Научная статья на тему '«Мир накануне войны» в английской прозе первого десятилетия ХХ века'

«Мир накануне войны» в английской прозе первого десятилетия ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДВАРДИАНСТВО / ГЕКТОР МАНРО / КОМПТОН МАККЕНЗИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРОДИИ / "ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АЛИСА" / "WESTMINSTER ALICE" / EDWARDIAN CULTURE / HECTOR HUGH MUNRO / COMPTON MACKENZIE / POLITICAL PARODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова В. Г.

В статье рассматривается отражение в английской прозе 1901-1914 годов предвоенной социокультурной ситуации. Показано, как в политических пародиях Г.Манро и театральном романа К. Маккензи воплощается процесс разрушения системы ценностей Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE PEACE BEFORE THE WAR» IN ENGLISH PROSE OF THE FIRST DECADE OF THE XX-th CENTURY

In article reflexion of premilitary social and cultural situation in English prose of 1901-1914 is considered. It is shown the process of destruction system of Victorians values in Munro's political parodies and Mackenzi's theatrical novel.

Текст научной работы на тему ««Мир накануне войны» в английской прозе первого десятилетия ХХ века»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 36-40

УДК 82

«МИР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ» В АНГЛИЙСКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ ВЕКА

© 2014 г. В.Г. Новикова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

wnovikova@mail.ru

Поступила в редакцию 29.04.2014

В статье рассматривается отражение в английской прозе 1901-1914 годов предвоенной социокультурной ситуации. Показано, как в политических пародиях Г.Манро и театральном романа К. Маккензи воплощается процесс разрушения системы ценностей Нового времени.

Ключевые слова: эдвардианство, Гектор Манро, Комптон Маккензи, политические пародии, «Вестминстерская Алиса».

Первое десятилетие ХХ века в Великобритании совпадает с периодом правления короля Эдварда VII (1901-1910). Можно согласиться с теми историками, которые полагают, что эдвар-дианский период включает и последующие три года до начала Первой Мировой войны в 1914, так как правление следующего короля, Георга V, имеет уже другие характеристики [1, а 9]. Эдвардианский период был «звездным часом Британской империи», занимавшей тогда значительную часть земного шара. Экономика империи была сильна, ее политическая система представлялась неуязвимой для проблем, свойственных другим державам. Идеи имперскости, британскости казались нерушимыми. После триумфальной победы в 1906 году либералы сформировали правительство большинства могущественной страны. После Первой Мировой войны эдвардианский период стал восприниматься как «золотой век спокойных летних дней», как миф об эдвардианском саде, о времени «страны, танцующей на пути к войне, звуков газонокосилок, рэгтайма, гула пчел, пробок от шампанского» [2, а VII]. Этот миф обнаруживается не только в романе 1930 года В. Сэк-вилл-Уэст «Эдвардианцы» [3], в котором как раз и получает одно из первых художественных воплощений, но и в романе, например, современной писательницы Д. Николсон, которая дает своему произведению характерное название «Прекрасное лето: Англия, 1911 - перед штормом» (2008) [4].

В истории литературы традиционно в качестве отдельного периода рассматривается рубеж веков, захватывающий не только начало ХХ века, но и последние десятилетия XIX века. Историками литературы выделяются направления

реализма, натурализма, неоромантизма, эстетизма, в создании которых участвовали Т. Гар-ди, Дж. Конрад, А. Конан-Дойль, Р. Киплинг, Г. Уэллс, П. Вудхауз, Г. Честертон. В 1905-1906 годах начинает собираться группа Блумсбери, первым из которой публикует свои статьи в 1904 году Литтон Стрейчи, будущий автор «Выдающихся викторианцев». В 1906 году выходит в свет «Собственник» Д. Голсуорси, в 1911 г. появился роман Д. Лоуренса «Белый павлин», в 1913 - его же «Сыновья и любовники». Это главные имена, но литературный процесс ими, разумеется, не ограничивался. Для изучения атмосферы литературного эдвардиан-ства особый интерес имеют значимые для читателей того времени произведения, оттесненные на второй план последующим каноном, но в то же время ярко представляющие дух времени. С этой целью обратимся к политическим пародиям Г.Х. Манро и «театральному роману» К. Маккензи.

