Научная статья на тему 'Мир кистью Сафронова'

Мир кистью Сафронова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
767
99
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮРРЕАЛИЗМ / SURREALISM / СИМВОЛИЗМ / SYMBOLISM / КУБИЗМ / CUBISM / МЕТАФОРА / METAPHOR / СИМВОЛ / SYMBOL / ОБРАЗ / IMAGE / DREAM VISION / НАПРАВЛЕНИЕ / DIRECTION / ИМПРЕССИОНИСТЫ / IMPRESSIONISTS / ЭКСПРЕССИОНИСТЫ / DREAMVISION / EXPRESSIONISTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ничипарчук Лариса Александровна

В данном исследовании рассматривается тема творчества известного российского художника, заслуженного художника Российской Федерации Никаса Степановича Сафронова. Основное содержание исследования составляет анализ техник и творческих методов художника, направлений и жанров его творчества, а также место Никаса Сафронова в современной живописи. Статья посвящена продолжающей быть актуальной проблеме духовного состояния личности, тому, какое место занимает искусство, в частности живопись, в формировании нравственных, эстетических идеалов человека, предлагает задуматься, что такое настоящее искусство и каковы пути его достижения. Работа имеет междисциплинарный характер, так как она написана на стыке двух видов искусства: живописи и литературы. Такой взгляд будет интересен специалистам в области филологии, педагогам, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами живописи и связи литературы с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The World with Safronov’s Brush

The research deals with the creative career of the famous Russian artist Nikas Stepanovich Safronov, Honored Artist of the Russian Federation. The research is focused upon an analysis of the techniques and creative methods of the artist, trends and genres of his work as well as the position of Nikas Safronov in the contemporary painting. The article is devoted to the ongoing problem of the individual spiritual state and to the contribution of art, in particular of painting, to the formation of individual moral and aesthetic ideals. The author suggests we should seriously consider what the real art is and what the ways to achieve it are. The work is of interdisciplinary nature, since it is performed at the intersection of two kinds of art: painting and literature. This view will be of interest to specialists in the field of philology, to teachers, students, as well as to all who are interested in the issues of painting and literature.

Текст научной работы на тему «Мир кистью Сафронова»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 81:[75:929 Сафронов]

МИР КИСТЬЮ САФРОНОВА

Л. А. Ничипарчук

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В данном исследовании рассматривается тема творчества известного российского художника, заслуженного художника Российской Федерации Никаса Степановича Сафронова. Основное содержание исследования составляет анализ техник и творческих методов художника, направлений и жанров его творчества, а также место Никаса Сафронова в современной живописи. Статья посвящена продолжающей быть актуальной проблеме духовного состояния личности, тому, какое место занимает искусство, в частности живопись, в формировании нравственных, эстетических идеалов человека, предлагает задуматься, что такое настоящее искусство и каковы пути его достижения.

Работа имеет междисциплинарный характер, так как она написана на стыке двух видов искусства: живописи и литературы. Такой взгляд будет интересен специалистам в области филологии, педагогам, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами живописи и связи литературы с ней.

Ключевые слова: сюрреализм, символизм, кубизм, метафора, символ, образ, Dream Vision, направление, импрессионисты, экспрессионисты.

О живописце Никасе Сафронове говорят, что он гений или, как минимум, что он гениально чувствует время. Время, которое, впрочем, он опередил, как и многие талантливые художники. Его коллега по цеху Илья Глазунов отмечает: «Он обладает огромной фантазией и неземной творческой энергией. Мне думается, что его душа поражена бытием ХХ века, соединив поиск Бога и кощунство, веру и безволие, романтизм и жёсткий взгляд на моду...» [1]. А Никита Михалков признаёт: «Когда зритель, насытившись необычными образами картин Никаса Сафронова, и изощрёнными формами, и буйными красками, останавливается у таких полотен, как, например, «Ностальгия» или «Прощай, Россия», для него становится очевидным: помимо таланта и мастерства, художник обладает нежной душой, переполняемой самыми разноречивыми чувствами» [2].

С 11 августа по 11 сентября 2016 года в выставочном зале «Чылтыс» Абаканской картинной галереи работала персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации Никаса Сафронова. В столицу Республики Хакасия Абакан привезли около полусотни его работ. Одной из побудительных причин написания данной статьи и явилась названная персональная выставка Н. С. Сафронова в нашем городе.

