Научная статья на тему 'Вкрапление метода сказкотерапии в процесс урока физической культуры'

Вкрапление метода сказкотерапии в процесс урока физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СКАЗКА / УМЕНИЯ СОЧИНИТЬ СКАЗКУ / МЕТОД СКАЗКОТЕРАПИИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ВКРАПЛЕНИЕ СКАЗОЧНОГО ФРАГМЕНТА / FAIRY TALE / THE ABILITY TO WRITE A FAIRY TALE / SKAZKOTERAPII METHOD / PHYSICAL EDUCATION CLASS / STUDENT BEHAVIOR / INCLUSION FABULOUS TRACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лидия Юрьевна, Иванов Олег Николаевич

Статья посвящена вкраплению метода сказкотерапии в процесс урока физической культуры, который расширяет возможности учителя в понимании, установлении контакта с учащимися, создавая им комфортные условия. Поэтому целесообразно включить в подготовку будущего учителя овладение умениями и навыками сочинять, рассказывать сказки, связывать сказочные события с событиями и поведением учащихся на уроке. Подбирать нужное выражение, жест, мимику, направлять мысли на созидание, на добро, на победу в борьбе за развитие физических, морально-волевых качеств учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERSPERSED SKAZKOTERAPII INTO THE LESSON OF PHYSICAL EDUCATION

The article is devoted interspersed skazkoterapii method in the process of physical education class that extends the capabilities of the teacher in understanding, establishing contact with students, creating comfortable conditions. Therefore, it is advisable to include in the training of the future teacher mastery of skills and abilities to write, to tell stories, relate fabulous events with the events and the behavior of pupils in the classroom. To select the desired expression, gesture, facial expression, direct thoughts on the creation, for good, for victory in the struggle for the development of physical, moral and volitional qualities of students.

Текст научной работы на тему «Вкрапление метода сказкотерапии в процесс урока физической культуры»

УДК 372.879.6 : 615.851.84

ВКРАПЛЕНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОЦЕСС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Иванова Лидия Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМФВ Гуманитарного института ФГБО ВПО «Югорский государственный университет»

г. Ханты-Мансийск

Иванов Олег Николаевич кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой

ФК Гуманитарного института ФГБО ВПО «Югорский государственный университет»

г. Ханты-Мансийск

INTERSPERSED SKAZKOTERAPII INTO THE LESSON OF PHYSICAL EDUCATION

Ivanova Lidiya Yryevna Ph.D., associate professor of Department TMFV Humanities Institute FGBO VPO "Ugra State University", Khanty-Mansiysk, Russia

Ivanov Oleg Nikolaevich Ph.D., Associate Professor, Head cafes, FC Humanities Institute FGBO VPO "Ugra State University", Khanty-Mansiysk, Russia

Аннотация. Статья посвящена вкраплению метода сказкотерапии в процесс урока физической культуры, который расширяет возможности учителя в понимании, установлении контакта с учащимися, создавая им комфортные условия. Поэтому целесообразно включить в подготовку будущего учителя овладение умениями и навыками сочинять, рассказывать сказки, связывать сказочные события с событиями и поведением учащихся на уроке. Подбирать нужное выражение, жест, мимику, направлять мысли на созидание, на добро, на победу в борьбе за развитие физических, морально-волевых качеств учащихся.

Summary. The article is devoted interspersed skazkoterapii method in the process of physical education class that extends the capabilities of the teacher in understanding, establishing contact with students, creating comfortable conditions. Therefore, it is advisable to include in the training of the future teacher mastery of skills and abilities to write, to tell stories, relate fabulous events with the events and the behavior of pupils in the classroom. To select the desired expression , gesture , facial expression , direct thoughts on the creation, for good , for victory in the struggle for the development of physical, moral and volitional qualities of students.

Ключевые слова. Сказка, умения сочинить сказку, метод сказкотерапии, урок физической культуры, поведение учащихся, вкрапление сказочного фрагмента.

Keywords. Fairy tale, the ability to write a fairy tale, skazkoterapii method, Physical education class, student behavior, inclusion fabulous track.

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Евгений Шварц. Обыкновенное чудо

Сказка для ребенка является зеркалом, отражающим реальный мир через призму личного восприятия. В сказке возможно все, чего не бывает в жизни. Сказка дает шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказочная реальность позволяет легко менять привычные представления о себе.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Он детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [1, с. 108-109]. В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [2, с. 153-163].

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - так писал А.С. Пушкин.

Увлекательность сюжета, образность делают сказку эффективным педагогическим средством, которое способно комплексно решать задачи развития физических, морально-волевых качеств, коммуникативных способностей учащихся.

Совершенствование системы физического воспитания приветствует творческий подход учителей младших классов в разработке новых эффективных средств и методов обучения на учащегося. Особое внимание учителей младших классов, родителей, психологов, воспитателей детских садов заслуживает метод сказкотерапии. Так как дети любят волшебные истории, где оживают предметы, начинают разговаривать животные, и мир расцветает всеми красками, взрослые обращаются за помощью к сказке.

Сказка может быть диагностической, терапевтической (коррекционной) и прогностической.

