Научная статья на тему 'Минобразование России № 40-51-1/08 от 20. 02. 2004. Организационные указания по обучению учащихся и студентов, работников подведомственных образовательных учреждений в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций на 2004 год'

Минобразование России № 40-51-1/08 от 20. 02. 2004. Организационные указания по обучению учащихся и студентов, работников подведомственных образовательных учреждений в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций на 2004 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Минобразование России № 40-51-1/08 от 20. 02. 2004. Организационные указания по обучению учащихся и студентов, работников подведомственных образовательных учреждений в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций на 2004 год»

Официальный раздел

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобразование России)

Организационные указания по обучению учащихся и студентов, работников подведомственных образовательных учреждений в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций на 2004 год

от 20.02.2004 № 40-5Ы/08

г. МОСКВА

1. Общая оценка состояния дел по обучению в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций.

Обучение учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций Министерства образования Российской Федерации в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций в 2003 году было организовано и проводилось в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года N° 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», «Организационных указаний Минобразования России по обучению учащихся, студентов, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы».

В отчетных материалах по обучению учащихся и студентов из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, результаты проведенных Минобразованием России, территориальными органами управления по ГО и ЧС проверок показывают, что задачи обучения учащихся, студентов, работников образовательных учреждений в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, поставленные на 2003 год, в основном достигнуты.

Учащиеся и студенты образовательных учреждений получают систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании различных опасных ситуаций, оценке их последствий и воздействия на здоровье и жизнь человека, алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей, начиная с общеобразовательных учреждений и заканчивая послевузовской профессиональной подготовкой.

Обучение учащихся в образовательных учреждениях навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях осуществляется на всех ступенях общего образования.

В начальной общеобразовательной школе элементы основ безопасности жизнедеятельности включены в курс «Окружающий мир», реализующий федеральный компонент содержания образования.

В основной общеобразовательной школе обучение учащихся навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях включено в курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который введен во многих субъектах Российской Федерации как региональный компонент образования.

В 10-11 классах общеобразовательных учреждений учащиеся продолжают изучать курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который на этой ступени школы реализует федеральный компонент содержания образования.

В системе дополнительного образования Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России проводятся мероприятия по программе «Школа безопасности». В Вологодской области проведен финал Всероссийских соревнований «Школа безопасности». Откорректированы Правила проведения соревнований «Школа безопасности» и подготовлена новая редакция методического пособия «Организация и проведение соревнований «Школа безопасности».

Ежегодно по программам дополнительного образования четырехлетнего курса обучения «Юный турист-спасатель», разработанный Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России, в образовательных учреждениях проводятся занятия, что дает возможность подготовить тысячи детей к действиям в чрезвычайных ситуациях.

В образовательных учреждениях начального профессионального образования обучение проводится в соответствии с примерной программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников предусматривается изучение вопросов защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая введена в новое поколение ГОС среднего профессионального образования и является

обязательной для изучения по всем специальностям среднего профессионального образования.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучение студентов вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется по примерной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также по программам «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» и «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности».

Подготовка руководящего, командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны, работников образовательных учреждений осуществлялась в учебно-методических центрах по ГО и ЧС городов, районов, а также по месту работы методом проведения учебно-методических сборов, плановых занятий, самостоятельного изучения, а также в процессе проведения учений и тренировок.

В целях улучшения качества подготовки руководящего состава, гражданской обороны и РСЧС, обучения учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в 2004 году.

Предлагаю:

1. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях организовать и осуществлять по группам:

руководящий состав ГО и РСЧС;

специалисты ГО и РСЧС;

работники, входящие в состав гражданских организаций (формирований) гражданской обороны;

работники, не входящие в состав гражданских организаций гражданской обороны;

учащиеся и студенты образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

2. По организации обучения по группам руководствоваться следующим:

а) Подготовку должностных лиц ГО и РСЧС осуществлять путем:

участия в командно-штабных учениях и командно-штабных (штабных) тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций; самостоятельной подготовки.

б) Подготовку работников, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны, осуществлять путем:

проведения занятий с личным составом формирований гражданской обороны по месту работы, по примерной программе обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны;

участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.

в) Обучение работников, не входящих в состав формирований, осуществлять путем:

проведения занятий по месту работы, для чего в структурных подразделениях образовательных учреждений и организаций создавать учебные группы;

участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

К проведению занятий привлекать руководящий состав, специалистов ГО и РСЧС.

Перед началом учебного года с руководителями учебных групп, назначенных приказами начальников гражданской обороны образовательных учреждений и организаций провести занятие по отработке методики проведения занятий по тематике обучения.

В процессе обучения использовать технические средства обучения, образцы средств индивидуальной защиты, учебные приборы.

Начальникам гражданской обороны образовательных учреждений и организаций постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям учебных групп и осуществлять контроль за проведением занятий.

3. Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять:

в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в процессе изучения курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов и «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов.

Планировать и участвовать в мероприятиях по программе «Школа безопасности» и в полевом лагере «Юный спасатель».

