О. Л. Девятова
г. Екатеринбург, Россия
НАУЧНОЕ ПРИНОШЕНИЕ СОЛНЕЧНОМУ ГЕНИЮ
8 октября 2016 года в Челябинском государственном институте культуры состоялись «Прокофьевские чтения», которые явились важным элементом грандиозного фестиваля, посвященного 125-летию великого композитора. Наряду с научно-практической конференцией в программу фестиваля (с 7 по 31 октября 2016 г.) были включены также концерты вокальной, хоровой и инструментальной музыки (к примеру «Все сонаты Прокофьева» или «Ансамблевые сочинения С. С. Прокофьева, «С. С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский"» и др.), концерты молодых композиторов-лауреатов конкурса им. С. С. Прокофьева, челябинских композиторов («Посвящение Прокофьеву»), мастер-класс заслуженного деятеля искусств, профессора Е.А. Левитана. В программе фестиваля были включены также - симфоническая сказка «Петя и волк» в исполнении оркестра Челябинской филармонии (дирижер - заслуженный артист РФ Адик Абдурахманов), вечер фортепианной музыки (выступление Дмитрия Маслеева -лауреата 1 премии и обладателя Золотой медали XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского).
7 октября состоялось торжественное открытие фестиваля. В зале ДК железнодорожников выступила прославленная Государственная академическая Хоровая капелла Санкт-Петербурга (художественный руководитель, народный артист СССР Владислав Чернушенко). В первом отделении концерта оркестром капеллы, под руководством Александра Чернушенко, была исполнена Вторая симфония Я. Сибелиуса, а во втором - прозвучала оратория «Иван Грозный», как известно, созданная А. Ста-севичем на основе гениальной музыки С. С. Прокофьева к одноименному фильму
С. М. Эйзенштейна. Исполнение этой оратории оставило яркое впечатление, которому способствовало четкое, слаженное и выразительное пение хора и солистки (меццо-сопрано), по-прокофьевски рельефное и драматическое звучание оркестра, а также прочувствованное и интонационно выпуклое чтение текста и пение солиста Мариинского театра Ю. Лаптева. В программе Закрытия фестиваля - исполнение Симфонии № 1 («Классической») и Концерта для скрипки с оркестром № 2 С. С. Прокофьева (оркестр Челябинской филармонии под управлением А. Абду-рахманова, солист-лауреат Международных конкурсов, солист Московской филармонии Михаил Почекин).
Научно-практической конференции и открытию фестиваля предшествовала торжественная церемония возложения цветов к памятнику С. С. Прокофьева, первому и единственному в России, работы известного скульптора, народного художника России В. А. Авакяна, который был установлен перед зданием Челябинской филармонии в 2000 году. Впоследствии, на заседании был представлен интересный видеосюжет из мастерской В. А. Авакяна, в котором скульптор с большой любовью к композитору рассказал о своей многолетней работе над этим уникальным в своем роде памятником. Особенно ценной в рассказе В. А. Авакяна стала мысль о том, что ему хотелось выразить в памятнике корневую связь Прокофьева с родной землей.
В «Прокофьевских чтениях» приняли участие ученые из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска, представившие интересные, научно-перспективные доклады и размышления о личности и творчестве великого русского композитора. Приветственным словом
68
конференцию открыл проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ЧГИКа доктор культурологии С. Б. Синецкий, пожелавший всем участникам и слушателям успешной работы.
Головной доклад (в 2-х частях) был сделан на «Прокофьевских чтениях» гостьей из Москвы, доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором Московской консерватории Е. Б. Долинской. В своем первом докладе («Прокофьев в концепции А. Шнитке и С. Слонимского») Л. Б. Долин-ская обратила внимание слушателей на сходство в оценках и взглядах на личность и творчество С. Прокофьева таких разных по духу, музыкальным интересам и стилевым особенностям выдающихся композиторов-современников поколения «шести-дестников» как Альфред Шнитке и Сергей Слонимский. Особое значение в докладе Л. Б. Долинской имел анализ симфоний и оркестрового стиля С. С. Прокофьева, который содержится в научных трудах С. М. Слонимского и А. Г. Шнитке. В них подчеркивается мысль о своеобразии оркестрового, тембрального мышления Прокофьева, опровергающая расхожие суждения о якобы «фортепианности» его оркестровых сочинений. Важной в докладе Е. Б. Долин-ской была мысль о солнечности и оптимизме Прокофьева, в характеристике которых оба композитора также совпали, как и в своем восприятии его музыки, не лишенной драматизма и трагических образов.
