Соииапьно-психопогические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Т. А. Бондаренко
Действия людей - лучшие переводчики их мыслей.
Д. Локк
Предпринимается попытка выявления с помощью символики цвета стереотипа восприятия ФСБ, МЧС, прокуратуры, МВД, суда, ФССП, Минобороны, таможенных органов, ФСИН. На основе анализа представлений цвета в религии, славянской мифологии, хроматизме и сублимате дается классификация положительных и отрицательных цветовых предпочтений.
Ключевые слова: социальный стереотип правоохранительных органов, психосемантический метод, символьно-знаковое поведение, символика цвета.
Под социальным стереотипом правоохранительных органов (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток, лат. socials - общественный) мы понимаем упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания и обладающее большой устойчивостью представление о социальных объектах, связанных с правоохранительной деятельностью. Важной составляющей является тот факт, что это эмоционально окрашенный, примитизированный, стандартный образ представителя данной социальной организации. От других видов знания стереотип отличается тем, что информация, на которой он основывается, соотносится не с соответствующим объектом, а с другими знаниями, которые, в свою очередь, могут оказаться ложными.
Как отмечается в научных источниках, стереотипы экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности (1, 65; 5, 85-87; 23, 43; 28, 18-21). Они определяются «организацией и устойчивостью реализующих их установок, включающих три компоненты: когнитивную, как знание и чем-то, эмоциональную (оценочную), как отношение к чему-то, и поведенческую (побудительную), как готовность действовать определенным образом» (9, 156).
Необходимо отметить, что стереотип возникает у людей относительно принадлежности индивида к той или
иной социальной группе: этнической, национальной, профессиональной. Как подчеркивает Г. М. Андреева, «сама природа стереотипов, распространенных в российском обществе в период, предшествующий трансформациям, весьма специфична. Они “жили” весьма долго (практически в течение всего существования советского общества, передаваясь из поколения в поколение), имели чрезвыгчайно широкий арсенал распространения (внедрялись в сознание почти всех социальных групп, хотя, конечно, в различной степени и с возможными исключениями). Они были поддерживаемы не только силой господствующей идеологии, но и институтами государства. Слом такого рода стереотипов в массовом сознании осуществляется непросто. Более того, он часто воспринимается отдельными группами как утрата идеалов, крах смысла жизни» (2, 261).
В нашей стране проводились социально-психологические исследования данного социального явления. Так, Г. Ф. Балакина изучала этнические автостереотипы и гетеростереотипы тувинцев и русских (3, 79-81). О. В. Митина и В. Ф. Петренко провели сравнительный анализ стереотипов женского поведения, оценку отношения к различным женским ролевым позициям в России и США (14, 23-27). Н. В. Кочешков изучал культурные стереотипы оленеводов тундры (тип жилища, утвари, традиционной пищи, одежды, головных уборов и обуви, средств передвижения (нарты, лыжи), своеобразных черт общественного строя, культов и обычаев, орнаментики и особого способа кочевания в тундре (12, 74-82). В. И. Верховин исследовал экономические стереотипы народного сознания как традиционных технологий оптимизации социальных действий (7, 82-88).
К сожалению, как отмечает П. Н. Шихирев, «по существу, нет ни одного серьезного исследования стереотипов не только представителей классов (предпринимателя, рабочего и т. п.), но даже профессии» (29, 119). По мнению Б. Ю. Берзина, «образ работника какой-либо профессии всегда отражает уровень развития профессиональной культуры, характер системы профессиональных ценностей, а также то, как профессиональная группа вытолняет предъявляемые к ней обществом требования» (4, 136).
Необходимо отметить, что односторонность в подборе черт для определенного стереотипа правоохранительного органа обусловливается интересами той или иной социальной группы. Как отмечает В. В. Дьякова, «формирование стереотипа государственного служащего связано с работой коллективного бессознательного. Опира-
ясь на жесткие архетипы, оно транслирует и воспроизводит негативные стереотипы, которые заданы исторически сложившейся структурой отношений между субъектом и объектом государственной власти в России» (10, 11).
