Научная статья на тему 'Микрофинансирование и его роль в поддержке малого и среднего бизнеса аграрной сферы'

Микрофинансирование и его роль в поддержке малого и среднего бизнеса аграрной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Микрофинансирование и его роль в поддержке малого и среднего бизнеса аграрной сферы»

зяйственного землепользования //АПК: экономика, управление. -2011. -№2. -С.15.

4. Бунин М.С. и др. Развитие овощеводства в Российской Федерации: состояние и перспективы - М., 2010. - 224 с.

5. Кузьмин В.Н. и др. Справочник фермера - М., 2013. - 616 с.

6. Никитин А.В. и др. Учет и налогообложение в фермерских хозяйствах. Мичуринск, 2013. - 54 с.

7. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. Аллокативная эф-

фективность использования производственных ресурсов в фермерских хозяйствах//Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2013. - № 3-4. -С.32-53.

8. Шагайда Н.И. Институциональные предпосылки оборота сельскохозяйственных земель в России. - М., 2006. - 151 с.

9. Сазонов С.Н., Сазонова Д.Д. Производственно-экономическая результативность деятельности крестьянских хозяйств //АПК: экономика, управление1997. - № 3. - С. 59-63.

МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА АГРАРНОЙ СФЕРЫ

Войтюк М.М., д.э.н., зав. отд. ФГБНУ «Росинформагротех», Войтюк В.А., асп. Московского государственного университета леса

Малый и средней бизнес аграрной сферы в развитых странах является основой экономики и его доля доходит до 80%, в условиях мирового финансового кризиса именно этот сектор берет на себя многие социальные функции, например, по созданию новых рабочих мест, ослабив, тем самым, проблему безработицы, развитие инфраструктуры, повысив качество жизни на селе. Малый и средний агробизнес сравнительно лучше приспосабливается к различным изменениям в экономической ситуации, оказывается более стрессоустойчивым и менее подвержен воздействию экономическим рискам, стимулирует конкуренцию и увеличивает налоговые поступления в бюджет страны. Поэтому в антикризисных программах большинства стран финансовой поддержке малого и среднего агробизнеса уделяется особое внимание.

В России малый и средней бизнес аграрной сферы функционирует, как и экономика страны в целом, в весьма сложных и далеко неоднозначных социально-экономических условиях. На проблемы внутреннего происхождения наложились внешние факторы - санкции и антисанкции. Одновременно идет процесс адаптации к условиям, принятым Россией при вступлении в ВТО. С 2015 г. запущен новый интеграционный процесс в рамках Евразийского экономического пространства.

Если оценивать результаты реализации государственных мер в области сельского хозяйства по официальным статистическим данным, то можно отметить, что по состоянию на 1 января 2013 г., в России осуществляют деятельность 6,037 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе 409 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляют деятельность в сфере сельского хозяйства (6,8 %). С 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г. произошло увеличение общего количества субъектов малого и среднего

предпринимательства на 1,4%. Вместе с тем количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства уменьшилось на 14,7% [1]. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Российской Федерации осуществляли свою деятельность 20,2 млн личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан. Из общего числа личных подсобных хозяйств 12,8% получали основной и дополнительный доход от своей сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем на 1 января 2013 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 268,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, Таким образом, на 1 января 2014 г. их число сократилось на 45,13 тыс. Совершенно очевидно, что доступность финансовых ресурсов - по-прежнему один из главных факторов выживания и развития отечественного малого и среднего агробизнеса. Из федерального бюджета в 2013 г. на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств по всем направлениям Государственной программы, которая считается самым доступным источников средств для малого и среднего аграрного бизнеса, направлено субсидий 20,2 млрд руб. -это всего лишь 11% от общего объема субсидий, направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Во многих субъектах РФ ведется работа по выдаче грантов, субсидированию процентных ставок за счет региональных средств [3].

