Сидоренков А.В.
Микрогрупповая концепция
Микрогрупповая концепция - это социально-психологическая концепция малой группы. Основная идея концепции заключается в анализе групповых процессов и феноменов сквозь призму неформальных подгрупп как коллективных субъектов активности, а также не включенных в них членов, из которых состоит группа. В статье она представлена в виде общих и частных позиций, которые отражают два взаимосвязанных концептуальных пространства -системность группы с ее феноменологией и групповую динамику. В общих позициях отражены наиболее фундаментальные составляющие групповой активности. Частные позиции сформулированы на основе общих и описывают конкретные феномены, их проявление и изменение на уровне группы, на уровне подгруппы, а также на уровне индивида.
Ключевые слова, малая группа, неформальная подгруппа (микрогруппа), социально-психологическая структура, групповая динамика, противоречие, интеграция-дезинтеграция, феномены
В настоящее время существует множество теорий малой группы, в каждой из которых выделяется специфический предмет исследования, круг изучаемых феноменов, понятийный аппарат. Все теории могут быть сгруппированы различным образом, например, в зависимости от выбранного для анализа уровня групповой активности и предмета изучения.
Предмет исследования разных теорий относится к разным характеристикам либо уровня индивида, либо уровня группы. Предметом исследования на уровне индивида являются: потребности, мотивы (например, трехмерная теория межличностного поведения), поведение (теории социального обмена и зависимости, теория рационального эгоизма, теории взаимного интереса и коллективного действия), использование символов (теория символической конвергенции), когниции (теория социального сравнения, теория социальной идентичности и теория самокатегоризации), эмоции (социометрическая теория), межличностные отношения (социометрическая теория, теория деятельностного опосредствования межличностных отношений). Предметом исследования на уровне группы выступают: параметры группы (параметрическая концепция), характеристики активности группы во внешней среде (теория реалистического конфликта).
Несмотря на большое количество имеющихся теорий, общее состояние теоретического знания в области малой группы, по мнению многих специалистов, оставляет желать лучшего. Во-первых, каждая из теорий не имеет такой концептуальной рамки, которая позволяла бы одновременно объяснять широкий спектр феноменов и процессов как внешней, так и внутренней активности группы. Это детерминировано несколькими обстоятельствами, среди которых отметим только два, имеющих непосредственное отношение к этому сообщению. В большинстве теорий акцент делается, как правило, на каком-то одном специфическом явлении или процессе (например, на социальном сравнении или использовании символов), что существенно ограничивает возможности теории. Поэтому в идеале теория должна строиться на основе использования и анализа фундаментальных процессов и явлений, что позволит эффективно исследовать различные частные процессы и феномены. Другим обстоятельством является то, что фактически во всех теориях малой группы во внимание не принимаются неформальные подгруппы (как объективная реальность и уровень групповой активности), их психологические характеристики, внутренние и внешние связи. Это выглядит парадоксально, так как неформальные подгруппы являются неотъемлемым атрибутом подавляющего большинства малых групп разного типа. Во-вторых, наличие множества теоретических подходов в разных научных дисциплинах (в том числе, внутри социальной психологии) рассматривается сейчас в качестве одного из главных факторов, породивших проблему междисциплинарной разрозненности в области малых групп [4; 9; 10].
Есть два направления дальнейшего движения в теоретическом пространстве науки. Первое из них связано с обеспечением междисциплинарной интеграции [3; 5-9; 11; 12]. Второе направление предполагает создание теории высокого уровня обобщения, которая должна задавать новые координаты изучения и понимания групповой активности. Это сложная задача, но она приобретает все более острый характер в научном сообществе.
Цель статьи заключается в том, чтобы дать емкое и систематизированное представление о новой социально-психологической концепции малой группы - микрогрупповой концепции [1; 2]. Основная идея концепции заключается в анализе групповых социально-психологических процессов и феноменов сквозь призму неформальных подгрупп (микрогрупп), а также не включенных в них членов, из которых состоит малая группа. Например, проявление одних феноменов (сплоченность,
совместимость, конфликты и др.) на уровне группы определяется социо-психологическими характеристиками подгрупп и взаимотношениями между подгруппами, а других феноменов (адаптация, лидерство, руководство и др.) - позицией индивида в контексте включенности/невключенности в подгруппу. Кроме того, концепция ориентирована на анализ самих подгрупп в контексте всей группы и внешних условий жизнедеятельности группы. Причем, она не ограничивается анализом какой-то одной характеристики подгруппы, а принимает в расчет потребностно-мотивационный, социально-перцептивный, и поведенческий аспекты внутренней и внешней активности подгрупп.
Изучая всю групповую активность в контексте неформальных подгруппы, мы количественно и качественно раздвигаем границы аналитической перспективы за счет: а) воссоздания всех составных компонентов группы как системы; б) переосмысления связей, подлежащих изучению; в) рассмотрения подгруппы со всеми ее связями и как предмета исследования и как единицы анализа процессов и феноменов группы в целом. Так, внимание фокусируется на связях «подгруппа-подгруппа», «подгруппа-индивид», «подгруппа-группа», «индивид-подгруппа-индивид», «индивид-подгруппа-группа», «индивид-подгруппа-общество», «индивид-подгруппа-группа-группа/общество», «подгруппа-группа-
группа/общество», «группа-группа-подгруппа», «группа-группа-подгруппа-подгруппа». Одни связи являются принципиально новыми для исследования (например, «подгруппа-подгруппа» или «подгруппа-группа»), а другие связи («индивид-подгруппа-индивид», «индивид-подгруппа-группа», «индивид-подгруппа-группа-группа/общество») представляют собой расширение традиционно изучаемых связей («индивид-индивид», «индивид-группа», «индивид-группа-индивид», «индивид-группа-
группа/общество»). Двигаяся в пространстве отмеченных связей, можно в ином ракурсе понять групповые процессы и феномены. Появляется возможность увязать между собой все три уровня групповой активности (индивид, подгруппа, группа), более адекватно осмыслить каждый из них в отдельности и в целом внешнюю/внутреннюю активность группы.
Микрогрупповая концепция основывается на пяти ключевых понятиях первого порядка и двух понятиях второго порядка. Три понятия первого порядка - неформальная подгруппа, включенный в подгруппу индивид, не включенный в подгруппу индивид - образуют социально-психологическую структуру (понятие второго порядка),
которая отражает строение группы. Два других понятия первого порядка - противоречие и процессы интеграции-дезинтеграции -составляют основу групповой динамики (понятие второго порядка), фиксирующую изменение группы, подгруппы, индивида. Все эти понятия вместе взятые составляют концептуальную рамку. Отметим три обстоятельства. Во-первых, все понятия неразрывно связаны друг с другом. Во-вторых, фактически ни одна из существующих теорий не оперирует обозначенными понятиями первого порядка. Что касается понятий второго порядка, то они наполнены иным содержанием в отличие от того, которое обычно встречается в литературе. В-третьих, понятия первого порядка отображают базовые, исходные, а не частные по своему содержанию явления.
Таким образом концепция включает в себя два концептуально взаимосвязанных пространства: 1) группа как система и ее феномены; 2) групповая динамика.
Микрогрупповая концепция содержит общие и частные позиции. В общих позициях отражены наиболее фундаментальные составляющие групповой активности. Частные позиции сформулированы на основе общих и описывают конкретные феномены, их проявление и изменение на уровне группы (феномены группы в целом анализируются сквозь призму существующих в группе подгрупп), на уровне подгруппы (феномены подгруппы), а также на уровне индивида (в контексте
включенности/невключенности индивида в подгруппу).
Общие позиции концепции
Ключевые понятия
Неформальная подгруппа - это совокупность членов группы, объединенных на основании одного или нескольких психологических более общих и значимых для них признаков на данный момент по сравнению с другими членами группы.
Неформальные подгруппы представляют собой разнообразные объективные, но не субъективные социально-психологические категории. В зависимости от перспективы активности существуют ситуативные и относительно устойчивые подгруппы. Ситуативные подгруппы возникают для решения конкретной тактической задачи, предполагающей ограниченную во времени и пространстве активность. Относительно устойчивые подгруппы образуются на основе стратегических намерений (осознаваемых или неосознаваемых) членов или в связи с их постоянной деятельностью и условиями пребывания в группе. В зависимости от мотивации объединения, вектора активности и особенностей отношений членов
подгруппы могут быть инструментальными и социо-эмоциональными. Возникновение и активность подгрупп инструментального типа детерминировано индивидуальными прагматическими целями членов или/и целью групповой деятельности. В основе образования и жизнедеятельности подгрупп социо-эмоционального типа находится аттракция, симпатия и главная задача членов таких подгрупп заключается в поддержании хороших отношений. Подгруппы могут быть децентрализованными и централизованными в зависимости от способов связей членов внутри них. В децентрализованной подгруппе все члены имеют сходство хотя бы по одному ключевому для них признаку. В централизованной подгруппе имеется общность членов с каким-то одним/двумя индивидами, а через него/них - каждого со всеми остальными членами подгруппы. Перечисленные типологии имеют некоторую условность, которая необходима для более удобного анализа, так как в практике не часто можно наблюдать подгруппы, представляющие собой в ярком виде тот или иной тип образования. Наряду с подгруппами в группе могут возникать межгрупповые подгруппы из людей, включенных в разные малые группы одной и той же более широкой социальной общности (вторичной группы).
Социально-психологическая структура малой группы - это неформальные подгруппы и не включенные в них члены, которые обладают общими и специфическими социально-психологическими характеристиками и находятся в определенных отношениях друг к другу и к группе в целом.
