Научная статья на тему 'Мировой экономический кризис и формирование новой архитектуры глобальной экономики'

Мировой экономический кризис и формирование новой архитектуры глобальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ / КОСМОПОЛИТИЗМ КАПИТАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА / ДЕНЕЖНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / МИРОВАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА / ДЕФИЦИТ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА / ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРОИЗВОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СЕКЪЮРИТИЗАЦИЯ / ЛЕВЕРЕДЖ / ИПОТЕКА / WORLD ECONOMIC CRISIS / GLOBAL FINANCIAL SYSTEM / GLOBAL IMBALANCES / COSMOPOLITAN CHARACTER OF CAPITAL / ECONOMIC SOVEREIGNTY OF STATE / MONETARY REVOLUTION / WORLD MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM / FEDERAL RESERVE SYSTEM / DEFICIT OF THE BALANCE PF PAYMENTS / FINANCIAL INNOVATIONS / DERIVATIVES / SECURITIZATION / LEVERAGE / MORTGAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сильвестров Сергей Николаевич

В статье раскрываются основные зоны кризисогенности мировой экономики, системные риски для её устойчивого и сбалансированного развития. Подчеркивается исторически длительный период их формирования. Объясняются системные и непосредственные причины, вызвавшие мировой финансовый кризис 2008 года и его перерастание в общеэкономический. Особое внимание обращается на углубляющееся противоречие между глобализацией капитала, прежде всего в финансовых формах, и экономическим суверенитетом национальных государств; происходящую эволюцию форм денег и денежного обращения под влиянием информационно-технологических изменений; разбалансированность и деградацию мировой валютно-финансовой системы; состояние экономики США и специфику деятельности ФРС США, монопольно регулирующей эмиссию основной резервной валюты. Рассматриваются накопившиеся глобальные дисбалансы в мировом экономическом развитии, сохранение которых позволяет прогнозировать консервацию общей кризисогенности мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The World Economic Crisis and Formation of a New Architecture of Global Economy

The author looks at the main crisis-genic factors in the world economy and at the system risks threatening its stable and balanced development, pointing out the historically long period of their formation. The factors inherent in the system as well as the immediate reasons for the beginning of the world financial crisis in 2008 and its transformation into the general economic crises are explained. Particular attention is paid to: the growing contradiction between capital globalization, in its financial forms, first of all, and economic sovereignty of national states; the ongoing evolution of the forms of money and money circulation under the influence of IT-related changes; imbalances in and degradation of the world monetary and financial system; the state of the US economy and specific features of the activities of the FRS, which exclusively regulates the issue of the world's most important reserve currency. The increasingly growing global imbalances in the world economic development are analysed, and the author forecasts conservation of the generally crisis-genic potential of the world economy if these imbalances persist.

Текст научной работы на тему «Мировой экономический кризис и формирование новой архитектуры глобальной экономики»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

С.Н. СИЛЬВЕСТРОВ

зам. директора ИЭ РАН, заслуженный экономист Российской Федерации

I. Системные причины

Мировой кризис стремительно перерос из финансового в общеэкономический. Финансовый кризис не был неожиданным, но его временные границы и глубину затрудняются установить международные организации, ведущие мировые аналитические центры и признанные эксперты.

Вместе с тем, он исторически обусловлен и носит всеобъемлющий, системный характер.

Предупреждением были кризисы 1980-х годов -банковские и суверенных долговых обязательств;

1997-1998 гг. - мировой финансовый кризис;

2000-2001 гг. - кризисы компаний, связанных с информационными технологиями (clot.com.bubbles)1.

Формировавшаяся на основе межгосударственных договоренностей в продолжение столетия, мировая финансовая система (первоначально

1 В США после Второй мировой войны из официального экономического лексикона практически исчезли ясные определения понятий «спад» и «депрессия». Официально используется понятие «рецессия», подразумевающее сокращение реального объема ВВП, производства или занятости в течение двух кварталов или более. Для приблизительной оценки масштабов кризиса американской экономики, как исходного пункта мирового кризиса, исходя из ее истории в XX веке, можно использовать критерии (Williams J. Shadow Government Statistics Report. 2007; ChossudovskyM. The Great Depression of the XXI Century. GlobalReseatvh, Nov. 15,2008), позволяющие выделять состояния «депрессии» и «большой депрессии» (great depression). Для депрессии - сокращение реального ВВП на 10%,, для большой депрессии - 25%. Например, В США за 43 месяца с августа 1929 г. ВВП сократился на 33%.

