Научная статья на тему 'МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ПЕРИОД АДАПТАЦИИ'

МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ПЕРИОД АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
автомобильная промышленность / Россия / мир / США / Европа / Китай / легковые автомобили / моторные транспортные средства / электроавтомобили / перепроизводство / динамика производства и продаж / экономика / адаптация / параллельный импорт / automotive industry / Russia / world / USA / Europe / China / cars / passenger cars / motor vehicles / electrically-chargeable cars / overproduction / production and sales dynamics / economy / adaptation / parallel import.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закревская Яна Анатольевна

Пребывая постоянно в состоянии динамичной трансформации, мировая и российская автомобильная промышленность находятся под влиянием совершенно различных факторов. Таким образом, современному автопрому приходится непрерывно адаптироваться не только к экономическим, но и к политическим реалиям. Сложная геополитическая обстановка в мире, санкции, введенные иностранными государствами, оказали сильное влияние на состояние российской автомобильной промышленности и экономики в целом. Показатели 2022 года стали абсолютным отрицательным рекордом за всю историю отечественного автопрома. Новые условия способствовали появлению и внедрению давно забытых процессов, принцип параллельного импорта, являясь вынужденной мерой для минимизации дефицита, снова официально действует на территории Российской Федерации. У данного явления есть множество проблем и подводных камней, поэтому правительство не скрывает, что это решение временное. Кооперация с Китаем, как форма адаптации, является допустимым, хотя и рискованным вариантом развития российской автомобильной промышленности, так как при таком сотрудничестве Россия рискует попасть в полную зависимость от азиатского государства. На сегодняшний день любая адаптация и трансформация российского автопрома должны сводиться к избежанию попыток достичь невозможного. В статье приведена динамика производства и продаж моторных транспортных средств, легковых автомобилей России, мира в целом и отдельных ведущих стран производителей, отображена динамика перепроизводства, динамика продаж электромобилей в ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOBAL AND RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY: THE PERIOD OF ADAPTATION

Constantly in a state of dynamic transformation, the global and Russian automotive industries are influenced by completely different factors. So the modern auto industry has to continuously adapt not only to economic, but also to political realities. The difficult geopolitical situation in the world, sanctions imposed by foreign states, had a strong impact on the state of the Russian automotive industry and the economy as a whole. The indicators of 2022 became an absolute negative record in the entire history of the Russian automotive industry. The new conditions contributed to the emergence and introduction of long-forgotten processes the principle of parallel imports, being a necessary measure to minimize the deficit, again officially operates on the territory of the Russian Federation. This phenomenon has many problems and pitfalls, so the government does not hide, that this solution is temporary. Cooperation with China, as a form of adaptation, is a permissible, albeit risky, option for the development of the Russian automotive industry, since with such cooperation Russia risks becoming fully dependent on the Asian state. Today, any adaptation and transformation of the Russian auto industry should be reduced to avoiding attempts to achieve the impossible. The article presents the dynamics of production and sales of motor vehicles, passenger cars in Russia, the world as whole and certain leading countries of manufacturers, displays the dynamics of overproduction, the dynamics of sales of electric vehicles in the EU.

Текст научной работы на тему «МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

ЗАКРЕВСКАЯ Яна Анатольевна,

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), научный сотрудник сектора прогнозирования мировой экономики и политики,

e-mail: Yana888@list.ru

МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Аннотация. Пребывая постоянно в состоянии динамичной трансформации, мировая и российская автомобильная промышленность находятся под влиянием совершенно различных факторов. Таким образом, современному автопрому приходится непрерывно адаптироваться не только к экономическим, но и к политическим реалиям. Сложная геополитическая обстановка в мире, санкции, введенные иностранными государствами, оказали сильное влияние на состояние российской автомобильной промышленности и экономики в целом. Показатели 2022 года стали абсолютным отрицательным рекордом за всю историю отечественного автопрома. Новые условия способствовали появлению и внедрению давно забытых процессов, - принцип параллельного импорта, являясь вынужденной мерой для минимизации дефицита, снова официально действует на территории Российской Федерации. У данного явления есть множество проблем и подводных камней, поэтому правительство не скрывает, что это решение временное. Кооперация с Китаем, как форма адаптации, является допустимым, хотя и рискованным вариантом развития российской автомобильной промышленности, так как при таком сотрудничестве Россия рискует попасть в полную зависимость от азиатского государства. На сегодняшний день любая адаптация и трансформация российского автопрома должны сводиться к избежанию попыток достичь невозможного. В статье приведена динамика производства и продаж моторных транспортных средств, легковых автомобилей России, мира в целом и отдельных ведущих стран производителей, отображена динамика перепроизводства, динамика продаж электромобилей в ЕС.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, Россия, мир, США, Европа, Китай, легковые автомобили, моторные транспортные средства, электроавтомобили, перепроизводство, динамика производства и продаж, экономика, адаптация, параллельный импорт.

