МИРОТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)
© Дзейтова М.Х.*
Ингушский государственный университет, г. Магас
В статье рассматривается роль миротворческого образования в формировании мировоззренческих позиций подрастающих поколений, обосновывается необходимость внедрения миротворческого компонента в учебный процесс общеобразовательной школы.
Социально-политическая ситуация, сложившаяся в России к началу XXI в. сопровождается обострением ксенофобии, межнациональными и религиозными конфликтами, террористическими актами, усилением напряженности в социальных отношениях. Проявления негативных стереотипов и предубеждений не только не исчезли, но и приобрели радикальные формы.
Самой уязвимой сферой в трансформирующемся российском обществе по-прежнему являются отношения между этническими и конфессиональными группами. Именно в эту область, в первую очередь, проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую окраску и причиняют обществу и стране множество неприятностей. И Северный Кавказ все больше приобретает черты зоны межэтнической напряженности, зараженной этнофобиями и экстремизмом.
Вместе с тем Северный Кавказ - это исторически сложившийся поли-культурный регион, где веками жили бок о бок представители различных этнических, культурных и религиозных групп, что закладывает основы для мирного, толерантного существования, преодоления этнической нетерпимости. Эти основы заключаются в сходстве исторических судеб, образа жизни, мировоззрений, этического кодекса. Народы Северного Кавказа обладают успешным многовековым опытом построения добрососедских отношений между различными народами и конфессиями, опытом, который вселяет надежду и предлагает перспективы для преодоления этнической нетерпимости в масштабах всей страны. А это - один их краеугольных камней в построении Единой России как страны с устойчивой политической системой и развитым гражданским обществом.
Изучение, осмысление и творческая ассимиляция опыта поликультур-ных регионов приводят нас к выводу: общество, желающее стать единым, одним из главных своих этических и ценностных ориентиров должно из-
* Старший преподаватель кафедры Психологии, кандидат педагогических наук.
брать миротворчество. Мирное сосуществование является необходимым условием общественного прогресса. Анализ современной ситуации показывает, что сегодня остро ощутим приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической личности.
Из вышесказанного логически вытекает следующий вывод: задача воспитания и формирования личности на государственном уровне должна быть возложена на систему образования. Педагогике и психологии миротворчества принадлежит ведущая роль в формировании личности российского гражданина третьего тысячелетия. Вспомним общепризнанный факт: знание является основным ресурсом развития любого общества. Для России это особенно актуально, поскольку наше общество стоит перед проблемой формирования идеологических установок и, соответственно, перед формированием основных мировоззренческих и нравственных позиций. Страна - это люди. Будет ли страна могучей и единой зависит от того, будут ли ее жители нацелены на дружественное, миролюбивое сосуществование для общего процветания.
Эффективным средством в решении перечисленных проблем и задач, по нашему мнению, является включение миротворческого образования в образовательный процесс, причем не только школ, но и вузов. Уроки миротворчества могут стать частью дополнительного образования либо проводиться факультативно - в тренинговой форме. Миротворчество может стать составной частью предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» или предмета «Граждановедение». В любом случае, каждый школьник в возрасте от 12 до 17 лет должен получить определенный объем знаний, умений и навыков в сфере мирного разрешения конфликтов, а школа должна вести постоянную работу по формированию у своих учащихся толерантности, миролюбия и способности к сопереживанию. Необходимый научно-методический минимум для начала работы в этом направлении уже имеется, поскольку суть, содержание и методы осуществления миротворческого обра-зования рассматриваются в целом ряде исследований ученых по всему миру.
В России идеи и практика воспитания в духе мира получили распространение во 2-й половине 80-х годов XX в., во многом, благодаря социальным переменам в стране. На сегодняшний день отечественная педагогическая наука располагает определенным теоретическим и практическим потенциалом осуществления миротворческого образования в рамках общеобразовательной школы. Более того, имеются, успешные прецеденты -осуществление крупномасштабной Программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». Эта Программа реализуется Детским Фондом ООН при непосредственном участии министерств образования, молодежной политики и НПО Северного Кавказа. Программа успешно работает на Северном Кавказе с 2005 г., и вызвала массу положительных откликов у детей и педагогов.