Не включенные в подгруппы члены («самостоятельные члены») не является полностью автономными, никак не связанными с другими членами группы. Во многих ситуациях они ориентированы на позицию той или иной подгруппы по определенному вопросу. Есть два типа членов такой категории. Одни предпочитают держать дистанцию с остальными членами группы, и не вступать ни в какие подгруппы. Другие испытывают желание быть включенными в какую-то подгруппу, но которая оказывается для них закрытой. Еще одна категория членов - «тасующиеся члены». Они стремятся быть включенными одновременно в несколько подгрупп, но тесно не связывая себя с ними.
В качестве универсального источника самоизменения малой группы, неформальной подгруппы и личности будем рассматривать внешние и внутренние противоречия (а не потребности или конфликт). Противоречие как противоположность и отрицание сторон инициирует и интенсифицирует внутригрупповое и межгрупповое
взаимодействие, социально-перцептивные и аффективные процессы членов группы.
Процессы интеграции и дезинтеграции. Внешние и внутренние процессы интеграции и дезинтеграции (а не дифференциации или устойчивость-неустойчивость, порядок-хаос, и т.д.) являются универсальным механизмом групповой динамики. Механизм изменения латентно отражен в диалектическом законе «единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей». Если расслоить этот закон на две составляющие, то процессы интеграции референтны «единству взаимопредполагающих противоположностей», а процессы дезинтеграции - «единству взаимоисключающих противоположностей». Оба процесса связаны между собой и с противоречиями.
Групповая динамика - это изменение всей социально-психологической структуры группы или отдельных ее компонентов. Прежде всего, это образование, изменение, разрушение подгрупп и их внешних связей (т. е. каждой подгруппы с остальной частью группы).
Целостность и сложность малой группы
Целостность малой группы и неформальной подгруппы. Институализированная (формальная) малая группа изначально характеризуется социальной целостностью, тогда как ее психологическая целостность является результатом активности группы, что нечасто встречается в практике. В основе социальной целостности группы находятся связи, заданные социальной структурой (обществом) и привязанные к такой же заданной извне социальной деятельности.
Психологическая целостность малой группы зависит от связей между подгруппами, подгруппами и «самостоятельными» членами. Она имеет место прежде всего тогда, когда все члены вынуждены четко осознавать свою групповую принадлежность и необходимость объединения усилий - в случае противостояния всей группы и внешнего социального контекста, который несет угрозу для «Я-образа» и «Мы-образа».
Подгруппа не задается извне, изначально определяется индивидуальными характеристиками членов и обладает психологической целостностью. В основе целостности подгруппы находятся те или иные психологические связи (в том числе, возможно, по поводу групповой деятельности), которые в каждом конкретном случае определяются спецификой мотивов объединения людей в подгруппу.
Сложность организации малой группы. Общим показателем сложности группы как системы является образование в ней из совокупности отдельных индивидов социально-психологической структуры. Сложность группы определяется несколькими переменными: а) количеством подгрупп, б) мерой и содержанием связей между подгруппами, подгруппами и не включенными в них членами, и в) мерой реализацией функций подгрупп по отношению к группе. Чем больше подгрупп, чем сильнее представлена связь между ними (интегративного или дезинтегративного содержания), и чем сильнее выражены функции подгрупп по отношению к группе, тем сложнее организация малой группы.
Неформальная подгруппа как коллективный субъект
групповой активности Групповая активность реперезентирована не только отдельными индивидами (Р-режим активности) или активностью группы в целом (О-режим), но также неформальными подгруппами (Б-режим активности). В последнем случае подгруппы выступают как коллективные субъекты (субъекты общения и совместной деятельности), которые концентрируют по отношению к себе (внутренний вектор) и к группе (внешний вектор) активность членов. Внутренний вектор концентрации активности индивидов:
• Плотность связей и интенсивность взаимодействия внутри подгрупп значительно выше, чем по всей группе.
• Подгруппы, в отличие от отдельных членов группы, обладают всеми теми свойствами, которыми характеризуется вся группа. Причем одни свойства (сплоченность, совместимость, сработанность, идентификация, референтность, адаптация, психологическое влияние) проявляются значительно сильнее, а другие свойства (конфликты, соперничество или различные формы минимизации взаимодействия) - слабее в подгруппах, чем по группе в целом.
• Подгруппы как субъекты жизнедеятельности имеют свои цели, нормы и ценности, регламентирующие поведение их членов внутри подгрупп.
• Подгруппы выполняют ряд функций по отношению к своим членам.
Внешний вектор концентрации активности индивидов:
• Подгруппы обладают определенным психологическим статусом в группе, также как и отдельные члены, хотя статусом иного порядка - такого же, каким характеризуется вся группа во внешней
социальной среде. Этот статус будет определять и меру влияния подгруппы на групповую активность.
• Цели, нормы и ценности подгруппы регламентируют поведение ее членов не только внутри подгруппы, но также в контексте всей группы, и, возможно, за пределами группы. Причем такие параметры лидирующей подгруппы часто являются общегрупповыми. То есть, цели и нормы подгруппы предписывают поведение остальных членов группы, по крайней мере в значимых ситуациях.
• Подгруппы выполняют ряд функций по отношению к группе в целом.
Причины возникновения и функции неформальной подгруппы
Единственный общий признак, который лежит в основе образования малой группы, не обеспечивает ее формирования как устойчивой психологической общности, так как объективно не отражает широкий спектр индивидуальных целей и мотивов членов группы.
Объединение членов группы в подгруппы связано с обострением противоречий, когда группа в целом не способна реализовывать те или иные функции в отношении индивидуальных целей и потребностей собственных членов. То есть подгруппа принимает на себя те функции по отношению к индивиду, которые традиционно приписываются малой группе.
По отношению к своим членам подгруппа реализует функции: информирования, оказания поддержки в реализации индивидуальных целей, обеспечения реализации индивидами их социальных потребностей, обеспечения безопасности внутри малой группы, адаптирующую, нормативную. Невыполнение подгруппой функций по отношению к своим членам ставит под угрозу ее существование. По отношению к группе подгруппа может реализовывать функции: упорядочения/стабилизации групповой активности, выполнения групповых задач, организации и координации активности всей группы, нормативную.
При интенсификации дезинтегративного взаимодействия группы с внешним социальным контекстом (например, с другой группой) усиливается функция группы по обеспечению поддержки всем своим членам.
Мотивация и социально-перцептивные процессы в образовании неформальной подгруппы
Мотивация. Анализ мотивов психологического объединения людей в малой группе не является адекватным, так как получается слишком усредненная характеристика по всей группе. Поэтому необходимо анализировать мотивы объединения людей в подгруппы. Члены группы объединяются в подгруппу на основании не одного, а нескольких мотивов одновременно, являющихся общими для большинства из них. Разные подгруппы одной и той же группы имеют не только специфические, но могут иметь и схожие по содержанию мотивы.
Социально-перцептивными процессами объединения членов группы в подгруппы являются процессы сравнения и категоризации по значимым признакам, межличностная и микрогрупповая идентичность (идентичность с подгруппой).
Сравнение осуществляется одновременно по сходству и отличию, предполагает одновременное сопоставление себя с другими членами и других между собой. Сравнение в сочетании с категоризацией обеспечивают выход с межличностного уровня на уровень сопоставления выделенных категорий людей внутри группы, даже если они не представлены еще в виде реально образовавшихся подгрупп с фиксируемыми границами. По мере сближения и группирования с другими людьми микрогрупповое сравнение (сравнение своей подгруппы с другими подгруппами) начинает приобретать большее значение, чем межличностное.
Включение в относительно устойчивую подгруппу с теми людьми, с которыми имеются общезначимые признаки, несет с собой микрогрупповую идентичность, которая у членов подгруппы сильнее выражена, чем групповая идентичность. Групповая идентичность будет доминировать либо в случае потери значимости членства в подгруппе, либо в ситуации противостояния всей группы и внешней среды, несущей угрозу для «Я-образа» и «Мы-образа».
Активность неформальных подгрупп и личности
Внутригрупповую активность необходимо рассматривать как активность подгрупп и не включенных в них членов, как взаимодействие между всеми ними. Причем взаимодействие между подгруппами внутри группы по своему содержанию подобно взаимодействию между группами.
Поведение представителя подгруппы в группе имеет не только личностный характер, но является поведением как представителя этой подгруппы. То есть активность такого человека определяется социально-психологическими характеристиками своей подгруппы, а не только его индивидуально-психологическими особенностями. Как
представитель устойчивой подгруппы он проявляет себя децентрированно с точки зрения норм и ценностей своей подгруппы. Это наиболее заметно во взаимодействии с представителями других подгрупп.
Микрогрупповая предопределенность социального поведения человека часто выходит за пределы группы, если существует высокий уровень микрогрупповой идентичности и референтности. Во-первых, в непосредственном контакте группы с внешней средой это взаимодействие будет оцениваться и реализовываться индивидом с позиции своей подгруппы, а не только всей группы. Во-вторых, в разных ситуациях, не имеющих отношения к группе членства, индивид может строить свое поведение как представитель не столько группы, сколько подгруппы.
Поведение людей, не включенных в подгруппы, зависит от их психологических качеств, или от ориентации на конкретную подгруппу, или от принадлежности к группе в целом.
Противоречия
Противоречие и процессы интеграции-дезинтеграции в группе могут рассматриваться по двум типам связей: (а) субъект-субъект (например, индивид-индивид, индивид-группа), и (б) субъект-деятельность/условия.