Никас Степанович Сафронов родился 8 апреля 1956 года в г. Ульяновске в малообеспеченной многодетной семье, в которой было шестеро детей. По окончании 8-го класса он поехал в Одессу поступать в мореходное училище, так как его всегда привлекало море. Однако проучился юноша в мореходке всего год, потому что понял, что море - не его стихия. Он уехал в Ростов-на-Дону, где с 1973 по 1975 год учился в Художественном училище им. Грекова по классу живописи. Одновременно он работал в Ростовском ТЮЗе художником-бутафором, подрабатывал сторожем, дворником и грузчиком. «Основы характера, фундамент личности закладываются в детстве. Если в детстве ты самостоятельно выживал, значит, у тебя есть шанс выжить и потом. Я всю жизнь выживал. В шестнадцать лет я грузил вагоны, работал сторожем, дворником, бутафором в театре, позже зарабатывал фарцовкой или, как говорили тогда, спекуляцией, но при этом никогда не бросал искусство» [3], - так говорит Н. Сафронов о периоде своего становления.

Из училища будущий художник был призван в армию, служил в Эстонии, в городе Валга. И там он продолжал рисовать, даже находясь на боевом дежурстве, за что имел нарекания, и, когда это обнаруживалось офицерами, картины сжигались на костре. После армейской службы Никас уезжает в Литву, в Паневежис, на родину матери, где некоторое время работает художником в театре Донатаса Баниониса и параллельно подрабатывает на льнокомбинате художником по тканям. Затем Никас переезжает в Вильнюс, здесь он с 1978 по 1982 год учится в Государственном художественном институте Литовской ССР (ныне Вильнюсская художественная академия) на факультете дизайна.

В 1978 году, когда Никас был ещё студентом первого курса, в Паневежисе прошла его первая персональная выставка. В том же году одна из его картин вошла в число двух, отобранных на международную художественную выставку в Парижском Центре Помпиду. В 1980 году в Вильнюсе прошла ещё одна персональная выставка художника.

В 1983 году Никас переезжает в Москву, здесь он изучает психологию в Московском государственном университете технологий и управления. В 1984 году художник принимает участие в Международной художественной выставке в Токио, в 1986 году - в Международной художественной выставке в Милане, в 1987 и 1988 годах - в выставках во Франции и Канаде. В 1995 году с большим успехом прошла его выставка в Стамбуле, в 1996 году - персональные выставки в Академии художеств (Москва), в музее Марка Шагала в г. Витебске и в Бергамо, в 1998 году - в Национальном музее г. Баку. С этого времени Никас Сафронов регулярно выставляется в государственных музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Витебске, Саратове, Екатеринбурге, Выборге, Геленджике, Сочи, Краснодаре, Барселоне, Цюрихе, Нью-Йорке, Лондоне, Риге, Антверпене.

Н. С. Сафронов построил церковь Святой Анны в г. Ульяновске и часовню Святой Анны в селе Вышки Ульяновской области в честь своей матери Анны Фёдоровны. Он оказывает помощь в возведении православного храма Иоанно-Предтеченского прихода в г. Ульяновске. «Моя цель - вернуть духовный статус России», - говорит Никас Сафронов [4].

Полотна, выполненные в стиле сюрреализма, символизма, кубизма, - всё это неповторимый Никас Сафронов, один из самых востребованных и неоднозначных живописцев современности. Многие его работы строятся на глубоких метафорах и присущей только ему системе символов.

Символизм Никаса Сафронова органично возник из использования и сопоставления различных живописных техник создания многослойных работ, в которых из-под одной эпохи как бы проступает другая, из-под одного образа - другой. Осмыслить их соседство и взаимопроникновение становится насущной необходимостью, и потому появляются образы-толкователи, из картины в картину уводящие нас всё дальше и дальше по тайной тропе в мир творчества художника. Это такие, например, картины, как: «Возвращение во Вселенную» (2003), «Возрождение» (2008 ), «История одного замка, окутанного тайной» (2009 ), «Бал. Девушка в маске или вечер в голубых тонах» (2009), «Сон о Боттичели или готический вход в храм» (2010 ), «Дворец для Садко» (2012), «Улыбка маленького Бахуса» (2012) и др.

Никас Сафронов не нуждается в представлении. Он не только известный портретист нашего времени, но и основатель своего собственного направления в живописи - Dream Vision, за которое попал в «Книгу рекордов Гиннесса». После долгих профессиональных и общекультурных исследований Никас обобщает и создаёт собственное направление Dream Vision, основанное на образах классического искусства в сочетании с видениями на грани сна и пробуждения. Направление Dream Vision напоминает технику в стиле импрессионистов и абстракционистов, оно активно использует не только воображение и интуицию, но подсознание и неосознанные ощущения. Это видения, возникшие на грани сна и пробуждения, на грани памяти и забвения, зримого и галлюцинации. Никас старается как можно точнее их отобразить, поэтому каждая картина Dream Vision - это единый посыл, чистая лирика. Погрузиться в атмосферу, чувствовать её как единую объективную реальность - в этом смысл восприятия Dream Vision. Среди картин, написанных в этом стиле, можно выделить следующие: «Цепь гор» (2000), «Венеция» (2003), «Натюрморт с арбузом» (2004), «Утренний сон об Эйфелевой башне» (2007) и др. Благодаря обширному культурному контексту полотна Dream Vision стали популярны в разных странах и слоях общества.

