ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
Н. В. Ревенко
Федерация женщин с университетским образованием Санкт-Петербургское отделение ФЖУО
МИР СКАЗКИ ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ
Толстовские чтения - это большой вклад в историю России и памяти Великого русского писателя Л. Н. Толстого.
Ясная поляна - это маленький уголок России, где жил и трудился Л. Н. Толстой - 10 июня 1921 г. специальным декретом объявлен охраняемым музеем-заповедником.
Во все времена и при всех общественных укладах в стране Ясная поляна сохраняет свою направленность, своё лицо: есть своя позиция, своё видение, стремление тому, как память о Льве Николаевиче должна сохраняться в последующих поколениях.
Сегодня мы поговорим о сказках и рассказах Л. Н. Толстого для детей.
Сказки - это чудо, это волшебство для маленького ребёнка и для взрослого человека.
Это особый жанр.
Сказка - древнейший артефакт мифологической и народной культуры. В первой половине XIX века начала активно внедряться в культурный контекст жизни российского дворянства, в его среду досуга.
Досуг семьи Толстых - сочинительство, рассказывание и постановка сказочных историй.
Интерес к сказке, проявившийся у Л. Н. Толстого в повседневной жизни, подтолкнул его к идее использовать сказочные произведения в своей просветительской деятельнос и в 1859-1862 гг., что было связано с его работой в организованной яснополянской народной школе. Во время перемен рассказывал ребятам сказочные истории [17, с. 137].
В 1937 году в 25 томе 90-томного издания сочинений Л. Н. Толстого была напечатана «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях Семёне-воине и Тарасе-Брюхане и его сестре Меланье, и о старом дьяволе и трёх чертенятах» [19, с. 1-15].
Книга А. А. Эрленвейна «Народные сказки, собранные сельскими учителями Тульской губернии (1862-1863)г.». Её составитель работал учителем в Ясной Поляне и в народной школе в Головенках Крапивинского уезда. Сказки собраны в пяти деревнях Крапивинского уезда Тульской губернии. Все они записывались учителем и самими ребятами. Лев Николаевич поддержал идею создания издания и его печатание.
Живой интерес к сказке будущий писатель проявил в раннем детстве, слушая слепого сказочника Льва Степановича, который рассказывал сказки
маленькому Лёвуке и его бабушке П. Н. Толстой. Старик-сказочник был куплен ещё дедом Л. Н. Толсого Н. С. Волконским.
Сказки и рассказы, написанные для детей, обладают неповторимой художественной прелестью, созданные более ста лет назад они и по сей день не утратили актуальность и важность, потому что по-прежнему ценны такие качества как: доброта, благ родство, честность, справедливость, милосердие. Примером о привлечении яснополянских учеников к сказочной литературе являлось чтение Л. Н. Толстым на уроке написанной им сказки.
Любовь к сказке была свойственна и жене писателя, С. А. Толстой. Сестра М. Толстая тоже сочиняла сказки. Лев Николаевич стал называть сестру и племянницу «зефи отками», это чудо-птицы. Спектакль «Нигилист», поставленный в 1866 г., основан на сюжете о тицах.
В 1861 г. в книге «Моя жизнь» С. А. Толстая пишет: «С племянницей Варей очинили сказку, героями которой являлись заблудившиеся в лесу дети, звери, карлики, великаны [16, с. 187]. В сказках Л. Н. Толстого отсутствует сатирическое изображение помещиков, но в то же время показано моральное превосходство над ними. В сказке «Как мужик гусе делил» крестьянин-бедняк превосходит по уму счастливого барина. А в сказке «Царский сын и его товарищи» трудолюбивый предприниматель - мужик противопоставлен царевичу и купцу.
В конце 1850 г. для дочерей своей сестры М. Н. Толстой во время их совместного пребывания за границей сочинил сказки и фантастические истории о золотом коне и гигантском дереве, с вершины которого видны все моря и горы. И сказка о том, как другая девочка Варенька скоро выросла большая [7, с. 15-19].
Сказка «Про семь огурцов» и другие говорят о пользе не только от большого серьёзного чтения, но и от всякой сказки, песенки, прибаутки, если после них бывает доброе, весёлое. От сказки об огурцах такое настроение делалось.
Л. Н. Толстой старался познакомить детей с литературой других народов, помещая в учебниках сказки братьев Гримм, Перро, Гофмана, Андерсена. Датская сказка «Новое платье короля» Г. Х. Андерсена была переведена Л. Н. Толстым в январе 1857 г. и прочитана им у В. П. Боткина. Переработанная Львом Николаевичем сказка вышла под названием «Царское новое платье». Её содержание стало доступно детям.
В период работы над Азбукой (1871-1872) в процессе подготовки сказок для включения в учебник Л. Н. Толстой привлекал своих близких.