С помощью прямого психосемантического метода -ассоциативного эксперимента - в 2005 г. мы проводили исследование стереотипизации правоохранительных органов. Суть его заключалась в следующем: респонденту предъявлялось слово-стимул (в нашем исследовании -ФСБ, МЧС, МВД, прокуратура, ФСИН, Минобороны, таможенные органы), на которое требовалось назвать первые возникшие у человека ассоциации. Использовался свободный ассоциативный эксперимент - респондент не ограничивался в выборе возможных ассоциаций.
Еще в конце 60-х гг. Дж. Миллер выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура таких связей может быть выражена в самой процедуре классификации. Для семантического анализа важно выявление меры семантической близости между словами, чтобы представить семантическую структуру слова или категории. Классы объектов, объединенные на основе общих (или обобщенных) признаков или атрибутов, принято называть категориями. В нашем исследовании мы подвергли анализу вербальные формы - представление значения в словах (ассоциациях с силовым ведомством).
В исследовании принимали участие 587 респондентов, их ответы отличались не только качественными показателями (негативная - положительная оценка; существительное - прилагательное - глагол) в оценке различных ведомств, но и количественными показателями (например, наименьшее количество ассоциаций вызвало ведомство ФСБ, наибольшее - МЧС).
Рассмотрим прежде всего положительный стереотип восприятия силовых ведомств. Как показал анализ, в сознании граждан в большей степени положительный имидж ФСБ связан с самой социальной организацией, а не с ее сотрудниками. Обобщив различные ассоциации, мы пришли к выводу, что в большей степени они относятся к слову «защита». В отношении МЧС существует обобщенный образ «помощь», с которым ассоциируются как сама социальная организация, так и ее сотрудники. Нейтральное восприятие силового ведомства выявлено в отношении следующих силовых ведомств. И положительные, и отрицательные ассоциации прокуратуры вызывают как само силовое ведомство, так и работники. Обобщенный стереотип данного правоохранительного органа - «суд». Отрицательная оценка МВД гражданами значимо связана с оценкой сотрудников милиции, а положительная, наоборот, в большей степени ассоциируется с самим силовым ведомством, выполняющим правоохранительные функции. Обобщив различные подходы, мы выделяем стереотип восприятия МВД: «необходимая служба, но плохая работа сотрудников». Обобщенный стереотип таможенных органов - «проверка».
Отрицательный стереотип восприятия силового ведомства выявлен в отношении ФСИН и Минобороны. Но если отрицательные ассоциации вызывает сама фе-
дералъная служба исполнения наказания, то в отношении сотрудников в большей степени звучали нейтральные отзывы. Обобщенный стереотип восприятия данного силового ведомства - «заключение». Результаты анализа восприятия Минобороны показали, что во мнении граждан положительные стороны армейской жизни связаны непосредственно с самой службой, а отрицательные - с сотрудниками (как правило, с постоянным, а не переменным составом). Обобщенный образ, связанный с Минобороны, - «дедовщина» (6, 72-75).
Рассмотрев результаты психосемантического исследования, мы с использованием символики цвета продолжили изучение социального стереотипа правоохранительных органов. Применение данного метода было вызвано тем, что основной источник образов - наше зрительное восприятие. Выборка составила 336 респондентов - граждан Хабаровского края и Амурской области в возрасте 18-64 лет; работники социальной и производственной сфер, аппарата управления, пенсионеры, безработные, сотрудники правоохранительных и силовых ведомств, студенты; жители села и города.
Благодаря своей склонности к символизации, человек бессознательно преобразует в символы все окружающие предметы и явления. Отметим, что символ (symbol) - это образ, являющийся представителем других весьма многообразных образов, содержаний и отношений. Обычно символы связываются с объектами реальности на основе ассоциативной связи.