«В переводе с английского «Dream Vision» - видение своей мечты между сном и реальностью, между небом и землёй. Когда на эти картины смотришь, ты просто заряжаешься их энергией, как-то на душе становится тепло, хорошо. Он не рассказывает все тайны, как он создаёт эти картины, у художника нет учеников. Это холст, масло - всё традиционно. Но вот что и как получается, за счёт чего мы можем сквозь слой видеть какие-то дополнения, детали... И, постоянно картину рассматривая, ты будешь находить для себя что-то новое. Это, конечно, интересно», - говорит Юлия Романова, PR-директор выставки в Абакане [5].

В Абакан привезли 50 работ художника, и все они настолько разные по жанрам и по технике, что каждый посетитель выставки найдёт в них то, что любит. Муниципальная газета «Абакан» так отозвалась о выставке картин художника: «Мы имели возможность познакомиться с творчеством автора, задающего модные тенденции и творящего глубинные и многогранные смыслы и образы» [6].

На выставке впервые представлены уникальные полотна Мастера, например, картины, выполненные в стиле сюрреализма и символизма: «Возвращение египетских обрядов» (1997), «Мой утренний сон о библиотеке в Константинополе» (2008), «История Востока, или взгляд со стороны» (2009), «Готическое представление о моём доме» (2010) и др.; картины, выполненные в стиле кубизма: «Кубическое представление о кружевнице» (1996), «Кубический сюжет на тему Дон Кихота и Санчо Панса 1588-1589» (2001), «Двойной автопортрет в кубизме» (2002) и др.; среди исторических иллюстраций можно назвать полотна: «Спокойствие около замка» (2006), «Путешествие по Испании» (2009), «Параллельный мир, существующий сегодня» (2009) и др.; картины на тему пейзажа: «Белые ночи в Венеции» (1987), «Стройные ели на фоне заснеженных гор» (1989), «Горы Кавказа» (1989) и др.; картины из серии «Натюрморт»: «Завтрак на море, залитый солнцем» (2009), «Цветочная природа вещей» (2011), «Вечер в цветах» (2012), «Цветы на фоне замка» (2012) и др.; картины из серии «Архитектура»: «История французского замка» (2007), «Весна и всё вокруг Эйфелевой башни» (2008), «В ожидании королевы» (2011), «Вильнюсский призрак Гедеминоса» (2011), «Весна» (2012), «Ангел, охраняющий вечерний Вильнюс» (2015) и др. В старой архитектуре есть особая красота - это та красота, которой добиваются упорным трудом, в этих башнях и стенах она есть всегда, даже если мы её не видим. Замки всегда защищали своих обитателей. Прошли века, и они стали неудобны для людей, превратились в музеи или руины. Но это не значит, что в них никто не живёт - в замках поселилось Прошлое.

Необычны образы картин Никаса Сафронова: их художник выбирает настолько причудливые, а классическое подаёт с такого необычного ракурса, что разглядывать его работы можно часами. Особо нужно отметить одну из выставок художника в нашем городе, которая представлена картинами, изображающими котов и кошек с человеческими телами. «В каждой женщине есть что-то кошачье, - говорит Никас Сафронов, - повадки, грациозность, жеманность, томность, плавность движений... И острые коготки, между прочим!» [7]. Художник-портретист стремится найти в каждом лице характерное выражение, главную мысль, наиболее полно передающую представление о человеке. Поэтому совсем неудивительно, что характер и индивидуальность можно показать разными способами, не имеющими ничего общего с фотографическим сходством.

Скажем несколько слов о серии «Люди-животные». Полагаем, картины этой серии - это любопытная метафора о человеческой натуре. «Я стал внимательнее присматриваться к своим друзьям и знакомым и понял, что почти каждый из них действительно чем-то напоминает то или иное животное. Часто люди просто невольно становятся похожи на то животное, которое они безумно любят», - замечает художник [7]. Выделим из этой серии наиболее примечательные, на наш взгляд, картины: «Заслуженный отдых героя или раздумья о будущем» (2009), «Гоголевский персонаж, но намного серьёзнее» (2012), «Посещение Европы» (2012), «Современный герой» (2012), «Просто лорд» (2013) и др.

Цикл психологических портретов современников принёс Никасу Сафронову большую известность. Эти портреты признаны выдающимися достижениями в данном жанре, о чём говорят и многочисленные заказы от первых лиц различных государств. Портреты знаменитостей в графике и маслом словно живые, а краски и черты лица настолько реалистичные, что трудно поверить в то, что перед нами не фотографии. Художник писал портреты президента России Владимира Путина, председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, экс-президента СССР Михаила Горбачёва, президентов Турции, Азербайджана, Туркмении, Украины, президентов США, короля Испании, короля Иордании, Муслима Магомаева, Софи Лорен, Дайаны Росс, Монтсеррат Кабалье, Ричарда Гира, Роберта де Ниро, Элизабет Тейлор, Леонардо ди Каприо и многих других отечественных и зарубежных политических лидеров, певцов и артистов.

