Научная статья на тему 'Министерство земледелия в эпоху Николая i (1837–1856 гг. )'

Министерство земледелия в эпоху Николая i (1837–1856 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1821
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ I / Н.С. МОРДВИНОВ / П.Д. КИСЕЛЕВ / V ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ / МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ / N.S. MORDVINOV / P.D. KISELYOV / NICHOLAS THE FIRST / VTH DEPARTMENT OF HIS PERSONAL IMPERIAL MAJESTY CHANCELLERY / THE DEPARTMENT OF STATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронов И. И.

Статья посвящена вопросу учреждения и деятельности Министерства земледелия которым в эпоху Николая I стало Министерство государственных имуществ. Новое ведомство было учреждено императором для подготовки реформирования государственной деревни и создания условий освобождения крестьян от крепостной зависимости. Реформы проводимые Министерством в обществе были оценены неоднозначно, однако оно проделало большую работу по подготовке отмены крепостного права и развитию сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF AGRICULTURE IN THE EPOCH OF NICHOLAS THE FIRST (1837-1856.)

The article is devoted to the establishment and activity of the Department of agriculture which has become the Department of state property in the epoch of Nicholas the First. The new department was established by the Emperor to prepare the reform of state village and to create conditions of liberation of the peasants from serfdom. The reforms held by the Department in the society were appreciated ambiguously; however it has done a great deal of work to prepare the abolition of serfdom and the development of agriculture.

Текст научной работы на тему «Министерство земледелия в эпоху Николая i (1837–1856 гг. )»

Воронов И.И.

E-mail: [email protected]

МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В ЭПОХУ НИКОЛАЯ I (1837-1856 гг.)

Статья посвящена вопросу учреждения и деятельности Министерства земледелия которым в эпоху Николая I стало Министерство государственных имуществ. Новое ведомство было учреждено императором для подготовки реформирования государственной деревни и создания условий освобождения крестьян от крепостной зависимости. Реформы проводимые Министерством в обществе были оценены неоднозначно, однако оно проделало большую работу по подготовке отмены крепостного права и развитию сельского хозяйства.

Ключевые слова: Николай I, Н.С. Мордвинов, П.Д. Киселев, V отделение Собственной его императорского величества канцелярии, Министерство государственных имуществ.

Начало XIX столетия Российская империя встретила административной реформой, в ходе которой была сформирована министерская система управления. Манифест от 8 сентября 1802 г. предписывал «разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой». Управление «частями» вверялось первым восьми Министерствам: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции [12, с. 243-244]. Несмотря на то, что земледелие в России было основным источником дохода подавляющей части населения и государства, для управления им отдельного Министерства создано не было. Земледелие считалось традиционным и естественным занятием русского человека, не требующим государственного управления в силу его природного характера, поэтому вопросам его развития долгое время не придавалось государственного значения.

При образовании Министерств управление государственными крестьянами и имуще-ствами было отнесено к ведению Министерств внутренних дел и финансов. Законы 25 июля и 17 августа 1810 г. о разделении государственных дел по Министерствам уточнили их функции. В результате центральное управление государственными имуществами и крестьянами сосредоточилось в Департаменте государственных имуществ Министерства финансов [4, с. 41]. Однако учреждение, занятое финансовым управлением, в силу своей специфики не могло повысить благосостояние и платежеспособность государственных крестьян.

В настоящей статье мы рассмотрим учреждение и деятельность Министерства государственных имуществ, исполнявшего в эпоху Николая I функции Министерства земледелия Российской империи. Указанное ведомство мож-

но считать в своем роде уникальным правительственным учреждением. Это единственное Министерство, для учреждения которого было образовано специальное V отделение Собственной е.и.в. канцелярии, а процесс его создания курировал лично Николай I.

Первым трудом, посвященным Министерству государственных имуществ, стала неопубликованная работа И.Т. Калашникова «Историческое обозрение устройства государственных крестьян и имуществ под непосредственным ведением государя императора Николая I» [9]. В своем исследовании автор освещает историю управления государственными имуществами с древнейших времен и деятельность Министерства по управлению вверенной ему отраслью. Однако, несмотря на непосредственное участие И.Т. Калашникова в учреждении Министерства государственных имуществ, «Обозрение» не содержит сведений об учреждении ведомства и деятельности его центрального аппарата.

