Научная статья на тему 'МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИЙ'

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПЕНСИОНЕРА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / PENSION / PENSIONER'S LIVING WAGE / SALARY / MINIMUM WAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистова Елена Витальевна

В статье анализируется проблема низкого уровня оплаты труда, не позволяющего работнику обеспечить в течение своего трудоспособного периода достойный уровень пенсии. В качестве инструмента повышения пенсии рассматривается минимальный размер оплаты труда. Предложен подход к вычислению эффекта от регулирования минимального размера оплаты труда для повышения размера пенсий на основе балансового уравнения распределительной пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMUM WAGE AS A TOOL FOR PENSIONS INCREASE

The article analyzes the problem of low wages, which does not allow an employee to earn a decent level of pension during his/her working life. The study considers the minimum wage as a tool for pensions increase. An approach to calculate the effect of minimum wage regulation to increase the size of pensions based on the balance equation of the unfunded pension scheme is proposed.

Текст научной работы на тему «МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИЙ»

УДК 331.2

Чистова Е. В.

Chistova E. V.

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ

ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИЙ

MINIMUM WAGE AS A TOOL FOR PENSIONS INCREASE

В статье анализируется проблема низкого уровня оплаты труда, не позволяющего работнику обеспечить в течение своего трудоспособного периода достойный уровень пенсии. В качестве инструмента повышения пенсии рассматривается минимальный размер оплаты труда. Предложен подход к вычислению эффекта от регулирования минимального размера оплаты труда для повышения размера пенсий на основе балансового уравнения распределительной пенсионной системы.

The article analyzes the problem of low wages, which does not allow an employee to earn a decent level of pension during his/her working life. The study considers the minimum wage as a tool for pensions increase. An approach to calculate the effect of minimum wage regulation to increase the size of pensions based on the balance equation of the unfunded pension scheme is proposed.

Ключевые слова: пенсия, прожиточный минимум пенсионера, заработная плата, минимальный размер оплаты труда.

Keywords: pension, pensioner's living wage, salary, minimum wage.

В России с начала 2000-х годов произошел значительный рост пенсионного обеспечения населения: средний размер пенсий вырос с 694,3 рублей в 2000 г. до 13 323,1 в 2018 г., т. е. в 19,2 раз, а с учетом роста потребительских цен - в 3,15 раза. Однако не все пенсионеры получают даже минимальный уровень материального обеспечения.

Согласно российскому законодательству пенсионерам, размер пенсии которых не достигает прожиточного минимума пенсионера, назначается социальная доплата до его федерального или регионального уровня. По данным Пенсионного фонда России на 1 января 2019 г., 6,4 млн пенсионеров (или 14,6% от общей численности пенсионеров) получают социальные доплаты, из них 59,3% - федеральную доплату и 40,7% -региональную доплату (табл. 1).

Такое разделение связано с разбросом регионального прожиточного минимума вокруг его среднего показателя по РФ. Если пенсионер проживает в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже, чем в среднем по стране, он получает федеральную доплату.

В регионах, где он выше среднероссийского, неработающему пенсионеру полагается региональная доплата [1]. Причем численность пенсионеров, получающих такого рода материальную поддержку, растет, только за 2012-2019 гг. она увеличилась на 1 087,7 тыс. человек, т. е. на 20,4%.

Так, каждому седьмому пенсионеру нерешенные проблемы в пенсионной системе не позволяют в течение своего трудоспособного периода обеспечить даже минимальный уровень пенсии. По данным Росстата за апрель 2019 г., 13,7% работников получили менее 17 000 руб., из них 2,9% - меньше минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), который в 2019 г. составлял 11 280 руб.

Таблица 1

Пенсионеры, получающие социальные доплаты к пенсии в целях доведения уровня материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, по

состоянию на 1 января

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Численность

пенсионеров, получающих социальные 5321,2 5412,9 5395,1 5283,3 6033,0 6672,4 6270,5 6408,9

доплаты, тыс. чел., в т.ч.

