Научная статья на тему 'Мировая юстиция Республики Крым - субъекта Российской Федерации'

Мировая юстиция Республики Крым - субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ / МИРОВОЙ СУДЬЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарахман С.А.

В статье рассматриваются этапы образования института мировых судей в Республики Крым. Особое внимание уделено нормативной основе, необходимой для создания на территории Крыма и Севастополя российских органов судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировая юстиция Республики Крым - субъекта Российской Федерации»

растратам средств ), злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит себя и свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.»

Список использованной литературы: 1.Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. (в актуальной редакции) // "Российская газета" от 8 декабря 1994 г. № 238-239

© Надмидов А.А., 2018

УДК 340.15

Сарахман С.А.

Юридический факультет

ФГБОУВО «Российский государственный университет путей сообщения (РГУПС)»

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ - СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются этапы образования института мировых судей в Республики Крым. Особое внимание уделено нормативной основе, необходимой для создания на территории Крыма и Севастополя российских органов судебной власти.

Ключевые слова

Мировая юстиция, мировой судья, судебная система, судебная реформа.

Согласно части 2 статьи 1 «Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»[8] принятие Республики Крым в Российскую Федерацию было осуществлено на основе Конституции РФ, Договора между государствами и федерального конституционного закона РФ. Часть 3 статьи 9 Договора провозглашает юридическое верховенство Конституции РФ в новых субъектах. Тем самым новые субъекты РФ - Республика Крым и город федерального значения Севастополь согласились признать верховенство Конституции РФ в правовой системе государства и, как следствие, основных её положений в сфере судебной власти. Статья 9 Договора определила, что законодательство РФ действует на территории республики Крым и Севастополя со дня принятия их в Российскую Федерацию.

На основе названного договора был принят федеральный конституционный закон РФ от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[2]. Организации органов судебной власти посвящена статья 9 ФКЗ. Часть 1 этой статьи указывает, что в течение переходного периода (т.е. до 01 января 2015 года) на территориях Крыма и Севастополя создаются на основе законодательства РФ о судоустройстве суды РФ с учётом административно-территориального устройства субъектов. Судьям судов новых субъектов было предоставлено преимущественное право занятия должностей во вновь создаваемых судах при условии их соответствии требованиям законодательства РФ, предъявляемых к судьям. Федеральные суды начали свою деятельность в Крыму и Севастополе 26 декабря 2014 года[9].

Мировой юстиции посвящена часть 3 статьи 9 ФКЗ. Она провозглашает, что «на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по инициативе законодательного

(представительного) органа государственной власти Республики Крым и законодательного (представительного) органа государственной власти города федерального значения Севастополя, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, могут быть созданы судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации»[2].

На основании этой нормы был принят Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года «О мировых судьях города Севастополя»[6] и Закон Республики Крым от 01 сентября 2014 года «О мировых судьях республики Крым»[7]. Эти акты были приняты Законодательным Собранием города Севастополя и Государственным Советом Республики Крым соответственно; оба органа государственной власти являются высшими органами представительной власти субъектов РФ.

Нормативным основанием организации мировой юстиции на территории Республики Крым на уровне законодательства субъекта являются части 2, 3 и 4 статьи 86 Конституции Республики Крым[1]. Часть вторая названной статьи устанавливает, что на территории республики действуют федеральные суды и мировые судьи. Часть третья статьи определяет порядок формирования судебных участков мировых судей. Часть четвёртая определяет, что статус, полномочия и гарантии для мировых судей могут определяться как федеральным, так и местным законодательством.

Нормативным основанием организации мировой юстиции в городе Севастополе на уровне законодательства субъекта является Устав города Севастополя[5]. Статья 36 Устава, состоящая из двух частей, менее детально, нежели нормы Конституции Республики Крым, регламентирует общие правила организации мировой юстиции. Согласно части 1 статьи 36 Устава, в Севастополе действуют федеральные суды и мировые судьи. Согласно части 2 той же статьи статус, полномочия и гарантии для мировых судей устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

Анализ норм конституционных актов Крыма и Севастополя показывает, что оба субъекта в целом придерживаются установившейся в нашей стране традиции в части формулирования норм о мировой юстиции. Существенных отличий от норм конституционных актов других субъектов законодательство Крыма и Севастополя в содержательной части не содержит.

