DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10734 ЗАКРЕВСКАЯ Яна Анатольевна,
научный сотрудник сектора прогнозирования мировой экономики и политики, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) е-mail: [email protected]
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Автомобильная промышленность России играет важную роль в экономике нашей страны, являясь одним из ключевых секторов, обладающим мощным мультипликативным эффектом, а также стимулирует развитие ряда других отраслей. Несмотря на это, новейшая история отечественного автопрома постоянно сталкивается с чередой кризисов и системных проблем, которые, в свою очередь, являются катализаторами переоснащения действующих предприятий, создания новых конкурентоспособных модельных рядов. Российский автопром на современном этапе находится в условиях жесткой конкуренции, и от того, какие условия будут созданы, какая стратегия развития будет выбрана, зависит будущий облик данной отрасли в долгосрочной перспективе. В статье приведена динамика производства и продаж моторных транспортных средств, легковых автомобилей России и мира, отображена динамика доли перепроизводства, рассмотрены факторы, положительно влияющие на покупательское настроение, и отмечены возможные факторы, способные затормозить развитие отечественного авторынка.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, экономика, Россия, легковые автомобили, моторные транспортные средства, перепроизводство, динамика производства и продаж, конкуренция.
ZAKREVSKAYA Yana Anatolievna,
Research Fellow, World Economy and Policy Forecasting Sector, E.M. Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences (IMEMO)
RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY AT THE PRESENT STAGE
Annotation. The Russian automotive industry plays an important role in the economy of our country, being one of the key sectors with a powerful multiplier effect, and also stimulates the development of a number of other industries. Despite this, the recent history of the domestic automotive industry is constantly facing a number of crises and systemic problems, which, in turn, are catalysts for the re-equipment of existing enterprises and the creation of new competitive model series. The automotive industry of our country at the present stage is in conditions of fierce competition, and the future appearance of this industry in the long term depends on what conditions will be created, what development strategy will be chosen. The article presents the dynamics of production and sales of motor vehicles, cars of Russia and the world, reflects the dynamics of the share of overproduction, considers factors that positively affect the buying mood, and noted possible factors that can slow down the development of the domestic car market.
Key words: automotive industry, economy, Russia, cars/passenger cars, motor vehicles, overproduction, production and sales dynamics, competition.
Автомобильная промышленность России является одной из ведущих отраслей отечественной промышленности,
- ее предприятия обеспечивают около 1 млн рабочих мест, а благодаря мультипликативному эффекту приблизительно 4.5 млн человек заняты
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
в смежных отраслях экономики страны: электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и т.д. Несмотря на это, новейшая история автопрома России постоянно сталкивается с рядом кризисов (кризис 2008 - 2009 гг., кризис 2014 - 2015 гг., кризис 2020 г.) и системных проблем, препятствующих развитию предприятий автомобильной промышленности (слабый продуктовый набор, низкое качество комплектующих российских поставщиков, отсутствие политики стимулирования НИОКР, несовершенство нормативного и правового регулирования и пр.).
На современном этапе в развитии отечественного автопрома государство играет важную роль. И речь идет не только об экстренной поддержке данной отрасли в кризисные годы, но и о долгосрочной перспективе, для которой разрабатываются стратегии развития данной отрасли («Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2020 года» и «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года» [1]). Однако, несмотря на вмешательство государства [2] и поступление иностранных инвестиций, уро-
вень конкурентоспособности автомобильной промышленности России остается низким. В первую очередь, данная проблема объясняется технологическим отставанием российских компаний от мировых концернов, что связано с недостаточным финансированием НИОКР в этой сфере.
В мировом рейтинге по суммарному объему производства Россия с 11-го места [3] в 2018 г. опустилась на 13-е место [4] в 2019 г., опережая Турцию и уступая Канаде. Таким образом, в 2019 г. с конвейеров страны сошли 1.7 млн моторных транспортных средств, в т.ч. 1.5 млн легковых транспортных средств, что составляет 1.9% и 2.3% от общемирового объема соответственно.
Для современного мирового автопрома свойственна проблема перепроизводства. Особенно ярко она проявляется в легковом автомобилестроении, где ежегодно объём производства опережает объем продаж на 2-3 млн ед. (рис. 1). Главными причинами такого явления можно назвать невысокий спрос в развитых странах и переоцененный спрос на формирующихся рынках.
