ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
2) 3 года - 36 месяцев 803400*( 1 + 0.12/12)36 = ?
3) 5 лет - 60 месяцев 803400*( 1 + 0.12/12)60 = ?
Построить гистограмму (столбчатую диаграмму)
наращенной банком суммы в конце периода.
Самостоятельная работа
(выполняется при помощи табличного процессора Excel)
Задача. Клиент положил в банк денежную сумму в 100 тысяч рублей под 15% годовых на один год. Определите:
1. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года?
2. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года, если он будет перезакладывать всю сумму, имеющуюся на счете, каждый квартал?
3. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года, если через полгода ставка процента уменьшилась до 12%?
4. Какая сумма окажется на счете клиента через 2 года и 3 месяца при неизменной 15% ставке?
Постройте гистограмму и столбчатую диаграмму (для всех 4-х случаев) начисленной банком суммы в конце периода.
IV. Изложение алгоритма вычисления
Учитель информатики дает указания о последовательности выполнения работы непосредственно на компьютере.
Методические указания по выполнению работы
1. Решить задачу, применив технологию расчетных формул.
2. Графическое решение осуществить с помощью Мастера диаграмм.
3. Завершить работу анализом результата, выводами, сделанными самостоятельно.
V. Ввод данных в компьютер (образец проецируется на доску)
VI. Форматирование созданных табличек
VII. Выбор вариантов решения поставленных задач
Учитель информатики проверяет работы учащихся
и подводит итоги.
Отзывы учащихся об уроке:
1. Очень полезный и познавательный урок. Мне было интересно.
2. Я получил удовольствие от урока.
3. Интересно работать с двумя учителями на одном уроке.
4. На интегрированном уроке легче усваивается материал. Его объясняют дважды.
Литература
1. Панкевич Л.К., Назаров Р.Л. и др. Дистанционные уроки по экономике для всех. - М.: Солон-Пресс, 2006.
2. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента. - М.: Вита-Пресс, 2006.
Сорокина Марина
ученица 6 «А» класса, руководитель проекта Смугалова Людмила Александровна,
г. Железнодорожный МОУ гимназия № 11
СЛОВО «ОСТРОВ» В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ и художественной литературе Слова «остров» и «острый»- являются ли однокоренными?
Основные понятия: лексическое значение слова, происхождение слова «остров», цепочка происхождения слова, устаревшее значение слова, контекстуальные синонимы
Слово - величайшее достижение человека. Словом можно сделать всё: обрадовать, обидеть, поднять или испортить настроение, даже убить. Без слов не существовало бы цивилизации, не было бы никаких технических изобретений. Поэтому слово - главное открытие, изобретённое человеком.
В состав каждого языка входят много тысяч слов. И каждый язык имеет свои особенности. Немецкий отрывистый, резкий, английский - чёткий, звонкий. Какие же особенности у русского языка?
Русский язык плавный и певучий. Наш родной язык могуч и богат. Произведения русских писателей читают зарубежём, снимают по ним фильмы. Например, роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Русскими словами можно описать всё. Но главная положительная особенность русского языка: он ясен и понятен. Мы можем применять правила, заучивать исключения и писать грамотно. Если нам в первый раз встретилось непонятное слово, можно догадаться о его происхождении,
64
если следовать известной пословице «Зри в корень». Мы можем «рисовать» словами картины, лучше, чем художник на холсте.
Иногда встречаются слова, которые вызывают трудности. Например, в написании, выделении морфем или подборе однокоренных слов. С одной из таких проблем сталкиваются многие школьники. Это слова «остров» и «острый». Учащиеся ошибаются в выделении корня слова «остров». Найдя знакомую часть «остр» в слове «острый», они выделяют в начальном слове корень [остр]. Если обратиться к словообразовательному словарю, то можно увидеть, что слова эти не являются однокоренными. И совсем бессмысленно утверждение, что остров должен быть обязательно острым (постановка проблемы).
