Научная статья на тему 'Мир религий в XXI веке: противоречия и конфликты'

Мир религий в XXI веке: противоречия и конфликты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
330
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / КОНФЛИКТ / КОНФЕССИЯ / RELIGION / EXTREMISM / FUNDAMENTALISM / CONFLICT / CONFESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уразметов Тимур Закирович

Современный мир находится в ситуации роста религиозности и усиления межконфессиональной напряженности. Религиозный экстремизм и другие межконфессиональные проблемы требуют в XXI веке особого внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD OF RELIGIONS IN THE XXI CENTURY: CONTRADICTIONS AND CONFLICTS

The contemporary world is in the situation of religions growth and interconfessional conflicts. The religions extremism and other interconfessional problems need in special attention in the XXI-th century.

Текст научной работы на тему «Мир религий в XXI веке: противоречия и конфликты»

Ж

Т.З. Уразметов

МИР РЕЛИГИИ В XXI ВЕКЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНФЛИКТЫ

Ключевые слова: религия, экстремизм, фундаментализм, конфликт, конфессия.

Аннотация: Современный мир находится в ситуации роста религиозности и усиления межконфессиональной напряженности. Религиозный экстремизм и другие межконфессиональные проблемы требуют в XXI веке особого внимания.

«Педагогический журнал Башкортостана» уделяет большое внимание проблемам религиозной культуры и образования, пример чему - ряд весьма важных публикаций таких авторов, как С.А. Алешина [1], В.Л. Бенин [3], Ю.В. Ергин [4]. Принимая во внимание разнообразие проявлений религиозной культуры во всех сферах образования и жизни общества, мы полагаем целесообразным рассмотрение темы религиозных конфликтов и их, пожалуй, самого опасного проявления - экстремизма. Знание причин и особенностей религиозных конфликтов в условиях усиления роли религии в нашей жизни может оказать помощь в осуществлении профилактики, проводящейся в образовательных учреждениях всех уровней.

В мире в целом, и в России в частности, наблюдаются рост религиозности и усиление межконфессиональной напряженности; при этом возрастает разнообразие проявлений различных сторон культурной жизни Ойкумены, связанных с религией: достаточно быстро меняется конфессиональная карта мира; растет число религиозных групп и организаций, которые (даже при относительной близости к истокам - христианским, исламским, индуистским и другим) не желают признавать эту самую общность, претендуя на исключительность; патриарх Московский и Папа Римский не могут договориться о встрече; мусульмане салафиты1, суфисты2, сунниты3, шииты4 и представители других направлений ислама воспринимают друг друга как враги. Кроме того, начиная с середины XX века, в мире появились совершенно новые, не привязанные к уже существующим религиям даже гипотетически, религиозные направления (Церковь Саентологии5, Аум Сирике6, Амате Сириус7 и др.). Эта группа выросла на основе синтеза религиозных

1 Салафия (ваххабизм) - направление ислама, сформировавшееся в XVIII веке Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом ат-Тамими на территории современного государства Саудовская Аравия. Салафиты считают, что М. Тамими лишь целостно и точно изложил основы истинного исламского вероисповедания, существовавшего со времен пророка Мухаммеда, поэтому название «ваххабизм» - некорректно и неверно. На территории РФ многие са-лафитские религиозные организации признаны экстремистскими.

2 Суфизм - направление ислама, возникшее в VIII веке, проповедующее бедность, аскетизм, мистическое постижение Бога, строгое следование за учителем и поклонение святым местам. Некоторые суфийские религиозные организации признаны экстремистскими на территории РФ.

3 Суннизм - направление ислама, начавшее свое формирование после окончания эпохи «четырех праведных халифов» в конце VII века. Основой учения является следование сунне - поступкам и высказываниям пророка Мухаммеда, акыне - шести основам вероубеждения, почитание «праведных халифов» и т.д.

4 Шиизм - направление ислама, начавшее свое формирование после окончания эпохи «четырех праведных халифов» в конце VII века. Шииты считают, что мусульмане должны подчиняться потомкам халифа Али, который почитается как единственный праведный халиф; основа догматики - пять столпов веры.

5 Церковь Саентологии - религиозная организация, созданная Р. Хаббартом на основе его авторского учения в 50-е годы XX века в США. Методами решения личностных проблем, достижения карьерного роста, физического и духовного оздоровления являются многочисленные одитинги (тренинги) и тренировочные упражнения, разработанные Р. Хаббартом и его последователями.

6 Аум Синрикё («Алеф») - религиозная организация, созданная в 1986 году, в Японии Сёку Асахарой (Тидзуо Мацумо-то). Религиозные практики основаны на синтезе буддийских, индуистских и иных учений; особенный компонент - использование галлюциногенов во время занятий. В ходе судебных разбирательств выяснено, что практиковалось вымогательство, убийства членов организации; Сёку Асахару осудили за организацию террористических актов в токийском метро.

концептов, заимствованных из различных религий, психологии, фольклора и т.п. Подобные религиозные объединения зачастую негативно отзываются обо всех остальных религиях (в своей печатной продукции). В усиливающуюся пестроту вливаются возрождающиеся языческие культы, претендующие на исконность по отношению к культуре того или иного народа (инглинги8 и родноверы9 в славянской среде; тенгрианцы в среде мусульманских и христианских народов и др.). От них исходит критика православия, ислама или буддизма. Было время, когда и православие не являлось характерным вероисповеданием даже для славянского населения, но сведения об этом времени крайне скудно дают представление о реальной картине религиозной жизни. Этим пользуются неоязычники, которые, зная об отсутствии каких-либо подробных достоверных письменных источников, воссоздают иногда просто фантастические образы дохристианского прошлого; настаивают на подрыве основ национальной или этнической культуры с приходом мировых религий, на лживости и жестокости церковного духовенства и т.д. Кроме того, следует сказать и о непрекращающемся процессе деления уже существующих религий, что довершает картину роста религиозных групп: до сих пор делятся старообрядцы; появляются все новые и новые протестантские течения, выделяющиеся из пятидесятников, баптистов и др.; мусульмане, создавая новые религиозные организации, подвергают критике суннитов, захватывают их мечети; и даже суннитское духовенство в различных частях России беспрестанно делит между собой власть, выходя из подчинения прежнего руководства.

Другой стороной пестрой религиозной жизни планеты является растущая конфликто-генность межконфессиональной жизни, и речь здесь идет, прежде всего, о религиозном экстремизме. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», экстремизм определяется следующим образом:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности Российской Федерации;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности

либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий [1].

Рассмотрим это явление (экстремизм) применительно к его религиозной составляющей, ибо закон говорит о национализме, расизме и классовой вражде, но значительное место занимают и экстремистские явления, которые связаны именно с религиозными установками.

Религиозный экстремизм, начиная с XVI века в Европе и Америке и с XIX века в Азии, зарождается как ответ традиционалистов на секуляризацию жизни общества, возрастание независимости науки и культуры от религии. В мировых масштабах религиозный экстремизм стал острым социальным явлением со второй половины XX века, достигнув пика в

7 Храм Сознания Майтрейи Амата^т^ - оккультная религиозная организация, созданная в России и пропагандирующая учение на основе синтеза положений многих религий. Отмечены случаи самоубийств и психических заболеваний членов организации.

8 Инглиизм - российское религиозное движение, направление славянского неоязычества, созданное А. Хиневичем (известен по серии фильмов «Игры Богов»).

9 Родноверие - российское религиозное движение славянского неоязычества; включает множество течений и организаций языческого толка на территории России, Украины и Белоруссии.

наше время, ибо возможности его распространения расширились в связи с процессами глобализации и доступностью средств массовой коммуникации. Сегодня существуют все возможности для появления глобальных религиозных организаций. Так, еще до середины XX века католическая церковь была, пожалуй, единственной, охватывавшей практически все страны мира. Во второй половине XX века претензии на мировое присутствие выдвинули Международное Общество Сознания Кришны (МОСК)10, Церковь Свидетелей Иеговы 1, Церковь Саентологии. Не только указанные организации, но и многие другие имеют свои филиалы и подразделения более чем в ста странах мира. Некоторые из них, желая произвести впечатление на возможных неофитов, заявляют о численности в миллиард человек. Реальная численность крупнейших из названных организаций не превышает двадцати миллионов, но невероятная миссионерская активность и одиозная деятельность сделали их известными во всем мире. Причем, эта популярность продолжает расти, благодаря глобальным коммуникационным системам.

Таким образом, религиозный экстремизм можно определить как религиозно мотивированную и религиозно камуфлированную деятельность, направленную на насильственное изменение государственного строя, захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государств и возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Важно остановиться на религиозных мотивах и камуфляже. Если говорить о мотивах, то достаточно ознакомиться с литературой, аудио- и видеоматериалами хизбов12 и салафитов: обе религиозные группы говорят о ненависти к Западному миру, христианам и иудеям. Связано это, прежде всего, с очевидными для жителей Африки, Ближнего Востока и Средней Азии фактами: в экстремистских материалах данных групп говорится об одном и том же - «враги ислама» выкачивают природные (а следовательно, финансовые) богатства, ничего не оставляя самим мусульманским народам, которые в большинстве своем живут очень бедно. Кроме того, христиане и иудеи, будучи экономическими хозяевами указанных регионов, не уважают религиозные чувства и традиции мусульман, попирая их на глазах коренного населения и принуждая придерживаться западных ценностей. Наконец, апеллируется к образованию в 1947 году государства Израиль, что привело к изгнанию мусульман со святых для них земель и фактическому закрытию отобранных территорий даже для посещения: так, Аль-Акса13, оказалась в израильской части Иерусалима. Естественно, что указанные факты, сильно воздействуя на эмоции мусульман, мотивируют их участие в деятельности экстремистских организаций. Но это лишь видимая сторона вопроса. Думается, что большинство мусульман, живущих в бедности и участвующих в деятельности подобных организаций, встали на этот путь, не только будучи убежденными речами прошедших серьезную подготовку проповедников, но и впечатлившись наблюдениями за действиями конвоев НАТО на улицах их родных городов. Эти люди встают на путь джихада14, пропагандируемого как усердие в борьбе с притесняющими их христианами и иудаистами. Причем, в ходе данной священной войны оружие борцам за веру поставляют со всех концов света, и трафик оружия - важная статья дохода для руководства экстремистских организаций; наркотрафик - также постоянный спутник борьбы за веру и дает не меньшие доходы,

10 МОСК - индуистская религиозная организация, основанная Бхактиведантой Прабхупадой в 1966 году в Нью-Йорке. Последователи МОСК поклоняются Кришне как верховной ипостаси Бога. Мировоззрение организации основано на священных текстах индуизма - «Бхагавад-гита», «Бхагавата-пурана» и «Иша-упанишада». Последователи МОСК придерживаются вегетарианской диеты, не вступают в половые отношения вне брака, воздерживаются от употребления алкоголя, наркотиков и табака. Основной духовной практикой кришнаитов является киртан - коллективное пение ведической мантры «Харе Кришна».

11 Церковь Свидетелей Иеговы - международная религиозная организация, возникшая в конце XIX века в США. Свидетели Иеговы верят, что их религия является христианством, восстановленным в том виде, в котором оно существовало в первом веке.

12 Хизб-ут-Тахрир аль Ислами - религиозная организация, созданная на территории Палестинской автономии в 1953 году Такиуддином ан-Набхани. В основе вероучения - необходимость возрождения Халифата; Хизб-ут-Тахрир декларирует неприемлемость применения силовых действий.

13 Аль-Акса (Купол Скалы) - одна из самых почитаемых мусульманами мечетей; находится на вершине Храмовой горы в Иерусалиме, на месте беседы пророка Мухаммеда с Господом и пророками.

14 Джихад (араб. усердие) - форма борьбы мусульман, имеющая три разновидности: внутренний джихад - борьба с собственной греховностью; экономический джихад - меры и деятельность мусульманина направленные на достижения процветания мусульманской общины (уммы); военный джихад - борьба с притесняющими мусульман иноверцами.

чем продажа оружия. Идти в бой против солдат-профессионалов армии ООН или НАТО, взрывать себя в многолюдных местах не просто: наркотики дают избавление от страха перед смертью и снимают стресс после сражений. Показатель того, что трафик оружия и наркотиков - истинная цель экстремистов, - то, что зоны напряжения возникают именно там, где проходят пути транспортировки последних. Руководство экстремистских организаций не хочет мира потому, что мир сделает невозможным его дальнейшее финансовое благополучие, поэтому постоянно срываются переговоры, прерываются перемирия и нарушаются мирные соглашения.

Не следует думать, что все вышесказанное -черты деятельности, характерные только для мусульман: возьмем, к примеру, Аум Синрике и некоторые центры джапа-йоги15, Семью Дэвида Берга16, где в качестве стимулов, позволявших раскрывать сознание, использовались наркотики. Желание власти и личные амбиции также толкают к созданию новых путей «движения к свету». Именно это стало мотивом создателя одной из самых одиозно известных церквей XX века: создав продолжение своей науки о «сверхразуме» - «словознание», он написал одному из друзей, что удалось придумать «новую технологию превращения людей в рабов».

Экстремизм на религиозной основе, в более общем понимании проблемы, - это приверженность в религии крайним взглядам и действиям,а его частые проявления - насилие, жестокость и агрессия, сочетающиеся с демагогией, которая реализуется в огромном количестве печатной продукции, аудио- и видеоматериалов, где под видом просвещения, духовного наставничества и помощи в повседневной жизни, людям внушается «чистая» и «единственно верная» точка зрения. Так поступают Церковь Свидетелей Иеговы, Хизб-ут-Тахрир аль Ислами, инглинги и многие другие. При этом, с точки зрения явного покушения на жизнь как отдельных людей, так и масс, никакой опасности такие группы могут не представлять: данный экстремизм нацелен на изменение сознания (а не на запугивание и создание угроз жизни и здоровью). Подобные движения часто пропагандируют апокалиптические идеи, зарабатывая на верующих огромные средства. Их миссионеры не призывают к насилию, считая себя вестниками возрождения моральной чистоты и ненависти ко всему, что связано с грехом; любое противоречие учению считается страшным и непоправимым грехом. Сторонники данных движений стремятся подтолкнуть события, устраивая провокации: пример тому - Белое Братство17, Богородичный Центр18. Чтобы создать ареол мученичества, провоцируются нападения со стороны последователей других религий, допускаются оскорбительные высказывания в их адрес и устраиваются кощунственные акции во время богослужений и праздников.

Такие религиозные группы часто воспринимаются как изгои и сумасшедшие, в силу чего на них мало обращается внимания. Толкование свободы совести как вседозволенности для религиозных объединений способствует появлению «ловцов душ», не обладающих интеллектуальными возможностями для создания чего-то действительно нового и ценного, идущих по пути синтеза нескольких религиозных идей или «возрождения» былой чистоты (при этом их учения пронизываются экстремистскими лозунгами).

Религиозные экстремисты считают себя избранниками Бога (богов), который обеспечит им победу (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии максималистов-мусульман). Особенностью религиозного экстремизма являются и желание возврата к исторически пройденному этапу доминирования религии (ее духовных ценностей) в жизни общества, пла-

15Джапа-йога - духовная практика медитативного повторения мантр или имен Бога в индуизме.

16 Семья (Дети Бога) - религиозное движение, появившееся в 1968 году, в США. В 1974 году движение разработало особый метод евангелизации - flirty fishing, суть которого - в использовании секса для привлечения новых членов; являлся способом заработка - женщины играли роль проституток. Открытая сексуальность, публикации текстов, фотографий и видеоматериалов, поощряющих сексуальный контакт взрослых с детьми и растление малолетних - все это привело к многочисленным обвинениям в сексуальных домогательствах к детям.

17 Белое Братство - религиозная организация, созданная в 1990 году на территории Украины, активно действовавшая до 1993 года в ряде государств на пространстве бывшего СССР. Основатели организации пропагандировали близкий Конец Света, возможность достичь состояния сверхчеловека. Белое Братство стало инициатором ряда провокаций в отношении Православной Церкви.