2 Системный банковский кризис характеризуется ростом числа неплатежей, кредитных дефолтов в реальном и финансовом секторах экономики. В результате, объем невозвращенных займов резко возрастает, а совокупный капитал банковской системы сокращается. Эта ситуация может сопровождаться снижением стоимости активов (таких, как ценные бумаги и недвижимое имущество) перед кризисом, значительным увеличением реальных процентных ставок, замедлением притока капитала или его оттоком. В некоторых случаях, кризис может быть вызван массовым изъятием вкладов из банков (критерием служит более чем 5% ежемесячное сокращение депозитов), На основе такого подхода выделено 124 системных банковских кризисов. Systemic Banking Crises: RIF ЙР/08/224

«Валютный кризис» (nojXKojxFrankel J. and Rose A. Journal of International Economics, 1996, Vol.41, pp. 351-366) -номинальное обесценивание валюты на 30%:или, по крайней мере, 10% увеличение в рассматриваемом году уровня обесценивания по сравнению с прошлым годом. Для стран, которые отвечают данным критериям в течение нескольких лет подряд, исходным для идентификации кризиса является первый год каждого пятилетнего периода. Под это определение попадает 208 валютных кризисов. Этот список также включает соответствующие девальвации в странах с режимом фиксированного обменного курса.

Кризисы суверенных, долгов определяются {World Bank, GDF; IMF Staff Reports; Beim D. and Calomiris K. Emerging Financial Markets. 2001.N.-Y: McGroyv - Hill/Irwin Publishers) по годам суверенных дефолтов по частным заимствованиям и реструктурирования долгов. Идентифицировано 63 дефолта и реструктуризации.

в 1919 г. как составная часть версальской системы) трансформировалась в результате ряда кризисов, последовательной либерализации и дерегулирования, в сложно структурированную глобальную финансовую систему (далее - ГФС). В рамках ГФС существуют рыночные сегменты, развивающиеся на основе самоорганизации и саморегулирования, в отрыве от национальных юрисдикций.

ГФС непрерывно накапливает в различных компонентах кризисные явления. Согласно анализу, проведённому специалистами МВФ, с 1970 г. по 2007 г. в 37 странах произошло около четырёхсот банковских, долговых и валютных кризисов2. Из них 42 оказались кризисами двойными, 10 - тройными.

Стратегическая цель ГФС - перенесение рисков на других

Инфекционные і в развить»

Циклоны

Землятресения

Бюджетный криз п развитых странЬ

Крупі

Международная преступность и коррупция

заболевания странах

Пандемия

I ;бой инфраструктуры

Ч_

Нанотехн< риски

Протекці онизы

цен 4а фондовом рынке в

’ Замедление роста

Обвал цеі і

Ті г

4 ХрОН 141

Рост г^обяза-I- тел ЬС ТВ

УД. Ш США

Нехва^ ка продовольствия ’

Спышки в развитых Нвстабиі

еских заболеваний странах

іьвость на Б- Востоке

Жара и засухи

Девальвация до

Всплеск протекци« в развитых странг Резкое изменение

іра

інизма

Распад госуд рств

Террс Не хваткі

пресной воды

Распад ДНЯО

ВП КНР до 7 % на нефть и газ в 2 раза

менее 20%

источник “ЙЗФ

1-ї %

5-10 % 10-20%

Вероятность событий

Рис. 1

Системность кризисов постепенно нарастала. Этому способствовало появление глобальных рисков и кризисогенных зон б мировом развитии {см. рис. 1).

