Научная статья на тему 'Налоговые реформы на Филиппинах, 1977-2015 гг. (часть I. 1977-1999 гг. )'

Налоговые реформы на Филиппинах, 1977-2015 гг. (часть I. 1977-1999 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИППИНЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ / НАЛОГОВЫЕ ЗАКОНЫ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / THE PHILIPPINES / TAX SYSTEM / TAX REFORMS / TAX ACTS / DIRECT AND INDIRECT TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муранова Анна Петровна

В статье автор попыталась проанализировать налоговые реформы, которые проводились правительством Филиппин на протяжении длительного почти сорокалетнего периода. Главной целью реформ было сделать налоговую систему более простой, более современной и более эффективной и расширить налоговую базу. В статье раскрыты основные вехи и направления реформирования налоговой системы Филиппин и главные результаты реформ. Базой для исследования послужили различные налоговые акты и статистические материалы правительства Филиппин, а также публикации Всемирного банка, Международного валютного фонда и Азиатского банка развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Reforms in the Philippines, 1977-2015

The author attempted to analyze tax reforms initiated by the Philippine government over the long period of some forty years. The principal objective of tax reforms was to make the tax system simpler, more modern and more effective and to broaden its tax base. The paper reveals the main landmarks and trends of the Philippine tax system’s reforming and its principal results. The paper is based on various tax acts and official statistics of the Philippine government and publications of the World Bank, International Monetary Fund and Asian Development Bank.

Текст научной работы на тему «Налоговые реформы на Филиппинах, 1977-2015 гг. (часть I. 1977-1999 гг. )»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXVIII (№ 28, 2015)_

© Муранова А.П.

ИВРАН

НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ НА ФИЛИППИНАХ (1977-2015)

Налоговая система на Филиппинах, как и в любой стране мира, занимает важное место в экономике, мобилизуя необходимые для государства финансовые ресурсы и поддерживая макроэкономическую стабильность. Филиппинское правительство уделяет её главной составляющей - налогообложению большое внимание, о чём свидетельствуют многочисленные налоговые законы, постановления и прочие фискальные акты.

В данной статье рассмотрен один из аспектов налогообложения на Филиппинах, а именно налоговые реформы в 19772015 гг.1

Часть I. Налоговые реформы в 1977-1999 гг.

Налоговая система Филиппин расценивается и внутри страны, и за рубежом (в частности, экспертами Всемирного банка и Азиатского банка развития) как малоэффективная и коррумпированная . В течение последней четверти XX века и в первые полтора десятка лет XXI века филиппинское правительство неоднократно пыталось реформировать её с тем, чтобы сделать более простой, более современной, более эффективной и более эластичной по отношению к экономическому росту. Главной целью преобразований было расширение налоговой базы и обеспечение центральной власти, имевшей практически постоянный, иногда очень острый дефицит бюджета, финансовыми средствами в нужном объёме.

Налоговая реформа 1977 г.

Первая фундаментальная налоговая реформа была проведена в 1977 г. До этого времени правовой основой налогообложения служил Кодекс государственных внутренних доходов 1939 г., частью которого был Закон о подоходном налоге 1939 г. 3 Налоговые законы, вводимые в действие после 1939 г.

и вносившие в течение почти сорока лет многочисленные поправки и дополнения в Кодекс 1939 г., сделали фискальную систему весьма запутанной и сложной, а многие из этих актов уже устарели.

Начало реформированию налоговой системы было положено несколькими декретами президента Ф.Маркоса (19651986гг.), которые внесли кардинальные поправки в Кодекс государственных внутренних доходов 1939 г. Самыми важными из них были президентские декреты № 1158 и № 1158-А, принятые 3 июня 1977 г. (Presidential Decrees /далее - P.D./ No.1158 и No. 1158-A).4 В названии первого из них было раскрыто содержание закона: «Президентский декрет № 1158 - это декрет, консолидирующий и кодифицирующий все законы о внутренних доходах Филиппин». В преамбуле записано: «...настоятельно необходимо принять единый налоговый кодекс, чтобы интегрировать дополнявшие (Кодекс 1939 г. -A.M.) законы и декреты и гармонизировать их положения не только для правильного применения налогоплательщиками, но и для эффективного управления налогами». И там же: «...настоящий Кодекс государственных внутренних доходов является результатом первой консолидации наших налоговых законов, принятых начиная с 1939 г.». Первый параграф преамбулы гласил: «...Все законы о внутренних доходах, включённые в настоящий Кодекс государственных внутренних доходов, и различные законы и президентские декреты таким образом объединяются и кодифицируются в единый налоговый кодекс, который будет известен как Кодекс государственных внутренних доходов 1977 г. (National Internal Revenue Code of 1977)». Данный Кодекс традиционно называют также Налоговым Кодексом 1977 г. (Tax Code of 1977),5

Президентский декрет № 1158-А также внёс важные поправки в некоторые разделы Налогового кодекса 1939 г., конкретизировав условия налогообложения корпоративного сообщества (ставки основного корпоративного налога на доходы отечественных и иностранных компаний и налога на развитие, вычеты из валового дохода при расчёте налогооблагаемого чистого дохода, правила заполнения налоговой декларации) и

6

взимания процентного налога на продажи некоторых товаров.

В 1978 г. было принято ещё несколько президентских декретов, дополнивших новый Налоговый Кодек 1977 г. В частности, декрет № 1354 от 21 апреля 1978 г. установил льготные ставки подоходного налога с субподрядчиков, занятых в нефтяном бизнесе. Президентский декрет № 1357, одобренный 21 марта и вошедший в силу 1 апреля 1978 г., уточнил ставки налогов на продажи при реализации отечественных и импортных автомобилей. Президентский декрет № 1358, вошедший в силу 21 апреля 1978 г., реструктурировал систему налогов с продаж и снизил ставку налога на продажи на базовые товары с 7% до 5%.

