— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
2. Islam: Encyclopedic Dictionary / Collective of authors. M. : «Nauka» Main edition of Eastern literature, 1991. 315 p.
3. Bolshakov O.G. The Birth and Development of Islam and the Muslim Empire (VII-VIII centuries). M. : Russian Foundation for the Promotion of Education and Science, 2016. 672 p.
4. Ruhollah Musavi Khomeini. Islamic government. Institute for the collection of the works of Imam Khomeini, Department of International Relations, N. Ma^^iade^ Tehran, 2006. 81 p.
5. History of 'Ilm Al-Usul / by Muhammad Baqir al-Sadr; Trans. A. Yezhova. M. : Publishing house «Istok», 2009, 144 p.
6. Rahman H.U. Chronology of Islamic history: 570-1000 AD from R.Kh. N. Novgorod : GIPP «Nizhpoligraf», 2000, 244 p.
7. Velayati 'Ali Akbar. Islamic culture and civilization / Velayati 'Ali Akbar; Trans. [from Farsi] D.A. Bibaev. M. : Feoriya, 2011. 320 p.
8. Sidorov H. Inversions of Islamic civilizations. Shiite project. URL : http://www.harunsidorov.info/2015/03/blog-post_19.html
9. Bogatyrev VV Legal regulation of confessional activity : textbook. allowance / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Vladimir State University A.G. and N.G. Speransky, Law Institute. Vladimir : «Sherlock-press», 2018. 132 p.
10. Dolgikh F.I. Theory of state and law : textbook. M. : Synergy University, 2023. 464 p.
Информация об авторе
Свистунов Андрей Андреевич
аспирант кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Andrey A. Svistunov
Postgraduate Student
of the Department of Fundamental Legal,
Social and Humanitarian Disciplines,
Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.93.85.032 УДК 376.6
© ®
Attribution
сс by
МИНИМИЗАЦИИ РЕЦЕДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ЧЕРЕЗ ИСПРАВЛЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИИ И СНИЖЕНИЕ БЕЗГРАМОТНОСТИ
Аннотация. Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества влияет на формирование личности спецконтингента, а, следовательно, может оказать негативное воздействие в жизни общества. В статье проводится обобщенный анализ метода снижения совершения повторных преступлений путем образования осужденных средствами коррекции их письменной речи.
Цель: провести комплексное теоретико-прикладное исследование профилактики и преодоления рецидивной преступности через устранение дизорфографии и предупреждения безграмотности, внедрить данную практику в работу УИС РФ путем разработки типовых программ обучения.
Методы: формально-логический и системно-структурный методы, индукция, дедукция, анализ и синтез.
Результаты. В результате проведенной работы рассмотрены способы исправления личностей осужденных с целью минимизации рецидивных преступлений через изучение понятий «профилактика и исправление дизорфографии у осужденных» и «добровольная безграмотность». Обоснована необходимость практического применения типовых программ профилактики дизорфографии и безграмотности в исправительных учреждениях УИС РФ. Даны определения профилактики и коррекции дизорфографии осужденным и добровольной безграмотности. Ранее данный способ коррекции личности не имел научного и практического применения.
Выводы. Установлено, что для достижения поставленных целей в учреждениях УИС необходимо выявлять группы осужденных, страдающих дизорфографией и безграмотностью, в кружках русского языка и литературы прорабатывать указанные нарушения развития личности. Успешное освоение будет способствовать социальной адаптации и психическому оздоровлению личности в целом и возможно станут ключевыми в решении проблем минимизации рецидивных преступлений. Данные решения положительно отразятся на социализации личности осужденных, что приведет к исключению повторного совершения преступлений. Сделаны выводы о важности исследования методов минимизации совершения рецидивных преступлений, в том числе через устранение дизорфографии и предупреждение возникновения безграмотности у осужденных, что повысит самооценку личности осуждённых.
Ключевые слова: повторная и рецидивная преступность, ресоциализация, социализация, дезадаптация, исправление осужденных, пробация, дизорфография, добровольная безграмотность, когнитивная сфера личности, речевая деятельность, письменные нарушения, кор-рекционная работа.
