Научная статья на тему 'Язык символов эпоса Л. Н. Толстого. Символ ребенка'

Язык символов эпоса Л. Н. Толстого. Символ ребенка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1829
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / СИМВОЛ / МИФ / АРХЕТИП / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭПОС / WORD / SYMBOL / MYTH / SYMBOLIC FIELD / MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS / EPOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панова Ольга Борисовна

. Рассмотрен один из ведущих образов символической целостности эпоса Л.Н. Толстого символ ребёнка. «Ребёнок)) выражение невыразимой абсолютной реальности Бытия, символическое указание на бессмертие, открывает перспективу процесса самопознания, раскрытия, развития и самоосуществления человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The symbolic language of L.N. Tolstoy's epos. The symbol of a child

One of the leading images of symbolic integrity of L.N. Tolstoy's epos the symbol of a child is examined. A child serves to express absolute reality of Existence, symbolic idea of immortality, opens a perspective of the process of person's self-knowledge, development and self-realization.

Текст научной работы на тему «Язык символов эпоса Л. Н. Толстого. Символ ребенка»

ЯЗЫК СИМВОЛОВ ЭПОСА Л.Н. ТОЛСТОГО.

СИМВОЛ РЕБЁНКА

О.Б. Панова

Аннотация. Рассмотрен один из ведущих образов символической целостности эпоса Л.Н. Толстого - символ ребёнка. «Ребёнок» - выражение невыразимой абсолютной реальности Бытия, символическое указание на бессмертие, открывает перспективу процесса самопознания, раскрытия, развития и самоосуществления человека.

Ключевые слова: слово, символ, миф, архетип, символическое поле, мифологическое сознание, эпос.

Своеобразие эпоса Л.Н. Толстого в его особом языке - языке символов. Русскому классику присуще подчёркнуто онтологическое понимание Слова, обращение к его сакральной, универсально-символической, абсолютно-бытийной природе; убеждение в со-вечности Слова и Бытия. Слово становится центром, к которому стягиваются основные бытийные смыслы, Символом, наполненным безграничным содержанием, заключающим в себе высший смысл.

«Ребёнок» - значимый символ в творчестве Л.Н. Толстого в целом, знак исходного, изначального гармонического состояния личности, сокровенное «Я» Толстого-философа, мыслителя и глубинный, душевный «миф» Толстого-автора. Достаточно указать на многочисленные страницы его дневников, посвящённые «первичным» бессознательным воспоминаниям, попытки воскресить ощущения самых первых лет жизни, сознательное обращение к истокам, постоянное исследование образа своего «внутреннего ребёнка», а также отметить постоянное присутствие героев-детей практически во всех произведениях писателя, дар изображения души ребёнка, интерес к педагогической деятельности. Детство - одна из «четырёх эпох развития» - выступает как предмет анализа Толстого. «Когда же я начался? Когда начал жить?.. - художник мыс-

ленно возвращается к некой изначальности, вновь открывает детство, первый опыт, сохранённый в прапамяти, связывающий ребёнка с тем, что было до культуры, до религии, до жизни и даже до рождения, с космической первоосновой. «Детскость» воспринимается как впечатление некой первозданности Мира, редкая внутренняя нетронутость и «непостижимость».

В эпопее «Война и мир» символ ребёнка становится онтологическим стержнем, смысловым и структурным центром, в котором сфокусированы все значительные мотивы произведения. По глубокому убеждению Л. Толстого, создавшего свою уникальную концепцию ребёнка, дети наиболее близки к истине, только искренним детским душам открывается подлинный смысл жизни, потому связь героев с «чистым миром детства», их детское начало подчёркивается в эпопее не случайно.

«Она (княжна Марья. - О.П.), подходя к двери, уже видела в воображении своём то лицо Андрюши2, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умилённое...» (12; 58)3.

«Самое первое далёкое детство вспомнилось князю Андрею. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью. оттого ли, что он страдал, что другие страдали. но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.» (11;

257).

«В чём состоит связь этого человека (Анатоля. - О.П.) с моим детством, с моей жизнью?» - спрашивал он (Андрей. - О.П.) себя. И вдруг новое неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного представилось князю Андрею.» (11; 258).

«Фигура Пьера с ребёнком на руках теперь была ещё более замечательна, чем прежде.» (11; 397).