Главное значение проведённой реформы состояло в том, что был сформирован новый единый свод налоговых законов - Налоговый кодекс 1977 г., который стал основой для налогового законодательства в последующие годы, упорядочены структура и правила налогообложения. Параграф 19 раздела 1 Кодекса 1977 г. определил налоговую структуру, которая включала такие налоги, как:1) подоходные - на доходы физических лиц и на прибыли корпораций, то есть юридических лиц, 2) на продажи,3) на наследство и дарение,4) акцизные, 5) на предпринимательство, 6) гербовые сборы, 7) на добычу полезных ископаемых, 8) различные налоги, сборы и платежи (налоги на банки, на финансовые компании и на страховые компании, на развлечения, на монопольные права и привилегии, платежи за сбор лесной продукции и другие). Кодекс установил нижеследующие ставки: 1) налога на доходы физических лиц - от 3% до 70% (исключение - доходы иностранных служащих региональных или зональных штаб-квартир ТНК, оффшорных банков и иностранных подрядных и субподрядных компаний, выполнявших сервисные работы, с них налог взимался по льготной плоской ставке 15%), 2) налога для филиппинских и резидентских иностранных корпораций - 25% с первых 100 тысяч песо и 35% с дохода свыше этой суммы и единая ставка 35% - для нерезидентских иностранных компаний, 3) налога на продажи - от 5% до 50%, 3) акцизов на нефтепродукты, алкогольные напитки, сигары и сигареты, минеральное сырьё (уголь, медь, кокс), местно добываемый газ, автомобили, яхты и другие суда, используемые для развлечений и спорта,

кинофильмы - разные адвалорные и специфические ставки, 4) налога на предпринимательство - от 2% до 20%, 4) налога на экспорт - от 4% до 10%, 5) импортных пошлин - от 10% до 100%, 6) налога на наследство - от 3 до 60%, 7) налога на дарение - от 1,5% до 40%, 8) гербовых сборов - разные в зависимости от типа документа, 9) на пассивные доходы (проценты, роялти, дивиденды) - от 15% до 17,5%.7

Основное внимание правительство уделило регулированию корпоративного налогообложения и косвенных налогов на продажи. При сохранении основных ставок корпоративного налога в 25% и 35% налогооблагаемого (чистого) дохода был введён дополнительный корпоративный налог в размере 5% чистого дохода. Одновременно были понижены ставки налога на некоторые инвестиционные доходы юридических лиц (рента, проценты), благодаря чему оказались в выигрыше иностранные компании. В сфере косвенного налогообложения были изменены ставки налога на продажи и в сторону их повышения, и в сторону их снижения и введены новые налоги. Какие подвижки произошли в корпоративном и косвенном налогообложении по сравнению с дореформенными нормами, можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Некоторые нормы налогообложения до и после налоговой реформы

До реформы После реформы

А. Прямые налоги (корпоративный налог)

1. Ставка корпоративного налога составляла 25% на первые 100 тысяч песо (12 953,37 долл. США по курсу 1977 г.) и 35% - свыше 100 тысяч чистого налогооблагаемого дохода из внутренних и внешних источников - для отечественных компаний и чистого налогооблагаемого дохода только из филиппинских источников - для резидентских иностранных компаний.1 Для нерезидентских иностранных компаний - 35% валового дохода, полученного из всех источников на территории Филиппин. Ставки - те же, но введен дополнительный корпоративный налог на развитие в размере 5% чистого дохода, который обязаны платить отечественные закрытые (семейные) компании (ряд таких компаний были миллионерами) или компании, у которых налогооблагаемый доход превышает 10% их собственного капитала, а также резидентские иностранные компании, у которых налогооблагаемый доход превышает 10% их чистых филиппинских активов.2

2. Нерезидентская иностранная корпорация, являющаяся иностранным сервис- Каждый отечественный или иностранный субподрядчик (резидент или нерези-

ным субподрядчиком сервисного подрядчика, занятого в нефтяных операциях на Филиппинах, должна была платить корпоративный налог по ставке 35% валового дохода, полученного из филиппинских источников. Резидентская иностранная компания, являющаяся иностранным сервисным субподрядчиком) должна была платить: 1) налог на подрядчика по ставке 3% валового дохода, 2) корпоративный налог по ставкам 25% или 35% чистого дохода, полученного из филиппинских источников, и 3) 20%-ный налог за перевод материнской компании прибылей филиала. Если субподрядчик является компанией, инкорпорированной по филиппинским законам (дочкой иностранной корпорации), то он должен был платить 1) 3%-ный налог на подрядчика, 2) корпоративный налог по ставкам 25% или 35% чистого дохода, полученного как в стране, так и за рубежом, и 3) налог на дивиденды, выплачиваемые нерезидентским иностранным корпорациям-держателям акций, по ставке 15% или 35% . дент), который заключает контракт с сервисным подрядчиком, занятым в нефтяных операциях на Филиппинах, должен уплатить налог в размере 8% валового дохода, полученного по контракту, вместо всех налогов - и общенациональных, и местных. Но любой доход, полученный не по контракту с сервисным подрядчиком, а из других источников, облагается налогом по старой системе.

3. Любая прибыль, переводимая филиалом компании за рубеж в свой главный офис, подлежала налогообложению по ставке 20% (от налога освобождены фирмы, зарегистрированные Управлением экспортно-производственной зоны). Ставка налога на перевод филиалом зарубежной компании прибылей материнской компании за рубеж понижена до 15%.

4. Рента, выплачиваемая нерезидентским кинематографическим фирмам-владельцам, арендодателям и дистрибьюторам фильмов, облагалась налогом по ставке 15%. Ставка повышена до 25%.

5. Платежи, выплачиваемые гражданами или корпорациями Филиппин, нерезидентским иностранным корпорациям-владельцам судов за их аренду, облагались налогом по ставке 35%. Ставка понижена до 4,5%.

6. Отечественные и иностранные резидентские взаимные компании страхования жизни рассматривались как обычные корпорации и облагались регулярным корпоративным налогом по ставкам 25% и 35% чистого дохода, полученного из всех источников (отечественные компании) или только из филиппинских источ- Отечественные взаимные компании страхования жизни облагаются налогом по преференциальной ставке 10% их валового инвестиционного дохода, полученного из всех источников (включая проценты, дивиденды, рентные платежи, доход от прироста капитала), и дохода от любого другого бизнеса помимо страхо-

ников (иностранные компании). вания жизни. Резидентские иностранные компании облагаются налогом по той же 10%-ной ставке с валового дохода, но извлечённого только из филиппинских источников.

7. Валовые рентные платежи, чартерные и другие сборы, которые выплачиваются нерезидентам-арендодателям самолётов, машин и другого оборудования за их использование на Филиппинах, подлежали налогообложению по ставке 35%. В соответствии с президентским декретом № 1457 от июня 1978 г., дополнившим Налоговый кодекс 1977г, ставка налога установлена на льготном уровне в 7,5% .

Б.Косвенные налоги (налог на продажи)

1. Налог на продажи взимался с 1969 г. по 1977 г. по следующим ставкам: на предметы первой необходимости (продовольствие и др.) - 5%, на ординарные товары -7%, на менее необходимые товары - 40%, на предметы роскоши - 70%. Ставка налога на предметы первой необходимости осталась та же. На ординарные товары повысилась до 10%. На менее необходимые товары ставка снизилась до 25%, а на предметы роскоши - до 50%. Одновременно ставки на все импортные товары были установлены более высокими, чем на товары местного производства3.

