Научная статья на тему 'Место интеграции в развитии аграрного сектора Дальнего Востока'

Место интеграции в развитии аграрного сектора Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место интеграции в развитии аграрного сектора Дальнего Востока»

ственного производства, сокращение его объемов, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, низкий платежеспособный спрос потребителей, монополизм в смежных отраслях, массированный импорт лишили сельскохозяйственные предприятия имевшихся оборотных средств. Трудности с реализацией продукции и снижение объемов невозвратного бюджетного финансирования еще более обострили потребность в привлечении дополнительных средств.

Учитывая принципиальное значение малого агробизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции, возрождении российского села, формировании среднего класса в сельской местности, необходимо содействовать созданию новых К(Ф)Х. Для этого по нашему мнению, надо четко прописать в законе направления их поддержки. Не следует заставлять крупнотоварные личные подворья перерегистрироваться в К(Ф)Х. Для этого необходимо:

- выдать крупнотоварным ЛПХ единовременную субсидию до 100 тыс. руб. Например, в Краснодарском крае в 2009 г. определили сумму 60 тыс. руб.;

- дать возможность ЛПХ получать субсидированный кредит в размере 1 млн руб. на три года.

- освободить вновь созданные К(Ф)Х от уплаты всех видов налогов сроком на пять лет.

Интересным представляется рассмотрение одного из перспективных направлений реализации финансово-кредитного механизма государственного регулирования малого агробизнеса - создание эффективной системы микрофинансирования для становления среднего класса в деревне. Одним из приоритетов развития микрофинансирования - принятие закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. Этот механизм

важен не только для понимания, что такое микро-финансовая деятельность в Российской Федерации, но и для привлечения в этот сектор крупных институциональных инвесторов, которые заинтересованы в том, чтобы вкладывались средства в малый агробизнес и малое предпринимательство, но не имеют такой возможности.

Одним из наиболее эффективных институтов микрофинансирования в мире выступает кредитная кооперация. В стране у этого сектора имеется достаточная нормативно-правовая база для дальнейшего развития - Федеральный закон от 18 июля 2003 г. №190 ФЗ «О кредитной кооперации» и ФЗ от 8 декабря 2005 г. №193 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Кроме того, уже Россельхозбанк участвует в качестве ассоциированного члена в деятельности 87 сельскохозяйственных кредитных кооперативов, в паевые капиталы которых внесено 698 млн руб.

При рассмотрении государственной поддержки отечественного фермерства, создание условий для деятельности малых форм хозяйствования в сельской местности, следует на наш взгляд исходить из понимания регулирования рынка сельскохозяйственного производства, как воздействия на него с целью придания ему социальной направленности и создание условий для повышения товарности малых хозяйственных субъектов в интересах занятости сельского населения в условиях экономического кризиса. Фермерское семейное хозяйство - это и самозанятость, и дополнительные рабочие места, крепкая, здоровая, чаще всего многочисленная семья, это решение демографических проблем, вырастающий сильный защитник, который способен служить в армии, защищать государство.

2.2. Региональные особенности интеграционных процессов в агропродовольственном секторе

МЕСТО ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

А.С. Шелепа, д.э.н., проф., чл.-корр. РАСХН, Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования АПК

Признание необходимости приоритетного развития агропромышленного производства России, принятие Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства», реализация Государственной программы привели к положительным изменениям в экономическом механизме и создали условия для стабилизации и постепенного увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Поиск путей усиления данных тенденций является важной задачей для науки и практики.

Рассредоточенность сельскохозяйственного производства на значительных территориях, различия в природных и экономических условиях способствуют углублению специализации, выделению все большего числа отраслей, формированию субъектов хозяйствования, реализующих продукты для последующей переработки и реализации конечному потребителю. Как показывает практика проведения аграрных преобразований, при разбалансированных межотраслевых отношениях реализация сырья не обеспечивают экономических возможностей для развития сельского хозяйства без вмешательства извне, без выплаты субсидий и компенсаций, не

позволяют получать норму доходов на уровне средней по экономике на вложенный капитал. В то же время реализация переработанной продукции конечному потребителю, при явной убыточности сельского хозяйства, не только покрывает издержки, но и обеспечивает получение прибыли в перерабатывающей промышленности и торговле.

