Научная статья на тему '"МИЛЫЕ ФАНТАЗИИ" СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: О КАКОЙ НАУКЕ ИДЁТ РЕЧЬ?'

"МИЛЫЕ ФАНТАЗИИ" СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: О КАКОЙ НАУКЕ ИДЁТ РЕЧЬ? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРО / ИСТИНА / ПОЗИТИВНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / СМЫСЛ / СЧАСТЬЕ / ЭГОИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левит Л.З.

Автор статьи показывает противоречия, существующие между истиной (установленными фактами) в «общенаучном» и «психологическом» понимании. Во втором случае речь может идти о понятиях, которые не существуют и недостижимы в действительности, однако приносят пользу большинству индивидов в качестве ментальных конструктов. Делается вывод о невозможности для психологии в её нынешнем построении стать полноценной отраслью знания, отвечающей общенаучным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUTE FANTASIES" OF MODERN PSYCHOLOGY: WHAT SCIENCE ARE WE TALKING ABOUT?

The author of the paper shows contradictions, which exist between the «scientific» truth (the ascertained facts) and the «psychological» (humanitarian) truth. In the second case, one can talk about concepts, which do not exist and cannot be achieved in reality, but bring benefit to most of the individuals as mental constructs. The author makes a conclusion that contemporary psychology in its present-day construction cannot become a full-fledged discipline, which meets generally accepted scientific criteria.

Текст научной работы на тему «"МИЛЫЕ ФАНТАЗИИ" СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: О КАКОЙ НАУКЕ ИДЁТ РЕЧЬ?»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.9

«МИЛЫЕ ФАНТАЗИИ» СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: О КАКОЙ НАУКЕ ИДЁТ РЕЧЬ?

Левит Л.З.

"CUTE FANTASIES" OF MODERN PSYCHOLOGY: WHAT SCIENCE ARE WE TALKING

ABOUT?

Levit L.Z.

Аннотация. Автор статьи показывает противоречия, существующие между истиной (установленными фактами) в «общенаучном» и «психологическом» понимании. Во втором случае речь может идти о понятиях, которые не существуют и недостижимы в действительности, однако приносят пользу большинству индивидов в качестве ментальных конструктов. Делается вывод о невозможности для психологии в её нынешнем построении стать полноценной отраслью знания, отвечающей общенаучным критериям.

Abstract. The author of the paper shows contradictions, which exist between the «scientific» truth (the ascertained facts) and the «psychological» (humanitarian) truth. In the second case, one can talk about concepts, which do not exist and cannot be achieved in reality, but bring benefit to most of the individuals as mental constructs. The author makes a conclusion that contemporary psychology in its present-day construction cannot become a full-fledged discipline, which meets generally accepted scientific criteria.

Ключевые слова: добро, истина, позитивные иллюзии, смысл, счастье, эгоизм.

Keywords: the good, the truth, positive illusions, meaning, happiness, egoism.

Введение. Психология - удивительная область знания. Дисциплина, возникшая на основе религии, до сих пор сохраняющая имя богини (почему-то ассоциирующейся с дыханием) в своём названии [4]. Дисциплина, считающая себя наукой, однако так и не определившаяся ясным образом с объектом (предметом) своего изучения [3]. Как следствие, в психологии расцветают тысячи цветов (временами ярких, но недолговечных, а то и просто фальшивых) и плодятся тысячи мифов.

Впрочем, у современной психологии имеются и бесспорные, экспериментально проверенные и убедительно обоснованные результаты. Однако их интерпретация и «практическое внедрение», как мы покажем ниже, обретают парадоксальный и ненаучный (хотя и весьма желательный для массовой публики) характер.

Для того, чтобы непредубеждённый читатель лучше понял логику дальнейшего изложения, напомним ему, что главная задача любой науки заключается в обнаружении истины - того, как действительно устроен мир. В ситуации конфликта истины с двумя другими высшими ценностями -добром и красотой - приоритет должен быть отдан истине [9]. Рассмотрим на нескольких примерах, какие метаморфозы происходят с истиной в современной психологии, каким сложным и противоречивым данное понятие становится.

Смысл человеческой жизни: не существует, но приятен и полезен. Экзистенциальный дискурс можно разделить на два больших направления: наличие/отсутствие «глобального» смысла («суперзамысла» некой высшей силы) в отношении всего человечества и смысла «локальных» жизненных ситуаций конкретного индивида.

В отношении первого аспекта наиболее уместным кажется высказывание Нобелевского лауреата С. Вайнберга: чем лучше учёные познают мир, тем более бессмысленным он им кажется [1]. Что касается второго аспекта, то обнаружение ситуативных смыслов представляет собой основное направление экзистенциального анализа (логотерапии).

