Научная статья на тему 'Мировой опыт развития и регулирования предприятий малого бизнеса'

Мировой опыт развития и регулирования предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4372
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / ЛЬГОТЫ / ГОСУДАРСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / REGULATION OF SMALL BUSINESS / TAXES / BENEFITS / STATE / INTELLECTUAL PROPERTY / SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метельская Елена Анатольевна

Статья посвящена исследованию актуальных проблем, связанных с регулированием малого бизнеса. На основе системного анализа в работе изучен зарубежный опыт взаимодействия власти с малыми предприятиями. Выделены основные направления поддержки малого бизнеса, обозначена специфика контролирующих структур. По результатам полученных данных и с учетом отечественной специфики обоснованы рекомендации по усовершенствованию регулирующего воздействия на малый бизнес в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND REGULATION OF SMALL BUSINESSES

The article is devoted to topical issues related to the regulation of small businesses. On the basis of systems analysis in the article studied foreign experience of interaction with the power of small businesses. The basic directions of support of small businesses indicated specific regulatory structures. According to the results of the data and taking into account national specifics substantiated recommendations on the improvement of the regulatory impact on small business in Russia.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт развития и регулирования предприятий малого бизнеса»

Экономическая политика и хозяйственная практика

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

УДК 334 ББК 65.290.31 М 54

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

предприятий малого бизнеса

(Рецензирована)

Метельская Елена Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар.

Тел.: (903) 452 09 06, е-mail: e.metelskaya @yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальных проблем, связанных с регулированием малого бизнеса. На основе системного анализа в работе изучен зарубежный опыт взаимодействия власти с малыми предприятиями. Выделены основные направления поддержки малого бизнеса, обозначена специфика контролирующих структур. По результатам полученных данных и с учетом отечественной специфики обоснованы рекомендации по усовершенствованию регулирующего воздействия на малый бизнес в России.

Ключевые слова: малый бизнес, регулирование, налоги, льготы, государство, интеллектуальная собственность, поддержка.

world experience of development and regulation of small businesses

Metelskaya Elena Anatolyevna

candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar.

Ph.: (903) 452 09 06, е-mail: e.metelskaya @yandex.ru

Summary. The article is devoted to topical issues related to the regulation of small businesses. On the basis of systems analysis in the article studied foreign experience of interaction with the power of small businesses. The basic directions of support of small businesses indicated specific regulatory structures. According to the results of the data and taking into account national specifics substantiated recommendations on the improvement of the regulatory impact on small business in Russia.

Keywords: small business, regulation of small business, taxes, benefits, the state, intellectual property, support of small business.

Предпринимательство как сложный экономический и социальный феномен имеет большой путь исторического развития и запечатленные при этом на каждом этапе характерные черты соответствующей эпохи. Но если говорить о России, то не зависимо от конкретной исторической эпохи, исключительная роль в развитии предпринимательства принадлежит государству. Так, преобразования петровской эпохи способствовали развитию легкой и особенно тяжелой промышленности, так как государство поддерживало привлечение в промышленность инвестиций, рабочей силы, не жалело средств и льгот для привлечения иностранных специалистов. Нужно заметить, что для формирования и активизации развития частного предпри-

нимательства правительство Петра I обращалось к опыту западных европейских государств. Вместе с тем, были созданы государственные регулирующие органы (Берг- и Мануфактур-Коллегии), которые ограничивали свободу предпринимателей, контролируя качество их продукции, диктуя технологию изготовления, номенклатуру, объемы казенных поставок. В связи с тем, что целью государственных реформ того времени было устранение экономической отсталости России в сравнении с другими странами, укрепление ее государственности, а не интересы общества, предпринимательство развивалось импульсивно, циклами. В 18 веке государственная власть в России приняла законы и осуществила мероприятия, которые с одной стороны способ-

26

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Экономическая политика и хозяйственная практика

