АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
С.Н. СИЛЬВЕСТРОВ
зам. директора ИЭ РАН, заслуженный экономист Российской Федерации
I. Системные причины
Мировой кризис стремительно перерос из финансового в общеэкономический. Финансовый кризис не был неожиданным, но его временные границы и глубину затрудняются установить международные организации, ведущие мировые аналитические центры и признанные эксперты.
Вместе с тем, он исторически обусловлен и носит всеобъемлющий, системный характер.
Предупреждением были кризисы 1980-х годов -банковские и суверенных долговых обязательств;
1997-1998 гг. - мировой финансовый кризис;
2000-2001 гг. - кризисы компаний, связанных с информационными технологиями (clot.com.bubbles)1.
Формировавшаяся на основе межгосударственных договоренностей в продолжение столетия, мировая финансовая система (первоначально
1 В США после Второй мировой войны из официального экономического лексикона практически исчезли ясные определения понятий «спад» и «депрессия». Официально используется понятие «рецессия», подразумевающее сокращение реального объема ВВП, производства или занятости в течение двух кварталов или более. Для приблизительной оценки масштабов кризиса американской экономики, как исходного пункта мирового кризиса, исходя из ее истории в XX веке, можно использовать критерии (Williams J. Shadow Government Statistics Report. 2007; ChossudovskyM. The Great Depression of the XXI Century. GlobalReseatvh, Nov. 15,2008), позволяющие выделять состояния «депрессии» и «большой депрессии» (great depression). Для депрессии - сокращение реального ВВП на 10%,, для большой депрессии - 25%. Например, В США за 43 месяца с августа 1929 г. ВВП сократился на 33%.
2 Системный банковский кризис характеризуется ростом числа неплатежей, кредитных дефолтов в реальном и финансовом секторах экономики. В результате, объем невозвращенных займов резко возрастает, а совокупный капитал банковской системы сокращается. Эта ситуация может сопровождаться снижением стоимости активов (таких, как ценные бумаги и недвижимое имущество) перед кризисом, значительным увеличением реальных процентных ставок, замедлением притока капитала или его оттоком. В некоторых случаях, кризис может быть вызван массовым изъятием вкладов из банков (критерием служит более чем 5% ежемесячное сокращение депозитов), На основе такого подхода выделено 124 системных банковских кризисов. Systemic Banking Crises: RIF ЙР/08/224
«Валютный кризис» (nojXKojxFrankel J. and Rose A. Journal of International Economics, 1996, Vol.41, pp. 351-366) -номинальное обесценивание валюты на 30%:или, по крайней мере, 10% увеличение в рассматриваемом году уровня обесценивания по сравнению с прошлым годом. Для стран, которые отвечают данным критериям в течение нескольких лет подряд, исходным для идентификации кризиса является первый год каждого пятилетнего периода. Под это определение попадает 208 валютных кризисов. Этот список также включает соответствующие девальвации в странах с режимом фиксированного обменного курса.
Кризисы суверенных, долгов определяются {World Bank, GDF; IMF Staff Reports; Beim D. and Calomiris K. Emerging Financial Markets. 2001.N.-Y: McGroyv - Hill/Irwin Publishers) по годам суверенных дефолтов по частным заимствованиям и реструктурирования долгов. Идентифицировано 63 дефолта и реструктуризации.
в 1919 г. как составная часть версальской системы) трансформировалась в результате ряда кризисов, последовательной либерализации и дерегулирования, в сложно структурированную глобальную финансовую систему (далее - ГФС). В рамках ГФС существуют рыночные сегменты, развивающиеся на основе самоорганизации и саморегулирования, в отрыве от национальных юрисдикций.
ГФС непрерывно накапливает в различных компонентах кризисные явления. Согласно анализу, проведённому специалистами МВФ, с 1970 г. по 2007 г. в 37 странах произошло около четырёхсот банковских, долговых и валютных кризисов2. Из них 42 оказались кризисами двойными, 10 - тройными.
