Научная статья на тему 'МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
автомобильная промышленность / транснациональные корпорации (ТНК) / стратегия / экономика / Россия / мир / легковые автомобили / моторные транспортные средства / электроавтомобили / перепроизводство / динамика производства и продаж.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закревская Я.А.

Мировая и российская автомобильная промышленность на современном этапе претерпевает существенные трансформации. Постоянное усиление процесса глобализации привело к тому, что главными действующими игроками в мировой экономике стали транснациональные корпорации (ТНК), чьи стратегии определяют развитие многих отраслей, в частности автомобильной промышленности. Именно наличие долгосрочной стратегии позволяет ТНК молниеносно реагировать на мельчайшие изменения в условиях жесткой конкуренции, сложной геополитической обстановки в мире и непростой экономической ситуации во многих странах. Новые условия, в которых сейчас находится мировая и российская автомобильная промышленность, предрекают значительные трансформации сегодняшним автомобильным лидерам, а это означает и трансформации всего мирового автопрома в обозримом будущем. В статье приведена динамика производства и продаж моторных транспортных средств, легковых автомобилей России, мира в целом и отдельных ведущих стран-производителей, отображена динамика перепроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

gs4 право и экономика ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-154-162 NIION: 2018-0076-10/22-1047 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1245

ЗАКРЕВСКАЯ Яна Анатольевна,

научный сотрудник сектора прогнозирования мировой экономики и политики, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН),е-юаИ: Yana888@list.ru

МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Мировая и российская автомобильная промышленность на современном этапе претерпевает существенные трансформации. Постоянное усиление процесса глобализации привело к тому, что главными действующими игроками в мировой экономике стали транснациональные корпорации (ТНК), чьи стратегии определяют развитие многих отраслей, в частности автомобильной промышленности. Именно наличие долгосрочной стратегии позволяет ТНК молниеносно реагировать на мельчайшие изменения в условиях жесткой конкуренции, сложной геополитической обстановки в мире и непростой экономической ситуации во многих странах. Новые условия, в которых сейчас находится мировая и российская автомобильная промышленность, предрекают значительные трансформации сегодняшним автомобильным лидерам, а это означает и трансформации всего мирового автопрома в обозримом будущем. В статье приведена динамика производства и продаж моторных транспортных средств, легковых автомобилей России, мира в целом и отдельных ведущих стран-производителей, отображена динамика перепроизводства.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, транснациональные корпорации (ТНК), стратегия, экономика, Россия, мир, легковые автомобили, моторные транспортные средства, электроавтомобили, перепроизводство, динамика производства и продаж.

Annotation. The global and Russian automotive industry is undergoing significant transformations at the present stage. The constant strengthening of the globalization process has led to the fact that transnational corporations (TNCs), whose strategies determine the development of many industries, in particular the automotive industry, have become the main acting players in the global economy. It is the existence of a long-term strategy that allows TNCs to respond with lightning speed to the smallest changes in the face of fierce competition, the difficult geopolitical situation in the world and the difficult economic situation in many countries. The new conditions in which the global and Russian automotive industries are now located predict significant transformations for today's automotive leaders, and this means the transformation of the entire global automotive industry in the foreseeable future. The article shows the dynamics of production and sales of motor vehicles, passenger cars in Russia, the world as a whole and certain leading countries-manufacturers, displays the dynamics of overproduction.

Key words: automotive industry, transnational corporations (TNCs), strategy, economy, Russia, world, cars/passenger cars, motor vehicles, electrically-chargeable cars, overproduction, production and sales dynamics.

ZAKREVSKAYA Yana Anatolievna,

Research Fello World Economy and Policy Forecasting Sector, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences

(IMEMO)

WORLD AND RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY IN NEW CONDITIONS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Сначала XXI в. мировая и российская автомобильная промышленность претерпели существенные трансформации. Так, постоянное усиление процесса глобализации привело к тому, что главными действующими игроками в мировой экономике стали транснациональные корпорации (ТНК). Для ТНК мировая экономика - это единая площадка, где они выбирают наиболее выгодные для себя условия в виде различных ресурсов: финансовых, управленческих, инновационных и др. Такого рода представление помогает ТНК организовать максимально конкурентоспособную производственную систему, а значит, и оптимально сбытовую сеть в мировом масштабе. Именно стратегии ТНК определяют развитие многих отраслей, в частности автомобильной промышленности.