MINIMIZATION OF RECURRENT CRIME BY CORRECTING AND SOCIALIZING THE PERSONALITIES OF CONVICTS THROUGH CORRECTION OF DYSGRAPHY AND REDUCTION OF ILLITERACY
Alla S. Sizova1, Natalia N. Perelman2
1St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2Federal Penitentiary Service of Russia for the Vladimir region
Abstract. Serving a criminal sentence in isolation from society affects the formation of a special agent's personality, and, consequently, can have a negative impact in the life of society. The article provides a generalized analysis of the method of reducing the commission of repeated crimes by educating convicts by means of correcting their written speech.
Сизова А.С.1, Перельман Н.Н.2
1 Санкт-Петербургский университет ФСИН России, 2УФСИН России по Владимирской области
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Objective: to conduct a comprehensive theoretical and applied study of the prevention and overcoming of recidivism through the elimination of dysorphography and the prevention of illiteracy, to introduce this practice into the work of the Criminal Justice System of the Russian Federation by developing standard training programs.
Methods: formal-logical and system-structural methods, induction, deduction, analysis and synthesis.
Results. According to the means of the work carried out, the methods of correcting the personalities of convicts in order to minimize recidivism through the study of the concepts of «prevention and correction of dysorphography in convicts» and «voluntary illiteracy» are considered. The necessity of practical application of standard programs for the prevention of dysorphography and illiteracy in correctional institutions of the Criminal Code of the Russian Federation is substantiated. Definitions of prevention and correction of dysorphography of convicts and voluntary illiteracy are given. Previously, this method of personality correction had no scientific and practical application.
Conclusions. It is established that in order to achieve the set goals in the institutions of the penal system, it is necessary to identify groups of convicts suffering from dysorphography and illiteracy, in circles of the Russian language and literature to work out these violations of personality development. Successful mastering will contribute to social adaptation and mental recovery of the individual as a whole and may become key in solving the problems of minimizing recidivism. These decisions will have a positive impact on the socialization of the convicts' personality, which will lead to the exclusion of re-commission of crimes. Conclusions are drawn about the importance of studying methods to minimize the commission of recidivistic crimes, including through the elimination of dysorphography and the prevention of illiteracy among convicts, which will increase the self-esteem of the convicts.
Keywords: repeated and recidivistic criminality, resocialization, socialization, maladaptation, correction of convicts, probation, dysorphography, voluntary illiteracy, cognitive sphere of personality, speech activity, written violations, correctional work.
Введение.
Введение в Российской Федерации института пробации является важным шагом на пути дальнейшей гуманизации исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества влечет за собой ослабление, а нередко полный разрыв социальных связей, потерю навыков жизни в обществе, в том числе трудовых, что влияет на формирование дезадаптивной направленности в поведении и, как следствие, совершение повторных преступлений. В связи с этим, необходимо совершенствование системы ресоциализации и социальной адаптации, предполагающей внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания подозреваемого, обвиняемого и осужденного в учреждениях УИС.
Морально-нравственные, а также правовые проблемы, связанные со снижением совершения повторных, в том числе, рецидивных преступлений, длительное время находятся в центре внимания законодателя, правоприменителей и учёных.
Вопрос ресоциализации, социализации и дезадаптации личности преступника на сегодняшний день не утратил своей актуальности. Каждый имеет право на образование и на участие в культурной жизни общества, что способно обеспечить свободное и полное развитие личности.
Каждому гражданину РФ гарантировано право на изучение родного языка. Исправление осужденных, предполагает обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства. Приоритет цели исправления при исполнении наказания, оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению и последующей социальной реабилитации. Именно поэтому организация деятельности, направленной на уменьшение повторной, особенно рецидивной преступности и адаптацию в обществе после освобождения путем профилактики и коррекции дизорфографии и безграмотности у осужденных является актуальным методом.