«...я сознательно идеализирую изображаемое, - говорит Никас Сафронов. - Понятно же, что здесь, в земном мире, ни один человек не проявляется сполна, и в сердце каждого из нас, как говорил Достоевский, «дьявол с Богом борется». В каждом человеке есть прекрасное начало, которое художник может подчеркнуть, а может и скрыть, уничтожить. Один видит в натуре одно, другой в этой же натуре - иное. Какое начало возьмёт верх, к чему человек придёт в конечном итоге - это, в том числе, зависит от меня. Когда я пишу портрет, мне неважно, кто передо мною - президент, прокурор, актриса или полузабытый пришелец из моего ульяновского детства.

Я изначально пытаюсь увидеть в любом человеке добро, раскрыть его с лучшей стороны. И, когда сажусь писать портрет, тоже начинаю с молитвы. Наверное, те люди, которые попадают на мои холсты, излучают добро и тепло. А если созданный на полотне образ подчёркивает духовность, положительное начало, даже просто внешнюю красоту, человек как бы тянется за своим изображением, стремится ему соответствовать, становится лучше и внешне, и внутренне... Облачённые в свои мундиры, костюмы или бальные платья, все они исполнены стремления к личному совершенству, все таят в себе перспективу Добра... Открыть эту перспективу - и есть назначение художника...» [7]. «Да, я действительно стараюсь найти лучшие стороны в изображаемых мною Героях, но, во-первых, в каждом человеке есть что-то прекрасное, а, во-вторых, живопись сохраняется долго, и мне хотелось бы, чтобы наше время представляли по моим картинам временем красивых и достойных людей» [7]. Н. Михалков, портрет которого Никас Сафронов нарисовал не так давно, сказал: «Он агрессивен, подвластен влиянию, знает конъюнктуру, умеет обмануть» [2].

Плодотворная деятельность Никаса Сафронова отмечена золотой медалью Американской академии наук и искусств. В 1995 году Российское дворянское общество пожаловало ему титул графа, а в 1997 году - титул князя. Он является почётным гражданином городов Ульяновска и Баку. В октябре 1996 года именем Никаса Саф-ронова названа открытая учёными из США звезда в созвездии Андромеды. Оргкомитет премии журналистов «Светские итоги года» объявил художника лауреатом премии в номинации «Самый светский художник» 1998 года. Как лучший художник, он был удостоен диплома лауреата Российского фестиваля искусств «Южные ночи - 2000», проходившего в Геленджике. В 2001 году Н. С. Сафронов получил благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина «За большой вклад в становление российской экономики, творческий подход и самоотдачу при исполнении заданий Правительства Российской Федерации, за успехи во благо Отечества». Он награждён орденами Святого Константина Великого, Святого Станислава и Святой Анны 2 степени. В 2002 году Русский биографический институт за поддержку национальных интересов художественными средствами удостаивает Никаса Сафронова звания «Человек года».

В 2003 году Н. С. Сафронов стал лауреатом премии имени М. В. Ломоносова в области науки, образования, культуры и искусства, а Российская академия естественных наук присуждает ему почётное звание и знак «Рыцарь науки и искусств». В 2004 году художник вошёл в «Летопись славных имён и деяний во имя России», награждён Орденом Русской православной церкви Преподобного Серафима Саровского, Золотым орденом «Служение искусству», орденом «Во имя России», золотым наградным оружием, золотой медалью «Национальное достояние». Международный биографический центр города Кембриджа назвал Никаса Сафронова «Лучшим международным художником 2004 года» и присудил ему почётное звание «Живая легенда». Американский биографический институт присвоил нашему соотечественнику титул «Человек года - 2004» с последующим включением его имени в энциклопедию «Ведущие интеллектуалы мира», в раздел «Гениальная элита». В 2005 году его имя появляется в Мировой книге Знаний, за выдающийся вклад в современное искусство Никас Саф-ронов награждается «Алмазом да Винчи».

Н. С. Сафронов - профессор Ульяновского университета (филиала МГУ), в котором ведёт мастер-класс и читает лекции. Он является академиком Российской академии художеств, почетным членом Украинской академии художеств и Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенева, почётным доктором Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, действительным членом Королевской академии культуры, образования и искусств при ООН, академиком Международной академии творчества и пр.

В 2013 году Н. С. Сафронову присвоено почётное звание «Заслуженный художник России».

