Научная статья на тему 'Мирообраз эпопеи Л. Н. Толстого "война и мир"'

Мирообраз эпопеи Л. Н. Толстого "война и мир" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3708
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панова Ольга Борисовна

Рассмотрена онтологическая проблематика и поэтика эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Представлена интерпретация философского диалога главных героев произведения в Богучарово как притчи. Притчевая поэтика отражает авторский поиск универсальной жанровой формы, способной воплотить идею полноты Бытия; с притчевым началом связано более сложное понимание жанровой специфики произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World image in epic work «War and Peace» by L.N. Tolstoy

The article is devoted to ontological issues and poetic style of work «War and Peace» by L.N. Tolstoy. The philosophic dialogue of the main heroes in Bogucharovo is interpreted as a parable. Parable poetry evidences author's quest for universal genre capable to embody the idea of fullness of existence. Parable implies more complex understanding of the work genre.

Текст научной работы на тему «Мирообраз эпопеи Л. Н. Толстого "война и мир"»

О Б. Панова

МИРООБРАЗ ЭПОПЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Рассмотрена онтологическая проблематика и поэтика эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Представлена интерпретация философского диалога главных героев произведения в Богучарово как притчи. Притчевая поэтика отражает авторский поиск универсальной жанровой формы, способной воплотить идею полноты Бытия; с притчевым началом связано более сложное понимание жанровой специфики произведения.

Возможность выхода к онтологической проблематике эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», ключ к пониманию авторского миромоделирования в поэтике эпопеи даёт принципиально важный диалог Пьера Бе-зухова и Андрея Болконского в Богучарово - стержневой философский центр произведения, несомненно, требующий подробного всестороннего анализа. Диалог следует привести с учётом различия взглядов героев.

Андрей Болконский:

«Почему вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу?»

Пьер Безухое:

«Вы говорите, что не можете видеть царство добра и правды на земле. И я не видел его; и его нельзя увидеть, если смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле, нет правды... Но в мире, во всём мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно - дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного гармоничного целого. Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, высшая сила, что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим.».

Андрей Болконский:

«Да, это учение Гердера... жизнь и смерть, вот что убеждает. когда идёшь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезает там, в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И я заглянул.».

Пьер Безухое:

«Ежели есть Бог, и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили, и будем жить вечно, там, во всём (он указал на небо)».

«Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду, и всегда был, и что в этом мире есть правда.» [1. С. 114-118].

Истолкование философского диалога Пьера Безухова и Андрея Болконского и шире - интерпретация темы «Человек - Бог - Мироздание» в художественном мышлении Л. Толстого, поиск ответов на глубокие онтологические вопросы, поставленные в «Войне и мире», - предполагают оперирование универсальными методологическими категориями: пространство, время, вечность.

Специфика хронотопа эпопеи Толстого отражает дух и сущность мифопоэтической, архаической модели мира, изначально настроенной на целостное восприятие, при котором, как известно, пространство не противопоставлено времени.

В.Н. Топоров убедительно доказывает, что «в мифопоэтическом хронотопе время сгущается и становит-

ся формой пространства. его новым (“четвёртым”) измерением. Пространство же, напротив, “заражается” внутренне-интенсивными свойствами времени, втягивается в его движение, становится неотъемлемо укоренённым в разворачивающемся во времени сюжете (т.е. в тексте). Всё, что случается или может случиться в мире мифопоэтического сознания, не только определяется хронотопом, но и хронотопично по существу, по своим истокам. Неразрывность пространства и времени проявляется в этой модели мира.» [2. С. 232].

Хронотоп, являясь одним из важнейших жанроформирующих факторов вообще, в «Войне и мире», как и во многих других произведениях Л.Н. Толстого, именно в силу своей глубинно-мифологенной природы способствует созданию такой жанровой модели (Великой Книги), которая «предрасположена» к построению Мифопоэтической Вселенной, или Мета-Вселенной, для которой характерна вневременность и внепро-странственность [3]. Вспомним разницу между текстом обычного типа и великим сакральным текстом: последний никогда не определяется занимаемым им внешним пространством, но, безусловно, открывает новую, «иную» сферу Бытия. Г.Д. Гачев считал вневременную сущность героев и событий одной из главных черт эпического жанра: «Да, эпос, даже и включая то или иное время и место действия, всегда, в конце концов, выводит свои события вне времени и пространства» [4. С. 101]. Приравнивая эпопею Л.Н. Толстого «к жанру Национальной Книги, Библии», Гачев характеризует Книгу как жанр, возникший в результате записи эпоса, появившийся в кризисный период дифференциации человеческого сознания, показавший переход от целостного мифологического постижения Мира к философскому рассуждению, логическому познанию, зафиксировавший момент выделения индивидуального мироощущения из родового, коллективного.

