskih-territoriy-v-stranah-sng-belarus-i-kazahstan (дата обращения: 05.05.2022).
11. Evolution of Rural Policies in Korea and Current Policies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/sites/6fb7aee9-en/index. html?itemId=/content/component/6fb7aee9-en (дата обращения: 10.08.2021).
12. Rural revival in Japan. Round Table on Rural Land Use 10th OECD Rural Development Conference May 19, 2015, Memphis, USA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/cfe/regionaldevelopment/ Revitalising-rural-areas-in-Japan-KatsuhikoYamauchi.pdf (дата обращения: 01.08.2021).
13. Official statistics. World Bank. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svspb.net/danmark/selo. php (дата обращения 20.09.2021).
14. «Strategic Vision and Roadmap for Azerbaijan: Agriculture». Order dated 06.12.2016 of the President of the Republic of Azerbaijan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monitoring.az/assets/upload/files/8047fecde1 0eaf0fd8cb45de716d8267.pdf дата обращения 20.05.2022).
15. EU long-term vision for rural development up to 2040. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/new-push-european-democracy/long-term-vision-rural-areas_en (дата обращения 05.06.2022).
16. Rudoy E.V. et al. Crop production in Russia 2030: Alternative data of the development scenarios. Data in Brief. Vol. 29. 105077.
17. Овчинников О.Г. Сельские территории США: состояние, развитие и государственная политика. Опыт для России. Москва: Дашков и К, 2021. 472 с.
References
1. Government of the Russian Federation (2010). Kont-septsiya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii rossiiskoi federatsii na period do 2020 goda ot 30.11.2010 No. 2136-r [The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020 from 30.11.2010 No. 2136-r]. Official website of the Ministry of Agriculture of Russia. Available at: http://mcx.gov.ru/upload/ iblock/db1/db14372dc81417f7a376c3034d3c9bf4.pdf (accessed 15 April 2022).
2. Government of the Russian Federation (2010). Federal'nyi Zakon Rossiiskoi Federatsii «Ob obshchikh print-sipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii» ot 06.10.2003 No. 131-FZ [Federal Law of the Russian Federation 'On the General Principles of Local Self-Government Organisation in the Russian Federation' of 06.10.2003, No 131-FZ]. Official Internet Portal of Legal Information. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/ (accessed 25 April 2022).
3. Government of the Russian Federation (2010). «Strategiya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» ot 02.02.2015 No. 151-r [«Strategy for Sustainable Development of Rural Territories of the Russian Federation for the period until 2030» of 02.02.2015 No. 151-r]. Official Internet Portal of Legal Information. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_174933/2844094b7ba6e57e91fd5bb036ee 91d9f6727238/ (accessed 30 April 2022).
4. Ovchinnikov O.G. (2020). Sel'skaya mestnost' SSHA: opredelenie, sostoyanie i ehvolyutsiya [Rural America: Definition, Status and Evolution]. Russia and America in the XXI Century, no. 4, p. 7.
5. Grigorieva E.E., Demchuk A.L., Shulga P.S. (2022). Sovremennaya Kanada: provintsii i territorii: Uchebnyi sprav-
ochnik [Modern Canada: Provinces and Territories: A Study Guide], KDU, University Book, p. 194.
6. China's Ministry of Agriculture (2018). National Administration for Rural Revitalization. China Rural Revitalization Strategic Plan (2018-2022). Available at: http://www. cpad.gov.cn/ (accessed 07 October 2021).
7. OECD (2020). Monitoring and Evaluation of Brazilian Agricultural Policy. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/sites/8f4be872-en/index.html?itemId=/content/ component/8f4be872-en (accessed 01 May 2022).
8. Ryumkina I.N. (2021). Zarubezhnyi opyt issledovaniya gosudarstvennykh mer podderzhki sel'skikh territorii Avstralii [Foreign experience of research of state measures of support of rural territories of Australia]. Bulletin of the Russian State Agrarian Extramural University, no. 38(43), pp. 143-149.