«Позовите Андрюшу», - вдруг сказал он (старый князь Болконский. - О.П.), и что-то детски-робкое... выразилось в его лице.» (11; 192).

«Что делалось в этой детски восприимчивой душе.»

(о Наташе; 11; 432).

Аналогично в романе «Анна Каренина» - символ ребёнка приобретает огромное значение:

«Когда Степан Аркадьич ушёл, она (Анна. - О.П.) вернулась на диван, где сидела окружённая детьми. Оттого ли, что дети видели, что мама любила эту тётю, или оттого, что они сами чувствовали в ней особенную прелесть, но старшие два, а за ними и меньшие, как это часто бывает с детьми, ещё до обеда прилипли к новой тёте и не отходили от неё. И между ними составилось что-то вроде игры, состоящей в том, чтобы как можно ближе сидеть подле тёти, дотрагиваться до неё, держать её маленькую руку, целовать её, играть с её кольцом или хоть дотрагиваться до оборки её платья» (18; 72).

«Здесь, в деревне с детьми и симпатичной ему Дарьей Александровной, Левин пришёл в то, часто находившее на него детски-весёлое расположение духа, которое Дарья Александровна особенно любила в нём» (18; 266).

«Когда затихшего, наконец, ребёнка опустили в глубокую кроватку и няня, поправив подушечку, отошла от него, Алексей Александрович встал и, с трудом ступая на цыпочки, подошёл к ребёнку. С минуту он молчал и с тем же унылым лицом смотрел на ребёнка; но вдруг улыбка, выступила ему на лицо, и он так же тихо вышел из комнаты» (18; 396).

«Но вдруг она (Анна. - О.П.) остановилась. Выражение её лица мгновенно изменилось. Ужас и волнение вдруг заменились выражением тихого, серьёзного и блаженного внимания... Она слышала в себе движение новой жизни»

(18; 352).

«Скрыл от премудрых и открыл детям и неразумным». Так думал Левин про свою жену (Кити. - О.П.), разговаривая с ней в этот вечер» (19; 87).

«Когда он (Левин. - О.П.) думал о ней (Кити. - О.П.), он мог себе живо представить её всю, в особенности прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты белокурой головки. Детскость выражения её лица в соединении с тонкой красотою стана составляли её особенную прелесть, которую он хорошо помнил.» (18; 54).

«Кити нагнулась к нему (ребёнку. - О.П.), - он просиял улыбкой, упёрся ручками в губку и запрукал губами, производя такой довольный и странный звук, что не только Кити и няня, но и Левин пришёл в неожиданное восхищение. Ребёнка вынули на одной руке из ванны, окатили водой, окутали простынёй, вытерли и после пронзительного крика подали матери.

- Ну, я рада, что ты начинаешь любить его, - сказала Кити мужу, после того как она с ребёнком у груди спокойно уселась на привычном месте.» (19; 396).

Детское начало героев Толстого проявляется в самые критические моменты их жизненного пути к истине, интенсивнее всего подчёркивается автором в пограничных ситуациях - на грани жизни и смерти, следовательно, «ребёнок» возникает как выражение духовного перелома, переоценки ценностей, начала новой, иной эпохи жизни и эволюции души.

Толстовский символ ребёнка уникален и чрезвычайно богат архети-пическим содержанием. Концепция ребёнка уходит корнями в глубокую древность, в наиболее архаические пласты религиозно-мифологического сознания русской культуры и древнейших мировых культур.

Сам факт всемирной распространённости «ребёнка» свидетельствует о его универсальности, важности и необыкновенной значимости в мифологии и культуре. В данном случае нить отчётливо тянется к классическому архетипу ребёнка. Архетипическая природа образа ребёнка в эпосе Толстого становится яснее, если обратиться к теории архетипов К.Г. Юнга и применить некоторые юнговские идеи. Сопоставляя древнегреческую, древнеиндийскую, древнеегипетскую, германско-скандинавскую, христианскую религиозно-мифологические модели, где образ ребёнка исключительно разнообразен и принимает самые разные формы, Юнг утверждает единый архетип Предвечного Младенца и разрабатывает его главные мифологические и психологические аспекты. По мысли учёного, младенец - реальность Бытия, суть проявление Божественного; мифологема его чудесного рождения подчёркивает священное детство человечества; Младенец вбирает в себя Вселенную, Мир предстаёт как форма существования великого Дитя (в мифологиях распространён образ Бога-младенца, Зевс, Кришна). С архетипом младенца Юнг связывает мотивы спасения (мифологический герой-ребёнок, Гор, Один, Геракл), мудрости, смены поколений, конца и начала (Христос - открытие новой эпохи), особо выделяет идею опыта и совершенствования, ведущего к идеалу предела духовного развития, к целостности личности.