ZAKREVSKAYA Yana Anatolievna,

E.M. Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences (IMEMO), Research Fellow, World Economy and Policy Forecasting Sector

THE GLOBAL AND RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY: THE PERIOD

OF ADAPTATION

Annotation. Constantly in a state of dynamic transformation, the global and Russian automotive industries are influenced by completely different factors. So the modern auto industry has to continuously adapt not only to economic, but also to political realities. The difficult geopolitical situation in the world, sanctions imposed by foreign states, had a strong impact on the state of the Russian automotive industry and the economy as a whole. The indicators of 2022 became an absolute negative record in the entire history of the Russian automotive industry. The new conditions contributed to the emergence and introduction of long-forgotten processes - the principle of parallel imports, being a necessary measure to minimize the deficit, again officially operates on the territory of the Russian Federation. This phenomenon has many problems and pitfalls, so the government does not

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

hide, that this solution is temporary. Cooperation with China, as a form of adaptation, is a permissible, albeit risky, option for the development of the Russian automotive industry, since with such cooperation Russia risks becoming fully dependent on the Asian state. Today, any adaptation and transformation of the Russian auto industry should be reduced to avoiding attempts to achieve the impossible. The article presents the dynamics of production and sales of motor vehicles, passenger cars in Russia, the world as whole and certain leading countries of manufacturers, displays the dynamics of overproduction, the dynamics of sales of electric vehicles in the EU.

Key words: automotive industry, Russia, world, USA, Europe, China, cars /passenger cars, motor vehicles, electrically-chargeable cars, overproduction, production and sales dynamics, economy, adaptation, parallel import.

воцируют более быструю трансформацию автомобилестроения. Однако, говоря о кризисах, стоит отметить, что в одной и той же отрасли разных стран он приводит к разным последствиям. Так, в развитых странах Запада кризис нанес большой урон автомобильной отрасли, в то время как в Китае объем производства транспортных средств увеличивался высокими темпами в кризисные и посткризисные годы. Последнее произошло благодаря государственной политике по развитию отрасли и увеличению благосостояния населения. Данные изменения отражены в рейтинге стран по объему производства автомобилей за 2000 и 2022 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Крупнейшие страны по суммарному объему производства автомобилей в 2022 г.

№ в рейтинге 2022 г. Страна Кол-во произведенных автомобилей в 2022 г., млн ед. № в рейтинге 2000 г. Кол-во произведенных автомобилей в 2000 г., млн ед. Прирост в 2022 г. к 2000 г., %

1 Китай 27,02 8 2,07 1206

2 США 10,06 1 12,80 -21

3 Япония 7,84 2 10,14 -23

4 Индия 5,46 15 0,80 581

5 Южная Корея 3,76 5 3,11 21

6 Германия 3,68 3 5,53 -33

7 Мексика 3,51 9 1,94 81

8 Бразилия 2,37 12 1,68 41

9 Испания 2,22 6 3,03 -27

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Современной автомобильной промышленности приходится адаптироваться не только к экономическим, но и к политическим реалиям. Она постоянно находится в состоянии динамичной трансформации. Этот процесс происходит под влиянием совершенно различных факторов. Масштабный рост доли развивающихся стран, которые характеризуются, достаточно низкими производственными затратами, огромным внутренним рынком и активным участием государства в автомобильной отрасли -все это также является важнейшей чертой изменений в мировой структуре автомобильного производства. Жесткая конкуренция, экономические кризисы, наносящие удар по данной отрасли, про-

10 Таиланд 1,88 19 0,41 357

20 Россия 0,61 13 1,21 -50

ВСЕГО 68,40 42,72 60

ВСЕГО без РОССИИ 67,79 41,51 63

Источник: данные Международной организации производителей автомобилей1, расчеты автора.