Еще в середине XX в. экономист Питер Фердинанд Друкер и профессор истории бизнеса Альфред Дюпон Чандлер занимались разработкой теорий по стратегическому планированию, определяя его как непрерывный процесс принятия решений. Поэтому, находясь в условиях жесткой конкуренции, учитывая накопившийся опыт, ТНК должны молниеносно реагировать на мельчайшие изменения, для этого необходимо наличие долгосрочной стратегии развития. Постоянно изменяющиеся условия диктуют ТНК необходимость вносить корректировки в свои долгосрочные планы. Так, среди наиболее актуальных направлений

стратегий ТНК на автомобильном рынке являются:

• исследования и разработки (ИР) (и поскольку на современном этапе развития автомобилестроения неясно, какая технология будет наиболее перспективна и востребована в долгосрочной перспективе, ведущие автопроизводители вынуждены вести совместные разработки (в целях экономии) и инвестировать сразу по нескольким направлениям);

• повышение экологичности транспорта (в силу постоянного ужесточения экологических норм).

По данным Европейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности (ACEA), рынок электромобилей Европейского Союза (ЕС) в третьем квартале 2022 г. продолжал укреплять свои позиции (рис. 1). Второй год подряд спрос на гибридные электромобили без внешней подзарядки (HEV) превысил спрос на дизельные, впервые это произошло в 2020 г. Так, рыночная доля продаж чисто батарейных электромобилей (BEV) в третьем квартале 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом в 2021 г. выросла на 22.0%, составив 259 449 единиц1. Продажи автомобилей плагин-гибридов (PHEV) за аналогичный период уменьшились на 6%2. Спрос на гибридные электромобили без внешней подзарядки (HEV) за этот период увеличился на 6.9%, составив 429 011 единиц3.

Рис. 1. Динамика продаж новых легковых автомобилей в ЕС по видам топлива, %4

1 См.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2022/ (дата обращения: 25.10.2022)

2 См.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2022/ (дата обращения: 25.10.2022).

3 См.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2022/ (дата обращения: 25.10.2022)

4 Составлено по данным Европейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности (см.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2022/ (дата обращения: 25.10.2022)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

ждает игроков рынка к формированию стратегических альянсов (также и на национальном уровне), что еще более усиливает олигополистический характер автомобильной отрасли. В процессе функционирования альянса компании-участники могут сталкиваться с рядом таких трудностей, как несогласованность действий, достаточно слабое взаимодействие, неспособность разделять риски, культурный фактор и др. Несмотря на то что взаимное сотрудничество является ключевым фактором при создании альянса, ориентация исключительно на собственные интересы одного из участников может негативно отражаться на общей эффективности в целом.

При рассмотрении рейтинга стран по объему производства автомобилей за 2000 и 2021 гг. можно выявить ряд важных изменений (табл. 1).

Таблица 1

Крупнейшие страны по суммарному объему производства автомобилей в 2021 г.

№ в рейтинге 2021 г. Страна Кол-во произведенных автомобилей в 2021 г, млн ед. № в рейтинге 2000 г. Кол-во произведенных автомобилей в 2000 г., млн ед. Прирост в 2021 г. к 2000 г., %

1 Китай 26.08 8 2.07 1161

2 США 9.17 1 12.80 -28

3 Япония 7.85 2 10.14 -23

4 Индия 4.40 15 0.80 449

5 Южная Корея 3.46 5 3.11 11

6 Германия 3.31 3 5.53 -40

7 Мексика 3.15 9 1.94 63

8 Бразилия 2.25 12 1.68 34

9 Испания 2.10 6 3.03 -31

10 Таиланд 1.69 19 0.41 309

11 Россия 1.57 13 1.21 30

ВСЕГО 65.01 42.72 52

Источник: Данные международной организации производителей автомобилей1, расчеты автора.

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.l0.2022)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Помимо экологичности транспорта, особое значение европейские компании уделяют экологичности самого процесса производства, особенно на территории стран Европейского Союза. И если к экологичности автомобилей постоянно предъявляются все более жесткие требования, на которые автопроизводителям приходится реагировать молниеносно, а также прикладывать огромные усилия, чтобы соответствовать им, то в вопросе самого процесса производства компании сами заранее делают данный процесс гораздо более экологически чистым и энергоэффективным, нежели установленные нормы.

Постоянный рост конкуренции, а также появление все большего количества ТНК, которые стремятся к мировому господству, - все это выступает основной движущей силой, которая побу-

Китай демонстрирует колоссальный прирост производства. В 2000 г. эта страна хотя и входила в первую десятку данного рейтинга, но занимала лишь 8-е место с объемом производства в 2.07 млн единиц, в 2021 г. данный показатель вырос до 26.08 млн автомобилей, что более чем в 12.5 раз превосходит показатель 2000 г. Свои лидирующие позиции (1-е место рейтинга) Китай занял еще в 2009 г., обогнав США, Японию, Германию, и продолжает удерживать их по настоящее время. В Индии отмечается увеличение показателя в 5.5 раз (с 0.8 до 4.4 млн автомобилей в год). Южная Корея в 2021 г. занимает стабильно 5-е место, как и в 2000 г, с приростом в 11%. В странах Латинской Америки - Мексике и Бразилии отмечается прирост в 63% и 34% соответственно. Из стран Европы только Германия удерживает свои позиции, хотя и не входит уже в первую пятерку лидеров, так со спадом в 40% она занимает 6-е место в рейтинге 2021 г. (в рейтинге 2020 г. Германия была на 4-м месте, в 2000 - на 3-м). Испания со спадом в 31% переместилась с 6-го на 9-е место. В 2021 г., увеличив свой объем производства более чем в 4 раза, по сравнению с 2000 г., в первую десятку вошел Таиланд, являясь ее замыкающим игроком. Некоторые страны, которые еще в 2000 г. входили в первую десятку данного рей-

тинга, окончательно покинули ее еще до наступления 2021 г. Яркий тому пример - Великобритания (которая замыкала первую десятку в 2000 г., а к 2021 г. переместилась на 18-е место) и Франция (занимавшая 4-е место в 2000 г., в 2021 г. находится на 12-м месте). Таким образом, можем отметить, что представители азиатского рынка укрепили свои позиции после 2000 г., а представители США и стран Европы показали их ослабление.

В мировом рейтинге по суммарному объему производства транспортных средств Россия с 10-го места1 в 2020 г. переместилась на 11-е место2 в 2021 г., уступив свое место в первой десятке рейтинга Таиланду (10-е место), но обогнав Францию (12-е место), Турцию (13-е место), Индонезию (14-е место) и Канаду (15-е место). По данным Международной организации производителей автомобилей (01СА), в 2021 г. с конвейеров нашей страны сошли 1.6 млн моторных транспортных средств, в том числе 1.4 млн. легковых транспортных средств, что составляет 2.0% и 2.4% от общемирового объема соответственно. Несмотря на то что Россия не вошла в первую десятку рейтинга в 2021 г., ее абсолютные показатели увеличились по сравнению с предыдущим годом (рис. 2).

Рис. 2. Динамика производства моторных транспортных средств в России за период 2000 - 2021 гг.,

млн ед.3

ООООООООООтН^Н^НтН^НтНтЧтЧтЧтЧг^г^

оооооооооооооооооооооо Объем производства автомобильной промышленности, млн. ед.

Объем производства легковых автомобилей, млн. ед,

1 См.: URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/2020-statistics/ (дата обращения: 01.10.2022).