Безусловно, Никас Сафронов - открытый и позитивно настроенный человек, оттого в нём много энергии и жизни. Он вкладывает в творчество душу, всегда относится к работе с большим энтузиазмом и любит подмечать детали, которые находят своё отражение в его портретных работах или же пейзажах. Зураб Церетели, президент Российской академии художеств, так сказал о Никасе Сафронове: «Никас - настоящий тип художника: истинный артист, богема, романтик. Талантливейший живописец и график, феноменальный профессионал» [1]. Приведём слова ректора Суриковского института Анатолия Бичукова о Н. Сафронове: «Для искусства Никас Сафронов ценен сохранением традиций и неистощимой тягой к эксперименту, изобретательству. Творческий потенциал его огромен» [1].

Многие называют Никаса Сафронова одним из главных художников эпохи, но сам он считает, что до столь высокого статуса ему ещё очень далеко. «Свои «15 минут славы» я получил уже давно. Сейчас у меня другая цель. Я хочу, чтобы мои картины остались и имели свою нишу в истории, чтобы моё имя как художника помнили и через тысячу лет», - говорит о себе Никас [7]

Диапазон творчества Н. Сафронова исключительно широк: и иконопись, и кубизм, и символизм, и графика, и психологические портреты. Картины, построенные на метафоре, символах, тонких ассоциациях, перекличке исторических эпох, уводят зрителя в «космическое пространство» чувств и душевных переживаний. В наиболее интересных и значительных работах художника всегда присутствует и некое внутреннее движение, потому что его картины отражают конфликт или доверительное общение тела, разума и души художника. Картины оказываются не только динамичными, но и многомерными, потому бросающаяся в глаза «кинематографичность» образного строя даже может дать некоторое представление о сферичном и полископическом движении его души - так характеризуют творчество художника специалисты-искусствоведы.

В ранних картинах Н. С. Сафронова присутствует много обнажённой натуры. Он стал первым русским художником, начавшим открыто исследовать грань между искусством и порнографией. Красота - это символ символов, идея идей. Она наполняет смыслом разрозненные части, собирает их в одно целое, даёт им новую жизнь. Она смотрит на нас отовсюду и ловит наш ответный взгляд. Красота - это приглашение в новую реальность, в царство гармонии и закономерности, туда, где и должны жить люди, чтобы не тратить свою жизнь понапрасну. Изучая картины старых мастеров Италии, Голландии и России и используя изученную технику в своих работах, художник как бы иллюстрирует нынешний день, то, что происходило с русской культурой на протяжении последних 70 лет, и между тем как бы предвосхищает покаяние и очищение, ибо в его работах безудержная страсть соседствует со смирением, печаль - с непостижимой радостью здешнего и потустороннего бытия.

В современной живописи лишь немногие творцы достигают значительных высот, особенно это касается России, в которой, как может показаться, не осталось известных художников. За многие годы лишь один Никас Сафронов смог добиться всемирного признания. Многочисленные его достижения связаны в первую очередь с целеустремлённостью, постоянным желанием добиться чего-то существенного. «Я люблю цитировать в своих полотнах и общеизвестные и значимые для меня образы, - говорит Никас Сафронов. - Я уверен, что искусство должно развиваться последовательно. Каждый следующий художник должен овладеть изобразительной силой предыдущих эпох и двигаться дальше» [1]. И далее: «Каким бы увлекательным ни был замысел, для того, чтобы довести его до воплощения, требуется огромное количество труда. И чтобы этот труд не приелся, а всегда был в радость, я переключаюсь на новые техники, ищу новые подходы» [1].

С одной стороны, полотна художника напоминают о традициях Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Сальвадора Дали. С другой стороны, они представляют совершенно особый и несколько извращённый аспект современного русского духа: поглощённость собственным безразличием к политике, мания сексуальной революции, несколько запоздавшей в России, утрата каких бы то ни было иллюзий относительно любых форм власти.

Никас Сафронов имеет устойчивый авторитет одного из самых выдающихся мировых художников-профессионалов. Его талант не оспаривается ни в среде специалистов, ни любителями живописи. К сожалению, с его произведениями многие знакомы в основном по журнальным репродукциям. Большинство картин художника находится в частных собраниях в России и за рубежом, а также украшает музеи Западной Европы и Америки. Западными коллекционерами куплено более тысячи его картин. Среди нынешних их владельцев можно назвать Софи Лорен, Пьера Кардена, Жерара Депардье, Дайану Росс, Монтсеррат Кабалье, Михаила Горбачёва, Никиту Михалкова и многих других выдающихся людей современности.

Творчеству Никаса Сафронова посвящены многие документальные телевизионные фильмы, а в разных странах издан целый ряд альбомов художника. В 2000 году в Германии вышли в свет два альбома: в один вошли сюрреалистические работы художника (признан лучшим художественным альбомом в Германии), в другой - портреты выдающихся деятелей современности. В 2001 году там же, в Германии, вышел в свет альбом избранных произведений Никаса Сафронова. В 2006 году издательство «Аврора» (Санкт-Петербург) выпустило альбом художника «Между светом и тьмой». Альбомы художника были изданы и другими известными издательствами мира.

