МИРОТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЗАЛОГ ЕДИНСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ
ДЗЕЙТОВА М.Х.
Социально-политическая ситуация, сложившаяся в России в конце ХХ характеризовалась распадом тоталитарного режима, окончанием эры «холодной войны» и развитием демократических процессов. Однако начало XXI века ознаменовалось обострением ксенофобии, межнациональными и религиозными конфликтами, террористическими актами, усилением напряженности в социальных отношениях. Проявления негативных стереотипов и предубеждений не только не исчезли, но и приобрели радикальные формы.
Период перехода к демократическому управлению, рыночной экономике и связанные с ним социальные изменения показали, что самой уязвимой сферой в трансформирующемся российском обществе являются отношения между этническими и конфессиональными группами. Именно в эту область, в первую очередь, проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую окраску и причиняют обществу и стране множество неприятностей. В России уже обозначились зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями и экстремизмом, который порождают потоки мигрантов. Все эти проявления этнической нетерпимости никак не могут способствовать формированию здорового гражданского общества и укреплению государственности России.
Вместе с тем на территории России много исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители различных этнических, культурных и религиозных групп, например, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Дальневосточный регион. Исторически, живущие в таком регионе народы можно рассматривать как единую систему групп, некий поликультурный организм. И хотя эти регионы в свете рассматриваемой проблемы могут считаться «зонами риска», в то же время они обладают мощными основами для мирного, толерантного существования, преодоления этнической нетерпимости. Эти основы заключаются в сходстве исторических судеб, образа жизни, мировоззрений, этического кодекса. Именно эти регионы обладают успешным многовековым опытом построения добрососедских отношений между различными народами и конфессиями, опытом, который вселяет надежду и предлагает перспективы для преодоления этнической нетерпимости в масштабах всей страны. А это - один их краеугольных камней в построении Единой России как страны с устойчивой политической системой и развитым гражданским обществом.
Изучение, осмысление и творческая ассимиляция опыта поликультурных регионов приводят нас к выводу: общество, желающее стать единым, одним из главных своих этических и ценностных ориентиров должно избрать миротворчество. Мирное сосуществование является необходимым условием общественного прогресса. Анализ современной ситуации показывает, что сегодня остро ощутим приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической личности.
Из вышесказанного логически вытекает следующий вывод: поскольку задача воспитания и формирования личности на государственном уровне возложена на систему образования, педагогические аспекты решения рассматриваемых проблем становятся ключевыми.
Педагогике миротворчества принадлежит ведущая роль в формировании личности российского гражданина третьего тысячелетия. Вспомним общепризнанный факт: знание является основным ресурсом развития любого общества. Для России это особенно актуально, поскольку наше общество стоит перед проблемой формирования идеологических установок и, соответственно, перед формированием основных мировоззренческих и нравственных позиций. Подтверждение тому мы находим в принятии закона РФ «Об образовании», в принятии Федеральной целевой программы «О формировании установок толерантного сознания и профилактике проявлений экстремизма
в российском обществе». Страна - это люди. Будет ли страна могучей и единой зависит от того, будут ли ее жители нацелены на дружественное, миролюбивое сосуществование для общего процветания.
Эффективным средством в решении перечисленных проблем и задач, по нашему мнению, является включение миротворческого образования в школьный образовательный процесс. Уроки миротворчества могут стать частью дополнительного образования либо проводиться факультативно - в тренинговой форме. Миротворчество может стать составной частью предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» или предмета «Граждановедение». В любом случае, по мнению автора, каждый школьник в возрасте от 12 до 17 лет должен получить определенный объем знаний, умений и навыков в сфере мирного разрешения конфликтов, а школа должна вести постоянную работу по формированию у своих учащихся толерантности, миролюбия и способности к сопереживанию. Необходимый научно-методический минимум для начала работы в этом направлении уже имеется, поскольку суть, содержание и методы осуществления миротворческого образования рассматриваются в целом ряде исследований ученых по всему миру.