Гектор Хью Манро, взявший себе псевдоним Саки (по некоторым свидетельствам из любимого им Омара Хайама), шотландец, родившийся в Бирме в 1870 году, получивший хорошее образование в метрополии, был блестящим журналистом и очень заметным прозаиком своей страны. В 1900 он публикует в «Вестминстер газетт» скетчи - иллюстрированные политические пародии, которые были перефразом «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье»: «Алиса и либералы», «Алиса не где-нибудь, а на Даунинг-стрит», «Алиса на Пэлл Мэлл» и другие. Тогда же скетчи были объединены в «Вестминстерскую Алису», вышедшую в свет в 1902 году и продолженную в «Политической Книге Джунглей».

В предисловии к изданию 1927 года указывается, что «схема «Вестминстерской Алисы» связана с Южно-африканской войной и, конечно, политикой в целом. Политические пародии умирают через несколько месяцев, но эта живет уже двадцать пять лет» [5, с. 69] . К этому сроку сегодня можно добавить еще восемьдесят лет, поскольку мы ссылаемся здесь на переиздание 2010 года, в послесловии которого находятся обоснования и современной актуальности названной книги Манро. В скетчах появляются узнаваемые образы известных политиков: вдохновитель англо-бурской войны (1899-1902) Д. Чемберлен как Дама червей, Красная Королева и безумный Шляпник, А. Бальфур, в 1902 году ставший 50-м премьер-министром страны, как Белая Королева и Мартовский Заяц и десятки других. Однако важнее был тот обобщающий смысл, который вкладывался в эти образы. Так, в Белом рыцаре современники узнавали Сэра Генри Чарльза Кита ГОтти-Фицмориса, маркиза Лансдауна, бывшего генерал-губернатором Канады (1883-1885), вице-королем Индии (1888-1894), государственным секретарем Великобритании (1895-1900), министром иностранных дел (1900-1905). Однако Белый рыцарь становится символом Военного министра, который никак не ожидал войну и воспринимает ее как несчастный случай. Современный комментатор пишет, что у него «маска почитаемого ветерана, который был еще в седле, когда случилось неожиданное. Его измученный конь, связанный бюрократическими путами, бредет из старой конюшни по дороге, проложенной поколениями политических лидеров и множества ветеранов» [5, с. 10].

Особое место уделяет автор коллективному портрету партии либералов. Их характеристика: «Множество их шло, и шум был значителен, и шли они в шестерках и семерках, но казалось не управлялись никакой неподвижной командой, так что эффект был не таким уж внушительным, как мог бы быть. У некоторых из них, как Алиса заметила, были анаграммы «Л», вышитые на туниках и шлемах и других заметных местах. Они толпились, и всегда запинались друг о друга, и падали небольшими кучами, а некоторые поставленные на место не выглядели вполне уверенными» [6] - и реплика Алисы: «Они пойдут очень далеко, если не попадают» - удивительно напоминают общее впечатление от описания этой партии в книге Д. Дангерфильда «Странная смерть либеральной Англии» в главе «Либералы» [2, с. 7-30]. Пародии Манро восходят к скетчам и эссе XVIII века, к политической сатире Свифта, но именно абсурдистская