2 См.: URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/2021-statistics/ (дата обращения: 01.10.2022).

3 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.10.2022)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Мировой объем производства моторных транспортных средств по итогам 2021 г. составил 80.1 млн. единиц (рис. 3). Причем на первую пятерку стран приходится 64% всей продукции, а

на первую десятку - 79%. Что касается России, то ее доля в общем мировом автопроме равна 2.0% в 2021 г. и 2.1% в 2000 г.

Рис. 3. Динамика производства моторных транспортных средств в мире за период 2000 - 2021 гг., млн ед.1

Для современного мирового автопрома свойственна проблема перепроизводства, связанная с переоцененным спросом на формирующихся рынках, а также с недостаточным спросом на автомобили в развитых странах (рис. 4). Особенно ярко эта ситуация заметна на примере легкового автомобилестроения. Ситуация не изменилась и в 2021 г. Так, разница в абсолютных показателях 2021 г. составляет 0.7 млн штук.

На рис. 4 также прослеживается непосредственная зависимость развития мирового автомобилестроения от экономических кризисов. Нестабильная экономическая ситуация всегда ставит автомобильную промышленность в очень сложное положение, вызывая резкое сокращение спроса на легковые автомобили и, как следствие - следующее за ним сокращение объема производства.

Рис. 4. Динамика мирового производства и объем продаж легковых автомобилей

за период 2005 - 2021 гг.2

30,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

Lhhthlb

П11П1

# # # # # #у # # # <£> ^ ' # # ■ Объем производства, млн. штук ■ Объем продаж, млн. штук

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2022)).

2 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2022)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

На графике (рис. 5) показана динамика доли перепроизводства, что представляет собой отношение разницы объема производства и продаж к объему производства. Своего максимального значения данный показатель достиг в 2008 г. (5.4%) и в 2019 г., тогда его значение составило 4.7%. В 2009 г. было зафиксировано его минимальное

значение (начиная с 2005 г.), которое составило -3.9%, тогда же, если обратиться к рис. 4, можно увидеть, что в том году объем продаж превысил объем производства на 1.9 млн единиц. Второе его минимальное значение было достигнуто в 2021 г., равное 1.1%.

Рис. 5. Динамика доли перепроизводства от общего объема производства легковых автомобилей в

мире за период 2005 - 2021 гг.1

Что касается России (рис. 6), то до 2014 г. включительно ежегодные объемы продаж были значительно выше ежегодных объемов производства. С 2015 по 2019 г. данная разница стала фактически незаметной (с незначительным опережением объема потребления). В 2020 и 2021 гг. данная ситуация с опережением объема продаж продолжает сохраняться с разницей 0.2 и 0.1 млн штук соответственно. Главная причина данного явления на территории нашей страны - постоянное ослабевание национальной валюты, что непосредственно сказывалось на платежеспособности населения.

За последние 7-8 лет цены на автомобили, продаваемые в России, возросли приблизительно более чем в 2 раза. И если в 2015 г. цены увеличились как раз из-за обвала рубля, то в 2021 г. рост цен был связан не только с инфляцией, но и с высоким спросом со стороны самих покупателей.

Последнее было обусловлено тем, что из-за нехватки автокомпонентов в дилерские сети поступало значительно меньше автотранспортных средств, чем обычно, что создало дефицит новых машин и послужило дополнительным условием для роста цен на авто. В 2022 г. ситуация с дефицитом не только сохранилась, но и в новых условиях обострилась, так как при введенных санкциях остановили свои поставки американские и европейские производители. Так же сразу после февральских событий 2022 г. (начало специальной военной операции) курс рубля резко снизился, что повлекло за собой резкое увеличение цен на автомобили, правда, вскоре курс российской валюты стабилизировался, однако цены на автомобили ниже не стали, а остались на том же высоком уровне, который сохраняется по настоящее время.

