Научная статья на тему 'Мировой опыт организации наличного денежного обращения'

Мировой опыт организации наличного денежного обращения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2638
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / СТРУКТУРА НОМИНАЛЬНОГО РЯДА / БАНКНОТЫ / СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ / АУТСОРСИНГ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко С.В.

В статье обобщены мировые тенденции и опыт организации налично-денежного обращения в отдельных странах мира. Выявлены общие черты и особенности организации работы с наличностью, охарактеризованы основные направления изменений, состоящие, прежде всего, в децентрализации этой деятельности и передаче определенных функций, выполнявшихся ранее центральными банками, в аутсорсинг коммерческим банкам и CIT-компаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт организации наличного денежного обращения»

21 (453) - 2011

Монетарная политика

Удк 336.74

мировой опыт организации наличного денежного обращения

С. В. МИЩЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: s-mischenko@mail.ru Университет банковского дела Национального банка Украины

В статье обобщены мировые тенденции и опыт организации налично-денежного обращения в отдельных странах мира. Выявлены общие черты и особенности организации работы с наличностью, охарактеризованы основные направления изменений, состоящие, прежде всего, в децентрализации этой деятельности и передаче определенных функций, выполнявшихся ранее центральными банками, в аутсорсинг коммерческим банкам и 01-компаниям.

Ключевые слова: налично-денежное обращение, структура номинального ряда, банкноты, системы защиты, аутсорсинг, модель организации денежного обращения, децентрализация.

Эмиссия национальной валюты и организация ее обращения на территории страны является одной из главных функций каждого центрального банка. На начало 2010 г. 192 государства мира использовали 147 денежных единиц. В настоящее время накоплен значительный опыт организации налич-но-денежного обращения и эмиссионно-кассовой работы в банках многих стран, использование которого может позволить внедрить в отечественную практику лучшие организационно-управленческие и научно-технические решения.

Анализ мирового опыта организации наличного денежного обращения свидетельствует, что в последние годы во многих странах мира наблюдается тенденция к увеличению объемов наличной денежной массы в обращении. Так, по состоянию на 01.01.2009 в еврозоне находилось в обращении

784,8 млрд евро, из них: 762,8 млрд евро — это банкноты и 20,4 млрд евро — разменные монеты. В США объем наличности по сравнению с 2002 г. увеличился с 654,3 до 849,7 млрд долл.

В целях поддержки и развития индустрии наличного денежного обращения в 2004 г. была создана Международная ассоциация организаторов денежного обращения (International Association of Currency Affairs, IACA), которая реализует проект глобального платежного обзора (GPSP) и является спонсором краткого обзора мировых тенденций наличных платежей. В соответствии с этим проектом IACA осуществляет сбор разрозненных статистических материалов, проводит их обобщение, предоставляет консультации центральным банкам [13].

По оценкам 1АСА, вместе с увеличением суммы наличности в обращении постоянно увеличивается и количество банкнот. Так, общее количество банкнот в США и других странах Американского континента выросло примерно с 34 млрд шт. в 2002 г. до 39 млрд шт. в 2008 г., а в 2012 г. может составить около 42 млрд шт.

Количество банкнот, находящихся в обращении в странах Европы, также постоянно увеличивается: с 22 млрд шт. в 2002 г. до 28 млрд шт. в 2008 г., а в 2012 г., по прогнозам 1АСА, оно может возрасти до 33 млрд шт.

Наиболее значительный рост количества банкнот в обращении наблюдается в странах Азии, что связано со стремительным экономическим развитием Китая и Индии. Общее количество банкнот

в обращении в странах Азии выросло примерно со 122 млрд шт. в 2002 г. до 150 млрд шт. в 2008 г., а в 2012 г. может достичь 164 млрд шт.

В Африке и на Ближнем Востоке также наблюдается увеличение количества банкнот в обращении, но темпы их прироста значительно ниже, чем в других регионах. Так, за период с 2002 по 2008 г. объем наличных денег в обращении в этом регионе увеличился с 19 до 21 млрд шт., а по прогнозам на 2012 г. возрастет до 23 млрд шт. [13, 15].

Тенденция к увеличению объемов наличного денежного обращения обусловлена доминирующим положением наличных денег в структуре платежных инструментов, используемых населением при осуществлении расчетов в розничной торговле и сфере услуг. В настоящее время практически во всех странах мира примерно 80—90 % населения использует в расчетах только наличные деньги. Так, например, в США в расчетных операциях населения удельный вес наличных денег составляет около 75 %, в странах еврозоны — 76—86 %, а в Японии — около 90 %. По прогнозам экспертов, в 2012 г. наличные деньги будут обслуживать примерно 2/3 розничных платежей во всем мире [13, 15].

Вместе с тем, как свидетельствует мировой опыт, удельный вес наличных денег в общем объеме денежной массы в развитых государствах составляет примерно 8—9 %. В странах СНГ и в странах с развивающейся экономикой этот показатель колеблется в пределах 10—35 %. В Украине он близок к уровню аналогичного показателя в Аргентине и Молдове, а минимальное среди стран СНГ значение наблюдалось в 2007—2009 гг. в Республике Беларусь и Казахстане — 10—14 %.