языковая материя Кэрролла, которая позволяет передать безумие государственной политики, предвещающей кровавые бойни, делает их явлением уже ХХ столетия. Глубокое понимание самоубийственного направления европейской цивилизации обнаруживается и в его публицистике - Манро был корреспондентом «Морнинг Пост» в Варшаве, Петербурге, на Балканах - и в его рассказах. Полагаем, что приведенные ниже цитаты из «Порфиры балканских царей» не требуют дополнительных комментариев: «Великие державы не смогли заглушить гром военных барабанов, это правда; огромные батальоны Оттоманской Империи остановятся для переговоров, а затем заговорят огромные кошельки и прозвучат великие угрозы Держав, и последнее слово останется за ними» ; «Леопольд Волькенштейн пил свой кофе, но напиток каким-то образом лишился аромата. Его мир, его напыщенный, тяжеловесный, жестокий мир, внезапно сократился до предела. Великие кошельки и великие угрозы были бесцеремонно отодвинуты в сторону; сила, которую он не мог понять, не мог оценить, грубо заявила о себе. Царственные повелители мамоны и оружия хмуро смотрели вниз на поле битвы, а идущие на смерть не приветствовали их и даже не собирались. Нерадивые ученики получили урок, урок уважительного отношения к некоторым фундаментальным принципам, и вовсе не мелким сражающимся странам преподали этот урок» [7]. Гектор Хью Манро был убит 13 ноября 1916 года в битве при Сомме.

Произведения Саки отличают изящество, артистизм и склонность к театральности, которые еще более заметны в творчестве Комптона Ма-кензи (1883-1972). В энциклопедической статье, посвященной этому автору, А. П. Саруха-нян справедливо указывает, что «произведения Комптона Маккензи создали ему репутацию летописца и выразителя своего времени. История танцовщицы, не сумевшей реализовать свой талант, была и историей лондонской предвоенной театральной жизни («Карнавал» — Carnival, 1912). Отчасти автобиографический роман воспитания «Зловещая улица» (Sinister Street; 1913; телесериал, 1969) с подробно описанными школьными годами героя и его студенческой жизнью в Оксфорде стал, по мнению Ф.М. Форда, историей целого класса, в целом регионе, в течение целого периода жизни. Ан-дре Моруа в предисловии к французскому переводу романа сравнивал Маккензи со Стендалем, Диккенсом, Прустом» [8, с. 258-259].

В романе «Карнавал» 1912 года, на первый взгляд, тривиальная история молодой танцов-

щицы Дженни, по рождению принадлежащей к буржуазной среде. Обстоятельства вынуждают ее пойти на сцену, но она пытается остаться пуритански добродетельной в духе викторианских правил. Она искренне влюблена в Мориса Эвери, но брошена им. Страдающая Дженни выходит замуж за корнуэлльского фермера, отличающегося примитивной грубостью чувств. Финал романа мелодраматичен: раскаившийся Эвери прибывает в Корнуолл, но его паломничество приводит к нелепой и страшной смерти Дженни. В контексте данной статьи представляются показательными рецензии на этот роман, опубликованные в том же 1912 году. В журнале «Спектейтор» написано, что это отчет о жизни молодой женщины, «достаточно полный, чтобы удовлетворить самое требовательное любопытство. Это книга для небрезгливых, не для читателей, ищущих невинного отдыха или пищи для радости. Впечатление жалости к героине поглощается отвращением... Мы рассмотрели роман г. Маккензи подробно не потому, что он дал нам любое удовольствие читать или потому, что мы можем рекомендовать это без оговорок. Но он заслуживает, чтобы о нем уведомили читателя, и незаурядным талантом и блеском изложения, и его откровенным игнорированием обычных канонов вкуса, и его любопытной враждебностью к мужскому полу, преданному автором» [9]. В «Нью-Йоркере»: «Определенная тонкая красота проникает в этот роман жизни. Сама история не является примечательной и у нее нет счастливого конца. Но то, что дает право "Карнавалу" на высокую оценку, является безошибочной оценкой человеческого характера - оценка, которая поднимает роман выше банальности. Нельзя просмотреть такую книгу. Страница за страницей книга обогащает нас словом, красками, которые точно сходятся с тоном и характером истории. Власть г. Макен-зи, кажется, находится в создании чувства важности положения души среди событий. У него нет никаких ложных оправданий для Дженни; он просто художественно воплощает то, что сама Дженни чувствовала вполне невыразительными способами.» [10].

