Научная статья на тему 'Мини-проекты на уроках технологи и изобразительного искуства в начальной школе'

Мини-проекты на уроках технологи и изобразительного искуства в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / УРОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ: "МОЙ ОСЕННИЙ ЛИСТ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мини-проекты на уроках технологи и изобразительного искуства в начальной школе»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Лексические значения тоже различны. Может, в каких-нибудь литературных произведениях эти слова найдут что-то общее. Вот стихотворение К. Бальмонта «Островок»:

Из моря смотрит островок,

Его зелёные уклоны Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны,

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок Всё дремлет, засыпает.

Василий Андреевич Жуковский «Остров»

Цветёт и расцветает Мой милый островок.

Там веет и летает Душистый ветерок.

Сплела там роща своды; В тени их тишина;

Кругом спокойны воды, Прозрачные до дна. Пленительно сквозь сени Луна сияет там, Раскидывая тени Дерев по берегам.

Там знойными лучами День летний не палит;

Там сладостно листами Прохлада шевелит

Там звёзды ясной ночи Сквозь тёмный свод древес Глядят, как будто очи Блестящие с небес.

Там гении крылаты Играют при луне,

Льют листьев ароматы И плещутся в волне.

Там нас встречает радость;

Там все забавы нам:

Подруга наша младость Играет с нами там.

Отрывок из былины «Святогор»

Говорит да Святогор да таковы слова:

- Ты разбей-ко крышечку саблей вострую.

Илья Святогора послушался,

Берёт он саблю вострую,

Ударяет по гробу дубовому...

Отрывок из былины «Илья Муромец на заставе богатырской»

. Имает Добрыня добра коня,

Уздает в уздечку тесмянную.

Седлает в седёлышко черкаское,

В торока вяжет палицу боёвую,

Она свесом та палица девяносто пуд,

На бедры берёт саблю вострую,

В руки берёт плеть шелковую,

Поезжает на гору Сорочинскую.

Какие чувства вызывают стихотворения об острове? Задумчивость, покой, мечтательность, безмятежность, неподвижность, спокойствие. Ощущаешь себя в безопасности. А какие чувства вызывают отрывки из былин? Напряжённость, настороженность, готовность к чему-то плохому, предприимчивость, осмотрительность. Здесь уже не чувствуешь себя в безопасности, наоборот опасность на каждом шагу. И слово «острый» несёт разрушительный характер, опасность, смерть. В былинах слово «острый» (вострый) встречается со словом «сабля», а сабля - боевое оружие, которое приносит гибель. И даже в стихотворении В.А.Жуковского слово «острый» тоже несёт опасность. Конечно, человек превратил острое лезвие в орудие труда - косу, и стал пахать ею, но коса скашивает, убивает колосья, а значит, тоже что-то разрушает, останавливает чью-то жизнь, в данном стихотворении жизнь колосьев.

Но по чувствам, которые вызывают стихотворения и былины, включающие слова «остров» и «острый», никак нельзя найти сходства. Эти слова - слова с совершенно несхожим значением. Слово «острый» несёт опасность, страх, а слово «остров» - безмятежность. Но почему же есть общая часть «остр»? Пришло время заглянуть в этимологический словарь:

Острый - без формата - r - корень представляет латышское ass- острый и латинское acus - остриё. ОТ латинского acer - острый.

Вывод 4. Вот теперь всё ясно. В слове «остров» есть две исторические приставки - о и с (остров - струя течь). А в слове «острый» и раньше часть «остр» входила в корень.

Но совпадения здесь никакого нет. Всё объяснимо. И никогда раньше слова «остров» и «острый» не были никак связаны.

Благодаря этой исследовательской работе я узнала происхождение слов «остров» и «острый» и вывела то, что эти слова никак не связаны и никогда не были связаны. Теперь можно не бояться ошибиться в морфемном разборе этих слов.

Осадчук Т. В.,

учитель изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе ЦО имени Сергея Есенина №641 г. Москва

МИНИ-ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

и изобразительного искусства в начальной школе

Каким может быть первый проект первоклассника?