Рис. 1. Динамика мирового производства и объем продаж легковых автомобилей
за период 2005 - 2019 гг. [5]
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Если мы обратимся к рис. 2, где отображена динамика доли перепроизводства (отношение разницы объема производства и продаж к объему производства), то увидим, что за период 2005 -2019 гг. она колеблется в среднем в районе 3-4%, достигая своего максимума в 2008 г. - 5.4%. И лишь в 2009 г. данный показатель составил -3.9%, когда объем продаж превысил показатель объема производства на 1.9 млн ед. В 2018 и в 2019 гг. данный показатель составил 2.6% и 4.2% соответственно. Проблема перепроизводства может
решаться благодаря такому явлению, как «сборка под заказ», однако, учитывая средние сроки изготовления, заявленные автопроизводителями (более 40 дней, в некоторых случаях 6 месяцев), выход из сложившейся ситуации на данном этапе невозможен.
Отметим, что в региональном срезе проблема перепроизводства свойственна государствам Европы и Азии, в то время как для стран Африки, Южной Америки, Австралии и СНГ характерна другая картина.
Рис. 2. Динамика доли перепроизводства от общего объема производства легковых автомобилей
в мире за период 2005 - 2019 гг. [6]
Так, до 2014 г. включительно общий объем производства моторных транспортных средств в России, как и легковых транспортных средств, был значительно меньше соответствующего объема продаж. Разница компенсировалась импортом зарубежных автомобилей. Начиная с 2015 г., показатели объема производства и продаж транспортных средств фактически сравнялись (с незначительным опережением объема потребления), данная ситуация продолжается и по сей день (рис. 3, 4). Причиной произошедшего стало ослабление национальной валюты, что напрямую отразилось на платежеспособности населения.
На рис. 3 и 4 четко прослеживаются два кризиса.
Первый кризис пришелся на конец 20082009 г. и совпал с мировым кризом. Российская автомобильная промышленность в этот период оказалась одной из наиболее пострадавших отраслей экономики. Так, производство легковых автомобилей в 2009 г. сократилось на 59.2% и составило 0.6 млн ед. В 2008 г. данный показатель был равен 1.5 млн ед. с приростом в 14% по сравнению с 2007 г. Общий объем продаж новых легковых автомобилей в 2009 г. упал на 49.4% и составил 1.5 млн ед. против 2.9 млн ед. в 2008 г.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Рис. 3. Динамика производства и продаж новых моторных транспортных средств в России
за период 2005 - 2019 гг. [7]
3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 -+
1111 Р1 111111111
2005 2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 ■ Объем производства, .млн. штук ■ Объем продаж, млн. штук
Рис. 4. Динамика производства и продаж новых легковых автомобилей в России
за период 2005 - 2019 гг. [8]
В период мирового финансового кризиса Правительству РФ пришлось предпринимать целый ряд мер для поддержки данной отрасли. Это и обеспечение финансовой устойчивости национальных автопроизводителей, поддержка кредитования физических лиц, государственная закупка автомобильной техники. Все предпринятые меры оказались ненапрасными, и уже в 2010 г. объем производства легковых автомобилей составил 1.2 млн ед. с приростом в 101.6%.
Второй кризис автомобильной отрасли страны произошел в 2014 - 2015 гг. и длился по
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
2016 г. включительно. Изначально данный кризис был вызван государственными санкциями, внешнеполитическим давлением и носил локальный характер, не зависящий от поведения мирового авторынка (рис. 1, 3, 4). Результатом этого стало падение покупательной способности населения и снижение инвестиционной активности, что напрямую вызвало падение внутреннего спроса. Основная тенденция, наблюдавшаяся со стороны покупателей в период кризиса - это обращение к вторичному рынку автомобилей, что и позволило отечественному автопрому удерживаться «на
плаву». Именно в этот период произошел уход ряда иностранных автопроизводителей из Российской Федерации, начался процесс концентрации автомобильного рынка, что привело к созданию лидерской группы автопроизводителей, в которую вошли те, кто сделал ставку на локальное производство, а не на импорт. Иными словами, данный кризис стал толчком для начала процесса серьезной трансформации авторынка России и формирования его новой модели.