Герои «Войны и мира» и «Анны Карениной» фиксируют своеобразную память о детстве, обладают способностью находить путь «обратно», к первоначальному времени, вглубь мира и обнаруживать себя в изначальности; они, по сути, дети, внутренне возвращающиеся туда, где были до рождения. Символический образ ребёнка у Толстого включает мифологему «истока» и «возврата». В полноте истока, т.е. детства, младенчества, все возможности Мира и человеческой личности уже даны изначально, все нити дальнейшего пути жизни - оттуда. Потому героям необходимо вернуться в детское состояние, чтобы обрести истинное познание и мудрость, пройти полный круг: от невинности, чистоты, доброты, открытости ребёнка, через трудные поиски самопознания и испытания жизнью - вновь достичь детской непосредственности и простоты. Движение, идущее от истока, к нему же и стремится, и это - возврат; жизненный путь исканий истины «замыкается» в круг - эстетика толстовского кругового восприятия жизни, времени, Бытия. В символическом универсуме толстовского эпоса заметно смысловое единство символов ребёнка и круга, выражающее целостность человека.

Ребёнок - существо сферы «птиц небесных»; хранитель тайны Бытия, кладезь скрытых способностей. Дети подвластны совершенно особенному космическому состоянию: совмещая в себе начало и конец, пребывают на границе сакральной и профанной пространственновременных областей и именно поэтому выходят за пределы индивидуального к вечному и универсальному, вовлечены в бесконечность. «Ребёнок» - выражение невыразимой абсолютной реальности Бытия, символическое указание на бессмертие, которое уподобляется архетипиче-ской идее бессмертия зерна (почки, ядра), открывает перспективу про-

цесса самопознания, раскрытия, развития и самоосуществления. Такое «видение» классической мифологемы Предвечного Божественного Младенца достаточно ясно реализуется в «Войне и мире». Князь Андрей и княжна Марья над кроваткой новорожденного Николеньки, после смерти маленькой княгини:

«.румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперёк кроватки, опустив голову ниже подушки, и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал. Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика, так, как будто бы он уже потерял его. хотелось прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели больше обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, ещё постояли в матовом свете полога, как бы не желая расставаться с этим миром, в котором они втроём были отделены от всего света.» (10; 100-101).

Образ ребёнка, символика детства высвечивают внутреннюю сокровенную суть Мира и человеческой жизни. Онтология рождения раскрывается прежде всего в качествах «пограничность» и «самосовершенствование»; и тот, и другой оттенок смысла для Л. Толстого необыкновенно важен. Рождение ребёнка есть выход из материнского лона в бездну Мироздания, неизвестность и бесконечность; эффект некоторой начальной промежуточности человека (ребёнок одновременно ещё принадлежит матери и уже находится в пространстве внешнего мира). Рождающийся (младенец Николенька или духовно родившиеся вновь Пьер, Андрей, Наташа) человек переживает пограничное состояние, оканчивающееся выходом в новую сферу Бытия, что воспринимается как приобщение к Вечности и Бессмертию, восстановление связи с Космосом. Новорожденный - это, в глубинном смысле, именно вновь родившийся, т.е. достигший нового духовного состояния - возрождения. Жизненный путь человека осознаётся Л. Толстым как длящееся мучительное рождение, символически воспроизводится в повествовании «Войны и мира» как непрерывное развитие и духовное становление героев, стремление вверх, к небу.

Архетипический младенец характеризуется двойственной природой; находится у пограничной черты сакрального и профанного времени и пространства; онтологически расположен между двумя полюсами Бытия, двумя аспектами Мира; принадлежит одновременно Небу и Земле, Богу и Миру; воспринимается архаическим сознанием как явленность священного в мирском, вечности - во временном, вертикального сечения - в горизонтали, как онтологическая ценность. В классическом обра-

зе ребёнка мир как бы схватывается в пограничной ситуации. Здесь значение символа ребёнка смыкается со значением символа двери, которые взаимно отражаются и могут быть объяснены один через другой. Древнейшее сочетание «ребёнка» и «двери» заключает глубинный христианско-мифологический смысл: младенец и дверь - образы Христа.