В 1999 году в Москве создан благотворительный фонд имени Никаса Сафронова. Его цель - создание условий для развития искусства, поддержка талантливых молодых художников и деятелей искусства, возрождение художественных учебных заведений, музеев, реставрация произведений, находящихся в запасниках музеев. Вот что художник говорит о благотворительности: «Как-то в детстве я прочитал: три копейки заработал - одну отдай на благотворительность. Я отдаю две. И всегда молюсь за здоровье своих близких, и ещё молюсь, чтобы Господь дал мне силы помогать людям...» «Я понимаю, не каждый может построить храм. Но каждый может

посадить дерево или много деревьев, не обижать наших меньших братьев - животных, как диких, так и домашних, не охотиться и не убивать. Это так просто. И я хочу пожелать себе и всем... почаще делать такие простые вещи» [7].

На вопрос журналиста по поводу того, как начинающему художнику стать успешным в искусстве, Никас Степанович Сафронов ответил, что для начала нужно расслабиться и отдохнуть, а затем «заняться профессионализмом, то есть быть честным, обязательным, изучать своё творчество, изучать технику. Обязателен: сказал слово - сделал, выполни, и быть патриотом: иметь... в голове царя, в душе Бога, и тогда у тебя всё будет хорошо. Иметь цель поставленную и достигать её. Как-то ко мне подошёл студент... и сказал: «Профессор, когда я буду большим художником, я хочу быть похожим на вас». Я сказал: «Молодой человек, когда я был в вашем возрасте, я хотел быть Леонардо да Винчи». Цели должны быть высокие, и тогда всё получится» [8].

На вопрос, как стать человеком-брендом, Никас Сафронов ответил: «Человеком-брендом - это тоже, наверное, позитивное отношение: уметь говорить, уметь общаться, оставлять после себя некое приятное впечатление, особенно после картин, я имею в виду, в картинах. Если один человек увидел, ему захотелось тебя ещё раз увидеть - он тебя рекомендует для других. Если к нему пришло телевидение, а он - известный человек, они, увидев твою картину, хотят сделать интервью или снять на ТВ, как сегодня модно. Нужно быть не узким, понимаете. Если человек очень узкий, зациклен на каком-то одном деле - маленькой коробочке, клеит там и клеит. Вот нужно быть разнообразным. Всё-таки у живописи есть сегодня и телевидение, и альбомы.. , издания, которые могут показать разные направления твоего творчества. Если ты многообразен, у тебя больше шансов выжить. Поэтому нужно делать не только пейзажи, но уметь писать портреты. Написав портрет, нужно уметь сделать некую символическую вещь, которая заставит людей думать, мыслить. И в этом, наверное, интрига тоже должна быть...» [8].

В своих «Монологах» [9] Н. С. Сафронов очень много говорит об искусстве. Приведём лишь несколько фрагментов из них, на наш взгляд, наиболее значимых:

- «Искусство настоящее должно волновать. Оно должно тебя заставлять думать, волноваться, переживать, сопереживать. Оно может быть разным, но оно должно быть как бы энергетическим. Когда человек как бы тебе объясняет... : король всё-таки не голый, я просто, может, недоразвитый, не увидел этой ткани, а она-то на самом деле есть. Вот это не должно быть. То искусство - оно математическое, оно, скорее, для определённых людей, трудно найти кошку в тёмной комнате, особенно, если её там и нет... Искусство может быть разным, но больше, как бы в моём понимании, оно должно быть позитивным, оно должно быть созидательным, философским и глубоким. Оно может быть лёгким <...> Поэтому искусство настоящее - оно должно быть таким. И неважно, современное оно или старинное. Современное искусство - оно всё-таки поддерживает и подтягивает и старое искусство, иначе это будет болото. Но и современное не должно быть слишком наглым и захватывающим всё: «Я считаю, что всё нужно уничтожить, всё старое разрушить, а вот квадрат - это, типа, величина. Это - настоящее». Должно всё присутствовать, но в этом есть своя тонкость: оно, всё-таки, должно быть профессиональным. Есть вызывающее искусство, которое к искусству не имеет отношения. Вы учились на оператора, режиссёра, художника, актёра и вы пытаетесь воплотить ту роль, которую вам дали или о которой вы мечтали: Гамлета, или короля Лира, или Ромео. У вас есть для этого возможности. Это язык, слово, это характер, умение воплотиться. Современное искусство может быть и таким, что вышел на сцену - и молчишь, и весь спектакль молчишь. Тоже можно сказать, что это искусство».