Способы минимизации повторных преступлений изучали такие правоведы, как Ю.М. Антонян, С .Л. Бабаян, Д.В. Власов П.Н. Кобец, А.М. Яковлев и другие. Вместе с тем нами предложен новый метод в борьбе с таким явлением как повторная преступность. Подробно описан способ его внедрения в работу уИс РФ через внедрение типовых программ в работу учреждений УИС РФ.
Прислушиваясь к мнению такого известного правоведа в сфере уголовно-правовых дисциплин, как Г.А. Аванесова, о повторной преступности как негативном явлении, мы вдохновились на поиски нового метода минимизации рецидивных преступлений.
Учитывая плохие социальные условия (недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими), тяжелые соматические заболевания и инфекции, психоэмоциональные нагрузки (неумение человека прислушиваться к собственным
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ощущениям, которые приводят к возникновению переутомления), а также выходить самостоятельно на свежий воздух, у преступников, может развиться дизорфография или безграмотность.
Дизорфография - это не усвоение орфографических правил на письме и не умение их применять на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение письма изучали такие педагоги, как Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев и другие.
Письмо - это сложная форма речевой деятельности, в котором участвуют речеслуховой, ре-чедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы и тесно связаны между собой. Процесс письма реализовывается под кинестетическим и зрительным контролем [5].
Левое полушарие головного мозга отвечает за язык и речь и предназначается для оперирования слов, а правое - за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния [12].
Нарушение письма у взрослого человека с ди-зорфографией связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Важно отметить, что коэффициент умственного развития и уровень образования человека не зависит от дизорфографии.
Человек может старательно заучивать правила русского языка, однако не способен повторить их своими словами, и следовательно, применить на письме.
Диагностика дизорфографии осуществляется логопедами (дефектологами), а дизграфии -неврологами (психиатрами).
Трудности в письме могут сформировать и закрепить неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженную самооценку, что влияет на формирование дезадаптивной направленности в поведении и, как следствие, может привести к совершению повторных преступлений [8].
Результаты.
Нами рассмотрены социально-психологические и средовые причины возникновения дизорфо-графии и безграмотности у осужденных, которые могут возникнуть в период нахождения в местах лишения свободы.
Грамотность в жизни необходима каждому человеку. Любой человек, заинтересованный в саморазвитии и самообразовании предупреждает возникновение безграмотности у себя и своих близких.
Американский писатель Б. Хеджес в своей книге «Читай и становись богаче» пишет о феномене «добровольной безграмотности». Это понятие используется в отношении людей, совершенно
не читающих книги, несмотря на обладание этой способностью. Б. Хеджес считает это реальным бедствием, ведь проблема добровольной безграмотности остро стоит во всем мире, какую бы страну мы ни взяли. Он предоставил Национальному институту грамотности статистику грамотности жителей США, где 70 % заключенных в тюрьмах США пишут и читают на уровне ученика второго класса [9]. В России нет подобной статистики, в связи с отсутствием исследования ранее.
В эфире радиостанции «Говорит Москва» заместитель главы ОНК Москвы и член Совета при Президенте по правам человека Е. Меркачёва заявила: «Основная масса заключённых, которые у нас в колониях, они очень малограмотные люди. И это всё о чем? О том, что те самые преступники потенциальные, они среди нас, это те самые люди, которые не интересуются ничем, не хотят продолжать учиться, не хотят получать даже минимальный какой-то уровень образования, не хотят читать книги и так далее. Вот об этом нужно задуматься» [3].
Мы можем предположить, что это проблема международного уровня. Добровольная безграмотность и апатичное отношение к себе, как следствие ведет к дезадаптации на свободе и совершению повторных преступлений.
Жить в современном мире с низким уровнем образования очень непросто. Л.Б. Щерба утверждал, что писать безграмотно совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному. Если мы не привьем грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество [2].
В психологии письменная речь считается как сложный психический процесс, которая во всех психологических классификациях включается в речь (речевую деятельность), имеющая разные виды и формы [10].
Говорение, слушание, письмо и чтение - это виды речевой деятельности.
