Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №1, Том 12 / 2020, No 1, Vol 12 https://esj.today/issue-1-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/76ECVN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Комилов С. Д., Тошпулотов А. А. Мировой опыт развития государственных корпораций // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/76ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Komilov S.J., Toshpulotov A.A. (2020). World experience in the development of public corporations. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(12). Available at: https://esj.today/PDF/76ECVN120.pdf (in Russian)
УДК 334.012.3 ГРНТИ 06.81.19
Комилов Сироджиддин Джалолиддинович
Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, Таджикистан Профессор кафедры «Экономической теории и мировой экономики»
Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Тошпулотов Алишер Аминович
Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, Таджикистан
Докторант (PhD) кафедры «Экономической теории и мировой экономики»
E-mail: [email protected]
Мировой опыт развития государственных корпораций
Аннотация. Повышенное внимание к государственным корпорациям на сегодняшний день является следствием расширения позиций государства в экономической сфере, синтезом государственного контроля и рыночных принципов ведения бизнес-процессов. Государственные корпорации основывают с целью обеспечения проведения определенной государственной политики там, где рыночные институты не всегда успешно справляются со своими функциями или не всегда четко функционируют. Для повышения эффективности государственных корпораций в отечественной экономике необходимо исследование и обобщение их мирового опыта развития, что и явилось целью исследования в данной статье. Для достижения цели исследования был использован комплекс методов, а именно: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение экономической и правовой информации по проблеме исследования.
В статье обобщен зарубежный опыт развития и функционирования государственных корпораций. Констатировано, что такие корпорации создаются с участием государства с целью поддержки, финансирования и стимулирования приоритетных отраслей экономики. Сделан вывод, что государственные корпорации могут иметь как коммерческий, так и некоммерческий характер деятельности, преследовать различные государственные, общественные, политические и другие интересы. Рассмотренный в настоящей статье успешный мировой опыт создания и развития государственных корпораций является интересным в контексте его использования в экономических реалиях Таджикистана. Его применение может помочь решить насущные проблемы, возникшие сегодня в корпоративном секторе государственной экономики, усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение деятельности государственных корпораций, избежать ошибок при управлении государственной собственностью и обеспечить эффективное реформирование экономики Таджикистана.
Ключевые слова: государственные корпорации; мировой опыт; государственная политика; рыночные институты; финансирование; стимулирование; государственная собственность; государственный капитал; частный капитал
Проблемы формирования корпоративного капитала в национальной экономике приобрели актуальность в начале 90-х гг. прошлого века при переходе к рыночным отношениям и приватизации государственной собственности. Трансформация новых форм и методов управления государственной собственностью, необходимость обеспечения контроля государства в стратегически важных отраслях экономики привели к появлению новых форм корпоративных структур - государственных корпораций. Кроме того, целью создания таких корпораций была поддержка и развитие отраслей, которые были в инвестиционном плане непривлекательны для бизнеса.
Анализ современной экономической ситуации в разных странах свидетельствует о том, что государственные корпорации зачастую появляются при наличии серьезных системных проблем в экономике. Часто государственные корпорации основывают для обеспечения проведения определенной государственной политики там, где рыночные институты не справляются со своими функциями или не работают.
Теоретические и практические аспекты деятельности государственных корпораций исследовали много ученых. Среди последних научных поисков в этой области можно отметить научные публикации В.В. Вычужаниной [1], В.В. Курченкова [2], А.А. Мамедова [3], К.С. Панфилова [4], А.И. Шаталовой [5], Р.Д. Эльбрусова [6].
Вместе с тем, все еще недостаточно освещены вопросы сущности государственных корпораций в национальной экономике, их роли и места в эволюционном развитии экономики и современной экономической теории. А также недостаточно рассмотрен и зарубежный опыт их функционирования и регулирования. Целью предлагаемой статьи является анализ и обобщение становления и функционирования данных структур в разных странах, их роли и функций в экономическом развитии.