ствовали развитию частного предпринимательства. Например, теперь можно было торговать ранее запрещенными к свободной торговле товарами (солью, табаком и другими), были разработаны меры по развитию частного торгового и промышленного предпринимательства с ослаблением вмешательства государства. С другой стороны, увеличилось налоговое бремя за счет роста прямых и косвенных налогов, ужесточился контроль промышленного предпринимательства, уменьшилась область приложения купеческого капитала, не в интересах предпринимателей изменились направления торговых путей. Эти и другие факторы сказались отрицательно на возможности накопления капитала и развитии частного предпринимательства.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности особенно проявилась во время Великой депрессии 1929 года, связанной с перепроизводством. Во второй половине 20 века в США, Англии, Германии правительство осуществляло регулирование экономики, но интенсивность этого вмешательства и факторы развития предпринимательства были различны. В Германии, например, правительство взяло курс на развитие малого и среднего бизнеса с целью вывода страны из послевоенного кризиса, развития экономики и повышения благосостояния как можно большего количества людей и не сильно вмешивалось в деятельность предпринимателей. После энергетического кризиса 1973 года, произошедшего из-за ценового сговора крупнейших нефтяных предприятий, а также изменения потребительского спроса многие государства приняли решение изменить структуру своих экономик в сторону увеличения предприятий малого и среднего бизнеса. Эти предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран, а финансово-экономический кризис 2008 года очередной раз подтвердил необходимость их развития.

Сложность, а порой и драматичность течения российских посттоталитарных реформ во многом связаны с игнорированием цивилизационного опыта становления и развития малого и среднего бизнеса и острой потребностью национальной хозяйственной самоидентификации.

К малым и средним предприятиям в европейских странах, а также в России относят предприятия с численностью персонала до 250 человек, в Америке под термином «малый бизнес» понимают малые и средние предприятия с численностью персонала до 500 человек. В данной статье под малым бизнесом будут подразумеваться малые и средние предприятия (МСП).

Малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как

обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержка инновационной активности, смягчение социального неравенства и других. Сравнительные исследования подтверждают, что роль малого бизнеса в экономике России в силу исторических, экономических, политических и социальных причин значительно ниже, чем в развитых странах. Так, согласно заявлению эксглавы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной вклад малого бизнеса в ВВП России в первом полугодии 2011 года достиг отметки в 20-25% [1], в то время как в ведущих странах мира он составляет от 51 до 61% [3]. Малое предпринимательство - очень чувствительный сектор экономики, который является наиболее уязвимым для таких неблагоприятных факторов, как финансовые трудности, циклические изменения, инфляция, налоговое давление и тому подобное. В связи с тем, что деятельность малых предприятий является весьма важным фактором мобильности экономики и, функционируя в нестабильных условиях, характеризуется высоким уровнем риска, в экономически развитых странах она активно поддерживается государством.

На современном этапе развития российской экономики малый бизнес оказывается в двойственном положении: с одной стороны, его развитие в отсутствие действенной государственной поддержки затруднено, но, с другой стороны, излишнее государственное регулирование также не способствует обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого предпринимательства [9]. И хотя развитие малого предпринимательства в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны, указанные обстоятельства обусловливают необходимость изучения зарубежного опыта и подходов к государственному регулированию малого бизнеса, выявление наилучших вариантов такого регулирования в условиях функционирования отечественной экономики, что составляет цель и композиционную платформу проводимого исследования.

С целью проведения анализа роли и значения государства в регулировании деятельности малого бизнеса обратимся к опыту стран Европы, США и Японии где процессы влияния государства на экономику уже прошли путь становления и развития. Принимая во внимание позитивные моменты и недостатки государственного регулирования, названные страны удачно балансируют, сочетая интересы различных сторон.

Наукой доказано, а практикой подтверждено, что рыночный механизм сам по себе (в режиме «невидимой руки») не способен сформировать здоро-

27

Экономическая политика и хозяйственная практика

вый уклад экономики. В условиях стихийного развития под влиянием кратковременных факторов в основном возникает структурная дезориентация. Поэтому одной из важнейших задач государства в области экономики является разработка и проведение специальной структурной (промышленной) политики. Следует отметить, что большую роль в формировании и осуществлении государственной политики по развитию и поддержке малого предпринимательства играет именно организационное обеспечение.

В конце прошлого века страны ЕС начали активно разрабатывать и реализовывать меры по регулированию и стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Эти меры касались, прежде всего, создания законов, благоприятных для этого уязвимого сектора экономики, изменений в социальной политике, выработке разнообразных программ поддержки, снижения административных барьеров. Сегодня работу по снижению административных барьеров ведут очень многие страны. Например, в Испании всего за сутки можно зарегистрировать малое предприятие и получить лицензию не только испанцам, но и иностранным гражданам, что способствует развитию этого сектора экономики; в Америке, Канаде, Германии и других странах с внедрением новых информационных технологий прямые контакты предпринимателей с чиновниками сведены к минимуму.