Одним из важных показателей организации денежного обращения является уровень достаточности наличности в экономике, определяемый как отношение наличности вне банков (денежный агрегат М0) к ВВП. Так, в 2009 г. в России этот показатель составлял 10,3 %, а с учетом теневой экономики — около 7 %, в Японии — 18 %, Украине — 16,3 %, Китае — 12,4 %, Болгарии — 11 %, Германии — 8,7 %, Италии — 9,0 %, Литве и Венгрии — 8 %, Франции — 8,1 %, Польше - 7 %, США - 6,3 %, Латвии, Турции и Хорватии — 5 %, Бразилии и Эстонии — 4,2 %, Канаде — 3,6 %, в Сербии — 3 % [6, 10].

На показатель, отражающий отношение наличных денег вне банков к ВВП, влияет много факторов, среди которых, прежде всего, следует назвать наличие законодательно установленных ограничений на проведение операций с наличностью и использование иностранной валюты, уровень развития банковской

инфраструктуры, использования платежных карточек, а также традиционно сложившееся отношение населения к наличным деньгам.

Как свидетельствует анализ, в каждой стране организация наличного денежного обращения имеет свои особенности. Однако существуют и общие черты:

— использование наличных денег как платежного средства составляет весомую часть в структуре денежного обращения, которая в обозримом будущем сохранится, несмотря на развитие электронных денег и высокий удельный вес безналичных платежей;

— объемы банкнот и монет, находящихся в обращении, вместе с развитием экономики постоянно увеличиваются, а удельный вес наличного обращения в общем платежном обороте снижается;

— при осуществлении мелких платежей и расчетов население отдает предпочтение наличным деньгам;

— происходит централизация обработки банкнот и монет в целях сокращения операционных расходов с одновременным внедрением аутсорсинга операций с наличностью;

— изготовление, выпуск в обращение, транспортировка, обработка и хранение банкнот и монет станут самостоятельными сферами деятельности и прибыльным видом бизнеса;

— во всех странах большое внимание уделяется повышению качества и защитных свойств банкнот и монет на основе улучшения их потребительских качеств, совершенствования существующих и разработки новых публичных признаков банкнот с использованием специальных средств, а также снижению стоимости их изготовления;

— центральные и коммерческие банки ведут активные поиски новых платежных инструментов и методов расчетов [2, 11, 13].

Особого внимания заслуживает опыт Австралии, Бразилии, Великобритании, стран еврозоны, Нидерландов, Норвегии, США, Чили, Швеции и других стран, модели организации налично-денеж-ного обращения в которых отражают современные тенденции в этой сфере.

Характеризуя деятельность центральных банков в сфере налично-денежного обращения, необходимо выделить следующие направления:

— формирование оптимальной структуры номинального ряда и защита банкнот и монет от подделок;

— совершенствование организации налично-денежного обращения и оптимизация денежных потоков;

— совершенствование организации транспортировки, обработки и хранения денег;

— использование новых технологий и оборудования;

— внедрение аутсорсинга;

— совершенствование кассовой работы в банках;

— снижение расходов на организацию и обслуживание налично-денежного обращения.

Одним из основных направлений совершенствования налично-денежного обращения является организация прозводства денежных знаков и формирование оптимальной структуры номинального ряда банкнот и монет. При этом по стоимости денежных знаков примерно 95—99 % от их количества приходится на банкноты и только 1—5 % — на монеты. Однако в количественной структуре денежных знаков примерно 75—85 % составляет билонная масса (монеты) и 15—25 % — банкноты.

Как свидетельствует опыт развитых стран, оптимальная структура номинального ряда предусматривает 13 наименований денежных знаков и включает 6 номиналов монет, 6 номиналов банкнот и один денежный знак посредине. В зависимости от состояния экономики, в частности, от уровня инфляции, этот денежный знак может быть либо монетой, либо банкнотой. Купюрные ряды практически во всех странах содержат номиналы, кратные 1, 2, 5 или (реже) 1, 2,5 и 5. При этом считается нормой, что при повышении уровня инфляции в стране свыше 6—8 % в год наполнение этих рядов всеми номиналами является нерациональным. Для стран с высокими темпами инфляции купюрный ряд обычно состоит из номиналов, кратных 1 и 5, а в дальнейшем заполняются соответствующие пробелы, например, выпускаются банкноты номиналом 20 (25), 200 (250) или 2 000 (2 500) [6, 11,15].

Вопрос оптимизации номинального ряда банкнот и монет является актуальным практически для всех стран. При определении номинального ряда денежных знаков в качестве теоретической основы некоторые страны используют так называемую Д-метрическую модель, имеющую вид бинарно-децимальных триплетов (1—2—5, 10—20—50). В соответствии с этой моделью расчет номиналов банкнот и монет осуществляется исходя из показателя среднего размера однодневной заработной платы ф):

D/1000, D/500, D/200, D/100, D/50, D/20, D/10, D/5, D, 2D, 5D,

Преимущество использования Д-метрической модели состоит в возможности определить ориен-

тировочные сроки введения в оборот денежных знаков более высоких номиналов и изъятия денежных знаков низких номиналов в целях отражения покупательной способности национальной денежной единицы вследствие изменения уровня экономического развития (инфляции и экономического роста), поскольку показатель среднемесячной заработной платы поддается четкому прогнозированию.