В философском диалоге Пьера Безухова и Андрея Болконского представлено сосуществование в авторском сознании двух сфер Бытия: горизонтальной и вертикальной, тесно взаимосвязанных. Пространство «Войны и мира», таким образом, имеет горизонтальную и вертикальную направленность. Горизонтальная плоскость Бытия означает пребывание человека на земле, в обыденном мире; по горизонтали осуществляется преемственность времён - прошлого, настоящего и будущего. Вертикальная сфера - возможность существования человека в Вечности, в Мироздании, переживания Бытия; по вертикали обеспечивается соотнесённость с бесконечностью, выявляется всеобщее, божественное, сакральное.

Вертикаль пространства создаётся в поэтике «Войны и мира» посредством известных мифологических антиномий: верх / низ; небо / земля; Бог / Человек; сакральное / профанное; Вечность / время.

Пересечение горизонтальной и вертикальной сфер Бытия происходит в каждый момент жизни человека, обладающего как конечным, так и бесконечным существованием («... мы теперь дети земли, а вечно - дети всего мира», - говорит Пьер).

Очевидно влияние на автора «Войны и мира» философии И. Гердера. Гердеровское осмысление роли Человека в Мироздании, его космического предназначения было весьма значимым для мыслителей XIX в., во многом формировало единую мировоззренческую систему культуры столетия. «Всё в природе взаимосвязано; одно стремится к другому и подготавливает его. Итак, если человек замкнул цепь земных созданий, будучи её высшим и последним звеном, то именно потому он и даёт начало цепи высшего рода существ, будучи самым низшим звеном в этой цепи, поэтому человек по всей вероятности, звено, соединяющее два мира. его состояние - последнее на Земле и первое в ином существовании. Итак, человек одновременно представляет два мира, и отсюда - явная двойственность его существа.»; «... он (человек) возвысил взор и воздел руки, он - сын, и ждёт, когда призовёт его Отец» [5. С. 134-135, 136].

Точки соприкосновения Л. Толстого и И. Гердера в философском диалоге Андрея и Пьера просматриваются достаточно отчётливо; появляется текстуально выраженная отсылка к личности немецкого философа, его имя вложено автором в уста самих героев. Основная мысль философского учения Гердера - идея о всеобщей причинной связи, закономерности, взаимообусловленности развития Вселенной и Человека, о соотнесённости человека с высшим бесконечным Миром, временной человеческой жизни с Вечностью - очень близка Толстому и, несомненно, наследуется им. Не менее важна для писателя проблема онтологически единого мирового развития, смыкающаяся с его собственными размышлениями о духовном самоусовершенствовании человека. Согласно Гердеру (и за ним - Толстому), человек находится в непрерывном развитии, не заканчивающемся на земле, а продолжающемся дальше - в надличном Мире.

Представление о человеческой личности как о точке, где сходятся время и вечность, пересекаются вертикаль и горизонталь, было предметом напряжённых раздумий Л. Толстого. Его любимые герои чувствуют себя причастными Бытию и Вечности, бесконечному пространству и бесконечному времени, осознают свою онтологическую, вневременную сущность. В момент диалога в Богучарово Пьер Безухов и Андрей Болконский поставлены автором в ситуацию «граничности Мира», онтологического порога, пребывания на высшей точке озарения души, особой душевной открытости, явления истины; в миг неисчерпаемой полноты Бытия, соотношения временного и вечного, где в малом интервале восстанавливается вся Вселенная, весь Мир явлен здесь и сейчас. Такое мгновение наполнено Вечностью, свидетельствует о ней; «теперь» и «через века» сходятся в одной точке. Более точному пониманию этой проблемы способствует мысль философа М. Мамардашвили: «Бог - универсальная структура сознания. Универсальное - некая точка непосредственно поверх и поперёк реально протянутого мира, замкнутая на индивиде.» [6. С. 29].