Как и в предыдущие годы, Китай демонстрирует колоссальный прирост производства. В 2000 г., располагаясь лишь на 8-м месте данного рейтинга с объемом производства в 2,07 млн единиц, эта страна переместилась на 1-е место рейтинга в 2009 г., обогнав США, Японию, Германию, и продолжает удерживать свои лидирующие позиции по настоящее время. Так, в 2022 г. данный показатель Китая вырос до 27,02 млн автомобилей, что превосходит показатель 2000 г. более чем в 13 раз. Япония, несмотря на спад в 23%, занимает 3-е место в данном рейтинге. В Индии отмечается увеличение показателя в 6,8 раз (с 0,80 до 5,46 млн автомобилей в год). Южная Корея в 2022 г. занимает стабильно 5-е место, как и в 2000 г., с приростом в 21%. Из стран Европы только Германия удерживает свои позиции, хотя и не входит уже в первую пятерку лидеров (с 2021 г.), так со спадом в 33% она занимает 6-е место в рейтинге 2022 г. В странах Латинской Америки, - Мексике (3,51 млн ед.) и Бразилии (2,37 млн ед.) отмечается прирост в 81% и 41% соответственно. Испания со спадом в 27% переместилась с 6-го (2000 г.) на 9-е место. В 2022 г., увеличив свой объем производства более чем в 4,5 раза по сравнению с 2000 г., первую десятку также как и в предыдущем году замыкает Таиланд. Некоторые страны, которые еще в 2000 г. входили в первую десятку данного рейтинга, окончательно покинули ее еще до наступления 2022 г. Таким примером являются Великобритания (которая замыкала первую десятку в 2000 г., а к 2022 г. переместилась на 17-е место) и Франция (занимавшая 4-е место в 2000 г., в 2022 г. находилась на 12-м месте).

Таким образом, мы можем отметить, что после 2000 г. представители США и стран Европы продолжают показывать ослабление своих позиций, в то время как представители азиатского рынка их укрепляют.

В мировом рейтинге по суммарному объему производства транспортных средств Россия с 10-го места2 в 2020 г. переместилась на 11-е место3 в 2021 г., уступив свое положение в первой десятке рейтинга Таиланду (10-е место), но при этом обогнав Францию (12-е место), Турцию (13-е место), Индонезию (14-е место) и Канаду (15-е место). В 2022 г. Россия заняла 20-е место данного рейтинга с падением в 50% по отношению к 2000 г. и с падением более чем в 61% по отношению к 2021 г. В 2022 г. с такими показателями Россию обогнали Индонезия (11-е место), Франция (12-е место), Турция (13-е место), Канада (14-е место), Чехия (15-е место), Словакия (16-е место), Великобритания (17-е место), Италия (18-е место) и Малайзия (19-е место)4.

В 2022 г., по данным Международной организации производителей автомобилей (01СА), на территории нашей страны было произведено 0,6 млн моторных транспортных средств, в том числе 0,4 млн легковых транспортных средств, что составило 0,72% и 0,73% от общемирового объема производства соответственно (рис. 1). На диаграмме видно, что показатели 2022 г. ниже показателей 2009 г., которые, начиная с 2000 г., были отмечены как максимально низкие. Так, абсолютные показатели в 2009 г. составили 0,7 млн моторных транспортных средств, в том числе 0,6 млн легковых транспортных средств.

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2023)).

2 См.: URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/2020-statistics/ (дата обращения: 01.10.2023).

3 См.: URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/2021-statistics/ (дата обращения: 01.10.2023).

4 См.: URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/2022-statistics/ (дата обращения: 01.10.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

O'HrsimrJ-ullDI^OOOlOiHrvlrrirJ-i-OlDr^OOCriO'rHfM

ОООООООООО^-Нт-Нт—1тЧт—1*НчНт-Нч— ооооооооооооооооооооооо

■ Объем производства автомобильной промышленности, млн. ед.

■ Объем производства легковых автомобилей, млн. ед.

Рис. 1. Динамика производства моторных транспортных средств в России за период 2000 - 2022 гг., млн ед.1

Мировой объем производства моторных транспортных средств по итогам 2022 г. составил 85 млн ед., в то время как в 2000 г. этот показатель был 58 млн ед. (рис. 2).