Как свидетельствует опыт, введение в обращение новых более высоких номиналов сопровождается одновременным изъятием мелких и сокращением количества переходных номиналов. Практика показывает, что изменение номинального ряда национальной валюты в большинстве стран происходит не чаще одного раза в 7—12 лет, поскольку это сложный организационно-технологический процесс, требующий учета многих факторов, а также согласования действий многих государственных структур.

Как показывает анализ, в структуре номинального ряда банкнот в разных странах наибольший удельный вес приходится на банкноты различных номиналов. В странах еврозоны — это 50 и 500 евро, в США — 100 и 20 долл., в Украине — 100, 50 и 200 грн., в России - 100, 1 000 и 500 руб. [1, 6, 10].

Основными задачами Евросистемы в сфере организации налично-денежного обращения являются гарантирование постоянного и эффективного обеспечения кредитных учреждений и их клиентов валютой, а также поддержка качественных свойств банкнот. В 2002 г., когда в еврозоне было только 12 государств, каждая страна планировала производство банкнот в пределах собственной потребности, определяемой исходя из капитального взноса страны в ЕЦБ, который, в свою очередь, зависел от объема ВВП и численности населения. Каждый центральный банк стран еврозоны выпускал 1-2 номинала банкнот. Например, в Австрии выпускались банкноты номиналом 10 евро [8].

В настоящее время в еврозоне основные функции по организации наличного обращения возложены на ЕЦБ, который осуществляет общие расчеты потребности в наличности и разрабатывает графики ежемесячных поставок банкнот. Все необходимые данные о наличных деньгах, находящихся в обращении, запасах наличности, выпуске денег в обращение и т. п. отражаются в информационной системе. Сначала центральный банк каждой страны еврозоны рассчитывает свои потребности в наличности. Полученные данные ЕЦБ обобщает, проводит их сбалансирование и

направляет в национальные центральные банки в виде окончательного плана производства банкнот. С 2011 г. ЕЦБ внедрил единую процедуру конкурентных торгов, в соответствии с которой каждый центральный банк еврозоны представляет ЕЦБ предложения по объемам и ценам изготовления наличности, что позволяет существенно снизить расходы на производство банкнот и монет.

До 2007 г. каждая страна еврозоны имела свою долю в стратегических запасах банкнот. Однако в последующем хранение стратегических запасов было централизовано, и в настоящее время они остались лишь в Париже, Майнце, Риме, Вене и Хельсинки.

В настоящее время в странах еврозоны происходит сближение принципов и правил кассового обслуживания, согласован порядок электронного обмена данными между национальными центральными банками и кредитными учреждениями по поводу приема и выдачи наличности, разработаны общие стандарты упаковки банкнот. В 2007 г. была принята дорожная карта, позволяющая в среднесрочной перспективе сблизить условия кассового обслуживания в центральных банках стран евро-зоны.

Учитывая значительные объемы обращения наличных денег, центральные банки всех стран мира большое внимание уделяют выявлению подделок банкнот и противодействию фальшивомонетчес-тву. Изучение этой проблемы свидетельствует, что для того, чтобы освоить качественную подделку, фальшивомонетчикам необходимо около 5—7 лет. В связи с этим, например, ФРС США проводит замену банкнот каждые 3—7 лет, совершенствуя дизайн и защитные элементы банкнот [14, 15].

Специалисты ЕЦБ после введения в январе 2002 г. в обращение наличных евро были уверены, что подделка банкнот евро невозможна. Однако уже через полтора года было выявлено 230 тыс. поддельных банкнот, из них 66 % — номиналом 50 евро и 23 % — номиналом 20 евро [9]. Позже стали подделываться и банкноты номиналом 100 евро. Однако подделка банкнот номиналом 200 и 500 евро до настоящего временм для фальшивомонетчиков остается практически невозможной, поскольку требует значительной подготовки, времени и средств.

В целях защиты банкнот от подделок ЕЦБ принял решение обновить первую серию банкнот и перейти к выпуску новой серии «Евро — 2», которая будет содержать новые средства защиты и учитывать особенности обработки наличности с

применением современных автоматизированных систем. Предполагается, что дизайн банкнот второй серии останется неизменным, будет сохранено количество номиналов, а переход на вторую серию будет осуществляться постепенно [16].

Для перехода на вторую серию банкнот евро при ЕЦБ созданы экспертные группы специалистов, которые разрабатывают и внедряют различные элементы защиты, анализируют практику использования уже внедренных элементов. Широкой общественности будут известны только шесть защитных элементов. Предусмотрено, что первые обновленные банкноты евро появятся в 2011 г., а процесс замены банкнот, находящихся в обращении, займет более года [16].

Главными направлениями деятельности центральных банков по предотвращению подделок денежных знаков являются разработка и внедрение надежных защитных признаков, четкая регламентация всех процедур организации работы с наличностью, особенно при ее обработке, а также профилактика первичного поступления подделок в наличное обращение.

Эксперты по наличному денежному обращению считают середину 1990-х гг. переломным моментом в истории фальшивомонетничества. Это связано с расширением технических возможностей и доступностью копировальной техники и персональных компьютеров с программными и аппаратными средствами обработки графической информации.