Если рассматривать кредитование, то можно отметить, что в 2014 г. произошло снижение его объемов: совокупный размер выданных кредитных ресурсов составил 1 трлн. руб., или на 13% меньше, чем в 2013 г. К началу 2015 г. сформировалась угроза дальнейшего снижения уровня кредитования малого и среднего агробизнеса как за счет снижения объёмов, так и за счет ухудшения условий привлечения

заемных средств. По данным Минсельхоза России, с середины декабря 2014 г. процентные ставки по краткосрочным кредитам выросли до 20-22% годовых, а по инвестиционным - до 2326% годовых, что превышает средневзвешенный показатель процентной ставки за 2014 г. на 10 процентных пункта. Такие негативные процессы без принятия экстренных мер могут привести к недоступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей малых и средних форм хозяйствования, что подорвёт их финансовую устойчивость, поставит под угрозу не только успешное завершение инвестиционных проектов, но и осуществление текущей деятельности. Поэтому в условиях необходимости ускоренного импортозамещения и с учетом сложившейся макроэкономической ситуации предстоит уделить особое внимание вопросам сохранения объёмов и доступности кредитования для малого и среднего агробизнеса [7].

Как показывает мировой опыт, микрофинансовые программы служат эффективным инструментом расширения доступа малых и средних предприятий аграрной сферы к финансовым услугам. В России, на данный момент, развитие микрофинансирования малого и среднего агробизнеса сдерживается значительными территориальными диспропорциями в развитии финансового сектора. Развитая финансовая инфраструктура характерна лишь для крупных городов. Кроме того, в последние годы в рамках оптимизации филиальной сети происходит сокращение подразделений Сбербанка, которые во многих сельских населенных пунктах оставались единственными кредитными учреждениями. У Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка (через которые идут основные средства поддержки малого и среднего агробизнеса) в совокупности около 22 тыс. отделений. Из них на селе функционируют лишь 10%, причем в пригородных поселениях с численностью свыше 2 тыс. человек, которые составляют только 2% от общей численности сельских поселений. Выходом в этой ситуации может стать развитие системы микрофинансирования в отдаленных сельских поселениях, как системы более справедливого доступа к финансовым услугам тех групп сельского населения и предпринимателей, которые на сегодня выпадают из системы кредитования [2].

Исследования показали, что микрофинансирование на селе представляет собой предоставление широкого спектра финансовых услуг, включая займы, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, страхование, услуги микролизинга и других видов услуг. Микрофинансирование на селе имеет следующие особенности: -

целевая аудитория - мелкие и средние предприниматели сельскохозяйственного производства, а также малообеспеченные слои сельского населения; - малые размеры займов (в размере от 10 тыс. до 200 тыс.руб.); - короткие сроки кредитования; - гибкие подходы к обеспечению возвратности займов; - сравнительно высокие процентные ставки по кредитам.

Функции микрофинансирования следует рассматривать с двух точек зрения: социальной и экономической, поскольку микрофинансирование, по своей сути, - это бизнес, функционирующий на стыке социального развития и предпринимательской деятельности и призванный решать социальноэкономические задачи.

Социальные функции:

- инструмент сокращения бедности;

- стимулирование предпринимательской инициативы;

- механизм, способствующий декриминализации бизнеса, сокращению неформального финансового сектора и, как следствие, повышению прозрачности деятельности заемщиков.

Экономические функции:

- повышение финансовой устойчивости малого и среднего агробизнеса, расширение предпринимательского сектора в сельскохозяйственном производстве;

- повышение ассортимента и качество финансовых услуг, общее улучшение деятельности финансовой системы в стране;

- формирование кредитной истории у мелких заемщиков - повышение вероятности получения кредитов в банках;

- микрофинансирование - самостоятельный вид экономической деятельности, который может приносить доход и поможет формировать рабочие места [4].