Технология в начальной школе; метод проектов; урок проектирования: «Мой осенний лист»

Технология в школе - это образовательная область, цель которой - сформировать у школьника знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии, информации в нужный для человека продукт, изделие; умение творчески рационально и качественно

использовать полученные знания в практической деятельности.

Метод проектов является одним из главных методов обучения младших школьников технологии и изобразительного искусства. Этот метод позволяет

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008

67

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

ученику под руководством учителя выполнять различные творческие задания и тем самым решать некоторые проблемы. Результатом этого является изготовление изделия. Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до её полного воплощения в изделие обеспечивает интенсивное развитие интеллектуального и духовного мира ребенка.

Как установлено педагогической наукой и практикой, если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому к творческой проектной деятельности ученика нужно готовить с начальной школы.

Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путём отбора доступного и интересного для учащихся материала. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют разноуровневые задания, используя свои идеи в творческих работах.

Технология выполнения творческих проектов предполагает определённую последовательность:

• обоснование и выбор проекта - целеполагание;

• сбор информации;

• выбор технологии и материалов - определение;

• творческое выполнение проекта - реализация;

• презентация и защита своей работы.

Этапы работы организовывают детскую работу и придают ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу активизируют личностную позицию ученика.

Одним из примеров мини-проекта в первом классе может служить урок проектирования: «Мой осенний лист».

На первом этапе работы мы ставим цель: «Увидеть как можно больше разного, и необычного в осеннем листе».

Учащиеся устно проговаривают, что они будут делать в мини проекте, что хотят получить в итоге работы.

Далее дети переходят к следующему этапу мини проекта - сбору информации через разные источники:

• уроки окружающего мира;

• экскурсию в парк (где дети рассматривают листья деревьев разных видов, определяют их различия, учатся видеть красоту окружающего мира);

• подбор литературных произведений (где открывается красота художественного слова, обеспечивается восприятие природы через литературные образы).

При выполнении задания дети обмениваются информацией, называют всевозможные формы и цвета листьев, принимают решение, какими художественными материалами лучше воспользоваться.

Следующим этапом проекта является создание и оформление продукта.

Личные восприятия и отношения ученики передают с помощью различных цветов красок, которыми они рисуют на бумаге. Каждый ученик имеет возможность выразить при этом свои индивидуальные особенности.

На заключительном этапе мини-проекта дети переходят к презентации работ. Выставка всех творческих проектов в конце урока позволяет детям обменяться впечатлениями, провести позитивную оценку, как собственных работ, так и работ своих одноклассников. Ученики обмениваются положительными впечатлениями, эмоциями, делятся приятными ощущениями от создания своих творений.

Клепиков Валерий Николаевич,

заместитель директора по инновационной работе

МОУ «Лицей» г. Обнинск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Как можно сочетать теоретическую и практическую этику?

Ситуация морального выбора, сценарное моделирование, пластическое моделирование, интерпретация текстов

Как известно, в этике различают теоретическую и практическую этику, которые друг друга дополняют. Теоретическая этика не может предложить окончательные ответы по решению непосредственных нравственных проблем. Но она может прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным для личности и показать, к каким последствиям приведёт то или иное решение.

Однако этика - не просто теоретизирование, но, прежде всего, совокупность моральных практик, меняющихся под влиянием новых факторов жизни. Поэтому помимо использования этических текстов для учителя очень важно научиться проектировать и управлять различными нравственно-ориентированными ситуациями.

Ситуация морального выбора возникает, во-первых, тогда, когда проявляет себя противоречие между личным интересом ученика и такими условиями общественной жизни, которые оказываются несовместимыми с определёнными возможностями его удовлетворения. Другая ситуация выбора - это ситуация, когда учащийся отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, в большей мере отвечающих назначению человека. Как отмечает Ю.А. Шрейдер: «Моральный выбор - это не планирование отдалённого будущего и не теоретическая прикидка того, как следует поступить в некоторых возможных обстоятельствах. И то и другое можно отложить на не-

68

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.