3. Сыров, В. Стилевые метаморфозы рока [Текст] / В. Сыров. - Санкт-Петербург: Композитор, 2008.
4. Кузнецов, В. Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: дисс____ д-ра педагогических наук / В. Г Кузнецов. - Москва, 2005. -
601 с.
5. Рыбакова, Э. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России.: дисс.... д-ра культурологии / Э. Л. Рыбакова.. - Санкт-Петербург, 2007. - 340 с.
Н. Н. Коробейникова МИР «СТРАНСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВ» В МУЗЫКЕ
Много лет путешествуют по свету образы, наделенные даром вечной жизни. Некоторые из них родились в далеком прошлом и до наших дней привлекают воображение человечества и продолжают жить в мировом искусстве. Эней и Дидона, Тристан и Изольда, Фауст, Дон Жуан, богатыри русских былин, Золушка, Снегурочка.
Кроме этих легендарных персонажей, родившихся в мире народных сказаний, немало «вечных» образов вышло в путь со страниц книг. Таков Дон Кихот, единственный странствующий рыцарь, оставшийся в памяти человечества благодаря гению Сервантеса.
Подобные образы появляются во все времена, и можно наблюдать, как некоторые герои, вроде Швейка, продолжают жить на сценах театров, в фильмах и музыкальных произведениях разных стран.
Удивительно, что персонажи, созданные художественным воображением человека в определенных исторических условиях, сохраняют жизнеспособность в совершенно иной социальной обстановке.
Что, например, связывает старинное итальянское предание о влюбленных, погибших из-за родовой вражды их семей, трагедию Шекспира о Ромео и Джульетте, драматическую симфонию Берлиоза, увертюру-фантазию Чайковского и балет Прокофьева на этот же сюжет?
Превращение в «вечного странника» суждено далеко не всякому художественному образу. Для этого необходимо обладать многозначительностью, способностью наполняться разнообразным содержанием, испытывать изменения в соответствии со сменой исторических условий, человеческих интересов и стремлений.
Показательна в этом отношении судьба образа Дон Кихота. Создавая на рубеже XVI-XVII веков свою эпопею, М. Сервантес утверждал, что хотел написать пародию на популярные романы о подвигах странствующих рыцарей, чтобы насмешкой убить у читателя интерес к этому устаревшему жанру. Большинство современников так и восприняло произведение Сервантеса, увидев в его странном герое лишь сатиру на беспочвенных мечтателей.
Дон Кихот и его слуга долго еще выступали в роли карикатурных маскарадных фигур в Испании и за ее пределами. Французские просветители XVIII века разглядели в лице «рыцаря печального образа» нечто более значительное-насмешку над аристократическими идеалами и предрассудками. И все же роман оставался в глазах большинства читателей лишь собранием забавно-занимательных приключений. Образ Дон Кихота породил в XVIII веке до полутора десятков комических опер и балетов; среди авторов встречались имена больших музыкантов-Дж. Паизиелло, А. Сальери, Н. Пиччини.
В начале XIX века наступил перелом. Писатели-романтики увидели в герое Сервантеса своего собрата, идеалиста-мечтателя. Из комического персонажа Ламанчский рыцарь превратился в лицо трагическое.
Значительные перемены испытал образ Дон Кихота в музыке. Правда, буффонная традиция в его сценическом воплощении не умирала, о чем говорят жанры посвященных ему произведений: оперетта С. Монюшко «Новый Дон Кихот, или Сто безумств», опера-буфф Э. Пес-сара «Дон Кихот», оперетта «Дон Кихот» Р. де Ковена и др. До нашего времени пользуется популярностью балет «Дон Кихот» (1869) с музыкой А. Минкуса, продолжающей традиции спектаклей XVIII века на эту тему. Чудаковатый герой, над которым смеются все окружающие, не удостоен даже трагического конца. Вынужденный прекратить свои подвиги, он благосклонно присутствует на финальном дивертисменте, празднично завершающем балет.
Попыткой представить Ламанчского рыцаря в ореоле романтика и мученика идеи явилась опера «Дон Кихот» Ж. Массне (1910), но лишь гений Шаляпина в заглавной роли спасал это слабое произведение.
Более значительными оказались воплощения образа Дон Кихота в программной симфонической музыке. Под влиянием бесед с И. Тургеневым А. Рубинштейн нарисовал в одном из своих лучших оркестровых произведений - «музыкально-характеристической картине» (юмореске) «Дон Кихот» (1870) портрет идеалиста, проникнутого верой в истину и жертвующего за нее жизнью.
Блестящей кульминацией в романтическом истолковании героя Сервантеса явились «симфонические вариации на тему рыцарского характера» «Дон Кихот» Р. Штрауса (1897). Никогда этот полнокровный композитор не создавал такой трогательно-прекрасной музыки, как в грустной картине смерти Дон Кихота, в этом грандиозном Lamento, заключительном, наиболее развернутом и главном по своему значению эпизоде поэмы.
Историческая роль отдельных видов искусства особенно наглядно проявляется в судьбе «вечных странников», на протяжении столетий скитающихся по страницам книг и партитур, по сценам театров и полотнам художников. Наши «странники» не умирают, они продолжают жить в образах искусства и в современной действительности.
Литература
1. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений [Текст] / В. Г. Белинский; Академия наук СССР. - Москва, 1957.
2. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика [Текст] / А. Н. Веселовский. - Ленинград: Художественная литература, 1940.
3. Штраус, Р. Переписка. Выдержки из дневника [Текст] / Р. Штраус, Р. Роллан - Москва: Музгиз., 1960.
И. Ф. Соколова
ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ВАРЬИРОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ПРОКОФЬЕВА
Изучение основных закономерностей творчества С. Прокофьева, раскрытие влияния богатого образного содержания прокофьевской музыки на особенности его композиционного и драматургического воплощения является важной задачей в области музыкального искусства.
В симфониях, концертах, сонатах многоплановость образного содержания обусловливает их многотемность. Стремление к смысловому и композиционному завершению многочастных инструментальных и симфонических циклов находит выражение в многочисленных реминисценциях тем предыдущих частей в финалах (Вторая, Шестая, Восьмая, Девятая фортепианные сонаты, Первая соната для скрипки и фортепиано, Шестая симфония, Симфония-концерт), тематическое обрамление цикла или его части (Первый скрипичный и Первый фортепианный концерты). Многоплановость образного содержания и особенности музыкальной драматургии Прокофьева нашли яркое выражение в прокофьевском варьировании, являющимся одним из наиболее часто применяемых методов развития. При этом основополагающее место занимает инструментальное варьирование. Это жанровое преобразование тесно связано с национальной почвенностью прокофьевской музыки.
В народной русской музыке варьирование встречается как в вокальной музыке, так и в инструментальных наигрышах. В русской народной песне особенности варьирования связаны с содержанием текста. Отсюда введение дополнительных распевов или, наоборот, сжатие напева. В отличие от этого, инструментальное варьирование, как самостоятельная форма народного исполнительства, не связано с текстом. Кроме того, музыкально-технические возможности инструментального варьирования гораздо отличаются от вокального.
По своей природе народное инструментальное варьирование свободнее вокального и дает возможность углубления и даже трансформации образа.
С. Прокофьев чутко и глубоко претворявший в своем стиле специфические черты русского музыкального фольклора не мог не изучить такую сферу его проявления, как инструментальное варьирование. Черты народного инструментального варьирования своеобразно