Очень интересным и практически ценным был второй доклад Л. Б. Долинской («Визуальные раритеты театра Прокофьева»), посвященный проблемам музыкального театра Прокофьева, которые были раскрыты на примере балетов «Ромео и Джульетта» и «Блудный сын». Доклад сопровождался показом редких видеоматериалов: сцены «Прощание перед разлукой» из фильма «Ромео и Джульетта» (1954) и фрагментов спектакля «Блудный сын» (1971), где в главной роли блистательно выступил М. Барышников.
Трогательную ноту в увлекательный рассказ Е. Б. Долинской внес показ биографического анимационного фильма «Четвертый апельсин» (студия «МИР»), в котором от лица С. Прокофьева (из «Автобиографии») ведется повествование о главных вехах его жизни и творчества, сопровождаемое выразительными музыкальными иллюстрациями.
Представили большой интерес и все последующие доклады, посвященные творчеству С. С. Прокофьева. Среди них: два доклада о музыке к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный», резонирующие с открытием фестиваля. Первый доклад («Образ Грозного как смысловая доминанта русской культурной идентичности в творчестве Прокофьева и Эйзенштейна: к постановке проблемы») доктора искусствоведения, профессора ЮжноУральского государственного университета Н.В. Парфентьевой заинтересовал культурологической постановкой проблемы идентичности, а также исторической ретроспективой, обращенной к произведениям (в музыке, живописи, литературе), воплотившим образ Ивана Грозного и его эпохи (в творчестве Ж. Бизе,
П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Е. Репина, В. Васнецова и др.). В анализе музыки С. С. Прокофьева Н. В. Парфентьева подчеркнула ее обращенность к древнерусским духовным и фольклорным традициям. Своеобразным содокладчиком Н. В. Парфентьевой выступила ее аспирантка А. В. Самойлова с темой «Музыкальный инструментарий конструирования русской культурной идентичности в музыке С. С. Прокофьева к фильму "Иван Грозный" С. М. Эйзенштейна», которая обратила особое внимание на тематизм Прокофьева и его истоки. Доклад сопровождался звучанием музыкальных и видеофрагментов, в том числе тех, что не вошли в фильм.
Живой интерес слушателей вызвал доклад профессора Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, доктора ис-
69
кусствоведения Б. Б. Бородина «Фортепиано и Прокофьев», в котором автор выделил две важные в формировании композитора тенденции - воздействие инструментальной культуры прошлого на творчество Прокофьева и воздействие инструментальной музыки композитора на все его последующие сочинения разных жанров. Ценным в докладе Б. Б. Бородина был акцент на влиянии романтических традиций на фортепианный стиль Прокофьева (ученый привел примеры авторов и их сочинений, которые были в репертуаре Прокофьева, в их числе Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков и др.). Говоря о специфике фортепианного стиля Прокофьева, Бородин подчеркнул также присущую ему оркестровую трактовку фортепиано. Доклад сопровождался примерами в собственном исполнении пианиста и видеокадрами, в том числе известным, но необычайно ценным роликом, где мы видим С. С. Прокофьева на даче «Николина гора», музицирующим за фортепиано (играет вальс из оперы «Война и мир») и рассказывающим затем о замыслах сюиты из вальсов и работе над Шестой симфонией.
Разговор о раннем творчестве С. Прокофьева был продолжен в докладе О. Ф. Ширяевой (кандидат искусствоведения, доцент ЧГИКа), посвященном жанру симфонической картины («Сны», «Осеннее»). Автор убедительно раскрыла закономерность обращения молодого Прокофьева к этим сочинениям, которые создавались под воздействием его увлечения в те годы творчеством А. Н. Скрябина. Доклад содержал глубокий анализ музыки и демонстрацию фрагментов этих произведений.