Виды социально-психологических противоречий группы. В группе возникают различные виды противоречий:
1. Межличностные - на основе индивидуальных целей и потребностей членов: внутри подгрупп, между членами разных подгрупп, между «самостоятельными» членами, между представителями подгрупп и не включенными в них членами.
2. Микрогрупповые - на основе целей, норм и ценностей подгрупп: между подгруппами, между отдельными членами разных подгрупп как представителей своих подгрупп, между представителями подгруппы и не включенными в них членами.
3. Межгрупповые - на основе целей и потребностей групп.
4. Индивидуально-групповые/микрогрупповые - между индивидуальными целями, потребностями членов и возможностями их удовлетворения в группе/подгруппе.
5. Статусные - между членами и официальным руководителем группы.
6. Деятельностные - между возможностями членов группы и требованиями деятельности/условий: между высокими возможностями и низкими требованиями, между низкими возможностями и высокими требованиями.
Перечисленные противоречия являются наиболее общими для большинства типов малых групп, но в каждой конкретной группе они наполняются своим специфическим содержанием. Возникновение и развитие одного и того же противоречия может происходить по различным основаниям. Виды противоречий взаимосвязаны между собой (на основе прямых и обратных связей), и поэтому изменение одних противоречий влечет за собой изменение других.
Противоречия и структура группы. Во-первых, в разных структурных компонентах группы будут по-разному представлены противоречия. Например, в подгруппе менее выражены противоречия по значимым для ее членов позициям (на личностном и микрогрупповом уровнях), а если они обостряются, то более эффективно разрешаются, чем в контексте всей группы. Во-вторых, подгруппы, а не только отдельные члены, являются субъектами и объектами различных видов противоречий, в той или иной степени выступают источником противоречивых тенденций всей группы. В-третьих, учет всех видов противоречий группы в их композиции, с одной стороны, и социально-психологической структуры группы, с другой стороны, позволит приблизиться к системному анализу феномена противоречий в малой группе.
Противоречие и социально-психологическое воздействие на группу. Любое воздействие может быть сведено к управлению противоречиями (сглаживание, разрешение и инициирование, обострение), а через них - процессами интеграции и дезинтеграции в социально-психологической структуре группы.
Процессы интеграции и дезинтеграции
Соотношение процессов интеграции-дезинтеграции. Эти процессы проявляются: а) одновременно и во взаимосвязи, что обусловлено наличием разных оснований противоречия, разными уровнями взаимодействия (личность-подгруппа-группа-внешний социальный контекст) и разными сферами (внешняя и внутренняя, инструментальная и социо-эмоциональная) групповой активности; б) последовательно, что определяется этапами развертывания и разрешения противоречия.
Разные сферы групповой активности и процессы интеграции-дезинтеграции. Во-первых, усиление одного процесса в какой-то сфере активности группы (подгруппы) вызывает проявление и усиление противоположного процесса в другой сфере активности. Во-вторых, интегративное или дезинтегративное изменение одного параметра группы (подгруппы), фиксирующего какой-то аспект ее активности, может вызывать соответствующее изменение другого
параметра, отражающего другой аспект активности группы (подгруппы). В-третьих, преобладание процесса интеграции (дезинтеграции) при отсутствии неблагоприятных (благоприятных) внутренних и внешних условий ведет к усилению соответствующего процесса.
Уровни групповой активности и процессы интеграции-дезинтеграции. Процессы интеграции и дезинтеграции (и порождающие их противоречия) надо рассматривать в следующих взаимосвязанных пластах: между группой и внешней средой - между подгруппами (между подгруппой и внешней средой, между подгруппой и группой) - внутри подгрупп (между индивидом и подгруппой, между индивидами вне контекста подгрупп).
Процессы интеграции-дезинтеграции и групповые феномены. Эти процессы представляют собой сущностную ткань, которая воплощается в конкретных по содержанию формах самопроявления индивида (например, персонализация и деперсонализация), взаимодействия индивидов (кооперация и конкуренция, сотрудничество и конфликт, содействие и противодействие), групповых феноменах (сплоченность, совместимость, референтность, адаптация, лидерство, социальное влияние). Понятия «интегративные феномены» и «дезинтегративные феномены» являются условными, так как любой феномен имеет в своей основе одновременно процессы интеграции и дезинтеграции, но при разной мере их выраженности.
Противоречия и процессы интеграции-дезинтеграции. Высокий уровень внешних противоречий группы (подгруппы) определяет более высокий уровень внешней дезинтегративности и внутренней интегративности. Наоборот, низкий уровень внешних противоречий группы (подгруппы) обуславливает более низкую внешнюю дезинтегративность и внутреннюю интегративность. В то же время не существует однозначной связи между обострением противоречия и проявлением дезинтеграции. Обострение внешних противоречий группы (подгруппы) может приводить к актуализации не только их внешней дезинтеграции, но и внешней интеграции.
Внешнее взаимодействие и механизм динамики
Ключевыми характеристиками взаимодействия выступают: а) содержание взаимодействия (интеграция, дезинтеграция, относительная социальная изоляция); б) мера полезности результата взаимодействия (эффективность-неэффективность).
Внешнее взаимодействие подгруппы и ее внутренние процессы. Интеграция подгруппы со всей группой (частью группы) связана с ослаблением интеграции внутри подгруппы, а дезинтеграция - с
усилением интеграции внутри подгруппы. Регулярная неэффективность или в некоторых случаях высокая интенсивность внешнего дезинтегративного взаимодействия подгруппы приводит к усилению дезинтегративности внутри подгруппы и в конечном счете к ее частичному или полному распаду.
Внешнее взаимодействие группы и ее внутренние процессы. Интеграция малой группы с внешней средой (например, другой группой) приводит к размыванию границ группы, снижению ее внутренней интегративности и нарушению ее социально-психологической структуры. Продолжительная и усиливающаяся внешняя интеграция группы вызовет в одних подгруппах, не обладающих выраженными «интегративными» феноменами, размывание границ и возрастание дезинтегративности, а в других подгруппах, наоборот, усиление их внутренней интегративности и непроницаемости границ.
Интенсификация дезинтегративного взаимодействия группы с внешней средой вызывает усиление интеграции всей группы и ослабление интеграции внутри подгрупп. Регулярная неэффективность или в некоторых случаях высокая интенсивность дезинтегративного взаимодействия группы со средой приводит к усилению дезинтегративности между подгруппами и усилению интегративности внутри подгрупп или к изменению структурных компонентов (распад, перегруппирование, возникновение новых подгрупп). Переструктурирование группы может привести к ее качественно новой внешней активности и повышению противодействия внешней среде.
Ограничение социальных контактов группы с внешней средой определяет выраженную дезинтеграцию группы в целом и усиление интеграции внутри подгрупп.
Сохранение институализированной (формальной) группы в процессе ее интенсивного интегративного или дезинтегративного взаимодействия с внешней средой обеспечивается как временным или устойчивым изменением социально-психологической структуры, так и наличием социальной целостности.
Частные позиции концепции «сплоченность»
Сплоченность подгруппы по тем или иным основаниям (аттрактивному, когнитивному и/или интерактивному, инструментальному и/или социальному) значительно выше, чем сплоченность всей группы или совокупности «самостоятельных» членов по тем же основаниям.
Усиление интеграции внутри подгруппы ведет к повышению сплоченности подгруппы, а дезинтеграции - к ее ослаблению.
Сплоченность группы. Наличие в группе подгрупп означает, что сплоченность группы должна изучаться с точки зрения активности подгрупп и не включенных в них членов, взаимоотношений между ними по тем или иным основаниям, а не только с точки зрения связи индивид-индивид или индивид- группа.
Внешнее взаимодействие подгруппы (группы) и сплоченность. Внешняя интеграция подгруппы связана с ослаблением, а внешняя дезинтеграция - с усилением сплоченности подгруппы; преобладание внутренней интеграции над внешней, внешней дезинтеграции над внутренней будет приводить к повышению сплоченности подгруппы. Регулярная неэффективность или в некоторых случаях высокая интенсивность внешнего дезинтегративного взаимодействия подгруппы приводит к снижению сплоченности подгруппы.
При ограничении связей малой группы с внешней средой усиливается сплоченность внутри подгрупп и снижается сплоченность группы в целом. При интенсификации дезинтегративного взаимодействия группы с внешней средой возрастает сплоченность всей группы за счет консолидации людей вокруг лидирующей подгруппы или отдельного лидера, а также повышения открытости и снижения сплоченности подгрупп. В случае продолжительной и усиливающейся внешней дезинтеграции группы и регулярной неэффективности ее деятельности произойдет снижение сплоченности всей группы и возрастание сплоченности внутри подгрупп.
Совместимость и сработанность Совместимость и сработанность членов подгруппы на социально-психологическом уровне значительно чаще проявляются внутри устойчивых подгрупп, чем по всей группе. Эти феномены сильнее выражены в подгруппах с более высоким уровнем сплоченности, идентификации и референтности.
Совместимость и сработанность подгрупп. Анализ социально-психологической совместимости и сработанности членов группы следует проводить в контексте отношений между подгруппами, а не только отношений между отдельными индивидами.
Идентификация Идентификация внутри устойчивых подгрупп более выражена, чем по всей группе, между представителями разных подгрупп или среди «самостоятельных» членов группы. «Самостоятельные» члены чаще идентифицируются с представителями подгрупп, чем с такими же, как и они, не включенными в подгруппы членами.