Можно предположить, что текущий кризис является частью более общего процесса социальной и экономической трансформации, а также перераспределения сил в границах мирового сообщества. Финансовая сфера ранее остальных секторов мирового хозяйства подверглась глобализации и кризисным формам её развития в силу особой природы капитала и его денежной формы. Её трансформация становится основой и средством изменения структуры мирового экономического порядка.

В основе происходящих изменений лежат фундаментальные причины. Среди них:

1. Противоречие между! космополитизмом капитала и суверенитетом национального государства как формы организации общества. На поверхности оно проявляется в противоборстве политики шэкономического национализма» и «экономического интернационализма», как противоречивое взагтодействие глобализации, содержание которог! составляет либерализация самых разнообразных форм социального и экономического общения, их гармонизация и унификация, и политической власти, всё ещё преимущественно сконцентрированной на уровне государства.

На уровне государства традиционно на протяжении столетий принимались основные политические и экономические решения, затрагивающие производство, распределение и использование различных ресурсов; обеспечивались различные направления национальной безопасности, определялись основные векторы и инструменты экономической политики, поддерживался баланс между экономически эффективным и социально справедливым развитием общества.

Именно этот баланс нарушает глобализация, поскольку возникает несоответствие реальных полномочий между традиционными государственными институтами принятия решений и новыми центрами, контролирующими необходимые для их реализации основные ресурсы и экономические процессы. Равновесие всё больше изменяется в пользу международного регулирования с делегированием нарастающего объёма полномочий от государства наднациональным политическим и экономическим органам. Формирование новой структуры мирового общения перестает быть результатом только межгосударственных договоренностей, а сами межгосударственные отношения и институты уступают место новым субъектам системы международных отношений1.

Усилия глобальных организаций и игроков направлены на создание универсальных норм, мониторинг их соблюдения и обеспечение прозрач-

1 «Россия: стратегический маневр в мировом экономическом пространстве» в кн. «Россия в глобализирующемся мире: политике - экономические очерки» / Отв. ред. ак. Д.С.Львов. - М.: Наука, 2004.

ности поведения участников в различных сферах экономики1.

Перечень сфер экономики, которые всё активнее подвергаются воздействию международных норм экономического регулирования и контроля со стороны международных органов и организаций, постоянно расширяется.

При этом следует заметить, что более жёсткое регулирование социально-экономических процессов происходит на основе взаимной заинтересованности и согласования позиций в группе наиболее развитых государств и их интеграционных объединений. На их почве возникли и координируют деятельность на рынках третьих стран транснациональные корпорации (ТНК), стремящиеся подчинить интересам универсализации мирового экономического пространства все перспективные сегменты экономики и экономическую политику различных государств2.

Кризис только ускорил эти процессы, и по мере объединения усилий различных стран и глобальных институтов всё отчетливей вырисовываются контуры новой финансовой и экономической архитектуры мира. За несколько месяцев достигнуто согласие, как показали итоги Лондонского саммита G20 в апреле 2009 года, по созданию новых институтов (Financial Stability Board - Совет по финансовой стабильности, коллегии по надзору за финансовыми рынками и деятельностью транснациональных бизнес-структур) и инструментов глобального регулирования (международные финансовые стандарты и кодексы, процедуры пруденциального надзора), расширению компетенций и ресурсной базы МВФ и мультинациональных банков развития (MBD) на основе согласования экономических политик и сотрудничества расширенного круга стран и организаций3.

Потеря контроля над проницаемостью пространства, за движением факторов производства и экономического роста, переход связанных с этим функций от государственной бюрократии к надгосударственной и стоящим за ней новым элитам, принципиально изменяет всю внутреннюю систему организации гражданского общества, социального взаимодействия и его правового обеспечения. Государственный аппарат частично утрачивает контроль за разработкой внутренних правил,

норм и инструментов экономического управления и регулирования. В условиях глобализации информационных потоков и финансово-экономических процессов, под влиянием наднациональных и транснациональных организаций пересматриваются перспективы и масштабы экономического суверенитета.