В нашем языке совпадения не могут быть случайными. Возможно, что эти слова как-то связаны или были связаны раньше. Это и предстоит узнать, чтобы предупредить распространённую ошибку учеников (гипотеза).
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Ход исследования. Если слова и связаны, то связаны лексически. Поэтому сначала обратимся к толковому словарю:
Остров - 1. Участок суши, со всех сторон окружённый водой. 2. Участок, выделяющийся чем-нибудь среди остальной местности, например, сухое место среди болот, небольшой лес среди поля.
Острый -1. Отточенный, хорошо режущий, колющий. 2. Суживающийся к концу. 3. Проницательный, хорошо воспринимающий. 4. Отличающийся остроумием. 5. Сильно действующий на вкус или обоняние. 6. Сильно, ясно выраженный; напряжённый.
Вывод 1. Лексически эти слова совсем не связаны. Разберем их по составу. Для этого нужно обратиться к словообразовательному словарю:
1) остров-ок
остров------- остров-н-ой
полуостров - полуостровной
2) остр-еньк-ий - остр-еньк-о
остр-о - остр-еньк-о остр(ый) — остр-от-а
остр-от-а остр-и-[]-о]
остр-як - остряч-к-а (черед. к-ч) остр-и-ть - за-острить заостр-ениЦ-э]
об-острить обострить-ся
обостр-ение[]-э] остр-и-ть с-острить I
острослов остр-о-слов-и-ть
остроумн-о остр-о-ум-н(ый) остроумн-ича-ть обоюд-о-острый Вывод 2. В словообразовательном словаре эти слова находятся далеко друг от друга - они не являются однокоренными. Более того, ни одно однокоренное слово слова «остров» нельзя прямо связать ни с одним однокоренным словом слова «острый». Значит, в современном русском языке их ничего не связывает, кроме части «остр». Но ведь часть «остр» в этих словах не случайна. О каких случайностях может идти речь, когда вопрос стоит о происхождении? Но пока следует оставить эту тему и узнать происхождение слова «остров». Возможно, что как-то это связано со словом «острый».
Попробуем подобрать слова, с похожими буквами к слову «остров». Острый не подходит. Больше с буквой «о», кроме однокоренных слову «острый» подобрать нельзя. Можно попробовать отбросить «о», как приставку. Получается «стров». Сомневаюсь, что подходит слово «ров», так как букву «с» тоже нужно учитывать. Но можно подобрать ещё одно слово - струя. Попробуем связать слова «остров» и «струя». Для этого нужно узнать лексическое значение последнего.
Струя - 1. Узкий поток жидкости, света, газа. 2. Направление в развитии какой-нибудь деятельности, настроений. 3. Вода,воды.
Попробуем связать «остров» со «струёй». У слова «остров» надо взят лексическое значение № 1, потому что оно ГЛАВНОЕ. А нас сейчас интересуют главные, а не второстепенные значения. А вот у слова «струя» надо взять лексическое значение № 3, так как там есть интересующая нас пометка (устар.), т.е. устаревшее. Если нам необходимо установить цепочку ПРОИСХОЖДЕНИЯ слова, то лучше взять УСТАРЕВШЕЕ значение, потому что происхождение слова идёт от уста-
ревших, а не современных значений. Итак, представим остров в океане. Участок суши, окружённый ВОДОЙ. А устаревшее значение слова «струя» - вода, воды. Но куда же девать букву «о»? В словообразовательном словаре эта буква входит в корень. Но словарь ведь СОВРЕМЕННОГО русского языка. Если предположить, что «о» не входит в корень, то получается, что она стоит перед корнем. А перед корнем может стоять только одна часть речи - приставка, если не говорить о сложносоставных словах. Можно предположить, что раньше буква «о» была приставкой, а потом приросла к корню. Но это нужно проверить. Части слова в русском языке «говорящие». Окончание «повествует» о грамматических особенностях слова. Корень указывает на лексическое значение. Постфиксы - ся и -сь раньше означали «себя», так что «поднимался» - буквально поднимал себя. Разные суффиксы указывают на разные особенности. Например, суффиксы -ИК, -ЕК, -ОК, -ЁК, -ЧИК, -ОЧК, -ЕЧК, -УШК, -ЮШК, -ИШК, -ЫШК, -ОВАТ, -ЕВАТ, -ОНЬК, -ЕНЬК придают словам оценочное значение, уменьшительноласкательный оттенок: маленький, коробочка. Приставки тоже «говорящие» части речи. Приставка ВО - указывает на проникновение внутрь (войти), а ВЫ - на выход чего-то изнутри (выйти). О чём же «говорит» приставка О-? Чтобы это узнать, надо подобрать слова с такой приставкой, желательно существительные, так как рассматриваемое слово тоже относится к этой части речи. Например, огорчение, ожирение, оберег.