Усиление интеграции внутри подгруппы связано с повышением идентификации внутри подгруппы, а дезинтеграции - с ее ослаблением.
Внешнее взаимодействие подгруппы (группы) и идентификация. Внешняя интеграция подгруппы связана с ослаблением, а внешняя дезинтеграция - с усилением идентификации внутри подгруппы. Регулярная неэффективность или в некоторых случаях высокая интенсивность внешнего дезинтегративного взаимодействия подгруппы приводит к снижению микрогрупповой идентификации.
В обычных условиях функционирования группы слабее выражена идентификация людей со всей группой и сильнее -межличностная идентификация внутри подгрупп, а также среди «самостоятельных» членов, между представителями разных структурных категорий. Ограничение связей группы с внешней средой, с одной стороны, приводит к нивелированию идентификации с группой в целом, а с другой стороны, к доминированию микрогрупповой идентификации над межличностной - членов группы со своей подгруппой, а «самостоятельных» членов с какой-то подгруппой. При интенсификации дезинтегративного взаимодействия группы с внешней средой станет преобладать идентификация со всей группой, а менее выражена будет межличностная и микрогрупповая идентификация. В случае продолжительной и усиливающейся внешней дезинтеграции группы и регулярной неэффективности ее деятельности произойдет снижение групповой идентификации и возрастание микрогрупповой идентификации.
Межличностные и микрогрупповые конфликты
Конфликт является одной из форм дезинтегративного взаимодействия сторон, вытекающего из обострения противоречия.
Субъектами и объектами конфликтов в группе выступают не только отдельные индивиды, но и подгруппы. Конфликты внутри подгрупп, между «самостоятельными» членами и между членами разных подгрупп, преследующих личные цели, являются по своей природе межличностными. Конфликты между подгруппами (микрогрупповые конфликты) имеют содержание, подобное конфликтам между группами.
Межличностные конфликты внутри устойчивых подгрупп более скоротечны и чаще имеют иное значение и последствия для их участников, чем конфликты между представителями разных структурных компонентов.
Внешнее взаимодействие подгруппы (группы) и конфликты. Усиление внешней конфликтности (особенно микрогрупповой) подгруппы связано с ослаблением ее внутренней конфликтности.
В обычных условиях жизнедеятельности малой группы конфликты представлены межличностной формой. При ограничении связей группы с внешней средой будут преобладать микрогрупповые конфликты и одновременно снижаться межличностные противоречия внутри подгрупп. Активность не включенных в подгруппы людей может переходить с межличностного уровня на микрогрупповой, когда они кооперируются между собой или открыто поддерживают какую-то подгруппу. При интенсификации дезинтегративного взаимодействия группы с внешней средой происходит нивелирование конфликтов между подгруппами и межличностных конфликтов между «самостоятельными» членами. В случае продолжительной и усиливающейся внешней дезинтеграции группы и регулярной неэффективности ее деятельности произойдет увеличение конфликтности между подгруппами и снижение межличностных противоречий внутри подгрупп.
Социально-психологический статус индивида Структура группы и статус индивида. Социально-психологический статус (например, социометрический статус, неформальное лидерство-ведомость) одних и тех же индивидов в разных структурных компонентах группы будет различным. Члены подгрупп, имеющие один уровень какого-то статуса в своей подгруппе, часто не имеют такого же его уровня в других подгруппах или среди «самостоятельных» членов группы. То же самое касается и не включенных в подгруппы членов.
Члена группы следует рассматривать как высокостатусного по группе в целом, если в качестве такового его воспринимают члены большинства подгрупп, а не только представители своей подгруппы и (или) не включенные в подгруппы члены.
Общегрупповые неформальные лидеры координируют отношения между подгруппами, между представителями подгрупп и членами, не включенными в подгруппы. Общегрупповой лидер, включенный в какую-то подгруппу, потенциально имеет более сильную поддержку для выполнения своих функций и чаще будет стремиться реализовывать интересы прежде всего членов своей подгруппы по сравнению с общегрупповым лидером, не включенным в подгруппу. Лидеры подгрупп определяют направленность активности своих подгрупп.
Внешнее взаимодействие подгруппы и неформальное лидерство. В случае взаимодействия индифферентного или интегративного содержания между подгруппами с одинаковым статусом лидерами группы чаще будут представители подгрупп, чем «самостоятельные» члены. В случае дезинтегративного взаимодействия между подгруппами с одинаковым статусом либо вообще не будет общегрупповых лидеров, либо среди таковых будет кто-то из «самостоятельных» членов.
Подгруппа как субъект неформального лидерства. В качестве субъекта лидерства в малой группе выступает не только отдельная личность, но и неформальная подгруппа, которая потенциально способна более эффективно реализовывать лидерские функции, чем один человек.
Руководство. Эффективность руководства группой зависит от отношения к руководителю подчиненных не столько по отдельности, сколько от отношения к нему неформальных подгрупп подчиненных, а также от опоры руководителя на какую-то подгруппу.
Социально-психологическое влияние
Влияние устойчивой подгруппы на своих членов сильнее, чем влияние других подгрупп или «самостоятельных» членов. «Самостоятельные» члены группы, ориентированные на какую-то подгруппу, более подвержены ее влиянию, чем влиянию всей группы.
Внешнее взаимодействие подгруппы (группы) и влияние. Внешняя интеграция подгруппы связана с ослаблением, а внешняя дезинтеграция - с усилением влияния внутри подгруппы.
При ограничении связей группы с внешней средой снижается влияние группы и усиливается влияние подгруппы на своих членов и на тех «самостоятельных» членов, которые ориентируются на данную подгруппу. При интенсификации дезинтегративного взаимодействия группы с внешней средой будет усиливаться влияние группы на отдельных ее представителей. В случае продолжительной и усиливающейся внешней дезинтеграции группы и регулярной неэффективности ее деятельности произойдет снижение влияния всей группы и увеличение влияния подгрупп на своих членов.
Влияние большинства и меньшинства. Влияния большинства и меньшинства определяется тем, что представляют они собой в контексте социально-психологической структуры группы. То есть мера их влияния зависит от различных комбинаций структурных категорий группы, которыми они представлены. От их комбинации так же зависит действенность различных факторов влияния, описанных в литературе.
Два минимальных условия влияния большинства: а) влияние большинства, в составе которого находится подгруппа (или несколько подгрупп), будет сильнее, чем влияние большинства, состоящего только из совокупности «самостоятельных» членов (при условии, что меньшинство не представлено лидирующей подгруппой), б) влияние большинства, в составе которого находится неформальная подгруппа с высоким психологическим статусом, будет сильнее, чем влияние большинства, состоящего из совокупности недостаточно активных подгрупп и «самостоятельных» членов (при условии, что меньшинство не представлено другой лидирующей подгруппой).
Два минимальных условия влияния меньшинства: а) при «благоприятном» составе большинства и одинаковом психологическом статусе в группе влияние мнения одного члена (меньшинство), являющегося представителем сплоченной и активной подгруппы, будет сильнее, чем мнение какого-то одного «самостоятельного» члена (меньшинство); б) при «благоприятном» составе большинства и одинаковом психологическом статусе в группе влияние мнения высокосплоченной неформальной подгруппы-меньшинства будет сильнее, чем влияние совокупности временно объединившихся по конкретной позиции «самостоятельных» членов как меньшинства.
Адаптация
Адаптация членов группы. Адаптация индивидов в группе осуществляется посредством их включения в подгруппы, если группа не предоставляет возможности ее членам для удовлетворения индивидуальных целей, потребностей и психологического единства по значимым для них параметрам. Если индивид включен в подгруппу и удовлетворен своим членством в ней, то его адаптация является более полной, чем адаптация по группе в целом.
Чем более закрыта подгруппа по отношению к группе, тем более процесс адаптации члена подгруппы будет осуществляться через свою подгруппу. В открытой подгруппе процесс адаптации ее членов будет осуществляться не только через свою подгруппу, но и через группу в целом.
Адаптация новичка. Разные подгруппы в группе характеризуются различным адаптирующим свойством по отношению к новичку. В процессе вхождения в группу новичок фактически включается в одну из подгрупп, которая наиболее «открыта» для него или же не включается ни в одну из подгрупп (подгруппы либо «закрыты», либо членство в них не актуально). Специфическая
адаптация характерна для тех членов группы, которые стремятся к одновременному включению в несколько подгрупп.
Внешнее взаимодействие группы и открытость подгруппы. Интенсификация взаимодействия группы с внешней средой вызывает усиление общегрупповых границ и одновременно открытость неформальных подгрупп, а ограничение связей с внешней средой определяет закрытость неформальных подгрупп.
Заключение
Представленность неформальных подгрупп в малых группах и некоторые аспекты проявления феноменов, таких как сплоченность, сработанность, идентификация, референтность, противоречия, адаптация, статус, а также некоторые вопросы динамики подгрупп были подвергнуты эмпирическому изучению.
Изложенная в статье концепция предполагает ее дальнейшее развитие. Надо приложить еще много усилий для того, что бы экспериментально проверить и уточнить ряд обозначенных позиций концепции, а так же сформулировать новые позиции. Можно выделить несколько крупных направлений проведения дальнейших исследований:
• Выявить детали психологического механизма образования неформальных подгрупп, касающиеся мотивации, сравнения, категоризации и идентификации.
• Тщательно изучить функции разных типов подгрупп, особенно, по отношению к группе, что имеет важное значения для прогноза и оптимизации эффективности групповой деятельности.