В связи с ростом угроз от применения цифровых методов воспроизведения изображений банкнот в 1993 г. руководители центральных банков стран G-10 создали специальную группу SSG-2 (Special Study Group-2), цель которой состояла в разработке системы компьютерной идентификации подделок. В 2000 г. группа SSG-2 была реорганизована в Группу по защите от подделок при Европейском центральном банке (Central Bank Counterfeit Deterrence Group — CBCDG), в состав которой в настоящее время входит 31 центральный банк мира и ведущие производители банкнот [16].

В 1997 г. при содействии CBCDG была разработана система защиты от подделок на цветной копировальной технике — BDS, которая в настоящее время установлена практически на всех цветных копировальных устройствах. По состоянию на конец 2010 г. ее используют в 61 стране мира.

С 2000 г. CBCDG активно работает с компаниями, производящими программы для работы с изображениями и цветные принтеры, по вопросам

включения в эти продукты технологий, предупреждающих изготовление фальшивых денег. По данным CBCDG, примерно 95 % всех фальшивых банкнот изготавливаются с помощью струйных принтеров. Например, в 2009 г. 99,5 % изъятых российскими правоохранительными органами подделок было изготовлено с помощью копировальных устройств или цифровой печати на принтерах.

Одной из мер, предпринятых CBCDG для предотвращения такого способа воспроизведения банкнот, является введение в их изображения так называемых «колец Омрона» — специальных графических меток в виде маленьких (около 1 мм в диаметре) кругов бледных (обычно желтого, оранжевого или зеленого) цветов, хаотически разбросанных в любой части банкноты.

Это способствовало тому, что некоторые цветные принтеры и другая копировальная техника не могли напечатать изображения этих банкнот. Копировальные аппараты отключались или оставляли лист бумаги чистым. В некоторых принтерах были введены ограничения на копирование цвета. Так, компания Hewlett Packard разработала технологию, в результате использования которой цвет копии существенно отличался от цвета оригинала. Это изобретение было запатентовано в 1994 г. в Японии фирмой OMRON Corporation. Поэтому Международное банкнотное общество (International Bank Note Society, IBNS) предложило назвать этот защитный признак «кольцами Омрона» (Omron rings).

«Кольца Омрона» — это аппаратно-программный комплекс, в котором цветная копировальная техника и принтеры с установленным соответствующим устройством анализируют введенное изображение и в случае выявления графических меток в виде определенной конфигурации «колец Омрона» блокируют его воспроизведение. С 1996 г. и до настоящего времени этот защитный элемент на своих банкнотах уже использовали более 30 стран [5].

Впервые «кольца Омрона», как защитный признак, были применены на немецкой марке в 1996 г. Позже на некоторых банкнотах начали применять один из его вариантов — «созвездие Евриона» в качестве элемента графического дизайна. Например, в 2004 г. на долларах США номиналом в 5, 10, 20 и 50 долларов «звезды» созвездия Евриона были дополнены соответствующими цифрами для обозначения номиналов банкнот. На банкноте 20 фунтов стерлингов образца 1999 г., посвященной композитору Э. Элгару, эти звезды изображены в виде нотных знаков. На датских банкнотах они образуют орнаментные узоры.

В 2004 г. в качестве меры по борьбе с непрофессиональными подделками CBCDG объявила о создании системы Counterfeit Deterrence System, CDS, препятствующей подделкам банкнот. Она представляет собой совокупность многофункциональных устройств, позволяющих обеспечить защиту банкнот от подделок при использовании программ редактирования изображений.

Подобно «кольцам Омрона», CDS является программно-аппаратным комплексом, используемым для определения достоверности банкнот во время проверки графических изображений. Эта система создана специалистами CBCDG и, в отличие от графических меток в виде «колец Омрона», основана на технологии «цифровых водяных знаков», разработанной американской компанией Digimarc. Цель этой системы состоит в обеспечении невозможности копирования и воссоздания изображений защищенных банкнот с помощью компьютеров и средств цифровой обработки графики.

По информации CBCDG, эта система включена в известные графические пакеты Adobe Photoshop фирмы Adobe Systems и Paint Shop Pro фирмы Corel, Ulead PhotoImpact. На конец 2010 г. систему CDS использовали 39 эмиссионных учреждений.

До настоящего времени включение системы CDS в программные продукты фирм-производителей копировальной техники является добровольным, но Евросоюз намеревается внести изменения в законодательство с целью обязать производителей включать систему CDS в сканеры, принтеры и компьютерные системы, продаваемые в Европе.

Вместе с тем активно развиваются новые технологии защиты банкнот. К публичным и кассовым защитным признакам банкнот нового поколения следует отнести:

—сложные водяные знаки (Pixel, комбинированные знаки, сложные филигранные водяные знаки);

— полимерные защитные полосы со сложным введением в бумагу, в том числе с фигурным образом (VFI) или с прозрачным окном;

— переход металлографского изображения в бескрасочное тиснение и использование элементов MVC и MVC+ (участок рисунка с муаровыми полосами, видимыми под прямым углом, встраивается в общий рисунок муаровых полос, проявляющийся при рассмотрении элемента под острым углом);

— цветопеременные элементы SPARK;

— оптически-переменные признаки, базирующиеся на комбинации офсетной и металлографической печати (CHESS MVC+);

— сочетание орловского и ирисового способов печати — 2D-Iris;

— оптически изменяемые признаки в ультрафиолетовом излучении;

— микроперфорация с латентным эффектом;

— высокозащитные металлографические элементы (Fine Intaglio);

— инфракрасную люминесценцию разных цветов, включая белый (антистоксовая люминесценция) и др. [4].