Государственная поддержка малых и средних предприятий во Франции, самой богатой стране Западной Европы, осуществляется через Министерство экономики промышленности и занятости, которое взаимодействует с Советом социально-экономического развития и Банком развития малых и средних предприятий. В состав Министерства входит Директорат по конкуренции и развитию малых и средних предприятий, имеющий пятьдесят два отделения по всей стране и взаимодействующий с предприятиями инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Деятельность Министерства направлена на претворение в жизнь государственной политики по увеличению занятости населения страны и оздоровлению экономики, созданию благоприятных условий для развития малых и средних предприятий, повышению их конкурентоспособности и экспортного потенциала. Директорат также взаимодействует с Банком развития малых и средних предприятий и занимается организацией работ, ресурсным обеспечением, исследованием и оценкой, разработкой и контролем программ, технической и финансовой поддержкой. Программы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса во Франции в 2010 году, включая

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

европейские, национальные, региональные и отраслевые, касались следующих вопросов:

- финансовой поддержки (в виде государственных гарантий на сумму € 35 млрд., и частных кредитов на € 96 млрд., в т.ч. около 40% долгосрочных);

- поддержки инновационной деятельности;

- модернизации производств;

- государственных контрактов;

- совершенствования управления;

- развития экспорта и других[4].

Есть программы, где особое внимание уделено повышению качества профессиональной подготовки кадров, улучшению информированности и расширению собственных фондов малых и средних предприятий. Кроме того, во Франции применяют специальные (упрощенные) налоговые режимы для малых и средних предприятий в зависимости от величины их обращения. Такие предприятия не подают декларации о налоге на добавленную стоимость, однако выплачивают подоходные налоги, уровень которых зависит от сферы деятельности. В целом государственная поддержка содержит до двух десятков финансовых, налоговых и административных мер.

В Германии к малым относят предприятия с численностью персонала до 9 человек, а от 10 до 499 человек - это уже средние предприятия. Деятельность этих предприятий регулируется и поддерживается Комитетом по экономике и технологиям, разрабатывающим политику государства в этой области, Федеральным министерством экономики и технологий, согласовывающим деятельность организаций по исполнению этой политики, Генеральным Директоратом-II, занимающимся оперативными вопросами.

Помощь малым и средним предприятиям предоставляется по следующим направлениям:

- выдача кредитов на расширение, реконструкцию, а также приобретение и создание предприятий;

- финансирование участия в капитале крупных предприятий;

- долгосрочное инвестирование создания или сохранения рабочих мест;

- гарантирование перед кредитными обществами;

- инвестиционная помощь в проведении энергосберегающих мероприятий, стимулирование внедрения передовых технологий;

- повышение квалификации кадров, охрана окружающей среды;

- субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- регулирование доходов предприятий, капитальных вложений за счет реализации специаль-

28

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Экономическая политика и хозяйственная практика

ных программ кредитования, а также прибыли -посредством установления дифференцированных налоговых ставок.

Пристального внимания заслуживает опыт регулирования и поддержки малого бизнеса в США. Так как приоритетом экономической политики государства является поддержание и увеличение вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны, то малым и средним предприятиям оказывается комплексная, многоплановая, а главное действенная поддержка. Об ее эффективности можно судить по следующим данным: доля малых предприятий в ВВП страны составляет 52 % (5,6 трлн долл.), в малом бизнесе работает 62,3 млн человек, что составляет 50,6% от общей занятости, доля малых предприятий в общем количестве предприятий - 97,6% или 22,9 млн предприятий, в т.ч. 9,1 млн индивидуальных предпринимателей [4]. С восьмидесятых годов прошлого века с помощью медийных средств американцев призывают создавать свой бизнес и становиться свободными и успешными.

Высшим органом, реализующим государственную политику в отношении малого и среднего бизнеса в США, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ), созданная в пятидесятых годах прошлого века. Она подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру АМБ входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это даёт возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния малых и средних предприятий, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития этого сектора экономики [4].

Администрация малого бизнеса очень влиятельная правительственная организация, привлекающая в сферу малого бизнеса солидные инвестиции и имеющая широкую сеть представительств. В качестве финансовой помощи АМБ предоставляет возможность малым и средним предприятиям осуществлять займы под свои гарантии на приобретение основных и оборотных средств, на восстановление имущества и возобновление текущей деятельности, прерванное из-за стихийных бедствий, нарушений общественного порядка и других причин; выдает лицензии и оказывает финансовую поддержку частным инвестиционным фирмам, главной задачей которых является осуществление капитальных вложений и предоставление услуг по управлению малым предприятием. Очень интересное решение нашла АМБ для консультирования представителей малого бизнеса. В стране были организованы несколько сотен консультационных