• Определить закономерности влияния разных типов подгрупп на своих членов и группу в целом; при этом необходимо обратить внимание на глубину и устойчивость влияния не только в рамках группы, но и в более широком социальном контексте.
• Изучить микрогрупповую идентичность, микрогрупповую референтность, микрогрупповой конфликт.
• Уточнить, какие виды противоречий, при каком уровне их проявления в каких структурных компонентах группы вызывают те или иные закономерности процессов интеграции и дезинтеграции; важно рассмотреть роль не только отдельных противоречий, но и композиции разных противоречий.
• Тщательно исследовать особенности процессов интеграции-дезинтеграции внутри подгрупп, между подгруппами, между группой и внешней средой в динамической взаимосвязи этих уровней групповой активности.
• Проверить возможность применения теории к анализу еще не рассматривавшихся групповых феноменов.
Программа дальнейшего исследования по выделенным направлениям представляется достаточно обширной, не считая ряд частных вопросов. Для проверки некоторых позиций и решения конкретных задач потребуется использование специально спланированных экспериментов, которые должны проводиться на естественных группах и подгруппах с использованием не искусственных, а максимально приближенных к реальной жизни задач.
Предлагаемая микрогрупповая концепция дает широкий простор для дальнейших исследований малой группы, и хочется надеяться, что она вызовет интерес и отклик у специалистов.
Литература
1. Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: РГУ, 2004.
2. Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2003.
3. Arrow H., Poole M.S., Henry K.B., Wheelan S. & Moreland R.L. Time, change, and development: The temporal perspective on groups // Small group research. 2004. 35. № 1. P. 73-105.
4. Fisch R., Daniel H.D. & Beck D. Kleingruppenforschung - Forschungsschwerpunkte und Forschungstrends // Gruppendynamik. 1991. 22. № 3. S. 237-261.
5. Frey L.R. & Sunwolf The Symbolic-interpretive perspective on group dynamics // Small group research. 2004. 35. № 3. P. 277-306.
6. Hogg M.A., Abrams D., Otten S. & Hincle S. The social identity perspective: Intergroup relations, self-conception, and small groups // Small group research. 2004. 35. № 3. P. 246-276.
7. Katz N., Laser D., Arrow H. & Contractor N. Network theory and small groups // Small group research. 2004. 35. № 3. P. 307-332.
8. Mcleod P.L. & Kettner-Polley R.B. Contributions of psychodynamic theories to understanding small groups // Small group research. 2004. 35. № 3. P. 333-361.
9. Poole M.S, Holinngshead A.B, McGrath J.E., Moreland R.L. & Ronrbaugh J. Interdisciplinary perspectives on small groups // Small group research. 2004. 35. № 1. P. 3-16.
10. School W. Gruppenarbeit: Die Kluft zwischen sozialpsychologisher Theoriebildung und organisationspsychologisher Anwendung // Gruppendynamic. 1997. 28. № 4. S. 381-403.
11. Sell J., lovaglla M.J., Mannix E.A., Samuelson C.D. & Wilson R.K. Investigating conflict, power, and status within and among groups // Small group research. 2004. 35. № 1. P. 44-72.
12. Wittenbaum G.M., Holinngshead A.B, Paulus P.B., Hirokawa R.Y., Ancona D.G., Peterson R.S., Jenh K.A. & Yoon K. The functional perspective as a lens for understanding groups // Small group research. 2004. 35. № 1. P. 17-43.
Sidorenkov A.V.
Microgroup theory
Microgroup theory is a socio-psychological theory of a small group. The main idea of the theory lies in the analysis of group processes and phenomena through the prism of informal subgroups as collective activity subjects and also non-involved-in-them members who comprise the group. In the given paper it is presented in the view of general and particular positions that reflect two interconnected conceptual scopes - group as a system with its phenomenology and group dynamics. The most fundamental constituents of group activity are reflected in general postulates. Particular postulates are formulated on the basis of general ones and they describe concrete phenomena, their manifestation and modification at the group level, at the subgroup level, and also at the individual's level.
Key words: small group, informal subgroup, socio-psychological structure, group dynamics, contradiction, integration-disintegration, phenomena.
Nowadays there is a great number of small group theories; in each of these theories specific subject-matter, a circle of phenomena under study, conceptual apparatus are identified. All these theories can be grouped variously, for instance, depending on the selected-for-analysis level of group activity and the subject-matter.
The subject-matter of different theories is referred to varied characteristics of either the individual's level or group level. The subject-matter at the individual's level is presented by needs, motives (for example, three-dimensional theory of interpersonal behavior), behavior (theories of social exchange and dependency, theory of rational self-interest, theories of mutual interest and collective action), application of symbols (symbolic convergence theory), cognitions (theory of social comparison processes, social identity theory, self-categorization theory), emotions (sociometry theory), interpersonal relations (sociometry theory, theory of activity mediation in interpersonal relations). The subject-matter at the group level is group parameters (parameter conception), characteristics of group activity in environment (theory of realistic conflict).
In spite of a great number of available theories the general state of theoretical knowledge in the field of a small group, in the view of many specialist, leaves much to be desired. First, each theory has no conceptual framework that would permit to explain simultaneously a wide spectrum of phenomena and processes of both external and internal group activity. This
is determined by several circumstances among which only two ones are to be noted, those having direct relation to this information. In the majority of theories an emphasis is made as a rule on a certain one specific phenomenon or process (for instance, on social comparison or symbol application), that substantially restricts theory potentialities. Therefore, ideally, a theory must be based on applying and analyzing fundamental processes and phenomena that will permit to investigate effectively different particular processes and phenomena. The other circumstance is that actually in all theories of a small group, informal subgroups (as objective reality and the level of group activity), their psychological characteristics, internal and external ties are not taken into consideration. This looks paradoxically as informal subgroups are an integral attribute of an overwhelming majority of small groups of different types. Second, availability of a majority of theoretical approaches in various scientific disciplines (including those within social psychology) is regarded today as one of the main factors that produced a problem of interdisciplinary diversification in the field of small groups [2,7,8].
There are two trends of further movement on the theoretical plane of science. The first of them is connected with providing interdisciplinary integration [1,3-7,9,12]. The second trend assumes creation of the theory of a high generalization level that is to set new coordinates for research and conceiving group activity. This s a complicated task but it acquires more and more acute character in the scientific community.
The goal of the paper is to give a comprehensive and systematized representation of a new socio-psychological theory of a small group -microgroup theory [10,11]. The main idea of the theory lies in the analysis of group socio-psychological processes and phenomena through the prism of informal subgroups (microgroups) and also non-involved-in-them members that comprise a small group. For instance, manifestation of some phenomena (cohesiveness, compatibility, conflicts and other things) at the group level is determined by socio-psychological characteristics of subgroups and interrelationships between subgroups, but other phenomena (adaptation, informal leadership, guidance and so on) - by the individual's position in the context of involvement/non-involvement in the subgroup. Besides, the theory is oriented towards the analysis of subgroups themselves in the context of the whole group and external conditions of group life-activity. In addition, it is not limited by the analysis of some single subgroup characteristic, but takes into account demand-motivational, socio-perceptual and behavioral aspects of internal and external subgroup activity.
Studying all group activity in the context of informal subgroups we quantitatively and qualitatively draw boundaries of the analytical perspective apart at the expense of : (a) reconstructing all group constituent components as a system, (b) re-comprehending relations to be investigated, and (c) examining a subgroup along with its relations both as a subject-matter and as an analysis unit of group processes and phenomena as a whole. Thus, attention is focused on relations 'subgroup-subgroup', 'subgroup-individual', 'subgroup-group', 'individual-subgroup-individual', 'individual-subgroup-group', 'individual-subgroup-community', 'individual-subgroup-group-group/community', 'subgroup-group-group/community', 'group-group-subgroup', 'group-group-subgroup-subgroup'. Some relations are principally novel for research (for instance, 'subgroup-subgroup' or 'subgroup-group'), but other relations ('individual-subgroup-individual', ' individual-subgroup-group',
'individual-subgroup-group-group/community') represent by themselves widening relations being studied conventionally ('individual-individual', ' individual-group', ' individual-group-individual', ' individual-group-group/community'). Advancing in the scope of the above relations one may realize group processes and phenomena in the other view. There arises an opportunity to coordinate with each other all three levels of group activity (individual, subgroup, group), to comprehend more adequately each of them separately and external/internal group activity as a whole.
Microgroup theory is based on five key concepts of the first order and two concepts of the second order. Three concepts of the first order -'informal subgroup', 'involved-in-subgroup individual', 'non-involved-in-subgroup individual' - make up a 'socio-psychological structure' (the concept of the second order) which reflects the group structure. Two other concepts of the first order - 'contradiction' and 'integration-disintegration processes' - comprise the basis of 'group dynamics' (the concept of the second order) fixing the modification of a group, subgroup, individual. All these concepts taken together make up a conceptual framework. Consider three circumstances. First, all concepts are inseparably linked with each other. Second, in fact no one of the existing theories operates with underlined concepts of the first order. As for the concepts of the second order, they are filled with another content differing from that which one can often come across in the literature. Third, concepts of the first order reflect basic, initial, but not particular-in-their-content phenomena. Thus, the theory includes two conceptually interrelated spaces: (1) group as a system and its phenomena, and (2) group dynamics.
Microgroup theory contains general and particular postulates. The most fundamental constituents of group activity are reflected in general
postulates. Particular postulates are formulated on the basis of general ones and they describe concrete phenomena, their manifestation and modification at the group level (group phenomena as a whole are analyzed in the light of subgroups existing within the group), at the subgroup level (subgroup phenomena), and also at the individual's level (in the context of the individual's involvement/non-involvement in a subgroup).