Хронотоп «Войны и мира» онтологизирует состояние героев в модусе «вечно-настоящего»; представляет скрещение в человеческой личности двух сфер, определяемое различием и, в то же время, соотнесённостью относительного и абсолютного, человеческого и божеского, греха и святости, временного и вечного («Я» -граница между мирами); утверждает способность постоянного творческого присутствия Человека в Бытии в качестве вечного «здесь и теперь». Пьер и Андрей ощущают это «предельное» состояние именно «сейчас» («. живём не нынче только на этом клочке земли, а жили, и будем жить вечно, там, во всём.»). Единое Время человеческой Культуры и человеческого Бытия не исчерпывается линейным протеканием временного процесса, но раскрывает многообразие композиций прошлого, настоящего и будущего. Настоящее - мимолётно, мгновенно, неуловимо; это только грань между прошлым и будущим, но его суть раскрывается по мере способности выражать собой и содержать в себе Вечность. Настоящее как момент в Вечности так важно потому и только потому, что в нём таинственная глубина прошлого опыта и загадочность будущего пути скрещиваются и открываются навстречу друг другу. Прошлое, настоящее и будущее - разные ипостаси Вечности, они - относительны, и только Вечность - абсолютна. Но настоящее -наиболее приближенная к Вечности форма времени. Оно насыщено Вечностью, открыто Вечности. Сама Вечность непременно присутствует в настоящем. В мгновении намечается воссоединение с Вечностью. Таким образом, настоящее, будучи единственно реальным временем, представляет собой точку сосредоточения абсолютной, надвременной Вечности Бога.

Следует отметить, что герои «Войны и мира» чувствуют себя в онтологической реальности и определяют себя в Мироздании по-разному. Для Пьера характерно нахождение в сакральной сердцевине Бытия; ощущение связи своей души с Богом, Вечностью, Мирозданием; чувство вневременного значения человеческой жизни; осознание себя неотъемлемой частью бесконечного Мира. У Андрея, живущего в момент диалога в Богучарово по установке «жизнь для себя», ушедшего в индивидуализм, заметно нарушение вселенского равновесия, утрата связи души с духовной сферой Мироздания, Абсолютом по причине непонимания временного в вечном, чувства собственной конечности в бесконечном Мире. Это предвосхищает одну из важнейших проблем мировой культуры XX в. - трагедию оторванности индивидуального человеческого бытия от универсальной целостности Бытия Космического; неопределённости человеческого существования в Мироздании. В произведениях Д. Джойса, Ф. Кафки, М. Пруста, Т. Манна, У. Фолкнера, Г.Г. Маркеса, А. Камю, Ж.-П. Сартра, Г. Гессе, М. Кундеры, П. Акройда проявляется отчуждённость и покинутость человека в XX в.; наблюдается отчётливая дисгармония Личности и Мира; вводится понятие «посторонний» (Камю) - человек-чужак в Бытии, изгнанник во Вселенной, «заброшенный», «бунтарь», страдающий от разлада с Миром; акцентируется абсурдность человеческой жизни; представлен оборванный круговорот Бытия.

Герои Л. Толстого обретают смысл жизни в поиске Бога и Истины. Именно Бог, Дух Вселенной, Высший Разум

выступает как Единое, Абсолютное, Вечное, Трансцендентное. Истина берёт начало и замыкается в Боге, высвечивается как причастность к подлинному, сакральному («Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина.», - говорит Пьер Андрею). По Толстому, истина не просто заключается во Всеобщем, но постоянно должна обнаруживаться в индивидуальной человеческой жизни. Истина - бытийна, трансцендентна, божественна, но способна раскрыться только через человеческую личность; «рождается» в человеческой душе посредством самореф-лексии, самосознания; достигается человеком - со-творцом и соучастником Мирового разума - на жизненном, земном пути. Следовательно, категории «горизонталь» и «время» предполагают возможность «вертикали» и «вечности».