Попробуем раскрыть значение приставки. Огорчение. Человек, огорчённый - человек замкнутый в своём горе. Горе как бы оплело человека, не даёт ему выйти из ситуации. Это человек, словно окутанный туманом своего горя, обволакиваемый этим туманом.
Ожирение. Теперь надо представить человека, страдающего ожирением. Это очень толстый субъект. За счёт чего толстый? За счёт жира. Жир облепил человека со всех сторон. Он окружил его.
Оберег. Оберег - это предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь, например, от злых духов. Представим человека с кулоном-оберегом на шее. Человек свято верит, что оберег защищает его от нечисти, сглаза и так далее. Оберег условно очерчивает вокруг человека линию, через которую злу не переступить. Под защитой оберега его хозяин чувствует себя спокойно.
А теперь давайте посмотрим, какие слова выделены в последних трёх абзацах? Это: замкнутый, оплетать, окутанный, облепить, окружить, очерчивать, оберегать. Попробуем составить небольшой текст, включающий в себя все эти слова.
Струи и остров
Остров - это участок суши, окружённый водой. Есть острова необитаемые, есть заселённые людьми. Но всегда остров - замкнутое пространство. Если Вселенная бесконечна, то у острова есть свои границы. Их как будто очертили струи, окутывающие остров. Жителям островов не нужно защищаться от врагов, строя крепостные стены. Вода оберегает остров от неприятелей. Она оплетает остров. Если что-то облепить глиной, то начальный цвет и размер предмета будет трудно определить. Так и вода во время бури: разве заметишь остров? А если и заметишь, то вряд ли сможешь определить какие-нибудь его признаки: размер, обитание людей, растительность. Остров хорош тем, что его опекает вода.
заостр-я-ть
заострить-ся
заостр-я-ться
обостр-я-ться
острослов-иеЦ-э] остроум ие[]-е]
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
65
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Так что же означает приставка «о»? То, что предмет чем-то окружён. Оберегать - окружать заботой, очерчивать - окружать в замкнутое пространство и так далее. То есть остров - окружённый струями.
А что значит суффикс - ое? Подберём существительное с этим суффиксом: покрое.
Сравним грамматические признаки этих двух слов: острое и покрое.
Суффикс - ое «говорит», что существительные: мужского рода; второго склонения; единственного числа; с нулевым окончанием.
И так, со всеми устаревшими частями слова «остров» мы разобрались.
Вывод 3. Значит, остров образовался от слова «струя». А от какого слова образовалось слово «струя»?
Что такое струя в устаревшем значении? Это -вода. Что такое вода?
Вода - 1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. 2. В некоторых сочетаниях: напиток или настой. 3. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. 4. Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории.
5. Потоки, струи, волны, водная масса. 6. Минеральные источники, курорт с такими источниками. 7. О чём-нибудь бессодержательном и многословном. 8. Питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода.
Представление о слове «вода» мы получили. Что вода может делать? Искриться, переливаться, защищать. Но главное свойство воды - она течёт. Так не образовалось ли слово «струя» от слова «течь»? Можно предположить, что в слове «струя» приставка С-. Подберём слова с этой приставкой. Слово «течь» обозначает действие, поэтому поддерём глаголы: сбежать, съесть, слетать, сделать.