Тут мы сталкиваемся с первым противоречием. Так, Виктор Франкл, а за ним и другие экзистенциальные терапевты пишут о том, что смысл конкретных (зачастую - психотравмирующих) ситуаций должен быть найден, обнаружен индивидом [7]. Использование глаголов «найти» и «обнаружить» намекает на существование внешнего по отношению к индивиду смысла той или иной его жизненной ситуации. Однако нам уже известно, что никакой «внешний» (глобальный либо конкретный) смысл современной наукой не обнаружен. Возникает вопрос: насколько добропорядочен наделённый профессиональным авторитетом специалист, предлагающий своему клиенту искать и находить то, чего в реальности не существует? Верит ли сам терапевт в существование «объективных» смыслов

индивидуальной жизни, и если да, то на каких научных данных его вера основывается? Или он пытается выдать за чистую монету ложные, хотя и приятные для посетителя («всё, что со мной происходит, делается не просто так») фантазии основателей экзистенциализма?

Автору статьи могут возразить: экзистенциальные поиски, «нахождение» клиентом «смысла» тех или иных жизненных ситуаций улучшают его внутреннее состояние и тем самым оправдывают собственное применение. Что ж, признаем психологическую истину, противоречащую общенаучной: люди, ощущающие (объективно несуществующий) смысл собственной жизни в целом, равно как и отдельных её ситуаций, действительно чувствуют себя лучше в сравнении с теми, кто оказался в «экзистенциальном вакууме». Наши лонгитюдные исследования 2011-2013 гг. также показали, что смысл входит в ведущую тройку показателей, ассоциирующихся со счастьем, у всех испытуемых [2].

Подведём промежуточные итоги: несуществующий, придуманный конструкт (истина номер один) улучшает самочувствие большинства размышляющих о нём людей (истина номер два), поскольку, вероятно, отвечает некой глубинной человеческой потребности. Может ли специалист как-то примирить оба вышеуказанных положения, не противопоставляя друг другу ценности общенаучной истины (того, что существует на самом деле) и ценности добра (того, что человеку приятно и временами полезно)?

В своей практической работе (психологическом консультировании) мы попытались добиться синтеза, предлагая клиенту не «искать» смысл своих проблемных жизненных ситуаций (его нет), а придумывать его [5]. И в самом деле: если смысл объективно не существует, однако он полезен, значит, задача сводится к созданию наиболее «терапевтичных» (полезных для клиента) интерпретаций происходящего с ним. Содержание самых удачных интерпретаций может быть определено психологом и клиентом в качестве «смыслового».

Признаемся, результаты оказались неоднозначными. Одни клиенты с готовностью и удовольствием приняли «сдвиг внутрь» в определении и наделении «смыслом» своих жизненных ситуаций. Другим же, наоборот, становилось не по себе от необходимости «остаться наедине с собой» и самостоятельно (под собственную ответственность) создавать (придумывать) «смысл жизни» исключительно на основе внутренних источников.

Позитивные иллюзии. Как показала нейронаука в последние десятилетия, мозг большинства людей склонен к созданию позитивных иллюзий - частично или полностью ложных убеждений положительного свойства [9]. Так, результаты социально-психологических исследований демонстрируют широко распространенный эффект «ложной уникальности» (false uniqueness), при котором переоцениваются собственные позитивные (высоко желаемые) качества и недооцениваются негативные.

Массовая приверженность индивидов заблуждениям относительно собственного «уникального внутреннего потенциала», стремление любой ценой поддержать высокую самооценку ведут к искажению проводимых социальных сравнений. Как отмечают Дж. Форест и Г. Сич, тема успешной самореализации настолько популярна в социуме, что оказывает существенное влияние на специфику статистического распределения по результатам заполнения тестов гуманистической направленности, создавая изрядный процент «псевдосамоактуализаторов» [8].

Для нас особенно важно, что позитивные иллюзии в настоящее время рассматриваются в качестве необходимого компонента полноценной, счастливой жизни. Так, С. Тейлор и Дж. Браун прямо называют «депрессивными реалистами» тех, кто не склонен к созданию позитивных иллюзий [12]. По сути дела, авторы нивелируют «общенаучную», доказанную истину (о малом количестве врождённо талантливых и способных к продуктивной самореализации индивидов) в угоду истине «психологической». С каких это пор реализм стал «депрессивным»?

Ситуация примерно та же, что и со смыслом жизни: ради хорошего самочувствия люди склонны приукрашивать реальность и свои возможности в ней, нежели стремиться воспринимать их максимально точно. И в самом деле: разработанная нами «Терапия Личностной Уникальностью» (по сути выдуманным, основанным на позитивных иллюзиях конструктом) всегда вызывала живейший отклик у клиентов и неизменно приводила к положительным результатам [10].

Мечты о счастье. Современной наукой показано, что счастье в традиционном, гедонистическом представлении (как длящееся блаженство) не может быть достигнуто в связи двумя основными ограничителями: адаптацией и гедонистическим парадоксом [6 и др.]. Тем не менее, и житейский и псевдонаучный дискурс о счастье, подогреваемые позитивной психологией, ширятся год от года. В самом деле: экспериментально доказано, что предвкушение чего-то приятного (даже если оно недоступно) приносит не меньше удовольствия, чем актуальное событие. Более того, мечты о счастье (оптимизм, надежда) помогают индивиду легче пережить тяжёлые времена.