2. Производители сельскохозяйственных продовольственных и непродовольственных товаров при их реализации не облагались налогом на продажи. Эта продукция стала облагаться налогом на продажи по ставке 1 % валовой суммы продаж.

3. Платежи, вносимые жителями Филиппин за связь с зарубежными странами через телефон, телекс, кабель и другие средства связи, не подлежали налогообложению. Согласно президентскому декрету № 1457 введён налог в размере 10% суммы платежа.

Источники: Presidential Decree No.1158 //

http:www/chanrobles.com/presidentialdecrees/presidentialdecreeno. 1158.html; Presidential Decree No. 1773 //http://www.lawphil.net/statutes/presdecs/pd1981/pd_1773_1981.html; Cornelio C. Gison "Recent Changes in the Philippine Tax Code" // Bulletin for International Fiscal Documentation" (далее - BIFD), Amsterdam, 1978, vol.32, No.10, c.439-447; Angel Q.Yoingco "Attempts to Restructure the Philippine Income Tax and Recent Developments" // BIFD,

1981, vol.35, No.11,c.491-492; Platt C.I."Tax Systems of Africa, Asia and the Middle East. A guide for business and the professions. First Edition. Adleshot, Hants, England,

1982, c. 157

Примечания:

1. Резидентская иностранная компания - компания, инкорпорированная по законам любого другого государства и непосредственно занятая в торговле или предпринимательстве на Филиппинах; обычно это - филиалы иностранной материнской компании. Нерезидентская иностранная компания - компания, инкорпорированная по законам любого иного государства, непосредственно не занятая в торговле или предпринима-

телъстве на Филиппинах, но получающая доход из филиппинских источников.

2. По такой ставке налог взимался до января 1981 г., когда в соответствии с президентским декретом № 1773 г. от 16 января 1981 г. он был повышен до 10%. Отменён 11 мая 1983 г.

3. Например, ставка налога на продажи на товары местного производства, относящиеся к разряду необходимых (продовольствие, лекарства и другие), составляла 5%, а на импортные - 10%; на автомобили местного производства - от 10% до 70%. а на импортные - от 100% до 200% в зависимости от стоимости автомобиля, на местную сельскохозяйственную продукцию - 1%, а на импортную - 10%.

Реформирование налогообложения было далеко неполным. Вне его рамок оказалось подоходное налогообложение физических лиц, составлявших основную массу плательщиков подоходного налога; это - работающие по найму, индивидуальные предприниматели и лица свободных профессий, получавшие индивидуальные доходы. В Налоговом Кодексе 1977 г. ставки налога на личные доходы сохранились на уровне 1968 г., когда они были установлены администрацией президента Ф.Маркоса. Налог рассчитывался по прогрессивной шкале с37 ступенями ставок отЗ% для доходов менее 2 тысяч песо до 70 для доходов свыше 500 тысяч песо (стоит отметить, что верхняя предельная ставка налога была значительно выше, чем в соседних странах ЮВА примерно такого же уровня развития: в те годы она составляла в Индонезии и Малайзии 50%, Сингапуре - 55%, Таиланде - 60%)8. Кроме того, несмотря на инфляцию, не были увеличены основные персональные и дополнительные (на иждивенцев) налоговые скидки (ехемрйош, то есть вычеты из валового дохода при расчёте суммы налога)9. Их размеры остались на уровне 1959 г., когда была проведена предыдущая индексация, и составляли для одинокого налогоплательщика 1 800 песо (233,16 долл. США), для одинокого главы семьи и для состоящего в браке - 3 000 песо (388,60 долл.), а на иждивенцев (не более четырёх) - 1 000 песо (129,53 долл. США) на каждого.

Ощутимые изменения в индивидуальном подоходном налогообложении произошли только в 1980-е годы. Во-первых, президентским декретом № 1773 от 16 января 1981 г. были увеличены скидки (Налоговым Кодексом 1977 г. предусматрива-

ло

лась их индексация через каждые три года соответственно темпу инфляции). Базовая персональная скидка для одинокого налогоплательщика выросла до 3 ООО песо (388,6 долл. США), для одинокого главы семьи - до 4 500 песо (582,9 долл. США), для состоящего в браке - до 6 ООО песо (777,2 долл.). дополнительная скидка на иждивенцев - до 2 ООО песо (259 долл. США)10. Во-вторых, была отменена действовавшая единая шкала налога на все типы доходов физических лиц и введены две шкалы: одна - для компенсационных доходов от занятости (зарплата, жалованье, бонусы, льготы в натуральной форме) и вторая - для предпринимательских доходов (от индивидуального предпринимательства и от профессиональной деятельности). При этом налоговые ставки значительно понизились. Для компенсационного дохода они были установлены в диапазоне от 1% до 35% чистого дохода с семью ступенями шкалы налоговых ставок, для предпринимательских доходов - в диапазоне от 5% до 60% с пятью ступенями11.

Реформа привела к заметному номинальному росту налоговых поступлений в бюджет: с 14,4 млрд. песо в 1976 г. до 45,3 млрд. в 1983 г. и 78,7 млрд. в 1986 г. (то есть почти в 5,5 раз за 10 лет), хотя их удельный вес в общей сумме бюджетных доходов центрального правительства несколько уменьшился в результате расширения в полтора раза заёмных средств, по крайней мере в первые пореформенные годы (59,2% в 1976 г., 58,4% в 1977 г. и 54,4% в 1978 г.). Как реформа отразилась на структуре налогов, можно проиллюстрировать финансовыми показателями за 1976 г. (предшествующий реформе), 1977 г. (год реформы) и 1978 г. (первый после введения реформы) (см. таблицу 2).

Таблица 2

Налоговые поступления в бюджет в 1976-1978 гг.

1976 г. 1977 г. 1978 г.