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2022)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Рис. 6. Динамика российского производства и объем продаж легковых автомобилей

за период 2005 - 2021 гг.1

На примере ведущих мировых автопроизводителей - Китая, США, Японии и Германии, а также России, которая занимает 11-е место по производству моторных транспортных средств в 2021 г., рассмотрим и сравним их ежегодную динамику объема продаж легковых транспортных средств (рис. 7). С 2018 по 2020 г. ни одна из этих стран не дала прирост данного показателя. По итогам 2021 г. данный показатель с приростом был зафиксирован в двух странах - в Китае (6.5%) и России (3.5%). Максимальное падение показала Германия со спадом в 10.1% к 2021 г., следом за ней Япония (-3.5%) и США (-1.5%). На рис. 7 видно,

что Китай занимает 1-е место по объемам продаж легковых транспортных средств в мире, переняв это первенство у США еще в 2008 г. И если другие страны-производители в условиях кризисных лет (2008 - 2009 гг.) заметно сократили свои объемы производства, то Китай, наоборот, наращивал данный показатель максимальными темпами. Благодаря увеличению доходов населения, а также очень быстрому промышленному развитию Китай стал главным источником спроса на автомобили в мире. Таким образом, экономический кризис явился основным катализатором значительных изменений в автомобильной отрасли.

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2022)).

2 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: https://www. oica.net/wp-content/uploads/pc_sales_2021.pdf (дата обращения: 01.10.2022)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Рис. 7. Объем продаж легковых автомобилей на крупнейших рынках мира и в России за период 2005 - 2021 гг., млн ед.2

По мнению многих аналитиков, не только российская автомобильная промышленность, но и мировая переживает не самые легкие времена на данном этапе. Во-первых, на нее до сих пор влияют последствия тех ограничений, которые были вызваны COVID-19, как известно, последний крупный локдаун в Китае был отмечен весной 2022 г., а это означает, что дефицит полупроводников, возникший еще в 2021 г., продолжается до сих пор. Во-вторых, сложная геополитическая обстановка в мире порождает рост мировых цен на энергоносители и непростую экономическую ситуацию во многих странах.

В ближайшие максимум полтора года, по прогнозам Boston Consulting Group (которая входит в Большую Тройку консалтинговых фирм, основана в 1963 г., базируется в Бостоне), определенную поддержку мировой автомобильной промышленности будет оказывать отложенный спрос, его объем они оценивают приблизительно в 3.5 млн автомобилей. По истечении данного срока Boston Consulting Group предрекает снижение спроса. Однако в долгосрочной перспективе ожидается восстановление рынка снова, правда, со значительными трансформациями. По мнению Boston Consulting Group, тот опыт, который сегодня переживает мировая автомобильная промышленность, является отличным от всех предыдущих, которые когда-либо влияли на данную отрасль, и предрекает значительные трансформации нынешним автомобильным лидерам, а это означает и трансформации мирового автопрома в обозримом будущем. Что касается реакции Европы, то на фоне газового кризиса 2022 г. некоторые произво-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

дители уже заявили о наличии планов по переносу своих производств из Германии и стран Восточной Европы. Территории, на которые они сейчас делают ставку, - это государства Северной Европы, а также Испания и Португалия, т.е. те территории, где возможно оперативно подвести газ морем. В их приоритетных задачах также стоит решение таких проблем, как логистические сложности и нехватка полупроводников.

Если же обратиться непосредственно к российской автомобильной промышленности, то в новых условиях 2022 г. существует два варианта прогнозов: пессимистический и оптимистический.

Первый вариант - это просто остаться со своим российским автопромом, таким, какой он есть на сегодняшний день, с автопромом, который не оправдывает ожиданий спроса ни с технологической точки зрения, ни с какой-либо другой на данном этапе развития, особенно, если сравнивать с современной европейской, американской, азиатской автомобильной промышленностью. И есть серьезные опасения, что по итогам текущего года новых автомобилей на территории Российской Федерации могут продать даже меньше, чем в кризисные 1998 - 1999 гг.