Работа еще одного современника и участника создания ведомства А.П. Заблоцкого-Де-сятовского «Граф Киселев и его время» [4] посвящена первому министру государственных имуществ. Автор рассматривает подготовку к учреждению Министерства государственных имуществ и его работу по управлению государственными имуществами и сельским хозяйством в контексте деятельности П.Д. Киселева. Но, несмотря на участие автора в описываемых событиях, и это исследование практически не содержит сведений о функционировании центрального аппарата Министерства государственных имуществ.

«Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837-1887 гг.» [7] относится к юбилейным ведомственным изданиям. Содержание источника включает историю Ми-

нистерства государственных имуществ и описание деятельности ведомства по управлению государственными имуществами и сельским хозяйством. Кроме того, в книге имеется список чиновников, занимавших высшие должности в Министерстве государственных иму-ществ, а затем и в других ведомствах. В то же время и эта работа не содержит сведений о деятельности центрального аппарата Министерства государственных имуществ.

Н.М. Дружинин в работе «Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева» [2] проанализировал причины возникновения Министерства государственных имуществ. Автор рассмотрел организацию и основные направления работы ведомства в эпоху Николая I. Главное внимание Н.М. Дружинин уделил деятельности Министерства, направленной на управление государственными крестьянами, что и являлось целью публикации. Причины учреждения ведомства автор видел в обострении социальной ситуации в государственной деревне. Исследование Н.М. Дружинина содержит ряд ценных сведений о становлении центрального аппарата ведомства и его чиновниках.

Книга Н.П. Ерошкина «История государственных учреждений дореволюционной России» [5] создавалась как учебное пособие. Работа охватывает всю историю дореволюционной государственности России. В то же время Н.П. Ерошкин лишь в самых общих чертах коснулся истории возникновения и деятельности Министерства государственных имуществ.

Л.Е. Шепелёв в работе «Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I» [23] рассмотрел историю и устройство государственного аппарата Российской империи России в первой половине XIX в. В частности, автор кратко изложил историю Министерства государственных имуществ, отдельно рассмотрев Лесной департамент. Кроме того, Л.Е. Шепелёв приводит биографические справки о лицах, возглавлявших ведомства, в том числе, о министре государственных имуществ П.Д. Киселеве.

Диссертация А.С. Минина «Министр времени Николая I - граф П.Д. Киселев» [10] посвящена первому министру государственных имуществ. Автор рассматривает отдельные эпизоды учреждения и функционирования Министерства государственных имуществ на фоне деятельности П.Д. Киселева. Однако представленные сюжеты не составляют общей картины и не дают представления о центральном аппарате Министерства государственных имуществ.

Справочник «Высшие и центральные государственные учреждения России 18011917 гг.» [1] содержит систематизированную информацию о компетенции, функциях, структуре и руководящем составе Министерств. Краткая история Министерства земледелия рассматривается в третьем томе издания. Министерство земледелия составители относят к числу ведомств, постепенно почти полностью изменивших свои задачи и функции. По их мнению, объективные сложности обусловили относительно малую эффективность и слабое влияние ведомства на государственную политику.

В 30-х гг. XIX в. сельское хозяйство России находилось в затяжном кризисе. Неэффективная система управления, Отечественная война 1812 г., неурожаи и эпидемии подорвали земледелие страны. Однако Министерство финансов, в ведении которого находился Департамент государственных имуществ, смотрело на государственную деревню лишь как на источник доходов. Представление об управлении государственными имуще-ствами традиционно сводилось к повышению эффективности сбора доходов, а возможность усовершенствования земледелия не значилась даже среди стратегических задач ведомства. Для того, чтобы изменить ситуацию в сельском хозяйстве, требовался специальный аппарат управления, но поначалу подобный вывод для правительства был вовсе не очевиден.

В течение всего царствования Николай I не оставлял без внимания давно назревший вопрос

об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Ввиду политической и экономической сложности отмены крепостного права он считал, что соответствующая реформа могла быть осуществлена лишь позже, его наследником. Свою задачу император видел в проведении подготовительных мер, в том числе, в реформировании государственной деревни. С целью подготовки такой реформы был образован ряд секретных комитетов. В 1833 г. Комитетом об усовершенствовании земледелия России под председательствованием Н.С. Мордвинова было предложено учреждение Управления главного директора земледельческих заведений с министерскими правами [8, с. 10, 13]. Таким образом, появился первый проект создания Министерства земледелия, но у него было много противников.