Отчасти под влиянием отмеченных процессов, с середины 1980-х гг. реализован значительный объём широкомасштабных и комплексных программ реформирования системы государственного управления на основе концептуальных оснований теории нового публичного (в российской интерпретации - государственного) управления (new public management). Ключевой целью реформ госуправления стало существенное изменение технологий реализации всех функций современного государства.

Одной из основных сторон реформирования, в конечном счёте, стало делегирование ряда функций, ранее осуществлявшихся государством, рыночным структурам; широкомасштабная мар-кетизация государственного правления, которая предполагает многоаспектное распространение оснований коммерческой деятельности на сферу государственного управления.

Глубинная трансформация системы государственного управления на новых принципах, сначала концепции «new public management», а затем «активного партнёрского государства», повлекла за собой изменение принципов работы госаппарата: в оборот вошли свойственные рынку категории (прибыль, издержки, конкуренция, расчёт затрат и т.д.).

Со стороны корпораций, изменения в менеджменте и корпоративной культуре в целом за последние десятилетия привели к ослаблению контроля за корпоративным управлением со стороны собственников, росту самостоятельности верхнего звена менеджмента при принятии решений, усилению позиций корпоративной меритократии (разного рода экспертов, аналитиков, риск-менеждеров, финансовых инженеров и конструкторов).

На этих основаниях развиваются партнёрские отношения государственной власти, бизнеса и общества. Вместе с тем, наряду с нормативно регулируемой, всё усложняющейся системой ин-

1 Выработка универсальных механизмов - обратная сторона либерализации. Один из ведущих исследователей мировой экономики прямо пишет, что «глобализация не гарантирует решение социально-экономических вопросов. Политика управления ею требует разработки институциональных механизмов, позволяющих купировать негативные явления». Бхагвати Дж. «В защиту глобализации». - М.: ИИЦ «Ладомир». 2006. С. 295.

2 Формирование «нового качества взаимозависимости стран мира», в котором «мирохозяйственные отношения и институты отнюдь не являются простым продолжением национальных хозяйств, а представляют собой особое образование, существенно отличающееся от них». Богомолов О.Т. «Мировая экономика в век глобализации». - М. :Изд. «Экономика», 2007. С. 9-11.

3 Global plan for recovery and reform (02/04/2009). The official Communique issued at the close of the G20 London Summit. Annex: Declaration on Strengthening of the Financial System!.

ститутов «публично-частного партнёрства», при совместной реализации крупных инвестиционных проектов постоянно возникают неформальные, ненормативные отношения между бюрократией и менеджментом. Совпадение публичных, корпоративных и личных интересов при ослабленном контроле резко повышает непрозрачность, риски и неустойчивость развития отдельных сегментов рынков и институтов.

2. Новые возможности для развития формы денег и финансовых инструментов, которые создаёт информационно-технологическая революция. Начало денежной революции - третьей после введения монетарной формы денег и фидуциарных (бумажных) денег. Превращение финансовых инструментов в электронные записи и денежных потоков - в потоки информации.

Денежная революция всегда влечёт за собой изменения в социальных и экономических системах. В этой связи возникает вопрос, какой останется роль государства в производстве и распространении электронных денег и финансовой информации. Какова вероятность того, что деньги останутся чисто национальным институтом, который только государство или высшая власть на данной территории наделяет необходимыми функциями - меры стоимости, средство платежа, накопления и т.д. Деньги до настоящего времени были предметом публичного права. Даже первая международная валюта - евро - результат межгосударственных соглашений. Но возникновение и бурное развитие в течение пятидесяти лет еврорынков валюты и финансовых инструментов, созданных частными банками и иными финансовыми институтами, а также деятельность центральных банков, многие из которых являются частными (включая Федеральную резервную систему США) или государственно-частными предприятиями, свидетельствуют о том, что государственная денежная монополия нарушена или частично ограничена. Значительная часть денежного оборота

выведена из-под национальной юрисдикции и не контролируется государствами. Всё же производные инструменты, в лучшем случае, подвергаются мониторингу центральных банков.

Введение системы межбанковских электронных расчетов SWIFT, создание частной компании Intersettle, через которую осуществлялись в режиме он-лайн с середины 1990-х гг. все сделки с ценными бумагами и деривативами между основными мировыми биржами, способствовали отрыву виртуальной экономики от реальной, финансового капитала от производительного.