отделений, в которых работают высококвалифицированные в той или иной области пенсионеры. Этот опыт внедрили и страны ЕС. Там такие специалисты для консультаций выезжают на предприятия и даже за пределы Евросоюза. Юридическая служба Администрации малого бизнеса занимается изучением влияния на деятельность малых предприятий различных решений правительства, законодательных проектов, при необходимости вносит предложения по внесению изменений и предоставляет информацию малым предприятиям. Через сеть бесплатных информационных порталов АМБ в Интернет американский малый бизнес может осуществлять поиск инвесторов, партнеров, получать информацию о вариантах сотрудничества малых и крупных предприятий, государственных и частных заказах, закупках и поставках, о технологических ресурсах и НИОКР в перспективных направлениях деятельности.

В целях развития экспортных возможностей малого бизнеса в США действует множество электронных сетей, в числе которых:

- система оценки и анализа экспортных рисков

- партнерство по технической поддержке экспорта

- информационная сеть правовой поддержки экспортеров

- сайт по оказанию помощи экспортерам и другие [7,10].

Япония со второй половины ХХ века выбрала путь построения экономической системы, ориентированный на экономическую и социальную активность среднего класса индустриального общества. Подобная направленность нашла свое отражение не только в хозяйственных закономерностях развития, но и в наличии нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность малых и средних предприятий. В центре этого законодательного обеспечения находится Закон о малых и средних предприятиях, принятый еще в 1963г. После кризиса 1998 года в государственную политику в области малого и среднего бизнеса, а также в Закон о малых и средних предприятиях были внесены изменения. Так были увеличены размеры предприятий и уставного капитала.

В таблице представлены современные критерии отнесения японских предприятий к малым и средним.

Регулирующими и поддерживающими развитие малого и среднего бизнеса являются следующие государственные органы:

• Министерство экономики, торговли и промышленности - отвечает за стратегию развития малых и средних предприятий;

• Совет по политике МСП - входит в состав

29

Экономическая политика и хозяйственная практика

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Министерства экономики, торговли и промышленности;

• Агентство МСП - создано для координации деятельности инфраструктуры поддержки МСП, также входит в состав Министерства экономики, торговли и промышленности;

• Японское агентство регионального развития МСП - обеспечивает взаимодействие всех центров поддержки МСП в стране.

Малому бизнесу оказывается существенная финансовая помощь. Основными направлениями поддержки являются:

• модернизация хозяйственной деятельности;

• инновационная деятельность;

• приобретение техники;

• технологическое развитие;

• структурная перестройка малых предприятий;

• улучшение условий труда;

• содействие торговле;

• сбор и анализ информации об экономических показателях и технической вооруженности малых предприятий для оценки эффективности государственной поддержки [8].

Таким образом, рассмотрев мировой опыт регулирования и развития предприятий малого бизнеса можно сделать следующие основные выводы:

• содействие и поддержка малого предпринимательства является самостоятельной составляющей государственной политики во многих странах, так как эффективность деятельности малых и средних предприятий оказывает прямое влияние на развитие экономики;

• государственные программы поддержки в разных странах в основном одинаковы, хотя механизмы их реализации разнятся;

• приоритетными направлениями государственной поддержки многих стран являются инновационная и экспортная деятельность, модернизация и техническое вооружение, НИОКР, сфера высоких тех-

нологий, повышение квалификации кадров;

• доля государственных заказов для малого бизнеса колеблется от 15% до 33% от всего объема;

• во многих странах бюрократические препоны и налоговое бремя для малого и среднего бизнеса стараются снизить;

• территориальная инфраструктура поддержки хорошо развита. Это сеть банков, страховых и инвестиционных организаций, центры развития малых и средних предприятий, информационные и консалтинговые центры, бизнес-инкубаторы и технопарки, центры по развитию экспорта и другие.

В современной России малому бизнесу также оказывается поддержка: субсидируются многие направления, мероприятия, приоритетные виды предпринимательской деятельности, инфраструктура поддержки многообразна. Но необходимый эффект пока не достигнут.

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что теоретически роль государства в условиях переходного периода должна быть на порядок выше, чем в устоявшихся, экономически стабильных обществах. Последним присуща институциональная завершенность общественного устройства, наличие целого ряда «вмонтированных» стабилизаторов, которые в значительной мере обеспечивают автоматическое регулирование и стабильность развития. Хотя и в развитых странах функции государства являются значительными, демонстрируя при этом тенденцию к росту. В трансформационной экономике России не хватает и того, и другого. По мнению автора, существующий пробел должен быть компенсирован государством, путем увеличения доли его сознательных действий в социально-экономическом процессе.