Герои «Войны и мира» Андрей Болконский и Пьер Безухов наделены не просто способностью чувствовать смыслы Бытия, но онтологическим превосходством ребёнка; они - символические дети. «Ребёнок» -онтологический образ поэтики эпопеи, в котором отражается мировиде-ние и воплощается миромодель Л.Н. Толстого, передаётся весь микрокосм авторских смыслов. В орбиту ребёнка вписывается: движение героев «Войны и мира» вниз, т.е. уход вглубь мирового пространства и внутрь собственной души, в глубинную пренатальную память, притяжение к земле, матери, возврат к основам; и в то же время - устремление вверх, к небу - ожидание вос-становления, отрыв от первооснов жизни, подъём, выход в Мироздание, символика «нового рождения». «Верх» и «низ» сближаются, «небо» и «земля» всё больше и больше отзываются друг в друге, противоположности сходятся, достигают равновесия, согласуются; мифологенный мотив пограничности, промежуточности, вы-брошенности в Мироздание демонстрирует направленность исторического развития человечества и обнаруживает антиномию, важнейшую в художественном мире Л.Н. Толстого.

верх ВОССТАНОВЛЕНИЕ

высота небо ^

«ребёнок» • герой Толстого земля | ВОЗВРАТ

глубина низ ВОССОЕДИНЕНИЕ

Символическая целостность эпоса в основе содержит единую мифологему древнейшего происхождения, обнаруживается архетипика моделирования Космоса, угадывается след архаического мироощущения в сознании Л. Толстого - творца эпопеи.

Раскрывая смысловое содержание символа ребёнка эпоса Толстого, необходимо учитывать, что большое и, несомненно, концептуальное значение в нём имеет идея Бога, также архетипическая. Архетип Бога -сложный архетип, включающий в себя архетип отца или «мудрого старца», к которому восходит образ Бога-отца и архетип «умирающего и воскресающего божества», основанный на древнейшей структуре нового рождения через смерть, к которому восходит образ Бога-сына, Христа. В процессе исследования мифологических основ эпоса Л.Н. Толстого

следует обратить внимание на внутренний монолог Андрея Болконского в момент религиозного прозрения:

«Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог. Но как же Бог предписал этот закон? Почему сын?... Да, любовь, но не та любовь, которая любит за что-нибудь . но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и всё-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Всё любить - любить Бога во всех проявлениях. Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться.

Она есть сущность души. начало вечной любви. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Любовь? Что такое любовь? - думал он (Андрей. - О.П.). -Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.» (12; 61, 63-64).

Вопрос Андрея «Почему сын?» наполнен символическим смыслом, следовательно, многозначен и может быть истолкован по-разному.

Во-первых, здесь, несомненно, представление Болконского о сущности Христа, речь идёт о Боге-сыне, который проповедовал на земле открывшийся ему закон любви ко всем людям и всепрощения.

Во-вторых, все люди на земле - дети Бога, это их объединяет. Осознавая, что сам он - сын Божий, чувствуя в себе Бога, источник Божеской любви, Андрей начинает лучше и глубже понимать своих близких. Символически вновь подтверждается мысль Л. Толстого «Бог есть Любовь», принципиально важная в его религиозно-философской концепции.

В-третьих, вопрос «Почему сын?» связан и с образом сына князя Андрея, семилетнего Николеньки, присутствующего при прозрении и смерти отца.

«Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он много пережил после этого дня, приобретая знаниями наблюдательность, опытность; но если бы он владел тогда всеми этими после приобретёнными способностями, он не мог бы лучше, глубже по-

нять всё значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он понял теперь. Он всё понял и, не плача, вышел из комнаты.» (12; 59).

Возникает сокровенная связь между отцом (князем Андреем) и сыном (Николенькой). В Николеньке, изначально понимающем истину любви и всепрощения, открывающуюся князю Андрею, вера его находит продолжение.