Государственные корпорации существуют во многих странах и имеют различное функциональное назначение. Они создаются на основании действующего законодательства определенной страны, их советы директоров формируются и подотчетны правительству, парламенту, президенту либо кабинету министров страны.
На американском континенте корпорации начали возникать в конце XVIII в. Такая форма предпринимательства была заимствована у англичан и приобрела широкое распространение в XIX в. В 1882 гг. В США первой монополией в промышленности и первой современной крупной корпорацией стала нефтяная компания «Standart Oil». В конце XX в. американские корпорации производили 60 % национальной промышленной продукции [7].
Исследованием корпоративных структур занимались ученые из североамериканской школы права. Так, ими был предложен подход к классификации современных корпораций в США, а именно предложено четыре их основных типа: публичные, правительственные, неприбыльные и бизнес корпорации [8].
Публичные корпорации формируются преимущественно министром юстиции (secretary of state) или, иногда, специальным законодательным актом. Публичные корпорации имеют специальную цель и «функционируют как управленческие структуры или правительства» [9]. К этой категории относят власти аэропортов, муниципалитеты городов и поселений.
Введение
Для особой цели специальным актом Конгресса создаются правительственные корпорации (government corporations). Они находятся частично или полностью в собственности федерального правительства и, по сути, является частью административно-территориального деления США. Количество правительственных корпораций по сравнению с публичными в США невелико - около двух десятков (примеры: Национальная железнодорожная корпорация США, Почта США и др.).
Отметим, что американское толкование термина публичная (public) корпорация не является однозначным. Во-первых, некоторые авторы не отличают публичные корпорации от правительственных (хотя между ними есть разница). Например, в словаре юридических терминов Блейка отмечается, что публичные корпорации - это те, что «создаются государством с политическими целями и действуют как агенты в осуществлении государственного управления, преимущественно в пределах определенной территории или части государства, и обычно имеют право локального нормотворчества, такие как район, город, поселок городского типа или округ» [10]. Во-вторых, термин «public corporation» может использоваться американскими корпоративными юристами в разговорной речи для обозначения подвида бизнес корпорации, которая на самом деле является «publicly held».
В американском языке термин «некоммерческая» корпорация вовсе не означает отсутствие или невозможность получения прибыли. Американские некоммерческие корпорации получают прибыли, впрочем, они не могут их распределять между своими членами в качестве дивидендов. И поэтому имеют только членов корпораций, а не акционеров или владельцев какого-либо вида.
Бизнес-корпорации в США подобны российским акционерным обществам. Они имеют внутреннее деление на корпорации закрытого и открытого типа, в зависимости от возможности свободной продажи акций на рынках ценных бумаг.
Сегодня в США широко развиты государственные корпорации (независимые агентства), основной целью которых является организация и стимулирование определенных отраслей экономики. Такие корпорации представляют собой особые независимые правовые институты, которые организуются под контролем парламента [11].
В соседней с США стране - Канаде, государственные корпорации получили значительное распространение. С их помощью государство контролирует недра земли, электроэнергетику, культуру, транспорт и другие отрасли. Менеджмент таких корпораций осуществляется советом директоров [12], а государство осуществляет контроль за этим процессом. Госкорпорации в Канаде контролируют наиболее важные, с точки зрения государства, направления - железные дороги, почту, национальный банк, телерадиовещательные организации и др. Однако в последнее время происходит частичная или полная приватизация многих корпораций и доля государства в экономике неуклонно сокращается [13].
В Великобритании развитие корпоративных структур берет свое начало еще с XV в. с появлением первой компании, целью которой была торговля со странами на северо-востоке. Основными достижениями Англии в развитии корпораций является разработка биржевых правил и мер борьбы с биржевой спекуляцией, законодательное определение создания, функционирования и обязанностей корпорации, разработка положений ликвидации компаний.
