Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка продуктов переработки овощей'

Проблемы и перспективы развития рынка продуктов переработки овощей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка продуктов переработки овощей»

 Ед. измерения Осеменатор Подсобный рабочий

Тарифная ставка руб. 1067,58 593,77

Начислено за 45 дней руб. 48041 26719

С увеличением на 25% - 55430 -

Расценка за 1 оплод.голову руб- 19,2 -

Доплата руб. 4,8 -

Источник: Расчет автора.

Единого рецепта расчета оплаты труда для всех типов хозяйств нет. Хозяйства вправе создать свою сетку разрядов для оплаты труда работников, которая может насчитывать не 6, а 8, 10 и больше разрядов, принять свой тарифный фонд свои тарифные коэффициенты или может разработать систему оплаты на основе индивидуальных окладов с выплатами после подведения итогов работы и т.п. В некоторых хозяйствах оплата труда чабанов производится по индивидуальным ставкам (окладам). Продукция овцеводства используется в основном для внутрихозяйственных нужд. В период окотной кампании обязанности сакманщиков выполняют чабаны. На период стрижки работников нанимают со стороны. Оплата труда наемных стригалей производится по договору в денежной или натуральной форме. В качестве поощрительной меры работникам, обслуживающим овцепоголовье, предусматривается натуроплата. Данная система стимулирования

труда работников отрасли овцеводства в практическом плане должна стимулировать заинтересованность работника в конечном результате, соответствовать складывающимся экономическим условиям, быть понятной и применимой на практике.

Источники

1. Иванов А. Аграрнпя наука и государственная беспечность, [электронный ресурс], режим доступа: http://www.pravda. info/region/81842. html.

2. Черняев А.А., Зотова М.А., Зудочкина Т.А. и др. Организацио нно -эконо мические механизмы стимулирования производства и труда в отраслях сельского хозяйства региона. - Саратов: «Саратовский источник», 2014.

3. Аврашков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова О.В. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2000, Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 524 с.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ОВОЩЕЙ

Родина Т.Е., к.э.н., доц Брянского государственного инженерно-технологического

университета

Реформирование производства рынка овощей не только ухудшила производственно-отраслевые показателей отрасли, но и значительно усугубила положение в перерабатывающей промышленности, поскольку именно сельскохозяйственные предприятия до недавнего времени обеспечивали существенные поставки сырья на переработку [2, с. 234].

Российский рынок овощной заморозки -это относительно молодой и достаточно динамично развивающийся сегмент продовольственного рынка.

Самыми эффективными и освоенными для продуктов быстрой заморозки овощей являются Центральный и Северо-Западный регионы России. Они более экономически развиты, отличаются относительно высоким уровнем жизни.

Отечественный рынок переработки овощей развивается достаточно быстро: каждый год его рост составляет от 20% до 30% в стои-

мостном выражении. Согласно результатам исследования, в расчете на душу населения в России потребление овощных консервов в 2016 г. увеличится на 25-30%, а емкость рынка вырастет приблизительно на 20-25% к уровню прошлого года.

В структуре производства консервированной продукции первое место принадлежит овощным консервам (зеленый горошек, кукуруза, оливки/маслины, огурцы и помидоры и др.), которые составляют 47% общего объема продукции. Маринованные овощи занимают 27%, около 17% - закусочные консервы (кабачковая, баклажанная икра), а иные виды -9% производства.

Заморозка овощей в России представлена в виде моноовощей и смесей. Самыми популярными на отечественном рынке являются смеси овощей, такие, как «Гавайская», «Мексиканская». Овощные смеси занимают почти четверть от всего товарооборота продуктов

переработки овощей. Кроме того, достаточно популярными являются смеси с добавлением риса - это более плотный и калорийный гарнир, который лучше всего соответствует российским принципам питания. На Западе предпочтения отдают моноовощам. Российский покупатель выбирает такие зелёные овощи, как стручковую фасоль, цветную капусту, а также грибы - шампиньоны.

Отечественный рынок замороженных овощей и фруктов ощущает воздействие как контролируемых, так и неконтролируемых факторов. К ним относятся: действия государственных органов, конкурентов, поставщиков, потребителей, контактных аудиторий, а также те решения, которые принимаются на уровне конкретного предприятия либо группы предприятий. При продаже продукции на рынке замороженных овощей и фруктов достаточно весомую роль играет политика ценового стимулирования - например, правильно подобранная система скидок, популярность торговой марки на региональном рынке [1, с. 134].

Оказывает воздействие и система упаковки замороженных овощей. Наиболее популярны и пользуются спросом упаковки весом 400-450 г, а также 1-2 кг. В перспективе полагают, что объемы выпуска овощных консервов в РФ, при условии реализации инвестиционных проектов, могут возрасти более чем в 2 раза к уровню прошлых лет. Предполагается, что производство продуктов переработки овощей достигнет высоких темпов развития консервированной продукции в Дальневосточном федеральном округе, однако на сегодняшний день объемы выпуска в указанном регионе относительно невысоки. По прогнозам экспертов, производство овощных консервов в Приволжском федеральном округе и Южном федеральном округе может увеличиться в 2,5 раза и в 2 раза соответственно. Более чем на 80% вырастет производство в Южном федеральном округе, и именно данному региону в ближайшем будущем будет принадлежать наибольшая доля в общероссийских объемах.

С учетом увеличения объема производства консервированных овощей, размеры его дефицита должны снизиться приблизительно на 30%. К наиболее дефицитным районам эксперты относят прежде всего Московский регион (22% ввоза), Свердловскую и Тюменскую область, а также г. Санкт-Петербург. Согласно прогнозу аналитиков, дефицит овощных консервов затронет 67 регионов страны. Количество вывозящих регионов лишь незначительно увеличится. Профицит будет характерен для Смоленской области, Приморского края, Мор-

довии, Кабардино-Балкарии. Более 50% вывоза консервированных овощей будет наблюдаться в Краснодарском крае.