Представили ценность в «чтениях» и хроникально-документальные доклады-сообщения кандидата педагогических наук, профессора ЧГИКа Т. М. Синецкой : «Музыка С. С. Прокофьева на Южном Урале (1935-2016)» и профессора ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского А. Д. Кривошея: «Конкурс молодых компо-
зиторов им. С. Прокофьева в Челябинске (2002 - 2016)». В докладе Т. М. Синецкой обобщен колоссальный фактологический материал, начиная с концертов самого С. С. Прокофьева в Челябинске, вплоть до современности. Автор внимательно проследил в своем исследовании жизнь музыки великого композитора (разных жанров) на концертной и оперной сценах Челябинска (с точным указанием всех дат, исполнителей и других данных). А. Д. Кривошей в своем сообщении развернул панораму деятельности конкурса им. С. Прокофьева и его участников, назвав многие имена победителей разных лет и подчеркнув значение этого конкурса для молодых композиторов России.
Ярким было на «Прокофьевских чтениях» и «ненаучное», по выражению докладчика, выступление челябинского композитора Е. М. Попляновой (заслуженный работник культуры РФ, преподаватель МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска») на тему «Мои перекрестки с Прокофьевым». Е. М. Поплянова поделилась своими мыслями о восприятии как личности, так и музыки Прокофьева, рассказала о создании «Русского концерта», посвященного Прокофьеву, в котором автору хотелось подчеркнуть национальную, русскую природу мышления гениального музыканта.
Я счастлива тем, что мне также была оказана честь выступить на «Прокофь-евских чтениях» с докладом на тему «Сергей Прокофьев и Сергей Слонимский: культурно-творческие аналогии и параллели». В своем докладе я акцентировала внимание на культуре Серебряного века, которая сформировала молодого Прокофьева, а для Слонимского стала своего рода генетическим кодом, определившим сущностные черты его личности и творчества. В докладе были кратко прослежены се-мейно-генетические связи Слонимского с Прокофьевым, раскрыты эстетические и философские предпосылки и основания творческих исканий молодого Прокофьева, резонирующих с общехудожественными и
70
собственно музыкальными устремлениями выдающегося современного петербуржца, композитора-шестидесятника.
По итогам этой замечательной научно-практической конференции планируется выпуск сборника, куда войдут не только названные доклады, но и материалы других участников: доцента Волгоградской консерватории А. В. Давыдова: «О флейтовой сонате С. Прокофьева: из исполнительского и педагогического опыта»; кандидата искусствоведения, доцента ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского Н. В. Растворовой: «Прокофьев - Чайковский: аспекты интертекстуальных сближений»; краеведа, историка В. С. Боже, : «Концертный зал им. С. С. Прокофьева в Челябинске: памятные страницы истории здания»; примы-балерины Челябинского оперного театра, народной артистки РФ Т. Б. Пре-деиной «Балеты С. С. Прокофьева в моей творческой жизни». В сборнике будут опубликованы и итоговые материалы, касающиеся концертов прокофьевского фестиваля: кандидата искусствоведения, доцента, зав. кафедрой теории и истории му-
зыки ЧГИКа В. И. Харишиной и кандидата искусствоведения, доцента О. Ф. Ширяевой: «Все сонаты С. Прокофьева на фестивале в Челябинске»; преподавателя ЮУр-ГИИ им. П. И. Чайковского, аспирантки Магнитогорской консерватории им. М. И. Глинки А. Ю. Боровковой: «Концерт камерной музыки Сергея Прокофьева в ЮУрГИИ»; профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Синецкой Т. М.: «Посвящение Прокофьеву» (о музыке челябинских композиторов, прозвучавшей в программах фестиваля).
В заключение, хочется горячо поблагодарить Челябинский государственный институт культуры, кафедру истории и теории музыки, Челябинскую филармонию за прекрасную организацию научного форума и поздравить всех челябинцев с таким замечательным Праздником МУЗЫКИ - ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА - НАУКИ, который организовали устроители всероссийского фестиваля им. С. С. Прокофьева на Южном Урале, посвященного 125-летию со дня рождения солнечного гения земли русской.
71