Общий анализ норм показывает, что уже в 2014 году была создана нормативная основа для создания на территории Крыма и Севастополя российских органов судебной власти. Субъекты РФ оперативно составили и приняли как конституционные акты, так и специальные законы о деятельности мировых судей. Далее представляется логичным проанализировать становление мировой юстиции в каждом из субъектов РФ - Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Это позволит выяснить, насколько на настоящий момент интегрированы субъекты РФ в правовую систему России.

Согласно части 1 Закона Республики Крым «О мировых судьях», мировые судьи республики являются судьями общей юрисдикции. Они входят в судебную систему РФ. В части определения их полномочий и порядка деятельности, а также создания должностей мировых судей действуют Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ». Порядок назначения и деятельности мировых судей также определяется Конституцией Крыма и законом республики «О мировых судьях».

Анализ приведённой нормы показывает, что она не противоречит законодательству РФ; напротив, данная норма создана во исполнение принципов, заложенных в главе 1 Конституции РФ и соответствует также пункту «л» части 1 статьи 72 Конституции РФ.

В части определения компетенции мировых судей, порядка их деятельности и статуса закон Республики Крым содержит ссылочные диспозиции, отправляющие к федеральному законодательству. Подобные нормы существуют в законодательстве всех субъектов РФ. Поэтому в этой части законодательство Крыма вполне соответствует сложившейся в стране традиции.

Отбор кандидатов на должности мировых судей Крыма регламентируется статьёй 6 закона «О мировых судьях». Согласно части 1, содержащей сложную диспозицию, отбор является конкурсным и осуществляется в предусмотренном федеральным законом порядке. Об открытии вакансии мирового судьи, согласно части 2 той же статьи, объявляется не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи. Кроме того, если полномочия мирового судьи были прекращены досрочно, то срок объявления о вакансии составляет всего 10 дней. Объявление должно быть совершено с помощью

~ 118 ~

средств массовой информации. Срок полномочий вновь назначенного судьи начинается с момента, когда оканчивается срок полномочий его предшественника. Приём квалификационных экзаменов в Крыму осуществляет квалификационная коллегия судей Республики Крым. Первый состав квалификационной коллегии был составлен 17 марта 2015 года. В неё вошли 11 судей, 1 представитель и семеро представителей общественности. Состав коллегии был следующим: Кирюхина М.А., Ищенко И.А., Копылов Д.Э., Евдокимова В.В., Ильичев Н.Н., Осоченко И.К., Куртлушаев М.И., Колинская Н.В., Кагитина И.В., Белинчук Т.Г., Балагура О.В., Бугаев В.А., Гурбанова Е.В., Елькин С.В., Шмелева Г.Г., Юрченко Л.В., Ушаков А.С., Алтунин А.В., Новикова Т.Ю. [10]

Порядок назначения на должность мировых судей предусмотрен статьёй 7 Закона «О мировых судьях». Согласно части 1 статьи 7, кандидат на должность мирового судьи должен сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей Республики Крым. Мировой судья назначается на должность Государственным Советом республики по представлению председателя Верховного Суда республики; этот порядок характерен для всех субъектов РФ. Государственный Совет должен решить вопрос о назначении или отказе в назначении представленной кандидатуры в течение месяца; в случае отклонения кандидатуры он обязан разъяснить причины отклонения. При этом кандидат, чья кандидатура была отклонена Государственным Советом, может быть повторно представлен лишь по истечении года с момента первого представления.

Срок полномочий мирового судьи, впервые назначенного на должность, а равно и назначенного повторно, составляет, согласно статье 10 Закона «О мировых судьях», пять лет. Этот срок несколько отличается от принятого в большинстве субъектов РФ срока, составляющего три года. В то же время, право определять срок полномочий мирового судьи относится к ведению субъекта РФ, поэтому в данной части Республика Крым просто воспользовалась предоставленным правом.

