Научная статья на тему 'МИКРОГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ'

МИКРОГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные группы / малые социальные группы / микрогруппы / микроклимат в коллективе / коллективная результативность / social groups / small social groups / microgroups / microclimate in the team / collective performance

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.А. Осинкина

В работе были изучены механизмы формирования микрогрупп в образовательном коллективе и их влияние на результативность коллектива. Психологические аспекты формирования малых коллективов внутри более большого коллектива предположительно могут оказывать негативное влияние на общие показатели результативности. По результатам работы было определено, что в образовательном коллективе присутствие микрогрупп дает в большей степени положительных результат, что обусловлено специфичностью постановки цели работы данного коллектива, так как общая результативность в этом случае зависит не от результатов выполнения общего дела, а от суммы результатов выполнения отдельных целей отдельными представителями коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROGROUPS IN THE EDUCATIONAL STAFF AND THEIR INFLUENCE ON OVERALL COMMONITY AND PERFORMANCE

The work examined the mechanisms of formation of microgroups in an educational team and their impact on the team’s performance. The psychological aspects of forming small teams within a larger team can presumably have a negative impact on overall performance indicators. Based on the results of the work, it was determined that in an educational team the presence of microgroups gives a more positive result, which is due to the specificity of setting the goal of the work of this team, since the overall effectiveness in this case does not depend on the results of completing a common task, but on the sum of the results of achieving individual goals by individual representatives of the teams.

Текст научной работы на тему «МИКРОГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ»

- Психологические науки -

МИКРОГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

И.А. Осинкина, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-138-140

Аннотация. В работе были изучены механизмы формирования микрогрупп в образовательном коллективе и их влияние на результативность коллектива. Психологические аспекты формирования малых коллективов внутри более большого коллектива предположительно могут оказывать негативное влияние на общие показатели результативности. По результатам работы было определено, что в образовательном коллективе присутствие микрогрупп дает в большей степени положительных результат, что обусловлено специфичностью постановки цели работы данного коллектива, так как общая результативность в этом случае зависит не от результатов выполнения общего дела, а от суммы результатов выполнения отдельных целей отдельными представителями коллективов.

Ключевые слова: социальные группы, малые социальные группы, микрогруппы, микроклимат в коллективе, коллективная результативность.

Человек, согласно классическому определению, является био-социо-духовным существом. Его потребность в социальной жизни выражается в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Процесс становления человека как члена общества называется социализацией, и имеет в современном мире не меньшее значение, чем благополучное физическое развитие: в истории известны случаи, когда человек с раннего детства оказывался оторван от общества и рос с животными в дикой природе, и, хотя с биологической точки зрения он оставался человеком, зачастую такой ребенок уже не мог полностью адаптироваться в обществе и стать его полноправным членом.

Все общество в целом принято делить на группы, которые формируются в зависимости от качеств и интересов входящих в нее людей. Стоит предполагать, что первыми социальными группами в первобытном обществе были семьи: члены одной семьи совместно охотились, строили укрытия, поддерживали общий очаг и делили пищу. Но по мере развития, такие группы начинали взаимодействовать между собой, образуя племена и общины, что помогало им более эффективно охотиться и защищаться от врагов и хищников [1].

Считается, что потребность в эффективном взаимодействии между членами первичных групп и привела к развитию речи. Человек, оторванный от своей группы или изгнанный из нее, уже не мог эффективно защищаться и добывать пищу и был обречен на гибель. То есть, зарождение общества в виде племен позволило людям выжить и развиваться [2].

В процессе развития численность групп росла и в них стали появляться другие, малые, группы. На пример в Древней Индии все общество делилось на социальные слои: касты. Подобное деление присутствовало практически во всех государствах. Позднее стали создаваться общества по профессиям: гильдии ремесленников, военные, чиновники и т.д. В современном мире групп невероятное множество и каждый человек принадлежит сразу ко многим: например, кто-то может являться студентом, при этом состоять в обществе любителей поэзии Гёте и заниматься парку-ром по вечерам - все это отдельные социальные группы.

Все группы принято делить на большие и малые. В больших группах люди не знакомы между собой, как например сотрудники международной корпорации. В малой

- Психологические науки -

же группе, все ее члены между собой знакомы [3].

Примером малой группы можно считать одну академическую группу в институте. Как и любой группе, ей присуще характерные признаки:

- Она представляет собой людей, объединенных определенной целью (получение высшего образования);

- Присутствует официальный лидер (староста);

- Все ее члены осознают свою принадлежность к данной социальной группе;

- Присутствуют определенные межличностных отношения.

