Научная статья на тему 'Министерство внутренних дел Российской Федерации в иерархии престижа силовых ведомств'

Министерство внутренних дел Российской Федерации в иерархии престижа силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ПРЕСТИЖА / PRESTIGE CRITERIA / УРОВНИ УСТАНОВКИ / DIRECTIVE LEVELS / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Татьяна Алексеевна

Приводятся результаты социологических исследований, проведенных в 2004, 2010 годах в Дальневосточном федеральном округе. Проведен сравнительный анализ престижа силовых ведомств: МВД, ФСБ, МЧС, прокуратуры, ФСИН, МО, ФТС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the prestige hierarchy of law enforcement agencies

The work contains the results of social surveys conducted in 2004, 2010 in the Far-East Federal District. A comparative analysis of the following Russian power-wielding structures is conducted: Ministry of Internal Affairs, Federal Security Service, Emergencies Ministry, Prosecutor General's Office, Federal Service for Execution of Punishment, Ministry of Defence, Federal Customs Service.

Текст научной работы на тему «Министерство внутренних дел Российской Федерации в иерархии престижа силовых ведомств»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИЕРАРХИИ ПРЕСТИЖА СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

УДК 316.662.23

Преобразования российской государственности и правовая реформа затронули важнейшие сферы общественной жизни: политическую систему, государственное строительство, экономические, социальные и правовые отношения. Реформирование коснулось не только Министерства внутренних дел, но и различных силовых ведомств. С целью выявления места органов внутренних дел в иерархии престижа силовых ведомств в ходе реформирования системы МВД России нами проводилось социологическое исследование методом анкетированного опроса в два этапа в Дальневосточном федеральном округе.

Наряду с комплексом общих проблем России, характерных для всей страны, в Дальневосточном регионе существуют и специфические факторы, представляющие собой социально-экономические, исторические, демографические, культурные и тому подобные процессы, связанные с географическим и геополитическим положением края. Так, по важнейшим социально-демографическим и социально-экономическим характеристикам Дальний Восток находится на одном из последних мест в России. По данным на 1 января 2008 года, численность населения в округе составила 6 миллионов 634 тысяч человек (4,6% населения России).

Дальний Восток весьма привлекателен как для российского преступного мира, так и для криминалитета приграничных государств. Так, например, Дальневосточный федеральный округ граничит с Китайской Народной Республикой на протяжении 2511 км. Близость границ со странами АТР - КНР, Японией, КНДР способствует активизации местной и развитию международной преступности, поэтому материалы на данные темы всегда вызывают повышенный интерес у населения Дальнего Востока.

На вертикальном уровне органы внутренних дел по показателям социально-экономического положения располагаются ближе всего к силовым ведомствам. В данном случае профессиональные группы упорядочены по содержанию труда с учетом двух сторон: функциональной и социальной. В силу множества направлений деятельности силовых ведомств им присущи развитая коммуникационная система, обеспечивающая взаимосвязи

Т.А. БОНДАРЕНКО

как во внешней, так и во внутренней среде. Широкое правовое поле их деятельности обеспечивает силовым ведомствам относительную самостоятельность их функционирования. Для изучения престижа МВД в социуме мы использовали сравнительный анализ престижа таких силовых ведомств, как ФСБ, МЧС, прокуратура, ФСИН, МО, ФТС Российской Федерации.

Первый этап исследования проводился в мае 2004 года. Выборка составила 632 респондента (жители Хабаровского и Приморского края, Магаданской области). Второй этап исследования проводился в апреле 2010 года. Выборка составила 518 респондентов (жители Хабаровского края и Еврейской автономной области). При формировании выборочной совокупности применялась методика квотного стратификационного отбора со связанными параметрами (пол, возраст, сфера занятости, образование, место жительства).