Налоги млн. % к млн. % к млн. % к

песо итогу песо итогу песо итогу

Все налоги 14 405 100,0 17 534 100,0 20 158 100,0

Подоходные 3 706 25,73 4 445 25,35 3 422 16,98

в том числе 1 852 12,85 1 387 7,91 2 538 12,59

корпоративный

налог

На лицензии и 2 835 19,68 3 186 18,17 4 570 22,67

предпринима-

тельство

Акцизы 2 562 17,79 2 912 16,61 2 208 10,95

Импортные

пошлины 4 265 29,61 5 412 30,87 5 412 26,85

Прочие 1 037 7,19 1 579 9,00 4 546 22,56

Источник: Составлено и подсчитано автором по: R.G.Manasan "Public Finance in the Philippines: A Review of Literature". Philippine Institute of Development Studies. March 1981. Table 8, c.70

В общем итоге реформирование упорядочило и несколько модернизировало налоговую систему. Но при реализации налоговых законов выявились её слабые стороны. В частности, взимание налогов с пассивных доходов (проценты на депозиты в финансовых организациях, дивиденды, роялти и другие) было малоэффективно, оно затруднялось из-за неполного декларирования или же уклонения от декларирования получателями таких доходов, а налоговые органы не могли принять необходимые меры, так как не располагали информацией об источниках подобных доходов. Налоговая база подвергалась эрозии вследствие больших налоговых льгот, предоставлявшихся в период президентства Маркоса корпоративному сообществу - иностранным и местным крупным компаниям на основе специальных законов12. Наблюдались и другие негативные явления. Во-первых, в условиях крайне низких доходов подавляющей части населения правительство стало ориентироваться на взимание прежде всего внутренних косвенных налогов и налогов на доходы от внешнеэкономической деятельности (так, в 1982 г. оно ввело дополнительную пошлину в 3% на импорт всех товаров, повысив её до 5% в 1983 г. и 10% в 1984 г.). В результате в налоговой системе сохранились регрессивные тренды. Это проявилось в том, что в общем объёме налоговых поступлений в бюджет доля подоходных налогов снижалась (с 24,38% в 1976 г. до 20,1% в 1979 г., в том числе корпоративного налога соответственно с 14,78% до 9,5%)13. Во-вторых, налоговая система слабо реагировала на рост производства в стране и не в полной мере мобилизовала имевшиеся ресурсы в государственный бюджет. Хотя совокупный объём налоговых поступлений в бюджет центрального правительства возрастал ежегодно, эффективность налоговой системы в целом падала, и нало-

говый коэффициент (отношение объёма налогов к ВВП, выраженное в процентах) снизился с 11,5% в 1979 г. до 9,7% в 1986 г.14

Авторы обзора о фискальной политике на Филиппинах полагают, что проблемы филиппинской налоговой системы были связаны скорее со сбором налогов, чем с налоговыми ставками. В налоговом аппарате процветала коррупция, были широко распространены уклонения от налогов (главные пороки налоговой системы, не искоренённые и поныне). Проведённое в 1987 г. исследование показало, что 25% доходов государственного бюджета были потеряны из-за коррупции и взяток. О масштабах уклонения корпораций от уплаты подоходного налога говорят данные о том, что в 1985 г. только 38% зарегистрированных в стране компаний подали налоговую декларацию о доходах15. Профессор Школы экономики Филиппинского университета Б.Диокно, принимавший участие в разработке программы новой налоговой реформы 1986 г., считал, что «налоговую систему до 1986 г. можно описать как не откликающуюся на изменения в экономическом развитии, малопродуктивную, зависящую от косвенных налогов и трудную для управления»16.

С начала 1980-х годов экономическая ситуация в стране стала заметно ухудшаться, в том числе и из-за кризисных явлений в мировой экономике (вследствие глобальной рецессии, вызванной резким взлётом в 1980 г. цен на энергоносители), снижения спроса мирового рынка на товары из развивающихся государств и протекционистских мер развитых государств. ВВП Филиппин сократился в 1981 г. почти на 4% (вместо роста в предшествующем году на 6%), в 1982 г. - еще на 3%, а всего за период 1983-1986гг. почти на 15%. Из-за сужения налоговой базы сократились налоговые поступления в государственный бюджет, что привело к огромному дефициту (в 1986 г. консолидированный дефицит государственного сектора составил свыше 4,5% ВВП)17. Резкое возрастание внешнего долга и платежей по его обслуживанию при крайне скудных валютных резервах и усилившемся оттоке капитала привели в 1983-1985 гг. к долговому кризису, который сузил возможности страны получать кредиты на мировом рынке капитала, где правительство

интенсивно заимствовало ресурсы для финансирования бюджетного дефицита. Повышение стоимости внешних займов вследствие роста процентных ставок и обесценение песо вынудили правительство больше использовать внутренние источники финансирования. Новой администрации К.Акино, избранной президентом в феврале 1986 г. после восстания против режима Ф.Маркоса (бежавшего из страны), достались от него огромный дефицит бюджета и сильно разбухший государственный дол г. Все эти и другие негативные факторы императивно требовали внести изменения в налоговую систему и повысить её продуктивность. Упомянутый выше профессор Б.Диокно, исследовавший налоговые проблемы в 1980-е годы, пришел к выводу, что «...у правительства Акино не было иного выбора, кроме реформирования налоговой системы, чтобы поддержать макроэкономическую стабильность и восстановить экономический рост»18.

Налоговая реформа 1986 г.

Правительством была разработана Программа всесторонней реформы налогообложения (Comprehensive Tax Reform Program). В её основе лежал пакет мер, рекомендованных группой экономистов Школы экономики Филиппинского университета. В июне 1986 г. правительство одобрило 29 налоговых акций, которые постепенно были введены в действие несколькими имевшими силу закона исполнительными приказами (Executive Orders) президента Корасон Акино (19861992гг.).

Предусматривались следующие направления реформы: создание более простой, более справедливой и более эффективной налоговой системы; повышение отзывчивости (эластичности) налоговой системы на

рост экономической активности в стране; установление равного налогового бремени для индивидуальных и корпоративных налогоплательщиков; обеспечение экономического роста путем ликвидации или модификации налогов, ослабляющих стимулы производства; улучшение деятельности налоговой администрации19.

Для реализации самой главной цели - аннулирования множественных налогов и создания более простой для управления налоговой системы в Налоговый кодекс 1977 г. был внесён ряд очень важных поправок, преобразовавших и прямое, и косвенное налогообложение.

В сфере корпоративного налогообложения две налоговые ставки (25% и 35%) были заменены на одну ставку в 35%. Отменено налогообложение межкорпоративных дивидендов. Установлен потолок для вычетов из валового дохода при подсчёте налогооблагаемого дохода.

В сфере индивидуального подоходного налогообложения действовавшие две формы налога - налог на компенсационный доход и налог на предпринимательский доход были аннулированы и введён единый налог на индивидуальные доходы с более низкими прогрессивными ставками от 0% до 35%. Два налога на пассивные доходы (17,5% на проценты) и (15% на роялти) также были объединены, а ставка увеличена до 20%. Налог, взимаемый с дивидендов, ликвидирован. Персональные и дополнительный скидки были повышены в соответствии с инфляцией. Ликвидировано обложение налогом лиц, получавших доход ниже черты бедности. Состоящим в браке налогоплательщикам предоставлена возможность заполнять налоговые декларации и выплачивать подоходный налог раздельно.