Едва ли не самым влиятельным среди противников подобной реформы являлся министр финансов Е.Ф. Канкрин. Понимая, что бесполезно отрицать очевидную неэффективность существующей системы управления, но желая сохра-

нить государственных крестьян за Министерством финансов, он подготовил собственный проект модернизации государственной деревни. Суть этого плана снова сводилась к поиску более успешных методов сбора доходов с государственной деревни. Хотя Комитет Н.С. Мордвинова кроме учреждения сельскохозяйственного ведомства ничего особенного не предложил, для намеченной императором цели этого оказалось достаточно. Николай I рассматривал создание нового правительственного органа с точки зрения реформирования государственной деревни, которая могла бы стать образцом для помещиков и подготовить отмену крепостного права.

Поэтому в итоге, замышляя реформу сельскохозяйственного управления, император встал на сторону Комитета об усовершенствовании земледелия в России, решив учредить особое Министерство и возложить на него «попечительство над государственными крестьянами». Правда, найти единомышленников императору было непросто: многие дворяне еще надеялись на перевод государственных крестьян в крепостные.

В поиске лица, способного реализовать его мысли, Николай I обратил внимание на отличившегося во время управления Молдавией и Валахией генерал-лейтенанта П.Д. Киселева. Император предложил П.Д. Киселеву разработать основные принципы реформы, улучшающей положение государственной деревни. Подготовка преобразования была возложена на «Комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» под председательством князя И.В. Васильчикова [4, с. 11-13].

Для создания нового Министерства требовалась большая и сложная подготовительная работа. Она началась с формирования временного V отделения Собственной его императорского величества канцелярии, главноуправляющим которого 29 апреля 1836 г. был назначен П.Д. Киселев. Еще не будучи министром, он уже получил право личного еженедельного доклада царю и колоссальные возможности для реализации собственных реформаторских идей. Реформу предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому тем же указом учреждалась Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ. Во вновь созданную контору из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах Санкт-Петербургской губернии [21, л.1-4]. Затем

7 января 1837 г. Департамент государственных

имуществ был отделен от Министерства финансов, а для управления им был учрежден Временный совет во главе с П.Д. Киселевым [13, с. 35].

В течение 1836-1837 гг. V отделение подготовило учреждение нового ведомства. 10 мая 1837 г. П.Д. Киселев передал Николаю I записку «Предварительные соображения о преобразовании управления государственными имуще-ствами», которые вскоре были утверждены императором. Обосновывая необходимость учреждения Министерства государственных иму-ществ и сельского хозяйства, П.Д. Киселев предлагал не отягощать ведомство присоединением всех «государственных имуществ», а ограничиться казенными землями вместе с их населением и земледельческими учреждениями. Вероятно, Николай I исключил из названия ведомства «сельское хозяйство», и поэтому 23 ноября 1837 г. П.Д. Киселев представил императору проект создания Министерства государственных имуществ [22, л. 1-4 об., 10-22 об.].

24 ноября 1837 г. П.Д. Киселев направил председателю Государственного совета Н.Н. Новосильцеву для передачи в Совет пакет документов по учреждению Министерства государственных имуществ. В то же время П.Д. Киселев сообщил Н.Н. Новосильцеву, что проект одобрен Николаем I, и его следует его рассмотреть до 1 января 1838 г. В связи с предстоящим отъездом в Москву для личного доклада Николаю I, защиту проекта в Государственном совете П.Д. Киселев поручил статс-секретарю Совета А.А. Никитину [22, л. 122-124].

Соединенные Департаменты законов и государственной экономии Государственного совета 4 декабря 1837 г. одобрили учреждение Министерства государственных имуществ. 13 декабря, в отсутствие П.Д. Киселева, состоялось общее собрание Государственного совета, утвердившее мнение соединенных Департаментов. В то же время, несмотря на ясно выраженную волю императора, в ходе обсуждения проекта выявились разногласия. Возражения возникли по вопросу «повышенного содержания» нового ведомства. Против сепаратного увеличения окладов Министерства государственных имуществ выступили главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий К.Ф. Толь, государственный контролер А.З. Хитрово, главноначальствующий над почтовым департаментом А.Н. Голицын, и министр народного просвещения С.С. Уваров [22, л. 128-128 об., 138, 151].

