Научная статья на тему 'МИКРООБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

МИКРООБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРООБУЧЕНИЕ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Эльвира Николаевна

Цель работы - выявление особенностей применения технологии микрообучения в иноязычном образовании студентов, осваивающих программы неязыковых вузов. Научная новизна исследования заключается в особом подходе к определению понятия «микрообучение», которое рассматривается в рамках исследования как технология, находящая своё применение как в очном и смешанном формате обучения, так и в условиях реализации дистанционного формата взаимодействия педагога иностранного языка со студенческой аудиторией. В статье автором решается ряд задач, направленных на: изучение научного опыта исследователей по проблеме применения микрообучения в практике российских неязыковых вузов; описание общих подходов к трактовке термина «микрообучение», представление основных характеристик названной технологии; определение достоинств и недостатков такого формата организации работы в иноязычном образовании студентов, в том числе и в рамках дистанционного обучения; обоснование эффективности микрообучения при преподавании английского языка студентам неязыковых вузов. В результате работы выявлено, что микрообучение может применяться в организации учебного процесса вуза, поскольку отвечает образовательным потребностям современного студента. В работе очерчивается круг методических рекомендаций по использованию рассматриваемой технологии в рамках образовательного процесса по иностранному языку в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICRO-LEARNING AS A TECHNOLOGY FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The aim of the work is to identify the features of micro-learning technology application in the foreign language education of students mastering the programs of non-linguistic universities. The scientific novelty of the study lies in a special approach to the definition of the notion of “micro-learning”, which is considered within the framework of the study as a technology that finds its application both in full-time and blended learning formats, and in the context of implementing a distance format of interaction between a foreign language teacher and a student audience. In the article, the author solves a number of tasks aimed at: studying the scientific experience of researchers on the problem of applying micro-learning in the practice of Russian non-linguistic universities; description of general approaches to the interpretation of the term “micro-learning”, presentation of the main characteristics of the named technology; determination of the advantages and disadvantages of such a format for organizing work in foreign language education of students, including distance learning; substantiation of micro-learning effectiveness in teaching English to students of non-linguistic universities. As a result of the work, it has been revealed that micro-learning can be used in the organization of the educational process of the university, since it meets the educational needs of a modern student. The paper outlines a range of methodological recommendations on the use of the technology under consideration in the framework of the educational process in a foreign language in higher education.

Текст научной работы на тему «МИКРООБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Зкратота

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2023. Том 16. Выпуск 2. С. 640-644 | 2023. Volume 16. Issue 2. P. 640-644

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Микрообучение как технология преподавания иностранного языка в неязыковом вузе

Диденко Э. Н.

Аннотация. Цель работы - выявление особенностей применения технологии микрообучения в иноязычном образовании студентов, осваивающих программы неязыковых вузов. Научная новизна исследования заключается в особом подходе к определению понятия «микрообучение», которое рассматривается в рамках исследования как технология, находящая своё применение как в очном и смешанном формате обучения, так и в условиях реализации дистанционного формата взаимодействия педагога иностранного языка со студенческой аудиторией. В статье автором решается ряд задач, направленных на: изучение научного опыта исследователей по проблеме применения микрообучения в практике российских неязыковых вузов; описание общих подходов к трактовке термина «микрообучение», представление основных характеристик названной технологии; определение достоинств и недостатков такого формата организации работы в иноязычном образовании студентов, в том числе и в рамках дистанционного обучения; обоснование эффективности микрообучения при преподавании английского языка студентам неязыковых вузов. В результате работы выявлено, что микрообучение может применяться в организации учебного процесса вуза, поскольку отвечает образовательным потребностям современного студента. В работе очерчивается круг методических рекомендаций по использованию рассматриваемой технологии в рамках образовательного процесса по иностранному языку в высшей школе.

EN

Micro-Learning as a Technology for Teaching a Foreign Language in a Non-Linguistic University

Didenko E. N.