Система косвенного налогообложения была кардинально реконструирована. 27 июля 1987 г. был издан Исполнительный приказ (Executive Order) No.273, согласно которому с 1 января 1988 г. в стране вводилась единая современная форма главного косвенного налога - налог на добавленную стоимость (НДС) со ставками в 10% и 0% (последняя - преимущественно для экспортёров) и дополнительной ставкой в 20% на предметы роскоши (драгоценности, парфюмерия, яхты и другие). Этот налог заменил сложную систему налогов с продаж, насчитывавшую 66 их различных видов (в том числе авансовый налог на продажи, последующий налог на продажи, компенсационный налог, налог на подрядчиков, налог на мельников, налог на брокеров, налог на дистрибьюторов, налог на арендодателей кинофильмов и другие, а также акцизные налоги на спички, на видеоплёнки). От уплаты НДС были освобождены продажи та-

ких товаров, как необработанная сельскохозяйственная и морская продукция, и установлена нулевая ставка на экспорт товаров.

В сфере внешнеторгового налогообложения были отменены налоги на экспорт товаров и предпринято дальнейшее сокращение тарифных импортных ставок.

В том же 1987 году в соответствии с исполнительным приказом № 127 была проведена административная реформа налогового аппарата - реструктурирован департамент финансов, включая Управление внутренних доходов, являющееся главным сборщиком налогов (до 70-80% всех сборов)20.

Налоговая реформа 1986 г. радикально преобразовала налоговую систему. Однако последствия перемен были неоднозначны для разных категорий налогоплательщиков. Так, из-за перехода от двух дифференцированных по величине дохода ставок корпоративного налога к одной, к тому же повышенной ставке оказались в проигрыше компании с небольшими и средними доходами до 100 тысяч песо. От реформирования индивидуального налогообложения более всего выиграли индивидуальные предприниматели и лица свободных профессий, так как верхняя предельная ставка налога на их доходы снизилась почти вдвое (с 60% до 35%). Предоставление супругам права заполнять налоговые декларации и уплачивать налог раздельно тоже было очень важно с точки зрения величины налоговой нагрузки на семью. При прежней системе налогообложения объединённый доход супругов обычно подпадал под более высокие налоговые ставки, а новые правила уменьшали налоговые обязательства семьи.

Прямым следствием реформы стало значительное увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет: за период с 1990 г. по 1997 г. они выросли в 2,7 раза - с 151,7 млрд. песо до 412,2 млрд.. Налоговый коэффициент повысился с 10,7% в 1985 г. до с 14,08% в 1990 г., 15,4% в 1992 г. и до 16,98% в 1997 г., когда он стал исторически самым высоким показателем, которого фискальная система не достигла до сих пор. Удельный вес прямых налогов - на доходы физических лиц и на прибыли корпораций - вырос особенно заметно: с 25,2% в 1975-1985гг. до 37,1% в 1996 г. Улучшилась и макро-

экономическая ситуация, в частности вследствие сокращения дефицита государственного бюджета. Позитивная тенденция наметилась и в отзывчивости налоговой системы на изменения в экономическом развитии страны, что нашло отражение в росте коэффициента эластичности налогообложения (отношение темпов прироста налоговых поступлений в бюджет к темпам прироста валового внутреннего продукта): он увеличился со среднегодового 0,9% в 1980-1985гг. (то есть было некоторое отставание прироста налогов) до среднегодового 1,5% в 19861991гг. (значительное опережение). Как написал в 2005 г. профессор Б.Е.Диокно, « существует общее мнение о том, что программа налоговой реформы 1986 г. значительно улучшила налоговую систему Филиппин, по крайней мере, с точки зрения (роста) поступлений доходов и её простоты»21.

Реформы 1990-х годов

В начале 1990-х годов были проведены новые налоговые акции.

10 октября 1991 г. был принят крайне важный для страны Кодекс местных органов самоуправления (Local Government Code - R.A.No.7160), который чётко определил налоговую юрисдикцию местных органов власти - провинций, муниципалитетов, независимых городов и барангаев (барангай - поселение, самая маленькая политическая единица). Они получили право устанавливать и собирать следующие налоги: поимущественные, на недвижимость, на бизнес в полиграфии, на банки и другие финансовые институты, на разработку карьеров со стройматериалами (песка, гравия и прочего), на пустоши, на проживание (резидентство).

15 мая 1992г Конгресс одобрил два закона, изменившие налогообложение физических лиц.

Закон № 7496 ввёл новую так называемую упрощённую схему взимания подоходного налога с компенсационного дохода и с дохода индивидуальных предпринимателей и лиц свободных профессий. Ставки налога на компенсационные доходы были установлены с 10 ступенями в диапазоне от 0% на доходы менее 2500 песо до 35% - на доходы свыше 500 тысяч песо. Предпринимательский подоходный налог стал взиматься по 5-

ступенчатой шкале по ставкам от 3% с суммы ниже 10 тысяч песо до 30% - свыше 350 тысяч песо. Этой категории налогоплательщиков было предоставлено право на постатейные вычеты из валового дохода прямых расходов на сырье, выплату зарплаты нанятым рабочим, электроэнергию, водоснабжение, топливо, ренту, проценты по кредитам от аккредитованных финансовых организаций, а также амортизационных отчислений. В тех случаях, когда невозможно точно определить отдельные

расходы, налогоплательщику разрешалось вычесть из валового

22

дохода 40% его суммы .

Второй закон (RA.No.7497) увеличил размеры персональных и дополнительных скидок. Персональный вычет для одинокого и состоящего в браке налогоплательщика определён в размере 9 тысяч песо, главы семьи - 12 тысяч, а дополнитель-

т 23

ная скидка на каждого иждивенца - 3 тысячи песо .

5 мая 1994 г. был одобрен Закон республики № 7716 о расширенном НДС (который так и не вошёл в силу вследствие сильной оппозиции его введению).

Хотя, как излагалось выше, налоговая реформа 1986 г. внесла заметные позитивные изменения, со временем стали проявляться некоторые слабые стороны преобразованной системы налогообложения. Так, по-прежнему на объём налоговых поступлений в бюджет негативно сказывались большие налоговые льготы крупным отечественным и иностранным компаниям, а также коррупция в административном аппарате24 и лазейки в законодательстве, позволявшие уклоняться от уплаты налогов. В связи с этим спустя почти десять лет после реформы 1986 г. снова потребовалось внести изменения в фискальную систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство приступило к проведению нового раунда структурной реформы налоговой системы - к разработке и обсуждению второй Программы всесторонней реформы налогообложения, обсуждение и введение которой стало его самой крупной фискальной акцией в 1990-е годы. По оценке профессора Б.Б.Диокно, «в 1997 г. существующая налоговая структура не была превосходной, но она была и не в плохом состоянии... Возможно, наиболее настоятельная причина реформирования существовавшей налоговой структуры заключается в том, что в

период с 1992 г. по 1998 г. Конгресс принял, а президент одобрил меры, которые привели к сужению налоговой базы вследствие предоставления налоговых льгот или повышения уровня персональных и дополнительных освобождений. С 1992 г. по 1998 г. Конгресс одобрил 10 новых налоговых законопроектов, повышающих поступление доходов, и 28 налоговых законопроектов, имеющих противоположный результат, а именно недобор доходов из-за предоставленных льгот и более широкого масштаба освобождений»25.