Технологические инновации, наряду с дерегулированием и либерализацией, ускоряют опережающий рост международных потоков капитала по сравнению с реальным ростом экономики и мировой торговли.

Рост рентабельности финансовых транзакций по сравнению со сделками в реальном секторе породил стимулы к развитию слабо или необеспеченных материальными активами и залогами спекулятивных финансовых инструментов.

Бурная инновационная деятельность по созданию производных инструментов (деривативов) с середины 1980-х гг.1 Отсутствие должного мониторинга, контроля, правил и технологий регулирования преимущественно внебиржевого оборота (ОТС securities market) создали риски срывов2.

Только в конце 1990-х гг. Базельский банк международных расчётов начал вести примерный учёт различных производных инструментов, которые к началу 2000-х гг. стали едва ли не основными инструментами привлечения дешёвых инвестиционных ресурсов. На июнь 2008 года объём рынка производных инструментов достиг примерно 863 трлн долл. Виртуальная экономика в десятки раз превысила реальный мировой товарооборот и на порядок производство глобального ВВП (около 70 трлн долл)3. Избыточная ликвидность в последние годы оказала сильное давление на товарные рынки и привела к резкому росту цен на основные ресурсы, продовольствие и потребительские товары4.

1 Первые финансовые деривативы - валютные фьючерсы появляются в 1971 г. на Чикагской бирже, в 1973 г. первые сделки совершаются с фьючерсами на процентные ставки.

2 Инициатива Комитета по глобальной финансовой системе (CGFS) побудила Центральные банки десяти ведущих стран и Швейцарии начать в июне 1998 г. подготовку информации о состоянии и структуре рынков деривативов для полугодовых статистических докладов Базельского банка международных расчетов. В июне 2004 г. впервые выпущены обобщенные показатели за период с 1998 г., включившие данные о форвардных контрактах, своповых и опционных соглашениях на валютные курсы, процентные ставки, товарные цены и курсы акций. Только в декабре 2004 г. появляется полугодовая информация

о свопах на кредитные риски (CDS). Http://www.bis.org/derstats.htm.

3 Следует отметить, что наблюдение за деривативами ведет только Банк международных расчетов (Базель).

Мониторинг осуществляется с 1995 г. на основе опросов 2500 финансовых институтов и экспертных оценок в 26 странах. Proposals for Improving Global Derivatives Market Statistics. Report prepared by WGr. Established by Euro-currency Standing Committee of the Central Banks of the Group of Ten Committee. BIS. Basel. 1996.

4 Согласно оценке Barclays Capital 270 млрд долл. инвестиционные инвесторы вложили в потребительские товары (июнь 2008 г.), в сравнении с 10 млрд долл. в 2002 году. Количество фьючерсных контрактов на товарообменные сделки выросло в четыре раза с 2001 г., а номинальная стоимость внебиржевых товарных деривативов увеличилась в 15 раз и достигла 9 трил долл. Special report «The World Economy. Of froth and fundamentals»,Oct 9th 2008, The Economist print edition.

Banks: Market Cap

© Market Value as of January 20th 2009, $Bn О Market Value as of Q2 2007, $Bn

JRMorgan

Рис. 2

В итоге, на смену традиционному банковскому депозитно-кредитному бизнесу пришёл бизнес инвестиционных банков. Эту системную трансформацию банковской среды сопровождал в 1980-е гг. обширный банковский кризис, вследствие которого исчезли почти 14 тысяч коммерческих банков. С этого момента внедряется модель банковского поведения «генерировать (деривативы) и распространять», не имеющая ничего общего с традиционным кредитованием и ссудами под операции реального сектора.

С 1980-х гг. быстро расширяется практика оформления долговых обязательств в ценные бумаги на основе процедур секьюритизации.

