Научная статья на тему 'Мировой опыт применения специальных налоговых режимов'

Мировой опыт применения специальных налоговых режимов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1482
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Л. Ф., Голубев В. Д.

В статье рассматривается практика применения специальных налоговых режимов в развитых странах мира, оценивается возможность применения иностранного опыта для усовершенствования российской налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт применения специальных налоговых режимов»

МИРОВОЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

© Алексеева Л.Ф.*, Голубев В.Д.Ф

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье рассматривается практика применения специальных налоговых режимов в развитых странах мира, оценивается возможность применения иностранного опыта для усовершенствования российской налоговой системы.

Ключевые слова налоговая система, специальные режимы налогообложения, международный учёт.

Эффективность налоговой системы государства является определяющим фактором в выборе его социально-экономической политики. Именно от величины налоговых поступлений зависит, куда в первую очередь будут направлены средства из бюджетов разных уровней. Так, по состоянию на 04.06.2015 налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составляют 81,14 % от всех доходов [1]. В связи с этим возникает необходимость применения гибкой системы налогообложения. С одной стороны, необходимо поддерживать высокий уровень налоговых поступлений, с другой - создавать привлекательные условия для налогоплательщиков во избежание теневой деятельности. Для учета различий в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности во многих странах применяются специальные налоговые режимы. Данные режимы предусматривают освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов при выполнении определённых условий, а также особый порядок определения элементов налогообложения [2]. Рассмотрим, какие налоговые преференции применяются в некоторых развитых странах мира.

В США характер налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, включая предприятия малого бизнеса, зависит от организационно-правовой формы. Индивидуальные предприниматели в форме единоличного предприятия (sole proprietorship) и партнерства (partnerships) не платят налог на прибыль организаций. Вместо этого, согласно принципу сквозного налогообложения, каждый предприниматель или участник партнерства уплачивает налог с полученных доходов, которые рассматриваются как личные. Такая особенность характерна и для европейских налоговых систем. Для организаций же предусмотрена прогрессивная шкала налога на прибыль (corporate tax) в зависимости от величины доходов, создающая выгодные условия для начинающего и малого бизнеса:

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента.

* Студент 4 курса. Научный руководитель: Алексеева Л.Ф.

Таблица 1

Ставки корпоративного налога США в 2014 году, долл. США

Налогооблагаемый доход Налоговая ставка

от 0 до 50 000 15 %

от 50 000 до 75 000 7 500 + 25 % от суммы свыше 50 000

от 75 000 до 100 000 13 750 + 34 % от суммы свыше 75 000

от 100 000 до 335 000 22 250 + 39 % от суммы свыше 100 000

от 335 000 до 10 000 000 113 900 + 34 % от суммы свыше 335 000

от 10 000 000 до 15 000 000 3 400 000 + 35 % от суммы свыше 10 000 000

от 15 000 000 до 18 333 333 5 150 000 + 38 % от суммы свыше 15 000 000

от 18 333 333 и выше 35 %

Кроме того, для некоторых корпораций, работающих в секторах экономики, приоритетных или социально необходимых с точки зрения государства, предоставляются налоговые вычеты: скидки на освоение природных ресурсов в добывающих отраслях могут достигать 50 % от суммы налогооблагаемого дохода. Важной особенностью американской системы налогообложения является предоставление вычета на научно-исследовательские работы (R&D tax credit). Компании могут принять к вычету до 20 % от таких расходов при регулярном выделении средств на НИОКР. Во многом благодаря этому американская научная система показывает высокие результаты как в фундаментальных исследованиях, так и в прикладных разработках для промышленности, при этом доля частного финансирования растет с каждым годом [3].

В Канаде ко всем компаниям, относящимся к малому бизнесу, применяется единая ставка по налогу на прибыль в размере 11 % по состоянию на 2015 год [4]. При этом к 2019 году ставка будет снижена до 9 %. Эти меры направлены на увеличение количества рабочих мест в стране, а также на ускорение социально-экономического развития в целом. Налоговая система Канады работает в условиях дефицита федерального бюджета, при этом расширение налоговой базы происходит наравне со снижением ставок налогов и введением новых льгот для бизнеса и физических лиц. В стране также применяются вычеты на научные исследования, аналогичные вычетам в США.

В Великобритании существует специальный налоговый режим для компаний, добывающих нефть и газ в Северном море. Такие компании уплачивают налог на прибыль по повышенным ставкам, указанным в табл. 2, а также облагаются еще двумя дополнительными налогами: для месторождений, открытых до 16 марта 1993 года, выделен налог на нефтяные доходы (petroleum revenue tax), после - дополнительный взнос (supplementary charge).

Таблица 2

Ставки корпоративного налога в Великобритании, ф. ст.

Условия применения Основная ставка Ставка для добывающих компаний

Компании с доходом до 300 000 19 % 20 %

Компании с доходом свыше 300 000 30 % 21 %

Суммарная ставка налогов на доходы от нефтегазодобывающей деятельности достигает 62 % и 81 % соответственно [5]. Правительство объясняет столь тяжкое налоговое бремя тем, что компании, попадающие под данный налоговый режим, стремятся снизить значительную часть доходов от основной деятельности прочими расходами и чрезмерными процентными платежами.

В Германии индивидуальные предприниматели и партнерства не облагаются налогом на прибыль организаций, каждый участник платит налог на личные доходы. При этом для лиц, состоящих в браке, существует специальный режим налогообложения, заключающийся в следующем: вместо отдельных налогоплательщиков субъектом налогообложения выступает семья, объектом налогообложения - совокупный доход семьи. Сумма налога рассчитывается как половина общего дохода супругов, умноженная на ставку налога, и затем увеличенная вдвое. С учетом прогрессивной системы подоходного налога этот режим может быть крайне выгоден при условии, что доходы супругов сильно различаются: в зависимости от величины дохода ставка может варьироваться в пределах от 14 % до 44 % [6]. Целью данного налогового режима является укрепление института брака и, как следствие, улучшение демографической ситуации в стране.