Рассмотрим подходы, ориентированные на работу с символическими образами. С позиции активного воображения (К. Юнг), с помощью воображения можно организовать диалог между бессознательным и Эго. Юнгианский психолог Д. Хиллман поясняет, что мир образов - это мир особой реальности, не являющийся вторичным по отношению к миру бодрствующего сознания. Х. Лейнер полагает, что использование устойчивых символических образов позволяет создать карту имагомира. Как отмечается в подходе «управляемые сновидения» Р. Дезуайе, при взаимодействии с архети-пическими образами происходит интеграция сознательных и бессознательных личностных структур, причем особое значение имеет «вертикальная ось» - образы, символизирующие движение от нижних этажей психики до верхних уровней Супер-Эго. С точки зрения психоанализа один символ имеет много уровней значений. Как отмечают ученые, подлинный анализ системы символов возможен лишь при соблюдении основного условия: когда показано их происхождение из социальной системы (8, 1100; 13, 20; 22, 595).
Символьно-знаковое поведение, изучаемое функциональной психологией, - часть нашей повседневной реальности. Наиболее распространенная методика цвето-восприятия создана американцем М. Люшером. Ученый разработал основы функциональной психологии цвето-восприятия и построил на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест. Он зарекомендовал себя как высокоэффективная проективная методика, предназначенная для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Исход-
ной точкой построения цветопсихологической диагностической системы явилась интуитивно созданная концепция связи основных цветов с определенными настроениями и специфическим характером отношений человека с окружением.
При восприятии цвета индивид учитывает его физические свойства (т. е. длину волны), качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обусловливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Таким образом, цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.
Под символикой цвета мы понимаем цветовые универсалии, сложившиеся исторически в российском рори1ше. Исторически сложилось так, что цвета являются одним из индикаторов культуры. Как отмечают
О. А. Свирепо, О. С. Туманова, «цветовые метафоры и символы связаны с универсальными элементами человеческого опыта, куда входят мировые стихии и астрономические особенности человеческой деятельности» (19, 190). Рассмотрим интерпретацию символики цвета (11; 16; 20; 21) (табл. 1).
Итак, рассмотрев позитивные и отрицательные ассоциации, а также отражение символики цвета в хроматизме и религии, к цветовой гамме, положительно ха-растеризующей правоохранительные органы, мы относим красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой; к отрицательной цветовой гамме - серый, коричневый и черный. В силу неоднозначной оценки такой цвет, как белый, мы рассматривать не будем (табл. 2).
Как видно из табл. 2, цветовые предпочтения респондентов по отношению к правоохранительным органам имеют значительные расхождения. Чтобы изучить более подробно, рассмотрим их в графическом изображении (диаграмма).
Диаграмма
Цветовой стереотип правоохранительных органов, %
Здесь мы видим, что такой правоохранительный орган, как ФСБ, на который возложено выполнение задач координации осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведовательных мероприятий, мер по обеспечению собственной безопасности, формирования и реализации в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности (24), вызывает скорее положительные, чем отрицательные эмоции.
В большей степени, чем предыдущая социальная организация, названы положительные цветовые предпочтения МЧС, выполняющего такие задачи, как выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах (25).
Значительно отличаются положительные цветовые стереотипы от отрицательных и при восприятии такого правоохранительного органа, как прокуратура, которая представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов (27).
Аналогичный вывод можно сделать о восприятии гражданами такого правоохранительного органа, как МВД, на которое возложено исполнение обществом таких задач: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов (15).
Суд воспринимается неоднозначно - как положительно, так и отрицательно в равной степени. То же самое можно сказать и о Федеральной службе судебных приставов, к основным задачам которой относятся: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством России об исполнительном производстве (17).