В России идеи и практика воспитания в духе мира получили распространение во 2-й половине 80-х годов ХХ века, во многом, благодаря социальным переменам в стране. На сегодняшний день отечественная педагогическая наука располагает определенным теоретическим и практическим потенциалом осуществления миротворческого образования в рамках общеобразовательной школы. Более того, имеется, по меньшей мере, один прецедент - осуществление крупномасштабной Программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». Эта Программа реализуется Детским Фондом ООН при непосредственном участии министерств образования, молодежной политики и НПО Северного Кавказа. Программа успешно работает на Северном Кавказе уже более года, и вызвала массу положительных откликов у детей и педагогов.
Оценка эффективности Программы показала, что осуществление миротворческого образования способствует снижению уровня социальной напряженности, агрессии. Взаимопроникновение культур, мнений и ценностей, которое происходит на занятиях по миротворчеству, приводит к возникновению чувства общности. Чувство общности объединяет, что приводит к формированию позитивных установок к другим людям. Позитивные установки способствуют творчеству и созиданию. Свидетельством тому могут служить образцы совместного творчества детей из разных республик во время проведения летних миротворческих лагерей в Дагестане в 2005-2006 гг.
Для введения миротворческого образования в систему формального школьного образования необходимо решить следующие задачи:
1. Создание научно-методических пособий;
2. Обеспечение единого информационного пространства (периодические печатные издания, теле- и радиопрограммы, создание и поддержка веб-сайтов);
3. Разработка единого методического комплекта, включающего учебники; пособия для учителей; раздаточные материалы; электронные версии перечисленных материалов.
4. Кадровое обеспечение (профессиональная подготовка).
Решение перечисленных задач должно происходить при руководстве и поддержке федеральных властей и министерства образования РФ. Методические комплекты для каждого конкретного региона могут разрабатываться отдельно местными специалистами с учетом местной же специфики. Однако при этом должны строго соблюдаться единый идеологический подход и методология. С другой стороны опыт каждого региона должен изучаться и популяризоваться для взаимного обогащения культур и расширения миротворческого педагогического арсенала каждого учителя страны. Для обеспечения перечисленных условий представляется необходимым создание специальной структуры в рамках министерства образования РФ.
Учебные материалы необходимые для повышения эффективности программы миротворческого образования:
1. Учебники;
2. Программы;
3. Пособия для учителей;
4. Раздаточные материалы (на бумажных носителях и в электронном виде);
5. Аудио-видеоматериалы;
6. Постеры, наглядные материалы, тематические комиксы.
Содержание предлагаемых учебных материалов по программе: приоритетная
тематика, специфические, острые и сложные темы, которые необходимо избегать или осветить :
• История народов России (рассматривается не история войн и конфликтов, а история миротворческих событий, биографии не полководцев, а миротворцев);
• Культура, традиции народов России (миротворческие);
• Быт, фольклор (пословицы и поговорки), свидетельствующие о приоритете миролюбивого начала в системе ценностей народов;
• Традиции межкультурного диалога в методах народной дипломатии народов России;
• Песни, танцы, театральные постановки, пропагандирующие ценности культуры мира (аудио-видео материалы);
• Основы религий (для профилактики религиозного экстремизма) с особым акцентом на религиозные традиции мира, милосердия и терпимости.
В различных регионах могут определить главные темы несколько иначе, исходя из своих, специфических проблем и потребностей.
Поколения, воспитанные в духе миролюбия и толерантности, явятся основой здорового и сильного общества. Такое общество - залог не только стабильного социального, политического и экономического развития страны, но и важнейшее условие государственной безопасности.
Миротворческое образование - это гораздо более объемное и широкое явление, чем толерантность, о которой так много сейчас говорится. По сути, воспитание толерантности -это одно из направлений в миротворческом образовании. Однако, по мнению автора, толерантность - это скорее пассивное качество, тогда как миротворческое образование предполагает активное «творение», действие, направленное и осознанное движение к формированию подлинно гражданской позиции подростка, формированию национальной идеи, близкой каждому гражданину и способной объединить все слои общества. Идея мира и согласия не принадлежит никакому отдельному народу, сословию или религии - она является всеобщей. Мир и согласие нужны всем и каждому. Возможно, это и есть путь России к тому, чтобы стать великой, процветающей и единой державой.
Список литературы
1. Гражданское образование в российской школе. Образование в документах и комментариях. М.: Астрель, 2003.- 605 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Стенограмма совещания Регионального Координационного Совета Программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». Нальчик, 2005.- 27 с.
4. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Москва, 2000.