Сделки в финансовой сфере стали отличать особые характеристики эффективности: краткосрочность, высокая скорость оборота, многократность оборота

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рубеже 1990-х и 2000-х гг. риски подобных операций повысились в связи с привлечением вне-

шних средств для их кредитования. Банки охотно выделяли средства не на инвестиции в реальный сектор экономики, а под сделки с финансовыми производными инструментами: ипотечными ценными бумагами, сложно структурированными пулами закладных (CDO, ABS, MBS), свопами на кредитные риски (CDS) и т.п. В конечном счёте доходы от подобного бизнеса полностью оторвались от цены и состояния реальных активов и прибыли корпораций реального сектора1 (см.рис. 2)

Сложная структура инструментов, непрозрачность сделок, отсутствие их бухгалтерского учёта, фиксация на забалансовых счетах породили непредсказуемость или слабую предсказуемость эффектов и высокие риски.

Главным стало повышение капитализации, быстрое получение прибыли и перераспределение рисков на как можно большее число инвесторов.

3. Принципы, структура и тенденции формирования и развития мировой валютно-финансо-вой системы.

1 Положение дел усугубило то, что подавляющее большинство компаний и банков взяли заемные средства в огромных объемах, нарушив все нормативы, для приобретения ценных бумаг и разнообразных инвестиционных продуктов. Затем эти инвестиционные средства продавались и перепродавались (15-20 раз), принося спекулятивные доходы. В 2007 г. Leman Brothers инвестировал 700 млрд долл. При этом инвестиции его акционеров в обыкновенные акции составляли около 23 млрд долл.,, а остальные средства были обеспечены займами в пропорции (leverage) 30 к 1 при нормативе 12,5 (8% ).

Использование большого финансового рычага явилось мощным стимулом для концентрации деятельности, прежде всего на краткосрочных доходах, которые разожгли страсти и способствовали расширению сделок с малообеспеченными и ненадежными закладными. Fannie Мае и Freddy Mac достигли соотношения заемных и собственных средств в пропорции 60 к 1. Кризис разразился, когда исчезла возможность реализовать инвестиционные инструменты. См. Samiielson, Robert. «IFall Streets Unraveling.» Washington Post. September 17th, 2008. http://www.washingtonpost.com/wp-d}m/content/article/2008/09/16 AR2008091602877.htnil?hpid=opiniortsboxl; Mortisey, Janet щCredit Default Swaps: The ffggt Crisis.% Time. March 17th, 2008;http:/iwww.time.coh¡/time/business/ürticlé/0,8599,1723152,00.html; Ferguson, Niall. «Rough Week, But America Goes On.» Washington Post. September 21, 2OO8.http:f/www.yvashingtonpost.c0m/wp-dyn/c<mteni/(frticle/2QO8/Q9/l9/AR2OO8O919O28O4. html?hpid=opinionsboxl; Grant, James. «The Back Stopped Then?» New York Times, September 24, 2008. http: /Mmw.tiytimes. com/2008/09/24/opirnon/24gmnt.html?pagewanted=l.

После первой мировой войны, в течение столетия развитие всей мировой экономики зависело от изменений в валютно-финансовой системе, происходивших в результате постоянных поисков резервного актива, обеспечивающего её устойчивость. Послевоенная инфляция и крах международного валютно-финансового порядка, основанного на доминировании британской экономики и её национальной валюты, вынудили ведущие страны, прежде всего США и Великобританию к разработке принципов обновленной валютно-финансовой системы. Понадобилось почти десять лет, чтобы к 1925 г. система заработала. Просуществовала она до 1931 г. и её крушение стало одним из главных факторов соединения разрозненных кризисных явлений в целостном мировом кризисе. Для понимания истоков сегодняшней кризисогенности мировой экономики важно проследить эволюцию и выявить те общие черты той системы первой трети двадцатого века, которые затем проявились в реализации Бреттон-Вудских соглашений.

В основу системы после первой мировой войны заложили золотой стандарт и доминирующее положение фунта стерлингов. Основным международным финансовым центром остался Лондон, сохранивший имперские амбиции. Это привело к переоценке фунта и установлению завышенного почти вдвое курса по отношению к доллару.