GENERAL THEORY POSITIONS
KEY NOTIONS
Informal subgroup is the total sum of group members united on the basis of one or several psychological properties more common and meaningful for the time being compared with other group members.
Informal subgroups are presented as varied objective rather than subjective socio-psychological categories. Depending on the activity perspective there are situational and relatively stable subgroups. Situational subgroups arise for solving a concrete tactic task assuming limited-in-space-and-time activity. Relatively stable subgroups are formed on the basis of strategic intentions (conscious and unconscious) of members or with respect to their constant activity and conditions of being in a group. Depending on cohesion motivation, activity vectors and peculiarities of members' relations, subgroups may be task and socio-emotional. Emergence and subgroup activity of a task type are determined by individual pragmatic goals of members or/and by a purpose of group activity. At the basis of formation and life activity of subgroups of a socio-emotional type there is attraction and sympathy, and the basic goal of such subgroup members lies in supporting good relations. Subgroups may be decentralized and centralized depending on means of members' relations within them. In the decentralized subgroup all members possess similarity at least by one key indication. In the centralized subgroup there is a sense of the common among members with one/two individuals, and through him/her with the rest subgroup members. Listed typologies have some convention which is of necessity for more suitable analysis, for in practice one cannot often observe subgroups representing themselves this or that type of formation in a bright fashion. Side by side with subgroups in the group, intergroup subgroups may arise that comprise people involved in different small groups of the same broader social community (secondary groups).
Socio-psychological structure of small group is informal subgroups and non-involved-in-them members who possess general and specific socio-psychological characteristics and are in certain relations to each other and to the group as a whole.
Non-involved-in-subgroups members ("self-dependent members") are not completely autonomous, in no way related to other group members. In many situations they are oriented to the position of those or other subgroups towards a certain issue. There are two types of members of such a category. Some people prefer to keep a distance from the rest of group members and do not join any subgroups. Others experience desire to be involved into any subgroup but this subgroup proves to be closed for them. One more category is "shuffling" members. They tend to be involved simultaneously into several subgroups without entering close relations with them.
We shall consider external and internal contradictions (but not needs or conflict) as a universal self-transformation source of a small group, informal subgroup and personality. Contradiction as opposition and negation of sides initiates and intensifies intragroup and intergroup interaction, socio-perceptual and affective processes of group members.
Integration and disintegration processes. External and internal processes of integration and disintegration (but not differentiation or stability-instability, order-chaos, and so on) are a universal mechanism of group dynamics. Transformation mechanism is latently reflected in the dialectical law "the unity of mutually excluding and simultaneously mutually supposing opposites". If this law is to stratify into two constituents, then integration process are referent to "the unity of mutually supposing opposites", but disintegration process - to "the unity of mutually excluding opposites". Both processes are interconnected and linked to contradictions.
Group dynamics is the transformation of the whole group socio-psychological structure or its separate components. First of all, this is formation, transformation, destruction of subgroups and their external relations (i.e., of each subgroup with the rest of the group).
INTEGRITY AND COMPLEXITY OF SMALL GROUP
Integrity of small group and informal subgroup. Institutionalized (formal) small group is initially characterized by social integrity, whereas its psychological integrity is a result of group activity that rarely occurs in practice. Within the foundation of group social integrity there are relations set by the social structure (society) and attached to the similar social activity set from outside.
Psychological integrity of small group depends on the relations between subgroups, subgroups and "self-dependent" members. It takes place mostly when all members are obliged to be clearly aware of their
group affiliation and necessity to combine efforts - in case of opposition of the whole group and internal social context that bears a threat for "I-image" and "We-image".
A subgroup is not set from outside, but is initially determined by individual characteristics of the members and possesses its psychological integrity. Within the foundation of subgroup integrity there are those or other psychological relations (including perhaps those concerning group activity), which in any concrete case are determined by the specific motives of uniting people into a subgroup.
Complexity of organizing a small group. The general indication of group complexity as a system is the formation out of the sum total of single individuals of socio-psychological structure. Group complexity is determined by several variables: (a) a number of subgroups, (b) measure and content of relations between subgroups, between subgroups and non-involved-in-them members, and (c) measure of realizing subgroup functions with respect to the group. The greater the number of subgroups is, the stronger the bond between them (integrative and disintegrative content), and the stronger subgroup functions are expressed with regard to the group, the more complex the organization of small group is.
INFORMAL SUBGROUP AS A COLLECTIVE SUBJECT OF
GROUP ACTIVITY
Group activity is represented not only by individuals (P - active mode) or group activity as a whole (G -mode), but also informal subgroups (S- mode). In the last case subgroups represent collective subjects (communication and co-activity subjects) who focus their members' activity to themselves (inner vector) and to the group (outer vector).
Internal vector of individuals' activity concentration.
• Relation density and interaction intensity within subgroups are considerably higher than in the entire group.
• Subgroups, distinct from single group members, are characterized by the same properties as the entire group is. Moreover, some properties (cohesiveness, compatibility, identification, reference, adaptation, psychological impact) are much stronger, but other properties (conflicts, competition, or various forms of interaction minimization) are weaker expressed in subgroups than in the group as a whole.
• As subjects of life activity, subgroups have their own goals, norms and values limiting members' behavior within subgroups.
• Subjects acquire functions with regard to their members
External vector of individuals' activity concentration.
• Subgroups possess a certain psychological status in the group in the same way as single members do, though a status of another kind - similar to the status characteristic for the entire group in social environment. This status will define the measure of subgroup influence on the group activity.
• Subgroup goals, norms and values regulate behavior of its members not only within the subgroup, but also in the context of the entire group and, probably, beyond the group, with such parameters of a leading group being often common group ones. That is, subgroup goals and norms prescribe behavior of the rest group members, at least in meaningful situations.
• Subgroups in this or another way fulfill functions with regard to the group as a whole .
Subgroup goals, norms and values regulate behavior of its members not only within the subgroup, but also in the context of the entire group and, probably, beyond the group, with such parameters of a leading group being often common group ones. That is, subgroup goals and norms prescribe behavior of the rest group members, at least in meaningful situations.
Subgroups possess a certain psychological status in the group in the same way as single members do, though a status of another kind - similar to the status characteristic for the entire group in social environment. This status will define the measure of subgroup influence on the group activity.
CAUSES OF ORIGIN AND FUNCTIONS OF INFORMAL
SUBGROUP
The only common indication underlying the formation of small group does not ensure its formation as a stable psychological community, for it does not objectively reflect a broad specter of individual goals and motives of group members.
The unification of group members into subgroups is connected with sharpening contradictions when a group as a whole is unable to realize these or other functions with regard to individual goals and needs of members proper. That is, a subgroup assumes those functions with respect to the individual, which are traditionally prescribed to a small group.
With regard to its members a subgroup fulfills the functions of: informing, providing support for realizing individual goals, ensuring individuals' realization of social needs, providing security within a small group, and adaptive, normative functions as well. With respect to the group a subgroup may realize the following functions: of regulating/stabilizing
group activity, group assignments fulfillment, organizing and coordinating activity of the entire group, and a normative function.
By intensifying disintegrative group interaction with external social context (for instance, with the other group), group function to provide support for all members increases.
MOTIVATION AND SOCIO-PERCEPTUAL PROCESSES IN FORMING INFORMAL SUBGROUP
Motivation. The analysis of motives for psychological cohesion in a small group is not adequate for it results in too averaged characteristic in the entire group. Therefore it is necessary to analyze motives of uniting people into subgroups. Group members are united into a subgroup on the basis of not a single motive, but concurrently on the basis of several motives that are common for majority of them. Different subgroups of the same group have not only specific motives, but may have similar-in-content motives.
Socio-perceptual processes of organizing group members into subgroups are those of comparison and categorization in accordance with significant indications, interpersonal and microgroup identity (identity with a subgroup).
Comparison is made concurrently by means of similarity and distinction and assumes simultaneous comparison with other members and between themselves. Comparison in combination with categorization ensures leaving the interpersonal level for the level of comparing identified categories of people within the group, even in case they are not yet presented in the aspect of really formed subgroups with fixed boundaries. While approaching other people and forming groups microgroup comparison (comparison of one's own subgroup with other subgroups) comes to acquire greater importance than interpersonal one.
Involvement in a relatively stable subgroup with those people that have common meaningful properties bears with itself microgroup identity that is more expressed than group identity in subgroup members. Group identity will dominate either in case of meaningfulness loss of subgroup membership or in the situation of opposition of the entire group and environment, being a threat for "I-image" and "We-image".
ACTIVITY OF INFORMAL SUBGROUPS AND PERSONALITY
Intragroup activity is to be considered as activity of subgroups and non-involved-in-them members, as interaction among all of them.
Interaction between subgroups within the group in its content being similar to the interaction between groups.
Behavior of a subgroup representative in the group has not only personal character but is that of a representative of this subgroup. That is, this person's activity is determined by socio-psychological characteristics of his subgroup rather than his individual psychological peculiarities. As a representative of a stable subgroup he manifests himself in the de-centered fashion in view of norms and values of his entire subgroup. This is especially notable in interaction with representatives of other subgroups.
Microgroup predetermination of human social behavior goes far beyond the group if there is a high level of his identification with his subgroup, microgroup identity and references. First of all, in direct group contact with environment this interaction will be estimated and realized by the individual from the position of his own subgroup, but not only from that of the entire group. Second, in different situations having nothing to do with group membership, an individual may construct his behavior rather as a representative of a subgroup than of a group.