На первую пятерку стран-лидеров приходится, как и в 2021 г., 64% всей продукции, а на первую десятку - 80% (в 2021 г. данный показатель составил 79%). Отметим, что в 2000 г. на первую пятерку приходилось 50%, а на первую десятку - 71%.

Мировой объем производства легковых автомобилей составил 62 млн ед. в 2022 г. и 41 млн ед. в 2000 г.

Рис. 2. Динамика производства моторных транспортных средств в мире за период 2000 - 2022 гг., млн ед.2

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.l0.2023)).

2 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.l0.2022)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Проблема перепроизводства - одна из основных черт современного мирового автопрома, связанна она с переоцененным спросом на формирующихся рынках, а также с недостаточным спросом на автомобили в развитых странах (рис. 3).

80,0 70,0 60,0

ikk

Iii

1Л Ю г» СО Ol о о о о о о <н ооооооооо

itLnujr^OOOlOi-IIM

I r*J CJ

ооооооооо

■ Объем производства, млн. штук ■ Объем продаж, млн. штук

Рис. 3. Динамика мирового производства и объем продаж легковых автомобилей

за период 2005 - 2022 гг.1

Легковое автомобилестроение особенно ярко отражает эту ситуацию. 2022 год не стал исключением, а наоборот, показал больший разрыв. Разница в абсолютных показателях составила 4,1 млн ед. против 0,6 млн ед. в 2021 г. Лишь в 2009 г. мировой объем продаж превысил объем производства.

Динамика доли перепроизводства - это отношение разницы объема производства и продаж к объему производства, представлена на следующем графике (рис. 4). Начиная с 2005 г., своего максимального значения данный показатель достиг в 2022 г. (6,7%), обогнав показатель 2008 г. (5,4%). Минимальное значение, начиная с 2005 г., было зафиксировано в 2009 г. и составило -3,9%, в тот год объем продаж превысил объем производства на 1,9 млн ед.

Рис. 4. Динамика доли перепроизводства от общего объема производства легковых автомобилей

в мире за период 2005 - 2022 гг.2

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2023)).

2 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2023)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

На примере России (рис. 5), рассмотрим динамику производства и объем продаж легковых автомобилей за период с 2005 по 2022 г. Ежегодные объемы продаж значительно опережали ежегодные объемы производства, разница между ними составляла 0,5-1,4 млн ед. в разные годы. Так, в 2008 г. было зафиксировано максимальное значение данной величины в 1,4 млн ед., а минимальное в 2005 г. и составило 0,5 млн ед. Продолжалось это до 2014 г. включительно. С 2015 г. ситуация изменилась, разница между этими показателями стала фактически незаметной, - с незначительным опережением объема потребления. В 2022 г. объем продаж также опережает объем производства с разницей в 0,2 млн ед.

3,5

з,о

2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

оооооооооооооооооо ■ Объем производства, млн. штук ■ Объем продаж, млн. штук

Рис. 5. Динамика российского производства и объем продаж легковых автомобилей

за период 2005 - 2022 гг.1

Тенденция последних лет вызвана постоянным ослаблением национальной валюты на территории нашей страны и, как следствие, ухудшением платежеспособности населения. Не стоит также забывать, что ситуация последних двух лет, когда американские, европейские и японские производители прекратили свои поставки на территорию России из-за введенных санкций со стороны своих правительств, создала острый дефицит на новые транспортные средства, что способствовало не только резкому увеличению цен на автомобили, но и появлению параллельного импорта и росту теневого рынка, которые также существенно повышают цены. Конечно же, речь здесь идет о европейских авто для состоятельных клиентов, на которых и рассчитано создание параллельного импорта. «Простые» потенциальные покупатели не способствуют всплеску продаж премиальных европейских автомобилей. Здесь достаточно отметить, что их отпугивают не только сами цены, но и проблемы с запчастями.

К слову, с 30 марта 2022 г. на территории Российской Федерации официально действует принцип параллельного импорта. В начале 2000-х годов данный механизм уже применялся на территории нашей страны, преимущественно ввозили комплектующие для автомобилей. Но для повышения инвестиционной привлекательности России перед зарубежными компаниями власти решили отказаться от него.