Золотой стандарт не остался неизменным. Сначала это был золотомонетный стандарт, который постепенно вытеснил специально поддерживаемый золотослитковый. Сделки со слитками стали доступны только юридическим лицам (как правило, крупным компаниям и банкам) и только при международных транзакциях. Этот момент важен. Исчезла прозрачность. Фактически была установлена олигополия в сфере валютных сделок при доминировании Банка Англии. Следующим шагом стали договоренности со всеми европейскими государствами о привязке эмиссии их национальных валют к фунту и хранении золота в Банке Англии. Произошёл переход к золотодевизному, а затем к стерлинговому стандарту.

С помощью проинфляционной политики Банк Англии поддерживал оживление в британской экономике и экспортную экспансию. Однако накопление фунтов и собственных национальных валют привело к возникновению дисбалансов по соотношению к золотому запасу Британии и объёмам торговли. Британия оказалась не в состоянии ответить по обязательствам.

Сходные процессы развития глобальных дисбалансов привели к подрыву Бреттон-Вудской ва-лютно-финансовой системы.

Нарушение в конце 1950-х гг. сбалансированности товарных и долларовых потоков, рост необеспеченности долларовой массы золотым запасом ФРС. Устойчивость Бреттон-Вудса пошатнуло восстановление экономик стран Европы и Японии, рост их собственного товарного производства, укрепление национальных валют и расширение международной кооперации. В 1950 году объём долларовой массы вне США составлял 5 млрд, а к 1968 г. вырос до 38,5 млрд долл. Это на 23 млрд долл. превысило весь американский золотой запас. Возникает один из глобальных дисбалансов, мотивирующий активизацию проинфляционной политики ФРС1.

Формальный отказ в 1971 году от золотого обеспечения доллара. Переход со второй половины 1970-х гг. к долларовому стандарту и рыночной цене на золото на основе ямайских соглашений.

Первый нефтяной кризис и начало неформальной привязки глобальной финансовой системы к состоянию мирового рынка углеводородного сырья.

В основе дальнейших прокризисных изменений - предшествовавший отрыв финансовой системы от реального резервного актива, монополизация эмиссии доминирующей резервной валюты. В итоге, мировая экономика во второй раз на протяжении двадцатого века попала в зависимость от состояния экономики страны эмитента основной резервной валюты и её конкурентоспособности в мировом хозяйстве.

Следующий глобальный дисбаланс формируется по мере роста дефицита торгового баланса США. Этот дефицит складывается при росте производительности труда и эффективной финансовой системе в результате проводимой экономической политики аутсорсинга, которая привела к выводу многочисленных производств и услуг за пределы США2.

Теперь многое из того, что производилось в США, импортируется, ухудшая финансовое положение экономики. С другой стороны, развивающиеся страны (Латинская Америка, АТР) попали в зависимость от экспорта своей продукции в США, и нынешний кризис захватил экспортные производства, дающие до 30% промышленного производства.

4. Особенности финансовой системы США, эмиссионной деятельности ФРС и состояния экономики США.

Известно, что предоставление малообеспеченных ипотечных кредитов почти на 12 трлн долл. породило кризис ипотеки в 2006 году. Именно он спровоцировал полноценный финансовый кризис 2007 г. и нынешнюю рецессию.

1 N.Beams. The World Economic Crisis:A Marxist Analysis. World Socialist Web Site/ 2008.

2 Следует отметить, что эта тенденция свойственна всем развитым странам.

Технология кредитования ипотеки в США хорошо известна с 1930-х годов. Тогда же создано государственное ипотечное агентство - «Джинни Мэй», начавшее с простой стандартной ипотеки, содержавшей три главных компонента: залог, кредит (ссуду) под залог, закладное свидетельство или договор. Сроки, условия, уровень процентной ставки, выплаты основного кредита и процентов устанавливались в простых и ясных формах.