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка, может способствовать выявлению

отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать новое и осуществить желаемое. Терапевтической можно назвать сказку, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение о событии, действии, изменениях, которые приведут героя к желаемому будущему. Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».

Прогностическая сказка не всегда дописана до конца. Она повествует о будущем героя, позволяет слушателю осознать события будущего,- «Чем дело закончится?».

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

На Востоке врачующая способность сказки оказывать благотворное действие на психическое состояние человека была подмечена лекарями и использовалась сознательно. Далее сказка была положена в основу целого направления современной психотерапии, получившего название «сказкотерапия».

Сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве многовековой народной мудрости. Она идеально подходит и детям и взрослым. Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт со своим клиентом, даёт удивительную возможность говорить с ним на одном языке, позволяет ловко обойти психологический барьер, выявить закрытую проблему, создать безопасную среду, в которой клиент получает возможность раскрыть и исследовать свою личность. Сказочное волшебство помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Но не каждый может умело применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках.

Чтобы сказка была инструментом воспитания учащегося, нужно правильно, интересно рассказывать историю! Для яркого представления образов, следует проявить собственный артистизм.

Учителю физической культуры в своей профессиональной деятельности необходимо овладеть навыками в связывании сказочных событий с событиями и поведением учащихся на уроке. Данное обстоятельство расширяет возможности в установлении и улучшении контакта с учащимися, при этом аккуратно направляя их развитие.

Главная цель сказкотерапии заключается в том, что ребенку нужно оказать помощь в понимании вечного противостояния Добра и Зла, в достижении внутренней гармонии в победе «Созидателя» над «Разрушителем». Гармоничный человек и в сказке, и в жизни, является Созидателем, а дисгармоничный -Разрушителем.

Древняя притча о жадных сыновьях демонстрирует мудрость крестьянина, который использовал ресурс недостатков своих сыновей, "заинтриговав", создал приманку, отвлек разрушительные стороны личности - леность и жадность, способствуя проявлению созидательной энергии - трудолюбия и щедрости.

Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, сумел заставить поверить Трусливого Льва в то, что он смелый, что у Страшилы есть мозги, а Железный Дровосек имеет чуткое любящее сердце. Искренняя вера в успех приводит к результату. В сказке побеждает Добро.

Сказка является «спасательным кругом» для чувств и переживаний ребенка, выносящим на поверхность его мысли. В процессе выполнения трудного задания на уроке важно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, содержащий в себе терапевтический эффект. Необходимо оставить ребенка с вопросом внутри, заставить осмыслить происходящее.

Но как это делать?

На Руси издавна было принято в сумерках отдыхать на печи и полатях, рассказывая детям сказки и загадывая загадки. Через образные истории передавался житейский опыт, а в памяти малыша накапливались знания о жизни.

Великий сказочник Христиан Андерсен в детстве приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитав название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою захватывающую дух пьесу, под тем же названием, которое стояло на афише. Он умел замечать то, чего не видели другие, радовался всему интересному и хорошему, что попадало в его поле зрения.

Как находить в сказке скрытые жизненные уроки?

Для этого необходимо определить основу сюжета волшебной сказки, которая имеет определенную композицию, включающую экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В экспозиции сказки присутствуют стабильно старшее поколение - (царь с царицей и т.д.) и младшее поколение - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки -смерть родителей.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Используя знакомых персонажей, несущих в себе многовековые традиции и изменив сюжет соответствующим образом, даём ребенку возможность самостоятельно найти выход из сложной ситуации.

В сказках Ганса Христиана Андерсена цветы, растущие под окном, превращаются в прекрасных барышень, храбрых кавалеров, веселых хохотушек и

франтов-шутников. Судьба гадкого утёнка схожа с жизнью маленького, внешне неказистого, но мечтательного Ганса Андерсена.

«Примеривание» на себя ролей сказочных героев, позволяет открыть душу, сказать во всю силу, во весь голос то, о чем думает рассказчик.

В качестве вывода отметим, что своевременное вкрапление сказочных фрагментов в деятельности учителя физической культуры даёт большую свободу для творчества, позволяет увидеть внутренний мир учащегося.

Метод сказкотерапии расширяет возможности учителя в понимании, установлении контакта с учащимися, корректно направляя их развитие. Обучение происходит в комфортных условиях. На основании вышесказанного целесообразно включить в подготовку будущего учителя овладение умениями и навыками сочинять, рассказывать сказки, связывать сказочные события с событиями и поведением учащихся на уроке. Подбирать нужное выражение, жест, мимику, направлять мысли на созидание, на добро, на победу в борьбе за развитие физических, морально-волевых качеств.

а

Список литературы

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Москва: Изд. центр «Академия», 1999.

2. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. - Москва: Просвещение, 1983.

3. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год. - 126с.

References

1. Volkov G. N. Etnopedagogik's wolves. - Moscow: Prod. Akademiya center, 1999.

2. Kharlamov I. F. Moral education of school students. - Moscow: Education, 1983.

3. Fesyukova L. B. Education by the fairy tale of [Text] / L. B. Fesyukova - Kharkiv, 1996. - 126 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.