Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО АВТОПРОМА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ'

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО АВТОПРОМА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
автомобильная промышленность / экономика / Россия / мир / легковые автомобили / моторные транспортные средства / электроавтомобили / перепроизводство / динамика производства и продаж.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закревская Я.А.

Автомобильная промышленность – это своего рода лакмусовая бумажка, проявляющая любые изменения, происходящие в экономике. Любая кризисная ситуация заставляет автомобильную промышленность прибегать к быстрым своевременным трансформациям. А постоянная жесткая конкуренция способствует поддержанию динамичной трансформации и выведению как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий. В статье приведена динамика производства и продаж моторных транспортных средств, легковых автомобилей (включая электромобили) России, мира в целом и отдельных ведущих стран производителей, отображена динамика перепроизводства, рассмотрено влияние пандемии на автопром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО АВТОПРОМА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-168-174 ЗАКРЕВСКАЯ Яна Анатольевна,

2018-0076-9/21-174 научный сотрудник сектора

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-373 прогнозирования мировой экономики и политики,

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), е-таН: Yana888@list.ru

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО АВТОПРОМА

В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

Аннотация. Автомобильная промышленность - это своего рода лакмусовая бумажка, проявляющая любые изменения, происходящие в экономике. Любая кризисная ситуация заставляет автомобильную промышленность прибегать к быстрым своевременным трансформациям. А постоянная жесткая конкуренция способствует поддержанию динамичной трансформации и выведению как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий. В статье приведена динамика производства и продаж моторных транспортных средств, легковых автомобилей (включая электромобили) России, мира в целом и отдельных ведущих стран производителей, отображена динамика перепроизводства, рассмотрено влияние пандемии на автопром.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, экономика, Россия, мир, легковые автомобили, моторные транспортные средства, электроавтомобили, перепроизводство, динамика производства и продаж.

ZAKREVSKAYA Yana Anatolievna,

Research Fello World Economy and Policy Forecasting Sector, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences (IMEMO)

THE STATE OF THE RUSSIAN AND WORLD AUTO INDUSTRY

IN NEW REALITIES

Annotation. The automotive industry is a kind of litmus paper, manifesting any changes taking place in the economy. Any crisis situation forces the automotive industry to resort to rapid and timely transformations. And constant fierce competition contributes to maintaining a dynamic transformation and the development of both short-term and long-term strategies. The article presents the dynamics of production and sales of motor vehicles, cars (including electrically-chargeable cars) in Russia, the world and leading producer countries. It reflects the dynamics of overproduction, and considers the impact of the pandemic on the automotive industry.

Key words: automotive industry, economy, Russia, world, cars/passenger cars, motor vehicles, electrically-chargeable cars, overproduction, production and sales dynamics.

Автомобильная промышленность по праву отнесена к числу отраслей материального производства, являясь совершенно особенной отраслью, которая обладает спецификой процесса производства продукции, техники, технологий, а также организации и управления. Причем в экономических интересах любой страны опережение в развитии автопрома по сравнению с основным производством есть необходимое условие высокой эффективности всего общественного производства, что неоднократно было доказано исследованиями отечественных и зарубежных ученых, специализирую-

щихся на проблемах производственной и социальной инфраструктуры.

Отличительной чертой автопрома является ярко выраженная ориентация на потребителя, поэтому важную роль в развитии этой отрасли играет наличие рынков сбыта. Так, крупные компании пытаются налаживать свои производства в непосредственной близости к потребителю, чтобы сократить расходы на транспортировку и таможенные пошлины. Но потенциал рынка определяется не только численностью населения, а также уровнем его дохода, готовностью купить «новый автомобиль».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Уровень производственных затрат и активное участие государства в развитии данной отрасли играют немаловажную роль для автомобильной промышленности. Не стоит также забывать о кризисах, от которых фактически напрямую зависит состояние автопрома. Любая кризисная ситуация заставляет автомобильную промышленность прибегать к быстрым своевременным трансформациям. А постоянная жесткая конкуренция способствует поддержанию динамичной трансформации и выведению стратегий.

Автомобильная промышленность - это своего рода лакмусовая бумажка, проявляющая любые изменения, происходящие в мировой экономике.