Общими принципами организации налично-денежного обращения для всех стран являются: безопасность, надежность, высокое качество банкнот в обращении, оперативность и эффективность.

Показательным с точки зрения рационализации потоков наличных денег в целях снижения расходов может быть опыт ФРС США. Ежегодно в США выпускается в обращение около 35 млн банкнот разных номиналов. В течение 1991—2000 гг. в США количество наличных денег в обращении увеличилось на 95 % (с 268 до 563 млрд долл.), в 2001-2007 гг. - на 29 % (с 612 до 792 млрд долл.), а в 2008 г. — на 7,3 %. Примерно 95 % новых банкнот используются для замены изношенных [14, 15].

В целях стимулирования банков к самостоятельной обработке наличности с 2007 г. в США с кредитных учреждений взимается плата за кассовое обслуживание банкнотами номиналом 10 и 20 долл. (за исключением изношенных банкнот). Кроме того, введена плата за встречные перевозки банкнот (из банков, которые в течение недели сдают на обработку и одновременно заказывают банкноты тех же номиналов). В результате введения комиссии существенно сократилось количество изымаемых из обращения банкнот, а коммерческие банки стали меньше наличности передавать на обработку в ФРС США.

Особенностью организации налично-денеж-ного обращения в США является также то, что часть резервных фондов ФРС США хранится в коммерческих банках, однако учитываются они на балансе ФРС США. Такая политика децентрализации хранения наличных денег позволила обеспечить рационализацию потоков наличности и способствовала улучшению ее качества.

Большое внимание вопросам оптимизации наличного денежного обращения уделяет Болгарский народный банк, модель которого может быть использована многими постсоветскими странами. Этот банк, стремясь оптимизировать операции с наличностью и привести их в соответствие со стандартами ЕЦБ, внес существенные измене-

ния в процесс организации работы. В частности, к организации наличного обращения активно привлекаются коммерческие банки, значительная часть операций с наличностью осуществляется на рыночных принципах CIT-компаниями, что позволяет существенно минимизировать расходы.

В 1997 г. в Болгарии было 8 филиалов центрального банка, а в 2009 г. осталось четыре. Филиалы в Пловдиве, Плевне и Варне были реорганизованы в филиалы компании Cash Service Company (CSC) с долей в них БНБ. Кроме того, CSC открыла новые филиалы в Софии и Бургасе. Компания CSC начала свою деятельность в 2008 г., а ее основателями в равных частях являются Болгарский Народный банк и три крупнейших коммерческих банка страны. Благодаря проведенной работе, примерно 90 % обращающихся в Болгарии наличных денег обрабатываются в коммерческом секторе [17].

Одним из важных элементов системы организации наличного денежного обращения являются кассовые центры, играющие роль посредника между эмиссионными подразделениями (учреждениями центрального банка) и их клиентами (банками). Кассовые центры существуют во многих странах, однако их организационно-правовые формы, принципы и методы деятельности существенно различаются.

В этом отношении достаточно показателен опыт Австрии, где в конце 1990-х гг. с наличностью работали около 100 банковских учреждений. Из-за децентрализации перевозок банковские учреждения несли большие расходы. Поэтому было принято решение о создании совместно с коммерческими банками Главного кассового центра (GSA) в Вене и шести региональных кассовых центров. Доля Национального банка Австрии в этом центре составляет 91,4 %, а доля коммерческих банков — 8,6 % [8].

Существующая в Австрии схема работы с наличностью предусматривает, что с банкнотной фабрики банкноты передаются непосредственно в кассовый центр, где также хранится и стратегический запас банкнот. Кассовый центр обслуживает как коммерческие банки, так и различные компании (торговые, почтовые). Из Главного кассового центра в региональные центры наличность доставляется транспортом Национального банка Австрии, а дальнейшая перевозка денег в коммерческие банки и другим клиентам (и от них) осуществляется специализированными транспортными компаниями. В кассовые центры наличность от клиентов поступает в конвертах со штрих-кодами

трех видов: белые — от коммерческих банков, желтые — от почтовых и других компаний, зеленые — иностранная валюта.

До 2008 г. примерно половину наличности кассовые центры закладывали в банкоматы, поскольку в их договорах с банками было предусмотрено использование в банкоматах только банкнот, поставляемых из Национального банка Австрии. Однако такой механизм для коммерческих банков оказался затратным. Поэтому в 2008 г. была внедрена новая схема, в соответствии с которой в целях обеспечения качества банкнот при их обработке коммерческим банкам было разрешено использовать оборудование, которое прошло проверку в одном из центральных банков Евросистемы. В Национальном банке Австрии создан собственный центр тестирования оборудования, специалисты которого осуществляют наладку и проверку оборудования непосредственно в коммерческих банках, что позволяет контролировать весь кассовый цикл работы с наличностью.