в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с примерной программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Она предназначена для учащихся на базе основного общего образования и рассчитана на 140 часов учебного времени - 100 часов аудиторных занятий и 40 - вне сетки часов в форме учебных сборов.

в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в процессе изучения вопросов защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 часов обязательной аудиторной нагрузки, которая введена в новое поколение Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и является обязательной для изучения по всем специальностям среднего профессионального образования.

в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В государственных классических и педагогических университетах обучение студентов проводить по программам «Основы медицинских знаний и охрана здоровья» в объеме 150 часов и «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности» в объеме 180 часов.

Официальный раздел

Официальный раздел

Таблица 1

Перечень ВУЗов в которых созданы Центры комплексной безопасности и повышения квалификации Перечень должностных лиц, проходящих повышение квалификации Федеральные округа, закрепленные за Центрами комплексной безопасности и повышения квалификации

1 2 3

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана Руководители (заместители) органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Руководители (заместители) образовательных учреждений профессионального образования. Председатели комиссий (по чрезвычайным ситуациям, по эвакуационным мероприятиям, по повышению устойчивости функционирования. Руководители и сотрудники мобилизационных органов. Руководители и сотрудники органов гражданской обороны. Центральный федеральный округ Приволжский федеральный округ Южный федеральный округ Уральский федеральный округ Все федеральные округа

Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) Руководители гражданских организаций гражданской обороны образовательных учреждений профессионального образования. Преподаватели учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных учреждений профессионального образования. Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ Приволжский федеральный округ Южный федеральный округ

Санкт-Петербург- ский государственный политехнический университет Руководители (заместители) органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Руководители (заместители) образовательных учреждений профессионального образования. Председатели комиссий (по чрезвычайным ситуациям, по эвакуационным мероприятиям, по повышению устойчивости функционирования). Руководители и сотрудники органов гражданской обороны. Северо-Западный федеральный округ

Сибирский государственный технологический университет Руководители (заместители) органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Руководители (заместители) образовательных учреждений профессионального образования. Председатели комиссий (по чрезвычайным ситуациям, по эвакуационным мероприятиям, по повышению устойчивости функционирования). Руководители и сотрудники мобилизационных органов. Руководители и сотрудники органов гражданской обороны. Преподаватели учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных учреждений профессионального образования. Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

Студентов вузов обучать по примерной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 187 часов.

В соответствии с письмом Минобразования России от 21.01.99 № 06-55-2ин/38-06 «О совершенствовании подготовки студентов вузов по гражданской обороне»:

Планировать обучение студентов по разделу «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» в объеме не менее 50 учебных часов обязательных аудиторных занятий, организовать работу по созданию и оснащению специализиро-

ванных классов для подготовки студентов по ГО, продолжить работу по совершенствованию учебноматериальной базы.

В соответствии с приказом Госкомобразования СССР от 09.07.90 № 473 «О первоочередных мерах по перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской обороны»:

при работе над дипломными проектами по разделу «Безопасность экологического проекта» поручить проведение консультаций и экспертизы проектов преподавателям кафедр по безопасности жизнедеятельности и экологического профиля в объеме не менее 4 часов.

2. Повышение квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны, преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подведомственных образовательных и иных учреждений и организаций Минобразования России.

Повышение квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны, преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подведомственных образовательных и иных учреждений и организаций организовать в Центрах комплексной безопасности и повышения квалификации (далее - Центры), созданных в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Московском государственном институте стали и сплавов (технологическом университете), Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Сибирском государственном технологическом университете.

Закрепить за Центрами обслуживаемые федеральные округа, а также перечень должностных лиц образовательных и иных учреждений и организаций, подведомственных Минобразованию России и находящихся на территории этих округов, которые должны проходить обучение в этих Центрах (табл. 1).

Повышение квалификации указанных должностных лиц в каждом Центре осуществлять в составе учебных групп, численностью не более 15 человек по 72 часовым программам с отрывом от работы.

Обучение должностных лиц организовать по потокам в указанные сроки:

I поток с 5 апреля по 20 апреля;

II поток с 5 мая по 20 мая;

III поток с 5 июня по 21 июня;

IV поток с 6 сентября по 21 сентября;

V поток с 5 октября по 20 октября;

VI ноток с 5 ноября по 20 ноября;

VII поток с 6 декабря по 2 декабря.

Руководителям органов управления образованием

субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений организовать своевременное направление на обучение в Центры должностных лиц. Списки обучающихся должностных лиц представлять в Центры за 10 дней до начала занятий в очередном потоке. Оплата командировочных расходов обучающихся должностных лиц осуществляется за счет средств образовательных и иных учреждений и организаций, направляющих их на повышение квалификации.

Отчетные документы по повышению квалификации должностных лиц подведомственных образовательных и иных учреждений и организаций в Центрах комплексной безопасности и повышения квалификации представлять в декабре 2004 года в Отдел мобилизационной, военной подготовки и гражданской обороны.

3. Настоящие Организационные указания довести до органов управления образованием субъектов Российской Федерации, подведомственных образовательных учреждений.

В.М. Филиппов

Официальный раздел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.