Однако, созданные в начале 1970-х годов ква-зигосударственные агентства «Фредди Мак» и «Фанни Мэй» с государственными функциями начинают кредитовать более сложные ипотечные инструменты. Выдаются кредиты с плавающей ставкой, с регулируемым процентом, «шаровые кредиты» и т.д., которые отличаются по всем компонентам. Затем они составляются в пакеты различных ипотек, на основе которых выпускаются обеспеченные ипотеками ценные бумаги в разных формах. Нельзя сказать, что не предпринимались попытки повысить требования к деятельности ипотечных агентств. Но они вызвали обратный эффект: корпорации перестали работать через них и стали создавать собственные агентства.

Но почему локальный кризис на американском рынке слабо обеспеченных ипотечных кредитов вызвал столь масштабный кризис всей американской финансовой системы и перекинулся на реальную экономику? Какие экономические взаимосвязи, институты и технологии взаимодействия в мировой системе привели к быстрому распространению его последствий в других странах?

Эти и многие другие вопросы требуют тщательного анализа институтов американской финансовой системы и международных, поскольку основная масса торговых и финансовых сделок продолжает базироваться на долларе. Кроме того, продолжается рост совокупного долга - государственного, корпоративного и долга домашних хозяйств. В настоящее время долговая компонента в американской экономике превышает 70 трлн долл1.

Для обслуживания только государственного долга США нуждаются в ежегодном привлечении 1-1.5 трлн долл. зарубежных капиталов под эмитируемые ценные бумаги казначейства или эмитентов, бумаги которых имеют высокие рейтинги и государственные гарантии.

ЛИТЕРАТУРА

В настоящее время эта система не работает в полной мере. Инвесторы приобретают только казначейские бумаги почти по нулевой процентной ставке.

Кризис 2000-2001 гг., налоговые реформы Дж.Буша в начале первого срока, снижение учётных ставок, имперские политические амбиции, события 11 сентября породили рост бюджетного дефицита. Возникла потребность в расширении финансовых инструментов для привлечения средств в доходную часть бюджета и погашение долгов. В 2001 г. создаются финансовые конструкции с ослабленными требованиями к залоговому обеспечению, ослабевает институциональный контроль за кредитоспособностью.

Ситуацию смягчало и стимулировало вместе с тем наличие избытка ликвидности у стран экспортеров сырья и стран с развивающимися рынками (БРИК и другие). Началась массовая перекачка денежных сбережений из этих стран для смягчения глобальных дисбалансов.

В этот же период снижается требование к нормативному соотношению собственных средств к заёмным с 1:12,5 или 1:15 на 1:40, что приводит к фиктивному росту капитализации корпораций.

Правительство, корпорации, население - все оказались заинтересованы в привлечении ликвидных средств: государство - в поступлении доходов, погашении долгов и сокращении бюджетного дефицита; корпорации - в повышении капитализации и прибыли; менеджмент - в бонусах; а население - в приобретении ранее менее доступных товаров и жилья.

Банки искали приложения использования этих средств, но не могли смириться со снижением уровня доходности. Циклы кризисов в последние 15 лет всё менее связаны с циклами обновления капитала, переходом к технике новых поколений и всё более обусловлены циклами формирования и использования остатков денежных средств на счетах государства и субъектов рынка.

Кризис только технически выглядит как кризис американских рискованных ипотечных кредитов, как кризис ликвидности банковской системы в развитых экономиках и секьюритизации на фондовых рынках, или как кризис доверия к финансовой системе.

Окончание в следующем номере

1. Богомолов О. Т. «Мировая экономика в век глобализации». - М.:Изд. «Экономика», 2007.

2. Бхагвати Дж. «В защиту глобализации». - М.: ИИЦ «Ладомир», 2006.

3. Россия в глобализирующемся мире: политико - экономические очерки / Отв. ред. ак. Д.С.Львов. - М.: Наука, 2004.

4. Овчинников В.В. Путь к совершенству мирового рынка ценных бумаг. Global Custody. - М.: Солид консалтинг, 1998.

5. Beams N. The World Economic Crisis: A Marxist Analysis. World Socialist Web Site/2008

6. Systemic Banking Crises: IMF WP/08/224

1 Federal Reserve Statistical Release. Flow of Final Accounts of the USA. 3Q 2008. Dec. 11, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.