Анализ программ микрокредитования сельских предпринимателей показывает, что сравнительно высокие процентные ставки по микрокредитам компенсируются одним немаловажным фактором, который в определяющей мере делает микрозаймы привлекательными для малого и среднего предпринимательства -упрощенные процедуры получения займов. Во-первых, это проявляется в сравнительно небольших издержках, связанных со сбором необходимых для получения кредита документов. Во-вторых, микрофинансовые организации значительно более гибко подходят к вопросу обеспечения кредитов в сравнении с банками. Недоступность банковских кредитов для предприятий малого и среднего агробизнеса особенно на начальной стадии развития делает микрофинансирование фактически одним из единственно возможных источников кредитных

ресурсов. При рассмотрении форм деятельности микрофинансовых организаций в мировой практике выделены три группы микрофинансовых институтов: 1) формальные институты (formal institutes); 2) полуформальные институты (semi-formal institutes); 3) неформальные институты (informal institutes) [6].

В России услуги микрофинансирования предоставляют следующие институты: банки, микрофинансовые банки, небанковские депо-зитно-кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы граждан, потребительские общества, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, частные фонды, коммерческие небанковские микрофинансовые организации. По данным Минфина, на 1 января 2015 г. в стране было зарегистрировано 6429 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (из них 1721 - кредитные кооперативы) и 300 государственных муниципальных фондов поддержки предпринимательства, почти 6,6 тыс. организаций, нацеленных на выдачу небольших займов начинающим сельским бизнесменам,

Согласно результатам мониторинга Российского микрофинансового центра, на 1 января 2015 г. реально работающих микрофинансовых учреждений насчитывалось чуть более 2 тыс. Они обслуживали почти 700 тыс. клиентов. В масштабах отдельно взятого крупного сельского поселения в среднем насчитывают 30-40 пайщиков и заемщиков [6]. Согласно данным Минсельхоза России в настоящее время по России выдано краткосрочных кредитов на сумму 253,8 млрд. рублей. По инвестиционным кредитам зафиксирован спад более чем на треть. В 2015 г. выдано инвестиционных кредитов на

сумму только 80,3 млрд рублей» [5]. Для активизации микрофинансирования малого и среднего агробизнеса, на наш взгляд, необходимо: -создание и активизация деятельности саморегулируемых организаций; - активизация взаимодействия микрофинансовых организаций с коммерческими банками и фондами поддержки малого и среднего предпринимательства в целях расширения доступа к финансовым ресурсам; - развитие и стандартизация технологий микрокредитования.

Источники

1. Войтюк М.М. Малоэтажное деревянное домостроение - перспективное направление развития сельских территорий России: науч. изд.-М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013.- 148 с.

2. Войтюк М.М.Социально-экономическая инфраструктура как фактор развития сельских территорий: науч. изд.- М.: ФГБНУ «Росин-формагротех», 2012. - 144 с.

3. Войтюк М.М. Управление качеством жизни сельского населения: науч. изд.- М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 100 с.

4. Войтюк М.М. Финансовый механизм развития жилищного строительства на сельских территориях: науч. изд.- М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 104 с.

5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 го-да/Минсельхоз России. М., 2015. - 360 с.

6. Российский микрофинансовый центр: http://www.rmcenter.ru

7. Ушачев И.Г. Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности (доклад на Московский экономическом форуме, 26 марта 2015 г.). М., 2015. - 22 с.

ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Петросян А.Л., асп., Жичкин К.А., к.э.н., проф. Самарской государственной сельскохозяйственной

академии

Основное богатство любой страны -земля, используемая для производства сельскохозяйственной продукции. В соответствии с Земельным кодексом РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства [1].

Для таких земель строго регламентируются возможные направления их использования. Это в основном различные направления

производства сельскохозяйственной продукции и рыбоводства.

Однако бывают ситуации, когда на землях сельскохозяйственного назначения вынужденно осуществляют деятельность не связанную с производством продуктов питания. К ним относятся: строительство и ремонт скважин, нефте- и газопроводов, дорог и объектов инфраструктуры, ликвидация разливов нефти и т.д. Все эти виды относят к нецелевому занятию земель сельскохозяйственного назначе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.