- Пустить рекламный ролик о наборе абитуриентов не на «Авторадио», а на радиостанции «Европа плюс», так как она нацелена на молодую аудиторию, в которую входят наши абитуриенты.
- Отдать предпочтение газете «Московский комсомолец», вместо газеты «Комсомольская правда».
- Исключить из списка печатных изданий, в которых содержится рекламное сообщение факультета «МЭО», газету «Работа сегодня».
- Обратить внимание на место расположения рекламного сообщения на странице или развороте газет.
- Уделить внимание рекламе дня открытых дверей факультета, помимо печатных изданий добавить рекламу на радиостанции «Европа плюс».
- Размещать листовки с рекламной информацией для абитуриентов в школах в начале учебного года.
- Обратить внимание на развивающуюся каждый день сеть Интернет.
Список литературы:
1. www.nius.ru.
МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ
© Полосков П.С.*, Полосков С.С/
Московский физико-технический институт (ГУ), г. Долгопрудный
Рассмотрены вопросы минимизации рисков при удовлетворении требований потребителей к качеству продукции или оказываемым услугам. Предложено минимизировать риски в рамках отдельного бизнес-процесса с эффективной системой их мониторинга и контроля.
Одной из актуальных социально-экономических задач, решение которой определяет эффективность работы предприятия в конкурентной среде, является удовлетворение разумных требований потребителей к качеству продукции или оказываемым услугам. Поскольку предприятие - открытая система, то необходимо учитывать влияние внешнего мира [1] на
* Аспирант кафедры «Системная интеграция и менеджмент»
♦ Студент факультета «Инновации и высокие технологии»
его деятельность. Одновременно эффективность его работы зависит и от его внутренней среды. К числу факторов внешней среды следует отнести: экономические, социальные, политические и экологические процессы, к элементам внутренней среды - его деятельность по производству продукции или оказанию услуг, финансовые и коммерческие результаты.
Неблагоприятное воздействие факторов внешней и внутренней среды предприятия определяют риск удовлетворения требований потребителей не в полном объеме. На этот риск, как правило, накладываются другие риски, обусловленные устойчивостью технологических процессов к возмущениям, надежностью оборудования, квалификацией персонала, условиями поставки сырья, обеспечения тепловой и электрической энергией, бесперебойностью транспортных и информационных потоков, экологической обстановкой. Вместе с тем многие из перечисленных рисков не учитываются вообще или выявляются только на стадии реализации готовой продукции, когда они превращаются в проблему.
Цель работы - рассмотрение направлений минимизации рисков при удовлетворении требований потребителей к качеству продукции.
Для эффективного управления качеством продукции помимо разработки процедур и форм, составляющих ее информационную сущность, необходимо обеспечение ее корректного получения, использования и анализа, а так же оперативное использование поступающих данных для соответствующих корректирующих действий.
Эффективно требования к качеству продукции удовлетворяются при процессном подходе [2].
Существующие проблемы зачастую требует принятия важных управленческих решений по следующим основным направлениям:
- управление финансовыми ресурсами;
- повышение оперативности расчетов с партнерами;
- управление товарными потоками;
- повышение качества работы и производительности труда;
- оценка рентабельности выпускаемой продукции;
- многокритериальная оценка ресурсов;
- текущее и стратегическое планирование бизнеса.
Как правило, управленческие решения принимаются в условиях риска, что обусловлено плохо прогнозируемыми воздействиями внешней среды предприятия [3] и его собственных возможностей. В обобщенное понятие риска входят не только наличие фактора риска, но и осознание его с принятием решения о минимизации неблагоприятных последствий на основе количественного и качественного анализа, в том числе адекватной оценки собственного финансового положения, надежности и финансовой устойчивости основных партнеров по бизнесу, а также учета элементов случай-
ности и неопределенности. Поэтому вопросам минимизации вероятности возникновения рисков уделяется исключительное внимание.
Известно [4], что рисками необходимо управлять с помощью предварительного исследования и анализа ситуации, формирования системы современных воздействий через различные мероприятия, направленные на снижение вероятности наступления риска, устранение риска или снижение цены риска (в ситуации реализованного риска). Выработка управленческих решений в этом случае должна осуществляться в следующей последовательности, рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм выработки управленческих решений в условиях риска
Выполненный ранее анализ [5] рисков показал, что главными направлениями их минимизации при принятии управленческих решений следует считать:
- планирование методов управления рисками с внедрением принципов их оценки и учета;
- идентификация рисков с их качественной и количественной оценкой;
- планирование действий по реагированию на возникающие риски;
- применение ^-технологий для снижения отрицательных последствий рисков;
- разработка мероприятий по минимизации рисков и исключению повторного возникновения выявленных рисков;
- мониторинг и контроль для определения остаточных рисков и своевременного выявления новых рисков.
Такая многоплановость задач затрудняет анализ бизнес-процессов. Поэтому идентификацию и оценку рисков для принятия эффективных решений целесообразно проводить в рамках определенной системы, рис. 2.
