УДК 338.24:334.7
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ С КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ П.С. Полосков, С.С. Полосков
Московский физико-технический институт, г. Долгопрудный
Questions of management by credit risks within the limits of the system actions are considered, allowing reaching an optimum combination of riskiness and credit operations profitability. It is shown, that the main cause of bank risks occurrence is a uncertainty (unpredictability) of some economic parameters, characteristics and both bank and its clients parameters. So, as credit function is usually spread all over organization it is offered to control it with use of modern IT-technologies.
Кредитные операции - одни из самых доходных, но одновременно и самые рискованные в банковском бизнесе [1]. Вместе с тем нерешенность многих методических проблем по минимизации рисков, различные подходы к анализу кредитоспособности клиентов банка тормозят дальнейшее развитие оказания кредитных услуг [2; 4].
Цель работы - рассмотрение особенностей, последовательности и методов управле-
ния при системной работе с кредитными рисками.
Главная причина возникновения банковских рисков - это неопределенность (непредсказуемость) ряда экономических показателей, параметров как самого банка, так и его клиентов, поэтому возникновение банковских рисков обусловлено тремя группами причин (рис. 1).
невыполнение обязательств клиентами банка
Причины возникновения кредитных рисков
рассогласованность активов и пассивов банка
возможные ошибки при проведении банковских операций
Рис. 1. Основные причины возникновения кредитных рисков
Управление риском это не только процесс выявления уровня неопределенности [3], но и принятие управленческих решений, реализация которых позволяет предотвратить или уменьшить последствия рисков.
Из-за многоуровневой структуры современный банк можно охарактеризовать как сложную организационную систему, поэтому целенаправленное управление кредитными рисками может успешно реализовываться только в рамках системных действий. Система таких последовательных действий представлена на рис. 2.
Рассмотрим элементы системы управления рисками более подробно.
I. Сбор и обобщение информации для анализа кредитных рисков. Для оценки кредитоспособности клиентов необходима исходная информация. Так как угрозы возникновения рисков проявляются на разных уровнях взаимодействия в банковской среде, то и сбор информации должен осуществляться на этих информационных уровнях. Источниками информа-
ции для последующего анализа рисков могут быть нормативно-правовые и законодательные акты, решения сотрудников самого банка. На индивидуальном уровне можно получить информацию о состоянии дел клиентов банка.
Информация о деятельности клиента юридического лица должна включать данные о результатах его работы и рыночную оценку бизнеса, а о клиенте физическом лице - данные о состоянии его дел, имущественном положении, социальном статусе.
Основной базой анализа деятельности банка являются его отчеты о прибылях и убытках, а также о выполнении обязательных нормативов.
II. Идентификация кредитных рисков. Основным методом выявления риска на данном этапе выступает комплексный анализ банковских операций, что позволяет учесть в портфеле кредитов характерные риски.
По составу кредитных рисков можно оценить качество банковского управления, а также налаженность взаимоотношений с клиентами, другими финансово-кредитными институтами.
Рис. 2. Система управления кредитными рисками
III. Оценка кредитных рисков по качественным и количественным показателям. Такая оценка традиционно применяется в банковской среде [5].
Качественный способ представляет собой распределение рисков по классам, с составле-
нием их кредитного рейтинга, что необходимо для принятия решения о целесообразности кредитования и переходе к определению качественных параметров риска. Градация кредитов по качеству (гарантиям возврата) представлена на рис. 3.
Рис. 3. Градация качества выдаваемых кредитов
На этапе качественной оценки риска следует учитывать ликвидность залогов. При этом наиболее объективными оценками потенциала клиента являются показатели стабильности его финансовых потоков и обеспеченности собст-
венными средствами, в том числе и условнопостоянными пассивами.
Количественный способ оценки риска предусматривает присвоение количественного параметра каждому качественному с целью оп-
ределения предела убытков по планируемым операциям, так как это определяет структуру оборотных средств и других ресурсов банка.
Установленные оценки уровня рисков закрепляются их лимитированием.
IV. Лимитирование кредитных рисков. Лимитирование рисков предусматривает установление предельно допустимого уровня риска с ограничениями по всем инструментам, содержащим элементы риска: кредитам, поручительствам и форвардным контрактам. Связано это с тем, что разные виды кредитных операций различаются по уровню риска из-за различных условий их предоставления, целевого назначения кредита, вида залога.
После установления лимитов осуществляют подбор методов и инструментов риск-менеджмента, обеспечивающих запланированный (или даже пониженный) уровень риска, проводят селекцию клиентов, впервые желающих получить кредитные услуги в данном банке, и оценку состояния дел давнишних заемщиков. Это позволяет снизить возможные негативные последствия рисков и сузить разброс их значений до допустимых пределов.
V. Планирование и работа с рисками. При переходе к этапу планирования рисков рассчитанный резерв по кредитному портфелю должен сопоставляться с суммой предельно возможных потерь по конкретным операциям. Если риск потерь превышает установленный уровень, банковская операция отклоняется.
В настоящее время все большее распространение при работе с рисками получают ско-ринг-технологии. Существительное score (англ.) в частности, означает количество набранных очков, оценку. Кредитный скоринг активно развивается с использованием как универсальных аналитических инструментов (Data Mining), так и специальных разработок, типа SAS, KXEN, Experian, SPSS, EGAR и др.
VI. Мониторинг и контроль рисков. Заключительный этап работ по управлению рисками сводится к их постоянному мониторингу и контролю из-за действия временных факторов. Контроль и мониторинг необходимы для понимания того, в каком состоянии находится
работа с кредитными рисками и нужны ли альтернативы выбранному плану работ по минимизации рисков.
Так как кредитная функция обычно рассредоточена по всей организации, то управлять ею целесообразно с использованием современных 1Т -технологий.
Интеллектуальный инструментарий по кредитованию, расчетно-кассовому обслуживанию, электронному банкингу, дилинговым операциям и сделками с ценными бумагами позволит не только эффективно снижать кредитные риски, но и сформировать новые банковские продукты и услуги.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Основная причина возникновения банковских рисков - это неопределенность (непредсказуемость) ряда экономических показателей, характеристик и параметров, как самого банка, так и его клиентов.
2. Главной особенностью банковской деятельности по управлению кредитными рисками является постоянная работа с ними в рамках специальной системы управления рисками, что позволяет достигать оптимального сочетания рискованности и прибыльности кредитных операций.
1. Батракова Л. Г. Экономико-статистический анализ кредитных операций коммерческого банка: учебник. - М.: Логос, 2008. -214 с.
2. Грюнинг Х. ван, Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском: пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2004.
- 289 с.
3. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль: пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - 359 с.
4. Русанов Ю.Ю. Теория и практика риск-менеджмента кредитных организаций России.
- М.: Экономистъ, 2004. - 192 с.
5. Синки Дж. мл. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии услуг: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 1018 с.