Рассчитывая привлечь лучшие кадры, П.Д. Киселев при подготовке учреждения Министерства государственных имуществ с согласия императора взял за образец штаты Военного ведомства. В результате оклады Министерства государственных имуществ в 1,5-2 раза превышали оклады других ведомств, за исключением военного. Больше других «повышенное содержание» Министерства государственных имуществ не понравились К.Ф. Толю, ставшему рупором недовольных министров и подавшему записку с возражениями. После возвращения из Москвы П.Д. Киселев был вынужден представить Государственному совету свои письменные и устные объяснения, но убедить К.Ф. Толя было непросто [22, л.128 об-148].

Однако, несмотря на сопротивление заинтересованных министров, Государственный совет не мог одобрить мнение, противоречащее императорской воле. В итоге 26 декабря 1837 г. Совет утвердил учреждение Министерства государственных имуществ в предложенном виде, но отложил обнародование Наказа Министерству государственных имуществ до утверждения основных законопроектов о губернском, окружном, волостном и сельском управлении государственными крестьянами. Управлявший Департаментом государственных имуществ Временный совет был закрыт сразу после образования нового ведомства, которое возглавил П.Д. Киселев [22, л. 132 об., 152-153, 190-190 об.].

Министерство государственных имуществ учреждалось «для управления государственными имуществами, для попечительства над свободными сельскими обывателями и для заведования сельским хозяйством». Ведомство состояло из Первого, Второго, Третьего департаментов, Совета и Канцелярии министра. Департаменты состояли из отделений, а отделения, в свою очередь, из столов. В Департаментах создавались Общие присутствия, в компетенцию которых входило рассмотрение дел, относящихся к нескольким отделениям, требующих «особенного соображения» и т. п. Общие присутствия состояли «из начальников отделений с присоединением к ним тех лиц, которые по особенным сведениям в предметах могут оказаться полезными» [14, с. 1041-1053]. Штаты Министерства государственных имуществ включали 618 чиновников с содержанием 1 млн. 216 тыс. 694 руб. асс. или 319 тыс. 55 руб. сер. [7, с. 62]. т. е. превосходили штаты всех остальных ведомств, за исключением Военного.

Первый департамент управлял государственными крестьянами и имуществами в 33 великороссийских, малороссийских, новороссийских, закавказских (до 1841 г.), сибирских губерниях и Бессарабской области. Второй департамент ведал государственными крестьянами 12 прибалтийских, западных и юго-западных губерний и областей. Третий департамент хотя и создавался для управления сельским хозяйством, вначале был загружен непрофильными делами. По примеру Военного министерства при Третьем департаменте для рассмотрения вопросов, требовавших специальных знаний, был учрежден Ученый комитет [18, л. 4 об.-13 об.]. Только с 9 января 1845 г. после переименования Третьего департамента в Департамент сельского хозяйства его деятельность в основном начала соответствовать названию [7, с. 35-36]. Кроме того, Департаментом издавались «Земледельческая газета» и «Журнал Министерства государственных имуществ» [1, с. 81].

На вершине Министерской иерархии стояли министр, товарищ министра (с 1840 г.), Совет министра и Канцелярия министра. Совет министра государственных имуществ учреждался «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения». Являясь совещательным органом управления при министре, Совет собирался на заседания по мере надобности. Канцелярия министра государственных имуществ была создана для производства общих дел, подлежащих непосредственному рассмотрению министра. Фактически она осуществляла связь министра со всеми структурными подразделениями и подчиненными учреждениями. Кроме того, в ведении Канцелярии находились некоторые особые категории дел: общие, конфиденциальные, срочные и т. п. [18, л. 11-12 об.].

Для Министерской системы в целом было характерно лавинообразное возрастание документооборота, поэтому Канцелярия министра представляла собой сложный механизм с большим количеством операций над документом. Только в одном Департаменте Министерства документ подвергался 34 последовательным операциям [5, с. 165]. В 1840 г. в самом начале деятельности ведомства его центральный аппарат принял 87781 и разослал 96401 бумагу [3, с. 102]. С годами эти цифры все увеличивались. Министерство государственных имуществ было буквально завалено ворохом разных бумаг. Такой наплыв документов превосходил силы министерского аппарата. П.Д. Киселев боролся с усилением докумен-

тооборота, «заметив медленность в делопроизводстве», и принимал меры к его сокращению [17, л. 200]. Однако он не особенно преуспел в этом вопросе: в 1856 г. министерские канцелярии имели более 105 тыс. входящих и более 117 тыс. исходящих документов [3, с. 102].