Abstract. The aim of the work is to identify the features of micro-learning technology application in the foreign language education of students mastering the programs of non-linguistic universities. The scientific novelty of the study lies in a special approach to the definition of the notion of "micro-learning", which is considered within the framework of the study as a technology that finds its application both in full-time and blended learning formats, and in the context of implementing a distance format of interaction between a foreign language teacher and a student audience. In the article, the author solves a number of tasks aimed at: studying the scientific experience of researchers on the problem of applying micro-learning in the practice of Russian non-linguistic universities; description of general approaches to the interpretation of the term "micro-learning", presentation of the main characteristics of the named technology; determination of the advantages and disadvantages of such a format for organizing work in foreign language education of students, including distance learning; substantiation of micro-learning effectiveness in teaching English to students of non-linguistic universities. As a result of the work, it has been revealed that micro-learning can be used in the organization of the educational process of the university, since it meets the educational needs of a modern student. The paper outlines a range of methodological recommendations on the use of the technology under consideration in the framework of the educational process in a foreign language in higher education.

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена наблюдающейся тенденцией современной системы высшего образования к модернизации процесса обучения в свете новых требований государственных регламентирующих документов (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3++); Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022)

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230059

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.org/Licenses/by/4.0/

(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)), а также образовательных потребностей сегодняшних студентов, тяготеющих к широкому использованию компьютеров в процессе освоения дисциплин, а также их мотива-ционно-потребностной сферой и личностными характеристиками (в частности, клиповостью мышления).

Микрообучение, зачастую основанное на базе применения информационно-коммуникационных технологий, оперирующее понятием «учебного контента» как набора небольших по объёму тематических блоков необходимого для изучения материала, соответствует личностным особенностям обучающихся вузов, поскольку предполагает изучение темы за короткий промежуток времени посредством большого количества визуализации, что также соответствует психологии «поколения 2».

Проблема внедрения микрообучения в образовательный процесс российской высшей школы на сегодняшний день нередко становится объектом исследовательского интереса. В частности, учёные отмечают, что западное высшее образование активно внедряет данную технологию в практику деятельности вузов (Де-нищева, Сафуанов, Семеняченко, 2022), тогда как в университетах России она пока не заняла отдельную нишу в процессе обучения (Блинов, Сергеев, Родичев, 2022).

Всё вышеперечисленное детерминирует необходимость пересмотра как содержания образования, так и методических путей, оказывающихся эффективными средствами достижения результатов обучения при работе с аудиторией студентов неязыковых вузов, чему и посвящено настоящее исследование.

Задачами исследования определяются следующие:

1) рассмотреть сущность термина «микрообучение» как технологии преподавания иностранного языка в неязыковом вузе;

2) на основе анализа научно-методической литературы, а также личного педагогического опыта описать достоинства и недостатки указанной технологии;

3) определить средства реализации микрообучения в условиях неязыкового вуза;

4) разработать список рекомендаций по применению микрообучения в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

В качестве ведущих методов исследования автором используются описательный, сопоставительный методы, а также анализ, синтез и систематизация.

Теоретической базой исследования стали труды о тенденциях и стремлениях современного человека к свободному доступу к образовательным ресурсам посредством информационных и цифровых технологий (Монахова, Монахов, Прончев, 2020; Чуланова, Хисамутдинова, 2020), о психологических особенностях современного молодого поколения, в частности студенческой аудитории (Купчинская, Юдалевич, 2019; Петрунева, Васильева, Петрунева, 2020), а также работы, поднимающие проблему применения микрообучения в процессе освоения вузовских дисциплин по иностранному языку (Авраменко, 2020; Краснова, 2021; Сливная, 2021).

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации по применению микрообучения в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе могут быть учтены преподавателями-практиками, осуществляющими педагогическую деятельность в высшей школе, а также при составлении учебников и учебных пособий по дисциплинам «Методика преподавания иностранного языка», «Лингводидактика», при проведении семинаров и спецкурсов по вопросам методики преподавания иностранных языков.

Основная часть

Исследователи и педагоги в последнее время всё больше внимания уделяют теоретическому осмыслению и практическому освоению технологии, получившей название «микрообучение». В трудах зарубежных учёных данный термин фиксируется несколько ранее, чем в отечественной педагогической литературе (впервые это понятие было употреблено Уильямом Аттеа в 1970 году с целью обозначения коротких по временным показателям «сеансов обучения» (Краснова, 2021, с. 207)), однако на сегодняшний день российская лингводидактика накопила немалый опыт в рассмотрении вопросов организации микрообучения, в том числе и в процессе обучения студентов вузов. Вслед за профессором Е. З. Власовой (2021) отметим двойственную сущность микрообучения. С одной стороны, оно представляет собой «самостоятельные учебные элементы», которые оказываются подчинёнными общей цели обучения. С другой стороны, рассматриваемый термин может интерпретироваться как совокупность технологий, применение которых призвано акцентировать внимание обучающихся на «конкретном образовательном результате» (с. 12). Таким образом, микрообучение предполагает освоение одного аспекта конкретной темы, находящейся в рамках дисциплины, за небольшой период времени.