Стратегическая цель ГФС - перенесение рисков на других
Инфекционные і в развить»
Циклоны
Землятресения
Бюджетный криз п развитых странЬ
Крупі
Международная преступность и коррупция
заболевания странах
Пандемия
I ;бой инфраструктуры
Ч_
Нанотехн< риски
Протекці онизы
цен 4а фондовом рынке в
’ Замедление роста
Обвал цеі і
Ті г
4 ХрОН 141
Рост г^обяза-I- тел ЬС ТВ
УД. Ш США
Нехва^ ка продовольствия ’
Спышки в развитых Нвстабиі
еских заболеваний странах
іьвость на Б- Востоке
Жара и засухи
Девальвация до
Всплеск протекци« в развитых странг Резкое изменение
іра
інизма
Распад госуд рств
Террс Не хваткі
пресной воды
Распад ДНЯО
ВП КНР до 7 % на нефть и газ в 2 раза
менее 20%
источник “ЙЗФ
1-ї %
5-10 % 10-20%
Вероятность событий
Рис. 1
Системность кризисов постепенно нарастала. Этому способствовало появление глобальных рисков и кризисогенных зон б мировом развитии {см. рис. 1).
Можно предположить, что текущий кризис является частью более общего процесса социальной и экономической трансформации, а также перераспределения сил в границах мирового сообщества. Финансовая сфера ранее остальных секторов мирового хозяйства подверглась глобализации и кризисным формам её развития в силу особой природы капитала и его денежной формы. Её трансформация становится основой и средством изменения структуры мирового экономического порядка.
В основе происходящих изменений лежат фундаментальные причины. Среди них:
1. Противоречие между! космополитизмом капитала и суверенитетом национального государства как формы организации общества. На поверхности оно проявляется в противоборстве политики шэкономического национализма» и «экономического интернационализма», как противоречивое взагтодействие глобализации, содержание которог! составляет либерализация самых разнообразных форм социального и экономического общения, их гармонизация и унификация, и политической власти, всё ещё преимущественно сконцентрированной на уровне государства.
На уровне государства традиционно на протяжении столетий принимались основные политические и экономические решения, затрагивающие производство, распределение и использование различных ресурсов; обеспечивались различные направления национальной безопасности, определялись основные векторы и инструменты экономической политики, поддерживался баланс между экономически эффективным и социально справедливым развитием общества.
Именно этот баланс нарушает глобализация, поскольку возникает несоответствие реальных полномочий между традиционными государственными институтами принятия решений и новыми центрами, контролирующими необходимые для их реализации основные ресурсы и экономические процессы. Равновесие всё больше изменяется в пользу международного регулирования с делегированием нарастающего объёма полномочий от государства наднациональным политическим и экономическим органам. Формирование новой структуры мирового общения перестает быть результатом только межгосударственных договоренностей, а сами межгосударственные отношения и институты уступают место новым субъектам системы международных отношений1.
Усилия глобальных организаций и игроков направлены на создание универсальных норм, мониторинг их соблюдения и обеспечение прозрач-
1 «Россия: стратегический маневр в мировом экономическом пространстве» в кн. «Россия в глобализирующемся мире: политике - экономические очерки» / Отв. ред. ак. Д.С.Львов. - М.: Наука, 2004.
ности поведения участников в различных сферах экономики1.
Перечень сфер экономики, которые всё активнее подвергаются воздействию международных норм экономического регулирования и контроля со стороны международных органов и организаций, постоянно расширяется.
При этом следует заметить, что более жёсткое регулирование социально-экономических процессов происходит на основе взаимной заинтересованности и согласования позиций в группе наиболее развитых государств и их интеграционных объединений. На их почве возникли и координируют деятельность на рынках третьих стран транснациональные корпорации (ТНК), стремящиеся подчинить интересам универсализации мирового экономического пространства все перспективные сегменты экономики и экономическую политику различных государств2.
Кризис только ускорил эти процессы, и по мере объединения усилий различных стран и глобальных институтов всё отчетливей вырисовываются контуры новой финансовой и экономической архитектуры мира. За несколько месяцев достигнуто согласие, как показали итоги Лондонского саммита G20 в апреле 2009 года, по созданию новых институтов (Financial Stability Board - Совет по финансовой стабильности, коллегии по надзору за финансовыми рынками и деятельностью транснациональных бизнес-структур) и инструментов глобального регулирования (международные финансовые стандарты и кодексы, процедуры пруденциального надзора), расширению компетенций и ресурсной базы МВФ и мультинациональных банков развития (MBD) на основе согласования экономических политик и сотрудничества расширенного круга стран и организаций3.
