Научная статья на тему 'МИНИАТЮРЫ РУКОПИСИ "ШАХНАМЕ" ФИРДОУСИ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА'

МИНИАТЮРЫ РУКОПИСИ "ШАХНАМЕ" ФИРДОУСИ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАРКАНД / РУКОПИСЬ / "ШАХНАМЕ" / ФИРДОУСИ / ТЕКСТ / ИЛЛЮСТРАЦИИ / СТИЛЬ / ХУДОЖНИК / ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Додхудоева Лариса, Ришар Франсис

Искусство оформления книг было известно с древних времен. Расцвет миниатюры наблюдается в XV-XVІІ веках. В этот период возник ряд школ, в том числе школа миниатюры Мавераннахра, отличающаяся своим стилем и художественным методом. Редкие и бесценные произведения этих художественных центров хранятся в музеях и библиотеках Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Вены, Тегерана, Каира, Стамбула, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Баку,Ташкента и Душанбе. Иллюстрированная рукопись «Шахнаме» Фирдоуси поступила в Центр письменного наследия Национальной академии наук Таджикистана в 2022 году. В ней отсутствуют начало и конец текста, колофон. Поля страниц украшены изящным золотым орнаментом. 15 миниатюр списка отличаются друг от друга своим стилем и созданы, по всей вероятности, несколькими художниками. Иллюстрации списка стилистически связаны с произведениями Самарканда и выполнены, по всей вероятно, во второй половине ХVІ века. Они представляют самаркандские живописные традиции, сохраняющие особенности локального и хорасанского стилей того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIATURES OF MANUSCRIPT "SHAHNAMEH" BYFIRDAWSI FROM THETAJIKISTAN NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES LARISA DODKHUDOEVA, FRANCIS RICHARD

The art of miniature and book design has been known since ancient times. The heyday of the miniature is observed in the XV-XV1I centuries. A number of schools emerged during this period, including the Maverannahr miniature school, distinguished by its style and artistic method. Rare and priceless works of these schools are in museums and libraries in London, Paris, New York, Vienna, Tehran, Cairo, Istanbul, as well as Moscow, St. Petersburg, Baku, Tashkent and Dushanbe. The illustrated manuscript of Firdawsi «s «Shahnameh» became part of collection of the Center for Written Heritage of the Tajikistan National Academy of Sciences in 2022. It lacks the beginning and end of the text, the colophon. Its margins are decorated with elegant gold ornaments. 15 miniatures of this manuscript differ from each other in their style and perhaps were made by several artists. The illustrations are stylistically related to the works of Samarqand and were probably made in the second half of the 16th century. They represent the Samarqand painting traditions, preserving the features of the local and Khorasan painting styles of this time.

Текст научной работы на тему «МИНИАТЮРЫ РУКОПИСИ "ШАХНАМЕ" ФИРДОУСИ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА»

ТАЪРИХНИГОРЙ ВА МАЪХАЗШИНОСЙ - ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ - HISTORIOGRAPHY AND SOURCE STUDY 4-♦

УДК 7.072

МИНИАТЮРЫ РУКОПИСИ «ШАХНАМЕ» ФИРДОУСИ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ТАДЖИКИСТАНА

ДОДХУДОЕВА Л., РИШАР Ф., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Среди новых поступлений Центра рукописного наследия Национальной академии наук Таджикистана 2022 года особое внимание привлекает иллюстрированная рукопись «Шахнаме» Фирдоуси, которая значительно пострадала от времени. В ней отсутствуют начало и конец текста, колофон.

Текст манускрипта переписан великолепным среднеазиатским настали-ком в четыре колонки. Поля страниц декорированы изящным золотым орнаментом. Сохранились 15 миниатюр, некоторые из которых частично утратили изображение. Однако в целом иллюстративный ряд списка отличается определенным динамизмом и красочностью представ-ленных в нем сюжетов за счет того, что большая часть из них является батальными сценами, исполненными вместе с другими миниатюрами достаточно искусно с использованием ярких живописных эффектов.