Другой пример - Региональная образовательная программа «Молодежная Лидерская Миротворческая Сеть», которая с 2008 г. реализуется Общественным фондом социального развития «Генезис» (Ингушетия) в трех республиках Северного Кавказа - Чечне, Ингушетии и Дагестане. Целевой группой программы является молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, поэтому она реализуется при поддержке министерств и комитетов по делам молодежи [3].
Для обоих проектов характерно наличие профессиональной оценки эффективности, которая, в свою очередь, показала, что осуществление миротворческого образования способствует снижению уровня социальной напряженности, агрессии. Взаимопроникновение культур, мнений и ценностей, которое происходит на занятиях по миротворчеству, приводит к возникновению чувства общности. Чувство общности объединяет, что приводит к формированию позитивных установок к другим людям. Позитивные установки способствуют творчеству и созиданию. Свидетельством тому могут служить образцы совместного творчества детей из разных республик во время проведения летних миротворческих лагерей в Дагестане в 2005-2006 гг. [4].
Анализ опыта реализации миротворческих образовательных проектов на Северном Кавказе позволяет предположить, что для введения миротворческого образования в систему формального школьного образования необходимо решить следующие задачи:
1. создание научно-методических пособий;
2. обеспечение единого информационного пространства (периодические печатные издания, теле- и радиопрограммы, создание и поддержка веб-сайта);
3. разработка единого методического комплекта:
- учебники;
- пособия для учителей;
- раздаточные материалы;
- электронные версии перечисленных материалов.
4. кадровое обеспечение (профессиональная подготовка):
- учителя, социальные педагоги, воспитатели, психологи;
- тренеры, волонтеры, студенты [4].
Решение перечисленных задач должно происходить при руководстве и поддержке федеральных властей и министерства образования РФ. Методические комплекты для каждой конкретной республики могут разрабатываться отдельно местными специалистами с учетом местной же специфики. Однако при этом должны строго соблюдаться единый идеологический подход и методология. С другой стороны опыт каждого региона должен изучаться и популяризоваться для взаимного обогащения культур и расширения миротворческого педагогического арсенала каждого учителя страны. Для обеспечения указанных условий представляется необходимым создание специальной структуры в рамках министерства образования РФ.
Миротворческое образование - это гораздо более объемное и широкое явление, чем толерантность, о которой так много сейчас говорится. По сути, воспитание толерантности - это одно из направлений в миротворческом образовании. Однако толерантность - это скорее пассивное качество, тогда как миротворческое образование предполагает активное «творение», действие, направленное и осознанное движение к формированию подлинно гражданской позиции личности.
Список литературы:
1. Гражданское образование в российской школе. Образование в документах и комментариях. - М.: Астрель, 2003.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Молодежные миротворческие образовательные инициативы в условиях Северного Кавказа: опыт и перспективы // Межрегиональная конференция: сб. материалов. - Назрань, 2009.
4. Стенограмма совещания Регионального Координационного Совета Программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». - Нальчик, 2005.
5. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». -М., 2000.
ГЕРОГОГИКА - ЧЕМУ УЧИТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ?
© Звягинцев М.В.*
Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
Термин «герогогика», относящийся к практическим обучающим стратегиям, используется в европейской педагогической науке с 1950 г. [5]. Термин «герогогика» обозначает науку о воспитании и обучении пожилых людей. К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет у женщин и с 60 до 75 лет у мужчин [1, 3]. В этом возрасте происходят различные возрастные изменения: снижается продуктивность работы дыхательной системы, опорно-двигательной системы, ухудшается работа кардио системы, изменяется обмен веществ. Совокупность происходящих изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности, в снижении показателей отдельных физических качеств [1, 2, 7].
Известно, что постоянная тренировка интеллектуальных функций препятствует преждевременному старению организма. Так, в процессе само-
* Доцент кафедры Физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук.