Научная статья на тему 'Микрогрупповая концепция: психология малой группы'

Микрогрупповая концепция: психология малой группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
838
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Микрогрупповая концепция: психология малой группы»

© 2004 г. А.В. Сидоренков

МИКРОГРУППОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

В отечественной социальной психологии за последние пятнадцать лет произошел существенный спад интереса к изучению малых групп, область которых ранее занимала доминирующее положение в данной научной дисциплине. Причина этого видится в том, что существующие теории - теория деятельностного опосредствования межличностных отношений и параметрическая теория - в значительной мере исчерпали свой потенциал и оказались по своему содержанию не соответствующими в полной мере новой эпохе развития российского общества. Выход из сложившейся ситуации должен прокладываться на основе переосмысления всего накопленного опыта в изучении малых групп и разработки иных концепций. На такое направление научной работы указывает и зарубежный опыт, в котором наблюдавшееся периодическое ослабление исследовательской активности в области малых групп многими авторами связывалось с отсутствием новых теорий.

В данной статье представлены основные положения новой социально-психологической концепции малой группы - микрогрупповой концепции, суть которой заключается в том, чтобы осмысливать групповые процессы и феномены сквозь призму неформальных подгрупп и не включенных в них членов, из которых состоит малая группа.

1. Малая контактная группа - общность людей, объединенная по какому-то социальному или психологическому признаку, в которой возникают ситуативные или относительно устойчивые неформальные подгруппы, выполняющие определенные социальнопсихологические функции для их членов и группы в целом, а также выделяются отдельные члены, не имеющие общезначимых признаков с другими членами группы.

Неформальная подгруппа - совокупность членов группы, объединенных на основании одного или нескольких психологических (возможно, первоначально формальных) более общих и значимых для них признаков на данный момент по сравнению с другими членами группы.

Социально-психологическая структура - неформальные подгруппы (подсистемы) и не включенные в них члены группы (элементы), которые обладают общими и специфическими социально-психологическими характеристиками и находятся в определенных отношениях друг к другу и к группе в целом, зависящих, с одной стороны, от их характеристик, а с другой - от условий функционирования группы, ее взаимодействия с внешней средой.

Исходной единицей анализа малой группы являются неформальные подгруппы, возникающие в группе, а также не включенные в них члены группы.

Уровнями внутригрупповой активности являются личность - подгруппа - группа. Каждый из них выполняет определенные функции по отношению ко всем остальным. Они динамичны в своем взаимодействии в зависимости от внутренних и внешних условий жизнедеятельности группы.

2. Малая группа проявляет свою целостность с позиции более широкой социальной среды, в которую она включена, а неформальная подгруппа - с позиции группы.

Институализированная малая группа, заданная извне обществом, изначально обладает социальной целостностью, тогда как ее психологическая целостность является результатом функционирования группы и в реальной жизни часто не проявляется. В основе социальной целостности группы находятся связи, заданные социальной структурой и привязанные к такой же заданной извне социальной деятельности.

Неформальная подгруппа не задается извне, изначально определяется индивидуальными характеристиками индивидов и обладает психологической целостностью. В основе целостности подгруппы находятся те или иные психологические связи (в том числе, возможно, по поводу групповой деятельности), которые в каждом конкретном случае определяются спецификой мотивов объединения людей в подгруппу. Плотность и глубина практически любой разновидности психологических связей интегративного содержания внутри неформальных подгрупп значительно выше, чем по группе в целом.

Психологическая связь между подгруппами, подгруппами и «самостоятельными» членами проявляется прежде всего тогда, когда все члены вынуждены четко осознавать свою групповую принадлежность и необходимость объединения усилий.

3. Неформальные подгруппы в отличие от отдельных членов группы обладают всеми теми свойствами, которыми характеризуется малая группа в целом. Более того, интегративные характеристики подгрупп несравненно сильнее, а дезинтегративные - значительно слабее выражены, чем такие же характеристики малой группы в целом. Следовательно, неформальная подгруппа является более совершенной моделью социально-психологической общности в отличие от малой группы.

Социально-психологические характеристики малой группы - цели, нормы и ценности - часто являются отражением целей, норм и ценностей конкретной неформальной подгруппы.

4. Неформальные подгруппы могут быть ситуативными и относительно устойчивыми, децентрализованными и централизованными, отличаться уровнем своего развития по таким параметрам, как сплоченность в разных ее аспектах, идентификация, рефе-

рентность, а также их целям, нормам и активности в соотнесении с социальной функцией группы (в случае с институализированной группой).

