Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 3 (11). С. 162-164. УДК 930
О. В. Гефнер
ВОЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОМСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКОВ
Характеризуется влияние военных на формирование архитектурного пространства, визуального облика и особенностей общественной жизни Омска второй половины XIX - начала XX в. Приводятся свидетельства современников: путешественников, литераторов, горожан, запечатлённые в воспоминаниях, путевых заметках, статьях.
Ключевые слова: городское пространство; культура; военные.
O. V. Gefner
MILITARY ELEMENTS OF SOCIAL AND CULTURAL SPACE IN THE CITY OF OMSK SECOND HALF XIX - EARLY XX CENTURIES: VIEWS OF THEIR CONTEMPORARIES
It is describes the influence of the military on the formation of architectural space, visual appearance and features of the social life of Omsk second half of XIX - early XX centuries. We give evidence of his contemporaries: travelers, writers, citizens - captured in his memoirs, travel notes and articles.
Keywords: cityscape; culture; military.
Город представляет собой и место, культурный ландшафт, и систему многообразных связей и взаимодействий населения, является особым социально-пространственным феноменом. Как отмечает известный российский культуролог М. С. Каган, «город обретает свой целостный и в каждом случае специфический культурный облик благодаря превращению духовных качеств горожан в предметное бытие городской среды и творимых в ней продуктов материального, духовного и художественного производства, а затем преобразованию опредмеченного в них содержания в духовные качества растущих в городе новых поколений...» [1].
Омск XIX - начала XX в. справедливо можно назвать военной столицей Западной Сибири. Возникнув сначала как крепость, форпост для продвижения вглубь Сибири, колонизации региона, он и в дальнейшем продолжал оставаться важным пограничным городом, центром генерал-губернаторства, военного округа с высоким удельным весом
© Гефнер О. В., 2016
военных среди населения (в 1897 г. он составлял 7,8 %), играющим большую роль и в обороне страны, и в освоении её территорий. Военный фактор, несомненно, оказывал значительное влияние на формирование населения, внешнего облика, культуры, «души» города, который, по образному выражению литератора И. И. Завалишина, был «воинским станом передовой Руси у обетованной земли солнца» [2]. Понять, почувствовать военный дух города помогает обращение к свидетельствам современников, омичей и гостей города, которые отразили своё восприятие Омска в воспоминаниях, газетных заметках, научных трудах.
Для многих современников, как живших в городе, так и бывших в нём проездом, Омск зачастую ассоциировался с военным лагерем. Офицер И. Белов, служащий в городе в середине XIX в., отмечал в своих воспоминаниях, что «Омск кажется постоянно укреплённым лагерем Сибири или поселением: ибо жителей здесь, кроме военных и служащих
Военный элемент в социокультурном пространстве Омска второй половины XIX - начала XX в.
по другим ведомствам, иных почти не заметно» [3]. Так же характеризует город и проезжавший его известный путешественник П. П. Семёнов-Тян-Шанский: «Омск... уподоблялся скорее временному военно-административному лагерю, чем городскому про-мышленно-торговому поселению» [4].
Высказывая впечатления об архитектурном пространстве Омска, гости города обращали внимание, прежде всего, на военные здания и сооружения, поскольку они были наиболее заметными, красивыми, а в середине XIX в. практически единственными каменными зданиями. Именно с военными были связаны наиболее важные архитектурные доминанты города: Сибирский кадетский корпус, генерал-губернаторский дворец, Воскресенский военный собор, Никольская казачья церковь, здания штаба, казарм, гауптвахта, Военное собрание, военный госпиталь и др. Так, немецкий путешественник О. Финш, посетивший Омск в 1876 г., отмечал, что его внимание привлекли, прежде всего, «большие выкрашенные белой краской казённые здания: дом генерал-губернатора, военная гимназия, бывшая суконная фабрика... и несколько церквей. Из церквей самая большая - казачий собор» [5]. Американский путешественник Д. Кеннан, бывший в Омске в 1885 г., писал, что «здесь есть несколько заслуживающих внимание казённых зданий, в том числе огромный, весь белый кадетский корпус, генерал-губернаторский дом...» [6]. П. Вольногорский отмечал, что в Омске «встречаются великолепные здания, как, например, генерал-губернаторский дом и кадетский корпус» [7].