В результате либерализации цен сформировался и сохраняется диспаритет цен. Цены на промышленные ресурсы, приобретаемые сельским хозяйством и цены на продовольствие росли более высокими темпами, чем цены на продукцию, реализуемую сельскохозяйственными товаропроизводителями. Из-за удаленности региона, более сложных условий ведения отрасли на Дальнем Востоке диспаритет проявляется сильнее (табл. 1).

В условиях сохраняющегося диспаритета цен потребность в субсидиях и компенсациях постоянно возрастает и ложится все большей нагрузкой на бюджет. В современной российской экономике рост цен является преимущественным способом обеспечения равновесия на рынке товаров и услуг. Чем больше выделяется субсидий сельскому хозяйству,

тем быстрее растут цены для потребителей. Это формирует высокие спекулятивные доходы торговопосреднических структур, стимулирует инфляцию, одновременно снижает реальные доходы большинства населения и сдерживает развитие собственного производства. Высокие розничные цены на продовольствие не ведут к росту доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Их доля в конечной цене часто не покрывает даже издержек. Постоянное наличие в торговле продовольствия по экономически недоступным ценам для значительной части населения приводит к требованиям по повышению заработной платы, пенсий, стипендий.

Таблица 1. Индексы цен (2008 г. в % к 1991 г.)

Показатель Российская Федерация Дальнево- сточный ФО

Индекс цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию 10984 7426

Индекс цен на приобретаемую сельским хозяйством промышленную продукцию 41514 69794

Индекс цен на продовольственные товары 17060 21021

Субсидии, дотации и компенсации выплачиваются за счет налогоплательщиков и, следовательно, являются дополнительной нагрузкой для экономики. В итоге правительство, декларируя в целом правильные положения, вынуждено принимать меры, стимулирующие инфляцию и сохраняющие диспаритет цен.

Для того, чтобы стабилизировать ситуацию и создать условия устойчивого развития аграрного сектора, необходимо разорвать этот порочный круг. Решение данной проблемы возможно по двум направлениям.

Во-первых, установить в законодательном порядке и строго выдерживать с использованием административных и правовых методов уровень гарантированной минимальной цены на сельскохозяйственное сырье, обеспечивающий уровень доходов, достаточный для ведения простого воспроизводства в сельском хозяйстве при средних условиях хозяйствования и средних показателях урожайности и продуктивности.

В этом случае в условиях инфляции потребуется систематический пересмотр и согласование уровня цен. Это технологически сложно и трудновыполнимо. Как показала практика, попытки введения рекомендуемых цен вели к тому, что перерабатывающие предприятия закупали, и, прежде всего, скоропортящееся сырье по ценам ниже рекомендуемых. Это позволило им на коротком отрезке времени иметь дополнительную прибыль, а в конечном итоге приводило к разрушению сельскохозяйственных предприятий в сырьевой зоне и прекращению деятельности многих перерабатывающих предприятий.

Без достижения единства интересов сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, реализующих продукцию конечному потребителю, решение данной проблемы будет постоянно испытывать затруднения. Единство интересов и действий всех участников технологической цепочки производства конечного продукта в условиях рыночной экономики обеспечивается в кооперативных и интегрированных формированиях. Поэтому вторым направлением решения проблем устойчивого развития агропромышленного комплекса является его

кооперирование и интеграция. Как свидетельствует практика многих стран, кооперативные и интегрированные формирования выступают важными элементами институциональной среды, обеспечивают согласование интересов различных участников путем справедливого распределения конечной цены продукта. В развитых странах более 90% фермеров осуществляют свою деятельность в кооперативных или интегрированных системах с различным уровнем отношений и самостоятельности фермеров.

Поэтому не только выплата дотаций и компенсаций, но и стимулирование процессов кооперации и интеграции на долговременной основе должно стать важнейшим направлением государственной стратегии стабилизации и развития агропромышленного производства и сельской местности.