Нехватка овощей с целью обеспечения потребностей будет компенсироваться импортными поставками. Однако, ежегодно доля рынка продукции импортного производства заметно сокращается, и в ближайшем будущем данная тенденция сохранится. Это обусловлено реализацией отечественных инвестиционных проектов в изучаемой отрасли. Производственный потенциал рынка консервированных овощей в России при условии реализации инвестиционных проектов способен обеспечить рост рынка овощных консервов до 115% [4, с. 73].

На российском рынке плодоовощных консервов наиболее активными конкурентами являются западные компании. Некоторые иностранные компании имеют собственные производственные мощности на территории России - например, Bonduelle Group, или планируют создать собственное производство, как Le Groupe CECAB.

Известны потребителю и такие марки, как «Зелёная грядка» (группа компаний «Русский Холод») и «Уитамин» (Агропромышленный холдинг «Мира-торг»).

Активный период продаж приходится на время с ноября по июнь. Такая статистика говорит о том, что за последние десять лет восприятие замороженных овощей большей частью населения страны поменялось. Замороженные овощи и фрукты покупают 39% россиян. Торговая марка «4 сезона» известна во всех регионах России: знание бренда у потребителей достигло 70%, доля рынка более 28%. Это достижение стало возможным благодаря чётко отлаженной работе группы компаний «БИТ». Это вертикально интегрированный холдинг, предприятие полного цикла, бизнес-процессы которого охватывают все сферы, связанные с основной товарной категорией: собственное выращивание овощей, первичная переработка, заморозка, фасовка, логистика и дистрибуция.

60% продукции производится из отечественного сырья, выращенного на собственных посевных площадях Краснодарского края. Производственные комплексы, расположенные в Одинцово Московской области и Республике Адыгее, оснащены самым современным европейским оборудованием.

Несмотря на динамичность и многообещающие перспективы, в отрасли замороженных овощей есть ряд своих нюансов и сложностей.

Среди первых задач рынка отечественной заморозки - выйти на уровень конкурентоспособности с западным рынком заморо-

женных овощей. Для решения этой задачи необходимо преодолеть дефицит российского сырья, а также поднять на соответствующий уровень технологии по выращиванию, очистке, первичной обработке и заморозке овощей.

Эффективным на данном этапе будет создание предприятий полного цикла - интегрированных структур, которые объединят в себе все этапы производства замороженных овощей: выращивание, сбор, обработка, заморозка и упаковка, хранение замороженной продукции [3, с. 183].

Также среди насущных вопросов отрасли - её максимальное технологическое оснащение с целью интенсификации каждого этапа производственного цикла и повышения экономической эффективности в целом.

В перспективах развития отрасли овощной заморозки - разнообразие ассортиментной линейки, появление новых смесей и инновационных продуктов, в том числе готовых обедов.

На сегодняшний день объёмы импортных замороженных овощей превышают объёмы отечественных. Отечественная отрасль растениеводства на протяжении последних трёх лет демонстрирует показатели роста. Население только выиграет от дальнейшего развития рынка, роста его конкурентоспособности, а, следовательно, борьбы за качество и доступность.

Источники

1. Брянская область в цифрах.2016: Крат.стат.сб. / Брянскстат. - Брянск, 2016. -148с.

2. Родина Т.Е. Рынок овощей в 2010 году (по материалам Брянской области) // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2011. - № 4.- С. 232-235.

3. Родина Т.Е., Адельгейм Е.Е. Агропромышленный потенциал Брянской области // Символ науки.-2016.- №. 4.- Ч.1.-С. 182- 183.

4. Родина Т.Е., Шепелев С.И. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона // Международный научно-исследовательский журнал. -2014. - № 4-3 (23). - С. 72-73.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВЕНЯ БЕДНОСТИ И ЕГО УРОВЕНЬ

В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коростелева О.Н., к.э.н., доц. Брянского Государственного университета А.А. Рыбикова, асп. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова»

Несмотря на значительный прогресс в развитии мирового общества проблема бедности не только снижается, но и зачастую обостряется. По существующей оценке ООН бедность носит всеобщий, мировой характер. Есть страны богатые, и есть бедные, но бедное население есть в любой стране и как следствие существуют огромные социальные противоречия и данные противоречия обостряются.

Критерии бедности в разных странах существенно отличается. Так в европейских странах критерием бедности является средний размер заработной платы (так если величина заработной платы работающего меньше, чем в среднем по стране на 1 работающего, то данная семья относится к числу бедных). В США порог бедности определяется по стоимости потребительской корзины равной 300 долларов в месяц на человека. В развивающихся странах порогом бедности определяется установленной суммой 2 долл. в день на человека, а слаборазвитых странных эта величина составляет 1 доллар. В России уровень бедности опреде-

ляется величиной потребительской корзины (стоимость которой постоянно изменяется в результате инфляции) и если на 1 члена семьи приходится сумма меньше прожиточного минимума, то семья считается нищей, а если на уровне прожиточного минимума, то бедной.

Выделяют три концепции бедности: абсолютная, относительная и субъективная. Абсолютная бедность - положение, когда человек не в состоянии на свои доходы удовлетворить даже минимальные потребности пище, одежде, жилье, либо в состоянии удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Относительная бедность- положение, когда человек не в состоянии поддержать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе (показывает на сколько вы бедны в сравнении с другими людьми). Субъективная бедность -базируется на собственных оценках людьми чувствующие, что не имеют достаточно для существования и сами для себя определяют уровень бедности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.