При организации исследования мы учитывали тот факт, что в переходных обществах необходимо учитывать систему аттитюдов респондента, поскольку они более подвижны, чем ценности, убеждения и другие элементы личности. Когда мы хотим изучить такие социально-психологические образования, как стереотипы, ценности, социальный престиж, имидж, то есть образования, глубоко затрагивающие аффективный уровень респондента, необходимо учитывать переплетения в индивидуальном сознании двух реальностей: отраженных непосредственно в виде субъективных переживаний и ощущений (аффективный уровень сознания) и существующих опосредованно - через языковые формы (когнитивный уровень). Поэтому при анализе результатов опроса граждан мы будем выделять две основные формы установки на восприятие сотрудника силового ведомства - аффективный (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам) и поведенческий (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).

Измерение престижа профессии того или иного силового ведомства мы осуществляли посредством шкал престижа, составляемых с помощью респондентов, которых просили

выстроить профессии относительно друг друга результаты анализа наделения престижем в соответствии с их значимостью, аттрак- силовые ведомства респондентами в 2004-цией, привлекательностью. Сравнительные 2010 годах представлены в таблице.

Таблица 1

Шкалы престижа силовых ведомств

Критерий ФСБ МЧС МВД Прокуратура ФСИН МО ФТС

2004 2010 2004 2010 2004 2010 2004 2010 2004 2010 2004 2010 2004 2010

Социальная

значимость выполнения служебных обязанностей 4 1 1 2 2 4 7 3 6 6 3 5 5 7

Степень желания

нести службу 1 1 4 3 5 4 3 2 7 7 6 6 2 5

в силовом ведомстве

Степень популярно-

сти представителем силового ведомства 2 1 1 3 3 4 6 2 7 7 4 5,5 5 5,5

среди граждан

Какая служба дает

ее сотрудникам ощущение социальной стабильности 1 1 6 3 7 4 2 2 3 7 5 6 4 5

В какой службе высокая оплата труда 2 1 6 3,5 5 6,5 1 2 4 6,5 7 5 3 3,5

Перспектива

профессионального 2 1 3 3,5 6 3,5 7 2 4 7 1 5 5 6

(карьерного) роста

Возможность личностного роста 2 1 5 4 4 3 1 2 7 6 6 7 3 5

Желание поддерживать дружеские 2 1 5 3,5 3 3,5 1 2 7 7 6 5 4 6

отношения

Желание вступить в брак с сотрудником 1 1 4 3 6 4 3 2 7 7 5 5,5 2 5,5

Уважительное

отношение к службе 2 1 1 3 6 4,5 3 2 7 6 4 7 5 4,5

и ее сотрудникам

Общий ранг ® 1 1 3 3 5,5 4 2 2 7 7 5,5 6 4 5

Как видно из таблицы, если в 2004 году МВД вместе с МО находилось на предпоследнем ранге в иерархии престижа силовых ведомств, то в 2010 году произошло повышение престижа до 4 ранга. Рассмотрим каждый показатель более подробно, чтобы выявить те из них, которые способствуют снижению престижа органов внутренних дел в социуме.

В большей степени в 2004 году респонденты оценили социальную значимость органов внутренних дел для России (2 ранг). В 2010 году, на наш взгляд, в большей степени из-за критических замечаний, высказываемых в средствах массовой информации в связи с деятельностью как органов внутренних дел в целом, так и всей правоохранительной системы, данный показатель снизился до 4 ранга. Интерес представляет тот факт, что данный показатель выше всего оценивают жители села (78%), более критично - люди старше 50 лет (67%). Как показали результаты анализа ответов респондентов,

сельские жители свои суждения о социальной значимости формируют на основе личного опыта общения с сотрудниками органов внутренних дел, которые, как правило, носят положительную окраску.

