Научная статья на тему 'МИРОТВОРЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В ЗОНЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА. КРАТКИЙ ОБЗОР ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ (с ноября 2020 г. по декабрь 2022 г.)'

МИРОТВОРЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В ЗОНЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА. КРАТКИЙ ОБЗОР ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ (с ноября 2020 г. по декабрь 2022 г.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миротворческий контингент / Вооруженные силы РФ / вооруженные силы Азербайджанской Республики / вооруженные силы Армянской Республики / Минская группа ОБСЕ / российская военная база / Президент России В.В. Путин / президент Азербайджана И.Г. Алиев / премьер-министр Армении Н.В. Пашинян / отдельная мотострелковая бригада / зоны ответственности «Север» и «Юг» / peacekeeping contingent / armed forces of the Russian Federation / armed forces of the Republic of Azerbaijan and the Republic of Armenia / OSCE Minsk Group / Russian military base / President of Russia V.V. Putin / President of Azerbaijan I.G. Aliyev / President of Armenia N.V. Pashinyan / Motorized Rifle Brigade / Responsibility zones «North» and «South»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуров Владимир Алексеевич

В статье показана роль и место миротворческого контингента (МК) Вооруженных сил РФ по поддержанию мира и стабильности в Нагорном Карабахе в период возобновления боевых действий. Показана сложная внутриполитическая обстановка в республиках, особенно криминогенная обстановка на границе Нагорного Карабаха и противоборствующих государств. Миротворческий контингент РФ в период возобновления военного конфликта между Арменией и Азербайджаном стал гарантом мира и безопасности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEACEKEEPING CONTINGENT OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR MAINTAINING PEACE AND STABILITY IN THE ZONE OF THE NAGORNO-KARABAKH CONFLICT. BASED ON OPEN SOURCES (November 2020 to December 2022)

The article is devoted to the role and place of the peacekeeping contingent of the armed forces of the Russian Federation in maintaining peace and stability in Nagorno-Karabakh during the period of the resumption of hostilities. The author characterizes the complex domestic political situation in the republics, especially the criminogenic situation on the border of Nagorno-Karabakh and the warring states. The peacekeeping contingent of the Russian Federation became the guarantor of peace and security in the region during the war between Armenia and Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «МИРОТВОРЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В ЗОНЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА. КРАТКИЙ ОБЗОР ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ (с ноября 2020 г. по декабрь 2022 г.)»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК355 (470):323.1(472.2)

МИРОТВОРЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В ЗОНЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА.

КРАТКИЙ ОБЗОР ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ (с ноября 2020 г. по декабрь 2022 г.)

© 2023 В.А. Гуров Тольяттинский государственный университет Статья поступила в редакцию 20.01.2023

В статье показана роль и место миротворческого контингента (МК) Вооруженных сил РФ по поддержанию мира и стабильности в Нагорном Карабахе в период возобновления боевых действий. Показана сложная внутриполитическая обстановка в республиках, особенно криминогенная обстановка на границе Нагорного Карабаха и противоборствующих государств. Миротворческий контингент РФ в период возобновления военного конфликта между Арменией и Азербайджаном стал гарантом мира и безопасности в регионе.

Ключевые слова: миротворческий контингент, Вооруженные силы РФ, вооруженные силы Азербайджанской Республики, вооруженные силы Армянской Республики, Минская группа ОБСЕ, российская военная база, Президент России В.В. Путин, президент Азербайджана И.Г. Алиев, премьер-министр Армении Н.В. Пашинян, отдельная мотострелковая бригада, зоны ответственности «Север» и «Юг».

DOI:10.37313/2658-4816-2023-5-1-171-175 EDN: IVOEXP

Самый длительный на постсоветском пространстве конфликт между Азербайджаном и Арменией, не поддающийся разрешению, фактически полномасштабная война с периодами затишья и возобновлением вооруженных действий в 2014, 2016 гг., вновь обострился с сентября 2020 года. Безуспешны были усилия Минской группы ОБСЕ (страны-сопредседатели: Россия, США, Франция), с 1992 года1 пытавшейся наладить диалог между сторонами и найти взаимоприемлемое разрешение конфликта. Позиции сторон не только не сблизились, но продолжали становиться все более непримиримыми.