Выводы и авторское решение. Многие установленные психологией «факты» основаны на несуществующих в объективной реальности явлениях, а потому противоречат истине в естественнонаучном понимании. Вместе с тем, массовая подверженность психологическим иллюзиям, равно как и их положительное влияние на субъективное благополучие также представляют собой достоверный факт. По сути, мы непрерывно «придумываем» часть нашей «реальности» ради лучшего самочувствия - и это психологическая (не общенаучная) истина. Автор статьи не представляет, как обе противоречащие друг другу «истины» могут быть синтезированы (напомним, что результаты с «придумыванием» несуществующего смысла жизни оказались спорными). Применительно к психологии

это означает, что при её нынешнем построении у дисциплины нет шансов превратиться в полноценную науку. Если «нормальная» наука, помимо прочего, разоблачает человеческие заблуждения, то психология, наоборот, рекомендует заблуждения к использованию, коль скоро они улучшают внутреннее состояние индивида.

Перекинуть «мостик» через пропасть могло бы лишь признание понятия «эгоизм» центральным конструктом (объектом изучения) психологии. В этом случае всё «срастается» поскольку на основе эгоизма возникает непротиворечивая преемственность «био-психо-социо» [3; 4]. В то же время, вышерассмотренные психологические закономерности представляют собой «обслуживание» эгоизма (берущего начало из фундаментального биологического инстинкта самосохранения), коль скоро гедонизм (стремление индивида к более приятному внутреннему состоянию) признаётся специфической формой эгоизма [11].

Литература и источники

1.Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

2.Левит Л.З. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследованиях счастья. -Минск: РИВШ, 2014. - 148 с.

3. Левит Л.З. Эгология вместо психологии: контуры науки будущего // Интеллектуальная культура Беларуси (материалы конференции). - Т. 2. - Минск: Четыре четверти, 2018. - С. 151-153.

4.Левит Л.З. Изъяны современной психологии: что не так с богиней? // Вестник ОмГУ. - Серия «Психология». - 2018. - № 3. - С. 54-64.

5.Левит Л.З. Смысл: «живее всех живых» // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. - 2020. - № 3. URL: http://ppip.idnk.ru

6.Левит Л.З. «Максимум удовольствия»: о чём говорит современная психология // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. - 2021. - № 1. URL:http://ppip.idnk.ru

7.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

8.Forest J. J., Sicz G. Pseudo-self-actualization // Journal of Humanistic Psychology, 1981. - Vol. 21. - № 1. - P. 77-83.

9.Lane T.J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. - Springer Publishers, 2013. - P. 1-28.

10.Levit L.Z. Personal Uniqueness Therapy: Living with an Inner Ideal // American Journal of Applied Psychology. - Vol. 3. - № 1. - January, 2014. - P. 1-7.

11.Psychological Egoism [Electronic resource] - Mode of access: http://www.iep.utm.edu/ (Date of acceess: 03.02.2010).

12.Taylor S. E., Brown J. D. Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health // Psychological Bulletin, 1988. - Vol. 103. - № 2. - Р. 193-210.

Сведения об авторе

Левит Леонид Зигфридович

Доктор психологических наук, доцент

Минск, Беларусь

References

1.Vaynberg S. Mechty ob okonchatel'noy teorii. - M.: Yeditorial URSS, 2004. - 256 p.

2.Levit L.Z. Ispol'zovaniye metodov vyborki perezhivaniy (ESM) v issledovaniyakh schast'ya. - Minsk: RIVSH, 2014. - 148 p.

3.Levit L.Z. Egology instead of psychology: the contours of the science of the future // Intellektual'naya kul'tura Belarusi (materialy konferentsii). - Vol. 2. - Minsk: Chetyre chetverti, 2018. - pp. 151-153.

4.Levit L.Z. The Flaws of Modern Psychology: What's Wrong with the Goddess? // Vestnik OmGU. -Seriya «Psikhologiya». - 2018. - № 3. - pp. 54-64.

5.Levit L.Z. Meaning: "more alive than all living things"// Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz: elektron. nauchnyy zhurnal. - 2020. - № 3. URL: http://ppip.idnk.ru

6.Levit L.Z. "Maximum pleasure": what modern psychology talks about // Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz: elektron. nauchnyy zhurnal. - 2021. - № 1. URL :http ://ppip.idnk.ru

7.Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. - M.: Progress, 1990. - 368 p.

8.Forest J. J., Sicz G. Pseudo-self-actualization // Journal of Humanistic Psychology, 1981. - Vol. 21. - № 1. - P. 77-83.

9.Lane T.J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. - Springer Publishers, 2013. - P. 1-28.

10.Levit L.Z. Personal Uniqueness Therapy: Living with an Inner Ideal // American Journal of Applied Psychology. - Vol. 3. - № 1. - January, 2014. - P. 1-7.

11.Psychological Egoism [Electronic resource] - Mode of access: http://www.iep.utm.edu/ (Date of acceess: 03.02.2010).

12.Taylor S. E., Brown J. D. Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health // Psychological Bulletin, 1988. - Vol. 103. - № 2. - Р. 193-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.