Научная статья на тему 'Мировой опыт обеспечения устойчивого развития рынка продовольствия'

Мировой опыт обеспечения устойчивого развития рынка продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт обеспечения устойчивого развития рынка продовольствия»

МИРОВОЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Родина Т.Е., к.э.н., доц. Брянского фил. Современной гуманитарной академии, Шепелев С.И., к.с.-х.н., доц. Брянской государственной сельскохозяйственной академии

Современное состояние экономики РФ диктует необходимость приоритетного развития агропромышленного комплекса, значительного улучшения снабжения населения продовольствием. В числе основных мер углубления и ускорения экономических реформ предусматривается обеспечение качественно новых подходов к функционированию отраслей сельского хозяйства с учетом развития разнообразных форм собственности, рыночных отношений, экономической самостоятельности производителей, принятия мер по совершенствованию ценообразования, организации и оплаты труда. Это относится и к отрасли овощеводства. Увеличение производства овощей и повышение экономической эффективности отрасли имеют большое государственное значение, так как рынок овощеводческой продукции - одна из важнейших составляющих народного хозяйства, которая играет важную роль не только в экономике страны в целом, но и в решении проблем питания человека.

Сравнительный анализ развития овощеводства в других странах показал, что лидером мирового их производства является Китай (49%) [2].

В США производят 34 млн т, в России -11-12, во Франции - 11, в Италии - 17,5, в Японии - 13,5 млн т. Испания среди стран Евросоюза по объему ВВП занимает 4-5-е место. Эта страна специализируется на производстве овощей, фруктов и винограда, что составляет 35% стоимости аграрной продукции. Кроме традиционной возможности использования «двух урожаев» в год, в Испании полноценно используется зимнее выращивание овощей. Такие культуры, как салат, артишок, бобы овощные, капусты кольраби, цветная и брокколи, листовой сельдерей и др. в условиях зимнего Средиземноморья проявляют свои лучшие качества.

Кроме того, в стране отмечается углубление специализации не только по производству отдельных овощных культур, но и по распределению технологических операций между отдельными предприятиями с одновременной их кооперацией. Так, существуют фирмы, специализирующиеся на производстве рассады (Vegaplants), причем субстраты компания не производит самостоятельно, а покупает готовые в странах Балтии или Скандинавии. Систему защиты растений также обеспечивают

специализированные фирмы. Некоторые даже специализируются на аренде тары многоразового использования (ШСО).

Кооперация позволяет объединить усилия для организации сортировки, мойки, упаковки, охлаждения, временного хранения и транспортировки готовой овощной продукции в супермаркеты и на аукционы. За последние годы прослеживаются три степени кооперирования: выращивание продукции; ее доработка и подготовка к реализации; сбыт. Примеров кооперативного движения в странах ЕС довольно много.

В первую пятерку по уровню кооперации овощеводства входят Нидерланды, Бельгия, Германия, Франция и Испания. Именно через кооперативы осуществляется контроль за качеством овощной продукции. Кооперативы объединяются в союзы, контролируя всю оптовую торговлю и осуществляя связь науки с производством. Почти половина покупателей в Италии (43,3%) покупает овощи, которые уже готовы к употреблению, вымыты и нарезаны. Доработанная продукция в Италии занимала от 10 до 25%. Во Франции широко распространена аренда. Известно, что из общего количества людей, занятых в сельском хозяйстве, 48% работают на собственной земле, 24% - на арендованной. Средний размер хозяйства с собственной землей равен 12,9 га, а арендной - 20 га. Такие хозяйства насыщают овощами крупные города и промышленные центры, обеспечивают 9-10% всей стоимости продукции сельского хозяйства страны. В Нидерландах на овощеводство приходится 2/3 сельскохозяйственной продукции. Высокий уровень урожайности овощных культур объясняется объемами использования удобрений. Так, на 1 га вносится 439 кг действующего вещества. Кроме того, в мире нет другой такой страны, где теплично-парниковое овощеводство было бы таким высокоразвитым. Площадь парниковых теплиц превышает 9 тыс. га. Свыше 15 тыс. ферм имеют теплицы со средней площадью около 0,5 га. В Великобритании только 1,5% пашни используется для производства овощей.