Позже, в романе «Анна Каренина» образ ребёнка - сына Анны Серёжи - обретает принципиально важное, сакрально-символическое значение; играет существенную роль в раскрытии смысла эпиграфа произведения («Мне отмщение, и Аз воздам»).

«Напоминание о сыне вдруг вывело Анну из того безвыходного положения, в котором она находилась. Она вспомнила ту, отчасти искреннюю, хотя и много преувеличенную, роль матери, живущей для сына, которую она взяла на себя в последние годы, и с радостью почувствовала, что в том состоянии, в котором она находилась, у неё есть держава, независимая от положения, в которое она станет к мужу и Вронскому. Эта держава - был сын. В какое бы положение она ни стала, она не может покинуть сына... У неё есть цель жизни... Она быстро оделась, сошла вниз и решительными шагами вошла в гостиную. Серёжа, весь в белом, стоял у стола под зеркалом... Она чувствовала, что слёзы выступают ей на глаза. «Разве я могу не любить его? - говорила она себе, вникая в его испуганный и вместе обрадованный взгляд. - И неужели он будет заодно с отцом, чтобы казнить меня? Неужели он не пожалеет меня?» (18; 297).

«Милый мой!» - сказала она (Анна. - О.П.). Она не могла сказать прощай4, но выражение её лица сказало это, и он (Серёжа) понял. “Милый, милый Кутик! - проговорила

она имя, которым звала его маленьким, - ты не забудешь меня? Ты.” - но больше она не могла говорить. Сколько потом она придумывала слов, которые она могла сказать ему! А теперь она ничего не умела и не могла сказать. Но Серёжа понял всё, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастлива и любила его... он видел, что она страдает, ему было жаль её...

- Серёжа, друг мой, - сказала она, - люби его (Алексея Александровича. - О.П.), он лучше и добрее меня, и я перед ним виновата. Когда ты вырастешь, ты рассудишь.

- Лучше тебя нет!.. - с отчаянием закричал он сквозь слёзы и, схватив её за плечи, изо всех сил стал прижимать её к себе дрожащими от напряжения руками.

- Душечка, маленький мой! - проговорила Анна и заплакала так же слабо, по-детски, как плакал он» (19; 121).

В сознании Толстого - мыслителя и писателя - на глубинном уровне архетип Спасителя, Христа совпадает с архетипом Божественного Младенца, что даёт единый образ, символизирующий вечно возрождающийся дух. Серёжа, сердечно близкий матери, неразрывно связанный с ней глубинными жизненными узами, подобно Богу-сыну, Христу, не судит, но оправдывает, понимает и прощает Анну. Его душе - душе ребёнка - дано высшее знание, понимание «непостижимого» и «невыразимого», самой сути жизни; потому предоставлено «священное», «небесное» право прощения в противоположность мирскому, «земному» суду. Согласно Толстому, постижение, открытие ребёнком - Серёжей, Николень-кой - Мира и есть просветление (прозрение) в чистом и непосредственном виде; именно дети считаются им естественными носителями Истины, божественной мудрости Жизни. В книге Л.Н. Толстого «Соединение и перевод четырёх Евангелий» читаем: «. дети сами собой находятся в том Царстве Бога, которое Он (Иисус Христос) проповедует. Чтобы войти в Царство Бога, надо быть как ребёнок. Если не вернётесь назад к своему детству и не будете как дети, то не можете быть в Царстве Бога. Понять надо то, что ребёнок - это душа Божья, сын Бога... » (24; 573-575).

В «Войне и мире» осуществляется проекция мифопоэтической конструкции «отец - сын»: взаимосвязь Андрея (отца) и Николеньки (сына) вовлекается в центральный христианский миф - историю смерти и воскресения Христа, сближается с взаимоотношением Отца и Сына Евангельских преданий; создаётся авторский, толстовский «миф» о смерти, возрождении (воскресении), продолжении рода, в основе которого находится известная архетипическая структура.

Для Николеньки князь Андрей - не только родитель, дающий жизнь, но Отец духовный, сокровенный наставник, учитель, это означает пребывание, воплощение, духовное продолжение Отца в Сыне; достигается преодоление эмпирического времени. В глубинах своего «Я» Нико-ленька постоянно чувствует присутствие Андрея, в себе «узнаёт» Отца, пославшего его в мир, и сознаёт ответственность и необходимость исполнить нравственный сыновний долг.