В Китае примечательной является льготная система налогообложения, действовавшая до 2008 года в Специальных экономических зонах (Шэнь-чжэнь, Чжухай и другие). Предприятия-резиденты могли использовать 5-летние «налоговые каникулы», не уплачивая налог на прибыль первые 2 года и затем платя 50 % от ставки налога в последующие 3 года [7]. После этого им разрешалось применять льготную ставку 15 % вместо обычной 33 %. Сейчас данные правила не действуют из-за введения единого налога на прибыль для всех предприятий по ставке 25 %, льготы по которому предоставляются по отраслевому признаку. Так, для некоторых видов сельскохозяйственной деятельности предусматривается полное освобождение от налога, для изготовления чайных и других напитков налог снижен на 50 %.

Для Франции, как и для России, характерно применение специальных налоговых режимов по отношению к малому бизнесу. Микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям разрешено не вести бухгалтерский учет за исключением учета доходов и расходов, а порядок сдачи налоговой отчетности значительно упрощен [8]. При соблюдении определенных условий уплата налогов и страховых взносов ведется либо по сниженным ставкам, либо по вмененной системе, содержание которой раскрыто в табл. 3:

Таблица 3

Условия применения вмененного налогового режима Франции

Показатель Торговля Оказание услуг Профессиональная деятельность

Максимальная выручка за год € 82 200 € 32 900 € 32 900

Размер льготы 71 % 50 % 34 %

Если годовой оборот налогоплательщика не превысил указанное значение, то при уплате налогов и страховых взносов налогооблагаемая база уменьшается на указанный размер льготы. Для малого бизнеса этот режим является наиболее предпочтительным.

В результате исследования можно установить, что в разных странах специальные налоговые режимы используются как для поддержки малого бизнеса, так и для реализации государственных задач в социально-экономической сфере. В Российской Федерации уже имеется развитая налоговая специализация: особые режимы действуют для малого бизнеса, сельского хозяйства, других видов деятельности, попадающих под патентную систему налогообложения. Тем не менее, опыт других стран мог бы пригодиться в решении некоторых проблем отечественной экономики. Во-первых, предоставив организациям существенные налоговые льготы на научно-исследовательские работы можно добиться резкого роста конкурентоспособности российской инновационной продукции. Во-вторых, предоставив территориям опережающего развития, создание которых началось только в 2015 году, налоговую свободу, можно решить проблему экономического отставания регионов и оттока населения из них. Наконец, следует рассмотреть введение новых налоговых льгот и вычетов, поощряющих создание семей, трудоустройство, а также заботу о различных социальных слоях населения.

Список литературы:

1. Оперативные данные об исполнении федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М.: Федеральное казначейство, 2015. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/kon-solidirovannogo-byudzheta-rf/.

2. Алексеева Л.Ф. Налоговый учёт: учебное пособие / Л.Ф. Алексеева. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - 188 с.

3. Instructions for Form 1120 U.S. Corporation Income Tax Return [Electronic resources] // Internal Revenue Service. - URL: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i1120.pdf.

4. What's new for corporations [Electronic resources] // Canada Revenue Agency. - URL: www.cra-arc.gc.ca/tx/bsnss/tpcs/crprtns/whtsnw-eng.html#rts.

5. Oil gas and mining: Ring Fence Corporation Tax [Electronic resources] // United Kingdom Government Digital Service. - URL: https://www.gov.uk/oil-gas-and-mining-ring-fence-corporation-tax.

6. Introducing Family Tax Splitting in Germany: How Would It Affect the Income Distribution and Work Incentives? [Electronic resources] // Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung e.V. - URL: http://www.diw.de/documents/ publikationen/73/44578/dp612.pdf.

7. Налогообложение в КНР [Электронный ресурс]. - КНР.: China Window, 2015. - Режим доступа: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/chinese-taxation/.

8. Micro-Entrepreneur Business in France [Electronic resources]. - URL: http://www.french-property.com/guides/france/working-in-france/micro-entrepri-se-tax-regimes/.

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

© Синкина А.А.*

Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск

Рассмотрены нормативные и правовые основы мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, представлены результаты рейтинга субъектов РФ по качеству организации бюджетного процесса в 2010, 2013 гг., в том числе регионов СФО.

Ключевые слова: управление региональными финансами, оценка качества организации бюджетного процесса.

Одним из основных приоритетов бюджетной политики является повышение качества управления государственными и муниципальными финансами.

Качество управления в целом отражает степень совершенства процессов управления. При этом управление рассматривается как вид деятельности, завершающийся созданием специфического продукта - управляющего воздействия или управленческого решения. Непосредственный продукт управления, представленный в виде закона, программы, постановления, распоряжения, решения, плана, не позволяет удовлетворить конечные потребности общества или экономики. Только при перенесении на объект управления (государственные и муниципальные финансы), побуждении объекта функционировать нужным для субъекта управления (органа законодательной и исполнительной власти) образом процесс управления приводит к созданию продукта, качество которого можно оценить по способности удовлетворять общественные потребности. Поскольку существует причинно-следственная связь «качество управления - качество функционирования объекта управления - качество продукта, создаваемого объектом управления», то судить о качестве управления государственными и муниципальными финансами можно лишь на основе оценки эффективности управления региональными финансами и результативности использования бюджетных средств [1].

В мае 2009 г. Президент РФ в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» [2] обозначил ряд проблем в сфере межбюджетных отношений: существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, недостаточ-

* Доцент кафедры «Финансы и экономический анализ», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.