Необходимо улучшение институциональной среды. В секторе малого предпринимательства России сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал и интеллектуальная собственность. Поэтому приоритетным направлением государственной институциональной политики и регулиро-

Таблица

Критерии отнесения предприятий Японии к малым или средним

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид деятельности Численность, чел. Уставной капитал, млн иен

Малые предприятия Средние предприятия

Услуги до 5 до 50 до 50

Розничная торговля до 5 до 50 до 50

Оптовая торговля до 5 до 100 до 100

Производство до 20 до 300 до 300

30

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Экономическая политика и хозяйственная практика

вания должно являться внедрение современных правовых и организационных механизмов защиты прав на интеллектуальную собственность с целью обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции, незаконного отчуждения и подделок.

Существует и кадровая проблема развития малого бизнеса. Автор разделяет мнение специалистов об управленческом консерватизме, узости экономической подготовленности, функциональной неграмотности кадров, которым требуется все больше знаний и опыта [4]. Например, проникновение Internet-ресурсов в предпринимательство привело к созданию новых систем расчетов, которые условно можно назвать виртуальными, что требует от предпринимателей и уверенного владения информационными технологиями [6]. В России проводится политика формирования положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства, в том числе и с целью вовлечения все большего количества граждан в занятие бизнесом, поэтому представляется немаловажной государственная поддержка по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала для малого бизнеса.

Важным мировым показателем поддержки малых предприятий является доля малого бизнеса в выполнении государственных заказов. В 2010 году по всей России, кроме Московской области, доля госзаказов для малых и средних предприятий составляла не более 2%. Поэтому необходимо количество госзаказов привести хотя бы в соответствие с законом (по 94-му федеральному закону о размещении государственного и муниципального заказа, государственным заказчикам необходимо размещать среди малых предприятий от 10 до 20% всего объема заказов) [2].

Кроме того, в процессе совершенствования экономического механизма обеспечения расширенного воспроизводства в малых предприятиях государству следует продолжать комплексно практиковать различные инструменты поддержки: совершенствовать систему налогообложения в сторону снижения налогового бремени, продолжать субсидировать процентные ставки при получении кредитов в коммерческих банках, создавать гарантийные фонды для финансового обеспечения кредитов начинающим малым предприятиям, не имеющим стартового капитала - предмета залога, регулировать цены на топливно-энергетические ресурсы, определять приоритетные отрасли, для которых поддержка будет оказываться в первую очередь, вести борьбу с ведением теневого бизнеса и коррупцией [5].

ИСТОЧНИКИ:

1. Вклад малого бизнеса в ВВП России в I полугодии составил 20-25% URL: http://www.xn— 7sbbiiebcza1aicinkmhcrd3aud2w.xn--p1ai/novosti/ vklad-malogo-biznesa-v-vvp-rossii-v-i-polugodii-sostavil-20-25.

2. Госзаказы для малого бизнеса в России значительно отстают от нормы URL: http://www.bizguru.ru/ node/538 (дата обращения 08.11.2013).

3. Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире / Калинин А.В. // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 4. - С. 3-12.

4. Метельская Е.А. Кадровые проблемы развития фермерских хозяйств // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2005. № 12. С. 164-168.

5. Метельская Е.А. Экономические проблемы расширенного воспроизводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (по материалам Краснодарского края). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Краснодар, 2006.

6. Новиков В.С., Перова А.Е. Виртуализация финансовой сферы как тенденция и адаптация к современным экономическим условиям ведения бизнеса // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2012. № 32. С. 48-53.

7. Опыт зарубежных стран в развитии конкурен-

тоспособного экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства / Е.Л. Емельянова, В.Н. Нагих, В.А. Бондаренко, Г.Л. Аскинази / URL: http://www.vneshmarket.ru/

content/ document_r_E5F0CC3E-98AF-4DC6-87B0-FF96C8D9DFE2.html (дата обращения 08.11.2013).

8. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран /В.А. Бондаренко, А.Д. Иоффе, В.Н. Нагих / URL: http://www.giac.ru/ analytics/?id=14 (дата обращения: 08.11.2013).

9. Селиверстова Ю.А. Проблемы развития малого предпринимательства в России / Селиверстова // Казанская наука. - 2010. - № 9. - С. 332-336.

10. Хашева З.М. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизационных сетей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - №1. - С. 322329.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.