9. IBEF (2021). Agriculture in India: New and Important Information on Agriculture in India. Available at: http://www. ibef.org/industry/agriculture-india.aspx (accessed 12 August 2021).
10. Prostenko, A.N. (2012). Opyt klassifikatsii sel'skikh territorii v stranakh SNG: Belarus' i Kazakhstan [Experience of Rural Territories Classification in the CIS Countries: Belarus and Kazakhstan]. GUU Bulletin, no. 1. Available at: URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-klassifikatsii-selskih-territoriy-v-stranah-sng-belarus-i-kazahstan (accessed 05 May 2022).
11. OECD (2021). Evolution of Rural Policies in Korea and Current Policies. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/sites/6fb7aee9-en/index.html?itemId=/content/ component/6fb7aee9-en (accessed 10 August 2021).
12. OECD (2021). Rural revivals in Japan. Round Table on Rural Land Use 10th OECD Rural Development Conference May 19, 2015, Memphis, USA. Available at: http://www.oecd. org/cfe/regionaldevelopment/Revitalising-rural-areas-in-Japan-KatsuhikoYamauchi.pdf (accessed 01 August 2021).
13. World Bank (2021). Official statistics. Available at: http://svspb.net/danmark/selo.php (accessed 20 September 2021).
14. Ministry of Agriculture Azerbaijan (2016). «Strategic Vision and Roadmap for Azerbaijan: Agriculture». Order dated 06.12.2016 of the President of the Republic of Azerbaijan. Available at: http://monitoring.az/assets/upload/ filesZ8047fecde10eaf0fd8cb45de716d8267.pdf (accessed 21 May 2022).
15. EU (2022). EU long-term vision for rural development up to 2040. Available at: http://ec.europa.eu/info/strat-egy/priorities-2019-2024/new-push-european-democracy/ long-term-vision-rural-areas_en (accessed 05 June 2022).
16. Rudoy E.V., et al. (2020). Crop production in Russia 2030: Alternative data of the development scenarios. Data in Brief, vol. 29, 105077
17. Ovchinnikov O.G. (2021). Sel'skie territorii SSHA: sostoyanie, razvitie i gosudarstvennaya politika. Opyt dlya Rossii [Rural areas of the USA: state, development and public policy. Experience for Russia]. Moscow: Dashkov & K, p. 472.
Информация об авторах:
Рюмкина Инга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экология,
Новосибирский государственный аграрный университет, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7410-6479, [email protected] Рюмкин Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и отраслевой экономики, Новосибирский государственный аграрный университет, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2427-8029, [email protected] Рудой Евгений Владимирович, профессор, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, ректор, Новосибирский государственный аграрный университет, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3311-9991, [email protected] Алещенко Виталий Викторович, доктор экономических наук, профессор, проректор по стратегическим проектам, Новосибирский государственный аграрный университет, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4158-6127, [email protected] Петухова Марина Сергеевна, доктор экономических наук, научный сотрудник, Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0133-2851, [email protected]
Information about the authors:
Inga N. Ryumkina, candidate of economic sciences, associate professor of ecology department, Novosibirsk State Agrarian University, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7410-6479, [email protected]
Sergey V. Ryumkin, candidate of economic sciences, associate professor of economics department, Novosibirsk State Agrarian University, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2427-8029, [email protected]
Evgeniy V. Rudoy, doctor of economic sciences, professor, corresponding member of RAS, rector, Novosibirsk State Agrarian University, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3311-9991, [email protected]
Vitaly V. Aleshchenko, doctor of economic sciences, professor, pro-rector for strategic projects, Novosibirsk State Agrarian University, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4158-6127, [email protected]
Marina S. Petukhova, doctor of economic sciences, research fellow, Institute for Agricultural Research, National Research University Higher School of Economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0133-2851, [email protected]