В мировом рейтинге по суммарному объему производства транспортных средств Россия с 13-го места [1] в 2019 г. поднялась на 10-е место

[2] в 2020 г., опережая Таиланд (11-е место), Канаду (12-е место), Францию (13-е место), Турцию (14-е место) и уступая Бразилии (9-е место), Испании (8-е место), Мексике (7-е место), Индии (6-е место), Южной Корее (5-е место), Германии (4-е место), Японии (3-е место), США (2-е место) и Китаю (1-е место). Впервые с 1999 г., по данным Международной организации производителей автомобилей (01СА), Россия вошла в первую десятку данного рейтинга, хоть и является ее замыкающей. Таким образом, в 2020 г. с конвейеров нашей страны сошли 1.4 млн моторных транспортных средств, в т.ч. 1.3 млн легковых транспортных средств, что составляет 1.8% и 2.3% от общемирового объема соответственно. Несмотря на то что в рейтинге 2020 г. Россия заняла более прочные позиции, ее абсолютные показатели значительно уменьшились (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства моторных транспортных средств в России за период 2000-2020 гг., млн ед. [3]

При рассмотрении рейтинга стран по объему производства автомобилей за период 2000 -2020 гг. можно выявить ряд существенных изменений (табл. 1). Так, Китай продемонстрировал колоссальный прирост производства. В 2000 г. эта страна занимала лишь 8-е место данного рейтинга с объемом производства в 2.07 млн автомобилей, в 2020 г. данный показатель вырос до 25.23 млн автомобилей, что в 12 раз превосходит показатель 2000 г. Начиная с 2009 г. Китай занял свои лидирующие позиции (1-е место рейтинга), оттеснив исторических гигантов (США, Японию, Германию), и продолжает удерживать их до сих пор. В Индии отмечается четырехкратное увеличение показателей (с 0.8 до 3.39 млн автомобилей в

год). Южная Корея в 2020 г. занимает 5-е место, как и в 2000 г., с приростом в 13%. Особого внимания так же заслуживают страны Латинской Америки - Мексика и Бразилия, где отмечается прирост в 64% и 20% соответственно. Из стран Европы только Германия удерживает свои лидирующие позиции, несмотря на спад в 32% к 2020 г. Испания при незначительном снижении объема производства переместилась с 6-го на 8-е место. Великобритания, которая замыкала первую десятку в 2000 г., к 2020 г. полностью утратила свои позиции крупного мирового автопроизводителя, переместившись на 16-е место. Франция, занимавшая 4-е место в 2000 г., теперь находится на 13-м месте. С 2018 г. данный рейтинг покинула

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Австралия. На территории данной страны полно- нее, чем их производить. В 2017 г. австралийский стью прекращен выпуск автомобилей, поскольку объем производства был равен 0.1 млн автомоби-импортировать автомобили в страну стала выгод- лей в год.

Таблица 1

Крупнейшие страны по суммарному объему производства автомобилей в 2020 г.

№ в рейтинге 2020 года Страна Кол-во произведенных автомобилей в 2020 г., млн ед. № в рейтинге 2000 года Кол-во произведенных автомобилей в 2000 г., млн ед. Прирост в 2020 г. к 2000 г., %

1 Китай 25.23 8 2.07 1119

2 США 8.82 1 12.80 -31

3 Япония 8.07 2 10.14 -20

4 Германия 3.74 3 5.53 -32

5 Южная Корея 3.51 5 3.11 13

6 Индия 3.39 15 0.80 324

7 Мексика 3.18 9 1.94 64

8 Испания 2.27 6 3.03 -25

9 Бразилия 2.01 12 1.68 20

10 Россия 1.44 13 1.21 19

ВСЕГО 61.65 42.31 46

Источник: Данные международной организации производителей автомобилей [4], расчеты автора.

По итогам 2020 г. мировой объем производ- на первую десятку - 79%. Что касается России, то

ства моторных транспортных средств составил ее доля в общем мировом автопроме равна 1.8%

77.62 млн единиц (рис. 2). Причем на первую в 2020 г. и 2.1% в 2000 г. пятерку стран приходится 64% всей продукции, а

Рис. 2. Динамика производства моторных транспортных средств в мире за период 2000 - 2020 гг., млн ед. [5]

120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

ФФФФФФФФФФтНтЧтЧтЧтЧтЧтНгНгНтЧ^ ффффффффффффффффффффф

Объем производства автомобильной промышленности, млн. ед, ■ Объем производства легковых автомобилей, млн. ед.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Для современного мирового автопрома изменилась и в 2020 г. На протяжении уже многих

свойственна проблема перепроизводства (рис. 3). лет ежегодные объемы производства опережают

Особенно ярко эта ситуация заметна на примере объемы продаж приблизительно на 2 млн единиц. легкового автомобилестроения. Ситуация не

Рис. 3. Динамика мирового производства и объем продаж легковых автомобилей

за период 2005 - 2020 гг. [6]

80,0 70,0 60,0

ьТБТЬТъ

50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

ГП1П1

& & $ -Л ЛУ3 Л

Л- о л > л Л л л л

Л?* rfy jy rfy jy ЛУ

Объем производства, млн. штук ■ Объем продаж, млн. штук

Что касается России (рис. 4), то до 2014 г. включительно ежегодные объемы продаж были значительно выше ежегодных объемов производства. С 2015 по 2020 г. данная разница стала фактически незаметной (с незначительным опереже-

нием объема потребления). Как и прежде, главная причина данного явления на территории нашей страны - постоянное ослабевание национальной валюты, что непосредственно сказывается на платежеспособности населения.