П.Я. Гальперин утверждал, что важно развивать устную сферу деятельности и работать над модернизацией визуальной памяти [6].
Подходы к преодолению дизорфографии рассматриваются в трудах О.В. Елецкой, А.Н. Кор-нева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной и других [11]. Методическая работа направлена на совершенствование устной речи и языковых способностей человека. По специальным методикам специалистом изучаются письменные работы взрослого для установления дизорфографии или безграмотности человека [7].
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Одним из благоприятных факторов развития дизорфографии являются дефекты когнитивной сферы личности, присущие лицам, содержащимся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Психологами уголовно-исполнительной системы проводится психодиагностическое исследование личности осужденного с использованием методик по Е.А. Чебаловой. Методика представляет собой многофакторный опросник для комплексной диагностики различных видов девиантного и делинквентного поведения и проводится для изучения лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Все результаты работы с осужденными заносится в АРМ ПП Psychometric Expert.
На этапе исследования, возможно, изучить общее психоэмоциональное состояние осужденного, а также отдельных сфер личности (когнитивная, коммуникативная, эмоционально-волевая). По итогам психологического обследования выявляются интеллектуальные возможности, усвоение логических связей, развитие коммуникативной сферы личности, адаптация межличностного общения и проблем с коммуникацией.
Нами предложено создать кружковую работу по русскому языку, направленную на освоение орфографии и преодоление пробелов в знаниях по программе общеобразовательной школы, которая дает положительные результаты по социализации личности осужденных, что в дальнейшем, вероятно, будет способствовать к исключению повторного совершения преступлений.
В одном из регионов нашей страны в исправительном учреждении была создана кружковая работа русского языка. Коррекционная работа с заключенными проводилась по освоению правил русского языка и преодолению безграмотности. По итогам проведения занятий кружковой работы результаты по нарушению письменной речи значительно снизились. Кроме того, освободившиеся осужденные, в места лишения свободы не вернулись, что позволяет предположить, что они успешно социализировались в обществе после освобождения. Рассматривая результаты занятий можно сделать вывод о необходимости создания кружковой работы, направленной на улучшение письменной речи осужденных. Конечный результат работы должен выражаться в повышении эффективности воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными.
С целью совершенствования работы по подготовке осужденных к освобождению от отбывания уголовного наказания и формирования условий для их успешной реинтеграции в общество, необходимо в исправительных учреждениях создать кружки русского языка и литературы. Только в комплексе мы можем достичь положительного результата развития речевой деятельности осужденных, а соответственно приблизить их к социальной адаптации, что поможет избежать роста рецидивной преступности.
Для занятий в кружковой работе создается папка, в которую помещаются: положение о создании кружка; план работы по освоению правил, преодолению безграмотности и прочтению книг; конспекты занятий согласно тематике плана работы; правила орфографии и пунктуации русского языка.
С целью мотивации осужденных к исправлению полагаем возможным лиц, достигших успехов в знании русского языка по итогам написания итоговых работ по окончанию пройденного курса, ввести меру поощрения правами начальника исправительного учреждения.
Рассмотрим яркие примеры в отечественной истории. Так, классик мировой литературы Ф.М. Достоевский прошел ряд разнородных этапов в поисках своей истины. Заключение в Омском остроге в 1850-1854 годах наложило на его жизнь и творчество глубокий отпечаток. В повести «Записки из Мертвого дома» автор характеризует человеческие пороки и достоинства, описывает суть русского человека, общества и нравов, тем самым показывая нам, что и преступник может быть человеком добрым и с душой, раскаяться в содеянном, и встать на путь исправления [4].
Смеем предположить, что благодаря развитию любознательности и желанием заниматься литературой, русский классик добился громкой славы.
П.И. Железнов не только беспризорник, но и крупный «деятель» московского воровского мира двадцатых годов прошлого столетия с кличкой «Цыган» после прохождении уникального педагогического эксперимента в СССР (Болшевская трудовая коммуна ОГПУ № 1) смог из преступников перейти в почетные граждане страны. Как и несколько тысяч коммунаров смогли исправиться и больше не совершать преступлений [13].