При обращении к вопросам микрообучения исследователи зачастую оперируют понятием «контента», т. е. специально разработанной преподавателем базы учебных материалов, раздроблённой по тематическому признаку. Кроме того, при создании контента представляется возможным дифференцировать задания и формат трансляции новых знаний с учётом особенностей группы обучающихся в целом, а также индивидуальных способностей студентов (Авраменко, 2020), что оказывается насущной проблемой в среде вузовского образования, поскольку уровень иноязычной подготовки членов учебного коллектива оказывается разнородным. Персонификация обучения также достигается путём избрания студентом собственного темпа усвоения материала, количества его прочтения и повторения просмотров, что зависит от его «индивидуального стиля обучения» (Сливная, 2021, с. 168).

Несомненным достоинством в работе с современными студентами оказывается широкое использование интернет- и цифровых ресурсов. Сегодняшние обучающиеся вузов определяются исследователями в качестве «поколения 2», которые являются активными пользователями компьютера, проводят большое количество времени за использованием гаджетов, что позволяет называть Всемирную паутину их «естественной средой обитания» (Петрунева, Васильева, Петрунева, 2020, с. 152), а их образовательные потребности заключить в стремлении «получить максимальный объём узконаправленной информации в минимальную единицу времени» (Милюшенко, 2022, с. 43). Микрообучение учитывает данный факт и предполагает организацию учебного процесса на базе современных компьютерных технологий и цифровых ресурсов.

Следует также сказать о ещё одном достоинстве микрообучения - о возможности предоставлять фрагментарные, короткие по объёму информационные справки в нестандартном для традиционного обучения формате, что соответствует особенностям мышления сегодняшнего молодого поколения, тяготеющего к клипово-сти, характеризующегося конкретностью, визуализацией, быстротой, поверхностностью, невосприимчивостью к сложным языковым структурам (Купчинская, Юдалевич, 2019, с. 201). Посредством микрообучения студентам предлагаются различные теоретические блоки изучаемой темы в виде инфографики, схем, таблиц и рисунков, которые по причине отсутствия лишней информации, а также интерактивного формата воспринимаются максимально быстро и могут быть сразу же отработаны на практике, что способствует реализации принципа обучения - гармоническое сочетание формирования знаниевой базы и автоматизации навыков применения её компонентов (Захарова, 2021, с. 329). Например, в процессе формирования иноязычной лексической компетенции у обучающихся эффективным средством представления новой информации становится инфографика (облако слов), которая демонстрируется студентам в рамках изучения лексической темы, происходит перевод слов с применением электронных словарей или же их семантизация предъявляется студентам в готовом виде, отрабатывается функционирование лексико-грамматических конструкций в коммуникативной деятельности (дебаты, дискуссии и т. п.), а затем посредством тестирования (как на базе онлайн-тренажёров, так и в «традиционном» режиме), педагогом проверяется уровень усвоения новых знаний. Причём этап микро-занятия, когда студентам предоставляется доступ к банку заданий, может характеризоваться свободой в выборе форматов упражнений, их содержания, которое варьируется в зависимости от индивидуальных потребностей обучающихся.

Микрообучение, таким образом, способствует решению насущной проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах - это необходимость оптимизации и интенсификации учебного процесса, поскольку для освоения названной дисциплины отводится сравнительно небольшая доля аудиторного времени при условиях объёмного количества учебного материала для изучения студентами.