Однако и в такой группе можно выделить микро-группы: объединения двух-трех человек, имеющих схожие взгляды и общие интересы. Обычно такие микрогруппы начинают складываться с первого курса, зачастую их члены находятся в

дружеских отношениях и проводят вместе довольно много времени. Однако возникает вопрос: способствует ли подобное деление общей сплоченности коллектива и достижению им результатов или же наоборот разобщает людей?

Для выяснения вопроса наличия микрогрупп был проведен социологический опрос среди студентов 1-4 курсов разных российских институтов, а также учеников 11 класса (так как за годы совместного обучения в них наиболее вероятно сложились подобные микро-группы)

Всего в опросе приняло участие 470 человек, из них 50 (10,6%) учеников 11 класса, 150 (31,9%) студентов 1 курса, 80 (17%)

- 2, 90 (19,1%) - 3 и 100 (21,3%) - 4. На вопрос: присутствуют ли в их коллективе микро-группы, положительно ответило 370 (78,7%) опрашиваемых, отрицательно

- 100 (21,3%) (рисунок).

^Щрг

Рис. Деление на малые группы в академических коллективах разного возраста

Наиболее частыми вариантами микрогруппы были названы: группы по интересам, люди, активно занимающиеся наукой, активисты, спортсмены. Итак, можно с определенной уверенностью сказать, что деление на микро-группы присутствует в большинстве академических групп. Остался вопрос положительного и отрицательного влияния их на общую сплоченность и результативность коллектива.

На эффективность групповой деятельности напрямую влияет сплоченность коллектива, которая определяет внутренний микроклимат и готовность членов к совместной работе. Именно поэтому резуль-

тативность эффективно действующей группы выше суммы эффективность ее отдельных членов, за счет распределения обязанностей между более квалифицированными в различных областях членами группы. Для получения действенных результатов необходимо правильно организовывать коллектив и обучать его навыкам совместной работы.

С этой позиции, создание микро-группы внутри коллектива способствуют разобщению коллектива, ведь деятельность микро-группы будет направлена на их эффективную работу и снижает общую ре-

■ Психологические науки

зультативность и в целом заинтересованность в результате.

Однако, если брать коллектив институтской академической группы, то микрогруппы могут оказывать крайне положительное влияние. Ведь у такого коллектива нет конкретной общей цели работы: получение знаний является целью, как всей группы, так и каждого отдельного студента. В таком случаи, сплоченные микрогруппы, в которых развита взаимопомощь, являются эффективной ячейкой реализации цели, так как, во-первых, студенты готовы помогать друг другу в эффективном получении знаний: объяснять непонятный или пропущенный материал, вместе делать трудные задания, во-вторых,

сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека, что, разумеется, играет положительную роль.

Таким образом, можно с уверенностью предполагать, что микрогруппы присутствуют практически в любом коллективе и играют значительную роль: могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сплоченность и результативность деятельности в зависимости от целей коллектива. В контексте же образовательной группы наличие малых групп оказывает малое негативное и довольно сильное позитивное влияние на общую результативность коллектива, что обусловлено спецификой постановки цели работы такого коллектива.

наличие такой поддержки положительно

Библиографический список

1. Сидоренков А.В. Микрогрупповая концепция: психология малой группы // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2004. - №3.

2. Мондрус А.Л. Деятельно стная и социально-психологическая спло- ченность малой группы и неформальных подгрупп // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2008. - №2.

3. Ульянова Н.Ю. Взаимосвязь социально-психологической и предметно-деятельностной эффективности и сплоченности производственных групп // СевероКавказский психологический вестник. - 2012. - №3.

MICROGROUPS IN THE EDUCATIONAL STAFF AND THEIR INFLUENCE ON OVERALL COMMONITY AND PERFORMANCE

I.A. Osinkina, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The work examined the mechanisms of formation of microgroups in an educational team and their impact on the team's performance. The psychological aspects offorming small teams within a larger team can presumably have a negative impact on overall performance indicators. Based on the results of the work, it was determined that in an educational team the presence of microgroups gives a more positive result, which is due to the specificity of setting the goal of the work of this team, since the overall effectiveness in this case does not depend on the results of completing a common task, but on the sum of the results of achieving individual goals by individual representatives of the teams.

Keywords: social groups, small social groups, microgroups, microclimate in the team, collective performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.