Образование и грамотность формирует четкое понимание роли человека в настоящем и будущем. Все эти исправления смогли свершиться благодаря лозунгу: «Главное не кто ты есть, а кем ты хочешь стать!».
Сегодня существует значительное количество коррекционных программ по коррекции и предупреждению нарушений письма, которые состоят из всесторонних реабилитационных циклов. Такие циклы позволяют исправлять и формировать правильные навыки письма [1].
Коррекционная работа предусматривает выполнение различных письменных упражнений на развитие письма. Важно заниматься не менее 20-30 минут. Регулярность нагрузок - важное условие для улучшения мозговой деятельности.
Систематическая и правильная работа по профилактике минимизации совершения повторных, в том числе рецидивных преступлений по средствам коррекции дизорфографии и преодолению
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
добровольной безграмотности, помогает достичь целей отраженных в сути программы пробации. При этом значительно повышается самооценка личности человека, у него усовершенствуются речевые навыки, развивается коммуникативная сфера личности и решаются многочисленные индивидуальные проблемы. От механизма нарушения письма, коррекционная работа по ее преодолению может быть направлена на результативное восстановление психического здоровья человека.
Заключение.
Создание предметного кружка по русскому языку и литературе способствует решению следующих задач:
- применение полученных знаний в кружке на практике после освобождения;
- формирование самовоспитания и самообразования;
- снижение риска совершения рецидивных преступлений.
Перечисленные задачи несут просветительскую, совершенствующую и организовывающую активную социальную позицию личности, а также снижают риск возникновения повторных преступлений.
Учителя общеобразовательной школы отказываются от участия в реализации учебного процесса осужденных, не имея соответствующего профессионального навыка работы с этим контингентом взрослых. Учитывая вышеизложенные причины, практическая функция предметного кружка актуальна. Целесообразно ввести в штат исправительных учреждений специалистов для проведения индивидуально-дифференцированной работы, которую ни учителя общеобразовательных школ, ни сотрудники УИС реализовать не могут в силу ее специфики.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Управленческая форма кружка - Положение о кружке, План работы кружка, в котором определяется содержание деятельности и сроки проведения занятий. Кружок имеет свой журнал учета работы, в котором проставляется отметка о проведенном занятии.
Поэтому исключение повторного нарушения уголовного законодательства путем внедрения в работу УИС профилактики и коррекции дизорфографии и безграмотности у осужденных, сейчас, по нашему мнению, является популярной и востребованной превентивной мерой, способной обеспечить должное изменение личностей преступников, и обеспечить их дальнейшую жизнедеятельность, а также их успешную адаптацию в обществе после освобождения. Полагаем, что в этом направлении предстоит ещё немало действий по внедрению и апробации данного метода коррекции личности осуждённых.
Обращаясь к нормативно-правовым актам в сфере воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, на наш взгляд, имеется возможность обеспечить меры воспитательного характера, связанных с образованием последних.
Исходя из норм ст. 110 УИК РФ и ст. 13 Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О про-бации в РФ» следует, что воспитательная работа обязательна для осужденных. Меры воспитательного характера проводятся с учетом индивидуальных особенностей личности осужденных и направлены на повышение их образовательного и культурного уровня.
Таким образом, возможно систематическое применение комплекса мер по профилактике повторного, в том числе рецидивного совершения преступлений, снижая безграмотность и исправляя дизорфорграфию, сможет привести к успешному результату, направленному на коррекцию и социализацию личностей осуждённых.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. URL : vk.com>wall-3372 3051_99804 (дата обращения 10.10.2023).
2. Безграмотность и ее причины. URL : ruthenia.ru>apr/textes/sherba/sherba20.htm (дата обращения 10.10.2023).
3. В СПЧ указали на массовую безграмотность среди заключённых в России. URL : news.rambler. ru>...42677526... ukazali...massovuyu...sredi... (дата обращения 10.10.2023).
4. Федор Достоевский. Записки из Мертвого дома. М. : Эксмо, 2021. 352 с.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
5. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. URL : vk.com>wall-111702204_1241 (дата обращения 10.10.2023).