С течением времени структура и штаты Министерства государственных имуществ подверглись ряду изменений. В результате работы по оптимизации правительственного аппарата ведомство получило еще три Департамента и Управление. В связи с особым значением леса, - как строительного материала, топлива и важного предмета экспорта, - в России первой половине XIX в. остро стоял вопрос об увеличении доходности лесного хозяйства. Однако малочисленные лесные отделения Министерства государственных имуществ не могли справиться с заметным сокращением лесов. Обеспокоенность правительства состоянием лесного хозяйства привела 18 января 1843 г. к созданию в составе Министерства государственных имуществ Лесного департамента [15, с. 32-35], состоявшего под особым наблюдением товарища министра.

Позже, 1 января 1854 г. к Министерству государственных имуществ из Морского министерства был присоединен Департамент корабельных лесов [7, с. 36]. С этого времени на Министерство государственных имуществ возлагалась обязанность снабжения флота лесом.

Другим Департаментом Министерства государственных имуществ стало Управление государственным коннозаводством. В первой половине XIX в. коннозаводство имело в России важное значение не только для армии и земледелия, но и как основное транспортное средство. Однако тяжелые войны, которые вела Российская империя в начале XIX в., привели к большим потерям в конском составе. С целью восстановления конского поголовья правительство 11 октября 1848 г. приняло решение о передаче коннозаводства Министерству государственных имуществ [20, л. 71, Л. 2-4].

Еще одним Департаментом ведомства могло стать учрежденное при министре 26 декабря 1851 г. для улучшения санитарно-врачебного дела, борьбы с эпидемиями и эпизоотиями Медицинское управление [19, л. 1-12 об., 43-44]. Вероятно, создание Управления имело целью подготовить почву для присоединения к Министерству государственных имуществ Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Учитывая влияние П.Д. Киселева и попе-

чительство над государственными крестьянами как главную задачу Министерства государственных имуществ, подобное развитие событий было вполне закономерным.

С усложнением структуры Министерства государственных имуществ значительно возросло и число его чиновников. Так, после утверждения постоянных штатов ведомства в 1845 г. количество служащих его центрального аппарата увеличилось на156 человек, составив 774 чиновника. В свою очередь, это на113 тыс. 193 руб. сер. увеличило ведомственные расходы, составившие 432 тыс. 248 руб. [7, с. 64-65]. Через семь лет 28 января 1852 г. в результате деятельности Комитета о сокращении делопроизводства и переписки по гражданскому управлению штаты Министерства государственных имуществ были уменьшены [16, с. 47]. Однако сокращение было проведено в основном за счет второстепенных должностей, состав которых должен был постепенно восстановиться. Ликвидированные должности вице-директоров Департаментов по инициативе П.Д. Киселева с выплатой содержания за счет Министерства были восстановлены уже 14 апреля 1852 г. [9, д. 127, л. 280-281].

Реформирование государственной деревни потребовало от государства больших денежных затрат. И хотя П.Д. Киселев практически всегда получал необходимые средства, борьба с министром финансов Е.Ф. Канкрином отнимала у него много сил. Чтобы получить некоторую независимость от Министерства финансов, П.Д. Киселев 31 января 1840 г. представил в Государственный совет законопроект об учреждении при Министерстве государственных имуществ особого хозяйственного капитала. Указанные средства предназначались для распространения среди государственных крестьян «нужнейших сведений по части сельского и лесного хозяйства» и удовлетворения других важных потребностей ведомства. Предложение П.Д. Киселева получило поддержку со стороны императора и было утверждено Николаем I 20 марта 1840 г. В дальнейшем П.Д. Киселевым была учреждена целая серия подобных капиталов, составивших к1 января 1856 г. 31 млн. 298 тыс. 644 руб. [7, л. 66-71, 75].

Первоначально Министерство государственных имуществ не имело собственного здания и размещалось в различных частях Санкт-Петербурга - на Мойке у Синего и Певческого мостов, на Большой Морской, Миллионной и Почтамтской улицах [11, с. 25]. В 1844 г. возле Синего моста под руководством Н.Е. Ефимова

началось возведение двух симметрично расположенных трехэтажных домов для ведомства. Здание Министерства государственных имуществ, в котором разместили Департаменты, закончили строить в 1850 г. Дом (который вполне можно назвать дворцом) для резиденции министра, канцелярии, архива и типографии завершили в 1853-м [6, с. 265].