Что объединяет эти слова? Во-первых, все они -глаголы совершенного вида. Во-вторых, обозначают то, что действие целенаправленное. Срезать что-то, слетать куда-то, съесть, например, кого-то, сбежать откуда-то. Действия направлены на выполнение, и уже выбран объект, к которому стремится цель.
А вода? Разве вода куда-то стремится? Давайте прочитаем стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весна идёт!».
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней.
Здесь вода исполняет роль гонца. Она сообщает всем, что идёт весна. А если представить тающий снег. Куда направляются все ручьи? В реку, чтобы стать её частью. Но ручьи - это и есть вода. Значит, и у воды есть направление, она играет свою роль, а не просто течёт.
Хорошо, с приставкой разобрались. А откуда буква «р»? Непонятно. Но у нас есть предположение, что слово «остров» образовалось от слова «струя», а слово «струя» в свою очередь образовалось от слова «течь». Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, нужно обратиться к этимологическому словарю:
Остров - из старо-славянского ostrovъ (из предполагаемой формы osrov^, где о - приставка, а реконструируемая srov-o - основа. То есть, остров получил своё наименование в праязыке потому, что он действительно является частью суши, со всех сторон ОБТЕКАЕМОЙ струями воды. Старо-славянский отокъ (с тем же значением). Тот же исторический корень (реконструированный streu) в струя.
Струя - здесь происходит расширение реконструированного корня -ser - течь, струиться.
Течь - др.-ирл. Techit - бежит (корень -tech-).
Все предположения подтверждены. В слове «струя» к корню -ser- прибавилась «t». Вот откуда буква «т»!
Течь - струя -остров
Но как слово «остров» связано со словом «острый»? Надо посмотреть оба слова в разных словарях.
В словарях синонимов и антонимов слова «остров» нет. Значит, к нему можно подобрать только КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ синонимы или заменить его личными местоимениями. В словаре трудностей русского языка есть важные сведения: названия островов, выступающие в роли грамматического приложения к слову «остров» и выраженные склоняемым именем существительным, обычно не согласуются в падеже с определяемым словом. Например, на острове Мадагаскар, у острова Ява, за островом Новая Земля. Согласование встречается у хорошо знакомых названий, которые часто употребляются без родового наименования, то есть без слова «остров»: у острова Цусимы, северная часть острова Сахалина, на острове Сицилии, близ острова Тасмании, между островами Суматрой, Явой и Целебесом. Такое согласование не является обязательным.
А вот данные из фразеологического, историкоэтимологического словаря:
Фразеологизмы
Остров сокровищ - Публицистический. Об острове или районе, богатом природными ресурсами. Заглавие русского перевода романа Р. Стивенсона «Treasure island» (1883), где описываются приключения героев, ищущих сокровища, зарытые пиратами на острове.
Остров свободы - Публицистический патент. Перифрастическое наименование Кубы. Из современной прессы 1960-х годов. Первоисточник неизвестен.
Эти все сведения будут нужны, когда мы попытаемся связать слова «остров» и «острый».
Но сначала нужно узнать побольше о слове «острый». Вот данные словаря антонимов: острый -тупой.
Ничего они не говорят. Никак их нельзя связать ни с фразеологическими выражениями, ни вообще с лексическим значением слова «остров».
Синонимы к слову «острый»:
1. Заострённый, наточенный, вострый. 2. Островерхий. 3. Пряный. 4. Проницательный. 5. Остроумный. 6. Мучительный 7. Актуальный. 8. Напряжённый. 9. Резкий.
Опять же, ни одно из этих прилагательных лексически не подойдёт к слову «остров».
Словарь трудностей:
Острый - краткая форма ОСТР и ОСТЁР, ОСТРА, ОСТРО, ОСТРЫ и (в значении остроумный, выразительный), ОСТРО, ОСТРЫ.
Невозможно связать эти слова. Ни один синоним, антоним слова «острый» не подходит к слову «остров».