Закон города Севастополя «О мировых судьях» регламентирует вопросы, связанные с организацией и деятельностью мировых судей, более подробно, чем аналогичный закон Республики Крым. Например, часть 1 статьи 4 содержит две дефиниции: 1) Судебный район - территория, на которую распространяется юрисдикция районного суда. 2) Судебный участок - территория, являющаяся частью судебного района или совпадающая с территорией судебного района, на которой мировой судья осуществляет свою деятельность [6].

Подобные дефиниции на уровне федерального законодательства отсутствуют.

В части определения компетенции мировых судей, порядка их деятельности и статуса закон города Севастополя содержит ссылочные диспозиции, отправляющие к федеральному законодательству. Подобные нормы существуют в законодательстве всех субъектов РФ. Поэтому в этой части законодательство Севастополя вполне соответствует сложившейся в стране традиции.

В части определения порядка отбора кандидатов на должности мировых судей Закон Севастополя «О мировых судьях» в статье 6 исчерпывающей информации, подобно Закону Крыма, не содержит. В ней указывается лишь, что отбор обеспечивается Управлением Судебного департамента в городе Севастополе.

Статья 7 Закона гораздо детальнее упорядочивает назначение на должность мировых судей. Более того, само наименование статьи предусматривает не только назначение, но и избрание мировых судей.

Часть 1 статьи 7 предъявляет к кандидату на должность мирового судьи несколько требований. Кандидат должен успешно сдать квалификационный экзамен («успешно» - уточнение, отсутствующее в аналогичном законе Крыма; это слово представляется лишним, поскольку сдать экзамен «безуспешно» невозможно). Кроме того, кандидат должен получить положительную рекомендацию квалификационной коллегии судей города Севастополя (эта часть нормы права также перегружена: рекомендация не может быть отрицательной, поэтому слово «положительную» должно быть исключено из текста нормы).

Кандидат на должность мирового судьи в Севастополе представляется Управлением Судебного департамента города. Назначается на должность мировой судья Законодательным Собранием города Севастополя, однако это назначение должно быть согласовано с Губернатором города. Здесь наблюдается дисбаланс системы сдержек и противовесов: фактически формирование судебных органов подконтрольно органам исполнительной власти субъекта. По этой причине, дабы точно соблюдать принцип разделения властей, следовало бы исключить слова «по согласованию с Губернатором» из текста нормы части 1 статьи

~ 119 ~

7 Закона Севастополя «О мировых судьях».

Порядок объявления о вакансии мирового судьи тождественен порядку, установленному в Республике Крым.

Часть 3 статьи 7 закона Севастополя, в отличие от закона Республики Крым, определяет также список документов, которые должны быть приложены к письму Управления Судебного департамента Губернатору. К ним относятся: 1) заявление кандидата на должность мирового судьи; 2,) справка на кандидата, выданная Управлением Судебного департамента города; 3) анкета кандидата; 4) характеристика с места работы кандидата; 5) информация об основных показателях работы в должности судьи (если ранее кандидат занимал должность судьи); 6) копия решения квалификационной коллегии судей города Севастополя о рекомендации кандидата (здесь содержится разночтение с нормой части 1: не совсем ясно, даёт ли квалификационная коллегия рекомендацию или принимает решение о рекомендации; следовало бы согласовать тексты норм частей статьи закона); 7) копия удостоверения о сдаче квалификационного экзамена; 8) копии материалов, подтверждающих достоверность заявленных в анкете сведений.

Определение законом перечня документов, безусловно, имеет позитивное значение, поскольку позволяет кандидату на должность мирового судьи более полно подготовиться к предложению своей кандидатуры, собрать документы заранее.

При направлении письма Управлением Судебного Департамента города в Законодательное Собрание города о предложении кандидата на должность судьи к материалам дополнительно прилагается решение губернатора о согласовании кандидатуры.

В части определения срока полномочий мирового судьи нормы статья 8 устанавливает иной, нежели в Республике Крым, срок. Мировой судья назначается на должность впервые на три года. Лишь при повторном назначении срок его полномочий составляет пять лет.