получающие:

федеральную социальную доплату, 2894,1 2950,9 2880,9 2859,1 3712,4 4173,2 3737,4 3802,8

тыс. чел.

региональную социальную доплату, 2427,2 2462,0 2514,2 2424,2 2320,6 2499,2 2533,1 2606,1

тыс. чел.

Доля пенсионеров,

получающих социальные доплаты, в общей 13,2 13,3 13,2 12,7 14,1 15,5 14,4 14,6

численности

пенсионеров, %

Примечание: составлено автором на основе данных Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если раньше на размер пенсии влияли два фактора: стаж и заработная плата, - то с введением «новой пенсионной формулы» стаж является лишь условием для назначения пенсии. С 2015 г. минимальный стаж, дающий право на получение страховой пенсии, постепенно увеличивается и к 2025 г. будет составлять 15 лет. Размер же пенсии полностью зависит от уровня взносооблагаемой заработной платы. Так, зарплата в один МРОТ обеспечит работнику право на страховую пенсию при условии, что он проработает не менее 30 лет, накопив по крайней мере 30 пенсионных баллов. Учитывая, что в России продолжительность трудовой жизни в среднем более 32 лет [2], подобного рода ограничения не способствуют повышению поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд. Притом, что, по результатам социологических исследований [3], в сокрытии размера оплаты труда (частично или полностью «в конверте») заинтересован как работодатель, так и сам работник. Среди таких работников может быть молодежь, не заботящаяся о пенсии [4], трудовые мигранты, работающие пенсионеры, стремящиеся сохранить индексацию своей пенсии. Поэтому МРОТ может быть рассмотрен как инструмент повышения пенсий не только в отношении будущих пенсионеров (за счет повышения пенсионных прав), но и текущих пенсионеров (поскольку действующая пенсионная система основана на принципе солидарности поколений).

Процесс формирование и получения пенсионных прав теоретически можно представить в виде балансового уравнения распределительной пенсионной системы:

5-У-и = РЫ (!)

где £ - тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, %; V - средняя номинальная заработная плата, руб.; и - численность застрахованных работников, тыс. чел.; Р - средний размер назначенных пенсий, руб.; N - численность пенсионеров, тыс. чел.

Чтобы вычислить эффект от регулирования МРОТ для повышения размера пенсий, на основе уравнения (1) рассчитаем необходимый уровень заработной платы для обеспечения минимального уровня материального обеспечения пенсионера -прожиточный минимум пенсионера. Этот показатель является социальным стандартом

качества жизни, который юридически закреплен россииским законодательством и имеет конкретные экономические параметры [5], но его уровень недостаточен для удовлетворения всех потребностей пенсионеров. Поэтому расчеты сделаны и для социально приемлемого потребительского бюджета пенсионера [6], который равен 2,4 прожиточным минимумам пенсионера. Расчеты производились по данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 г. [7-9]. Полученные результаты представлены в виде графического изображения (рис. 1).

^ 25000 %

л

а к

и к г>

С

&

гп

га

20000

15000

10000

5000

0

МРОТ Факт 2,4 ПМП

V Факт

- • ПМП

< V -1-1

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000

Размер заработной платы, руб. Рис. 1. Моделирование размеров пенсии и заработной платы

Для проверки результатов также были проведены расчеты по фактическим значениям размеров пенсии и заработной платы, на графике это пересечение отмечено черной точкой. Поскольку от данного пересечения расчетные значения расположены близко, отклонение составляет не более 12% (разница по размеру пенсии - 1 702 руб., по заработной плате - 4 679 руб.), то смоделированные значения являются достаточно реалистичными. Как показали расчеты, заработная плата, равная одному МРОТ (11 163 руб.), обеспечит размер пенсии в 4 060,81 руб., что примерно находится на уровне фиксированной выплаты к страховой пенсии (в 2018 г. она составляла 4 982,90 руб.), т. е. минимальной гарантированной государством выплаты. Поэтому работник с зарплатой в один МРОТ не может заработать себе на пенсию до уровня прожиточного минимума пенсионера, ему будет назначена социальная доплата, что является дополнительной нагрузкой на бюджет.