Возвращение к нему в наши дни - это тоже своего рода адаптация, чтобы избежать дефицита. Год назад большинство экспертов считали это вынужденной мерой. По крайней мере, на тот срок, пока импорту не будет найдена полноценная замена. Вот список некоторых автомобилей, которые были одобрены Минпромторгом для параллельного импорта на территории нашей страны: Audi, Bentley, BMW, Bugatti, Chrysler, Ferrari, Honda, Land Rover, Lexus, Maybach, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Renault, Rolls-Royce, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo и др.

Однако уже сейчас стало ясно, что наладить поставки в прежних объемах вряд ли получится,

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей. (см.: URL: http://www. oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 01.10.2023)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

поскольку зарубежные продавцы не могут и не будут продавать необходимое нам количество желаемой продукции. Здесь также добавляются логистические проблемы, - ввоз товаров по частям и изменение маршрутов (через соседние страны и республики). Ну, и размер пошлины на автомобиль порой доходит до половины стоимости новой иномарки. А если учесть, что с октября 2023 г. в России утильсбор на ввозимые из-за рубежа автомобили увеличился в три раза, в том числе и для физических лиц, то, по мнению некоторых экспертов, объем параллельного импорта будет снижаться. Например, в ноябре 2023 г. дилеры «Автодом» и «Автоспеццентр» уже отказались от поставок по параллельному импорту. Причиной названы высокие издержки и снижение спроса.

Поэтому можно отметить, что параллельный импорт совсем ненадолго, но все-таки стал той отдушиной, которая позволила пережить «турбулентность» в начале сложных времен.

На рис. 6 представлена ежегодная динамика объема продаж легковыми транспортными средствами на примере ведущих мировых автопроизводителей (Китая, США, Японии, Индии, Южной Кореи и Германии), а также России, которая занимает 20-е место по производству моторных транспортных средств в 2022 г. В 2021 г. данный показатель с приростом был зафиксирован лишь в трех странах - в Китае (6,6%), Индии (26,7%) и России (3,5%). Но уже в 2022 г. Россия показала максимальное падение, начиная с 2005 г., которое составило -57,5%. Падение данного показателя в 2022 г. также было отмечено в США (-14,7%), Японии (-6,2%) и Южной Корее (3,3%). Остальные страны показали прирост. Так, начиная с 2008 г., Китай занимает первое место по объемам продаж легковых транспортных средств в мире, 2022 год не стал исключением для данной страны. С приростом в 9,5% и абсолютным показателем в 23,6 млн ед. Китай наращивает свои объемы максимальными темпами. В Индии данный показатель был равен 3,8 млн ед. с приростом в 23%. Германия также показала прирост в 1,1% с абсолютным показателем в 2,7 млн ед.

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0

0,0 1-1-г-1-г-1-1-г-1-1-г-1-г-1-1-г-1-г^—I

-Китай -США -Япония

-Индия -Южная Корея-Германия

-Россия

Рис. 6. Объем продаж легковых автомобилей на крупнейших рынках мира и в России

за период 2005 - 2022 гг., млн. ед.1

Олигополистический рынок автомобильной отрасли характеризуется крайне сильной конкуренцией среди компаний-автопроизводителей, а также рядом ограничений для вступления новых фирм на данный рынок и необходимостью грандиозных финансовых затрат. Несмотря на то

1 Составлено по данным Международной организации производителей автомобилей (см.: URL: https://www. oica.net/wp-content/uploads/pc_sales_2022.pdf (дата обращения: 01.10.2023)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

что олигополистическим рынкам свойственно являться «рынками продавца», где главную роль играет производитель, для автомобильной отрасли, с учетом ее специфики, этот рынок с полным правом можно называть «рынком покупателя». Ведь потребительский спрос, на примере автомобильной отрасли, является одной из движущих сил для развития автокомпаний и усиления конкуренции между ними. Поэтому процветать будут только те компании, которые вовремя адаптируются к изменениям рыночного спроса и молниеносно среагируют на желания клиентов.