Число судей в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе федеральными законами определено следующее: в Республике Крым - 100 судебных участка в 24 судебных районах[4]; в городе федерального значения Севастополе - 21 мировой участок[3].

Первые 25 мировых судей Республики Крым принесли присягу 21 сентября 2016 года[11]. Функционирование мировой юстиции в полном объёме начнётся с момента полного формирования судейского корпуса в республике.

В городе Севастополе первые мировые судьи были назначены на должность 27 октября 2015 года; всего было назначено 13 мировых судей[12]. Деятельность органов мировой юстиции началась ранее, чем в Республике Крым.

Проведённый анализ последнего периода развития местного суда на территории Крыма -современного периода в составе РФ - позволяет сделать несколько выводов.

Можно с уверенностью сказать, что мировая юстиция Крыма в настоящий момент пополнена компетентными и квалифицированными кадрами. Более того, воссоздание мировой юстиции, не существовавшей, пока Крым был частью Украины, было произведено в рекордный срок - два года. Этот срок вполне соответствует времени, в течение которого были созданы органы мировой юстиции в рамках судебной реформы 1864 года.

Законодательство субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя -вполне соответствует нормам федерального законодательства о судоустройстве и статусе судей. Конституционные правовые акты, установив, что мировая юстиция новых субъектов РФ является составной частью судебной системы РФ, дублировали нормы федерального законодательства.

В некоторых нормах законодательства Крыма и Севастополя более совершенно, нежели законодательство других субъектов РФ. В частности, закон Севастополя «О мировых судьях» содержит две дефиниции, отсутствующие в федеральном законе «О мировых судьях в РФ». В то же время, нормы регионального права не лишены недостатков. В частности, можно говорить о некотором нарушении принципа разделения властей в городе Севастополе, где кандидат на должность мирового судьи должен получить согласие губернатора.

В целом можно сказать, что в части организации мировой юстиции вернувшиеся в Россию субъекты РФ практически полностью интегрировались в правовую систему федерации.

~ 120 ~

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Крым от 11.04.2014 // URL: http://rk.gov.ru/rus/info.php?id=623228

2. Федеральный конституционный закон РФ от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // «Российская газета», N 66, 24.03.2014.

3. Федеральный закон от 31.12.2014 N 516-ФЗ»О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

4. Федеральный закон от 08.06.2015 N 149-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

5. Закон города Севастополя от 14 апреля 2014 года №1-ЗС «Устав города Севастополя» // «Российская газета», 16.04.2014 / URL: https://rg.ru/2014/05/06/sevastopol-zakon1-reg-dok.html

6. Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 50-ЗС «О мировых судьях города Севастополя» // «Российская газета», 27.07.2014 / URL: https://rg.ru/2014/08/05/sevastopol-zakon50-reg-dok.html

7. Закон Республики Крым от 01.09.2014 N 61-ЗРК «О мировых судьях Республики Крым» // «Российская газета», 03.09.2014. / URL: https://rg.ru/2014/09/10/krim-zakon61-reg-dok.html

8. «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» (Подписан в г. Москве 18.03.2014) // «Российская газета», N 62, 19.03.2014

9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 21 «О дне начала деятельности федеральных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // «Российская газета», N 6566 (294), 25.12.2014.

10.Первый состав ККС Республики Крым // URL: http://krm.vkks.ru/publication/28863/

11. В Республике Крым назначили первых 25 мировых судей // URL: http://must.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/343792.htm

12. Назначены на должность первые мировые судьи тринадцати судебных участков Севастополя // URL: http://gs.sev.sudrf.ru/modules.php ?name=press_dep&op=1&did=52.

© Сарахман С.А., 2018.

УДК34

И.И. Скороваров

студент 3 курса Ростовского филиала ФГБОУ ВО РГУП

г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: skorovarov.igor@mail.ru Научный руководитель: Е.Н. Москалева старший преподаватель кафедры уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ ВО РГУП

г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: e.kowal2010@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С МОЛОДЕЖНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ УГОЛОВНО-

ПРАВОВЫМИ МЕТОДАМИ

Ключевые слова:

Экстремизм, молодежный экстремизм, криминогенная активность подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.