Потеря контроля над проницаемостью пространства, за движением факторов производства и экономического роста, переход связанных с этим функций от государственной бюрократии к надгосударственной и стоящим за ней новым элитам, принципиально изменяет всю внутреннюю систему организации гражданского общества, социального взаимодействия и его правового обеспечения. Государственный аппарат частично утрачивает контроль за разработкой внутренних правил,
норм и инструментов экономического управления и регулирования. В условиях глобализации информационных потоков и финансово-экономических процессов, под влиянием наднациональных и транснациональных организаций пересматриваются перспективы и масштабы экономического суверенитета.
Отчасти под влиянием отмеченных процессов, с середины 1980-х гг. реализован значительный объём широкомасштабных и комплексных программ реформирования системы государственного управления на основе концептуальных оснований теории нового публичного (в российской интерпретации - государственного) управления (new public management). Ключевой целью реформ госуправления стало существенное изменение технологий реализации всех функций современного государства.
Одной из основных сторон реформирования, в конечном счёте, стало делегирование ряда функций, ранее осуществлявшихся государством, рыночным структурам; широкомасштабная мар-кетизация государственного правления, которая предполагает многоаспектное распространение оснований коммерческой деятельности на сферу государственного управления.
Глубинная трансформация системы государственного управления на новых принципах, сначала концепции «new public management», а затем «активного партнёрского государства», повлекла за собой изменение принципов работы госаппарата: в оборот вошли свойственные рынку категории (прибыль, издержки, конкуренция, расчёт затрат и т.д.).
Со стороны корпораций, изменения в менеджменте и корпоративной культуре в целом за последние десятилетия привели к ослаблению контроля за корпоративным управлением со стороны собственников, росту самостоятельности верхнего звена менеджмента при принятии решений, усилению позиций корпоративной меритократии (разного рода экспертов, аналитиков, риск-менеждеров, финансовых инженеров и конструкторов).
На этих основаниях развиваются партнёрские отношения государственной власти, бизнеса и общества. Вместе с тем, наряду с нормативно регулируемой, всё усложняющейся системой ин-
1 Выработка универсальных механизмов - обратная сторона либерализации. Один из ведущих исследователей мировой экономики прямо пишет, что «глобализация не гарантирует решение социально-экономических вопросов. Политика управления ею требует разработки институциональных механизмов, позволяющих купировать негативные явления». Бхагвати Дж. «В защиту глобализации». - М.: ИИЦ «Ладомир». 2006. С. 295.
2 Формирование «нового качества взаимозависимости стран мира», в котором «мирохозяйственные отношения и институты отнюдь не являются простым продолжением национальных хозяйств, а представляют собой особое образование, существенно отличающееся от них». Богомолов О.Т. «Мировая экономика в век глобализации». - М. :Изд. «Экономика», 2007. С. 9-11.
3 Global plan for recovery and reform (02/04/2009). The official Communique issued at the close of the G20 London Summit. Annex: Declaration on Strengthening of the Financial System!.
ститутов «публично-частного партнёрства», при совместной реализации крупных инвестиционных проектов постоянно возникают неформальные, ненормативные отношения между бюрократией и менеджментом. Совпадение публичных, корпоративных и личных интересов при ослабленном контроле резко повышает непрозрачность, риски и неустойчивость развития отдельных сегментов рынков и институтов.
2. Новые возможности для развития формы денег и финансовых инструментов, которые создаёт информационно-технологическая революция. Начало денежной революции - третьей после введения монетарной формы денег и фидуциарных (бумажных) денег. Превращение финансовых инструментов в электронные записи и денежных потоков - в потоки информации.