5. Единственный общий признак, который лежит в основе образования малой группы, не обеспечивает ее формирования как устойчивой психологической общности, так как объективно не отражает широкого спектра индивидуальных целей и мотивов членов группы. Вследствие этого у людей возникает стремление к объединению с другими членами группы на каких-то значимых для них основаниях, что инициирует выделение подгрупп.

Анализ мотивов объединения людей в малой группе не является адекватным, так как получается слишком обобщенная характеристика группы. Поэтому необходимо анализировать мотивы объединения людей в неформальные подгруппы.

Члены группы объединяются в подгруппу на основании не одного, а нескольких мотивов одновременно, являющихся общими для большинства из них. Разные подгруппы одной и той же группы имеют не только специфические, но и схожие по содержанию мотивы.

Объединение людей в неформальные подгруппы и взаимоотношение в них происходит не только на сугубо эмоционально-экспрессивной основе, но и на основе различных параметров инструментального свойства.

Психологическим механизмом объединения членов группы в неформальную подгруппу являются процессы межличностного и социального сравнения, категоризации и идентификации.

6. Объединение членов малой группы в неформальные подгруппы связано с тем, что группа в целом не способна реализовывать те или иные функции в отношении индивидуальных целей и потребностей собственных членов, которые ей приписываются. То есть неформальная подгруппа принимает на себя те функции по отношению к индивиду, которые традиционно отводятся малой группе.

Неформальная подгруппа выполняет два блока функций: по отношению к своим членам и по отношению к малой группе.

По отношению к своим членам подгруппа реализует функции информирования, оказания поддержки в реализации индивидуальных целей, обеспечения реализации индивидами своих социальных потребностей, обеспечения безопасности внутри малой группы, нормативную.

По отношению к малой группе подгруппа может реализовывать функции стабилизации и дестабилизации внутригрупповой активности, ключевого звена групповой деятельности, организации и координации активности группы, включения нового члена в группу, нормативную.

Члены группы также выполняют определенную функцию по отношению к своей подгруппе и группе в целом, которая выражается в их вкладе в подгруппу и группу.

При непосредственном взаимодействии малой группы с внешней средой, особенно в условиях противостояния, усиливается функция группы, связанная с обеспечением поддержки всем своим членам.

7. Внутригрупповую активность необходимо рассматривать как активность подгрупп и не включенных в них членов, как взаимодействие между всеми ними.

Взаимодействие между подгруппами можно рассматривать по аналогии с взаимодействием между группами.

Поведение человека в группе, входящего в относительно устойчивую подгруппу, имеет не только личностный характер, но является поведением представителя этой подгруппы. То есть активность такого человека определяется социально-психологическими характеристиками своей подгруппы, а не только его индивидуально-психологическими особенностями.

Как представитель устойчивой подгруппы он ведет себя децентрированно с точки зрения норм и ценностей своей подгруппы. Наиболее ярко это проявляется во взаимодействии с представителями других подгрупп.

Поведение людей, не включенных в подгруппы, зависит от их психологических качеств, ориентации на конкретную подгруппу (при желании быть включенным в нее) или от принадлежности к группе в целом.

Следовательно, традиционно анализируемые связи личность - личность, группа - личность, общество -группа - личность необходимо дополнить связями личность - подгруппа - группа, подгруппа - подгруппа, которые при ограничении взаимодействия малой группы с внешней средой будут иметь ключевое значение.

Микрогрупповая предопределенность социального поведения человека часто выходит за пределы группы, если существует высокий уровень его идентификации со своей подгруппой. Поэтому необходимо рассматривать еще одну модель взаимосвязи личность -подгруппа - общество.

8. Внутригрупповая активность зависит от характера взаимодействия малой группы с социальным контекстом.

При интенсификации взаимодействия малой группы с внешней средой происходит диффузия границ многих подгрупп и нивелирование их функций по отношению к своим членам, объединение большинства членов группы вокруг какой-то одной подгруппы, способной более эффективно действовать в данной ситуации. В случае непродуктивной активности группы возможны и другие исходы: разрушение некоторых подгрупп и изменение структуры группы или формирование конфронтации, враждебности между ранее существовавшими подгруппами.

При относительной изолированности малой группы от внешней среды более выраженными становятся границы подгрупп, возрастает их активность и активность «самостоятельных» членов, усиливается негативность во взаимоотношениях между всеми ними.