В настоящее время в Великобритании распространены специализированные госкорпорации, учрежденные для решения конкретных государственных задач. Это, в частности, Корпорация по вопросам жилья, теле- и радиовещательные корпорации, корпорации, управляющие имуществом исторически значимых дворцов и пр.
Государственные корпорации имеют корпоративную структуру, но в отличие от частных компаний, всеми их акционерами являются министры, которые владеют акциями от имени правительства. Совет директоров несет ответственность за коммерческую политику корпорации и управления и не зависит от министров. Однако правление несет ответственность перед правительством за общие доходы корпорации и ее деятельность, которая должна быть в интересах общества [14].
Корпорации в Германии начали возникать в то время, когда в ряде других стран они уже существовали. Первые из них появились только в XVIII в. Вначале их создание шло слишком медленно, но впоследствии их развитие активизировалось. В 1838 году был принят Закон о железнодорожных предприятиях, который содержал ряд статей, регулирующих организацию акционерных железнодорожных предприятий, что в будущем привело к появлению полноценного корпоративного права. Далее в 1843 г. был принят Закон об акционерных обществах, где основное внимание уделялось правилам формирования уставного капитала. В 1870 г. было отменено специальное правительственное разрешение на создание корпораций (исключая учреждение банков и строительство железных дорог). Но уже в 1884 г. возникла необходимость в детальной законодательной разработке правового положения корпораций. Было решено, что уставной капитал должен быть оплачен в полном объеме, помимо этого, был увеличена минимальная цена акций, введена новая терминология, упрощена проверка корпораций, точно регламентирована область деятельности наблюдательного совета, главенствующее место закреплено за общим собранием и др. Итак, корпорация в Германии сначала носила экзотический, исключительный характер, а потом уже превратилась в полноценную юридическую форму, как одна из форм организации предпринимательства.
На современном этапе в ФРГ более всего развиты АО и холдинги со смешанным участием частного капитала и государства. Государственной корпорацией является юридическое лицо, которое, как правило, создано правительством в условиях конкуренции с частными компаниями и финансами. Хотя эти компании работают на коммерческой основе, они являются предметом правительственных целей и могут быть использованы соответственно в качестве политического и экономического инструментов [15].
Франция использовала опыт становления и функционирования голландских компаний, деятельность которых показала, что такая юридическая форма достаточно эффективна. Франция не стала изобретать что-либо принципиально новое, однако, корпоративный порядок здесь имел характерную особенность - правительство этой страны сильнее, чем в иных европейских странах регулировало эту сферу. Периодические вспышки биржевой спекуляции побудили правительство к реформе корпоративных структур, а именно, было решено предоставить свободу акционерным обществам, при этом законодательно урегулировав некоторые параметры их функционирования. Так, в 1856 г. Законом о коммандитных компаниях была регламентирована возможность образования компании только после успешной подписки основного капитала и уплаты 1/4 этого капитала. Акции на предъявителя допускались только после такой оплаты, при этом до оплаты 2/3 стоимости акций было невозможно их отчуждение и т. д. Положительным моментом этого закона является то, что он предоставлял гарантии третьим лицам и улучшил стабильность самих компаний [16].
Сейчас во Франции наиболее распространены смешанные АО и публичные корпорации, холдинги с участием государственного и частного капитала. Крупные госкомпании имеют большой вес в формировании ВВП этой страны, и современное правительство Франции разрабатывает меры по снижению доли государственного сектора. Ожидается, что это приведет к росту доходов бюджета и повышению качества корпоративного управления [17].
В России государственные корпорации являются одним из наиболее дискутируемых инструментов экономического развития страны. Начало их функционированию в РФ было
положено в 2007 г., когда начали массово приниматься федеральные законы об их создании. Изначально, использование подобной организационной формы было продиктовано несколькими обстоятельствами.
Во-первых, объем собственности, которым распоряжалось государство в РФ, был очень большим: в отличии от экономически развитых стран, в России государство было основным собственником в экономике, предприятия с государственным участием доминировали во многих отраслях промышленности, и доля государства в ВВП продолжала неуклонно увеличивается.