Денежная революция всегда влечёт за собой изменения в социальных и экономических системах. В этой связи возникает вопрос, какой останется роль государства в производстве и распространении электронных денег и финансовой информации. Какова вероятность того, что деньги останутся чисто национальным институтом, который только государство или высшая власть на данной территории наделяет необходимыми функциями - меры стоимости, средство платежа, накопления и т.д. Деньги до настоящего времени были предметом публичного права. Даже первая международная валюта - евро - результат межгосударственных соглашений. Но возникновение и бурное развитие в течение пятидесяти лет еврорынков валюты и финансовых инструментов, созданных частными банками и иными финансовыми институтами, а также деятельность центральных банков, многие из которых являются частными (включая Федеральную резервную систему США) или государственно-частными предприятиями, свидетельствуют о том, что государственная денежная монополия нарушена или частично ограничена. Значительная часть денежного оборота
выведена из-под национальной юрисдикции и не контролируется государствами. Всё же производные инструменты, в лучшем случае, подвергаются мониторингу центральных банков.
Введение системы межбанковских электронных расчетов SWIFT, создание частной компании Intersettle, через которую осуществлялись в режиме он-лайн с середины 1990-х гг. все сделки с ценными бумагами и деривативами между основными мировыми биржами, способствовали отрыву виртуальной экономики от реальной, финансового капитала от производительного.
Технологические инновации, наряду с дерегулированием и либерализацией, ускоряют опережающий рост международных потоков капитала по сравнению с реальным ростом экономики и мировой торговли.
Рост рентабельности финансовых транзакций по сравнению со сделками в реальном секторе породил стимулы к развитию слабо или необеспеченных материальными активами и залогами спекулятивных финансовых инструментов.
Бурная инновационная деятельность по созданию производных инструментов (деривативов) с середины 1980-х гг.1 Отсутствие должного мониторинга, контроля, правил и технологий регулирования преимущественно внебиржевого оборота (ОТС securities market) создали риски срывов2.
Только в конце 1990-х гг. Базельский банк международных расчётов начал вести примерный учёт различных производных инструментов, которые к началу 2000-х гг. стали едва ли не основными инструментами привлечения дешёвых инвестиционных ресурсов. На июнь 2008 года объём рынка производных инструментов достиг примерно 863 трлн долл. Виртуальная экономика в десятки раз превысила реальный мировой товарооборот и на порядок производство глобального ВВП (около 70 трлн долл)3. Избыточная ликвидность в последние годы оказала сильное давление на товарные рынки и привела к резкому росту цен на основные ресурсы, продовольствие и потребительские товары4.
1 Первые финансовые деривативы - валютные фьючерсы появляются в 1971 г. на Чикагской бирже, в 1973 г. первые сделки совершаются с фьючерсами на процентные ставки.
2 Инициатива Комитета по глобальной финансовой системе (CGFS) побудила Центральные банки десяти ведущих стран и Швейцарии начать в июне 1998 г. подготовку информации о состоянии и структуре рынков деривативов для полугодовых статистических докладов Базельского банка международных расчетов. В июне 2004 г. впервые выпущены обобщенные показатели за период с 1998 г., включившие данные о форвардных контрактах, своповых и опционных соглашениях на валютные курсы, процентные ставки, товарные цены и курсы акций. Только в декабре 2004 г. появляется полугодовая информация
о свопах на кредитные риски (CDS). Http://www.bis.org/derstats.htm.
3 Следует отметить, что наблюдение за деривативами ведет только Банк международных расчетов (Базель).
Мониторинг осуществляется с 1995 г. на основе опросов 2500 финансовых институтов и экспертных оценок в 26 странах. Proposals for Improving Global Derivatives Market Statistics. Report prepared by WGr. Established by Euro-currency Standing Committee of the Central Banks of the Group of Ten Committee. BIS. Basel. 1996.
4 Согласно оценке Barclays Capital 270 млрд долл. инвестиционные инвесторы вложили в потребительские товары (июнь 2008 г.), в сравнении с 10 млрд долл. в 2002 году. Количество фьючерсных контрактов на товарообменные сделки выросло в четыре раза с 2001 г., а номинальная стоимость внебиржевых товарных деривативов увеличилась в 15 раз и достигла 9 трил долл. Special report «The World Economy. Of froth and fundamentals»,Oct 9th 2008, The Economist print edition.
Banks: Market Cap
© Market Value as of January 20th 2009, $Bn О Market Value as of Q2 2007, $Bn
JRMorgan
Рис. 2
В итоге, на смену традиционному банковскому депозитно-кредитному бизнесу пришёл бизнес инвестиционных банков. Эту системную трансформацию банковской среды сопровождал в 1980-е гг. обширный банковский кризис, вследствие которого исчезли почти 14 тысяч коммерческих банков. С этого момента внедряется модель банковского поведения «генерировать (деривативы) и распространять», не имеющая ничего общего с традиционным кредитованием и ссудами под операции реального сектора.
