Научная статья на тему 'Библиотечный центртолерантности как модель преодоления этнической нетерпимости в условиях поликультурного социума'

Библиотечный центртолерантности как модель преодоления этнической нетерпимости в условиях поликультурного социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечный центртолерантности как модель преодоления этнической нетерпимости в условиях поликультурного социума»

Эльмир Якубов

директор муниципального учреждения «Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система» г. Хасавюрт, республика Дагестан

библиотечный центр толерантности как модель преодоления этнической нетерпимости в условиях поликультурного социума

Город Хасавюрт - центр северо-западного дагестанского пограничья - с давних пор известен как один из кавказских узлов. Весома его роль и в нынешней ситуации. Именно здесь начинались многие миротворческие акции, повлиявшие на изменение политического контура региона. Муниципальное учреждение «Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система» является инициатором и организатором мероприятий, направленных на достижение согласия между различными социальными группами посредством вовлечения молодых граждан в процесс решения региональных проблем.

Деятельность библиотеки в 2001-2004 гг. разворачивалась на фоне ряда значительных событий в жизни местного сообщества. Были предприняты многочисленные попытки определить роль и место информационно-просветительского учреждения в современной действительности. Самоидентификации способствовали широкие профессиональные и общественные дискуссии, различные акции, многочисленные поездки и встречи. Местные общественные организации были вовлечены библиотекой в процессы сетевого и межсетевого взаимодействия. Опыт показал высокую эффективность объединения разрозненных прежде усилий для решения ключевых задач. Библиотека сумела привлечь к работе над своими проектами подготовленных специалистов, в результате чего удалось наладить реальный конструктивный диалог с властями. Установленные при этом партнерские отношения, накопленные информационные, материальные и кадровые ресурсы позволяют перейти на более высокий содержательный и организационный уровень реализации социальных целей.

Проанализировав воздействие осуществленных мероприятий на ситуацию в регионе, обсудив ошибки и трудности, проявившиеся в процессе осуществления отдельных миротворческих проектов, библиотека сформулировала свою миссию как продолжение начатой конструктивной коалиционной деятельности, объединение усилий различных организаций, заинтересованных в позитивном развитии региона и готовых к сотрудничеству, предоставление им дополнительного ресурса для дальнейшего развития.

В последние годы в Республике Дагестан и приграничных территориях Чеченской Республики обострились межнациональные отношения, люди при решении спорных вопросов и даже бытовых проблем стали проявлять нетерпимость, агрессивность. чтобы снять возникшее напряжение, библиотеке, оказавшейся в центре трех террористических актов и понесшей значительные материальные и моральные потери, приходится предпринимать значительные усилия по формированию установок толерантного сознания. Библиотека, продолжая многовековые традиции миротворчества, стала инициатором и организатором активных успешных действий, направленных на достижение согласия между различными социальными группами посредством вовлечения рядовых граждан в процесс решения региональных проблем.

Очень часто люди, срезая вершки сорняков, удивляются, почему те прорастают вновь. Суть инициируемых библиотекой образовательных и просветительских мероприятий как раз и состоит в том, что предлагается выдернуть корень зла. проекты, инициированные библиотекой, не только обучают людей некоторым приемам и методикам работы, но и сплачивают их, показывают, как совместно решаются нелегкие современные проблемы.

Библиотека в качестве партнера принимала участие в реализации миротворческих проектов различных общественных организаций:

- «Ключ в завтра: Интернет-клуб для детей с ограничениями жизнедеятельности»;

- «Наследники вв.: фестиваль художественного творчества детей из семей перемещенных лиц»;

- «Гуманность во время войны»;

- «Женщина на войне»;

- «Этническая толерантность в обществе и средствах массовой информации»;

- «Преодоление этнической нетерпимости в конфликтном регионе: цикл образовательных и просветительских мероприятий в ученических, педагогических и родительских коллективах школ города Хасавюрта по формированию установок толерантного сознания».

Библиотекари Хасавюрта реализовали и несколько самостоятельных проектов, нацеленных на развитие диалога в обществе, усиление роли гражданских структур в регионе.

Так, механизм реализации проекта «Библиотека в конфликтном регионе - центр активных миротворческих действий местного сообщества» предполагал:

- комплексный подход к формированию системы проектных мероприятий, ориентированных на личность, государство и общество;

- последовательность мероприятий, обеспечивающую обоснованность и устойчивость создаваемых структур снижения социально-психологической напряженности, противодействия экстремизму, формирования установок толерантного поведения;

- опору на общество - широкое участие общественных объединений граждан, всестороннее и объективное информирование общественности о проекте и ходе его реализации, открытый доступ к подготовленным в рамках проектной деятельности материалам и сформированным библиотекой базам данных;

- адаптивность - создание службы мониторинга и оценки результативности проекта, работа которой позволяла вносить коррективы в состав мероприятий и очередность их выполнения в зависимости от изменения внешней ситуации и оценки эффективности деятельности.

- Библиотека обеспечила информационное сопровождение запланированных акций посредством:

- еженедельных обзоров и дайджестов газет, журналов, электронных средств массовой информации, которые распространялись среди участников проекта и пользователей библиотеки;

- ежемесячных книжно-иллюстративных выставок;

- ежеквартальных бюллетеней «Знаменательные даты».