Автомобилестроение - это отрасль, которой свойственны постоянные слияния и поглощения. Зачастую последние являются выгодными, но на практике не все слияния и поглощения становятся успешными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярким примером является поглощение, которое произвела BMW Group в 1994 г. Поглотив британский Rover, BMW Group не смогла добиться рентабельности, несмотря на то что вложила в спасение этой компании более миллиарда долларов, и в 1999 г. было принято решение о продаже Rover. В 2000 г. 70% акций Rover Cars были проданы инвестиционной компании Phoenix Venture Holdings во главе с Джоном Тауэрсом за символическую сумму всего в 10 фунтов. Ликвидацию убыточной компании Rover долгое время осложняло то, что несколько десятков тысяч англичан остались бы без работы. И это оказалось единственным сдерживающим фактором, поскольку BMW Group твердо решила избавиться от убыточного подразделения.

А вот создание совместного предприятия BMW Group и Brilliance Auto, которое произошло 27 марта 2003 г., является как раз успешным примером, породившим BMW Brilliance Automotive Ltd., - автомобилестроительную компанию со штаб-квартирой в городе Шэньян, основными задачами которой являются производство, распределение и продажа легковых автомобилей BMW в Китае. Первый китайский автомобиль BMW i325 был продан уже в октябре 2003 г. В июне 2010 г. началось строительство второго сборочного завода в Китае. Производство на этом заводе стартовало уже в мае 2012 г. А в октябре 2017 г. был запущен завод High-Voltage Battery Center по производству аккумуляторов для электромобилей, который расположен в городе Шэньян. За 2021 год это совместное предприятие выпустило около 700 тыс. автомобилей на двух заводах города Шэньян. А уже в июне 2022 г. был открыт и третий завод, который производит электромобили. «Группа BMW стала первым бенефициаром в автопроме, для которого Китай смягчил лимит совместного акционерного капитала. Открылся новый путь для комплексного развития и взаимовыгодного сотрудничества между секторами автоиндустрии Китая и Германии», - заявил премьер-министр КНР Ли Кэцян1.

В течение последних 15 лет Китай очень активно стимулирует интерес к рынку электромобилей с помощью поддержки государства, например, в виде субсидий и предоставления бесплатных автомобильных номеров. Так же из-за перегруженности дорог и загрязнения атмосферы, в крупных населенных пунктах действовало постановление, по которому автомобили на традиционном виде топлива могли выдвигаться в город только в определенные дни, в то время как для электромобилей таких ограничений не существовало. Более того, китайские власти решили проблему зарядки электромобилей не только в мегаполисах, но и в небольших городах и даже в поселках. А сама зарядка была настолько усовершенствованна, что владельцы электромобилей сейчас могут сами просто заменить аккумулятор, а не ждать полной зарядки батареи (зарядка от бытовой сети - 6-8 часов, зарядка от станции с переменным током повышенной мощности - до 4 часов, зарядка от станции с постоянным током - 20-40 минут). Все вышеперечисленное сделало Китай главным игроком на рынке электромобилей. Эта страна - ведущий мировой лидер по производству и продаже электромобилей. Например, в 2022 г. китайская автомобильная компания BYD опередила американскую "Tesla" по объему продаж. Китай также активно развивает сферу по переработке аккумуляторов. В целом, доля Китая в мировых продажах электромобилей в 2022 г. достигла 63,6%.

1 См.: URL: http://drive2-ru.turbopages.Org/turbo/drive2.ru/s/e/ByJDQEAAAt4 (дата обращения: 02.11.2023). ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Рис. 7. Динамика продаж новых легковых автомобилей в ЕС по видам топлива, %1

Вторым по величине рынком электромобилей в мире в 2022 году стал Европейский союз. По данным Европейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности (ACEA), рынок электромобилей Европейского Союза (ЕС) по итогам 2022 года продолжает укреплять свои позиции по отношению к 2021 г. (рис. 7). Третий год подряд спрос на гибридные электромобили без внешней подзарядки (HEV) превысил спрос на дизельные. Впервые данное явление было отмечено в 2020 г. Рыночная доля продаж чисто батарейных электромобилей (BEV) в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом выросла на 3,0%, составив 12,1%2. Также спрос на гибридные электромобили без внешней подзарядки (HEV) за этот период увеличился на 2,8%, достигнув 22,6% рыночной доли3. Продажи автомобилей плагин-гибридов (PHEV) за аналогичный период также увеличились на 0,5%, составив 9,4%4.