При рассмотрении показателя «социальная значимость выполнения функциональных обязанностей» в целом по силовым ведомствам, можно отметить значительное изменение по ряду ведомств мнения граждан. Так, если в 2004 году на первое место респонденты ставили МЧС, на второе - МВД, на третье - МО, на четвертое - ФСБ, на пятое - ФТС, на шестое -ФСИН, на седьмое - прокуратуру, то в 2010 году распределение выглядело следующим образом: ФСБ, МЧС, прокуратура, МВД, МО, ФСИН, ФТС.

Следующий вопрос - «желание нести службу в силовом ведомстве» - связан с поведенческой установкой, заключающейся в привлекательности профессии. Поскольку мы опрашивали различные категории граждан,

которые уже определились с профессиональным выбором, респондентам разъяснялось, что им предстоит расставить по степени привлекательности силовые ведомства, в которых им хотелось бы нести службу, основываясь на категориях в «большей» - «меньшей» степени. При этом мы учитывали, что индивидуальные оценки привлекательности субъективны, и их необходимо рассматривать как интериоризи-рованное отражение действительных связей, существующих в обществе.

Как показал анализ, увеличилось количество желающих нести службу в МВД (с 5 в 2004 г. до 4 в 2010 г.). Высказалось 69% жителей сельской местности, обосновывая свой выбор тем фактом, что трудно найти работу, а заработная плата у сотрудников органов внутренних дел стабильная и, по их оценке, довольно высокая. К сожалению, всего 49% молодых людей до 30 лет выразили свое желание нести службу в органах внутренних дел, предпочитая службу в ФСБ (81%), МЧС и ФТС (63%).

Третий вопрос, подвергнутый анализу -«степень популярности представителей силового ведомства среди граждан». Респондентам разъяснялось, что под популярностью мы понимаем результат обобщения оценок привлекательности силового ведомства. Степень популярности определяется количеством лиц, для которых привлекательной является не сами сотрудники, а профессиональная деятельность, которой они занимаются. В свою очередь, деятельность становится популярной в силу тех возможностей и гарантий, которыми она обладает для удовлетворения личных потребностей ее работников.

По данному показателю произошло снижение у сотрудников органов внутренних дел с 3 до 4 ранга. Положительных отзывов больше у женщин (76%), меньше - у респондентов старше 50 лет (37%). Такой большой разрыв в ответах был вызван тем фактом, что женщинам нравятся сотрудники силовых ведомств, поскольку они полагают, что там проходят службу настоящие мужчины. В связи с этим приведем для сравнения такие результаты - самые высокие показатели по данному критерию женщины оценили ФСБ (91%). Респонденты старше 50 лет крайне критически оценивали популярность, но при этом ниже, чем МВД оценили только ФСИН (31%).

Следующий вопрос - «какая служба, по мнению граждан, дает сотрудникам ощущение социальной стабильности». Проблемы социальной политики в отношении того или иного силового ведомства находят свое выражение в уровне социальной стабильности,

которая предоставляется его сотрудникам. Законодательством устанавливается определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий по защите прав и интересов сотрудников, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья.

Респондентам разъяснялось, что социальная стабильность включает в себя создание необходимых условий для нормальной деятельности сотрудников силового ведомства. Сюда включают социальные гарантии, льготы, компенсации.

Интерес представляет тот факт, что, несмотря на то, что молодые люди до 30 лет меньше других слоев населения выразили желание нести службу в МВД, тем не менее, они больше всех остальных считают, что данная служба предоставляет сотрудникам ощущение социальной стабильности (72%). В меньшей степени данный показатель оценили респонденты старше 50 лет (39%).

Следующий вопрос, подвергнутый анализу - «оценка гражданами уровня денежного обеспечения». В связи с этим необходимо отметить, что правительство России устанавливает виды и размеры денежного довольствия сотрудников силовых ведомств. Оно включает в себя должностные оклады, процентные надбавки за выслугу лет, оклады по специальным званиям, другие надбавки и доплаты. Денежные доплаты и компенсации выдаются сотрудникам за использование личного транспорта в служебных целях, работу сверх установленного времени, за специальное звание и др.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений должны были быть введены с 1 декабря 2008 год [4]. Соответственно, после вступления в силу данного законодательного акта нужно было ожидать и повышения заработной платы сотрудников силовых ведомств, к которым относятся и органы внутренних дел.