6. Методические аспекты формирования контроля за собственной письменной продукцией URL : pedlib.ru>Books/3/0395/3_0395-3.shtml (дата обращения 10.10.2022).
7. Описание методики обследования старших школьников. URL : studfile.net>preview/7250457/page:11/ (дата обращения 10.10.2023).
8. Нарушения письменной речи (дата обращения 10.10.2023).
9. Причины безграмотности и добровольная безграмотность. URL : 4brain.ru>...prichiny-bezgramotnosti-i-dobrovolnaja... (дата обращения 10.10.2023).
10. Психологическая и психолингвистическая характеристика письма и чтения как видов речевой деятельности. URL : pedlib.ru>Books/4/0356/4_0356-197.shtml (дата обращения 10.10.2022).
11. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Изд. 9-е. Ростов-н/Д. : Феникс, 2017. С. 131.
12. Функциональная асимметрия головного мозга. URL : studfile.net>preview/2383239/page:6 (дата обращения 10.10.2023).
13. Лещинский М. «Цыган».Судьба четвертая. Как «Цыган» стал поэтом / М. Лещинский // Кто был ничем. М. : Советская Россия, 1967. 117 с. С. 51 (то же в журнале «Огонек» за 1967 г.).
1. Akhutina T.V. Overcoming the difficulties of teaching: neuropsychological approach. URL : vk.comwall 33723051_99804 (date of the application 10.10.2023).
2. Illiteracy and its causes. URL : ruthenia.ruapr/textes/sherba/sherba20.htm (date of the application 10.10.2023).
3. The HRC pointed to mass illiteracy among prisoners in Russia. URL : news.rambler.ru ...42677526... ukazali...massovuyu...sredi... (date of the application 10.10.2023).
4. Fyodor Dostoevsky. Notes from the Dead House. M. : Eksmo, 2021. 352 p.
5. Luria A. R. Letter and speech. Neuro-linguistic research. URL : vk.comwall-111702204_1241 (date of the ap-plication10.10.2023).
6. Methodological aspects of the formation of control over their own written products. URL : pedlib.ruBooks/ 3/0395/3_0395-3.shtml (date of the application 10.10.2023).
7. Description of the methodology of examination of senior schoolchildren. URL : studfile.netpreview/ 7250457/page:11 (date of the application 10.10.2023).
8. Treat yourself and your life competently. URL : newspaper-forward.rfarticles/media...otnosites...sebe-i... (date of address: 10.10.2023).
9. The causes of illiteracy and voluntary illiteracy. URL : 4brain.ru...prichiny-bezgramotnost-i-dobrovolnaja... (date
of the application 10.10.2023).
10. Psychological and psycholinguistic characteristics of writing and reading as types of speech activity. URL : pedlib.ruBooks/4/0356/4_0356-197.shtml (date of the application 10.10.2023).
11. Friday T. V. Speech therapy in tables, diagrams, figures. Ed. 9th. Rostov-on/D. : Phoenix, 2017. P. 131.
12. Functional asymmetry of the brain. URL : studfile.netpreview/2383239/page:6 (date of the application 10.10.2023).
13. Leshchinsky M. «Gypsy» ... the fourth fate. How the «Gypsy» became a poet / M. Leshchinsky // Who was nothing. M. : Soviet Russia, 1967. 117 p. P. 51 (the same in the magazine «Ogonek» for 1967).
References:
Информация об авторах
Сизова Алла Сергеевна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин
юридического факультета,
Санкт-Петербургский университет ФСИН России,
капитан внутренней службы,
Alla S. Sizova
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor of the Department
of Criminal Law Disciplines
of the Faculty of Law,
St. Petersburg University
of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Captain of the Internal Service,
Перельман Наталья Николаевна
старший инспектор, ОАГ ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области, майор внутренней службы [email protected]
Natalia N. Perelman
Senior Inspector,
OAG FKU T-1 of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Vladimir region, Major of the Internal Service [email protected]