Композиции отличаются друг от друга своим стилем и выдают манеру нескольких разных художников, некоторые из которых уступают другим в мастерстве. По всей видимости, более талантливые миниатюристы исполнили экспрессивные батальные сцены, тогда как другие ограничились изображением более статичных картин, не отличающихся ярким композиционным решением.

Атрибуция иллюстраций и дата их создания остаются главной проблемой при знакомстве с рукописью. Известно, что в XVI веке в Иране основными центрами переписки «Шахнаме» были Табриз и Шираз, затем Казвин и Хорасан [8,334-337], тогда как при Шейбанидах в Бухаре к этому произведению не проявляли значительного интереса [9,215].

Узбекская элита, по мнению немецкой исследовательницы К. Рюрданц, воспринимала книжную культуру иранских народов ситуативно, поскольку она находилась в вооруженном конфликте с правителями Ирана Севефидами. К тому же к концу XVI века начался распад династии Шибанидов, которые оказались после смерти Абдуллахана перед угрозой захвата их владений Джанидами. И все же, как отмечено уже многими исследователями, различные правители (монголы, узбеки, тюрки) нередко обращались к поэме «Шах-наме» для легитимизации своего правления, правда, подчас корректируя текст оригинала, или же использовали его в качестве прототипа для создания

сочинений о своих подвигах, о чем свидетельствует миниатюра из рукописи Шибанидов «Фатхномаи хани» XVI века.

Эпос иранских народов, присутствовал в жизни узбекских династов прежде всего как высший, идеальный образец поэтического произведения, столь искусно и многогранно воспевающий подвиги легендарных царей и героев. Об этом свидетельствует миниатюра рукописи «Фатхномаи Хани» Муллы Мухаммада Шоди XVI века из собрания Академии наук Узбекистана. Она представляет Шибанихана, сидящего возле шатра на ковре в праздник Навруза среди нарядных придворных. Перед ним рукопись, по всей вероятности, сочинения Фирдоуси. Правитель отдает приказ Мулле Мухаммаду Шоди создать сочинение о его собственных подвигах в стиле «Шахнаме» Фирдоуси. Литератор в знак покорности и готовности выполнить наказ правителя, задумавшего создать героическую летопись в стиле эпоса иранских народов, приложил руку к сердцу [7, 83].

Как указывает К. Рюрданц, возрождение интереса к эпосу иранских народов наблюдалось в конце XVI-начале XVII веках при Джанидах. Тогда почти год (осень 1598 года - лето 1599 года) Самарканд оставался их столицей при Баки Мухаммаде после смерти своего старшего брата Дина Мухаммеда в Герате. Однако уже в июле 1599 году династ перевел свой двор в Бухару и отдал правление в Самарканде своему отцу Джани Мухаммаду, правившему там до своей смерти (1603 год).

Лист рукописи «Шахнаме» Фирдоуси. Батальная сцена.

Известно, что несколько датированных рукописей «Шахнаме» Фирдоуси были созданы в правление Джани Мухаммада и в первые дни восхождения на престол Имамкулихана в Самарканде. Насколько известно, ни один из этих списков не имел посвящения ни одному из Джанидов, что можно объяснить как отсутствием интереса у этих правителей к искусству книги, так и их особой заинтересованности в эпосе иранских народов.

В результате с 1598 года по 1611 год Самарканд стал центром по изготовлению списков «Шахнаме» Фирдоуси, которые, как видим, не были предназначены для царского дома. К этому времени относятся ряд рукописей поэмы, которые уже выявлены исследователями [9,10]. Три из них были копированы каллиграфом Адиной катиб Бухари, одна была переписана им вместе с Мир Мох ибн Мир Арабом, племянником Мир Хусайна Куланги катиба Бухари. В последнем списке, копированном двумя катибами, указана даже улица Малаканда, где, возможно, располагалась мастерская в Самарканде, и где ими была закончена рукопись 10 шабан 1008/25 февраля 1600 (ныне в Британской библиотеке). В свою очередь каллиграф Мир Мох самостоятельно копировал рукопись «Шахнаме» в сафар 1009/сентябрь 1600 (библиотека Принстонского университета, ms. Garrett 59) на вышеупомянутой улице в доме Мир Артика. Важно отметить, что все эти и другие списки «Шахнаме» Фирдоуси, созданные в Самарканде в этот период, имеют разное количество иллюстраций.