Рис. 4. Динамика российского производства и объем продаж легковых автомобилей

за период 2005 - 2020 гг. [7]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

На примере ведущих мировых автопроизводителей (Китая, США, Японии и Германии), а также России, которая вошла в первую десятку по производству моторных транспортных средств в 2020 г., рассмотрим и сравним их ежегодную динамику объема продаж легковыми транспортными средствами (рис. 5). Глядя на итоги 2020 г., ни одна из этих стран не дала прирост данного показателя. Максимальное падение показали США со спадом в 27.9% к 2019 г., следом за ними Гер-

мания (-19.1%), Япония (-11.4%), далее Россия (-8.5%) и Китай (-5.9%). На рисунке видно, что Китай занимает первое место по объемам продаж легковых транспортных средств в мире, переняв это первенство у США еще в 2008 г. В целом, с 2015 г. Япония, Германия и Россия показывают достаточно стабильную динамику объема продаж. Средний показатель данных стран за последние пять лет (2015 - 2020 гг.) таков: у Японии - 4.2 млн ед., Германии - 3.3 млн ед., России - 1.4 млн ед.

Рис. 5. Объем продаж легковых автомобилей на крупнейших рынках мира и в России

за период 2005 - 2020 гг., млн ед. [8]

2005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020 -Китай -США -Япония -Германия -Россия

Говоря о состоянии современного мирового автопрома и отдельных стран производителей, необходимо отметить, что, несмотря на пандемию последних лет, связанную с COVID-19, спрос на автомобили восстанавливается быстрее, чем ожидалось. На данный момент основной проблемой для мировой автомобильной промышленности является серьезная нехватка полупроводников, которые, как правило, используются в подушках безопасности, парковочных датчиках, пнев-моподвесках и т.д. Ситуация эта осложняется не только тем, что производители микрочипов перегружены заказами и свои предпочтения отдают другим отраслям. Но и также перебоем в поставке микрочипов, который был связан с зимними штормами в штате Техас, где находятся некоторые предприятия по производству микросхем, а также из-за пожара на японском заводе Renesas Electronics, который обеспечивает значительную часть мировой поставки микросхем. Учитывая такие перебои, многие автоконцерны, такие как Volkswagen, Hyundai, BMW, Suzuki, Toyota, Honda и др., в разное время (зима - весна 2021 г.) были вынуждены приостанавливать, или сокращать поставки автомобилей. Конечно, речь не шла о тотальном дефиците, даже учитывая такие пере-

бои с поставками, но отсутствие определенных цветов, более привлекательных комплектаций, опций и нехватка новых автомобилей в целом, не только импортируемых, но и локальной сборки, имели место быть. И это касалось не только массового, но и премиального сегмента. Причем необходимо отметить, что премиальный сегмент страдает в данной ситуации больше всего, т.к. более дорогие, премиальные автомобили требуют более современных и быстрых чипов, чье производство было налажено не более пяти лет назад. К тому же немецкие концерны работают в основном по принципу «just in time», что означает подачу деталей к моменту подхода конкретного кузова к сборке. Поэтому запас микросхем, в силу затрат, логистических нюансов, а также большого числа опций, не столь велик. Что же касается данной ситуации в массовом производстве, то их запасы микрочипов оказались больше, т.к., производя более простые по комплектации машины, гораздо легче планировать необходимый объем деталей и микросхем. Тем временем дефицит микрочипов был не единственной проблемой, также дилеры столкнулись с нехваткой запчастей. Основной прогноз, связанный с окончанием дефицита электроники, был ориентирован на конец

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

лета 2021 г. Однако уже в середине августа, когда Volvo приостановил свое производство на неделю, а Nissan - вплоть до сентября на американских предприятиях, стало понятно, что дефицит микросхем не так скоро сдаст свои позиции. Так, сингапурская компания Flex, один из лидеров по производству микросхем, заявила, что эта нехватка продлится не меньше года, и это в лучшем случаем. Ситуация в начале осени показала, что конкурировать автомобильной промышленности за микрочипы приходится с крупными технологическими корпорациями вроде Apple, что совершенно невыгодно первым, т.к. последние в состоянии заплатить гораздо больше за необходимые им полупроводники. По мнению многих аналитиков, ситуация с поставками микрочипов мало-помалу начинает все-таки налаживаться, но пандемия все равно вносит свои коррективы, постоянно возникающие новые штаммы коронавирусной инфекции (в данном случае «дельта») не дают предприятиям, производящим микрочипы, работать в полную силу.