Следовательно, можно ввести в анализ еще одну цепь взаимодействия: подгруппа - группа - общество.

9. Наличие в малой группе неформальных подгрупп предполагает, что феномен сплоченности группы либо теряет свой смысл и не подлежит анализу, а предметом изучения становится сплоченность подгрупп, либо должен оцениваться с точки зрения активности подгрупп и не включенных в них членов, взаимоотношений между ними.

При усилении взаимодействия между подгруппами происходит увеличение сплоченности внутри подгрупп.

Существует связь между сплоченностью, границами неформальных подгрупп, сплоченностью малой группы и особенностями взаимодействия группы с внешней средой. При относительной изолированности малой группы от внешней среды усиливается сплоченность внутри подгрупп и падает сплоченность группы в целом. При интенсификации взаимодействия группы с внешней средой (как частное с другими группами) станет возрастать сплоченность всей группы за счет консолидации людей вокруг лидирующей подгруппы или отдельного лидера, а также диффузии границ других подгрупп, которые становятся более открытыми для остальных членов группы. (В дальнейшем возможна деструктивная тенденция. См. п. 8.)

Сплоченность малой группы, определяемая традиционными методами, намного ниже, чем сплоченность отдельных неформальных подгрупп, измеряемая теми же методами.

10. Совместимость и сработанность по определенным видам деятельности членов подгруппы выше, чем по группе в целом.

Совместимость на психологическом и социальнопсихологическом уровнях (возможно, и на психофизиологическом) значительно чаще проявляется внутри подгрупп, чем между представителями разных подгрупп, или представителями подгрупп и «самостоятельными» членами, или среди «самостоятельных» членов.

Сработанность на социально-психологическом уровне (возможно, и на психологическом) значительно чаще проявляется внутри подгрупп, чем между представителями разных подгрупп, или представителями подгрупп и «самостоятельными» членами, или среди «самостоятельных» членов.

Данная тенденция совместимости и сработанности сильнее выражена в подгруппах с более высоким уровнем сплоченности, идентификации и референт-ности. Для сработанности принципиальное значение имеет еще и наличие среди мотивов объединения людей в подгруппу такого, который связан с целевой функцией группы.

Анализ социально-психологической сработанности членов малой группы следует проводить с учетом не только сработанности между отдельными людьми, но и между подгруппами.

11. Идентификация в малой группе более выражена между представителями одной и той же неформальной подгруппы, чем между представителями раз-

ных подгрупп или среди «самостоятельных» членов группы. Последние чаще идентифицируются с представителями подгрупп, чем с такими же, как и они, не включенными в подгруппы членами.

При усилении взаимодействия между подгруппами происходит более выраженная идентификация членов со своей подгруппой.

Особенности идентификационных процессов в структурных компонентах малой группы зависят от характера ее взаимодействия с внешней социальной средой. При ограничении взаимодействия малой группы с внешней средой слабее выражена идентификация людей с группой в целом и сильнее - межличностная идентификация внутри подгрупп, а также среди «самостоятельных» членов или между представителями разных структурных категорий. Относительная изоляция группы от контактов с внешней средой, с одной стороны, проявляется в отсутствии идентификации с группой в целом, а с другой - сопровождается доминированием микрогрупповой идентификации над межличностной - членов группы со своей подгруппой в целом, а «самостоятельных» членов с какой-то подгруппой. При интенсификации взаимодействия группы с внешней средой станет преобладать идентификация с группой в целом, а менее выражена -межличностная и микрогрупповая идентификация. (В дальнейшем возможна деструктивная тенденция. См. п. 8.)

12. Члены подгруппы чаще рассматривают в качестве референтных лиц представителей своей подгруппы, а «самостоятельные» члены - представителей подгрупп. Эта закономерность проявляется и усиливается при усилении взаимодействия между подгруппами.

Относительная изоляция группы от контактов с внешней средой увеличивает значимость мнения членов своей подгруппы, а для «самостоятельных» членов - мнение представителей конкретных подгрупп по сравнению с мнением таких же, как и они, не включенных в подгруппы людей. При интенсификации взаимодействия группы с внешней средой референтной для большинства членов группы станет какая-то лидирующая подгруппа. (В дальнейшем возможна деструктивная тенденция. См. п. 8.)