Проект, став своеобразным инструментом объединения усилий различных структур гражданского сообщества региона, способствовал не простому сложению, а умножению миротворческого потенциала, всемерно содействовал общественной активности и гражданской инициативе, помог людям самим решать целые комплексы реальных жизненных проблем, опираясь на структуры гражданского общества. Это именно та опора, без которой мир в регионе не может быть устойчивым.

При поддержке органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ Хасавюрт» и Хасавюртовского филиала Дагестанского государственного педагогического университета 16 ноября 2004 года при библиотеке был учрежден информационно-образовательный центр «Школа толерантности и миротворчества».

Уникальность проекта в том, что попытка подобного рода предпринималась в условиях города, оказавшегося волею обстоятельств в прифронтовой черте, где даже дети

уже при обрели негативный опыт интолерантности. Вместо ранее проводившейся эпизодической работы по профилактике насилия осуществляется систематическая и целенаправленная деятельность по формированию установок толерантного сознания. Проект стал средством преодоления создаваемых поведением и отношением людей преград для распространения демократической культуры ненасилия.

В рамках проекта проводится обучение школьных педагогов, студентов педагогического колледжа и педагогического университета инновационным методикам ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе. В работе с детьми приоритетным направлением является профилактика зависимых и агрессивных форм поведения. Для библиотечных работников региона организуются занятия по освоению новых моделей продвижения книги и чтения у подростков с особыми нуждами, оказавшихся в зоне риска социального исключения. Еще одной целевой группой проекта стали журналисты местных средств массовой информации, которым предоставлена возможность участия в работе постоянно действующего тематического круглого стола.

В центре регулярно устраиваются книжные и художественные выставки, творческие конкурсы, фестивали «Разные голоса», налажен выпуск и распространение экспресс-бюллетеня, издаются методические рекомендации в бумажном виде и на электронных носителях информации. Суммарный фонд тематических документов центра «Школа толерантности и миротворчества» составляет 1200 единиц хранения. Ведется работа по созданию электронных тематической аннотированной картотеки и базы полнотекстовых документов в помощь педагогам, журналистам и библиотечным работникам. Изыскиваются возможности для размещения в сети Интернет web-сайта центра. В перспективе - подготовка ресурсной базы для организации социологической службы с целью изучения сформированности элементов толерантного сознания и навыков продуктивного взаимодействия в ученических коллективах.

Вся работа центра строится на основе высокоэффективных цифровых технологий.

В декабре 2005 года учредителем библиотеки было принято решение реорганизовать центр «Школа толерантности и миротворчества» в одноименный региональный библиотечный информационно-образовательный центр по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма.

Изменение статуса центра было призвано шире раскрыть двери для серьезного процесса примирения в регионе, помочь согражданам достичь восприятия многообразия в качестве шага в направлении мира, где диалог является способом движения вперед.

Реорганизация предполагала также повышение авторитета библиотек региона, создание условий для коренного, отвечающего требованиям времени укрепления их позиций как центров местных сообществ, на базе которых может преобразовываться социальная жизнь, формироваться и развиваться демократическая культура.

Жизнеспособность новой институции обеспечивало то обстоятельство, что установленные в ходе совместной деятельности по развитию толерантности деловые и неформальные отношения между библиотеками региона будут способствовать интеграции созданных ресурсов в новые проекты.

В соответствии с новой концепцией центра в центральных библиотеках городов Буйнакск, Каспийск, Хасавюрт Кизлярского района Республики Дагестан и Гудермесского района Чеченской Республики созданы постоянно действующие консультационные пункты центра «Школа толерантности и миротворчества», где предполагалось на базе современных технологий накапливать, обобщать, систематизировать и транслировать успешный опыт развития толерантности у молодежи потенциально конфликтного региона через книгу и чтение.

В настоящее время осуществляется координация и мониторинг работы территориальных консультационных пунктов центра «Школа толерантности и миротворчества». На привлеченные и бюджетные средства для них приобретена тематическая литература, растиражированы подборки тематических документов на электронных носителях информации. Во всех консультационных пунктах центра открыты постоянно действующие и регулярно обновляющиеся книжно-иллюстративные выставки, на которых представлены издания, которые в доступной форме доносят до сознания молодых читателей общечеловеческие ценности, пробуждают в них интерес к постижению традиций и особенностей различных мировых культур, рассказывают о взглядах других людей, не похожих на нас. Экспозиции сопровождаются электронными презентациями, обзорами, беседами, рекомендательными списками литературы, памятками, бюллетенями. В течение последних двух лет более 60 библиотечных работников обучено методике и технологиям развития толерантного сознания, проведено свыше 200 массовых мероприятий: творческие конкурсы, тренинги, ролевые и деловые игры, читательские конференции, круглые столы.

Участие муниципальных библиотечных учреждений региона в деятельности центра «Школа толерантности и миротворчества» позволило вовлечь их в процесс активного поиска путей решения сложных вопросов укрепления мира и стабильности на Северном Кавказе.

Региональный библиотечный информационно-образовательный центр по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма «Школа толерантности и миротворчества» стал средством объединения усилий различных библиотек потенциально конфликтного региона и обеспечил не простое сложение, а умножение их миротворческого потенциала, он способствует формированию единого информационного пространства библиотек Северного Кавказа, благодаря чему они получили возможность через интегрированные информационные ресурсы и многократно апробированные методы работы стать средоточием и проводником новых и прогрессивных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.