Понимание онтологического статуса человеческой жизни, постижение её бытийного смысла неизбежно приводят героев «Войны и мира» к проблеме бессмертия как онтологической характеристике человека. Архетипиче-ская композиция «ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ» преобразуется у Толстого в триединый образ «ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ -БЕССМЕРТИЕ». «Бессмертие» возникает в толстовской картине Мира как смыслообраз, сочетающий реалии жизни героев с её символико-онтологическим преломлением и переживанием, обнаруживающий скрещение конечного и бесконечного, временного и вечного, реального и идеального, жизни и смерти, личного и мирового, восстанавливающий гармонию Бытия. В высказывании Андрея жизнь представлена в своей трагедийности: Человек, соразмерный Бытию, оказывается в положении изначально приговорённого к смерти. Однако Жизнь и Бессмертие не воспринимаются Толстым как полярные полюса, но трактуются как единая онтологическая антиномия (в диалоге Андрея и Пьера это особенно заметно), поскольку жизнь человечества имеет необозримую вселенскую предысторию (Прошлое) и перспективу (Будущее), укоренена в Мироздании. Потому жить - значит, согласно Толстому, соотноситься с Вечностью. Бессмертие невозможно без соединения Прошлого, Настоящего и Будущего. Речь в диалоге Андрея и Пьера, по сути, идёт о восстановлении связи времён, о вневременности, о величайшем синтезе человеческого жизненного опыта.

В качестве высшего обозначения жизни в русском языке предлагаются такие понятия, как «Бытие» и «Житие» (В. Даль). Аналогично в художественном сознании Л. Толстого: «жить» = «быть», значит, сбываться, становиться самим собой, приобщаться к Бытию, Вечности. Жизнь как самораскрытие, самореализация, как жизне-творчество - соприродна Бессмертию. Следовательно, в диалоге героев эпопеи устанавливается, что бессмертие укоренено в жизни; жизнь как момент прикосновения к абсолютной Истине, как духовно-нравственное содержание есть потенциальное Бессмертие, его основа и прообраз. В человеке, через жизнь человечества в нескольких

поколениях, осуществляется самоосознание и становление Бытия. Возможность реального бессмертия, как пытается доказать Пьер, - не вечная жизнь отдельной личности, а её духовная жизнь в Вечности; суть жизни - в бессмертии, суть бессмертия - в полноценности и подлинности жизни. В жизни как пути к Истине преломляется для героев Толстого весь Мир. Собственная жизнь осознаётся ими не как нечто преходящее, но как мировое событие, исполненное высшего онтологического смысла.

Таким образом, Бессмертие в «Войне и мире», в первую очередь, - духовное измерение, высшее качество жизни как целостного процесса, стремление к истинному, абсолютному, искание «добра и правды». Мир всегда образуется, становится, развивается («.я чувствую, что. не могу исчезнуть. что я всегда буду, и всегда был.»). Смысл бессмертия для толстовских героев - в стремлении, движении к нему, поиске.

Диалог Андрея Болконского и Пьера Безухова в Богу-чарово с его философским универсализмом, онтологическим содержанием отличается явно выраженным притче-во-символическим характером; обладает жанровыми приметами, признаками, функциями притчи; имеет прит-чевую основу. Важнейшие черты, характерные для притчи (вневременность; символичность текста; бытийномифологическая наполненность; выход в область сакрального, надличного; «смысловая вертикаль»; сосредоточенность на предельных онтологических вопросах; обращённость к Бытию), в нём, несомненно, присутствуют. Диалог героев направлен на проникновение в самую суть Бытия; онтологические категории - жизнь, любовь, смерть, вера, истина - становятся здесь смыслообразующими. Символико-смысловое ядро диалога-«притчи» -представление о Человеке как феномене Бытия, вера в возможность повышения его онтологического статуса, подчёркнутая необходимость человеческого существования в Пространстве и Времени Мироздания.

Смысл диалога героев Толстого раскрывается в контексте всемирно-исторического масштаба; речь идёт не только о личном духовном развитии и жизненном пути героев «Войны и мира», но о мифоло-генно-символическом Пути Человека и Человечества к Истине и подлинному Бессмертию.

Это и придаёт философскому диалогу Андрея Болконского и Пьера Безухова вневременное, онтологическое, притчевое звучание. Выскажем предположение, что диалог в Богучарово может быть охарактеризован как «жанровый центр» эпопеи Л. Толстого; проявление притчевой поэтики отражает авторский поиск универсальной жанровой формы, способной воплотить идею полноты Бытия; с притчевым началом связано более сложное понимание жанровой специфики произведения. Притча является источником онтологического потенциала «Войны и мира» Л.Н. Толстого как «Великой Книги».

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1937-1940. Т. 10.

2. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст. Семантика и структура. М.: Наука, 1983.

3. Пятигорский А.М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. М.: Языки русской культуры, 1996.

4. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968.

5. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

6. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.

Статья поступила в редакцию журнала 10 сентября 2006 г., принята к печати 16 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.