Для получения пенсии в размере одного прожиточного минимума пенсионера (в 2018 г. - 8 483 руб.) оплата труда должна составлять 23 319,42 руб. Другими словами, чтобы получать хотя бы минимальный уровень материального обеспечения пенсионера, необходимо вносить в Пенсионный фонд России за каждого застрахованного работника не менее 5 130,27 руб. в месяц. По данным выборочного обследования Росстата, в 2017 г. 23,1% получали менее 17 000 руб., т. е. за четверть работников организаций была уплачена меньшая сумма страховых взносов в Пенсионный фонд. С повышением в 2018 г. МРОТ до размера прожиточного минимума трудоспособного населения доля работников, зарабатывающих меньше 17 000 руб., в 2019 г. сократилась до 13,7%. Такая тенденция показывает положительное влияние повышения МРОТ на рост страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд. Тем более именно масштабы сокрытия заработной

платы являются основным фактором недостатка собственных средств страховых взносов в бюджете Пенсионного фонда России [10].

По полученным расчетам, чтобы получать пенсию в размере социально приемлемого потребительского бюджета пенсионера (в 2018 г. - 20 359,20 руб.), заработная плата должна быть 55 966,60 руб. Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012, реализация предложенных в ней мер позволит обеспечить к 2030 г. средний размер трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При использовании в расчетах данных 2018 г. можно определить следующее: такой уровень пенсии возможен при средней заработной плате в размере 69 958,25 руб., что является труднодостижимым значением. Как справедливо отмечает И. М. Айзинова [1], если работник имеет достойную заработную плату, то за стандартный период трудовой деятельности он сам «обеспечивает» свою старость, поэтому в масштабах эффективной экономики пенсионеры не являются иждивенцами работающих. Такой механизм финансовой поддержки пенсионеров и переоценки пенсионных прав, как назначение социальных (федеральных и иных) доплат, плохо справляется со своей задачей. Он не обеспечивает достойный уровень жизни пенсионеров и не стимулирует будущих пенсионеров к формальной занятости и легализации теневой занятости.

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента № МК-1494.2019.6 «Достойный уровень пенсий в России: резервы и пути достижения, модели оптимизации обеспечения и алгоритмы решения».

Литература

1. Айзинова И. М. Эволюция пенсионного обеспечения в показателях уровня жизни пенсионеров // Проблемы прогнозирования. 2010. № 5 (122). С. 68-83.

2. Денисенко М. Б., Варшавская Е. Я. Продолжительность трудовой жизни в России // Экономический журнал ВШЭ. 2017. Т. 21. № 4. С. 592-622.

3. Гришина Е., Дормидонтова Ю., Ляшок В. Влияние неформальной занятости на устойчивость пенсионной системы в России // Экономическая политика. 2014. № 6. С. 724.

4. Власова О. И., Костина Н. Б. Пенсионные планы молодого поколения россиян: государственный патернализм или субъектное партнерство? // Вопросы управления. 2015. № 6 (37). С. 211-217.

5. Соловьёв А. К., Мележик Н. В. Бедность пенсионеров: как преодолеть? // ЭКО. 2014. № 10 (484). С. 147-163.

6. Бобков В. Н. От прожиточного минимума - к социально приемлемому потребительскому бюджету пенсионера // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 3 (15). С. 171-173.

7. Основные показатели пенсионного обеспечения, средний размер назначенной пенсии // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13397 (дата обращения: 06.11.2019).

8. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13397 (дата обращения: 06.11.2019).

9. Затраты на рабочую силу и заработная плата // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/labour_costs (дата обращения: 06.11.2019).

10. Соловьев А. К. Пенсионная мифология: пенсионная реформа и макроэкономика // SPERO. 2014. № 19. С. 31-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.