С 1980-х гг. быстро расширяется практика оформления долговых обязательств в ценные бумаги на основе процедур секьюритизации.
Сделки в финансовой сфере стали отличать особые характеристики эффективности: краткосрочность, высокая скорость оборота, многократность оборота
На рубеже 1990-х и 2000-х гг. риски подобных операций повысились в связи с привлечением вне-
шних средств для их кредитования. Банки охотно выделяли средства не на инвестиции в реальный сектор экономики, а под сделки с финансовыми производными инструментами: ипотечными ценными бумагами, сложно структурированными пулами закладных (CDO, ABS, MBS), свопами на кредитные риски (CDS) и т.п. В конечном счёте доходы от подобного бизнеса полностью оторвались от цены и состояния реальных активов и прибыли корпораций реального сектора1 (см.рис. 2)
Сложная структура инструментов, непрозрачность сделок, отсутствие их бухгалтерского учёта, фиксация на забалансовых счетах породили непредсказуемость или слабую предсказуемость эффектов и высокие риски.
Главным стало повышение капитализации, быстрое получение прибыли и перераспределение рисков на как можно большее число инвесторов.
3. Принципы, структура и тенденции формирования и развития мировой валютно-финансо-вой системы.
1 Положение дел усугубило то, что подавляющее большинство компаний и банков взяли заемные средства в огромных объемах, нарушив все нормативы, для приобретения ценных бумаг и разнообразных инвестиционных продуктов. Затем эти инвестиционные средства продавались и перепродавались (15-20 раз), принося спекулятивные доходы. В 2007 г. Leman Brothers инвестировал 700 млрд долл. При этом инвестиции его акционеров в обыкновенные акции составляли около 23 млрд долл.,, а остальные средства были обеспечены займами в пропорции (leverage) 30 к 1 при нормативе 12,5 (8% ).
Использование большого финансового рычага явилось мощным стимулом для концентрации деятельности, прежде всего на краткосрочных доходах, которые разожгли страсти и способствовали расширению сделок с малообеспеченными и ненадежными закладными. Fannie Мае и Freddy Mac достигли соотношения заемных и собственных средств в пропорции 60 к 1. Кризис разразился, когда исчезла возможность реализовать инвестиционные инструменты. См. Samiielson, Robert. «IFall Streets Unraveling.» Washington Post. September 17th, 2008. http://www.washingtonpost.com/wp-d}m/content/article/2008/09/16 AR2008091602877.htnil?hpid=opiniortsboxl; Mortisey, Janet щCredit Default Swaps: The ffggt Crisis.% Time. March 17th, 2008;http:/iwww.time.coh¡/time/business/ürticlé/0,8599,1723152,00.html; Ferguson, Niall. «Rough Week, But America Goes On.» Washington Post. September 21, 2OO8.http:f/www.yvashingtonpost.c0m/wp-dyn/c<mteni/(frticle/2QO8/Q9/l9/AR2OO8O919O28O4. html?hpid=opinionsboxl; Grant, James. «The Back Stopped Then?» New York Times, September 24, 2008. http: /Mmw.tiytimes. com/2008/09/24/opirnon/24gmnt.html?pagewanted=l.
После первой мировой войны, в течение столетия развитие всей мировой экономики зависело от изменений в валютно-финансовой системе, происходивших в результате постоянных поисков резервного актива, обеспечивающего её устойчивость. Послевоенная инфляция и крах международного валютно-финансового порядка, основанного на доминировании британской экономики и её национальной валюты, вынудили ведущие страны, прежде всего США и Великобританию к разработке принципов обновленной валютно-финансовой системы. Понадобилось почти десять лет, чтобы к 1925 г. система заработала. Просуществовала она до 1931 г. и её крушение стало одним из главных факторов соединения разрозненных кризисных явлений в целостном мировом кризисе. Для понимания истоков сегодняшней кризисогенности мировой экономики важно проследить эволюцию и выявить те общие черты той системы первой трети двадцатого века, которые затем проявились в реализации Бреттон-Вудских соглашений.
