связанные со сбытом продукции, однако по состоянию на 1 сентября 2007 г. из действовавших в России почти пяти тысяч розничных рынков только 195 были специализированными сельскохозяйственными и 15 - сельскохозяйственными кооперативными.
Вызывает озабоченность и тот факт, что почти половина созданных кооперативов являются неработающими.
Для того, чтобы сельскохозяйственная кооперация могла в полной мере реализовывать свои важные народнохозяйственные функции, государству необходимо:
1) перейти от декларативной поддержки к поддержке фактической (следует обратить внимание на то, что большая часть сельскохозяйственных кооперативов по причине отсутствия у них залогового имущества и недостатка знаний и опыта, требующихся для оформления многочисленной документации, оказывается не в состоянии участвовать в программах кредитования);
2) предпринять меры по объединению кооперативов как на региональном, так и на федеральном уровнях;
3) создать условия для функционирования информационно-консультационных служб на уровне отдельных муниципальных образований.
Расширение кооперативного движения позволит объединить усилия крупного бизнеса и малых форм хозяйствования на селе по обеспечению населения качественными и доступными продуктами питания и будет содействовать решению многих социальных и экологических задач, стоящих перед Россией на этапе перехода к устойчивому развитию.
Источники
1. Пруст Р.Э. Апология и проблематика семейного сельского хозяйства. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2008.
2. Крылатых Э.Н. Агропродовольственный сектор: многофункциональность, факторы развития, риски // Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2009.
3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М., 2006.
4. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ТОВАРНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА
И.В. Немыкин, асп. Российского университета дружбы народов
Социально-экономические преобразования в России, начатые в последнем десятилетии минувшего века, возродили в процессе проведения аграрной реформы многоукладность сельскохозяйственного производства, в том числе формирование нового компонента сельской экономики - крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х). К(Ф)Х - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработка, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В последние годы общее количество К(Ф)Х несколько сократилось: по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. в стране зарегистрировано более 253,1 тыс. К(Ф)Х, а также почти 32 тыс. индивидуальных предпринимателей. Среди ИП немало бывших фермеров, поменявших юридический статус. Ныне в стране функционирует свыше 285 тыс. К(Ф)Х вместе с ИП. В хозяйствах такого типа заняты более 1,2 млн человек, а сельскохозяйственная деятельность осуществляется на
29,4 млн га - собственных и арендованных земель.
По численности фермерских хозяйств Дагестан занимает первое место в стране, обогнав в 2000 г. Ставропольский и Краснодарский край, также по темпам роста их числа республика занимает первое место в стране. В 2009 г. насчитывалось 39,3 тыс. хозяйств. Однако, по средним размерам фермерского надела земли - 3,0 га - республика занимает последнее место в стране, уступая среднероссийскому показателю более, чем в 21 раз.
Следует отметить, что из общего числа зарегистрированных хозяйств малого агробизнеса фактически осуществляли сельскохозяйственную деятельность только 49,9% К(Ф)Х и 66,5% ИП от общего количества.
В целом, несмотря на все трудности, малое предпринимательство в аграрном секторе динамично
развивается. Если в 1992 г. в структуре агропродукции всех категорий хозяйств доля малого агробизнеса составляла всего 1,2%, в 2000 г. - 3%, 2009 г. - 9,4%. Фермеры заняли определенную нишу в многоукладной сельской экономике России, а в производстве отдельных видов сельхозпродукции ныне играют существенную роль (табл.1).
Таблица 1. Доля малого агробизнеса в общероссийском производстве основных видов сельскохозяйственной продукции, в %
Продукция 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.
Зерно 5,3 8,4 18,3 21,0
Подсолнечник 9,9 14,2 26,6 28,9
Сахарная свекла 4,0 4,9 10,4 9,8
Картофель 1,1 1,1 2,1 5,1
Овощи 1,1 2,2 5,6 10,2
Скот и птица на убой 1,5 2,0 2,6 3,1
Молоко 1,5 1,8 3,2 4,2
Источник: по данным Росстата.
Из данной таблицы видно, что в малом агробизнесе занимаются в основном растениеводством. Их доля в производстве продукции животноводства все еще незначительна, что обусловлено, прежде всего, сложностью содержания животных и высокой трудоемкостью производства.
Вместе с тем, наибольших достижений фермерский уклад достиг в овцеводстве и козеводстве: увеличение стад с 2000 по 2009 гг. достигло 8 раз.
В связи с чем, малый агробизнес заслуживает особого внимания, для ее развития принимаются правительством максимально возможные меры, оказывается государственная поддержка через Россельхозбанк, Россагролизинг и АККОР. Между тем, по данным мониторинга Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», ее участниками являются всего 13,6% фермеров, ведущих агро-
производство, и 2,5% ЛПХ. 28% респондентов из числа владельцев ЛПХ не знали о существовании Госпрограммы, 21,8% опасались, что не смогут вернуть кредит, а 11,6% высказали недовольство сложной и длительной процедурой получения займа.