18 Богородичный Центр - религиозная организация, созданная в 1989 году в России. Доктрина БЦ содержит призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью, а также отказ от выполнения гражданских обязанностей. По учению БЦ, мировое зло сконцентрировано в женщине.

ны по переустройству мира (страны) на основе религиозных принципов, вне техногенной цивилизации и рыночной экономики. Сторонники подобных идей жаждут возрождения строя, основанного на безоговорочном подчинении выступающей от имени Бога власти.

Религиозные экстремисты могут отвергать любые пути достижения компромисса, ибо, с их точки зрения, переговоры с отступниками («детьми дьявола», «нечистыми») просто невозможны. В силу этого последователи подобных взглядов характеризуются абсолютной непримиримостью по отношению ко всем, кто не разделяет их взглядов, даже в среде единоверцев. Тотальная конфронтация - неотъемлемая черта их существования, а критика со стороны противников - лишь очередное доказательство их правоты (считается, что ненависть со стороны современников всегда сопровождала «носителей правды» и пророков, коими они себя провозглашают).

В этой среде достаточно много тех, кого можно назвать авантюристами, тех, кто исходит из личных амбиций, желания власти, финансового благополучия и т.п. Они создают новые религиозные движения и учения именно с целью обретения славы, власти и денег. Примером тому являются Ю. Кривоногов и М. Цвигун, создавшие «Белое Братство» и бесславно закончившие религиозную карьеру. Такого рода лидеры могут толкать людей на преступления ради «высших целей», после совершения которых «ученикам и последователям» попросту нет дороги назад. И тогда, даже поняв свои ошибки и распрощавшись с иллюзиями, члены экстремистских организаций уже не могут уйти.

Религиозный радикализм стал мощной международной силой, имеющей влиятельных (явных и неявных) покровителей как в Западных, так и в Восточных странах, где радикалы получают материально-техническую поддержку и создают духовные центры. При этом экстремисты искусно играют на эмоциях религиозной части населения и на закрепленной в законе свободе совести, а также используют религиозную неграмотность людей и отсутствие у государства опыта борьбы с подобными явлениями.

Проявлением религиозного экстремизма может считаться и фундаментализм, который заключается в желании воссоздать господство религии в условиях современной цивилизации и выражается в стремлении возродить время архаических форм социальной организации (общины Семьи Дэвида Берга, Халифат и т.п). Культуру и науку фундаменталисты стремятся жестко привязать к религии, остановив их развитие. Жизнь, по мнению фундаменталистов, должна строиться на основе одних и тех же принципов, вне зависимости от каких-либо меняющихся условий. Коллективизм должен вновь стать также важной чертой жизни - интересы фундаменталистской общины более важны, чем интересы отдельных ее членов. Все это является реакцией на глобализацию, втягивающую мир и все религии в орбиту Западного, христианского, влияния.

В мире насчитывается несколько сотен только учтенных религиозных экстремистских организаций, при этом организация, признанная экстремистской в одной стране, может быть абсолютно легальной и свободно действующей в другой. Так, Церковь Свидетелей Иеговы запрещена в ФРГ, но спокойно чувствует себя на родине - в США. В современных условиях наблюдается эскалация экстремистски настроенных групп и организаций, усложняется их характер, возрастает изощренность методов. Экстремистская деятельность отличается большим размахом, для нее нет границ: экстремистские организации наладили тесные связи на идеолого-конфессиональной, коммерческой и даже законодательной основе, плотно взаимодействуют в вопросах взаимной защиты и помощи.

Исламский религиозный экстремизм получил столь большой резонанс во многом в силу политических спекуляций элиты Западного мира, тем более что не все исламские фундаменталисты осуществляют свою деятельность за пределами родных стран, а многие из них, будучи весьма крупными международными организациями, ведут борьбу относительно мирными методами, примером чему является Хизб-ут-Тахрир аль Ислами. Не имеющие объективного представления и глубоких познаний об исламе журналисты и чиновники позволяют себе неосторожные высказывания, невольно нарушающие хрупкую гармонию конфессионального бытия, вызывая гнев и недоумение мусульман, религиозные чувства которых порой оказываются глубоко оскорбленными (достаточно вспомнить датские карикатуры

на пророка Мухаммеда и Аллаха, сжигание Корана в США и т.п., что походит на прямые экстремистские действия христиан по отношению к мусульманам).