Несмотря на появившиеся в настоящее время в средствах массовой информации негативные публикации в отношении Минобороны, оно обладает такими значительными полномочиями: разрабатывать предложения по формированию и проведению государственной политики в области обороны, предложения по военной доктрине и иным документам, определяющим военную политику государства; вносить предложения по проектам государственных программ в области обороны, в том числе в части развития оборонного промышленного комплекса (26). Эта силовая структура в большей степени имеет положительную оценку граждан.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 2(33)
Интерпретация символики цвета
Цвет Ассоциации Отражение
позитивные отрицательные в религии и славянской мифологии в хроматизме и сублимате
Красный Сила, скорость, энергия Кровь, огонь В христианстве связан с кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. Т антризм связывает красный цвет с усилением жизненной энергии и повышением выносливости. В буддизме красная чакра Муладхара считается основойжизни. В мифологии красный -цвет жизни, огня, плодородия, здоровья и вместе с тем демонических персонажей (красную одежду или шапку носят домовой, леший, водяной, черт, карлики). В геральдике красный цвет знаменует доблесть, ярость, жестокость, гнев, убийство, резню В хроматизме сублимирует архетип тотемизма. В сублимате красного цвета заключено хроматическое проявление мужского бессознания при нормальных и женского при экстремальных условиях жизни
Оранжевый Активность, оптимизм, уравновешенность, доверие В буддизме оранжевая чакра Свадхистхана определяетудовлетворенность жизнью и готовность к самоотдаче. Каббала придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. В геральдической символике оранжевый цвет символизирует скрытность и лицемерие Сублимирует архетип буддизма и даосизма. Единство мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате означает единство общечеловеческих функций
Желтый Организованность, дисциплина Во всех религиях связан с увеличением жизненной силы, цветом божественного озарения. Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи - «поветру-ли»); душа велиницы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого используются при лечении «желтых болезней» (желтуха, лихорадка) Сублимирует архетипы иудаизма и определенных индуистских верований. Сублимат желтого цвета выявляет хроматические черты женского бессознания при нормальных условиях жизни и мужского - при экстремальных
Зеленый Гармония, спокойствие и надежда Едина интерпретация в различных религиях. Так, в каббале олицетворяет победу, исламе -цвет святого знамения Магомета, тантризме - ощущение внутренней силы, в христианстве ассоциируется с жизненными возможностями и надеждой. В мифологии зеленый соотносится с растительностью. В то же время это атрибут «чужого» пространства, где обитает «нечистая сила». В геральдике зеленый цвет свидетельствует о благородстве, радости, чести и силе рыцаря Является хроматическим архетипом ислама. В модели интеллекта сублимирует черты мужского сознания в нормальных условиях и женского - в экстремальных
Голубой Эмоциональность, общение В христианстве это цветБога-Сына в Святой Троице. В буддизме голубая чакра Вишудха определяет способность к творчеству, осознанию собственной индивидуальности и общению с людьми. В иудаизме это второй (после белого) логичный цвет. Ассоциируется с божеством во всех мифологиях: с Амоном-Ра, богом восходящего солнца в Древнем Египте; в Греции - с Юпитером, отцом богов и людей, Юноной, воплощением женского плодородия и расцвета; в Индии -с Вишну, поборником справедливости Сублимирует основы иудаизма и православия (восточного христианства). Голубой сублимат интеллекта выражает функции женского подсознания в нормальных и мужского в экстремальных условиях
Синий Мягкость, терпение, самообладание - В канонах христианства - цвет Царицы Небесной Девы Марии. Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. В каббалистике - цвет пощады и милости Проявляет архетипические черты протестантизма
Коричневый Недовольство, угнетение В христианской символике обозначает духовную смерть, смешение огня, дыма, пепла и сажи; является символом дьявольской любви и предательства. В исламе этот цвет символизирует гибель и распад. Цвет земли, грязи и осенней листвы, он несет в себе идею распада, смерти Хроматическим архетипом тоталитаризма является коричневый сублимат - главенство черного бессознания над оранжевой «обезличенностью» мужского и женского бессознаний
Белый Чистота и святость Неприступность В иудаизме, буддизме, христианстве, индуизме белый воспринимается как символ жизни и добра. Так, буддистские вероучения связывают белый цвет с самообладанием, индуизм - с чистым сознанием. В мифологии белый означает сакральность, чистоту, свет, плодородие и в то же время связан с представлениями о потустороннем мире («белый траур» у многих славянских народов, смерть в образе женщины в белых одеждах). Белый был цветом весталок (жриц, нарушивших обет целомудрия, сжигали заживо), друидов, посвященных В хроматизме является сублимированным архетипом рационализма. В хроматической модели времен характеризует прошлое