* * *

На сегодняшний день, по мнению многих аналитиков, мировая и особенно российская автомобильная промышленность, переживая нелегкие времена, проходят процесс адаптации в новых сложившихся условиях. Санкции оказали сильное влияние на состояние российского автопрома, - отброс на десятилетия назад, по данным Международной организации производителей автомобилей, привел к тому, что уровень 2022 г. стал абсолютным отрицательным рекордом за всю историю автомобильного рынка нашей страны. В последнее время многие эксперты, рассуждая о ситуации, сложившейся в российском автопроме, и ее дальнейшем развитии, приходят к одному мнению, - что однозначного

1 Составлено по данным Европейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности (см.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-12-1-hybrid-22-6-and-petrol-36-4-market-share-full-year-2022/ (дата обращения: 21.10.2023)).

2 См.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-12-1-hybrid-22-6-and-petrol-36-4-market-share-full-year-2022/ (дата обращения: 21.10.2023).

3 См.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-12-1-hybrid-22-6-and-petrol-36-4-market-share-full-year-2022/ (дата обращения: 21.10.2023).

4 См.: URL: https://www.acea.auto/fuel-pc/fuel-types-of-new-cars-battery-electric-12-1-hybrid-22-6-and-petrol-36-4-market-share-full-year-2022/ (дата обращения: 21.10.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ответа дать не получится, даже с учетом опубликованного проекта Стратегии развития российского автопрома до 2035 г. Насколько реалистичны планы, указанные в ней, сейчас тяжело судить, поскольку часто они компенсируются необязательностью их воплощения. Примером могут служить предыдущие подобные программы, которые так и не были выполнены в полной мере и до конца.

Некоторые аналитики высказывают опасение, что китайские производители фактически полностью «захватят» рынок России, и, что наша автомобильная отрасль не сможет развиваться. Подкрепляется это тем, что за большинством автомобилей, которые представлены под российскими марками, стоят китайские производители. Хотя, на мой взгляд, эта ситуация абсолютно нормальная и правильная, поскольку идея «изобрести велосипед», когда это уже сделано до нас, выглядит утопией. Мало того, что для реализации этой мечты потребуются огромные вложения и в НИОКР, и в само производство, и в его организацию, так и для того, чтобы выпущенная продукция (при огромных затратах на нее) могла быть представлена покупателю по адекватным ценам, ее нужно будет выпускать огромными тиражами. И сразу же возникает вопрос: а что же с ней делать дальше в таком объеме?! Вряд ли экспорт здесь будет выходом, с учетом ситуации последних лет. И главным аргументом здесь будет являться следующее. Нужно ли находиться в роли вечно догоняющего, тратя при этом миллиарды, лишь для того, чтобы убедиться, что остальные давно ушли уже далеко вперед?

Поэтому вариантом допустимого развития для российского автопрома, по крайней мере, в сегодняшних условиях, может быть кооперация с Китаем. Конечно, можно рассмотреть и другие варианты, дабы адаптироваться в сложившейся ситуации, например, Иран или Индию. Тем более некоторые эксперты склонны полагать, что иранский путь развития может быть примером для России, но на самом деле достижения Ирана в автомобильной промышленности не внушают оптимизма и это очевидно. А что касается Индии, то она не проявляет никакого интереса к сотрудничеству с нами. Остальной же иностранный автопром размещен в недружественных для нас странах.

Но делать ставку только на Китай - очень рискованная затея. Китай не даст нам технологии для производства новых автомобилей с нуля. России отведена только роль изготовителя. И использовать технологии для разработки своей собственной машины она не может. Поэтому, если Россия начнет чрезмерно полагаться на Китай в области автомобилестроения, то рискует попасть в зависимость от него, а у Поднебесной, в свою очередь, появится рычаг давления. Хотя Китай - это не панацея для России, с ним нужно и можно работать, а также учиться у него. И как сказал Аристотель: «Формируя свой идеал, мы можем стремиться к желаемому, но должны избегать попыток достичь невозможного».

J

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» излает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право*, рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12,00.01, 12.00.02), выходит 1 рази месяц.

мвиАипши ' Научно-правовой журнал «Право и жизнь», ЮРКОМПАНИ рецензируемый (РИНЦ, Е-1ЛЬгагу), выходит 1 раз

WWW.laW-books.ru в 3 месяца

г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.