По мнению ряда граждан, не имеющих отношения к службе, сложилось общественное мнение, что в силовых ведомствах высокие оплата труда и пакет социальных гарантий. Так, Л. Г Бызов отмечает, что «за несколько последних лет самыми быстрыми темпами росли доходы военнослужащих и работников правоохранительных органов» [1, с. 30]. Однако в работах отечественных ученых отмечается падение жизненного уровня сотрудников органов внутренних дел. Как отмечает М. А. Малыков, анализ практики бюджетного финансирования показывает, что государственное финансирование правоохранительной деятельности в конце ХХ века не являлось приоритетным направлением расходования бюджетных средств. Так, в государственном фонде борьбы с преступностью, имеющем свои доходные и расходные части, доля доходов федерального бюджета, направляемая в доходную часть этого фонда, год от года стабильно убывает [2, с. 16-18].

В связи с этим необходимо отметить, что к одному из способов социально-экономического обеспечения престижа органов внутренних дел, реализации высокого социального статуса сотрудника, механизмов учета и возмещения высоких профессиональных рисков для жизни и здоровья, степени интенсивности труда в правоохранительной системе. При обосновании мер социальной поддержки мы учитываем зарубежный опыт развитых стран. Как показывает анализ, здесь высокий престиж полицейской службы обеспечивается не только высокими окладами, но и системным социальным пакетом, который гарантирует достойный уровень жизни, возможности получения основных социально-культурных услуг - жилье, образование, медицина. Поэтому наряду с мерами по повышению денежного довольствия и заработной платы сотрудников органов внутренних дел необходимо предусмотреть и разработку системного социального пакета.

Необходимо отметить, что руководством страны предпринимаются шаги в данном направлении. Президент РФ Д. А. Медведев 29 февраля 2008 г. в выступлении на совещании руководства МВД России определил направления развития социальной сферы органов внутренних дел: «Сотрудники Министерства внутренних дел должны чувствовать себя социально защищенными, а не теми государственными служащими, которых финансируют по остаточному принципу. Поэтому важнейший приоритет - повышение уровня социальной защищенности личного состава, органов внутренних дел» [3]. В ходе исполнения

федерального бюджета на 2010 год предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования Министерству внутренних дел Российской Федерации на увеличение стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и формирование специализированного жилищного фонда [5].

Согласно результатам исследования, респонденты стали выше оценивать перспективу профессионального, карьерного роста сотрудников органов внутренних дел. Больше положительных отзывов по данному критерию было получено от респондентов старше 50 лет (80%), меньше - в возрасте 30-49 лет (55%).

Поведенческие уровни установки отражаются в желании респондентов поддерживать дружеские отношения и вступать в брак с сотрудником силового ведомства. При этом респондентам разъяснялось, что желание может быть как реализованным, так и предполагаемым. Несмотря на примерную аналогичность в ответах по данному вопросу в отношении МВД, вместе с тем можно отметить, что желающих поддерживать дружеские отношения все же больше, чем желающих связать себя узами брака с сотрудниками органов внутренних дел. Это свидетельствует о некоторой дистанцированности граждан от работников ОВД. Обобщив все ответы, мы выделили общие: «С сотрудником милиции нужно дружить - мало ли что», «С сотрудником милиции (независимо от того, мужчина или женщина работает в органах внутренних дел), нежелательно вступать в брак, так как у него мало остается свободного времени на личную жизнь, да и к тому же зарплата маленькая».