Местными органами Министерства стали созданные вслед за его учреждением Палаты государственных имуществ. Вошедшие в состав губернских органов управления, палаты управляли государственными имуществами соответствующих губерний. Возглавлял палату управляющий, в ее состав входили два советника, один из которых управлял хозяйственной частью, другой - лесной, последний именовался губернским лесничим. В губерниях, где имелись колонии иностранных поселенцев, в состав палаты входил еще заведующий этими поселенцами - третий советник. Кроме того, в состав палаты входили землемеры и гражданские инженеры. Палатам подчинялись окружные управления во главе с окружными начальниками, являвшимися исполнителями распоряжений палаты и попечителями над крестьянами в уездах. Местным управлениям государственных имуществ подчинялись органы самоуправления государственных крестьян - волостные, имевшие значение административных, и сельские управления, имев-тттие значение хозяйственных единиц [23, с. 393].

Итоги деятельности Министерства государственных имуществ в эпоху Николая I выглядят весьма внушительно. Так, по сравнению с управлением Министерства финансов значительно сократилось количество недоимок и увеличился общий доход от государственных имуществ - почти на 8 млн. сер. в год. Прибыль от казенных лесов увеличилась с 600 тыс. до 1 млн. 300 тыс. руб. Министерство государственных имуществ провело межевание свыше 80 млн. дес. казенных земель, отвело малоземельным селениям до 2,5 млн. дес., переселило 170 тыс. малоземельных крестьян м.п. на свободные земли. Ведомство построило 3 тыс. 262 хлебных магазина, перевело с арендного на оброчное положение государственных крестьян западных губерний. Кроме того, в государственной деревне была введена достаточно эффективная система страхования от пожаров, построено множество школ, лечебниц и т. д. [8, 140-141].

Министерство государственных имуществ проделало большую работу и по укреплению правового статуса государственных крестьян.

Так, в 1850 г. после систематизации аграрного законодательства был опубликован четырехтомный «Сборник постановлений по управлению государственных имуществ». Издание «Сборника» положило конец попыткам прекратить реформу и перевести государственных крестьян в крепостное состояние. Эта работа укрепила положение Министерства и облегчила управление государственными имуществами на местах [4, с. 145]. Кроме того, подобным «компактным аграрным законодательством» могли уже воспользоваться и умеющие читать государственные крестьяне. Несмотря на то, что после отмены в 1861 г. крепостного права «Сборник» достаточно сильно устарел, он долгое время оставался единственным собранием аграрных законов.

Вообще в течение 1838-1856 гг. ведомством были подготовлены «Учреждение о управлении государственными имуществами в губерниях», Судебный, Полицейский и Хозяйственный уставы - всего 483 законопроекта, касающихся государственной деревни. Первоначальная их разработка осуществлялась Департаментами Министерства государственных имуществ. Нередко материалы, положенные в основу проектов, предварительно обсуждались в Ученом комитете ведомства. Затем законопроект поступал на обсуждение Совета министра, а его положения докладывались П.Д. Киселевым императору. Главную роль в разработке законопроектов сыграло сохранившееся после учреждения ведомства V отделение Собственной е.и.в. канцелярии. Именно V отделение ставило перед Министерством новые задачи, указывало пути их решения и контролировало обсуждение в Комитете министров, Государственном совете и секретных комитетах [3, с. 8-9]. В итоге благодаря тому, что П.Д. Киселев являлся министром государственных имуществ и главноуправляющим V отделением, последнее фактически превратилось в «особую канцелярию» министра государственных имуществ.

В то же время реформы, проводимые Министерством государственных имуществ в государственной деревне, связанные с введением сложной системы крестьянского самоуправления, внедрением передовых культур (картофеля) и т. п., в обществе были оценены неоднозначно. Идея «попечительства» над государственными крестьянами привлекала всеобщее внимание. Так, прогрессивно настроенная часть общества благосклонно встретила учреждение нового ве-

домства, ожидая успехов в сельском хозяйстве и отмены крепостного права. Другая часть видела в П.Д. Киселеве нового Пугачева и всячески порицала Министерство государственных имуществ. Отстаивая свои взгляды, П.Д. Киселев нажил множество врагов, однако, являясь проводником политики Николая I, к порицаниям и толкам, ходившим в обществе, П.Д. Киселев оставался равнодушным [4, с. 153-157].