В основу системы после первой мировой войны заложили золотой стандарт и доминирующее положение фунта стерлингов. Основным международным финансовым центром остался Лондон, сохранивший имперские амбиции. Это привело к переоценке фунта и установлению завышенного почти вдвое курса по отношению к доллару.
Золотой стандарт не остался неизменным. Сначала это был золотомонетный стандарт, который постепенно вытеснил специально поддерживаемый золотослитковый. Сделки со слитками стали доступны только юридическим лицам (как правило, крупным компаниям и банкам) и только при международных транзакциях. Этот момент важен. Исчезла прозрачность. Фактически была установлена олигополия в сфере валютных сделок при доминировании Банка Англии. Следующим шагом стали договоренности со всеми европейскими государствами о привязке эмиссии их национальных валют к фунту и хранении золота в Банке Англии. Произошёл переход к золотодевизному, а затем к стерлинговому стандарту.
С помощью проинфляционной политики Банк Англии поддерживал оживление в британской экономике и экспортную экспансию. Однако накопление фунтов и собственных национальных валют привело к возникновению дисбалансов по соотношению к золотому запасу Британии и объёмам торговли. Британия оказалась не в состоянии ответить по обязательствам.
Сходные процессы развития глобальных дисбалансов привели к подрыву Бреттон-Вудской ва-лютно-финансовой системы.
Нарушение в конце 1950-х гг. сбалансированности товарных и долларовых потоков, рост необеспеченности долларовой массы золотым запасом ФРС. Устойчивость Бреттон-Вудса пошатнуло восстановление экономик стран Европы и Японии, рост их собственного товарного производства, укрепление национальных валют и расширение международной кооперации. В 1950 году объём долларовой массы вне США составлял 5 млрд, а к 1968 г. вырос до 38,5 млрд долл. Это на 23 млрд долл. превысило весь американский золотой запас. Возникает один из глобальных дисбалансов, мотивирующий активизацию проинфляционной политики ФРС1.
Формальный отказ в 1971 году от золотого обеспечения доллара. Переход со второй половины 1970-х гг. к долларовому стандарту и рыночной цене на золото на основе ямайских соглашений.
Первый нефтяной кризис и начало неформальной привязки глобальной финансовой системы к состоянию мирового рынка углеводородного сырья.
В основе дальнейших прокризисных изменений - предшествовавший отрыв финансовой системы от реального резервного актива, монополизация эмиссии доминирующей резервной валюты. В итоге, мировая экономика во второй раз на протяжении двадцатого века попала в зависимость от состояния экономики страны эмитента основной резервной валюты и её конкурентоспособности в мировом хозяйстве.
Следующий глобальный дисбаланс формируется по мере роста дефицита торгового баланса США. Этот дефицит складывается при росте производительности труда и эффективной финансовой системе в результате проводимой экономической политики аутсорсинга, которая привела к выводу многочисленных производств и услуг за пределы США2.
Теперь многое из того, что производилось в США, импортируется, ухудшая финансовое положение экономики. С другой стороны, развивающиеся страны (Латинская Америка, АТР) попали в зависимость от экспорта своей продукции в США, и нынешний кризис захватил экспортные производства, дающие до 30% промышленного производства.
4. Особенности финансовой системы США, эмиссионной деятельности ФРС и состояния экономики США.
Известно, что предоставление малообеспеченных ипотечных кредитов почти на 12 трлн долл. породило кризис ипотеки в 2006 году. Именно он спровоцировал полноценный финансовый кризис 2007 г. и нынешнюю рецессию.
1 N.Beams. The World Economic Crisis:A Marxist Analysis. World Socialist Web Site/ 2008.
2 Следует отметить, что эта тенденция свойственна всем развитым странам.
Технология кредитования ипотеки в США хорошо известна с 1930-х годов. Тогда же создано государственное ипотечное агентство - «Джинни Мэй», начавшее с простой стандартной ипотеки, содержавшей три главных компонента: залог, кредит (ссуду) под залог, закладное свидетельство или договор. Сроки, условия, уровень процентной ставки, выплаты основного кредита и процентов устанавливались в простых и ясных формах.
