Миротворческое образование - это гораздо более объемное и широкое явление, чем толерантность, о которой так много сейчас говорится. По сути, воспитание толерантности - это одно из направлений в миротворческом образовании. Однако толерантность - это скорее пассивное качество, тогда как миротворческое образование предполагает активное «творение», действие, направленное и осознанное движение к формированию подлинно гражданской позиции личности.
Список литературы:
1. Гражданское образование в российской школе. Образование в документах и комментариях. - М.: Астрель, 2003.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Молодежные миротворческие образовательные инициативы в условиях Северного Кавказа: опыт и перспективы // Межрегиональная конференция: сб. материалов. - Назрань, 2009.
4. Стенограмма совещания Регионального Координационного Совета Программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». - Нальчик, 2005.
5. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». -М., 2000.
ГЕРОГОГИКА - ЧЕМУ УЧИТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ?
© Звягинцев М.В.*
Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
Термин «герогогика», относящийся к практическим обучающим стратегиям, используется в европейской педагогической науке с 1950 г. [5]. Термин «герогогика» обозначает науку о воспитании и обучении пожилых людей. К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет у женщин и с 60 до 75 лет у мужчин [1, 3]. В этом возрасте происходят различные возрастные изменения: снижается продуктивность работы дыхательной системы, опорно-двигательной системы, ухудшается работа кардио системы, изменяется обмен веществ. Совокупность происходящих изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности, в снижении показателей отдельных физических качеств [1, 2, 7].
Известно, что постоянная тренировка интеллектуальных функций препятствует преждевременному старению организма. Так, в процессе само-
* Доцент кафедры Физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук.
рефлексии и в ходе тщательно продуманных наблюдений над своими свер-стниками в период от начала старения и до глубокой старости, Э.Д. Смит осуществлял практико-ориентированный анализ, целью которого являлось осмысление феномена старости и возможностей влияния на процесс старения. Описывая феномен старости, в целом, как период деструктивных изменений и инволюционных сдвигов, Э.Д. Смит также акцентуирует имеющий позитивную направленность фактор образования в третьем возрасте анализируя взаимосвязанные функции мозга: мышление, воображение, восприятие и память, Э.Д. Смит обосновывает, что обучение в старшем возрасте является наиболее эффективной формой тренировки психических функций [4]. Среди оптимальных форм обучения он выделяет восстановление или пополнение языковых знаний, истории, литературы или дисциплин, связанных с предшествующим профессиональным опытом в процессе чтения, самообразования или посещения курсов, клубов для взрослых, пожилых. Эффективность обучения будет зависеть от систематичности, умения сосредоточиться на главном (возможности целеполагания), закрепления учебного материала. Современная социальная геронтология подтверждает выводы психофизиологов о том, что умственный труд, способность к постоянному интеллектуальному напряжению играют центральную роль в противостоянии инволюционным процессам [4]. Ряд многочисленных исследований геронтогенеза показал, что микроинволюционные сдвиги характерны не только для периода старости, но «располагаются в глубине ряда десятилетий жизни взрослого человека». Приписывая оптимум развития интеллектуальных функций и логических способностей 18-20 годам, ученые оценивают уровень логической способности 30-летнего человека в 96 %, 40-летнего - в 87 %, 50-летнего - в 80 %, 60-летнего - в 75 % от эталонного значения [6]. Наряду с микроинволюционными процессами, существуют другие факторы, провоцирующие культурную регрессию человека. Это - воздействие противоречивых процессов, приводящих систему человеческого организма в неравновесное состояние. Выделяют внешние и внутренние факторы, способные компенсировать либо замедлить процессы регрессии. К числу внешних, зависящих от социально-экономических и культурных условий, относят образование, оказывающее тормозящее действие на инволюционный процесс [4, 6]. Внутренним фактором является природная одаренность, замедляющая приближение интеллектуального и общего износа, системное разрушение организма. Таким образом, аргументы генетической психологии являются дополнительным обоснованным подтверждением возможности становления социального института геронтологического образования с учетом существующей научной платформы [5].