Профессор Ф. Ришар добавляет к этому списку и другие рукописи: «Футух ал-харамайн» Лари, переписанный Адиной Бухари 1 джумада 1003/11 февраля 1598 года (Душанбе, Центр рукописного наследия Национальной академии наук Таджикистана № 684), «Шахнаме» Фирдоуси, переписанную им же Адиной катибом Бухари в Самарканде 23 зул-када 1012/ 24 апреля 1604года (Кэмбридж, Bayley. Pers. 2.01). Мир Мохом б. Мир Арабом, племянником Мир Куланги ал-Бухари, в этот период были копированы такие списки: «Рашахатайн ал - хайат» в конце 1 джумада 1008/1595 года в Самарканде (Ташкент, Институт восточных рукописей № 2195), а также «Мааридж ал-набувват» мухаррам 1019/март - апрель 1610 г. (Ташкент, Институт восточных рукописей № 11028).

Заключение, к которому приходит К. Рюрданц, заслуживает особого интереса. Она указывает, что количество иллюстраций, особенно в рукописях Адины катиб Бухари, небольшое в сравнении с современными ими иранскими копиями. Помимо этого в них редко подвергается иллюстрированию историческая часть эпоса, опять же в отличие от иранских рукописей того периода. Главное внимание уделяется событиям, связанным с богатырем Рустамом и его родственниками, а также сценам с фантастическими животными.

К. Рюрданц считает, что данные рукописи в связи с этим готовились для определенной клиентуры, а интерпретация текста в них больше связана с устными, народными, прозаическими традициями, которые можно найти в поэме Фирдоуси. По ее мнению, каллиграфы из Бухары не получили в тот

период в Самарканде покровительства и не могли привлечь первоклассных художников к оформлению списков [9,232-233].

Известно, что в XVI веке происходит приток творческих сил из Герата в Самарканд, Бухару, где они активно работали для местной элиты. Художники, которые остались в Герате, обученные хорасанскому стилю, во время оккупации города, служили также узбекской знати. Когда Хорасан был вновь сдан в 1598 году, иллюстрирование списков «Шахнаме» оставалось для мастеров кисти неким доказательством своего этнического происхождения, социального статуса, а также неким знаком принадлежности к живописной школе Хорасана 1570 года. В этом выражалась и их надежда на восстановление и возвращение лучших времен, связанных с правлением иранской династии [9, 230].

В свою очередь бухарское происхождение или образование каллиграфов, а также их решение сосредоточиться на создании в Самарканде иллюстрированных рукописей «Шахнаме» вполне могли быть связаны с надеждами получить покровительство новых правителей. В результате, не получив подобной поддержки, они готовили рукописи поэмы для местных заказчиков не столь высокого происхождения [9, 232].

Миниатюры «Шахнаме» Фирдоуси из собрания Центра письменного наследия Национальной академии наук Таджикистана имеют свои художественные особенности. Большинство сюжетов связаны с героем Рустамом, хотя нельзя утверждать, что все иллюстрации посвящены исключительно его подвигам, как в рукописях поэмы 1600-1611 г., которые выявила К. Рюрданц, поскольку список сохранился не полностью, а лишь частично.