- «Искусство в истории должно иметь нишу свою. И, когда у тебя отняли всё, но не лишили тебя восприятия красоты... Ты идёшь к Леонардо да Винчи. Ты идёшь к Виласкасу, Брейгелю или Босху, ты идёшь к каким-то вещам, которые тебе любопытны, - там есть цвет, форма, краска. Там есть содержание. Там есть волнение. Ты открываешь Тёрнера, ты не понимаешь, что там изображено: корабль, или пароход, или там поезд идёт, но в этом что-то проявляется, у экспрессионистов, импрессионистов проявляется какая-то сюжетность. Что-то там есть такое, что тебя начинает волновать. Этот восход солнца, этот закат и т. д. Вот искусство должно быть таким. Всё остальное от лукавого... Искусство должно быть на знании... Искусство должно тебя трогать. Всё остальное... - «блестящие», «скользящие», «хрустящие» - это всё непонятно для меня... Наверное, пусть будет. Но это не значит, что это искусство».

- Искусство - это то, что заставляет тебя волноваться от профессионализма высочайшего. Ты можешь в нём искать, находить новые формы, но оно всё равно зиждется... Появляются новые направления, кубизм... Это тоже есть искусство. Но оно всё-таки основано на знании предмета... Сегодня писатели не утруждают себя: убил, зарезал, повесил... Но как пишет Лесков («Очарованный странник»)! Когда каждое слово - шедевр! Как пишет Достоевский! Когда ты читаешь, не понимаешь, кто автор, и ты наслаждаешься, потом выясняется, что это, оказывается, Тургенев, это, оказывается, Островский или Гончаров. Вот в этом есть искусство... Пиарится другое, и забывается о самом важном, то, что у нас в истории было богатством, - Гоголь или Шевченко...».

- И старое должно быть искусство, и современное. Но оно должно быть истинным, профессиональным и настоящим...».

Любимые писатели Н. Сафронова - Мопассан, Флобер, Шекспир, Леонид Андреев, ранний Лев Толстой, Пушкин (рассказы, повести), Гоголь, Даниил Хармс, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Ф. Достоевский, И. Гончаров, О. Генри, Оскар Уайльд. В свободное время он любит читать сказки народов мира, поэзию XIX века. В киноискусстве отдаёт предпочтение фильмам с мистическими сюжетами, детективам, французским и итальянским комедиям, а также фильмам режиссёров Н. Михалкова, М. Скорцезе, Микеланджело Антониони, сюрреалистическим фильмам Бюнюэля и Питера Грюнвея, картинам Федерико Феллини и Романа Полански,

фильм которого «Бал вампиров» - один из самых любимых фильмов художника. Любимые художники - Мике-ланджело, Гварди, Коро, Гюстав Доре, Ван Эйк, все Брейгели, Дюрер, Эль Греко, Х. Миро, самый любимый -английский художник Уильям Тернер.

Поэт Андрей Вознесенский так сказал о Никасе Сафронове: «Как бы Никас ни тяготел к искусству минувших эпох, он остаётся очень модным художником. Его непрестанные живописные эксперименты идут в ногу с поэтикой атомного века. При этом ему удаётся сохранить баланс эстетического и концептуального. Редкое качество» [1].

В своём стихотворении «Прощание с Венецией», написанном в 1979 году, А. Вознесенский пишет:

Вода в бензиновых разводах, Венецианские потёмки, И арок стрельчатые своды Сродни гусиным перепонкам.

...во всём - свинцовое неведенье воды и гибельной свободы. Какое вечное невечное! [10]

Полагаем, здесь можно провести перекличку с картинами Н. Сафронова из серии «Венеция», такими, как «Тихий вечер в Венеции», «Воспоминания о Венеции», «Время заката», «Венеция. Утро» и др. Иначе говоря, то, о чём пишет поэт А. Вознесенский: «вода в бензиновых разводах», «венецианские потёмки», «арок стрельчатые своды» - отображает в своих полотнах художник Н. Сафронов. Поэт и художник будто сговорились между собой. Читаем далее у поэта: «...во всём свинцовое неведенье воды и гибельной свободы». То же самое находим в картинах Н. Сафронова о Венеции. Посмотрим на его картину «Венеция. Утро». На ней изображена Венеция в утренние часы. На переднем плане канал, по которому плавают гондолы с гондольерами. Гондольеры смотрят на набережную, по которой гуляют люди. Мы видим дам в длинных платьях (понятно, что они не из бедного сословия), остальное всё размыто: краски и цвета. Небо ясное и чистое, в светло-голубых тонах, по небу спокойно плывут облака. Во всём царит беззаботность и безмятежность, атмосфера покоя и отдыха. Водная стихия, которая является на картине центральной, несёт в себе этот посыл. Но что бросается в глаза? Если левый фрагмент картины (где изображены гуляющие дамы) размыт, то правый, наоборот, изображён более чётко и неразмытыми красками. Небо также показано более чётко. На левом фрагменте картины, переходящем в задний план, изображены старинные здания с витражами в форме арок. Эта размытость и древность своеобразно дополняют друг друга. У гондольеров в руках длинные шесты, которые служат вёслами. Одна из лодок подплыла к набережной. Всё изображение размыто и нечётко. Но, несмотря на это, от картины веет теплом, и в душе рождается светлое чувство. Картина настраивает на позитив, от неё заряжаешься бодростью, хорошим настроением. Отходишь от картины с ощущением покоя в душе. (Это свойственно всем картинам художника, написанным в стиле Dream Vision).