Между тем, экономический спад, который был вызван пандемией COVID-19, практически не отразился на рынке электромобилей. Французское аналитическое агентство INOVEV подвело итоги (за первые четыре месяца 2021 г.) мировых продаж легковых электроавтомобилей, заряжаемых от электросети. К ним отнесли BEV - чисто батарейные электромобили и PHEV - автомобили плагин-гибриды (гибриды с подзарядкой от внешней сети). Данный показатель превысил аналогич-

ный показатель 2020 г. в 2.7 раза. Максимальные абсолютные значения принадлежат Китаю и Европе. Доля продаж электрокаров в общей доли продаж легковых автомобилей Европы составляет 15%, в то время как аналогичный показатель Китая не превышает и 10%, в США - не более 5%. В целом, по миру данный показатель является ничтожно маленьким (приблизительно 7.5%). Его невысокое значение определяется в первую очередь тем, что для многих регионов электрические и гибридные транспортные средства по-прежнему недоступны. По брендам безусловным мировым лидером продаж является Tesla, по маркам за отчетный период лидирует Tesla Model 3.

По данным Европейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности (ACEA), рынок электромобилей Европейского Союза (ЕС) в третьем квартале 2021 г. значительно укрепил свои позиции (рис. 6). Впервые спрос на гибридные электромобили без внешней подзарядки (HEV) превысил спрос на дизельные. Так, рыночная доля продаж чисто батарейных электромобилей (BEV) в третьем квартале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом в 2020 г. выросла на 56.7%, составив 212 582 единицы [9]. А продажи автомобилей плагин-гибридов (PHEV) за аналогичный период увеличились на 42.6% (197 300 единиц) [10]. Спрос на гибридные электромобили без внешней подзарядки (HEV) за этот период показал увеличение на 31.5% (449 506 единиц) [11].

Рис. 6. Динамика продаж новых легковых автомобилей в ЕС по видам топлива, % [12]

Сегодня большинство стран заявляют о необходимости ускорить электрификацию автомобилей. Так, Великобритания изменила сроки запрета продаж бензиновых и дизельных машин. Ранее власти намеревались ввести этот запрет в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

действие с 2040 г. В настоящее время дата перенесена на 2030 г. и 2035 г. (для подзаряжаемых гибридов). Аналогичные сроки называет и Япония. Еще раньше ограничительные меры для двигателей внутреннего сгорания собираются ввести

страны Евросоюза, здесь речь идет о введении экостандарта «Euro-7» в 2025 г. Текущий вариант документа, просочившийся в немецкие СМИ, заставил автопроизводителей всерьез обеспокоиться перечисленными в нем требованиями. Ведь если новые критерии будут приняты, то дальнейшее существование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, особенно дизельных, станет фактически невозможным.

Видимо, переход к электроавтомобилям неизбежен. Однако ставка на столь быстрый переход не соответствует техническому развитию и оснащенности инфраструктуры на данном этапе.

Список литературы:

[1] https://www.oica.net/category/production-statistics/2019-statistics/ (дата обращения: 1.09.2021).

[2] https://www.oica.net/category/production-statistics/2020-statistics/ (дата обращения: 1.09.2021).

[3] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. http:// www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.09.2021).

[4] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. http:// www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.09.2021).

[5] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. http:// www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.09.2021).

[6] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. http:// www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.09.2021).

[7] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. http:// www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.09.2021).

[8] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. https:// www.oica.net/wp-content/uploads/Passenger-Cars_ Sales-2020.pdf (дата обращения: 1.09.2021).

[9] https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (дата обращения: 25.10.2021).

[10] https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (дата обращения: 25.10.2021).

[11 ] https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (дата обращения: 25.10.2021).

[12] Составлено по данным Европейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности. https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (дата обращения: 25.10.2021).

Spisok literatury:

[1] https://www.oica.net/category/production-statistics/2019-statistics/ (data obrashcheniya: 1.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] https://www.oica.net/category/produc-tion-statistics/2020-statistics/ (data obrashcheniya: 1.09.2021).

[3] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.09.2021).

[4] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.09.2021).

[5] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.09.2021).

[6] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.09.2021).

[7] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.09.2021).

[8] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. https://www. oica.net/wp-content/uploads/Passenger-Cars_Sales-2020.pdf (data obrashcheniya: 1.09.2021).

[9] https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (data obrashcheniya: 25.10.2021).

[10] https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-pet-rol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (data obrashcheniya: 25.10.2021).

[11 ] https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-pet-rol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (data obrashcheniya: 25.10.2021).

[12] Sostavleno po dannym Evropejskoj associ-acii predpriyatij avtomobil'noj promyshlennosti. https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-9-8-hybrid-20-7-and-petrol-39-5-market-share-in-q3-2021/ (data obrashcheniya: 25.10.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.