В начале октября 2020 года возобновились активные боевые действия. Ситуация обострилась, когда на территории Армении Гуров Владимир Алексеевич, доктор исторических наук, профессор Академии военных наук РФ, профессор кафедры истории и философии» То-льяттинского государственного университета, ветеран боевых действий, полковник в отставке. E-mail: vladimir.gurov2010@yandex.ru

9 ноября азербайджанскими военными был сбит российский вертолет (напомним, что в Армении располагается российская военная база, куда сбитый вертолет доставлял материально-технические средства). Но этот инцидент был разрешен: руководство Азербайджана принесло извинения, Россия сдержанно их приняла.

Вместе с тем в зоне конфликта опять гибли люди, в том числе и мирные жители, разрушались дома, инфраструктура. Только боевых потерь (без учета гражданского населения) за период боевых действий в 2020 году с азербайджанской стороны было 2886 человек, а с армянской - 27182.

Россия с началом возобновления военных действий предлагала сторонам прекратить войну и сесть за стол переговоров, Президент России В.В. Путин лично неоднократно общался по телефону с лидерами сторон, которые не находили компромиссных решений. Каждая из сторон выдвигала свои условия, которые не принимались дру-

гой стороной. Другие участники мирового сообщества также предпринимали попытки урегулировать ситуацию. Так, Армению поддерживала Франция, а Азербайджан -Турция. Безусловно, эта поддержка оказывалась с учетом собственных интересов.

Тем не менее Россия сумела склонить стороны конфликта к прекращению огня и разрешению ситуации политическими методами, а также дать согласие на ввод миротворческого контингента России в зону конфликта для стабилизации обстановки и разъединения противоборствующих сторон (до осени 2020 г. стороны категорически выступали против введения каких-либо миротворческих сил).

9 ноября 2020 г. президент Азербайджана И.Г. Алиев, премьер-министр Армении Н.В. Пашинян и Президент России В.В. Путин подписали заявление о полном прекращении всех военных действий и огня в зоне нагорно-карабахского конфликта и вводе миротворческих сил (МС) России в зону конфликта, в котором было объявлено о полном прекращении с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года огня и военных действий в зоне нагор-но-карабахского конфликта3.

В соответствии с трехсторонними соглашениями в Нагорный Карабах с 10 по 13 ноября была введена группировка российских миротворцев - 15-я отдельная мотострелковая бригада (ОМСБр) под командованием генерал-лейтенанта Р.У. Мурадова со штатной боевой техникой, включая бронетранспортеры БТР-82А, вертолеты Ми-24 и Ми-8, бронеавтомобили4.

Бригада входит в состав международных миротворческих сил ООН, имеет опыт выполнения миротворческих задач, полученный в зоне конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье.

На основании трехсторонних договоренностей группировка миротворческого контингента насчитывает: личного состава - 1960 военнослужащих, бронетранспортеров - 90 единиц, автомобильной и специальной техники - 380 единиц.

Задачи, поставленные и выполняемые миротворцами, - прекращение огня и военных действий и осуществление контроля за соблюдением достигнутых договоренностей и перемирия в зоне нагорно-карабахского конфликта, а также предотвращение провокаций между конфликтующими сторонами.

Созданы зоны ответственности «Север» и «Юг». Вдоль всей линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и соединяющего Армению и Нагорный Карабах Лачинского коридора выставлены 27 российских наблюдательных постов для пресечения всех противоправных действий в отношении мирного населения и осуществления безопасного движения транзитного транспорта. Организовано патрулирование линии соприкосновения подразделениями военной полиции (в составе миротворческого контингента). В г. Степанакерте дислоцирован штаб командования миротворческой операцией. Кроме того, осуществляется непрерывное взаимодействие как с генеральным штабом Азербайджана, так и с генеральным штабом вооруженных сил Армении5.

Для обеспечения миротворческих задач и полноценного функционирования предстояло создать и были созданы в короткие сроки: система наблюдения и контроля, защищенные фортификационные сооружения в местах дислокации подразделений и на наблюдательных постах, надежная система связи, арсеналы, парки техники и вооружения, а также тыловая инфраструктура (столовые, медсанчасть, банно-прачечный комплекс).

По опыту российских миротворческих действий на Кавказе миротворческим контингентом в Нагорном Карабахе достаточно полно анализировались дивер-сионно-террористические угрозы, предотвращались вероятное минирование транспортных путей и закладка радиоуправляемых фугасов, учитывалось присутствие в регионе ближневосточных боевиков (наемников и террористов), а также другие провокации боевиков.