В США христианский экстремизм, основанный на расизме, имеет прочные позиции (Церковь арийской христианской нации, или «Арийская нация»19). Это многочисленные и популярные группы белых расистов, весьма агрессивно действующие по отношению к представителям других рас. Ирландская республиканская армия20 - экстремистская организация католиков: в Белфасте строят баррикады, жгут дома и автомобили, убивают людей. Очень влиятелен религиозный экстремизм в Израиле, где из числа экстремистских организаций наиболее силен «Ках»21. Мало кто из рядовых жителей России, Европы и Америки знает о Шивсене (инд. «Армия Шивы») - радикальной индуистской организации, целью которой является террор в отношении индийских мусульман. Эпизод, демонстрирующий то, как жестоко они способны действовать, положен в основу художественного фильма «Миллионер из трущоб».

Неоязычники, например, инглинги, никого не убивают, но весьма завуалированно оправдывают политику Гитлера и Сталина. «Свидетели Иеговы» христианскую Троицу называют ликом сатаны и призывают к подчинению только Бруклинской Скинии (иеговист-ское правительство), указывая на необязательность и даже недопустимость (в плане надежды на спасение) подчинения правительству и государству той страны, в которой живет человек. Примеров экстремизма в деятельности религиозных организаций большинства стран мира масса, что имеет место, так как у религии есть не только функции, но и дисфункции -фанатизм, нетерпимость и извращенные формы поклонения. Бедность, демографический кризис, безработица, отсутствие жизненных перспектив - это причины, позволяющие все новым и новым религиозным группам привлекать адептов. Репрессии против религиозных экстремистов зачастую не только не помогают в борьбе против них, а скорее приводят к обратному результату, придавая лидерам ореол мучеников.

Другой особенностью межконфессиональной конфликтогенности является ее скрытая, или латентная, составляющая, о ней не любят говорить даже иерархи различных церквей, деноминаций и других видов религиозных объединений. Особенно активно межконфессио-нальная борьба стала вестись в XX веке, когда религиозные организации в большинстве стран мира потеряли абсолютную политическую, экономическую и социальную власть над обществом. Одно из проявлений этой борьбы связано с давлением во многом светских «общечеловеческих ценностей» на общественное сознание. Эти ценности часто противоречат религиозным нормам. Так, высшая ценность жизни и индивидуализм, свобода межличностных отношений и рост значения материального благополучия заставляют религиозные группы идти по пути нового обоснования старых, часто исключительно духовно ориентированных, норм. Это приводит к отделению от крупных религиозных групп недовольных иерархов и доверяющих им адептов и заставляет их идти на создание жестких религиозных систем, противопоставляющих себя современным ценностям.

Другое проявление этой же борьбы с современной цивилизационной системой - рост атеистического движения. Свободе и популярности атеистического мировоззрения способствовали многие факторы в истории Нового и Новейшего Времени, однако вызовы цивилизации, рожденные во второй половине XX века (технизация, информатизация и ускорение темпов жизни, экологические проблемы, рост онкологических заболеваний, угроза ядерной войны) привели к появлению новых страхов. Одна из главных функций религии определя-

19 Церковь арийской христианской нации - организация белых расистов в США, крайне негативно относящихся к представителям негроидной расы и иудаистам, которых считают дьяволопоклонниками. Цель «Арийской нации» -создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооруженные отряды по всей Америке.

20 Ирландская республиканская армия - религиозно-политическая организация, созданная в 1916 году в Ольстере. Цель деятельности - независимость Северной Ирландии и воссоединение с Республикой Ирландия, опирается на поддержку католиков, противостоит протестантам.