66
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Лексические значения тоже различны. Может, в каких-нибудь литературных произведениях эти слова найдут что-то общее. Вот стихотворение К. Бальмонта «Островок»:
Из моря смотрит островок,
Его зелёные уклоны Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны,
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок Всё дремлет, засыпает.
Василий Андреевич Жуковский «Остров»
Цветёт и расцветает Мой милый островок.
Там веет и летает Душистый ветерок.
Сплела там роща своды; В тени их тишина;
Кругом спокойны воды, Прозрачные до дна. Пленительно сквозь сени Луна сияет там, Раскидывая тени Дерев по берегам.
Там знойными лучами День летний не палит;
Там сладостно листами Прохлада шевелит
Там звёзды ясной ночи Сквозь тёмный свод древес Глядят, как будто очи Блестящие с небес.
Там гении крылаты Играют при луне,
Льют листьев ароматы И плещутся в волне.
Там нас встречает радость;
Там все забавы нам:
Подруга наша младость Играет с нами там.
Отрывок из былины «Святогор»
Говорит да Святогор да таковы слова:
- Ты разбей-ко крышечку саблей вострую.
Илья Святогора послушался,
Берёт он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому...
Отрывок из былины «Илья Муромец на заставе богатырской»
. Имает Добрыня добра коня,
Уздает в уздечку тесмянную.
Седлает в седёлышко черкаское,
В торока вяжет палицу боёвую,
Она свесом та палица девяносто пуд,
На бедры берёт саблю вострую,
В руки берёт плеть шелковую,
Поезжает на гору Сорочинскую.
Какие чувства вызывают стихотворения об острове? Задумчивость, покой, мечтательность, безмятежность, неподвижность, спокойствие. Ощущаешь себя в безопасности. А какие чувства вызывают отрывки из былин? Напряжённость, настороженность, готовность к чему-то плохому, предприимчивость, осмотрительность. Здесь уже не чувствуешь себя в безопасности, наоборот опасность на каждом шагу. И слово «острый» несёт разрушительный характер, опасность, смерть. В былинах слово «острый» (вострый) встречается со словом «сабля», а сабля - боевое оружие, которое приносит гибель. И даже в стихотворении В.А.Жуковского слово «острый» тоже несёт опасность. Конечно, человек превратил острое лезвие в орудие труда - косу, и стал пахать ею, но коса скашивает, убивает колосья, а значит, тоже что-то разрушает, останавливает чью-то жизнь, в данном стихотворении жизнь колосьев.
Но по чувствам, которые вызывают стихотворения и былины, включающие слова «остров» и «острый», никак нельзя найти сходства. Эти слова - слова с совершенно несхожим значением. Слово «острый» несёт опасность, страх, а слово «остров» - безмятежность. Но почему же есть общая часть «остр»? Пришло время заглянуть в этимологический словарь:
Острый - без формата - r - корень представляет латышское ass- острый и латинское acus - остриё. ОТ латинского acer - острый.
Вывод 4. Вот теперь всё ясно. В слове «остров» есть две исторические приставки - о и с (остров - струя течь). А в слове «острый» и раньше часть «остр» входила в корень.
Но совпадения здесь никакого нет. Всё объяснимо. И никогда раньше слова «остров» и «острый» не были никак связаны.
Благодаря этой исследовательской работе я узнала происхождение слов «остров» и «острый» и вывела то, что эти слова никак не связаны и никогда не были связаны. Теперь можно не бояться ошибиться в морфемном разборе этих слов.
Осадчук Т. В.,
учитель изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе ЦО имени Сергея Есенина №641 г. Москва
МИНИ-ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
и изобразительного искусства в начальной школе
Каким может быть первый проект первоклассника?
Технология в начальной школе; метод проектов; урок проектирования: «Мой осенний лист»
Технология в школе - это образовательная область, цель которой - сформировать у школьника знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии, информации в нужный для человека продукт, изделие; умение творчески рационально и качественно
использовать полученные знания в практической деятельности.
Метод проектов является одним из главных методов обучения младших школьников технологии и изобразительного искусства. Этот метод позволяет
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
67