10 февраля 1994 г. административным приказом (Administrative Order) № 112 президента Ф.Рамоса (1992-1998гг.) была сформирована Президентская группа по реформе налогов и тарифов во главе с Секретарём (министром) финансов. В неё вошли представители правительства, частного сектора и академического сообщества. Предусматривалось широкое общественное обсуждение проблем нового реформирования налоговой системы. Основной задачей, поставленный перед группой, было определение мер, способствующих росту налоговых поступлений, ибо и в 1994 г. индекс налоговой эффективности, увеличившийся до 15,45 %, всё ещё оставался самым низким среди наиболее более развитых стран Юго-Восточной Азии, хотя налоговые ставки были выше (ставка корпоративного налога в эти годы равнялась на Филиппинах 35%, тогда как в Сингапуре 27%, Таиланде 30%,Малайзии 32%)26.

Были провозглашены следующие цели реформы: создать более простую налоговую структуру с более широкой

базой и с разумными налоговыми ставками; сделать налоговую систему более эластичной и более легкой для управления;

минимизировать уклонения от налогов, которые дозволялись

существовавшими в налоговой системе лазейками; стимулировать уплату налогов путем увеличения размера освобождений от налога, понижения налоговой ставки и упрощения процедур; «рационализировать» налоговую систему, включая налоговую администрацию и систему налоговых льгот (в 1994 г. они оценивались в 31,7 млрд. песо, что было эквивалентно

75% общей суммы поступлений в бюджет по корпоративному налогу, или почти 2% ВВП); «создать здоровую среду для бизнеса, которая позволит (филиппинским) фирмам лучше конкурировать на региональ-

27

ном, а также и на мировом рынке» .

Особенно важной целью новой реформы объявлялась настоятельная необходимость приостановить постепенное снижение интенсивности сбора налогов, которое наблюдалось в эти годы из-за сокращения импортных пошлин в связи с либерализацией внешней торговли, многочисленных налоговых льгот предпринимателям, одобренных в 1992-1996 гг., и увеличенных скидок, предоставленных индивидуальным налогоплательщикам.

Был разработан пакет рекомендаций, который стал второй Программой всесторонней налоговой реформы (Comprehensive Tax Reform Program - CTRP), «нацеленной на создание более прогрессивной налоговой системы, экономически эффективной и социально справедливой». Программа предусматривала три направления реформирования: реструктуризация акцизного налогообложения, реформа подоходного налогообложения и рационализация системы налоговых льгот. Предполагалось, что она внесёт ощутимые структурные изменения в налоговую систему. Программа была представлена в палату представителей Конгресса 1 февраля 1996 г. и активно обсуждалась в его обеих палатах. Основные задания были сформулированы в различных законопроектах, которые были законодательно оформлены несколькими актами.

Реализация программы началась с реформирования косвенного налогообложения, в первую очередь акцизного. В течение 1996 г. были приняты три закона, которые внесли заметные изменения в эту сферу налогообложения.

2 июня 1996 г. был принят Закон республики № 8184, который реструктурировал акцизный налог на нефтепродукты, изменив базу начисления налога с адвалорной (на основе факторных цен) на специфическую (на основе физических показателей - веса, объёма и т. д.). 22 ноября 1996 г. был одобрен Закон республики № 8240 (Republic Act No.8240) (стал действующим с 1 января 1997 г.), который реформировал систему ак-

цизных налогов на спиртные напитки, очищенный спирт и сигареты, также переведя расчёт налога с адвалорной на специфическую. Закон республики № 8241, одобренный 20 декабря 1996 г. (вошёл в силу тоже с 1 января 1997 г.), внёс серьёзные поправки в закон № 7716 о расширенном налоге на добавленную стоимость, который, как уже было отмечено выше, был принят ещё 5 мая 1994 г., но его исполнение было отложено.

В 1997 г. была одобрена реформа подоходного налогообложения. Её основные положения вошли в главный акт - Закон республики № 8424, принятый 11 декабря 1997 г. под названием «Закон о налоговой реформе 1997 г. - закон, дополнивший Кодекс государственных внутренних доходов с дополнениями» (Republic Act No.8424 - Tax Reform Act of 1997, an Act Amending the National Internal Revenue Code as amended)28. Закон внёс столь существенные дополнения и изменения в Налоговый Кодекс 1977 г., что последний стал лишь основой нового Кодекса государственных внутренних доходов 1997 г. (National Internal Revenue Code of 1997), именуемого также Налоговым кодексом 1997 г. (Tax Code of 1997). Кодекс вошёл в силу с 1 января 1998 г. и действует поныне.

Основные изменения в результате реформы сводились к следующему.

В сфере корпоративного налогообложения была снижена ставка подоходного налога на филиппинские и резидентские иностранные компании с 35% в 1997 г. до 34% в 1998 г. с последующим понижением до 33% с 1января 1999 г. и до 32% с 1 января 2000 г. По такой же норме установлены ставки налога на правительственные или контролируемые правительством корпорации (кроме освобождённых от налога государственных страховых компаний).

В сфере индивидуального налогообложения после кратковременного исполнения утверждённой в 1992 г. так называемой упрощённой формы налогообложения разных доходов по двум шкалам ставок была вновь введена новая единая прогрессивная шкала с семью ступенями налоговых ставок для компенсационного и предпринимательского доходов физических лиц. Налог рассчитывается путём сложения определённой для каждой ступени суммы в песо и суммы, рассчитанной на основе

налоговой ставки данной ступени в процентах. Введенная в результате реформы 1997 г. шкала ставок действует до настоящего времени и имеет следующие характеристики:_

Налогооблагаемый до- Размер налога в песо Ставка налога, %

ход, песо

0- 10 000 5%

10 000-30 000 500 песо + 10% суммы сверх 10000

30 000 - 70 000 2500 песо + 15% суммы сверх 30000

70 000 - 140 000 8500 песо + 20% суммы сверх 70 000

140 000-250 000 22500 песо + 25% суммы сверх 140 000

250 000 - 500 000 50000 песо + 30% суммы сверх 250000

500 000 и более 125000 песо + 32% суммы сверх 500000 (с 01.01.2000 г.)