Основными направлениями государственной поддержки малых форм хозяйствования, обеспечивающими эффективность, отсюда товарность крестьянских (фермерских) хозяйств, на наш взгляд, являются политика:
- обеспечения материально-техническими ресурсами малого агробизнеса;
- обеспечения прибыльности малых форм хозяйствования;
- содействия малому агробизнесу;
- привлечения коммерческих банков и других финансовых институтов для кредитования малого агробизнеса, в том числе через механизм микрофинансирования.
Рассмотрим каждое из этих направлений.
В целом же действующая система обеспечения сельскохозяйственного производства материальнотехническими ресурсами ориентирована в основном на юридических лиц в виде крупных и средних сельскохозяйственных организаций.
Из-за высоких цен и нехватки финансовых ресурсов хозяйствам необычайно сложно закупать необходимые средства производства. Фермеры вынуждены отказываться от отдельных видов техники, если ее нельзя задействовать на полную мощность.
Существующий на сегодня национальный аграрный лизинг является единственным источником обновления основных средств, который поддерживается государством.
Политика обеспечения прибыльности малых форм хозяйствования.
Обеспечение прибыльности и финансовой устойчивости предприятий малого агробизнеса во всем мире достигается путем создания экономической и институциональной среды, способствующей эффективной производственной, снабженческо-сбытовой деятельности и привлечению инвестиций в данный сектор экономики. Российская аграрная политика преследует те же цели и использует те же «факторы влияния»: государственную поддержку К(Ф)Х и ЛПХ, протекционизм в отношении производителей и экспортеров отечественной сельхозпродукции, механизм товарных интервенций для поддержания цен на нее и др.
Государственная поддержка субъектов малого агробизнеса проявляется, прежде всего, в государственной финансовой поддержке.
Действующая в настоящее время система финансирования малого агробизнеса включает субсидированный банковский кредит, авансирование поставок сырья предприятиями переработки и торговли, агролизинг средств производства и др.
Политика содействия малому агробизнесу. В последние годы правительством проводится последовательная политика с целью облегчить доступ сельхозтоваропроизводителям, представителям малого агробизнеса к финансово-кредитным ресурсам.
Прежде всего, стали приниматься меры, расширяющие доступ малого агробизнеса к кредитным ресурсам - субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам. Эффективность данных мер напрямую зависит достаточности выделенных на эти цели средств, а также их доступности для хозяйствующих субъектов, которым они предназначаются.
Как известно, Россельхозбанк является развитым розничным банком с широкой сетью отделений, состоящей из 78 региональных филиалов и более 1500 дополнительных офисов. Однако особый импульс кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства на селе придали приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». В результате с 2006 по 2009 гг. банком предоставлены К(Ф)Х 25130 кредитов на более 53 млрд руб., в том числе на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, ферм по содержанию коров, свиней, коз, овец, предприятий птицеводства -свыше 4 млрд руб. на пополнение оборотных средств - 26,4 млрд руб.
По состоянию на 1 декабря 2009 г. остаток задолженности по кредитам, выданным К(Ф)Х и кооперативам на срок до одного года, составляет свыше 10 млрд руб., а по инвестиционным кредитам -
25,4 млрд руб., что свидетельствует о существенном преобладании в структуре кредитного портфеля субъектов малого и среднего предпринимательства инвестиционных кредитов.
Привлечение коммерческих банков и других финансовых институтов для кредитования малого агробизнеса, в том числе через механизм микрофинансирования.
Как показывает практика, российская система классического коммерческого кредитования ориентирована на отрасли с относительно высокой оборачиваемостью капитала. Процентные ставки и условия кредитования не дают возможности сельскохозяйственному товаропроизводителю действовать на равных с другими отраслями народного хозяйства на рынке кредитных ресурсов. Кредитование малых форм хозяйствования на селе коммерческими банками затруднено из-за рискованности производства растениеводства, низкой доходности субъектов агробизнеса, относительно низкой отдачи вложенного капитала, не ликвидности имущества и нерешенности земельного вопроса. Формирование широкой сети финансовой инфраструктуры в сельской местности в этой связи приобретает особую актуальность. Фактически в регионах она представлена лишь Россельхозбанком и Сбербанком России.
Для классических коммерческих банков и многих других инвесторов сельское хозяйство, тем более малый агробизнес представляет собой неперспективный объект кредитования и инвестирования, не обеспечивающий возврат вложенных заемных средств. Поэтому, инвестиционный климат в малом агробизнесе может быть охарактеризован, как крайне неблагоприятный, сопровождающийся дальнейшим оттоком финансовых ресурсов. В связи с чем, по нашему мнению, приоритетным является формирование во всех субъектах РФ фондов поддержки малого агробизнеса, гарантийных и залоговых фондов, решающих проблемы обеспечения возвратности привлекаемых кредитов и займов.