Особую нишу в практике микрообучения занимают на сегодняшний день социальные сети и мессенджеры. Плодотворным подходом в организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку, а также развитии их заинтересованности в предмете оказывается применение преподавателем «современных» форматов коммуникации с обучающимися. Примером такой деятельности может послужить ведение страницы в социальной сети, где в определённое, оговоренное предварительно время выкладывается пост с теоретической информацией (которая может быть сопровождена анимацией, видео- и аудиофрагментами), необходимой для ознакомления. В процессе реализации смешанного формата обучения освоенное знание может быть проконтролировано педагогом в ходе аудиторного занятия, при дистанционном - посредством онлайн-тестирования.

К недостаткам микрообучения можно отнести невозможность его реализации при изучении больших теоретических блоков, необходимости более глубокого проникновения в материал (Чуланова, Хисамутдино-ва, 2020, с. 14), где подразумевается чтение объёмных текстов, выполнение большого количества различных упражнений и т. д. Педагоги зачастую сталкиваются с проблемой обновления учебного контента, который затруднительно подстроить под потребности и особенности каждого члена студенческого коллектива, а также актуальным становится вопрос обеспечения связи между отдельными микро-уроками. Поэтому следует констатировать, что в условиях современного неязыкового вуза представляется возможным использовать лишь элементы микрообучения. Кроме того, в рамках изучения иностранного языка как обязательной дисциплины, предусмотренной программой образовательной организации высшего образования, необходимо формирование устойчивых знаний, которые зачастую актуализируются в процессе дальнейшего иноязычного обучения. А технология микрообучения в полной мере не способствует реализации указанной задачи, поэтому следует согласиться с мнением Г. А. Монаховой, Д. Н. Монахова, Г. Б. Прончева (2020) о том, что в процессе освоения целостного курса микрообучение может быть использовано в качестве «фрагмента содержания» (с. 301).

Поэтому следует определить плодотворность построения модульного формата обучения, где первым элементом оказывается теоретический блок, представленный слайдом презентации, инфографикой, схемой и иной визуализированной информацией по изучаемой теме, а вторым - практическая отработка полученных знаний. В рамках реализации второго этапа микро-урока происходит выполнение условно-речевых упражнений, чтение коротких текстов, коммуникативная деятельность по прочитанному.

Названные блоки в рамках модульного формата оформляются в подкаст, где содержатся упражнения, тексты, визуальная информация по определённой теме, нацеленная на развитие навыков всех видов деятельности на иностранном языке. Размещать подкасты представляется возможным в программах, которыми оснащены компьютеры, объединённые в локальную сеть, а также в условиях дистанционного обучения -на платформах сети Интернет.

Следует отметить, что особой актуальностью обладает этап обратной связи с обучающимися, проходящий после завершения выполнения модулей. При непосредственном взаимодействии преподавателя иностранного языка со студентами это может быть устный опрос, а в условиях дистанционной работы - общение в чате.

Данный элемент целостной системы организации микрообучения нацелен на оценку обучающимися подхода, избранного педагогом, его эффективности в достижении результатов обучения.

При реализации технологии микрообучения в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе важно учитывать следующее:

1) демонстрировать связь микро-контентов из разных тематических блоков дисциплины;

2) актуализировать приобретённые знания в рамках одного микро-урока в процессе проведения другого, что способствует формированию долгосрочных навыков по различным видам деятельности на иностранном языке;

3) при создании контента следует придерживаться правил краткости, адаптивности материала (текстового и визуального) под потребности и индивидуальные особенности студентов;

4) использовать разнообразные формы визуализации теоретической информации;

5) активно использовать время внеаудиторной деятельности для решения образовательных задач дисциплины;

6) систематически осуществлять контроль выполнения заданий;

7) широко использовать образовательные платформы, позволяющие реализовать микрообучение, предоставлять доступ студентам к учебному контенту;

8) предлагать тестирование в онлайн-режиме;

9) применять функционал социальных сетей, мессенджеров и чатов;

10) осуществлять этап обратной связи с целью отслеживания уровня усвоения необходимой информации. Заключение

Микрообучение, таким образом, может стать одной из технологий в вузовском иноязычном образовании, однако фрагментарность её применения детерминируется особенностями дисциплины «Иностранный язык», где обнаруживается необходимость более детального погружения в учебный материал, а также изучения объёмных тем. Однако микрообучение соотносимо с психологическими характеристиками современных студентов, что обусловливает плодотворность внедрения этой технологии в практику преподавания, а также является одним из существенных достоинств рассматриваемой технологии.