(в Кодексе предусматривалось понижение ставки с 35% в 1997 г. до 34% с 01.01.1998 г., 33% с 01.01.1999 г. и 32% с 01.01.2000).

Восстановлен налог на дивиденды, получаемые частными лицами от национальных корпораций, акционерных компаний, региональных оперативных штаб- квартир ТНК и других (ставка налога - 6% с 1 января 1998 г., 8% - с 1 января 1999 г. и 10% начиная с 1 января 2000 г.).

Увеличены размеры персональной и дополнительной налоговых скидок. Одинокому или состоящему в браке, но юридически разведенному налогоплательщику предоставлена персональная скидка в размере 20 тысяч песо (около 400 долл. США), главе семьи - 25 тысяч (около 500 долл.), каждому из супругов - 32 тысячи (около 640долл.). Дополнительная скидка на каждого иждивенца (не более четырёх) - 8 тысяч песо (около 160 долл.).

В сфере косвенного налогообложения самым важным был закон № 8241, который расширил список освобождённых от НДС (в него были включены сельскохозяйственные, многоцелевые, кредитные и другие кооперативы, члены которых имеют капитал менее 15 тысяч песо) и установил 0% ставку налога на некоторые продажи и услуги. В их числе - продажа или импорт каменного угля и природного газа, продажа или импорт удобрений, импорт пассажирских и/или грузовых судов грузоподъёмностью свыше 5 тысяч тонн, образовательные, медицинские и ветеринарные услуги, печатание или публикация книг и любых газет, аренда жилых помещений. Как уже отмечалось выше, адвалорный акцизный налог на продукцию нефтеперераба-

тывающих предприятий был заменён на специфический, а его ставки были значительно понижены. Были реструктурированы акцизные налоги на табачную продукцию и спиртные напитки и ликвидирован акцизный налог на сжиженный газ.

Исполнение закона о налоговой реформе 1997 г. началось в разгар азиатского финансового кризиса, и это снизило эффективность принимаемых мер. Тем не менее были и позитивные результаты. В частности, несколько расширилась налоговая база за счёт того, что,

во-первых, были введены два новых налога: 1) 2%-ный минимальный корпоративный налог и 2) налог на дополнительные натуральные льготы, предоставляемые предпринимателями высококвалифицированным специалистам и менеджерам,

во-вторых, предусмотрены меры для выявления незадекларированных доходов и укрывающихся налогоплательщиков,

в-третьих, упрощены условия налогообложения с тем, чтобы вовлечь в число налогоплательщиков лиц, занятых в теневой экономике.

Подводя итог изменениям, привнесённым налоговой реформой 1997 г., можно отметить два важных результата реформирования: 1) понижение налоговой нагрузки и на корпоративное сообщество, и на индивидуальных налогоплательщиков; 2) принятие нового Налогового Кодекса, в котором нашли отражение изменения и в социально-экономическом развитии страны, и в налоговой системе за предшествующие десять лет. Вместе с тем у филиппинских налоговых экспертов сложилось мнение, что законы, утверждённые парламентом, были очень далеки от первоначального проекта. К тому же, не все положения программы удавалось осуществить из-за оппозиции бюрократического аппарата и бизнеса. В частности, Конгресс не только не поддержал программу рационализации налоговых льгот, но более того - принял ещё 12 законов, предоставлявших новые льготы и более высокие вычеты из валового дохода. Предприниматели тормозили исполнение положения Кодекса о взимании минимального корпоративного налога и налога на дополнительные натуральные доходы. «Опыт ПВНР (программы всесторонней налоговой реформы) 1997 г. показывает, что

реформаторы налоговой политики недооценили силу бюрократии и оппозицию бизнеса», - написали в одной из своих работ филиппинские экономисты Р.Фабелла и К.К.Т.Чуа29.

Эксперты считают, что по сравнению с реформой 1986 г. реформа 1997 г. была менее удачной, так как пониженные налоговые ставки и увеличенные вычеты из валового дохода налогоплательщиков привели к сокращению налоговых поступлений и заметному снижению эффективности налоговой системы. По подсчётам Национального центра налоговых исследований, в результате реформы потери бюджета от недобора только налога на индивидуальные доходы составили 32,8% потенциальных поступлений от такого налога. Коэффициент эффективности стал даже ниже, чем в начале и середине 1990-х годов: по данным Азиатского банка развития, в 1990 г. он равнялся 14,08%, 1995 г. - 16,3%, 1997 г. - 16,98%, -2000 г.- 12,8%, 2005 г. - 12,4%30.

Негативное влияние на экономику страны азиатского кризиса, расширение участия Филиппин в региональных и мировых интеграционных процессах, либерализация внешней торговли и сокращение импортных пошлин (в связи с созданием Зоны свободной торговли АСЕАН - AFTA и подписанием Соглашения о системе общих эффективных преференциальных тарифов - 8ЕРТ)31сделали неотложным внесение в Кодекс

1997 г. дополнений и поправок. В связи с этим за период с

1998 г. по 2015 г. было принято около 20 новых налоговых законов.

1 Налогообложение на Филиппинах мало исследовано в отечественном востоковедении. Частично налоговые проблемы рассмотрены в работе Барышниковой О. г. («Филиппины» //Государственные финансы несоциалистических стран Азии. М., Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1965 г., с.309-327) и Ганцкого В.А. («Филиппины: государственные финансы и экономическое развитие». М., Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1977 г., с. 17-40, 94-103).

2 Филиппинские экономисты Р.Фабелла и К.К.Т.Чуа писали в 2013 г., что в 70-е годы в Управлении внутренних доходов (Bureau of Internal

Revenue - BIR) коррупция уже была серьёзной проблемой и что хорошо осведомлённые источники определяли её размеры в 10-20% общей суммы налоговых поступлений (Raul V.Fabella and Karl K.T.Chua.Chapter 8. "BIR Reform Initiatives: Why Is Success So Elusive? c.206 - https://asia foundation.org/resources/pdfs/Chapter8.pdf). По данным организации «Международная транспарентность» (Transparency International), опубликованным в 2015 г. в документе Азиатского банка развития, Филиппины входят в число очень коррумпированных стран мира - по уровню коррупции они заняли в 2014 г. 85 позицию из 175 государств, входивших в лист обследования (Сингапур - 7-ю, а Камбоджа и Мьянма поделили 156-ю; более высокая позиция означает большую коррумпированность) (ADB Key Indicators for Asia and the Pacific, 2015, Mandaluyong City,2015, c.348).