Черный Мрак, отвращение к происходящему В христианстве черный цвет ассоциируется с адом и дьяволом. В буддизме черным характеризуется темнота скрытого бытия. Индуизм связывает этот цвет с чувственным движением вниз. В мифологии с черным цветом обычно связывают демонические персонажи (черт, банник, овинник) Хроматический архетип иррационализма. В хроматической модели интеллекта черный сублимат непосредственно связан с общемировым сознанием женщины
Серый Умение разрешать сложные проблемы Замкнутость, бессилие, отказ от обязательств В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия, в раннем христианстве этот цвет соотносится с нищими и убогими. В Библии это цвет пепла, символ покаяния. Исламом данный цвет воспринимается как цвет злодеяний или несчастий В хроматической модели интеллекта проявляет творческие черты общемирового подсознания. Временной аспект этого сублимата - настоящее
Цветовые предпочтения правоохранительных органов
Цвет ФСБ МЧС Прокуратура МВД Суд ФССП МО Таможенные органы ФСИН
Синий 76 71 98 107 51 42 23 89 5
Серый 54 - 53 41 48 57 8 23 83
Красный 45 109 22 79 34 20 72 17 7
Черный 74 8 41 26 88 56 11 17 201
Белый 14 13 5 4 38 19 14 29 22
Голубой 10 34 28 22 17 21 7 23 -
Зеленый 44 52 49 43 21 45 153 86 7
Желтый 9 11 23 6 23 15 15 10 -
Оранжевый 2 32 6 5 4 13 9 8 -
Коричневый 8 6 11 3 12 48 24 34 11
Таможенные органы, осуществляющие таможенное дело, под которым понимается таможенная политика России, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики (18), также вызывают больше положительных, чем отрицательных эмоций.
Значительно выделяется на фоне других такой правоохранительный орган, как Федеральная служба исполнения наказаний, на которую возложены обеспечение исполнения уголовных наказаний; содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, вызывающая отрицательные эмоции граждан.
Итак, как показал анализ, такие правоохранительные органы, как ФСБ, МЧС, прокуратура, МВД, Минобороны, таможенные органы, вызывают положительные эмоции. Суд и ФССП в равной степени воспринимаются в социуме - и отрицательно, и положительно. ФСИН же вызывает только негативные эмоции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
2. Андреева Г М. Психология социального познания. - М., 2000.
3. Балакина Г. Ф. Тувинские реалии перехода к рынку // Социс. - 1998. - № 6.
4. Берзин Б. Ю. Массовое сознание и самосознание группы. - М., 1991.
5. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.
6. Бондаренко Т. А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в Дальневосточном регионе // Социс. -2006. - № 1.
7. Верховин В. И. Экономические стереотипы в русском фольклоре // Социс. - 1998. - № 6.
8. ГлейтманГ. Основы психологии / пер. с англ.; под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. - СПб., 2001.
9. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994.
10. Дьякова В. В. Стереотип восприятия государственной службы в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.
11. Жюльен Н. Словарь символов. - Челябинск, 2000.
12. Кочешков Н. В. Стереотип культуры оленеводов // Россия и АТР. - 2000. - № 3.
13. Лебедев В. Б., Биньковская Н. В. Меры воображения: руководство по интерактивной имагогике. - М., 2002.
14. Митина О. В., Бетренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения // Вопросы психологии. - 2000. - № 1.
15. О милиции: Закон РФ: официальный текст по состоянию на 15 января 2001 г. с изменениями и дополнениями согласно ФЗ № 105 от 25 июля 2000 г. - М., 2001.
16. Богосова Н. М. Цветовой игротренинг. - СПб., 2002.
17. Боложение о Федеральной службе судебных приставов // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. - № 42. - Ст. 4111.
18. Бостановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 35. - Ст. 3637.
19. Свирепо О. А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. - М., 2004.
20. СеровН. В. Лечение цветом. Мода и гармония. - СПб., 1993.
21. Славянская мифология: энциклопедический словарь. -М., 2002.
22. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск, 2003.
23. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения: Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
24. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа
2003 г. № 960 «Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структура органов федеральной службы безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 33. - Ст. № 3254.
25. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля
2004 г. № 868 «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№ 28. - Ст. 2882.
26. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Положение о Министерстве обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 34. - Ст. 3538.
27. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Россий-
ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. - № 8. - Ст. 366.
28. ШихиревП. Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке // Вопросы философии. - 1991. - №» 5.
29. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. -М., 2000.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
М. А. Устюгов
В статье излагаются теоретические представления о сущности выборов, избирательного права и избирательной системы как социально-правовых явлениях создает надежную методологическую основу для конкретного изучения избирательного механизма в России.
Ключевые слова: избирательная система; избирательные право, процесс, регулирование.
Углубление и уточнение некоторых установившихся в нашей науке теоретических представлений о сущности выборов, избирательного права и избирательной системы как социально-правовых феноменах требуется для создания надежной методологической основы для изучения избирательного механизма в современной России. В ходе теоретического исследования сущности названных явлений нами сформулированы основные понятия:
- выборов, позиционируемых в качестве совокупности общественных отношений, возникающих по поводу волеизъявления населения при формировании государственных и муниципальных органов власти;
- избирательного права, определяемого как регулирующая общественные отношения в сфере выборов совокупность правовых норм, обеспечивающих реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также их права отзыва избранных лиц;
- избирательного процесса, который можно определить следующим образом: это совокупность норм избирательного права, регламентирующая процедуру реализации прав и обязанностей субъектов в рамках общественных отношений, складывающихся по поводу выборов;
- избирательной процедуры, под которой следует понимать совершаемые в определенной последовательности конкретные действия, направленные на реализацию прав и обязанностей субъектов в рамках общественных отношений, складывающихся по поводу выборов, составляющие в своей совокупности самостоятельное явление (единое целое) - кампанию;
- избирательной кампании, под которой следует понимать фактическую форму существования процедуры в отношениях, складывающихся по поводу выборов;
- нормативной сублимации, под которой следует понимать трансформацию какой-либо идеологической установки в норму права в результате законотворческого процесса;
- избирательной системы, которая представляет собой урегулированный правом порядок организации и проведения выборов органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, которые в соответствии с действующим законодательством избираются гражданами, а также (что зачастую в литературе вообще не принимается во внимание) порядок проведения референдумов, плебисцитов, если их проведение предусматривается действующим законодательством. Сущностью избирательной системы является порядок формирования избирательных округов и определения победителей.
С точки зрения теории права избирательная система - конкретный итог нормативного регулирования, результат воздействия правовых и других социальных норм на совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу выборов. В результате правового регулирования избирательная система обретает форму (мажоритарную, пропорциональную или смешанную) и выступает частью существующего в государстве правопорядка, т. е. является целью правового регулирования.
Определено место избирательного права в системе российского права. С учетом особенностей объекта, цели, системы принципов, источников, субъектного состава и других аспектов регулирования избирательное право демонстрирует черты самостоятельной отрасли второго порядка, т. е. является специальной отраслью (на уровне трудового или земельного права). Однако в настоящее время, ввиду недостаточности некоторых аспектов правового регулирования, избирательное право находится на уровне подотрасли конституционного права, объединяющей в самостоятельную систему институт выборов и институт референдума.
Избирательная система и избирательное право России проделали долгий исторический путь. Этот путь был трудным, были на нем взлеты и падения, и всеобщая эйфория, и глубокая апатия избирателей. Одним из важнейших и наиболее ощутимых достижений происходящих в нашем государстве преобразований является то, что в жизнь вошли свободные демократические выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Это непосредственное проявление демократизма созданной в 1990-е гг. на основе избирательного права избирательной системы (2). Если в ходе выборов тех или иных органов власти и имеют место различные негативные проявления - «черный пиар», махинации, манипулирования, «война компроматов» и т. д. - это, в основном, результат не недостатков и упущений правового регулирования, а действия политических и социально-экономических факторов, что должно выступать предметом исследования политологии и социологической науки. Правовой же механизм, воплощающий в себе основополагающие нормы Конституции России и принятые в их развитие текущие законы, механизм, обеспечивающий реализацию прав граждан и регулирующий порядок выборов, который выступает пред-