Заслуживает внимания опыт Бразилии, где организацией наличного денежного обращения, кроме Центрального банка Бразилии, занимается еще и Банк Бразилии. Раньше он входил в состав центрального банка, но в настоящее время является коммерческим, хотя более 50 % его акций принадлежит государству. Банк Бразилии хранит запасы наличных денег Центрального банка Бразилии, осуществляет их обработку, распределяет по территории страны. Общий объем запасов наличных денег, хранящихся в филиалах Банка Бразилии, составляет около 22 % от их количества, находящегося в обращении. Кроме того, значительная часть запасов в соответствии с решением Центрального банка Бразилии хранится в других кредитных учреждениях.

Банк Бразилии имеет около 2 640 филиалов и 142 кассовых центра, которые выполняют функции по хранению, обработке и подкреплению наличностью других филиалов Банка Бразилии и кредитных учреждений. Остальные филиалы Банка Бразилии осуществляют кассовое обслуживание клиентов — юридических и физических лиц.

Услуги Банка Бразилии по кассовому обслуживанию клиентов, включая обслуживание кредитных учреждений, предоставляются на платной основе. Размер платы рассчитывается исходя из суммы обработанных денег и составляет 0,07— 0,15 %, что позволяет Банку Бразилии покрывать собственные расходы на организацию кассового обслуживания. Операции по приему изношенных

банкнот освобождаются от оплаты, поскольку это стимулирует своевременное исключение их из обращения [13].

В случае необходимости подкрепления наличностью клиенты Банка Бразилии, используя электронную форму в сети Интернет, подают соответствующую заявку, в которой указывают необходимую сумму, структуру номиналов, дату получения наличности и конкретный филиал банка, в котором они желают получить средства. Заявка подается, как правило, за два дня и с помощью электронных каналов связи дублируется для Центрального банка Бразилии, который высылает соответствующему филиалу Банка Бразилии разрешение на выдачу наличности. Благодаря такому механизму Центральный банк Бразилии имеет возможность получать всю информацию о движении наличных денег и осуществлять необходимый контроль в режиме реального времени.

В Бразилии работают 83 инкассаторских компании, а операции по сортировке наличных денег переданы в аутсорсинг компании De La Rue. Центральный банк Бразилии организует обработку только банкнот. В дальнейшем планируется, что Центральный банк Бразилии будет осуществлять операции только с изношенными банкнотами. Функции по обработке монет полностью переданы кредитным учреждениям. В связи с тем, что расходы на чеканку монет низких номиналов значительно превышают их номинал, Центральный банк Бразилии принял решение о прекращении чеканки монет номиналом 1 сентаво.

Определенные изменения произошли и в схемах перевозки наличности. Если раньше филиалы Банка Бразилии, наделенные правом хранения денежной наличности Центрального банка, получали банкноты и монеты лишь из территориальных учреждений Центрального банка Бразилии, то теперь они имеют право получать их непосредственно из одного из 14 территориальных учреждений, куда денежная наличность доставляется с печатной фабрики и монетного двора.

Перевозка денежной наличности осуществляется на коммерческой основе с привлечением специализированных транспортных организаций. 28 % банкнот и 72 % монет перевозятся авиатранспортом. Во время перевозки банкнот с печатной фабрики используется специальная прозрачная полиэтиленовая упаковка вместимостью 20 пачек с одноразовой пломбой. Монеты упаковываются в полиэтиленовые пакеты по 100 шт. и перевозятся в коробках. При поступлении в учреждения Цент-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рального банка банкноты и монеты не пересчиты-ваются, а хранятся в упаковке печатной фабрики и монетного двора.

Мировой опыт показал, что эффективность организации налично-денежного обращения в значительной степени зависит от обеспечения коммерческих банков и учреждений центрального банка новыми технологиями и современной техникой для обработки и пересчета наличности. По данным компании De La Rue International Ltd, в Великобритании на обработку денег ежесекундно тратится около 95 фунтов стерлингов [2]. За последние годы во многих странах увеличился объем обработки и пересчета наличных денег в коммерческих банках и специализированных компаниях. Однако центральные банки или их подразделения обязаны самостоятельно осуществлять пересчет и проверку наличности в целях выявления подделок и изъятия из обращения изношенных банкнот и монет. Так, Болгарский Народный банк проверяет каждую банкноту в среднем 2,2 раза в год, Центральный банк Венгрии — 1 раз в год. В Венгрии машинная обработка банкнот составляет около 80 %, что позволило в 2010 г. повысить производительность труда в этой сфере по сравнению с 1998 г. почти в 3,5 раза [12, 17].

Проблема совершенствования организационной структуры и технической базы обработки денег постоянно находится в поле зрения центральных банков всех стран мира. Основным направлением ее решения является использование интегрированных решений для обработки и пересчета наличности на базе комплексов счетно-сортировальных машин, позволяющих осуществить проверку подлинности банкнот, проверить их серийные номера, обеспечить сортировку по степени изношенности, валютам и т. п. Практика развитых стран мира подтвердила эффективность использования интегрированных организационно-технических решений, базирующихся на централизованной системе управления пересчетом наличности CMS (Cash Management System) и видеонаблюдении за работой операторов-кассиров в режиме он-лайн [3].