Второй вариант - это замещение европейских и американских авто китайским автопромом, что в принципе и происходит сегодня (у китайских марок теперь больше всего дилеров на территории нашей страны (в общей сложности 811 дилеров) [1], тогда как до этого лидерами являлись европейские бренды), особенно учитывая, что у Китая нет проблем с дефицитом авто и даже с их компонентами, хотя у всего остального мира дан-

ная проблема существует. Многие модели китайского автопрома также не уступают по качеству европейским. Что касается корейских марок, то, по мнению генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, прогноз сейчас делать трудно, так как еще не сформированы планы на следующий год, «с точки зрения санкций им ничего не мешает поставлять автомобили в Россию, однако есть много других моментов, которые затрудняют ведение бизнеса здесь» [2]. И как вариант, можно теоретически представить, что в отсутствие конкуренции со стороны европейских и американских машин, в условиях нехватки полупроводников и других комплектующих, произойдет толчок в российском автопроме, и в нашей стране появятся и заводы по производству тех самых микрочипов, деталей, и конструкторские центры, и автомобильные заводы, а возможно, и новые бренды. «Так, вице-президент "Группы ГАЗ" Елена Матвеева, уверена, что у российского авто-прома сейчас только один путь — создание собственной компонентной базы. "Разве наша цель — это упрощенные автомобили или замещение импорта из Европы на импорт из Азии? Соскочили с одной иглы, чтобы тут же подсесть на другую? Или все же мы видим себя как страну с сильными технологическими компетенциями, с растущим производством, с автопромом, который удовлетворяет внутренний спрос и конкурентоспособен на мировых рынках?" — отмечает она» [3].

Что касается оптимистического варианта прогноза, то даже в условиях очень сильного санк-ционного давления Россия, действительно, имеет шанс построить автопром совершенно нового типа, отличного от сегодняшнего. Оживление автопрома позволило бы не зависеть от ситуаций, подобных нынешним. Правда, это требует экстремально быстрых и даже неожиданных и неординарных решений. И не последнюю роль в данном процессе играет государственная поддержка автомобильной отрасли. Со стороны государства необходимы новые усовершенствованные страте-

гии, которые содержали бы новые приоритеты, актуальные для развития автопрома в новых условиях, сложившихся под влиянием новых макроэкономических параметров, ситуации в мире, а также новой тенденции развития автомобильного рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иными словами, ничто сегодня не является панацеей для российского автопрома. Необходима совокупность, целый комплекс мер разного характера, при которых отечественный автопром смог бы самостоятельно преодолевать и финансовую несостоятельность, и нестабильность, как экономическую, так и политическую, т.е. санкции во всех их проявлениях, и самостоятельно развиваться.

Список литературы:

[1] Продажи китайских автомобилей оказались невыгодными для дилеров? [Электронный ресурс] /AUTOSTAT/ - Режим доступа: URL: https:// www.autostat.ru/news/53095/ (дата обращения: 11.11.2022).

[2] Чем дилеры заменят автомобили ушедших марок? [Электронный ресурс] /AUTOSTAT/ -Режим доступа: URL: https://www.autostat.ru/ editorial_column/52993/ (дата обращения: 03.11.2022).

[3] Автопром нового типа: какие пути есть у российской автомобильной промышленности [Электронный ресурс] /TASS/ - Режим доступа: URL: https://tass.ru/opinions/14900613/amp (дата обращения: 01.10.2022).

Spisok literatury:

[1] Prodazhi kitajskih avtomobilej okazalis' nevygodnymi dlya dilerov? [Elektronnyj resurs] / AUTOSTAT/ - Rezhim dostupa: URL: https://www. autostat.ru/news/53095/ (data obrashcheniya: 11.11.2022).

[2] Chem dilery zamenyat avtomobili ushedshih marok? [Elektronnyj resurs] /AUTOSTAT/ - Rezhim dostupa: URL: https://www.autostat.ru/editorial_col-umn/52993/ (data obrashcheniya: 03.11.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.