Behavior of people non-involved in subgroups depends on their psychological qualities or either on orientation towards a concrete subgroup or on affiliation to the group as a whole.
CONTRADICTIONS
Both contradiction and integration-disintegration processes in the group may be regarded in accordance with two types of relations: (a) subject-subject (e.g., individual-individual, individual-group), and (b) subject-performance/conditions.
Types of socio-psychological group contradictions. In the group different types of contradictions arise.
1. Interpersonal contradictions on the foundation of individual goals and members' needs: (a) between members within an informal subgroup, (b) between members of different subgroups, (c) between non-involved-in-the-subgroup members, and (d) between subgroup representatives and non-involved-in-them members.
2. Microgroup contradictions on the basis of goals and needs of informal subgroups: (a) between subgroups, (b) between single members of various subgroups as representatives of subgroup, and (c) between subgroup representatives and non-involved-in-them members.
3. Intergroup contradictions on the foundation of group goals and needs.
4. Individual-group/microgroup - between goals, group members' needs and opportunities of their satisfaction in the group (or subgroup).
5. Status - between members and a group official supervisor.
6. Activity - between group members' opportunities and requirements of performance/conditions: (a) between high opportunities and low requirements, and (b) between low opportunities and high requirements.
Listed above contradictions are most common for a majority of small group types. However, in each concrete group they are filled with their specific content.
Emergence and development of the same contradiction may occur on different grounds.
Kinds of contradictions are interconnected (with regard to direct and reverse ties), and therefore change of some contradictions entails that of others.
Contradictions and group structure. First, in different structural group components contradictions will be presented variously. For instance, in the subgroup contradictions are less expressed along positions significant for its members (at personal and microgroup levels), and if they are sharpened, then they are more effectively resolved than in the context of the entire group. Second, subgroups, not only separate members are subjects and objects of contradictions of different types and to this or that extent are a source of contradictory tendencies of the entire group. Third, taking into account all types of group contradictions in their composition, on the one hand, and socio-psychological group structure, on the other hand, will allow to approach systematic analysis of contradiction phenomenon in a small group.
Contradiction and socio-psychological impact on the group. Any impact may be reduced to handling contradictions (smoothing, resolving and initiating, sharpening), and through them - to integration and disintegration processes in the socio-psychological structure of small group.
INTEGRATION AND DISINTEGRATION PROCESSES
Correlation of integration-disintegration processes. These processes are displayed: (a) concurrently and in interrelationship that is determined by presence of different contradiction grounds, by different interaction levels (personality-subgroup-group-external social context) and by different realms (external and internal, task and socio-emotional) of
group activity, and (b) consistently that is defined by stages of developing and resolving contradictions.
Different realms of group activity and integration-disintegration processes. First, increasing one process in any sphere of group (or subgroup) activity causes manifestation and enhancement of the opposite process in the other activity sphere. Second, integrative or disintegrative transformation of one group (or subgroup) parameter fixing some activity aspect may evoke corresponding transformation of the other parameter reflecting the other aspect of group (subgroup) activity. Third, predominance of integration/disintegration process in absence of unfavorable/favorable internal and external conditions leads to intensification of the corresponding process.
Group activity levels and integration-disintegration processes. Integration-disintegration processes (and contradictions generating them) should be considered on the following interconnected planes: between a group and environment - between subgroups (between a subgroup and environment, between a subgroup and a group) - within subgroups (between an individual and subgroup, between individuals beyond the subgroup context).
Integration-disintegration processes and group phenomena. These processes present themselves an essential tissue which is embodied into concrete-in-content forms of individual's self-manifestation (for instance, personalization and depersonalization), individuals' interaction (cooperation and competition, collaboration and conflict, assistance and counteraction), group phenomena (cohesiveness, compatibility, reference, adaptation, leadership, social influence). The notions "integrative phenomena" and "disintegrative phenomena" are conventional, for any phenomenon contains in its basis simultaneously integration and disintegration processes, but with a different measure of their expressiveness.
Contradictions and integration-disintegration processes. A high level of external group (subgroup) contradictions defines a higher level of external disintegration and internal integrity. Conversely, a low level of external group (subgroup) contradictions determines a lower external disintegrity and internal integrity. At the same time there is no similar connection between contradiction intensification and disintegration manifestation. Intensification of external group (subgroup) contradictions may lead to actualization of not only external disintegration, but external integration as well.
EXTERNAL INTERACTION AND DYNAMICS MECHANISM
The key characteristics of interaction are: (a) interaction content (integration, disintegration, relative social isolation), (b) measure of usefulness of interaction outcome (effectiveness-ineffectiveness).
External subgroup interaction and its internal processes. Subgroup integration with the entire group (a part of the group) is connected with integration weakening within the subgroup, but disintegration is linked to integration intensification within the subgroup. Regular ineffectiveness or in some cases high intensity of external disintegrative subgroup interaction results in disintegrativeness intensification within the subgroup and in the long run in its partial or complete break-up.
External group interaction and its internal processes. Integration of a small group with environment (for instance, with the other group) leads to eroding group boundaries, to reducing its internal integrativeness and destruction of its socio-psychological structure. Enduring and intensifying external group integration will evoke in some subgroups without evident "integrative" phenomena distortion of boundaries and disintegrativeness increase, and in the other subgroups, in contrast, enhancement of their internal integrativeness and impenetrability of boundaries.
Intensification of disintegrative group interaction with environment evokes integration increase of the entire group and integration reduction within subgroups. Regular ineffectiveness or in some cases high intensity of disintegrative group interaction with environment causes disintegrativeness increase between subgroups and enhancement of integrativeness within subgroups or changes structural components (breakup, regrouping, emergence of new subgroups). Group restructuring may lead to its qualitatively new external activity or to resistance increase towards environment.
Limitation of social group contacts with environment determines pronounced group disintegration as a whole and integration increase within subgroups.
Preservation of institutionalized (formal) group in the process of its intensive integrative or disintegrative interaction with environment is ensured by both temporal or stable transformation of socio-psychological structure and by availability of social integrity.
PARTICULAR THEORY POSITIONS
COHESIVENESS
Subgroup cohesiveness in accordance with those or other grounds (attractive, cognitive and/or interactive, task and/or social) is much higher than cohesiveness of the entire group or the sum total of "self-dependent" members on the same grounds. Integration increase within the subgroup results in increase of subgroup cohesiveness, but disintegration increase leads to its reduction.
Group cohesiveness. Availability of subgroups in the group signifies that group cohesiveness must be studied from the viewpoint of subgroup activity and non-involved-in-them members, relationship between them by those or other grounds, but not only in view of the relation "individual-individual" or "individual-group".
External subgroup (group) interaction and cohesiveness. External subgroup integration determines cohesiveness decrease, but external disintegration - subgroup cohesiveness increase; predominance of internal integration over external one, that of external disintegration over internal one will cause subgroup cohesiveness increase. Regular ineffectiveness or in some cases high intensity of external disintegrative subgroup interaction leads to subgroup cohesiveness decrease.
In case of limiting relations of a small group with environment, cohesiveness increases within subgroups and group cohesiveness decreases as a whole. By intensifying disintegrative group interaction with environment, the entire group cohesiveness increases at the expense of human consolidation around a leading subgroup or a single leader, and also at the expense of openness increase and subgroup cohesiveness decrease. In case of lasting and increasing external group disintegration and regular ineffectiveness of its activity, cohesiveness decrease of the entire group and cohesiveness increase within subgroups will occur.
COMPATIBILITY AND CO-ORDINATION
Compatibility and co-ordination of subgroup members at the socio-psychological level are much more manifested within stable subgroups than in the entire group. Compatibility are more expressed in subgroups with a higher level of cohesiveness, identification and reference.
Subgroup compatibility and co-ordination. The analysis of socio-psychological compatibility and co-ordination of group members should be made by means search relation between subgroups, and not only by means relation between single individuals.
IDENTIFICATION
Identification within stable subgroups is more expressed than in the entire group, between representatives of various subgroups or among "self-dependent" group members. "Self-dependent" members are more often
identified with subgroup representatives than with the same ones but non-involved-in-subgroup members. Integration increase within a subgroup is associated with identification increase within a subgroup, and disintegration enhancement - with its weakening.
External subgroup (group) interaction and identification. External subgroup integration determines weakening identification, and external disintegration - identification increase within a subgroup. Regular ineffectiveness or in some cases high intensity of external disintegrating subgroup interaction causes reduction of microgroup identification.
Under ordinary conditions of group functioning, identification of human beings with the entire group is weaker expressed, and interpersonal identification is stronger within subgroups and also among "self-dependent" members, and between representatives of different structural categories. Limitations of group ties with environment, on the one hand, leads to levelling identification with a group as a whole, and, on the other hand, to dominating microgroup identification over interpersonal one, i.e., group members with their subgroup, and "self-dependent" members with some subgroup. In intensifying disintegrative group interaction with environment, identification with the entire group tends to predominate, and interpersonal and microgroup identification will be less expressed. In case of enduring and increasing external group disintegration and regular ineffectiveness of its activity, group identification decrease and microgroup identification increase will take place.
INTERPERSONAL AND MICROGROUP CONFLICTS
Conflict is one of the forms of disintegrative interaction of the parties caused by contradictions worsening.
Not only single individuals, but subgroups as well act as subjects and objects of conflicts. Conflicts within subgroups, between "self-dependent" members and between members of different subgroups pursuing personal goals are interpersonal by their nature. Microgroup conflicts (conflicts between subgroups) have content similar to conflicts between groups.