Рис. 2. Система идентификации и оценки потенциальных рисков
Оценка рисков базируется на соотношениях «эффективность - риск» и «ликвидность - риск», поэтому принимаемые решения должны соответствовать этим критериям. Для обеспечения такого соответствия традиционно используются различные математические методы поддержки принятия решений. Автор работы [6] полагает, что «... успеха в ближайшие десятилетия добьются только те компании, которые сумеют реорганизовать свою работу с помощью электронного инструментария ...». Такой инструментарий должен оказывать существенную помощь в первую очередь при принятии управленческих решений. Это позволит на практике еще шире использовать 1Т-технологии при подготовке решений, определения стратегии минимизации последствий рисков и выработки рациональных приемов работы с ними [7]. В этой связи создаются системы поддержки решений различных типов и уровней сложности, позволяющие не только обрабатывать массивы исходной информации, но и предлагать альтернативные варианты решений. Поэтому независимо от назначения все системы должны обеспечивать реализацию процедур, согласно рис. 3.
Рис. 3. Цели применения математических методов в экономике
Многообразие проблем, возникающих при осуществлении деятельности предприятия, порождает необходимость декомпозировать пространство производственной среды на характерные срезы с выделением источников потенциальных рисков [8] и разработать отдельный бизнес-процесс по описанию и оценке рисков компании, эффективной системы мониторинга рисков и своевременного выявления новых рисков. Формирование и со-
провождение баз данных при нынешнем уровне развития вычислительных технологий не представляет значительных трудностей. Основная проблема при выполнении аналитических процедур по обработке баз данных связана с обязательным наличием группы так называемых «нестандартных» данных - это и нетипичные политические вызовы, и локальные кризисы - «обвалы» различных секторов рынка, и сделки, проведенные с некорректными результатами, и, наконец, просто ошибки ввода данных. Для таких случаев применение интеллектуального инструментария позволяет предлагать варианты рекомендуемого решения с учетом нетипичных данных самого широкого круга разнообразных проблем, либо указывать на некорректные процедуры обработки данных.
Использование современных методов поддержки решений с учетом потенциальных рисков по удовлетворению требований потребителей к качеству продукции и услуг должно обеспечивать:
- контроль над рисками за счет разработки отдельного бизнес-процесса по идентификации и оценке рисков с эффективной системой их мониторинга и своевременного выявления;
- внедрение принципов учета рисков при принятии управленческих решений на основе четких процедур их выявления и оценки;
- анализ возможных последствий рисков на ключевые показатели производственно-хозяйственной деятельности;
- прогнозируемость рисков и страхование от возможных убытков;
- минимизацию рисков и возможных потерь;
- эффективный баланс между стремлением зарабатывать прибыль и стремлением сделать это с минимальными потерями, по критерию обеспечения оптимального сочетания доходности и риска.
Выводы
1. Только совместный анализ качественных и количественных параметров возможных рисков позволяет оценить весь спектр последствий, влияющих на удовлетворение требований потребителей к качеству продукции или оказываемым услугам. Процесс принятия решений в этом случае должен осуществляться в следующей последовательности: выявление несоответствия, выработка и принятие решения, реализация решения, контроль исполнения.
2. Минимизацию вероятности возникновения рисков целесообразно обеспечивать в рамках отдельного бизнес-процесса с эффективной системой их идентификации и оценки.
3. Алгоритм идентификации и оценки рисков должен обеспечивать мониторинг установленных и своевременное выявление новых рисков.
Список литературы:
1. Полосков П.С., Полосков С.С. Влияние экономических и общественно-политических процессов на выработку управленческих решений // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. - СПб: СПбГПУ, 2007. - Ч. I. - С. 258-260.
2. Полосков С.С., Полосков П.С. Системный анализ при выработке управленческих решений // Системный анализ в проектировании и управлении. - СПб: СПбГПУ, 2007. - Ч. I. - С. 62-65.
3. Лирманн Ф., Лаукс Г. Основы организации. Управление принятием решений: [пер. с нем.] - М.: Дело и сервис, 2006. - 600 с. - ISBN 5-80180285-1.
4. Лапченко Д. А. Оценка и управление экономическим риском: Теория и практика. - М.: Амалфея, 2007. - 148 с. - ISBN 978-985-441-566-6.
5. Полосков П.С. Концептуальный подход к оценке производствено-хозяйственных рисков в моделях бизнес-процессов // Актуальные проблемы управления - 2006. - М.: ГУУ, 2006. - Ч. IV. - С. 92-96.
6. Гейтц Б. Бизнес со скоростью мысли / Билл Гейтц при участии К. Хемингуэя: [пер. с англ.] - Изд. 2-е перераб. - М.: Эксмо, 2007. - 477 с. -ISBN 5-699-16169-0.
7. Цисарь И.Ф., Нейман В.Г. Компьютерное моделирование экономики. - Изд. 2-е перераб. - М.: Диалог-МИФИ, 2008. - 384 с. - ISBN 978-586404-219-9.
8. Полосков П.С. Пространство производственной среды для моделирования бизнес-процессов // Информационно-вычислительные технологии и их приложения. - Пенза: ПГСХА, 2006. - С. 185-188.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКА
© Тюкавкин Н.М.*, Цаплина Н.А/
Самарский государственный университет, г. Самара
В статье рассмотрены способы определения эффективности основных методов продвижения товаров, выделяется одна из матричных методик. Отмечены проблемы и типичные ошибки, связанные с разработкой комплекса мероприятий по продвижению в соответствии с типом рынка.
* Доцент, канд. экон. наук, доцент
♦ Ассистент кафедры Менеджмента, аспирант