Кроме того, одним из положительных воздействий применения микрообучения становится оформление учебного контента, доступ к которому может быть предоставлен студентам как в рамках очного и смешанного формата обучения (посредством локальной компьютерной сети), так и в условиях осуществления дистанционного взаимодействия пары «преподаватель - обучающийся» (через ресурсы сети Интернет). Теоретические блоки тематического модуля могут подвергаться многократному изучению студентами, что помогает реализовать принципы личностно-ориентированного подхода в образовании.

Краткость и наглядность в представлении материала способствуют оптимизации и интенсификации учебного процесса, что оказывается особенно актуальным в практике преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, когда программа предусматривает большой объём необходимых для овладения студентами тем за сравнительно небольшое количество аудиторных часов.

Существенным недостатком рассматриваемой технологии, препятствующим широкому распространению микрообучения в образовательном процессе российских неязыковых вузов, является поверхностность формируемых знаний, что и обусловливает фрагментарность использования данной технологии.

Средствами реализации микрообучения становятся компьютеры, объединённые в локальную сеть (в условиях очного и смешанного обучения), а также ресурсы сети Интернет, мессенджеры и социальные сети (при дистанционном и смешанном формате образовательного процесса).

Условиями для эффективного внедрения микрообучения оказываются грамотное составление учебного контента, вскрытие связей между микро-занятиями, актуализирующих усвоенный материал, необходимость этапа контроля и наличие обратной связи с целью оценки уровня достигнутых студентами целей обучения и образовательных результатов.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы связываются с активным развитием цифровых технологий в образовании, расширением инструментов организации интерактивных и дистанционных технологий обучения иностранным языкам. Кроме того, большую роль в обосновании эффективности применения микрообучения в вузовской практике играют сопоставительные исследования, представляющие собой педагогический эксперимент, где отслеживается динамика достижения образовательных результатов в рамках традиционного и инновационного подходов. В науке до сих пор требует решения проблема методического обеспечения, структурного, алгоритмического описания микрообучения как технологии в иноязычном обучении студентов.

Источники | References

1. Авраменко А. П. Индивидуализация процесса формирования иноязычной лексической компетенции

на основе микрообучения // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. Т. 25.

№ 184. DOI: 10.20310/1810-0201-2020-25-184-25-34

2. Блинов В. И., Сергеев И. С., Родичев Н. Ф. Микрообучение - из бизнеса в образование: перспективное направление развития дидактики // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 9. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-43-68

3. Власова Е. З. Микрообучение - эффективный формат электронного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 1 (55). DOI: 10.46845/2071-5331-2021-1-55-11-13

4. Денищева Л. О., Сафуанов И. С., Семеняченко Ю. А. Возможности обеспечения персонализации образования в вузе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. № 2 (60). DOI: 10.25688/2072-9014.2022.60.2.07

5. Захарова Е. А. Технология микрообучения: эффективный инструмент формирования и оценки профессиональных компетенций будущих учителей // Kant. 2021. № 2 (39). DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.56

6. Краснова Т. И. Микрообучение в контексте преподавания иностранных языков // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11.

7. Купчинская М. А., Юдалевич Н. В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3 (14).

8. Милюшенко Т. В. Организация микрообучения в рамках модульного подхода обучения иностранным языкам в языковых вузах // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11. № 3. DOI: 10.24412/2225-8264-2022-3-42-47

9. Монахова Г. А., Монахов Д. Н., Прончев Г. Б. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования // Образование и право. 2020. № 6. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10645

10. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Современные студенты: цифровое бытие // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-2-150-160

11. Сливная Е. М. Микрообучение как инновационная технология в преподавании иностранного языка в условиях современной реальности // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 89. № 6. DOI: 10.18522/20701403-2021-89-6-166-171

12. Чуланова О. Л., Хисамутдинова А. А. Микрообучение как технология совершенствования обучения персонала организации с целью получения целевых знаний // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. № 2 (31).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Диденко Эльвира Николаевна1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва Didenko Elvira Nikolaevna1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

1 endidenko@fa.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 21.12.2022; опубликовано (published): 28.02.2023.

Ключевые слова (keywords): микрообучение; лингводидактика; иностранный язык; английский язык; высшее образование; micro-learning; linguodidactics; foreign language; English language; higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.