Французская сказка «Волк, коза и козлёнок», немецкая «Ёж и заяц», сказка Андерсена «Девочка со спичками» [24, с. 51].
Сборник басен и сказок Бедная (25) хранятся и сегодня в личной библиотеке писателя в Ясной поляне.
Былина сказка «Лозина», где описывается живая реалистическая картина жизни дерева. Компоненты сказок встречаются в рассказах Льва
Николаевича «Старый тополь», «Черёмуха». В сказках присутствуют идеи о смысле жизни.
В список произведений, повлиявших на Л. Н. Толстого до 14 лет, внесены сказки «Сказки тысячи и одной ночи»: «Сорок разбойников» и «Принц Катаральзаман», «Чёрная курица» А. А. Погорельского и народные сказки, дав им оценку «огромное впечатление» [6, с. 259].
Импровизированные сказки Л. Н. Толстого приобретали практическое значение. Они наполнялись конкретным, педагогическим и воспитательным смыслом.
В 1882 г. Лев Николаевич написал сказочки для взрослых членов семьи. Пристрастие писателя к сказкам объяснялось во многом отношением, сложившимся у Волконских и Толстых к сочинению всевозможных историй. В Фольклёре Востока - доступность и искренность изложения привлекали Л. Н. Толстого.
Сказка-рассказ «Робинзон» - динамична, народна, близка к жанру повествования.
В сказке «Фёдор и Василий» - главная мысль избавление от соблазнов и самоусовершенствование. Справедливая расплата с жадным царём, который умирает от того самого копья, которым он ранил монаха Василия.
Помимо фантастических историй в книге для чтения Лев Николаевич включил изложение исторических событий (крымской кампании и войны 1812 г.) и географических....
В книгах для начального чтения «Азбука» (1872г.) и «Новая азбука» (1875 г.) Лев Николаевич отвёл место русским народным сказкам из А. Н. Афанасьева, Кирши Данилова. В них широко представлена жизнь русского народа, его лучшие черты: сметливость, трудолюбие, выносливость.
В «Всем равно» изображаются характеры как крестьян, так и богатеев. Плохо, коли богатым не стыдно, и бедным завидно. Хорошо, когда богатым стыдно и бедным не завидно! [26, с. 96, 207].
В течение жизни Л. Н. Толстой не раз обращался к мудрости сказок. Склонность писателя к сказочному жанру проявилась и появившемся у Толстого в 1880-1890 г. в замысле написать сказку, напоминающую по сюжету М. Е. Салтыкова-Щедрина «О царе и его глупых советниках».
Художественные составляющие жанра сказки - образность, поэтичность, аллегория, элементы фантастики позволяли Толстому учитывать возрастные, социальные и психологические особенности детей из народа, раскрывая морально-этические и духовные воззрения, наполняя гуманистическим, воспитательным, просветительским смыслом.
Сочинением сказок Толстой писатель продолжал заниматься и в последний год своей жизни. В 1911 г. в издании посмертных произведений Л. Н. Толстого сказка появилась под названием «Рассказ для детей» (Сказка рассказывалась внучке Танечке и Мише). (ХУ).
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что как Л. Н. Толстой, так и члены его семьи в своей жизни постоянно обращались к сказке.
Сказка - многообразное культурное и историческое явление - нашла отражение в повседневной жизни писателя, в его творческой и общественной деятельности.
Сказочное пространство - велико и необъятно.
Дети, выросшие в семьях, где любили и читали сказки, вырастают совсем другими людьми.
Сказки укладываются в детском сознании без искажения, становясь основой всей его культуры.
Все народы, не имевшие письменности, создавали приёмы запоминания, которые позволяли хранить Древнее знание без искажений, чтобы не прервалась связь времен и поколений. На Руси так хранили старины и сказки. Сказки ложатся в сознание, как исходные образы разума, определяя главные ценности свершения этого мира.
Основные мифы, лежащие в сказке, - это всегда путешествие героя за своим внутренним миром, Душой. Сказки всегда начинаются из состояния покоя: «Жили-были». Неважно, как нарушается покой в сказке. Важно, что человек, который с детства впитывал в себя сказки, хранит знания, как действовать и преодолевать препятствия, как вырасти при этом достойным человеком!
И мы не позволим уйти сказкам из нашего быта. Народ обретёт единство взглядов, что прольётся в народное единство.
Семья - главный источник сказочного мира. Рассказывание сказки и историй не только сближает всех членов семьи, но и помогает найти другой способ взаимодейтсвия друг с другом.
Рассказы, сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы.
Родители должны знать древнюю мудрость: «Ребёнок - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
С помощью сказки, в современных условиях, родился волшебный метод: «сказкотерапия» (1982). Сюжет сказок построен вокруг конкретного ребёнка.