Однако, созданные в начале 1970-х годов ква-зигосударственные агентства «Фредди Мак» и «Фанни Мэй» с государственными функциями начинают кредитовать более сложные ипотечные инструменты. Выдаются кредиты с плавающей ставкой, с регулируемым процентом, «шаровые кредиты» и т.д., которые отличаются по всем компонентам. Затем они составляются в пакеты различных ипотек, на основе которых выпускаются обеспеченные ипотеками ценные бумаги в разных формах. Нельзя сказать, что не предпринимались попытки повысить требования к деятельности ипотечных агентств. Но они вызвали обратный эффект: корпорации перестали работать через них и стали создавать собственные агентства.
Но почему локальный кризис на американском рынке слабо обеспеченных ипотечных кредитов вызвал столь масштабный кризис всей американской финансовой системы и перекинулся на реальную экономику? Какие экономические взаимосвязи, институты и технологии взаимодействия в мировой системе привели к быстрому распространению его последствий в других странах?
Эти и многие другие вопросы требуют тщательного анализа институтов американской финансовой системы и международных, поскольку основная масса торговых и финансовых сделок продолжает базироваться на долларе. Кроме того, продолжается рост совокупного долга - государственного, корпоративного и долга домашних хозяйств. В настоящее время долговая компонента в американской экономике превышает 70 трлн долл1.
Для обслуживания только государственного долга США нуждаются в ежегодном привлечении 1-1.5 трлн долл. зарубежных капиталов под эмитируемые ценные бумаги казначейства или эмитентов, бумаги которых имеют высокие рейтинги и государственные гарантии.
ЛИТЕРАТУРА
В настоящее время эта система не работает в полной мере. Инвесторы приобретают только казначейские бумаги почти по нулевой процентной ставке.
Кризис 2000-2001 гг., налоговые реформы Дж.Буша в начале первого срока, снижение учётных ставок, имперские политические амбиции, события 11 сентября породили рост бюджетного дефицита. Возникла потребность в расширении финансовых инструментов для привлечения средств в доходную часть бюджета и погашение долгов. В 2001 г. создаются финансовые конструкции с ослабленными требованиями к залоговому обеспечению, ослабевает институциональный контроль за кредитоспособностью.
Ситуацию смягчало и стимулировало вместе с тем наличие избытка ликвидности у стран экспортеров сырья и стран с развивающимися рынками (БРИК и другие). Началась массовая перекачка денежных сбережений из этих стран для смягчения глобальных дисбалансов.
В этот же период снижается требование к нормативному соотношению собственных средств к заёмным с 1:12,5 или 1:15 на 1:40, что приводит к фиктивному росту капитализации корпораций.
Правительство, корпорации, население - все оказались заинтересованы в привлечении ликвидных средств: государство - в поступлении доходов, погашении долгов и сокращении бюджетного дефицита; корпорации - в повышении капитализации и прибыли; менеджмент - в бонусах; а население - в приобретении ранее менее доступных товаров и жилья.
Банки искали приложения использования этих средств, но не могли смириться со снижением уровня доходности. Циклы кризисов в последние 15 лет всё менее связаны с циклами обновления капитала, переходом к технике новых поколений и всё более обусловлены циклами формирования и использования остатков денежных средств на счетах государства и субъектов рынка.
Кризис только технически выглядит как кризис американских рискованных ипотечных кредитов, как кризис ликвидности банковской системы в развитых экономиках и секьюритизации на фондовых рынках, или как кризис доверия к финансовой системе.
Окончание в следующем номере
1. Богомолов О. Т. «Мировая экономика в век глобализации». - М.:Изд. «Экономика», 2007.
2. Бхагвати Дж. «В защиту глобализации». - М.: ИИЦ «Ладомир», 2006.
3. Россия в глобализирующемся мире: политико - экономические очерки / Отв. ред. ак. Д.С.Львов. - М.: Наука, 2004.
4. Овчинников В.В. Путь к совершенству мирового рынка ценных бумаг. Global Custody. - М.: Солид консалтинг, 1998.
5. Beams N. The World Economic Crisis: A Marxist Analysis. World Socialist Web Site/2008
6. Systemic Banking Crises: IMF WP/08/224
1 Federal Reserve Statistical Release. Flow of Final Accounts of the USA. 3Q 2008. Dec. 11, 2008.