Между тем, повышение товарности малых форм агробизнеса, в силу слабой материальнотехнической базой, своей сезонности, длительности цикла, зависимости от природных факторов и прочих особенностей остро нуждается в адекватном кредитном механизме. Работа на селе без привлекаемых средств немыслима и неэффективна. Более того, постоянный опережающий рост издержек сельскохозяй-
ственного производства, сокращение его объемов, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, низкий платежеспособный спрос потребителей, монополизм в смежных отраслях, массированный импорт лишили сельскохозяйственные предприятия имевшихся оборотных средств. Трудности с реализацией продукции и снижение объемов невозвратного бюджетного финансирования еще более обострили потребность в привлечении дополнительных средств.
Учитывая принципиальное значение малого агробизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции, возрождении российского села, формировании среднего класса в сельской местности, необходимо содействовать созданию новых К(Ф)Х. Для этого по нашему мнению, надо четко прописать в законе направления их поддержки. Не следует заставлять крупнотоварные личные подворья перерегистрироваться в К(Ф)Х. Для этого необходимо:
- выдать крупнотоварным ЛПХ единовременную субсидию до 100 тыс. руб. Например, в Краснодарском крае в 2009 г. определили сумму 60 тыс. руб.;
- дать возможность ЛПХ получать субсидированный кредит в размере 1 млн руб. на три года.
- освободить вновь созданные К(Ф)Х от уплаты всех видов налогов сроком на пять лет.
Интересным представляется рассмотрение одного из перспективных направлений реализации финансово-кредитного механизма государственного регулирования малого агробизнеса - создание эффективной системы микрофинансирования для становления среднего класса в деревне. Одним из приоритетов развития микрофинансирования - принятие закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. Этот механизм
важен не только для понимания, что такое микро-финансовая деятельность в Российской Федерации, но и для привлечения в этот сектор крупных институциональных инвесторов, которые заинтересованы в том, чтобы вкладывались средства в малый агробизнес и малое предпринимательство, но не имеют такой возможности.
Одним из наиболее эффективных институтов микрофинансирования в мире выступает кредитная кооперация. В стране у этого сектора имеется достаточная нормативно-правовая база для дальнейшего развития - Федеральный закон от 18 июля 2003 г. №190 ФЗ «О кредитной кооперации» и ФЗ от 8 декабря 2005 г. №193 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Кроме того, уже Россельхозбанк участвует в качестве ассоциированного члена в деятельности 87 сельскохозяйственных кредитных кооперативов, в паевые капиталы которых внесено 698 млн руб.
При рассмотрении государственной поддержки отечественного фермерства, создание условий для деятельности малых форм хозяйствования в сельской местности, следует на наш взгляд исходить из понимания регулирования рынка сельскохозяйственного производства, как воздействия на него с целью придания ему социальной направленности и создание условий для повышения товарности малых хозяйственных субъектов в интересах занятости сельского населения в условиях экономического кризиса. Фермерское семейное хозяйство - это и самозанятость, и дополнительные рабочие места, крепкая, здоровая, чаще всего многочисленная семья, это решение демографических проблем, вырастающий сильный защитник, который способен служить в армии, защищать государство.
2.2. Региональные особенности интеграционных процессов в агропродовольственном секторе
МЕСТО ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
А.С. Шелепа, д.э.н., проф., чл.-корр. РАСХН, Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования АПК
Признание необходимости приоритетного развития агропромышленного производства России, принятие Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства», реализация Государственной программы привели к положительным изменениям в экономическом механизме и создали условия для стабилизации и постепенного увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Поиск путей усиления данных тенденций является важной задачей для науки и практики.
Рассредоточенность сельскохозяйственного производства на значительных территориях, различия в природных и экономических условиях способствуют углублению специализации, выделению все большего числа отраслей, формированию субъектов хозяйствования, реализующих продукты для последующей переработки и реализации конечному потребителю. Как показывает практика проведения аграрных преобразований, при разбалансированных межотраслевых отношениях реализация сырья не обеспечивают экономических возможностей для развития сельского хозяйства без вмешательства извне, без выплаты субсидий и компенсаций, не
позволяют получать норму доходов на уровне средней по экономике на вложенный капитал. В то же время реализация переработанной продукции конечному потребителю, при явной убыточности сельского хозяйства, не только покрывает издержки, но и обеспечивает получение прибыли в перерабатывающей промышленности и торговле.
В результате либерализации цен сформировался и сохраняется диспаритет цен. Цены на промышленные ресурсы, приобретаемые сельским хозяйством и цены на продовольствие росли более высокими темпами, чем цены на продукцию, реализуемую сельскохозяйственными товаропроизводителями. Из-за удаленности региона, более сложных условий ведения отрасли на Дальнем Востоке диспаритет проявляется сильнее (табл. 1).
В условиях сохраняющегося диспаритета цен потребность в субсидиях и компенсациях постоянно возрастает и ложится все большей нагрузкой на бюджет. В современной российской экономике рост цен является преимущественным способом обеспечения равновесия на рынке товаров и услуг. Чем больше выделяется субсидий сельскому хозяйству,