Interpersonal conflicts within stable subgroups are more transient and more often have another importance and consequences for their participants, than conflicts between representatives of different subgroups.
External subgroup (group) interaction and conflicts. Enhancement of subgroup (especially microgroup) external conflictness is associated with weakening its formal conflictness.
Under ordinary conditions of small group life-activity, conflicts are presented by an interpersonal form. By limiting group relations with environment, microgroup conflicts will predominate and simultaneously
interpersonal contradictions within subgroups will decrease. Activity of non-involved-in-subgroups people may pass from interpersonal level to microgroup one when being cooperated with each other or openly supporting some subgroup. In intensifying disintegrative group interaction with environment, levelling conflicts between subgroups and interpersonal conflicts between "self-dependent" members occurs. In case of enduring and increasing external group disintegration and regular ineffectiveness of its activity, conflictness increase between subgroups and decrease of interpersonal contradictions within subgroups will take place.
INDIVIDUAL SOCIO-PSYCHOLOGICAL STATUS
Group structure and individual status. Socio-psychological status (for instance, sociometric status, informal leadership-guidance) of the same individuals will differ in various structural group components. Subgroup members pertaining to one level of some status in their subgroup often do not have the same level in other subgroups or among "self-dependent" group members. The same applies for non-involved-in-subgroups members.
A group member should be treated as a high-status member in the group as a whole, provided he is perceived as such by a majority of subgroup members, but not only by representatives of his subgroup and/or by non-involved-in-subgroups members.
Common group informal leaders coordinate relations between subgroups, between subgroup representatives and members non-involved in subgroups. Common group leader involved in some subgroup potentially experiences much stronger support for fulfilling his functions and more often will tend to realize, first of all, interests of his subgroup members compared to a common group leader non-involved in a subgroup. Subgroup leaders define activity orientation of their subgroups.
External subgroup interaction and informal leadership. In case of indifferent interaction or integrative content between subgroups with similar statuses, subgroup representatives rather than "self-dependent" members will become group leaders. In case of disintegrative interaction between subgroups with a similar status, there either will be no common group leaders or among those there will be some of "self-dependent" members.
A subgroup as a subject of informal leadership. In a small group not only a single personality acts as a subject of leadership, but also an informal subgroup does which is potentially able to realize leader's functions more effectively than a single person.
Formal leadership (Supervision). Effectiveness of group supervision does not depend so much on subordinates' attitude to a
supervisor each taken separately, but rather than on the attitude on the part of subordinates of informal subgroups to him and also on a supervisor's reliance upon some subgroup.
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL INFLUENCE
Stable subgroup influence of its members is greater than impact of other subgroups or "self-dependent" members. "Self-dependent" group members oriented to some subgroup are more liable to its impact than to the entire group influence.
External subgroup (group) interaction and its influence. External subgroup integration is tied to weakening, and internal disintegration - to increasing effect within the subgroup.
By limiting group bonds with environment, group impact decreases and subgroup influence enhances on its members and on those "self-dependent" members who are oriented to given subgroup. By intensifying disintegrative group interaction with environment, group effect on its single representatives will rise. In case of lasting and increasing external group disintegration and regular ineffectiveness of its performance, decrease of entire group influence and increase of subgroup impact on its members will take place.
Majority and minority influence. Majority and minority influence is determined by the fact what they present themselves in the context of a socio-psychological group structure. That is, measure of their influence depends on various combinations of structured group categories in terms of which they are represented. Effectiveness of various impact factors described in the literature depends on their combinations as well.
Two minimum conditions for majority influence are as follows: (a) majority impact with a subgroup (or several subgroups) to be included into its composition will be greater than majority impact consisting only of the sum total of "self-dependent" members (provided minority is not presented by a leading subgroup), and (b) majority impact including an informal subgroup with a high psychological status will be greater than majority impact consisting of the sum total of insufficiently active subgroups and "self-dependent" members (provided minority is not presented by another leading subgroup).
Two minimum conditions of minority influence are as follows: (a) with "favorable" majority composition and similar psychological status in the group, influence of one member's opinion (minority) being a representative of a cohesive and active subgroup will be greater than an opinion of some single "self-dependent" member (minority), and (b) with "favorable" majority composition and similar psychological status in the
group, influence of an opinion of a highly-cohesive informal subgroup -minority will be greater than influence of the sum total of "self-dependent" members temporarily united in accordance with a concrete position as minority.
ADAPTATION
Group member adaptation. Individuals' adaptation within the group is accomplished by means of involvement in subgroups, if a group does not provide an opportunity for its members to satisfy individual goals, needs and psychological unity in relation to parameters significant for them. If an individual is involved in the subgroup and enjoys his membership in it, his adaptation is more complete than adaptation in the group as a whole.
The more closed subgroup to the group is, the more intensively adaptation process of a subgroup member will be accomplished through his subgroup. In the open subgroup adaptation process will take place not only through the subgroup, but through the group as a whole.
Newcomer's adaptation. Different subgroups in the group are characterized by various adaptive properties regarding a newcomer. While joining a group a newcomer is actually involved in one of the subgroups that is in large "open" for him or is not involved in any subgroup (subgroups are either "closed" or membership in them is not urgent). Specific adaptation is characteristic for those group members who tend to be simultaneously involved in several subgroups.
External group interaction and subgroup openness. Intensification of group interaction with environment fosters strengthening intergroup boundaries and concurrently openness of informal groups, but limitation of ties with environment determines closeness of informal subgroups.
CONCLUSION
Informal subgroups in small groups and some aspects of phenomena manifestations such as cohesiveness, compatibility identification, reference, contradictions, adaptation, status, and also some issues of subgroup dynamics were subject to empirical study.
The theory under consideration proposes its further development. A great deal of efforts should be applied to verify experimentally and substantiate a set of emphasized positions of microgroup theory and to formulate new positions as well. One can identify several weighty trends for carrying out further investigations:
• To find out details of psychological mechanism of establishing informal subgroups regarding motivation, comparison, categorization, and identification.
• To study carefully functions of subgroup different types, especially with respect to the group that is of primary importance for optimatization of group performance effectiveness.
• To determine impact tendencies of subgroups of various types on their members and on the group as a whole; to that it is necessary to draw attention to depth and stability of influence not only within the group boundaries, but in the broader social context.
• To study microgroup identity, microgroup reference, microgroup conflict.
• To ascertain what contradiction types, at what level of their manifestation, in what structural group components, evoke these or other tendencies of integration and disintegration processes; it is important to consider not only separate contradictions, but compositions of different contradictions as well.
• To consider in detail all noted peculiarities of integrationdisintegration processes within subgroups, between subgroups, between subgroups and "self-dependent" members, between group and environment in the dynamic interrelationship of these levels of group activity.
• To verify an opportunity of applying a theory to an analysis of group phenomena that have not been examined as yet
The project of further investigation on the identified trends appears to be rather extensive without taking into account a number of particular issues. To verify some positions and solve concrete tasks one should use specially designed experiments that must be carried out with natural groups and subgroups applying at most true-to-life tasks rather than artificial ones.
Microgroup theory under consideration provides a large-scope field for further investigations of small group and we hope it will arise interest and response among specialists.
The Literature
1. Arrow, H., Poole, M.S., Henry, K.B., Wheelan, S., & Moreland, R.L. (2004). Time, change, and development: The temporal perspective on groups. Small Group Research, 35, 73-105.
2. Fisch, R., Daniel, H.D., & Beck, D. (1991). Kleingruppenforschung -Forschungsschwerpunkte und Forschungstrends. Gruppendynamik, 22, 237-261.
3. Frey, L.R., & Sunwolf. (2004). The Symbolic-interpretive perspective on group dynamics. Small Group Research, 2004, 35, 277-306.
4. Hogg, M.A., Abrams, D., Otten, S., & Hincle, S. (2004). The social identity perspective: Intergroup relations, self-conception, and small groups. Small Group Research, 35, 246-276.
5. Katz, N., Laser, D., Arrow, H., & Contractor, N. (2004). Network theory and small groups. Small Group Research, 35, 307-332.
6. Mcleod, P.L., & Kettner-Polley, R.B. (2004). Contributions of psychodynamic theories to understanding small groups. Small Group Research, 35, 333-361.
7. Poole, M.S, Holinngshead, A.B, McGrath, J.E., Moreland, R.L., & Ronrbaugh, J. (2004). Interdisciplinary perspectives on small groups. Small Group Research, 35, 3-16.
8. School, W. (1997). Gruppenarbeit: Die Kluft zwischen sozialpsychologisher Theoriebildung und organisationspsychologisher Anwendung. Gruppendynamic, 28, 381-403.
9. Sell, J., lovaglla, M.J., Mannix, E.A., Samuelson, C.D., & Wilson, R.K. (2004). Investigating conflict, power, and status within and among groups. Small Group Research, 35, 44-72.
10.Sidorenkov, A.V. (2004). Dynamics of Informal Subgroups in the Group: Socio-Psychological Analysis. Rostov-on-Don: RSU.
11.Sidorenkov, A.V. (2003). Informal Subgroups in a Small Group: Socio-Psychological Analysis. Rostov-on-Don: APMS NCSC HS.
12.Wittenbaum, G.M., Holinngshead, A.B, Paulus, P.B., Hirokawa, R.Y., Ancona, D.G., Peterson, R.S., Jenh, K.A., & Yoon, K. (2004). The functional perspective as a lens for understanding groups. Small Group Research, 35, 17-43.