Во-вторых, несмотря на многочисленные попытки государства добиться повышения эффективности работы предприятий с его участием, их фактическое положение зачастую было критическим, доля предприятий-банкротов была очень велика, многие предприятия постепенно утрачивали способность к выпуску профильной продукции.
В-третьих, кризисные явления в промышленности начали представлять серьезную угрозу для национальной безопасности РФ: они затрагивали, в том числе и предприятия, которые были частью военно-промышленного комплекса. Поскольку механизмы приватизации не могли гарантировать положительный результат в виде появления эффективного собственника, было решено, что государство должно взять на себя инициативу по выведению из кризиса промышленности, и в первую очередь ту ее часть, которая представляла наибольшее значение для государственных стратегических приоритетов. Поскольку прямое подчинение промышленных предприятий профильным министерствам было неприемлемым (в силу ряда обстоятельств), было принято решение про использование такой специфической формы, как государственные корпорации.
Таким образом, первоначальной идеей создания государственных корпораций в РФ была консолидация капитала и интеграция специфических активов на приоритетных направлениях развития, преодоление сырьевой ориентации российской экономики и реализация конкурентных преимуществ с целью максимального ускорения экономического развития в контексте перехода к новому технологическому укладу.
По состоянию на 07.11.2019 г. в России функционирует шесть государственных корпораций, которые, несмотря на то, что их объединяет общий статус, сильно различаются по своему профилю, специализации, отраслями, в которых они действуют, и масштабам этой деятельности:
• Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ»).
• Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ГК «ВЭБ.РФ»).
• Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ГК «Фонд ЖКХ»).
• Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (ГК «Ростех»).
• Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»).
• Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (ГК «Роскосмос»).
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос оценки эффективности деятельности государственных корпораций в РФ [18; 19]. Некоторые исследователи
положительно оценивают их влияние на экономику страны, тогда как другие подвергают критике.
В Китае за последние 25 лет при сохранении государственного контроля и государственной собственности в ключевых сферах экономики директивные плановые принципы ведения хозяйства были успешно трансформированы в рыночные. Стратегическое направление и отраслевые приоритеты развития производства в Китае определяет государство, обеспечивая его необходимыми ресурсами, как собственными так привлеченными из частного сектора.
Среди приоритетных сфер производства Китая, в которых государство имеет свои интересы, определены нефтяная промышленность, сектор ИКТ, автомобиле- и судостроение, металлургия. В этих областях были созданы мощные государственные вертикально-интегрированные компании, структура, оперативное управление, кадровая политика и поведение которых на рынке выстраиваются на современных методах западного менеджмента, в связи с чем, они еще получили название «гибридных» компаний. Эти субъекты достаточно быстро начали доминировать на внутреннем рынке и активно завоевывать мировой, используя для увеличения своей мощности стратегию поглощений других производителей, в том числе иностранных. Именно благодаря «гибридным» компаниям, в которых сочетался государственный интерес и рыночные принципы организации бизнеса, Китаю удалось добиться ощутимых успехов в развитии своих высокотехнологичных и капиталоемких отраслей [20].
Что касается Японии, то все государственные предприятия в этой стране делятся на две большие группы:
1. предприятия прямого государственного управления, к которым относятся пять государственных ведомств, среди которых большое место занимает почтово-сберегательная сеть. К этой же группе относятся и местные предприятия прямого государственного управления;
2. предприятия косвенного государственного управления, к которым относятся общегосударственные и местные предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, - так называемые общественные корпорации. В число таких корпораций входят как крупнейшие государственные монополии, так и небольшие учреждения с персоналом в 20-30 человек.