Действие почти всех миниатюр развёртывается на лоне природы, чаще на фоне холма. Достаточно редки дворцовые сюжеты в интерьерах. По стилю, отдельным элементам костюмов композиции близки к известному иллюстративному циклу рукописи Масуда ибн Османи Кухистани «Таърихи Абулхайр», созданной в 1541 году в Самарканде (Ташкент, Институт восточных рукописей им. Бируни). Однако нам представляется, что миниатюры из Центра письменного наследия более динамичны, нежели композиции упомянутого выше списка Османи Кухистани. Они напоминают по манере исполнения иллюстрации самаркандских рукописей «Шахнаме» 1600-1611 годов, выявленных К. Рюрданц, а также сохраняют художественные особенности хорасанского стиля 1570 - годов.

В цикле миниатюр «Шахнаме» Фирдоуси Национальной академии наук Таджикистана прослеживаются отдельные аналогии иллюстрациям широко известного списка «Шахнаме», переписанного в Хиве в 1556 году, но выполненным в Самарканде Мухаммадом Мурадом Самарканди (Ташкент, Институт восточных рукописей им. Бируни). Одни исследователи считают, что композиции исполнены известным мастером на рубеже ХУГ-ХУП веков [6,26] или около 1616 года [9, 228]. Другие полагают, что они современны тексту [1,175-188; 3,53-64] или же созданы в начале XУП века [2, 24; 5, 184-192]. В любом случае между двумя иллюстративными циклами просматриваются

если не идентичные подходы к решению композиций, то определенные аналогии в лаконичном и экспрессивном характере иллюстраций.

Отдельно хотелось бы указать на ряд деталей, подмеченных лично профессором Ф. Ришаром. Так, он высказал весьма ценную мысль о том, что в качестве прототипа образу мазендеранского дива, несущего скалу с Рустамом, в списке из собрания Центра письменного наследия могло послужить изображение божества Тибета. Подобные персонажи

Рустам вызволяет Бижана из заточения. Мазандеранский див несет скалу с Рустамом.

Божество, изображенное на танке таиланда1.

религиозного характера, запечатленные на танках(картинах-свитках на ткани), находились в обращении в Средней Азии того времени. Эта доста-

'Иллюстрация предоставлена профессором Ф. Ришаром.

123

точно необычная черта, как и ряд других, свидетельствуют об оригинальности художественного решения миниатюр.

В пользу того, что иллюстрации выполнены за пределами Бухары профессором Ф. Ришаром отмечена и такая деталь, как отсутствие традиционного посвящения рукописи в надписях на архитектурных сооружениях, что было характерным отличием произведений столицы.

Нам представляется, что иллюстрации рукописи «Шахнаме» Фирдоуси из собрания Центра письменного наследия созданы в тот период , когда самаркандская живописная школа была в некотором роде далека от тематики книжной культуры придворной китабханы Бухары с ее мистическим и романтическим характером. Миниатюры из собрания Национальной академии наук Таджикистана стилистически связаны с произведениями Самарканда и выполнены, по всей вероятности, во второй половине XVI века.

Оформление рукописи, которое создавалось,возможно, рядом художников, могло растянуться на определенное время: от середины до конца XVI века. Это позволяет высказать предположение, что и до начала правления Джанидов, в XVI веке Самарканд оставался тем художественным центром, где был постоянен интерес к поэме Фирдоуси «Шахнаме». И те миниатюры 1600-1611 годов, которые к настоящему выявлены учеными, лишь являются продолжением самаркандских традиций, основанных на локальном и хорасанском живописных стилях. Возможно, выявление новых лицевых списков Самарканда этого времени позволит подтвердить выдвинутое нами предположение. В целом оригинальное оформление рукописи поэмы Фирдоуси «Шахнаме» из Центра письменного наследия Национальной академии наук Таджикистана ждет более детального и тщательного изучения как особенностей ее каллиграфического исполнения, так и иллюстративного цикла.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ашрафи М. М. Миниатюра Средней Азии XVII-XIX вв//Очерки истории и теории культуры таджикского народа: Сб. статей. -Душанбе, 2001.-С. 175- 188.

