Научная статья на тему 'Министерство Российской Федерации по налогам и сборам от 01. 04. 2003 № шс-6-24/380® письмо «о применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства»'

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам от 01. 04. 2003 № шс-6-24/380® письмо «о применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Министерство Российской Федерации по налогам и сборам от 01. 04. 2003 № шс-6-24/380® письмо «о применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства»»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2003 года № ШС-6-24/380@

О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами о применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщает следующее.

С вступлением в силу с 01.07.2002 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) применение мер ответственности за нарушения валютного законодательства и производство по делам об этих нарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом.

Статьей 28.3 Кодекса установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.60 Кодекса к компетенции органов валютного контроля отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.

Таким образом, должностными лицами органов валютного контроля составляются протоколы и рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 23.60 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов валютного контроля вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Таким образом, в территориальных органах МНС России право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, предоставлено только руководителям налоговых органов.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российс-

кой Федерации. Исключение составляют валютные операции, перечисленные в абзацах 3-6 пункта 2 статьи 6 Закона, которые осуществляются без ограничений.

В настоящее время Банком России для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, установлен либо разрешительный порядок, требующий обязательного получения разрешения (лицензии) Банка России или его территориального органа, либо уведомительный порядок, не предусматривающий получение такого разрешения (лицензии).

На основании абзаца 7 пункта 2 статьи 6 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2002 № 699 утверждены Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) (далее - Правила) и установлено, что с 01.09.2002 предоставление отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) вне зависимости от даты заключения внешнеторговой сделки (контракта) допускается только при наличии разрешения, выдаваемого в соответствии с Правилами.

Разрешения на предоставление отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), выданные резидентам Банком России, действуют до окончания указанных в них сроков либо до завершения операций, предусмотренных этими разрешениями.

Таким образом, осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без соответствующих разрешений Банка России или без разрешения, выданного в соответствии с Правилами, или нарушение установленного соответствующим разрешением порядка проведения валютных операций является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Порядок открытия счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации установлен: Положением Центрального банка Российской Федерации от 16.10.2002 № 200-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда» (далее Положение Банка России № 200-П); Положением Центрального банка Российской Федерации от 16.10.2002 № 201-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств» (далее - Положение Банка России № 201-П); инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 29.08.2001 № 100-И «О счетах физических лиц -резидентов в банках за пределами Российской Федерации»; Указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.08.2001 № 1010-У «О перечне иностранных государств (территорий) и их валют, не являющихся свободно конвертируемыми, в которых резиденты могут в уведомительном порядке открывать счета за пределами Российской Федерации для обеспечения расчетов по договорам международного строительного подряда».

При рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса в части осуществления валютных операций с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, необходимо учитывать, что правонарушением является не сам факт открытия счета резидента в банке за пределами Российской Федерации с нарушением установленного Банком России порядка, а использование такого счета для осуществления валютных операций.

На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.1995 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (далее - Указ Президента Российской Федерации № 1163) импортеры - резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить

возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

Неисполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств является основанием для привлечения импортера-резидента к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.25 Кодекса.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.25 Кодекса, необходимо учитывать факт принятия или непринятия импортером-рези-дентом мер по исполнению возложенных на него обязанностей. К таким мерам могут быть отнесены:

- на стадии предконтрактной подготовки - выяснение финансовой надежности и деловой репутации предполагаемого партнера;

- на стадии заключения контракта - учет Рекомендаций по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, рекомендованных к руководству при заключении экспортно-импортных сделок письмом Банка России от 15.07.96 № 300;

- после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств - ведение претензионной работы с иностранным партнером по факту нарушений условий контракта, а также предъявление искового заявления в судебные органы и др.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации № 1163 штрафные санкции не налагаются в подтвержденных соответствующими документами случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Частью 4 статьи 15.25 Кодекса установлена ответственность за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, в банках за пределами территории Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда и ежемесячно отчитываться перед налоговыми органами о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по таким счетам.

Порядок представления сведений о вышеназванных счетах, а также отчета о движении средств по указанному счету установлен Положением Банка России 200-П.

Кроме того, Положением Банка России № 201-П установлен порядок представления сведений о счетах представительств юридических лиц - резидентов за пределами Российской Федерации, а также отчета о движении денежных средств на счетах представительств.

Нарушение установленного Положениями Банка России № 200-П и 201-П порядка представления отчетности по соответствующим счетам является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса должностным лицам органов и агентов валютного контроля предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса.

В соответствии со статьей 23.8 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.17 Кодекса, рассматривают таможенные органы.

На основании статьи 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмот-

ренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса, рассматриваются судьями.

Таким образом, при выявлении в ходе осуществления валютного контроля правонарушений, предусмотренных статьей 16.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса, налоговыми органами составляется соответствующий протокол, который в соответствии с частью 1 статьи 28.8 Кодекса в течение суток с момента составления направляется соответственно в таможенные органы или судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга С.Н. ШУЛЬГИН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.