В отличие от стран Европы, овощеводство в США не рассматривается как отрасль пригородного овощеводства. Производство овощей сконцентрировано в основном не в пригородных зонах, а в районах с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями. Концентрация овощеводства не

связывается с численностью населения. В западных штатах, где производят 45% всех ово-щебахчевых культур, проживает только 15% населения, а в северных его удельный вес в 2-3 раза выше, чем общая доля производимых овощей. Концентрация отрасли углубляется на юго-запад. Четыре штата - Калифорния, Флорида, Техас и Аризона - дают 60% стоимости всех овощей, которые производятся для потребления в свежем виде. На севере США сконцентрировано производство только холодостойких видов овощей (капуста, лук, сельдерей и др.). В районах высокой концентрации созданы комплексы промышленных предприятий по очистке, сортировке, упаковке, охлаждению овощей, заводы пищевой промышленности по производству консервов, соков, пюре, супов, соусов и подготовке замороженных овощных блюд. Кроме коммерческого товарного овощеводства, которое учитывается американскими органами статистики, довольно широко развито производство овощей на приусадебных участках, что составляет около 30% коммерческого производства. В США сельскохозяйственное производство вообще и овощеводство в частности преимущественно расположено в фермерских хозяйствах семейного типа.

Если сравнивать годовые объёмы потребления замороженных продуктов в России, Европе и Америке, мы увидим, что в западных странах этот показатель примерно в четыре раза больше, чем в России [1].

Несмотря на то, что доля овощей на рынке замороженных полуфабрикатов в целом невелика, за этот сегмент идет упорная борьба российских и западных производителей. На сегодняшний день большая часть продаж замороженных овощей приходится на долю импортеров, среди которых лидирует Польша: по объему на ее долю приходится 55% сегмента в Москве и 65% - в регионах. Среди компаний-производителей, по данным розничного аудита, абсолютным лидером российского рынка замороженных овощей является польский холдинг НоЛех SA, который все еще остается недосягаемым для конкурентов. Компания сохраняет первое место практически во всех сегментах и занимает более половины российского рынка - 51% в Москве и 60% в регионах. Этому во многом способствует практически повсеместное присутствие продукции предприятия в рознице. При этом лидеру рынка также удается удерживать более низкие цены по сравнению с конкурентами. Однако вследствие постепенного усиления позиций российских производителей доля компании на рынке снижается.

На российском рынке плодоовощных консервов наиболее активные позиции принадлежат французским, венгерским и немецким предприятиям [1]. В ряду наиболее крупных игроков можно назвать Bonduelle Group (Франция), Le Groupe CECAB (Франция, ТМ D'Aucy), General Mills, Inc. (США, ТМ Green Giant), Globus Konzervipari Rt. (Венгрия), Lorado International GmbH (Германия). Причем, некоторые иностранные компании имеют собственные производственные мощности на территории России, например, Bonduelle Group, или планируют создать собственное производство, как Le Groupe CECAB. Венгерские производители в основном занимаются консервированием огурцов, томатов и фасоли, французские - консервированием кукурузы, горошка, бамбука.

Другие страны Европы - Бельгия, Венгрия, Нидерланды - пока значительно отстают от лидера. Среди поставщиков более дорогой продукции можно выделить бельгийскую фирму Unifrost NV и ее продукцию под торговой маркой Dujardun, которая в основном представлена на рынке Санкт-Петербурга.

Также в сегменте дорогой продукции следует отметить компанию Bonduelle Nagikoros Kft, замороженные овощи которой неплохо представлены во всех исследуемых городах. Однако при хорошей представленности продукции Bonduelle на рынке, продажи сдерживаются заметно более высокой по сравнению с конкурентами ценой.

Таким образом, иностранные компании, как правило, имеют определенную специализацию по поставке овощных консервов на российском рынке.

Использование мирового опыта, направление развития отечественного овощеводства по пути организации высокоинтенсивного его производства с применением современных технологий и новых высокопродуктивных сортов и гибридов, развитием систем информационного обеспечения, созданием служб маркетинга и усовершенствованием механизма формирования и функционирования рынка позволит выполнить эту задачу. При этом определяющая роль будет принадлежать отечественной науке, которая при соответствующей государственной поддержке станет гарантом инновационного развития отрасли на перспективу.

Источники

1. Родина Т.Е. Рынок овощей в 2010 году (по материалам Брянской области) // Известия Оренбургского государственного аграрного университета.-2011. - №4. - С. 232-235.

2.Россия в цифрах. 2014: Крат. стат. сб./ Росстат -М., 2014. - 558 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.