Проведенное нами анкетирование пожилых людей, позволило нам провести изучение и анализ образовательных потребностей людей пожилого возраста. Нами было проведено анкетирование 145 человек в возрасте от 55
до 84 лет. Женщин 92 человека, мужчин 53 человека. Анализ полученных данных, позволил нам, выделить три основные группы образовательных потребностей, которые призвана удовлетворить формирующаяся сфера образовательных услуг: общеобразовательные (получение образования, которое как считают пожилые люди им не хватает), профессиональные (призванные восполнить недостающие знания в какой-либо профессиональной области, либо переквалифицироваться), общекультурные, развивающие (направленные на формирование социальной компетентности индивида, его способности к самореализации, саморегуляции). Конечно, мы считаем такое деление весьма условным. Проанализируем образовательные потребности.
Общеобразовательные потребности. Цель: овладение знаниями которые интересны индивиду, но которыми он по различным причинам не смог овладеть в более молодом возрасте. Респонденты указывали на то, что хотели бы овладеть английским языком, обращению с компьютером, овладение навыками пользования интернетом и социальными сетями, изучать философию, основы мировых религий.
Профессиональные потребности. Цель: овладение знаниями которые помогли бы индивиду в профессиональной деятельности. Это может относиться как к основной профессиональной деятельности, так и к другой деятельности которой пожилой человек хотел бы заниматься. Респонденты указывали на то, что хотели бы освоить новую профессию или бы эти знания помогли бы им оставаться социально активными. Например: управление многоквартирным домом, организация занятий с детьми, освоение профессий которые бы не предъявляли жестких требований к возрастному цензу работников и возможность устроиться на такую работу и др.
Общекультурные, развивающие потребности. Цель: овладения навыками самореализации, которые бы способствовали высокой работоспособности, получению удовольствия от жизни. Респонденты указывали на то, что им было бы интересно заниматься различными видами физической культуры (посещение группы здоровья, плавание, занятие йогой, волейболом, лыжные и пешие прогулки, занятие танцами и др.); участие в художественной самодеятельности; организация клубов общения людей пожилого возраста, где можно было бы посмотреть фильмы, посидеть за столом, поговорить, овладеть информацией по облагораживанию и выращиванию различных сельскохозяйственных культур на садовом участке, совместный туризм и др.
Проанализировав образовательные потребности мы можем сделать вывод, что люди пожилого возраста прекрасно понимают, что они хотят изучать и чему научиться, они хотят получать конкретные знания, умения и навыки которые бы они могли сразу применять на практике, это на наш взгляд будет способствовать улучшению качества их жизни и созданию благоприятной атмосферы в семьях, а так же активной жизненной позиции.
Список литературы:
1. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22, № 3. - С. 86-99.
2. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб.: Изд-тво СПб. ун-та, 2001. - 196 с.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. - М.: «Сфера»; «Юрант-М», 2001. - 464 с.
4. Смит Э.Д. Стареть можно красиво / Пер. с англ. В.В. Симакова. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 160 с.
5. Чеканова Э.Е. Социальные процессы старения: структуралистко-конструктивистский анализ. - Саратов: Научная книга, 2004. - 312 с.
6. Френкель З.Г. Удлинение жизни и деятельностная старость. - М.: Изд-во Академии мед. Наук СССР, 1949. - 394 с.
7. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. - М.: 1975. - С. 170.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТЭДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© Исаева О.Н.*
Самарский государственный университет, г. Самара
В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности спе-циалиста, в связи с чем возрастает роль дисциплины иностранный язык на неязыковых факультетах вузов. Статья посвящена развитию профессиональной коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях.
В новой концепции профессионального образования обучение иностранным языкам становится неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста. Существующий социальный заказ и личные интересы молодежи определяют цель, место и роль иностранного языка в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков гуманитарных факультетов.