«Какое вечное невечное!» - читаем ещё у А. Вознесенского в этом же стихотворении. И эту же тему Вечности обнаруживаем в работах Н. Сафронова.

В одном из своих интервью Никас Сафронов сказал: «Я женат на живописи» [11], а также поделился фактом, что он спит всего два-три часа в сутки. Не об этом ли самом земном предназначении говорит и А. Вознесенский в стихотворении «Воспоминания о земном притяжении»:

Скоропортящиеся поэты!

Успейте сказать, пока помните это.

Рисуйте, художники, денно и нощно,

руки напряженье под ноющей тяжестью ноши [10].

В заключение скажем несколько слов о пейзажной теме в творчестве Н. С. Сафронова. Этой теме посвящены такие его картины, как «Вечер в горах Китая» (2006), «Где-то недалеко от Гонконга» (2007), «Тайна леса» (2007), «Весна где-то во Франции» (2009), «Весна в Полтаве. Шишаки» (2012), «Белый медведь - символ Олимпиады в Сочи» (2013), «Заяц - символ Олимпиады в Сочи» (2013) и др. В его пейзажных картинах передана красота горных пиков, красота закатов и океанов, лесов и широких просторов. Она - вечный ориентир для любого художника, вечный камертон, не дающий сбиться с пути.

Никас Сафронов является сегодня очень востребованным художником как в России, так и за рубежом. Живёт и работает он в России, Италии, Англии. Но Родину художник менять не собирается. На вопрос: Почему вы не уедете жить за границу? - Никас Сафронов ответил: «Я патриот... Мне нравятся русские люди, мне нравится русская природа, мне нравятся русские женщины... Мы можем жаловаться и ругать нашу страну, но обязаны делать всё, чтобы жизнь становилась лучше, чтобы быть примером для кого-то» [12].

Н. С. Сафронов, признанный миром художник, разный и разнообразный: он - яркий пейзажист и портретист, он - талантливый экспериментатор. Он - Мастер.

«Мы живём во Вселенной всего три секунды - восемьдесят пять земных лет. Искусство же продлевает это состояние. Я понял, что у меня нет времени, чтобы я мог тратить его впустую», - признаётся художник [7].

Сквозь время и пространство картины великих художников несут в себе портреты и картины эпох. Окутанный бесчисленным количеством легенд, Никас Сафронов вписал своё имя в историю мирового изобразительного искусства.

Библиографический список

1. Никас Сафронов - картины, жизнь, творчество. - URL: www.nikas-safronov.ru (дата обращения: 23.10.2016).

2. Моё знакомство с Никасом Сафроновым. - URL: www.liveinternet.ru / users 2220626/ post 74746575/ (дата обращения: 23.10.2016).

3. Сафронов, Никас. Я не могу назвать себя стильным / Никас Сафронов. - URL: www.km.ru. (дата обращения: 23.10.2016).

4. Никас Сафронов. Главная студия. Галерея. Хроника. Блог. Контакты - URL: www.nikas-s.ru/web/ru/blog.html (дата обращения: 23.10.2016).

5. В Абакане открылась выставка Никаса Сафронова. - URL: www.ctv7.ru/news/v-abakane-otkrylas-vystavka-nikasa-safronova (дата обращения: 23.10.2016).

6. Наша афиша. Выставки // Абакан. - 2016. - 10-16 августа. - С. 21.

7. Цитаты Никаса Сафронова // Любимые цитаты: цитаты, афоризмы, фразы и изречения, которые мы помним и любим. - URL: cita-taua.lifejournal.com/27045.html (дата обращения: 23.10.2016).

8. Никас Сафронов: Как стать успешным в искусстве. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=qFodtJOgHsM (дата обращения: 23.10.2016).

9. Никас Сафронов: Монологи. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=aOe19VSBA61 (дата обращения: 23.10.2016).

10. Вознесенский, А. А. Соблазн. Стихи / А. А. Вознесенский. - М.: Советский писатель, 1979. - 207 с.

11. Павлючик, Л. Никас Сафронов: Я женат на живописи / Л. Павлючик. // Труд. - 2006. - 8 апреля. - URL: www.trud.ru/article/08-04-2006/102821-nikas-safronov-ja-zhenat-na-zhivopisi/print/ (дата обращения: 23.10.2016).

12. Ломакина-Вульф, Е. Никас Сафронов: Времена не выбирают / Е. Ломакина-Вульф // Новый взгляд. - 2011. - № 4. - С. 2. - URL: www.NewLookMedia.ru/wordpress/wp-content/uploads/2011/nv/04.pdf (дата обращения: 23.10.2016).

© Ничипарчук Л. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.