Для поддержания отрасли государство начало финансирование сразу нескольких программ по поддержке автомобильного рынка. В 2014 г. было принято решение о возобновлении программы утилизации [9], в 2015 г. сделали ставку на trade-in, что позволяло обменять свой старый автомобиль на новый с доплатой разницы в стоимости. Государство также сделало ставку на программу льготного автокредитования, льготного лизинга [10] и на программу промышленных субсидий [11].
В 2017 г. прирост продаж новых легковых автомобилей составил 16.9% к предыдущему году, в абсолютном выражении данный показатель составил 1.4 млн ед. против 1.2 млн ед. в 2016 г. Данная ситуация стимулировала и увеличение объема производства легковых автомоби-
лей. Так, в 2017 г. данный показатель составил 1.3 млн ед., что на 19.8% больше предыдущего года. В 2018 г. прослеживалась тенденция укрепления рынка, с приростом в 16% (производство легкового автотранспорта) и 10.9% (продажи нового легкового автотранспорта).
Факторы, положительно повлиявшие на покупательское настроение в 2017 - 2018 гг.:
• накопление отложенного спроса - наверное, это самый сильный психологический мотиватор, который стал катализатором для роста российского автомобильного рынка;
• цикл смены автомобиля (3-5 лет);
• стабилизация валютного курса и уровня цен;
• государственная поддержка отечественного авторынка;
• доступность кредитных средств;
• скидочные программы дилеров и автопроизводителей.
По итогам 2019 г. объем производства легкового автотранспорта в стране составил 1.5 млн ед., характеризуясь падением в 2.6% к 2018 г. Продажа новых легковых автомобилей сократилась до 2.4%. На рис. 5 приведен график объема продаж легковых транспортных средств на крупнейших рынках мира и в России.
Рис. 5. Объем продаж легковых автомобилей на крупнейших рынках мира и в России
за период 2005 - 2019 гг., млн ед. [12]
На рис. 5 видно, что бесспорным мировым лидером по продаже легковых транспортных средств с 2008 г. является Китай, перенявший первенство у США. Третью строчку занимает Япония,
чьи продажи колеблются в среднем в районе 4.3 млн ед. на протяжении всего рассматриваемого периода. Продажи Германии в среднем составляют 3.3 млн ед., России - 2.0 млн ед.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
На рис. 6 и 7 представлены динамика продаж легковых автомобилей и темпы прироста ВВП в России и в мире соответственно. На рис. 7 осо-
бенно наглядно прослеживается прямая зависимость продаж от изменения темпов прироста ВВП.
Рис. 6. Динамика продаж легковых транспортных средств, млн ед., и темпов прироста ВВП,
%, в России [13]
Рис. 7. Динамика продаж легковых транспортных средств, млн ед., и темпов прироста ВВП,
%, в мире [14]
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Возможные факторы, которые смогут затормозить развитие отечественного авторынка в послекризисный период:
• снижение покупательной способности населения;
• нестабильность, как экономическая, так и политическая;
• государственные санкции;
• рост цен на новые автомобили;
• рост цен на подержанные автомобили (как альтернатива новым авто).
Два последних фактора напрямую вызваны недавним продолжительным кризисом и обусловлены банальным желанием автопроизводителей заработать и компенсировать понесенные убытки.
Отметим, что, начиная с 2019 г., в условиях кризиса, произошла трансформация поведения потребителя, обусловленная отказом от покупки новых и подержанных авто в пользу таких услуг, как каршеринг, такси, а если говорить о крупных мегаполисах, то это - автомобили по подписке (длительная аренда) и райдшеринг (совместное использование личного автомобиля). То есть совершенно очевидно, что автомобиль из категории собственности переходит в категорию услуги. А само автомобилестроение превращается в «мировое», группируемое на территориях отдельных стран.