По своим функциям «общественные корпорации» в Японии делятся на группы. К первой группе относятся финансово-кредитные корпорации, предназначенные для финансирования государственных мероприятий по развитию или поддержке частных предприятий-монополистов тяжелой индустрии. Наиболее мощные из подобных корпораций - Японский банк развития (крупнейший в стране банк долгосрочного кредитования частных монополий), Экспортно-импортный банк (банк долгосрочного кредитования индустриальных экспортных отраслей) и ряд отраслевых институтов для долгосрочного финансирования на особо выгодных, некоммерческих условиях (например, корпорация по рационализации каменноугольной промышленности, корпорация по развитию добычи металлических руд и др.). Ко второй группе относятся специальные общественные корпорации по финансированию сфер или отраслей экономики с относительно низкой производительностью труда (сельское хозяйство, мелкое производство, сфера услуг). Такие корпорации преследуют в значительной мере политические интересы.
Существуют корпорации в традиционных для государственного предпринимательства сферах транспорта и связи: корпорация «Государственные железные дороги Японии» (крупнейшая из всех существующих в стране монополистических корпораций оперирует на
грани рентабельности, по ряду лет даже приносит убытки, которые покрываются из государственного бюджета), корпорация телеграфной и телефонной связи, корпорации шоссейных дорог и транспортного строительства. Первые две из этих корпораций преобладают над всеми остальными. Также распространены корпорации, имеющие целью финансирование или развертывание работ по проектам регионального развития, например, Корпорация по финансированию развития района Хоккайдо-Тохоку, Корпорация по ирригационным работам в префектуре Айти и ряд др. [21].
Обобщая зарубежный опыт процесса развития и функционирования государственных корпораций, можно отметить, что такие корпорации создаются в основном с участием государства с целью поддержки, финансирования и стимулирования определенных (приоритетных) отраслей экономики. Государственные корпорации могут иметь как коммерческий, так и некоммерческий характер своей деятельности, преследовать общественные, политические и бизнес интересы, осуществлять свою деятельность в «чистом» виде (публичные, правительственные, общественные корпорации) или со смешанным участием частного капитала и государства.
Перспективами дальнейших исследований являются вопросы практического применения рассмотренного зарубежного опыта в Таджикистане, что будет содействовать решению проблем государственного корпоративного сектора отечественной экономики.
По нашему мнению, успешный мировой опыт создания и развития государственных корпораций является интересным в контексте его использования в экономических реалиях Таджикистана. Его применение может помочь решить проблемы, возникшие сегодня в корпоративном секторе государственной экономики, усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение деятельности государственных корпораций, избежать ошибок при управлении государственной собственностью и обеспечить эффективное реформирование экономики Таджикистана.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Вычужанина В.В. Государственная корпорация как формат управления государственной собственностью / В.В. Вычужанина // Постулат. 2018. № 5-1 (31). С. 33.
2. Курченков В.В. К вопросу об институциональном статусе государственных корпораций / В.В. Курченков, О.С. Макаренко, М.В. Курченкова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика.
2019. № 1. С. 7-14.
3. Мамедов А.А. Государственные корпорации в системе управления государственной собственностью в России / А.А. Мамедов, Т.Г. Трухина, А.П. Ибишова, В.А. Петров. Постулат. 2018. № 1 (27). С. 21.
4. Панфилов К.С. Экономическое и политическое измерение эффективности российских государственных корпораций / К.С. Панфилов // Бизнес. Общество. Власть. 2019. № 2 (32). С. 45-63.
5. Шаталова А.И. Недостаточная прозрачность российских государственных корпораций / А.И. Шаталова // Научный аспект. 2019. Т. 6. № 2. С. 684-687.
6. Эльбрусов Р.Д. Управление государственной собственностью в государственных корпорациях: цели, задачи, приоритеты / Р.Д. Эльбрусов // Альманах Крым. 2019. № 15. С. 17-23.
7. Du Boff R. Accumulation and power: an economic history of the United States / by Richard B. Du Boff. N.Y.: Routledge, 2015. 227 p.
8. Smiddy L. Corporations and Other Business Organizations: Cases, Materials, Problems / L. Smiddy, L. Cunningham. Carolina Academic Press, 2014. 1054 p.