«Отец. Отец (несмотря на то, что в доме было два похожих портрета, Николенька никогда не воображал князя Андрея в человеческом образе), отец был со мною и ласкал меня.

Он одобрял меня, как одобрял дядю Пьера. Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже ОН был доволен.» (12; 414).

Уходя из жизни, покидая мир и подводя итоги, Андрей оставляет духовного «наследника», своего «посланника» на земле, Николеньку, начинающего жизненный путь - открывает «дверь», возрождается, «воскресает» в Сыне, становясь неотъемлемой частью его души.

Мифологема «Отец - Сын», восстановленная Л. Толстым в образах Андрея и Николеньки Болконских, отражает более глубокий смысл, выходящий за пределы индивидуального, простирающийся над поколениями, выражает подлинный архетип судьбы человечества. Бог - Отец, человек, человечество - Сын, ребёнок, которому предстоит пройти жизненный путь исторического развития и становления по предписанному Богом закону любви и добра, чтобы вернуться к Отцу, соединиться с Ним. Отец (первоначально рождающий) и ребёнок, сын (первоначально рождённый) - единство, одно, полное глубокого смысла, целое; их взаимозависимость обеспечивает непрерывность жизненного потока. В этой конструкции заложены архетипические идеи бессмертия, вечного возврата к истокам, повторяющегося рождения, постоянно длящегося начала жизни; человеческая личность восстанавливается в целостности.

Мотивы вхождения в жизнь (Николенька) и «вхождения» в смерть (Андрей) сосуществуют в одной архетипической композиции, вечный круговорот (образ умирающего и рядом - образ ребёнка) - рождение и смерть, жизнь и смерть, по Толстому, взаимообратимы, связаны, «сопряжены». Русский философ Лев Шестов писал: «.всё, что рождается -умирает. Даже более того: всё, что рождается, то есть имеет начало, должно умереть, то есть окончиться. Смерть есть конец того, что имеет своим началом рождение»5.

Язык символов даёт возможность выхода на мифопоэтический и онтологический уровни поэтики эпоса Л.Н. Толстого. Всматриваясь в Символ, можно заметить «вертикаль смысла», обнаружить ту онтологическую основу, на которой держится эпическое повествование, выявить главную авторскую идею - сокровенную мысль Л.Н. Толстого о единстве Человека и Бытия, о существовании в вертикальном измерении, о бессмертии, т.е. приблизиться к пониманию исходно-сакрального смысла классического текста русской культуры, осознать его глубинную «бытийную» сущность.

Примечания

1 «Когда же я начался? Когда начал жить? И почему мне радостно представить себя тогда, а бывало страшно... когда я опять вступлю в то состояние смерти, от которого не будет воспоминаний, выразимых словами? От пятилетнего ребёнка до меня - только шаг. От новорожденного до пятилетнего - пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость.»; «Какими-то таинственными, непостижимыми для человеческого разума путями сохраняются воспоминания, впечатления раннего детства... где-то там, в таинственной глубине душевных недр.» [Цит. по: Бирюков П.П. Биография Л.Н. Толстого. М., 1923. Т. 1. С. 22-23, 31].

2 Здесь и далее курсив мой. - О.П.

3 Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во худ. лит. (Юбилейное издание), 1937-1940. Т. 12. С. 58. При последующих ссылках на это издание соответствующие данные будут указываться после цитаты в круглых скобках через точку с запятой: первая цифра означает том, вторая - страницу.

4 Курсив Л.Н. Толстого. Думается, что выделенное автором слово «прощай» имеет двойной смысл: не только прощания, но внутренней просьбы Анны быть прощённой Сыном, душевной мольбы героини о божественном прощении.

5 Шестов Л.И. На страшном суде. Последние произведения Л. Толстого // Шестов Л.И. Собр. соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 260.

THE SYMBOLIC LANGUAGE OF L.N. TOLSTOY’S EPOS. THE SYMBOL OF A CHILD Panova O.B.

Summary. One of the leading images of symbolic integrity of L.N. Tolstoy’s epos - the symbol of a child is examined. A child serves to express absolute reality of Existence, symbolic idea of immortality, opens a perspective of the process of person’s self-knowledge, development and self-realization.

Key words: word, symbol, myth, symbolic field, mythological consciousness, epos.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.