К сожалению, первая половина 2020 г. охарактеризовалась трудными временами не только для отечественного автомобилестроения и мирового автопрома, но и мировой экономики в целом. Ситуация, связанная с COVID-19, в одночасье буквально обрушила весь автопром. Из нового прогноза, данного специалистами Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), стало ясно, что экономическое падение будет не только во второй половине 2020 г., но и продолжится в 2021 г. [15], а это значит, что для автомобильной промышленности настали не самые легкие времена. На автомобильном рынке России вряд ли остались игроки, которые с оптимизмом смотрят в будущее: ожидаемый рост цен на автомобили из-за решения об очередной индексации утильсбора, недостаточный спрос, который необходимо постоянно поддерживать госсубсидиями. Можно сказать, что российский автопром, находясь в трудном положении, сейчас стоит на развилке, и от решений, принимаемых сегодня, зависит будущий облик отечественной автомобильной промышленности в долгосрочной перспективе. Речь идет не только о последствиях кризиса (на фоне ограничений из-за коронавируса), который является самым крупным в истории современного автопрома, по данным АЕБ. Основная проблема, предопределяющая дальнейшее развитие, состоит в том, что современная автомобильная промышленность
России в том виде, в котором она существует сегодня, с тем качеством производства и уровнем обслуживания, с постепенным сближением цен на европейские аналоги, находясь под грузом таких проблем, развивается крайне медленно, показывая низкую конкурентоспособность. Интегрирование в мировой автопром с его глобальной конкуренцией может способствовать развитию данной отрасли.
Список литературы:
[1] URL: http://static.government.ru/media/files/ EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf (дата обращения: 1.08.2020).
[2] URL: http://government.ru/orders/selec-tion/401/ (дата обращения: 1.08.2020).
[3] URL: http://www.oica.net/category/produc-tion-statistics/2018-statistics/ (дата обращения: 1.08.2020).
[4] URL: http://www.oica.net/category/produc-tion-statistics/2019-statistics/ (дата обращения: 1.08.2020).
[5] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. URL: http://www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.08.2020).
[6] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. URL: http://www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.08.2020).
[7] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. URL: http://www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.08.2020).
[8] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. URL: http://www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 1.08.2020).
[9] URL: http://government.ru/dep_news/14583/ (дата обращения: 10.08.2020).
[10] URL: http://static.government.ru/media/ files/zrH59ckEbhuS9L4EeGKjqwh6ahXBDPtq.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
[11] URL: http://static.government.ru/media/ filesM1d4b65b1e15fd37a148.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
[12] Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. URL: http://www.oica.net/wp-content/uploads/pc_ sales_2019.pdf (дата обращения: 1.08.2020).
[13] URL: Составлено по данным Европейской ассоциации автопроизводителей https://www. acea.be/publications/article/acea-pocket-guide (дата обращения: 19.07.2020).
[14] Составлено по данным Европейской ассоциации автопроизводителей. URL: https://
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
www.acea.be/publications/article/acea-pocket-guide (дата обращения: 19.07.2020).
[15] URL: https://aebrus.ru/upload/iblock/eef/ COVID_19-consequences-ENG-post-release.pdf (дата обращения: 3.09.2020).
Spisok literatury:
[1] URL: http://static.government.ru/media/files/ EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[2] URL: http://government.ru/orders/selec-tion/401/ (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[3] URL: http://www.oica.net/category/produc-tion-statistics/2018-statistics/ (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[4] URL: http://www.oica.net/category/produc-tion-statistics/2019-statistics/ (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[5] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[6] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[7] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www.
oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[8] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej. http://www. oica.net/production-statistics/ (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[9] URL: http://government.ru/dep_news/14583/ (data obrashcheniya: 10.08.2020).
[10] URL: http://static.government.ru/media/ files/zrH59ckEbhuS9L4EeGKjqwh6ahXBDPtq.pdf (data obrashcheniya: 10.08.2020).
[11] URL: http://static.government.ru/media/ filesM1d4b65b1e15fd37a148.pdf (data obrashcheniya: 10.08.2020).
[12] Sostavleno po dannym Mezhdunarodnoj organizacii proizvoditelej avtomobilej http://www.oica. net/wp-content/uploads/pc_sales_2019.pdf (data obrashcheniya: 1.08.2020).
[13] URL: Sostavleno po dannym Evropejskoj associacii avtoproizvoditelej https://www.acea.be/ publications/article/acea-pocket-guide (data obrash-cheniya: 19.07.2020).
[14] Sostavleno po dannym Evropejskoj associ-acii avtoproizvoditelej https://www.acea.be/publica-tions/article/acea-pocket-guide (data obrashcheniya: 19.07.2020).
[15] URL: https://aebrus.ru/upload/iblock/eef/ COVID_19-consequences-ENG-post-release.pdf (data obrashcheniya: 3.09.2020).
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020