Россия и Турция договорились о создании совместного центра для дистанцион-

ного наблюдения за прекращением огня в Карабахе (СРТЦ). Центр базировался в Азербайджане. В состав этого центра по договоренности всех сторон конфликта вошли до 60 человек (военнослужащих) от Вооруженных сил Российской Федерации и Турецкой Республики. Дежурные смены военнослужащих (СРТЦ) осуществляли сбор, обобщение, анализ и проверку достоверной информации в случаях нарушения сторонами договоренностей в данном конфликте. А представители ООН осуществляли наблюдение за работой российских миротворцев6.

Россия оказывала и оказывает гуманитарную помощь, а российские миротворцы участвуют в восстановлении объектов гражданской инфраструктуры.

На 8 августа 2022 года Россия предоставила существенную гуманитарную помощь (более 800 тонн строительных материалов и около 1,5 млн тонн гуманитарных грузов). Миротворцы проверили на наличие взрывоопасных предметов и очистили более

2300 га территории, свыше 650 км дорог, 1900 зданий и сооружений, уничтожили и обезвредили около 26 тыс. взрывоопасных предметов. 52 тыс. беженцев вернулись в свои дома7.

Всего с 23 ноября 2020 года по декабрь 2022 года освобождено от неразорвавшихся мин и снарядов 2 442,3 га территории, около 690 км дорог, более 1 900 зданий и обезврежено свыше 26,6 тысячи взрывоопасных предметов8.

Усилия миротворцев России в Нагорном Карабахе направлены на укрепление стабильности, возвращение беженцев в родные места, переход к мирной жизни, в конечном итоге это будет способствовать гарантиям переговорного процесса и возрождает надежды на окончательное разрешение конфликта.

Обобщенные данные по потерям с 1992 по 2021гг. в миротворческих операциях Вооруженных сил Российской Федерации отражены в таблице 1.

Таблица 1. Потери в миротворческих операциях Вооруженных сил Российской Федерации (1992-2921 г.) 9

Регион Период Наименование Контингент. Потери ВС % потерь

миротворческой миротворческой миротворческого (человек) РФ

операции операции, г. контингента (человек)

Молдавия CMC

(Приднестровье) 1992 - 2020 (Совместные Миротворческие силы) 3100 24 0,77

Грузия ССПМ

(Южная Осетия) 1992-2008 (Смешанные Силы по Поддержанию Мира) 534 46 6,37

Грузия КСПМ СНГ

(Абхазия) 1994-2008 (Коллективные Силы по Поддержанию Мира) 2500 73 2,84

Таджикистан KMC СНГ

(Гражданская 1993-2000 (Коллективные 6687 302 2,24

война) Миротворческие Силы)

Армения- РМК

Азербайджан Российский 1960 8 0,41

(Нагорный 2020-2021 Миротворческий

Карабах) Контингент)

СНГ 1992-2022 МС РФ 14741 453 3,08

Подводя итог роли миротворческих сил Российской Федерации на постсоветском пространстве, уверенно можно утверждать, что действия воинских контингентов миротворцев России при выполнении ими миротворческих задач были беспристрастными, решительными, настойчивыми и твердыми, но, что следует подчеркнуть, в рамках тех соглашений и договоров, вследствие которых они вводились в регионы конфликтов, при безусловном исполнении своего долга и проявлении при этом исключительного мужества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кавказский Узел. Минская группа ОБСЕ. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/152311/ (дата обращения: 20.12.2022).

2 В Карабахе подсчитали число пострадавших в конфликте. РИО НОВОСТИ. URL: https:// ria.ru/20201113/karabakh-1584461718.html (дата обращения: 6.03.2023). Дата обращения:

19.01.2021); Интервью с командующим российскими миротворческими силами в Нагорном Карабахе генерал-лейтенантом Р. Мурадовым // Сайт МО РФ. URL: http.mil.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).

3 Указ Президента РФ от 10 ноября 2020 г. № 695 «О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе» URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74792272/ (дата обращения:

20.12.2022); Встреча с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/64877/(дата обращения: 20.12.2022); Заявление Президента Российской Федерации. URL: http: // www. kremlin. ru /events/president/transcripts/64381 (дата обращения: 20.12.2022).

4 Интервью с командующим российскими миротворческими силами в Нагорном Карабахе генерал-лейтенантом Р. Мурадовым // Сайт МО РФ. URL: http.mil.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).

5 Владимир Путин, Никол Пашинян и Иль-хам Алиев выступили с заявлением по Нагорному Карабаху // Российская газета. 2020. № 4323; Баранец В. Российские миротворцы в Нагорном Карабахе: кто они, откуда и чем вооружены. URL: https://www.samara.kp.ru/ daily/2171206/4318995/ (дата обращения: 20.12.2022).