Одним из ярких проявлений военной культуры в социокультурном пространстве города был военный мундир. Пребывание на улицах города офицеров, солдат, военных чиновников, кадетов в разнообразном военном обмундировании составляло важнейшую визуальную характеристику города, которую неоднократно подмечали современники, использовавшие именно «мундирную» терминологию при описании своих впечатлений об Омске. Американский путешественник Д. Кеннан характеризовал Омск 1880-х гг. как город, «где половина населения ходит в мундирах и занимается тем, что управляет другой половиной» [8]. Известный сибирский писа-
тель В. В. Иванов образно описывал Омск начала XX в. так: «Ночью освещался только один Любинский, остальные улицы города лежали во тьме. Но казалось, что бесконечное число мундиров, усеянных блестящими пуговицами и погонами, хорошо освещает город. Его наполняли чиновники Степного генерал-губернаторства, штаба, суда, интендантства, артиллерийского управления, казачьи офицеры, ученики кадетского корпуса, гимназий, учительских семинарий» [9]. Военные мундиры массово присутствовали не только на улицах города, они были необходимым атрибутом различных учреждений, светских салонов, театральных зал. Интересно, что исследователь истории Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества В. Ф. Семёнов, характеризуя социальный состав этой организации на первом этапе её существования, когда в ней господствовали военные, использует терминологию, связанную с военной атрибуцией. Он называет собрания ЗСОИРГО этого периода «мундирными» [10].
Современники свидетельствуют, что присутствие в Омске значительного воинского контингента придавало характерные особенности и звуковому фону города. Литератор П. К. Мартьянов давал такую зарисовку города середины XIX в.: «В крепости господствовал исключительно военный элемент: офицеры, солдаты, казаки, денщики, служителя, фурлеты и каторжные арестанты. Слышался лязг оружия, вызов караула в ружьё, отдание чести, стук нагруженных провиантских телег, скрип артельных повозок, бряцание громыхающих арестантских кандалов» [11].
С военным характером города современники связывали как положительные, так и отрицательные черты в его общественной жизни. По мнению некоторых, пребывание высшей военной администрации, офицерства в Омске способствовало оживлённому развитию различных сфер городской жизни, в том числе и культурной. Епископ Енисейский Никодим, посетивший Омск в 1870 г., писал: «Военное и центральное гражданское управление привлекает сюда образование, гражданственность, богатство» [12]. Большая доля военных в составе населения города, который известный общественный деятель,
О. В. Гефнер
учёный Г. Н. Потанин характеризовал как «город военных и чиновников», способствовала тому, что «верхние слои омского общества образованнее томских...» [13] и «в Омске было более внешнего блеска и настоящего просвещения» [14].
Другие, часто оппозиционно настроенные к власти общественные деятели, наоборот, с доминированием военных в городе связывали отсутствие активной общественной жизни, серьёзных интересов и высоких стремлений у местного населения. Для видного советского общественного деятеля И. М. Майского, который провёл своё детство в Омске в 1890-х гг., офицерство и военное чиновничество Омска, составлявшее «первое сословие», общество города, - это люди, которые «занимались шагистикой, писали бумаги, сплетничали, выпивали, играли, в карты, сочиняли нелепые песни для "христолюбивого воинства"» [15]. А. Е. Хохряков в 1911 г. так отзывался о роли военного элемента в общественной жизни города: «Человек в Омске ценился только как поручик, генерал, статский советник. Город без общества, без общественной жизни; город сослуживцев, заражённый формой, дисциплиной, инстанцией... Жизненный нерв Омска - награда, наградные!.. Омск ничего не производил; он потреблял и расходовал...» [16].
Таким образом, современники в своих воспоминаниях и размышлениях нарисовали образ Омска второй половины XIX - начала XX в. как военного города, «города в военном мундире», каковым он являлся не только по своим функциональным особенностям и составу населения, но и по своему внешнему
облику, внутреннему духу, жизненной атмосфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 53.
2. Завалишин И. Описание Западной Сибири. -Т. 1. - М., 1862. - С. 157.
3. Цит. по: Время и город: Омск XVIII - начала XX вв. в описаниях современников. - Омск, 1996. - С. 18.
4. Семёнов-Тян-Шанский П. П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 гг. - М., 1948. -С. 68.
5. Финш О., Брем А. Путешествие в Западную Сибирь. - М., 1882. - С. 57.
6. Кеннан Д. Сибирь и ссылка. - СПб., 1906. -Т. 1. - С. 111.
7. Вольногорский П. По белу свету. - Вып. 2. -М., 1904. - С. 86.
8. Кеннан Д. Указ. соч. - С. 111.
9. Иванов В. В. Похождение факира // Собрание сочинений. - М., 1960. - Т. 6. - С. 189-190.
10. Семёнов В. Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского отдела Государственного Русского географического общества // Записки Западно-Сибирского отдела Государственного Русского географического общества. - Омск, 1927. - Т. XXXIX. - С. 8.
11. Мартьянов П. К. В переломе века. (Отрывки из старой записной книжки) // Исторический вестник. - 1895. - № 11. - С. 435.
12. Никодим. Путевые записки епископа Никоди-ма // Русский архив. - 1903. - № 3. - С. 406.
13. Потанин Г. Н. Сибирские казаки // Живописная Россия. - СПб., 1884. - Т. 11. - С. 116.
14. Потанин Г. Н. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. - Новосибирск, 1983. -Т. 6. - С. 86.
15. Майский И. М. Перед бурей. - М., 1945. -С. 41.
16. Сибирские вопросы. - 1911. - № 35-36. -С. 2.