Очевидно, американскому рецензенту удалось увидеть, то, что почувствовали Йейтс, Э. Уилсон, Г. Джеймс, считавшие роман явлением в литературе Англии. Можно с уверенностью говорить о том, что в этом произведении отражается модус театральности и тяготения к культивированию артистизма натуры не только и не столько героини, но и прежде всего читателя. И конечно, это отражения подлинного артистизма автора.

Джордж Дангерфильд в книге «Странная смерть либеральной Англии», опубликованной в 1935году, подверг сомнению господствовавшее тогда и сохраняющееся для многих сегодня убеждение, что эдвардианский период был «золотым днем», временем «долгого послеобеденного летнего отдыха», так как, с его точки зрения, это был период, возможно, более драматичный, чем война 1914-1918. В начале двадцатого столетия империя Англии охватила земной шар. Но в 1910-1914 гг. произошел драматический переворот и политические изменения, которые сокрушили Англию. Новые движения, поставившие Ирландию в положение гражданской войны, армейский мятеж, движение за права женщин, гражданский беспорядок, дискредитация юридических и уголовных систем, волна забастовок - все это было насилием над благочестием старой либеральной Англии и сокрушило ее. Дангерфильд утверждает, что между смертью Эдварда VII и Первой Мировой войной была некая пауза в английской истории. В 1910 английский дух вспыхнул так, что к концу 1913 либеральная Англия была сожжена дотла. От этого пепла появилась Новая Англия, в которой истинный довоенный либерализм был поддержан свободной торговлей, парламентским большинством, даже «памятью о десяти заповедях», но иллюзия движения исчезла. Война ускорила все процессы в политике, в экономике, в поведении людей, но это не начало. Великая война стала лишь финальным ударом насилия.

Истинный либерализм был убит или убил себя, и это убийство было передано в интеллектуальной истории данного периода. «Странная смерть» нашла отражение в идее смерти прогресса, впервые осмысленной группой интеллектуалов, названных позже ранними модернистами. Об этом в книге «Модернизм и идеология истории: литература, политика и прошлое» (2002) пишет Луис Б. Вильямс. Автор называет свой метод контекстной интеллектуальной историей, так как изучает связи идей исследуемых авторов и конкретного социально-политического контекста (англо-бурская война, кризис парламента 1911 года, публикации Теософического общества и многое другое) в отличие от метода исследования «широкой матрицы идей», которые «носились в воздухе» этого периода. К этой группе модернистов относятся Уильям Батлер Йейтс, Форд Мэдокс (Хюфферд) Форд, Эзра Паунд, Томас Хьюм и Дэвид Лоуренс. Они жили и работали в Лондоне в период между 1909 и 1914 годами. Они не имели названия своей группы или общего манифеста, но у них были

личные или профессиональные связи друг с другом, они писали для одних и тех же журналов, чувствовали близость своих идей. Модернисты не были только новаторами, разрабаты-ваюшими новую и необычную технику письма, не только художниками, но и мыслителями. Они писали об обществе, политике, религии, философии и приняли концепцию «циклического смысла прошлого», иначе говоря, универсальной структуры истории. Эта концепция отвечала вызовам именно эдвардианского времени, который воспринимался ими как хаос. То есть они не могли уже найти в социальной реальности подтверждения идеи поступательного движения истории как эволюционного процесса [11].

Таким образом, в первом десятилетии прошлого века происходит кризис идеологии Нового времени. Он выражается в том, что общественное сознание предчувствует политические, экономические, военные катастрофы, которые станут естественным следствием тех общественно-политических отношений, которые складываются в буржуазном обществе, а именно такой тип культивируется в эпоху Нового времени, и именно в Великобритании он достигает своего высшего расцвета. Создается своего рода интеллектуальное сопротивление, которое и отражается в литературе. В частности, Манро не просто критически относится к политикам (сатирическое изображение власти в английской литературе присутствует уже более двух столетий к началу ХХ века), но подвергает сомнению самые основы государственного управления, саму форму государства. Маккензи, представляющий совсем иное направление, автор около сотни романов в разнообразных, но всегда любимых читателями жанров, представитель скорее массовой, чем высокой литерату-

ры, также способствует разрушению основ викторианской морали потому, что так он ощущает дух времени.