6 Россия и Турция договорились о создании центра по мониторингу в Карабахе. РИО НОВОСТИ. URL:https://ria.ru/20201111/ karabakh-1584195437.html (дата обращения: 6.03.2023).

7 Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев выступили с заявлением по Нагорному Карабаху // Российская газета. 2020. № 4323; Тонкошкуров В.П., Шигин А.В. Нагорный Карабах: Российская миротворческая операция // Военная мысль. 2022. № 4. С. 44-50; У российских миротворцев в Карабахе сменился командующий. URL: https: // www.rbc.ru/politics/13/05 /2021/609d09699a794779d05e6fff (дата обращения: 26.12.2022).

8 Информационный бюллетень Министерства обороны Российской Федерации о деятельности российского миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта. URL: https ://mil.ru/russian_peacekeeping_forces/ bulletins/more.htm? (дата обращения: 20.12.2022).

9 Россия и СССР в войнах ХХ века. Книга потерь. М.: Вече, 2010. С. 579-580, 580-581, 583-584, 587, 611-612; Россия (СССР) в войнах второй половины XX века. Участие российских (советских) военнослужащих в боевых действиях за пределами Российской Федерации (СССР) после Второй мировой (1946-2002). М., 2002. С. 483; Ле-гостаев А. Военные потери России в Закавказье 2020-2021. URL: https://proza.ru/2020/12/23/446 (дата обращения: 20.12.2022).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Информационный бюллетень Министерства обороны Российской Федерации о деятельности российского миротворческого контингента в зоне нагорно-карабах-ского конфликта. URL: https://mil.ru/russian_ peacekeeping_forces/bulletins/more.htm? (дата обращения: 20.12.2022).

2. Россия и СССР в войнах ХХ века. Книга потерь. М.: Вече, 2010

3. Россия (СССР) в войнах второй половины XX века. Участие российских (советских) военнослужащих в боевых действиях за пределами Российской Федерации (СССР) после Второй мировой (1946-2002). М., 2002

4. Тонкошкуров В.П., Шигин А.В. Нагорный Карабах: Российская миротворческая операция // Военная мысль. 2022. № 4.

REFERENCES

1. Informacionnyj byulleten' Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii o deyatel'nosti rossijskogo mirotvorcheskogo kontingenta v zone nagorno-karabahskogo konflikta. URL: https://mil.ru/ russian_peacekeeping_forces/bulletins/more. htm? (data obrashcheniya: 20.12.2022).

2. Rossiya i SSSR v vojnah HKH veka. Kniga poter'.

M.: Veche, 2010

3. Rossiya (SSSR) v vojnah vtoroj poloviny XX veka. Uchastie rossijskih (sovetskih) voennosluzhashchih v boevyh dejstviyah za predelami Rossijskoj Federacii (SSSR) posle Vtoroj mirovoj (1946-2002). M., 2002

4. Tonkoshkurov V.P., SHigin A.V. Nagornyj Karabah: Rossijskaya mirotvorcheskaya operaciya // Voennaya mysl'. 2022. № 4.

THE PEACEKEEPING CONTINGENT OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR MAINTAINING PEACE AND STABILITY IN THE ZONE OF THE NAGORNO-KARABAKH CONFLICT. BASED ON OPEN SOURCES (November 2020 to December 2022)

© 2023 V.A. Gurov

Togliatti State University

The article is devoted to the role and place of the peacekeeping contingent of the armed forces of the Russian Federation in maintaining peace and stability in Nagorno-Karabakh during the period of the resumption of hostilities. The author characterizes the complex domestic political situation in the republics, especially the criminogenic situation on the border of Nagorno-Karabakh and the warring states. The peacekeeping contingent of the Russian Federation became the guarantor of peace and security in the region during the war between Armenia and Azerbaijan.

Keywords: peacekeeping contingent, armed forces of the Russian Federation, armed forces of the Republic of Azerbaijan and the Republic of Armenia, OSCE Minsk Group, Russian military base, President of Russia V. V. Putin, President of Azerbaijan I. G. Aliyev, President of Armenia N. V. Pashinyan, Motorized Rifle Brigade, Responsibility zones «North» and «South».

DOI: 10.37313/2658-4816-2023-5-1-171-175 EDN: IVOEXP

Vladimir Gurov, Doctor of History, Professor of the Academy of Military Sciences of the Russian Federation, Professor of the Department of History and Philosophy, Togliatti State University, Combat Veteran, Retired Colonel. E-mail: vladimir.gurov2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.