21 Движение «Ках» - радикальное религиозно-националистическое движение созданное в Израиле, в 1971 году. Программа движения предусматривала депортацию всех арабов с территории библейской Эрец-Исраэль и аннексию контролируемых Израилем на тот момент территорий, а также включение элементов еврейского права (Галахи) в израильское законодательство.

ется как иллюзорно-компенсаторная. Религия играет роль иллюзорного компенсатора слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. И если он не в силах решить жизненные проблемы, то может пойти по пути переноса их решения в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнить в мире потустороннем с помощью сакральных священнодействий и манипуляций материальными предметами или сознанием. Для этого часто может быть достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых установлений. Но человека данный путь может не устроить в силу укорененности его сознания в чисто практической сфере или же попросту из-за лени, которая не позволяет ему регулярно совершать обряды и ритуалы, постоянно посещать культовое сооружение, а уж тем более совершать паломничества. Часто единожды произнесенная и с трудом припоминаемая молитва или прикосновение к мощам не приносят результата, а человек ждет ответной реакции буквально сразу.

Успокоить эти страхи и немедленно решить все проблемы традиционные религии не в состоянии, ибо оперируют весьма консервативными методами, связанными с молитвами, покаяниями, самоистязанием и т.п. Люди, которые не могут отказаться от веры в высшие силы, обращаются к новым религиям, один из примеров чего - Церковь Саентологии. Такие религии оперируют современным языком, предлагают научные или псевдонаучные методы решения проблем. Когда значительная часть людей современного мира разочаровывается в традиционной религии, новые религии способны придать непривычный смысл наличному бытию. Тому, кто верует, эти культы, например «историями успеха» саентолов, предоставляют возможность вырваться за пределы ограниченности окружающей действительности, поддерживают надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Ко всему этому добавляется активная полемика между верующими и атеистами в СМИ, а особенно в Интернете последних двух десятилетий. Это противостояние почти всегда носит оскорбительный характер с обеих сторон. Верующие, а особенно духовенство, называет атеистов бездуховной частью общества. Атеисты сравнивают верующих с умственно отсталыми людьми. В зависимости от позиции хозяев СМИ, в них разворачивается жесткая полемика, выставляющая религиозность или атеизм в неприглядном, а зачастую и оскорбительно комичном виде. Е.К. Дулуман22 и А.В. Кураев23, являясь рупорами каждой из сторон, очень однобоко и издевательски, но при этом весьма тщательно прорабатывают свои аргументы. Проблема лишь в том, что никто из них не хочет даже на шаг приблизиться к компромиссу. Не допускается мысли о признании права каждой из противоборствующих сторон жить по собственным принципам, не в силу «дремучести», а в силу существования самой возможности невмешательства в право каждого на соответствующие убеждения. Дело доходит до митингов атеистов и верующих, судебных процессов и законодательных актов, связанных с правом выражать свои взгляды в одежде, общении или каким-то иным образом.

Данная пестрота религиозной жизни наблюдается во всем мире: многие десятилетия баптисты, католики, православные, сунниты, салафиты, саентологи, кришнаиты и представители других конфессий имеют миссии, филиалы, представительства и конференции в большинстве стран мира. Вместе с приходом в культуру, общественную, политическую и экономическую жизнь этих стран, религиозные организации приносят с собой все вышеобо-значенные проблемы и конфликты. Религиозная грамотность общества в целом пребывает на достаточно низком уровне, в том числе и по причине отсутствия четкой и определенной позиции государства в вопросе религиозного образования. Фактически мы живем в то время, когда светское просвещение в области религиозной культуры находится в процессе становления. Немногими примерами, устанавливающими ответственность в области религиозной деятельности, являются статьи 239 и 282 УК РФ[6], Федеральный закон от 25 июля

22 Е.К. Дулуман - активист атеистического движения, ведущий борьбу с религией с помощью диспутов, круглых столов, лекций на атеистические темы и Интернет-публикаций.

23 А.В. Кураев - протодиакон Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, писатель, богослов, проповедник. Деятельность Андрея Кураева вызывает различные оценки: от одобрения до обвинений в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и отдельные правовые нормы гражданского законодательства [5].