3 Commonwealth Act No. 466, as amended, in force and effect July 1, 1939 4http://www.chanrobles.com/presidentialdecrees/presidentialdecreeno. 1158.ht ml;

http://www.chanrobles.com/presidentialdecrees/presidentialdecreeno. 1158-A.html

5 Presidential Decree No. 1158

//http://www/chanrobles.com/presidentialdecrees/presidentialdecreeno. 1158.h tml

6 Presidential Decree No. 1158-A

//http://www.lawphill.net/statutes/presdecs/pd1977/pd_1158_a_1977.html

7 Presidential Decree No. 1158

//http://www/chanrobles.com/presidentialdecrees/presidentialdecreeno. 1158.h tml

8 Presidential Decree No. 1158

//http//www.chanrobles.com/presidentialdecrees/presidentialdecreeno.1158.ht ml; A.Q.Yoingco.Attempts to Restructure the Philippine Income Tax and Recent Developments //Bulletin for International Fiscal Documentation (далее - BIFD), Amsterdam, 1981,vol.35,No.11,c.489

9 Основные (базовые) персональные налоговые скидки (вычеты из валового дохода) предоставляются а) одинокому налогоплательщику или женатому, но юридически считающимся разведённым по закону и не имеющим иждивенцев, б) главе семьи, в) каждому из супругов. Термин «Глава семьи» означает не состоящего в браке или юридически разведённого мужчину или женщину с одним или обоими родителями или с одним или более братьями или сёстрами или с одним или более ребёнком - родным или юридически оформленным приёмным, проживающим вместе с ним или находящимся на его иждивении, в возрасте не старше 21 года, неженатым и не работающим, или дети, братья и сёстры без ограничения возраста, не способные обеспечивать себя из-за физических

или умственных дефектов. Дополнительные скидки предоставляются налогоплательщику с иждивенцами. Их может получить только один из супругов - в том случае, если налогоплательщик состоит в браке. Если налогоплательщик разведен по закону, то скидку получает тот, с кем проживают дети. Сумма скидки определяется на основе динамики индексов потребительских цен, размера официально установленной заработной платы и прожиточного минимума. Скидка вычитается из валового дохода при расчёте налогооблагаемого дохода.

10 Presidential Decree No.1773

//http://lawphil.net/statutes/presdecs/pd 1981/pd_1773_1981 .htm; A.Q.Yoingco, op.cit.,c.490

11 B. E. Diokno "Reforming the Philippine Tax System: Lessons from Two Tax Reform Programs", School of Economics. University of the Philippines. Discussion Paper No.0502. March 2005, c.6 //www.econ.upd.edu.ph/index.php/dp/article/view File/122/180

12 В их числе - Закон о стимулировании инвестиций 1967г. (Investment Incentives Act - R.A.No.5186), Закон о стимулировании экспорта 1970г. (Export Incentives Act - R.A.No.6135), Президентский декрет о стимулировании сельскохозяйственного производства от 3 июня 1977r.(Agricultural Incentives Act - Presidential Decree No. 1159), а также Президентские декреты №92 (January 1973), №485 (June 1974), №1584 (1978г.),№1646 (1979г.). Все они в 1981г. были oбъeдинeны в Единый Кодекс инвестиций (Omnibus Investments Code - Presidential Decree No.1789) - см. R.G. Manasan "Public Finance in the Philippines: a Review of the Literature. Philippine Institute For Development Studies. Working paper 81-03. March 1981 //www.Dirp.3.pids.gov.ph/ris/wp/pidswp8103.pdf

13 A. Q. Yoingco, op .cit., c.487

14 Philippine Development Report. Creating More and Better Jobs. Document of the World Bank. September 2013, c.225

//http://www.worldbank.org/content/da/worldbank/document/EAP/Philippines /PDRFullReport.pdf

15 Country Study and Country Guide. Philippines. Fiscal Policy //www.reference.allrefer.com/country-guide-stude/philippines/philippines.htm

16 B E. Diokno, op. cit., c.6

17 data. worldbank.org/indicator/ NY. GDP/MKTP.KDP.MKTP ?page=5&page=6

18 B. E. Diokno, op.cit.,c.6

19 Francis Xavier M. Vicente "Philippine Tax Leakages: an Assessment". Technical Report Prepared for Bureau of Internal Revenue, Republic of the Philippines. Submitted for Review to USAID/Philippines OEDG. Makati City, Philippines, January 2006, c.17-18 //http://www/pdf.usaid.gov/pdf-docs/Pnadh572.pdf

20 Ibidem, c. 17-18; Philippine Development Report..., c.225; R.M. Aldaba "FDI Investment Incentive System and FDI Flows. The Philippine Experience. Makati City, November 2006, c.2 http://core. ac. uk/download/pdf/6678130.hdf

21 B. E. Diokno, op. cit., c.9

22 R.A.No.7496, an Act adopting the simplified net income taxation scheme for the self-employed and professionals engaged in the practice of their profession, amending sections 21 and 29 of the National Internal Revenue Code as amended // http://www.chanrobles.com/republicactno.7496.htm

23 http://www.chanrobles.com/republicacts/republicactno.7497.htm

24 По свидетельству филиппинских предпринимателей, отвечавших в 2013г. на вопросы интервьюеров, коррупция по-прежнему относится к самым серьёзным ограничителям развития бизнеса, занимая среди негативных факторов, сдерживающих рост предпринимательства в стране, второе место после нехватки инфраструктуры. - The Global Competitiveness Report 2013-2014.World Economic Forum. Geneva, 2013,c. 314

25 B. E. Diokno, op .cit., c.10-11

26 "Addressing the weaknesses of the past" //www./oocities/org/infuntok/ctrp/

27 National Internal Revenue Code of 1997/Tax Reform Act of 1997 (republic Act No.8424), Section 2.State Policy -

http://www.bir.gov.ph/taxcode/1577.htm; B.E.Diokno. op. cit., c.11; "Addressing the weaknesses of the past; //www.oocities.org/infuntok/ctrp/

28 Закон о налоговой реформе 1997г. - на сайте http://www. bir. gov.ph/index.php/tax-code.html

29 V.Fabella and K.K.T.Chua "BIR Reform Initiatives: Why Is Success So Elusive?", c.215 // https://asiafoundation.org/resources/pdfs/Chapter8.pdf

30 ADB Key Indicators for Asia and the Pacific 2015.Mandaluyong City, Philippines, ADB,2015,c.343; B.E.Diokno,o.cit.,c.9

31 Тарифы снизили^ с 12,76 % в 1993г. до 0,79% в 2008г. - "Tariffs and Other Barriers in Intraregional Trade". ESC AP TID Staff Working Paper 01/09, c.12 //www.networkingeas/org/working/aug2008/06_2008.pdf 32.R.A.No.9334 An Act Increasing the Excise Tax Rates Imposed on Alcohol and Tobacco Products< Amending. the National Internal Revenue Code of 1997, as Amended

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.