Министерство государственных имуществ, в первую очередь нацеленное на «попечительство» над государственными крестьянами, конечно не могло стать Министерством земледелия в полном смысле этого слова. Тем не менее, ведомство проделало большую работу не только по укреплению правового статуса государственных крестьян и подготовке отмены крепостного

права, но и по развитию сельского хозяйства. Смерть Николая I в 1855 г. для России во многих отношениях означала окончание целой эпохи. Для Министерства государственных имуществ «эпоха Николая I» закончилась фактически через полтора года после смерти императора, когда в 1856 г. был отправлен в отставку его единомышленник и крупный государственный деятель П.Д. Киселев [24, с. 323]. Являвшееся при Николае I одним из ведущих и влиятельнейших ведомств, Министерство государственных имуществ в глазах Александра II ничем не выделялось среди остальных, и поэтому не заслуживало особого покровительства. Последовавшая через 5 лет отмена крепостного права и вовсе перенаправила деятельность ведомства на управление государственными имуществами.

13.02.2012

Список литературы:

1. Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917.- СПб.: Наука. - 2002. - Т. 3. 227 с.

2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. - М-Л.: Изд-во академии наук. - 1946. - Т. 1. 635 с.

3. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. - М.: Изд-во академии наук. - 1958. - Т. 2. 617 с.

4. Заблоцкий-Десятовский А.П. Граф Киселев и его время. - СПб. - 1882. - Т. 2. 364 с.

5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа. - 1968. 368 с.

6. Исаченко В.Г. Зодчие Санкт-Петербурга ХЙ-начало XX века. - СПб.: «Лениздат». - 1998. 1070 с.

7. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837-1887 гг.- Спб. -1888. - Ч. 1. 103 [LXV] с.

8. Исторические материалы из архива Министерства государственных имуществ. - СПб. - 1891. - Вып. 1. 237 с.

9. Калашников И.Т. Историческое обозрение устройства государственных крестьян и имуществ под непосредственным ведением государя императора Николая I // Российский государственный исторический архив: Ф. 381, Оп. 47, Д. 127.

10. Минин А.С. Министр времени Николая I - граф П.Д. Киселев: Дисс. ... канд. истор. наук. - СПб. - 2002. 338 с.

11. Очерк пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837-1887. - СПб. - 1887. 271 [IV] с.

12. ПСЗ-1 Т. 27. - СПб. - 1830. №20406.

13. ПСЗ-П. Т. 12. Отделение первое. - СПб. - 1837. №9846.

14. ПСЗ-П. Т. 12. Отделение второе. - СПб. - 1837. №10834.

15. ПСЗ-П. Т. 18. Отделение первое. - СПб. - 1843. №16461.

16. ПСЗ-П. Т. 27. Отделение первое. - СПб. - №25944.

17. РГИА: Ф. 381, Оп. 47, Д. 56.

18. РГИА: Ф. 381, Оп. 2, Д. 98.

19. РГИА: Ф. 1149, Оп. 4, Д. 84.

20. РГИА: Ф. 1152, Оп. 4, Д. 71.

21. РГИА: Ф. 1589, Оп. 1, Д. 1.

22. РГИА: Ф. 1589, Оп. 1, Д. 611.

23. Шепелёв Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб.: «Исскуство-СПБ». - 2007. 461 с.

24. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи 1802-1917 гг. СПб.: Изд-во Дм. Буланин. - 2002. 936 с.

Сведения об авторе:

Воронов Иван Иванович, кандидат исторических наук, доцент e-mail: [email protected]

UDC 94(47).073

Voronov I.I.

THE DEPARTMENT OF AGRICULTURE IN THE EPOCH OF NICHOLAS THE FIRST (1837-1856 .)

The article is devoted to the establishment and activity of the Department of agriculture which has become the Department of state property in the epoch of Nicholas the First. The new department was established by the Emperor to prepare the reform of state village and to create conditions of liberation of the peasants from serfdom. The reforms held by the Department in the society were appreciated ambiguously; however it has done a great deal of work to prepare the abolition of serfdom and the development of agriculture.

Key words: Nicholas the First, N.S. Mordvinov, P.D. Kiselyov, Vth department of his personal imperial majesty chancellery, the Department of state property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.