2.Ашрафи М. М. Бехзад и развитие бухарской школы миниатюры XVI века//Отв. ред. Н. Негматов и Н. И. Пригарина. -Душанбе, 1987.

3.Долинская В. Г. Художник-миниатюрист Мухаммад Мурад Самарканди//Известия Академии наук Узбекской ССР, 1955, №9. -С. 53-64.

4.Пугаченкова Г. А. Среднеазиатские миниатюры XVI-XVIII веков в избранных образцах. -Ташкент, 1980.

5.Пугаченкова Г. А, Галеркина О. Миниатюры Средней Азии. -Москва, 1979.

6.Galerkina O. Mawarannahr book painting. -Leningrad, 1980.

7.Oriental miniatures. The collection of manuscripts of the Beruni institute of Oriental studies of the Academy of sciences of the Republic of Uzbekistan..vol 1:the 11th -17th centuries.-Tashkent, 2001.

8.Richard F. Illustrated manuscripts_fromMawarannahr in the collections of France. The Cultural Legacy of Uzbekistan in World Collections.- Tashkent,2020.

9.Ruehrdanz K. The Samarqand Shahnamas in the context of dynastic change., Shahnama Studies II: TheReception of Firdausi's Shahnama//Studies in Persian Cultural History/Ed. C. Melville and G. Van den Berg. -Leiden, 2012. -PP. 220-276.

10.Szuppe M. Shahnama and Other Manuscripts Calligraphed by ÄdinaKätebBokhari in Late 16th - Early 17th Century//Studia Litteraria Universitatis Iagellonicae. Volume in Honour of Professor Anna Krasnowolska. Special issue. -Cracoviensis, 2019-PP. 267-276.

МИНИАТЮРЫ РУКОПИСИ «ШАХНАМЕ» ФИРДОУСИ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА

Искусство оформления книг было известно с древних времен. Расцвет миниатюры наблюдается в XV-XVII веках. В этот период возник ряд школ, в том числе школа миниатюры Мавераннахра, отличающаяся своим стилем и художественным методом. Редкие и бесценные произведения этих художественных центров хранятся в музеях и библиотеках Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Вены, Тегерана, Каира, Стамбула, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Баку,Ташкента и Душанбе.

Иллюстрированная рукопись «Шахнаме» Фирдоуси поступила в Центр письменного наследия Национальной академии наук Таджикистана в 2022 году. В ней отсутствуют начало и конец текста, колофон. Поля страниц украшены изящным золотым орнаментом. 15 миниатюр списка отличаются друг от друга своим стилем и созданы, по всей вероятности, несколькими художниками.

Иллюстрации списка стилистически связаны с произведениями Самарканда и выполнены, по всей вероятно, во второй половине XVI века. Они представляют самаркандские живописные традиции, сохраняющие особенности локального и хорасанского стилей того времени.

Ключевые слова: Самарканд, рукопись, «Шахнаме», Фирдоуси, текст, иллюстрации, стиль, художник, живопись.

МИНЁТУР^ОИ ДАСТНАВИСИ «ШО^НОМА» - И ФИРДАВСЙ АЗ ХАЗИНАИ АКАДЕМИЯИ МИЛЛИИ ИЛМ^ОИ ТОЧ.ИКИСТОН

Санъати минётур ва ороиши китоб аз даврадои кадим маълум буд. Давраи авчи санъати минётур асосан ба асрдои XV-XVII рост меояд, ки дар инкишофи он дар ин давра як катор мактабдо, аз он чумла, мактаби Мовароуннадр бо сабку усули хоси худ пайдо шуданд. Осори нодиру бебадои ин мактабдо дар осорхонадо ва китобхонадои шадрдои Лондон, Париж, Нию -Йорк, Вена, Тедрон, Кодира, Истамбул ва инчунин Санкт-Петербург, Москва, Тошкент, Боку, Душанбе мадфузанд.