Религиозное просвещение сегодня необходимо вести повсеместно, как со светских, так и с теологических позиций. Немалую роль в этом играет введение в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Однако, на наш взгляд, его преподавание должно вестись светскими педагогами для того, чтобы не превратить целый курс или отдельные его составляющие в преподавание исламской, христианской или иной теологии (учитель, имеющий светское образование, с большей вероятностью сможет преодолеть субъективизм изложения сюжетов одной религии по отношению к другим). Мы полагаем, что данная проблема будет иметь место в случае преподавания даже отдельных тем представителями духовенства, она уже стала камнем преткновения в регионах, где предмет был введен ранее, и имеют место протесты родителей, возмущение правозащитников и даже самих представителей духовенства (Б. Альтшулер, А. Койбагаров, Х. Саубянов). Опасность еще и в том, что разделив одноклассников на «религиозные» подгруппы, школа делит на подобные группы и будущее поколение, которое через десять -пятнадцать лет начнет самостоятельную жизнь, что будет способствовать росту межкон-фессиональной напряженности сразу на протяжении нескольких поколений.

Не менее важной проблемой является отсутствие подготовленных квалифицированных педагогических кадров, имеющих соответствующую профессиональную базу. Наш опыт подсказывает, что отсутствие религиоведческой образовательной базы у самого педагога будет приводить к неприятным коллизиям даже на уровне школы в целом: педагоги часто не в состоянии отделить «традиционные» религии от «нетрадиционных» и (в силу отсутствия глубоких познаний в столь специфичной области) может, например, отнести к «сектам» какие угодно религии - от баптистов до ламаистов. Некоторые шаги для исправления данной ситуации предпринимаются специалистами высшей школы, которые занимаются повышением квалификации учителей и оказывают им методическую помощь. Пример тому - выпуск авторским коллективом в составе В.Л. Бенина, Е.Д. Жуковой, Т.М. Аминова, Т.З. Уразметова и Д.С. Василиной учебного пособия в помощь учителям - «Духовнонравственное воспитание в школе» [2].

В современных условиях существует острая необходимость в светском религиозном просвещении на уровне среднего и высшего образования и широкой работой со СМИ. Эффективным средством может стать организация религиозно-образовательного и просветительского канала на телевидении; такое телевещание должно быть максимально свободно от руководства, покровительства и финансовой зависимости каких бы то ни было религиозных организаций. Возможно также создание светских просветительских центров, аналогичных христианским воскресным школам и мусульманским мектебам, построенных на экуменических началах, но обязательно включающих максимально широкий спектр конфессиональных составляющих. Только лишь в условиях активного, взвешенного и объективного диалога, в котором на равных условиях будут участвовать общественные светские и религиозные организации, а также государство, возможно создание здорового психологического климата в обществе и постепенное повышение религиозной грамотности населения. Следствием этого может стать мирное сосуществование представителей различных конфессий и постепенное вытеснение религиозной нетерпимости и фанатизма на периферию исторического развития.

1. Алешина, С.А. Женские епархиальные училища в деле подготовки педагогических кадров для народных школ [Текст] / С.А. Алешина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1(38). - С. 140-144.

2. Аминов, Т.М. Духовно-нравственное воспитание в школе (к началу апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс] / Т.М. Аминов, В.Л. Бенин, Д.С. Василина. - Уфа : БГПУ, 2011. - 352 с. - Режим доступа: http://www.ivagant.ru/catalog/product/ed-zhukova-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-schkole-28347/.-Дата обращения: 10.07.2012.

3. Бенин, В.Л. О религиозной культуре, светской этике и новых провайдерах (полемические заметки по известному поводу) [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 4(29). - С. 106-117.

4. Ергин, Ю.В. Православное духовное образование на территории оренбургского учебного округа (1875 -1919) [Текст] / Ю.В. Ергин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 4(35). - С. 188-202.

5. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 июля 2005 № 114-ФЗ.- Режим доступа: http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html.- Дата обращения: 01.07.2012.

6. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]: от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/.- Дата обращения: 01.07.2012 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.