9. Wells H. Research Handbook on the History of Corporate and Company Law / H. Wells. Edward Elgar Publishing, 2018. 656 p.
10. Black H.C. Black's Law Dictionary: Definitions of the Terms and Phrases of American and English Jurisprudence, Ancient and Modern / H.C. Black., J.R. Nolan. St. Paul: West Pub. Co. URL: https://epdf.pub/queue/blacks-law-dictionary-6th-edition.html (дата обращения: 25.10.2019).
11. Mitchell J. The American Experiment with Government Corporations / J. Mitchell. N.Y.: Routledge, 2015. 203 p.
12. Fremeth A. Best Practice Principles of Corporate Governance for Crown Corporations / A. Fremeth, G. Holburn. Ivey Energy Policy and Management Centre, 2019. 40 p.
13. Gillen M. Corporations and Partnerships in Canada / M. Gillen. Kluwer Law International B.V., 2018. 240 p.
14. Whincop M. Corporate Governance in Government Corporations / M. Whincop. London: Routledge, 2017. 264 p.
15. Völker L. Unternehmensrecht kompakt / L. Völker. Books on Demand, 2017. 168 s.
16. Габов А.В. Корпоративное право / А.В. Габов, Е.П. Губин, С.А. Карелина. Москва: Статут, 2019. 728 с.
17. Ehrmann H.W. Organized Business in France / H.W. Ehrmann. Princeton University Press, 2015. 536 p.
18. Мартыненко Т.В. Противоречивость экономических и нормативно-правовых основ деятельности государственных корпораций в Российской Федерации / Т.В. Мартыненко, А.В. Глущенко // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 1. С. 90-96.
19. Панфилов К.С. Экономическое и политическое измерение эффективности российских государственных корпораций / К.С. Панфилов // Бизнес. Общество. Власть. 2019. № 2 (32). С. 45-63.
20. Коваленко А.В. Корпоративный сектор ведущих стран азиатского региона: современное состояние и роль в инновационном процессе / А.В. Коваленко, А.А. Никифоров, В.Д. Никифорова // Московский экономический журнал. 2016. № 3. С. 15.
21. Леонтьева Е.Л. Японские корпорации и корпоративные группы: эволюция институтов / Е.Л. Леонтьева; Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений. Москва: ИМЭМО, 2009. 78 с.
Komilov Sirojiddin Jaloliddinovich
Russian-Tajik (Slavonic) university, Dushanbe, Tajikistan
E-mail: [email protected]
Toshpulotov Alisher Aminovich
Russian-Tajik (Slavonic) university, Dushanbe, Tajikistan E-mail: [email protected]
World experience in the development of public corporations
Abstract. The increased attention to state corporations today is a consequence of the expansion of the state's position in the economy, a synthesis of state control and market principles for doing business. State corporations are founded to ensure the implementation of certain public policies where market institutions do not always manage their functions or do not always function clearly. To increase the efficiency of state-owned corporations in the Tajik economy, it is necessary to study and generalize the world experience in the development of state-owned corporations, which was the purpose of this article. To achieve the goal of the study, a set of research methods was used, namely: analysis, synthesis, comparison, classification and generalization of economic, legal, historical information on the research problem.
The article summarizes the foreign experience of the development and functioning of state-owned corporations. It was stated that such corporations are created with the participation of the state in order to support, finance and stimulate priority sectors of the economy. It is concluded that state corporations can have both commercial and non-commercial nature of their activities, pursue state, public, political and other interests. The successful global experience of creating and developing state-owned corporations considered in the article is interesting in the context of its use in Tajik economic realities. Its application can help solve the problems that have arisen today in the corporate sector of the state economy, improve the regulatory support of the activities of state corporations, avoid mistakes in managing state property and ensure effective reform of the Tajik economy.
Keywords: state corporations; world experience; state policy; market institutions; financing; stimulation; state property; state capital; private capital