Последний критерий, подвергнутый анализу - «уважительное отношение к службе и ее сотрудникам». Согласно результатам исследования, в обществе за последние 6 лет выросло уважительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел. Более позитивно по данному вопросу выразились женщины и жители сельской местности (по 67%). Каждый второй гражданин России в возрасте 30-49 лет с уважением относится к данному виду профессиональной деятельности и ее сотрудникам. На наш взгляд, это явилось результатом открытости, на которую были ориентированы органы внутренних дел в последние годы.

Обобщенные ответы по всем вопросам показали, что ниже всего оценивают престиж МВД граждане старше 50 лет (57%), выше -женщины (67%). Но в целом значительных расхождений во мнении не выявлено. Результаты исследования представлены на диаграмме.

Диаграмма 1

Иерархия престижа силовых ведомств: сравнительный анализ 2004, 2010 гг.

■ ФТС ■ МО ■ ФСИН | Прокуратур ■ МВД □ МЧС

о о

-1-1-

0 1 2 3 4 5 6 7 8 □ ФСБ

По результатам проведенного социологического исследования нами было выдвинуто две гипотезы. Но (нулевая) - иерархия престижа силовых ведомств с 2004 по 2010 гг. в России не претерпела статистически значимых отличий. Н (альтернативная) - иерархия престижа силовых ведомств с 2004 по 2010 гг. в социуме значительно изменилась.

Чтобы проверить данное утверждение, а также выявить степень корреляционной зависимости между исследуемыми признаками, мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона (К), а также линейную регрессию (г) в компьютерной обработке. Как показал анализ, К=0,557, а г=0,56, что свидетельствует о средней корреляционной связи. Таким образом, несмотря на незначительную корреляционную зависимость, нельзя утверждать, что иерархия престижа силовых ведомств за период с 2004 по 2010 гг. в России претерпела статистически значимые отличия.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее. Иерархия престижа силовых ведомств в 2010 г.: 1 ранг - ФСБ, 2 - прокуратура, 3 - МЧС, 4 - МВД, 5 - ФТС, 6 - МО, 7 -ФСИН. Сравнительный анализ с 2004 года показал, что изменения коснулись таких социальных организаций, как МВД, ФТС и МО. Произошло повышение престижа органов внутренних дел

в социуме и снижение престижа таможенной службы и военной службы. Статистически значимых изменений в иерархии престижа силовых ведомств за последние 6 лет в российском обществе не выявлено.

Повышение престижа органов внутренних дел произошло на эмоциональном уровне социальной установки по таким критериям, как «перспектива профессионального, карьерного роста», «возможность личностного роста». Аффективный уровень установки граждан выразился в повышении мнения граждан о том, что служба в органах внутренних дел дает сотрудникам ощущение социальной стабильности.

На поведенческом уровне социальной установки произошло повышение такого показателя, как «желание вступить в брак с сотрудников», что является свидетельством сокращения социальной дистанции между гражданами и сотрудниками органов внутренних дел. Отрадным представляется тот факт, что увеличилось количество граждан, желающих (пусть даже гипотетически) нести службу в ОВД. В качестве желаемых подразделений органов внутренних дел мужчинами были названы чаще всего ГИБДД, а женщинами - работа в следствии. Основным критерием, снижающим желание граждан нести службу в органах внутренних дел, является «низкая оплата труда».

1. Бызов Л. Г. Социальный фундамент новой России [Текст] / Л. Г. Бызов // Человек. 2008. № 2.

2. Малыков М. А. Финансирование правоохранительной деятельности в Российской Федерации [Текст] / М. А. Малыков // Преступность и власть. М., 2000.

3. Медведев Д. А. Выступление на совещании руководства МВД России. Стенограмма от 29.02.08 [Электронный ресурс] / Д. А. Медведев. 11К1_: http://www.medvedev2008.ru/live_press.htm (дата обращения: 10.03.2012).

4. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений / Постановление Правительства РФ от 05.08.2008. № 583.

5. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации / Указ Президента РФ № 208 от 18.02.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.