Устои викторианства, действительно, пали еще до войны, начавшейся в 1914 году. Но вместе с их падением утрачено было и чувство исторического оптимизма. Оказалось, что в течение последующего столетия системе ценностей Нового времени не нашлось замены. Об этом свидетельствуют не только авторы «потерянного поколения», но и философы постмодернизма с их идеей бытия «после истории».

Список литературы

1. Gooch G.P. Edwardian England, A.D. 19011910. London: University of London, 2011. 341 p.

2. Dangerfield G. The Strange Death of Liberal England. New York: Putnam, 1980. 368 р.

3. Sackville-West V. Edwardians. Virago: Modern Classics. 285 p.

4. Nicolson J. The Perfect Summer : England 1911, Just Before the Storm. Bargain Price, 2008. 304 р.

5. Cahill H. Afterword // Munro H. H. (Saki). The Westminster Alice: A Political Parody Based on Lewis Carroll's Wonderland. Evertype, 2010. 76 p.

6. Munro H. H. (Saki). The Westminster Alice.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://haytom.us/alice-and-the-liberal-party/

7. Саки (Г.Х. Монро). Порфира балканских царей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/SAKI/igrushki.txt

8. Саруханян А.П. Макензи Комптон // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века. Наука, 2005. С. 258-259.

9. 'Carnival' // The Spectator . Vol. 108, No. 4364, February 17, 1912. РР. 278-79.

10. «A Good Novel» // The New York Times Book Review, April 28, 1912. Р. 256.

11. Williams L. B. Modernism and the Ideology of History: Literature, Politics, and the Past. Cambridge University Press. 2002.

«THE PEACE BEFORE THE WAR» IN ENGLISH PROSE OF THE FIRST DECADE OF THE XX-th CENTURY

V.G. Novikova

In article reflexion of premilitary social and cultural situation in English prose of 1901-1914 is considered. It is shown the process of destruction system of Victorians values in Munro's politi-cal parodies and Mackenzi's theatrical novel.

Keywords: Edwardian culture, Hector Hugh Munro, Compton Mackenzie, political parodies, «Westminster Alice».

References

1. Gooch G.P. Edwardian England, A.D. 1901- 3. Sackville-West V. Edwardians. Virago: Modern 1910. London: University of London, 2011. 341 p. Classics. 285 p.

2. Dangerfield G. The Strange Death of Liberal 4. Nicolson J. The Perfect Summer : England 1911, England. New York: Putnam, 1980. 368 r. Just Before the Storm. Bargain Price, 2008. 304 r.

5. Cahill H. Afterword // Munro H. H. (Saki). The Westminster Alice: A Political Parody Based on Lewis Carroll's Wonderland. Evertype, 2010. 76 p.

6. Munro H. H. (Saki). The Westminster Alice.[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://haytom.us/alice-and-the-liberal-party/

7. Saki (G.Kh. Monro). Porfira balkanskikh tsarey. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://lib.ru/INPROZ/SAKI/igrushki.txt

8. Sarukhanyan A.P. Makenzi Kompton // Entsiklopedicheskiy slovar' angliyskoy literatury KhKh veka. Nauka, 2005. S. 258-259.

9. 'Carnival' // The Spectator . Vol. 108, No. 4364, February 17, 1912. RR. 278-79.

10. «A Good Novel» // The New York Times Book Review, April 28, 1912. R. 256.

11. Williams L. B. Modernism and the Ideology of History: Literature, Politics, and the Past. Cambridge University Press. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.