Дастнависи мусаввари «Шоднома»-и Абулкосим Фирдавсй соли 2022 вориди Маркази мероси хаттии назди Раёсати Академияи миллии илмдои Точикистон гардид. Дар он ибтидо ва охири матни колофон нест. Канори садифадо бо накшу нигори заррин оро дода шудаанд. Инчунин 15 миниатюраи руйхат бо услуби худ аз дамдигар фарк мекунанд ва ба эдтимоли зиёд аз чониби якчанд рассомон тасвир шудаанд.

Тасвирдои руйхат аз чидати услубй ба осори Самарканд алокаманд буда, эдтимолан дар нимаи дуюми асри XVI сохта шуда бошанд. Ондо анъанадои наккошии Самаркандро муаррифй намуда, вижагидои услубдои наккошии мадаллй ва Хуросони он замонаро дифз кардаанд.

Калидвожа^о: Самарканд, дастнавис, Шоунома, Фирдавсй, матн, тасвируо, услуб, рассом, нащошй.

MINIATURES OF MANUSCRIPT «SHAHNAMEH» BYFIRDAWSI FROM THETAJIKISTAN NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES LARISA DODKHUDOEVA,

FRANCIS RICHARD

The art of miniature and book design has been known since ancient times. The heyday of the miniature is observed in the XV-XV1I centuries. A number of schools emerged during this period, including the Maverannahr miniature school, distinguished by its style and artistic method. Rare and priceless works of these schools are in museums and libraries in London, Paris, New York, Vienna, Tehran, Cairo, Istanbul, as well as Moscow, St. Petersburg, Baku, Tashkent and Dushanbe.

The illustrated manuscript of Firdawsi «s «Shahnameh» became part of collection of the Center for Written Heritage of the Tajikistan National Academy of Sciences in 2022. It lacks the beginning and end of the text, the colophon. Its margins are decorated with elegant gold ornaments. 15 miniatures of this manuscript differ from each other in their style and perhaps were made by several artists.

The illustrations are stylistically related to the works of Samarqand and were probably made in the second half of the 16th century. They represent the Samarqand painting traditions, preserving the features of the local and Khorasan painting styles of this time.

Key words: Samarqand, manuscript, Shahnameh, Firdawsi, text, illustrations, style, artist, painting.

Маълумот дар бораи муаллифон: Додхудоева Лариса - мудири шуъбаи мардумшиносии Институты таърих, бостоншиносй, мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илмуои Тоцикистон. Тел: (+992) 918-61-95-84. E-mail: lorasdodo@rambler.ru

Ришар Франсис - академики фахрии Академияи миллии илмуои Точикистон. Порис, Фаронса.E-mail: richardfrancis @gmail.com

Information about the authors: Dodkhudoeva Larisa - Head of Ethnographic department, A. Donish Institute of history, archaeology, ethnography, Tajikistan National Academy of Sciences. Telefon:(+992) 918 61 95 84. E-mail: lorasdodo@rambler.ru

Francis Richards - Honorary Member of the Tajikistan National Academy of Sciences, Paris, France. E-mail: richardfrancis0@gmail.com.

4-♦

УДК 902. 6 (575.3)

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭКСПЕДИЦИЙ В ЗАРАФШАН ХХ-ХХ!

ВЕКОВ (МАТЕРИАЛЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО АРХИВА НАНТ

БАКИЕВА М. К., Институт истории, археологии и этнографии им А. Дониша

В Таджикистане в ХХ-ХХ1 веках были организованы специальные экспедиции для сбора полевых исследований и музейных коллекций в различные регионы Таджикистана, в том числе и в Зарафшан. На основе данных А. К. Писарчик [8,54-112] и материалов этнографического архива можно составить историю полевых работ в данном районе, которые обрели системный характер в 20-х годах ХХ века, а после 1958 г., как показывают данные, проводились почти каждый год в разнообразном формате: в виде экспедиций, индивидуальных поездок для сбора этнологической информации или же приобретения коллекций. В настоящее время в архиве Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана сохранились не все их документы. Однако и эти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.