Опыт развитых стран подтверждает, что перспективы развития налично-денежного обращения требуют централизации обработки наличности на основе использования современной техники и технологий. По данным экспертов The Boston Consulting Group, внедрение централизованной обработки наличности на основе создания крупных кассовых центров дает возможность банкам США экономить сумму, равную 0,15 % стоимости

обработанных банкнот, или около 1,5 млн долл. на каждом обработанном миллиарде [3].

Большое значение для совершенствования организации налично-денежного обращения имеет передача отдельных операций в аутсорсинг. В отношении обслуживания оборота наличных денег под аутсорсингом понимают операции по инкассации и обработке денег, их перевозке между подразделениями коммерческих банков и центрального банка, по загрузке и изъятию денег из банкоматов, техническому обслуживанию банкоматов и терминалов и т. п. В последнее время к таким операциям относят инкассацию, пересчет и хранение наличных денег, их сортировку и упаковку в коммерческих кассовых центрах. В разных странах характер аутсорсинговых операций по обслуживанию налично-денежного обращения существенно различается. В большинстве стран мира в среднем около половины названных операций, выполнявшихся ранее центральными банками, переданы аутсорсинговым компаниям.

Особого внимания заслуживает инициатива ФРС США, когда силами банковских альянсов, крупных инкассаторских компаний, в частности Brink's и Securicor, а также специально созданных для этого компаний были образованы крупные кассовые центры. Основной целью мероприятий и программ по привлечению в сферу налично-денеж-ного обращения аутсорсингових компаний является повышение качества обращающихся банкнот и снижение операционных расходов при хранении, перевозке и обработке наличности [2, 15].

В 2008 г. Центральный банк Нигерии функции по обработке и транспортировке банкнот также передал частным компаниям. Контракты на обработку банкнот, включая сортировку, упаковку и отправку ветхих банкнот в Центральный банк, подписываются только с фирмами, которые обладают капиталом в размере не менее 3 млрд найр (около 16,0 млн евро). Фирмы, претендующие на оказание услуг по транспортировке банкнот, должны располагать капиталом не менее 1 млрд найр [13].

Опыт многих развитых стран, особенно европейских, подтвердил эффективность внедрения систем обслуживания наличных денежных потоков на основе аутсорсинга [3, 9]. Достаточно перспективной также является передача некоторых операций в аутсорсинг государственным банкам с одновременным предоставлением им в аренду части освободившихся помещений и оборудования региональных управлений. Основными видами операций, выполняемых государственными банками, является хранение части стратегического запаса

банкнот, обработка наличности и уничтожение ветхих денежных знаков.

Среди европейских стран значительный опыт аутсорсинга накоплен в Центральном банке Норвегии. На первом этапе внедрения аутсорсинга Банк Норвегии оставил за собой лишь функции по изготовлению банкнот и монет, их эмиссии, регулированию налично-денежного обращения и контроля за коммерческими банками.

Передача функций происходила постепенно. Первоначально коммерческим банкам была передана обработка наличности, а позже инкассаторским (транспортным) компаниям была передана в аутсорсинг и перевозка наличности. Кроме того, коммерческие банки и инкассаторские компании получили право на уничтожение ветхих денежных знаков при условии использования сертифицированного оборудования. В 2000 г. Банк Норвегии преобразовал монетный двор в компанию с ограниченной ответственностью, а в 2003 г. продал его. Производство монет и банкнот осуществляется на тендерной основе, что позволило значительно снизить расходы. Пример Норвегии не единственный. Еще раньше, в 2002 г. Банк Англии продал свои предприятия по изготовлению банкнот компании De La Rue. Центральные банки Франции, Германии и других стран также передали изготовление банкнот коммерческим фирмам. Внедряемая ЕЦБ практика размещения заказов на изготовление банкнот на конкурсной основе среди национальных или коммерческих банкнотно-монетных учреждений подтверждает наличие тенденции к коммерциализации изготовления банкнот и монет и вынесению этих функций за пределы центральных банков.

Таким образом, аутсорсинг в сфере налично-де-нежного обращения оказался достаточно эффективным. Однако, несмотря на передачу в аутсорсинг даже таких важных функций, как печатание или уничтожение денежных знаков, ответственность за организацию и эффективность налично-денежного обращения в стране остается за центральным банком.

Анализ мирового опыта свидетельствует, что организация налично-денежного обращения является достаточно затратным процессом. Увеличение объемов выпуска и обращения наличных денег, развитие новых технологий, обновление дизайна и усиление степени защиты, совершенствование систем хранения, пересчета, транспортировки и уничтожения банкнот обходятся очень дорого. Как показала практика, в некоторых случаях затраты на производство отдельных номиналов монет и банкнот приближаются, а то и превышают номинал.

В перспективе этот разрыв будет только увеличиваться. Например, стоимость изготовления одной 100-долларовой купюры образца 2010 г., которая по техническим причинам так и не была введена в обращение, составила 12 центов, что в два раза превышает аналогичный показатель для купюр других номиналов. Поэтому в целях снижения себестоимости изготовления наличных денег многие страны отказались от использования монет низкого номинала, а мелкие купюры заменили монетами.