13. Стиль межличностных отношений в малой группе необходимо рассматривать с учетом неформальных подгрупп и не включенных в них членов группы: внутри неформальных подгрупп будет сильнее проявляться позитивный и менее - негативный стиль отношений по сравнению со взаимоотношениями между представителями разных подгрупп, «самостоятельными» членами группы.

Стиль межличностных отношений в малой группе зависит от особенностей ее взаимодействия с внешней социальной средой. В обычных условиях жизнедеятельности малой группы стили отношений внутри подгрупп и между «самостоятельными» членами или между представителями разных подгрупп отличаются не столь контрастно. Если возникает конфронтация между подгруппами или подгруппами и «самостоя-

тельными» членами, то это приводит к усилению положительного стиля внутри подгрупп и негативного между подгруппами, подгруппами и не включенными в них членами. При интенсификации взаимодействия группы с внешней средой происходит нивелирование, хотя бы временное, различий в стиле отношений внутри подгрупп и между подгруппами, «самостоятельными» членами. В случае систематических неудач групп происходит обособление подгрупп и ухудшение межличностных отношений между подгруппами, среди «самостоятельных» членов (см. п. 8). При ограничении взаимодействия малой группы с внешней средой будет преобладать позитивный стиль отношений внутри подгрупп и негативный стиль между «самостоятельными» членами, представителями разных структурных компонентов группы.

14. В качестве субъектов конфликтных межличностных отношений в малой группе следует рассматривать неформальные подгруппы и не включенных в них членов. Конфликтные отношения редко возникают внутри неформальных подгрупп, но значительно чаще проявляются между разными подгруппами, «самостоятельными» членами, подгруппами и «самостоятельными» членами.

Конфликты внутри неформальных подгрупп так же, как и между «самостоятельными» членами, являются по своей природе межличностными, а между подгруппами имеют такое же содержание, как конфликты между группами.

Форма и интенсивность конфликтных отношений структурных компонентов малой группы зависит от характера ее взаимодействия с внешней социальной средой. В обычных условиях жизнедеятельности малой группы конфликтные отношения представлены межличностной формой. При ограничении взаимодействия малой группы с внешней средой будут преобладать конфликты между подгруппами как меж-групповые по своей природе и снижаться межличностные противоречия внутри самих подгрупп. Активность отдельных «самостоятельных» членов как самостоятельных субъектов конфликтных отношений может переходить с межличностного на микрогруп-повой уровень, когда они кооперируются между собой или открыто принимают сторону какой-то подгруппы. При интенсификации взаимодействия группы с внешней средой происходит нивелирование, хотя бы временное, конфликтов между подгруппами и межличностных конфликтов между «самостоятельными» членами. (В дальнейшем возможна деструктивная тенденция. См. п. 8.)

15. Психологический статус (высокий, средний, низкий) одного и того же человека в разных структурных компонентах группы будет различным. Члены подгрупп, имеющие один уровень какого-то психологического статуса в своей подгруппе, часто не имеют такого же его уровня в других подгруппах или среди «самостоятельных» членов группы. То же самое касается и не включенных в подгруппы членов.

Понятие «высокостатусный член группы» надо рассматривать с точки зрения включенности или не вклю-

ченности человека в неформальную подгруппу, характера активности подгрупп и отношений между ними.

Эффективность деятельности и психическое самочувствие общегруппового лидера (если такой имеется) зависят от того, принадлежит он или нет к неформальной подгруппе.

В качестве субъекта неформального лидерства в малой группе выступает не только отдельная личность, но и неформальная подгруппа, которая потенциально способна более эффективно реализовывать лидерские функции, чем один человек.

Эффективность институализированного руководства малой группой зависит от отношения к руководителю подчиненных не столько по отдельности, сколько от отношения к нему неформальных подгрупп подчиненных, а также от опоры руководителя на какую-то неформальную подгруппу.

16. Социальное влияние в малой группе необходимо анализировать с учетом неформальных подгрупп и не включенных в них членов.

Во внимание надо принимать не только влияние по традиционно рассматриваемой оси группа - личность, но и по вектору подгруппа - личность, который во многих случаях оказывается более существенным. Человек, включенный в неформальную относительно автономную подгруппу, референтную для него, сильнее подвержен влиянию своей подгруппы, чем группы в целом. «Самостоятельные» члены группы, ориентированные на какую-то подгруппу, более подвержены ее влиянию, чем влиянию всей группы.