Авторы сказок помогают решать многие детские проблемы, конкретные. Их много. Поверьте.
Методика «Сказкотерапии» широко применялась в г. Тула, на базе детской поликлиники № 3. На протяжении 10 лет мною. И поверьте, были хорошие результаты. Появились новые слова: сказкотерапия, сказкотерапевт. Это прерогатива науки психологии.
Открылся мир «Мамины сказки» - большая серия книг и пособий, позволяющих воспитывать у ребенка черты характера: доброту, мышление, волю и хорошего человека.
В серии: терапевтические Сказки: 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. Авторы сказок - мамы: Дина Прушина «Сказка о пропавшей улыбке», Екатерина Блюктерова «Маленькая тучка», Михаил Андрианов: «Сказка про город «Упрямск» и другие. Издательство: «Мамины сказки». Челябинск, 2009.
Сказка - это волшебство.
В СПб Центральная детская библиотека Калининского района в 2015 году провела конкурс детских работ «Петербург - глазами волшебника». Цели и задачи конкурса определили:
1. Чувство гордости за свой город.
2. Воспитание бережного отношения к его культурному наследию.
3. Воспитание художественного вкуса и эстетических потребностей у
детей.
СПб.
4. Выявление и развитие творческого потенциала участников.
5. Знакомство детей с различными аспектами истории и культуры
По теме конкурса: Петербург, увиденный, добрыми глазами маленьких и юных волшебников, предлагалось:
1. Сочинить сказку, главными героями которой может быть ожившая петербургская скульптура.
2. Сказочные существа, охраняемые городом и украшающие его.
3. Реки и каналы города.
4. Мосты, дома.
5. Чугунные решетки и флюгеры.
К придуманной истории создавались иллюстрации.
Определены возрастные категории.
Победителями стали юные воспитанники кружков рисования, изостудий и разных творческих объединений Калининского, Красногвардейского и Адмиралтейского районов.
Вручены грамоты, призы, сертификаты.
2017 год - удивляет обилием литературы на сказочную тему.
«Папины сказки» автор Андрей Максимов. Известный писатель, телеведущий. В своём предисловии «Про пап» он пишет: «Современные дети гораздо раньше задумываются о самых важных, самых, казалось бы, непростых вещах, чем, скажем, наши ровесники в их детстве.
«Отцы! Уверяю вас: не стоит бояться, что дети чего-то не поймут. Куда печальнее, если в своих размышлениях о важном, они останутся без папиной поддержки».
Сказки «Про слова», «про то, что в доме», «Корабли в ванне», «Грустная сказка про ветер и тучи» и др. написаны для младшего сына Андрея Максимова. Иллюстрации необыкновенны. Эти сказки большой вклад в развитие сказочного пространства.
«Сказки внукам» - сборник сказок от бабушек и дедушек. Уникальный проект, автором которого является Н. В. Ревенко, называется «Бабушкины сказки». Необычный сборник, написанный современными бабушками и дедушками. Это уникальный вклад старшего поколения в воспитание современных детей.
«Бабушкины сказки» написаны в духе сочинения старинных русских сказочных обрядов с сегодняшними героями и обстоятельствами. Они написаны так, что можно сказки читать подряд, или раздельно, в виде
комиксов, пользоваться в качестве сценария мультфильма. Сборник прекрасно иллюстрирован. Внуки имеют прекрасную возможность рисовать и одушевлять сказку в своём видении и изображении в рисунке героев.
18 ноября 2017 года Международный культурный форум, проходивший в СПб, в своём многообразии тем уделил внимание в программе круглого стола «от Чуковского до Чукфеста, сказочный мир и современное фентези. Права детских авторов России и за рубежом».
В обсуждении темы принимали участие: Радзивилл Ольга Георгиевна -член Союза писателей России, председатель оргкомитета фестиваля «Питерский Чукфест», Успенский Эдуард Николаевич советский и российский писатель, сценарист, автор детских книг (видеообращение). Сказочный мир был представлен специалистами по детской литературе, - Орлова Анастасия Александровна, член союза писателей Москвы, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства. Журек Елена Владимировна, детский писатель, психолог. Холли Катерина Смит, английский детский писатель. Шевцов Александр Александрович, доктор психологических наук, член Союза писателей России, профессор Балтийской Педагогической Академии, издатель полного собрания русских сказок, автор проекта «Сказочный мир». Обозначены основные проблемы писателей и литераторов, выбраны рекомендации.
«Сказка творит свой народ, мы не позволим сказкам уйти из нашего быта, народ обретёт единство взглядов, что по законам сознания проливается в единство народного тела, потому что именно так творится народная Душа. Большое тело - большая Душа - долгая жизнь».
8-11 сентября 2018 СПб-Тула-Ясная Поляна-СПб