Обобщение мирового опыта организации и управления налично-денежным обращением позволяет выделить следующие три его основные модели:

1) децентрализованную, при которой центральный банк основную часть функций по организации налично-денежного обращения передает в аутсорсинг или эти функции выполняют другие организации (Великобритания, Норвегия, США, страны еврозоны);

2) частично централизованную, при которой центральный банк сохраняет частичный контроль над управлением наличным обращением по отдельным направлениям. В настоящее время большинство стран мира с различной степенью детализации используют именно эту модель;

3) централизованную модель, при которой центральный банк осуществляет практически полный контроль над всем циклом наличного обращения. Такую модель используют преимущественно развивающиеся страны и страны с развивающимися рынками.

Общей тенденцией является постепенный переход центральных банков от жесткой централизации налично-денежного обращения к использованию децентрализованной модели. Ее преимущества состоят в четкой организации потоков наличных денег, увеличении скорости и повышении качества обработки банкнот, а также высокой экономической эффективности. Однако эта модель содержит в себе и определенные риски, связанные с надежностью контрагентов. Поэтому ее использование возможно только в странах со стабильной банковской и финансовой системами, а также при наличии четкой законодательной регламентации деятельности всех участников процесса налично-денежного обращения.

Анализ основных тенденций в организации налично-денежного обращения в разных странах мира позволяет выделить следующие основные направления его дальнейшего развития:

— централизация обработки наличности на основе создания центральными и коммерческими банками крупных кассовых центров;

— передача центральными банками в аутсорсинг функций по инкассации, перевозке и обработке наличности специализированным компаниям;

— осуществление центральными банками кассового обслуживания коммерческих банков на платной основе;

— внедрение новейших защитных элементов банкнот и создание международных систем защиты от подделок;

— применение для перевозки и хранения банкнот и монет унифицированной тары;

— улучшение коммуникаций центральных банков в целях проведения среди населения разъяснительной работы относительно защитных признаков банкнот, предупреждения фальшивомонетничества, поддержки позитивного имиджа центрального банка и др.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в разных странах существуют различные механизмы решения вопросов организации и управления наличным денежным обращением. Использование мирового опыта и разработка более эффективной модели организации денежного обращения возможны только с учетом особенностей социально-экономического, исторического, географического и культурного уровня развития страны. При этом независимо от перечисленных факторов перспективы развития наличного обращения требуют разработки новых схем и моделей организации и управления всем циклом работы с наличностью, совершенствования законодательной и нормативной базы, формирования соответствующих институциональных механизмов в сфере наличного денежного обращения, использования новых защитных элементов банкнот, нового оборудования и т. п.

Развитие глобализационных процессов в банковской сфере также требует расширения международного сотрудничества и участия национальных центральных банков в деятельности международных организаций, в частности, в Международной ассоциации организаторов денежного обращения (IACA) и Группе по защите от подделок при Европейском центральном банке (CBCDG).

€пшок литературы

1. Банкноты стран мира. URL: http: //www.icpress.

ra/information/news/?ro=6567.

2. Ионов В. М. Централизация обработки наличности // Банкноты стран мира. 2005. № 11. С. 34-35.

3. Ионов В. М. Инсорсинг и аутсорсинг в коммерческом банке. URL: http://www.asros.ru.

4. Корнилов Г. В. Использование инновационных защитных признаков при разработке современных банкнот. URL: http://www.asros. ru/media/File/news/Goznak_ND0-0.pdf.

5. Маресин В. М. Современные технологии защиты от копирования. URL: http://www. asros. ru.

6. Мищенко С. В. Проблемы оптимизации наличного денежного обращения в условиях финансового кризиса // Страны с развивающимися рынками в условиях глобализации. М.: РУДН. 2010. С. 395-400.

7. Официальная интернет-страница Европейского центрального банка. URL: http://www.ecb. int.

8. Официальная интернет-страница Национального банка Австрии. URL: http://www.oenb.at.

9. Серый А. А. О некоторых вопросах аутсорсинга при операциях банков с денежной наличностью // Деньги и кредит. 2007. № 11. С. 36-39.

10. ЮровА В. Наличное денежное обращение в периоды спада и подъема экономики: проблемы, решения, тенденции. URL: http://www.asros. ru/media/File/news/YurovAV_Bank_of_Russia_ November_2010.pdf.

11. Юров А. В. Деньги вчера, сегодня, завтра // Деньги и кредит. 2010. № 7. С. 3-12.

12. Ferenczi B. Increasing efficiency in central bank cash operations and its impact on the commercial sector — the Hungarian experience. URL: http:// www.asros.ru/media/File/news/B_Ferenczi_ MNB_Hungary_Moscow_2010_with_notes.pdf.

13. Foster E. What do we know about cash payments IACA's Global Payments Survey Project. URL: http://www.asros.ru.

14. International Financial Statistics. International monetary Fund. URL: http://www.imfstatistics. org/imf.

15. Lambert M. J. Effects of the Financial Crisis on Currency Demand. URL:http://www.asros.ru.

16. Schweikart T. Program of Euro Zone Expansion in 2011 and Introduction into circulation of banknotes of Euro 2. URL: http://www.asros.ru/media/File/ news/ECB_Moscow_2010_presentation_fin.pdf.

17. Tzvetkov S. Recent Developments of the Cash Cycle in Bulgaria. URL: http://www.asros.ru/me-dia/File/news/MoscowStefanLast.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.