Социальное влияние в малой группе зависит от особенностей ее взаимодействия с внешней социальной средой. При интенсификации взаимодействия группы с внешней средой будет усиливаться влияние группы на отдельных ее представителей. В процессе развития такого взаимодействия при определенных условиях, наоборот, нивелируется влияние группы (см. п. 8). В случае относительной изоляции малой группы от внешней среды снижается влияние группы при усилении влияния подгруппы на своих членов и на тех «самостоятельных» членов, которые ориентируются на данную подгруппу.

Если рассматривать социальное влияние в традиционном контексте влияния большинства и меньшинства, то можно выделить минимальные его условия с точки зрения социально-психологической структуры группы.

Два минимальных условия влияния большинства:

- влияние большинства, в составе которого находится неформальная подгруппа (или несколько подгрупп), будет сильнее, чем влияние большинства, состоящее только из совокупности «самостоятельных» членов (при условии, что меньшинство не представлено лидирующей подгруппой);

- влияние большинства, в составе которого находится неформальная подгруппа с высоким психологическим статусом, будет сильнее, чем влияние большинства, состоящего из совокупности недостаточно активных подгрупп и «самостоятельных», пусть и с высоким статусом, некоторых членов (при условии,

что меньшинство не представлено другой лидирующей подгруппой).

Два минимальных условия влияния меньшинства:

- при «благоприятном» составе большинства и одинаковом психологическом статусе в малой группе влияние мнения одного члена (меньшинство), являющегося представителем сплоченной и активной подгруппы, будет сильнее, чем мнение какого-то одного «самостоятельного» члена (меньшинство);

- при «благоприятном» составе большинства и одинаковом психологическом статусе в группе влияние мнения высокосплоченной неформальной подгруппы-меньшинства будет сильнее, чем влияние совокупности временно объединившихся по конкретной позиции «самостоятельных» членов как меньшинства.

17. Адаптация людей в малой группе осуществляется посредством их включения в неформальные подгруппы, если малая группа не предоставляет одинаковой возможности всем ее членам для психологического единства по значимым для них параметрам.

Разные неформальные подгруппы в малой группе характеризуются различным адаптирующим свойством по отношению к новичку.

В процессе вхождения в новую малую группу новичок фактически включается в одну из неформальных подгрупп, которая наиболее «открыта» для него или же не включается ни в одну из подгрупп. Общий процесс адаптации новичка в группе предполагает процесс его включения или невключения в какую-то из микрогрупп.

18. Ведущей причиной изменения малой группы и ее структурных компонентов являются противоречия. Необходимо принимать во внимание не только межличностные, как это обычно делается, но и другие типы социально-психологических противоречий малой группы. Их необходимо рассматривать с позиции ее структурных компонентов - неформальных подгрупп и не включенных в них членов. Каждая подгруппа может расцениваться как субъект внутригрупповой жизнедеятельности, который в

Ростовский государственный университет

той или иной степени выступает источником противоречивых (конфликтных) тенденций группы в целом, делает свой «вклад» в общую картину противоречий группы.

Учет всех возможных типов противоречий (конфликтов) малой группы в их композиции, с одной стороны, и ее социально-психологической структуры -с другой, позволит приблизиться к системному анализу феномена противоречий (конфликта) в малой группе.

Механизмом изменения малой группы и ее структурных компонентов являются процессы интеграции, возникающие при сглаживании противоречий, и процессы дезинтеграции, проявляющиеся в результате обострения противоречий. В своем проявлении данный механизм имеет ряд закономерностей.

Механизм динамики малой группы надо рассматривать в следующих пластах: интеграция и дезинтеграция самих неформальных подгрупп с точки зрения их состава, внутренних связей и социально-психологических характеристик; интеграция и дезинтеграция между неформальными подгруппами, неформальными подгруппами и «самостоятельными» членами; интеграция и дезинтеграция между группой и внешней средой. Все эти три пласта действия единого механизма взаимосвязаны между собой.

Проявление процессов интеграции и дезинтеграции необходимо анализировать в связи с противоречиями малой группы.

19. Понятие «уровень развития малой группы» имеет условный характер по отношению к группе в целом, так как группы состоят из неформальных подгрупп (как подсистемы группы) разного уровня психологического развития. В противном случае при проведении диагностики будут получаться усредненные характеристики по группе, особенно когда реально нет психологической общности членов группы, а есть лишь общность по социальной функции группы и пространственно -временным характеристикам ее жизнедеятельности.

27 февраля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.