Нужно не только декларировать поддержку этих процессов, а сделать ее ощутимой, наполненной реальным содержанием. При переработке более 50% сырья, производимого в сырьевой зоне, целесообразно вводить налоговые каникулы на прибыль, направляемую на инвестиции в расширение производства сырья и мощностей по его переработке. Целесообразно в первоочередном порядке предоставлять гарантии кооперативным и интегрированным формированиям на получение субсидируемых инвестиционных кредитов. У всех участников агропромышленного производства должен появиться экономический интерес в развитии кооперации и интеграции, что сделает процесс активным и развивающимся снизу.

Кооперативам и интегрированным формированиям требуется поддержка на создание и модернизацию материально-технической базы, на обеспечение выхода на рынок, на подготовку и повышение квалификации кадров. Средства на данные цели в основном будет возможным выделять на возвратной основе. Расходы федерального и региональных бюджетов на субсидирование процентных ставок по кредитам будут меньше размера субсидий и компенсаций, требующихся при раздельном функционировании предприятий.

О том, что в современных условиях сохраняют свои позиции и получают развитие предприятия, реализующие переработанную продукцию, свидетельствует опыт отдельных из них.

Так, в ЗАО «Партизан» Тамбовского района Амурской области с началом реформ сформировался коллектив специалистов и кадровых рабочих, консолидировавший основную часть имущества и сельскохозяйственных угодий, использовавший возможности для создания перерабатывающих мощностей. В настоящее время предприятие перерабатывает молоко, мясо, зерно, имеет собственные магазины в областном центре, а в 2009 г. был создан торговый дом. Все годы это предприятие работает рентабельно.

Если в 2001 г. в нем использовалось 24870 га сельскохозяйственных угодий и 19470 га пашни, то в 2008 г. 28533 га угодий и 25067 га пашни. В хозяйстве содержится 1916 голов крупного рогатого скота, 600 коров и 2922 голов свиней. Надой на корову составляет 6800 кг. В хозяйстве занято 554 работника, из них 376 человек в сельском хозяйстве.

Предприятие обеспечивает рентабельную работу, пользуется долгосрочными и краткосрочными кредитами, приобретает энергонасыщенную технику, использует ресурсосберегающие технологии, ведет подготовку кадров, занимает устойчивые позиции на рынке, хотя стоимость переработанной продукции составляет лишь 20% от общей выручки.

В Хабаровском крае молочный завод Вяземский присоединил крупное молочное хозяйство, строит крупную мегаферму на 1500 коров. В настоящее время при неполном освоении мощности рентабельность молока составляет более 20%, а в хозяйствах, реализующих сырое молоко, переработчикам его производство убыточно.

Трудности с реализацией продукции стимулировали развитие переработки мяса свиней в ОАО «Агроэнерго» Хабаровского края. Это позволило обеспечить рентабельную работу предприятия, сохранить и наращивать поголовье.

Единичные примеры формирования интегрированных предприятий имеются в различных субъектах Дальнего Востока. Но эта работа не приобрела систематического характера. Их создание необходимо стимулировать путем предоставления субсидированных кредитов на приобретение оборудования, как отдельным хозяйствующим субъектам, так и их кооперативным объединениям. Ядром таких образований могут выступать перерабатывающие и крупные сельскохозяйственные предприятия. Их

создание в сельской местности способствует диверсификации сельской экономики, повышению спроса на квалифицированную рабочую силу, закреплению сельского населения.

Эти процессы не только позволяют сохранять производство, но и способствуют сохранению жизнеспособного сельского социума, устойчивому развитию сельской местности. Поэтому их поддержка и стимулирование должны стать одним из важнейших направлений аграрной политики.

Аграрный сектор не может конкурировать на рынке инвестиций с другими отраслями и для обеспечения продовольственной безопасности и социально-экономической стабильности должна возрастать роль государственных инвестиций, которые целесообразно направлять на создание кооперативных машинно-технологических станций, перерабатывающих производств, базы для хранения сельскохозяйственной продукции. Это будет способствовать повышению рентабельности и привлечению частных инвестиций в агропромышленное производство.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОЛОЧНОМ ЖИВОТНОВОДСТВЕ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Н. Суровцев, к.э.н., зав. отд., Ю.Н. Никулина, асп. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Интеграция в АПК в рыночной экономике осуществляется на основе коммерческих интересов. Однако, в условиях недостаточно развитой конкуренции, не до конца сформированных рыночных институтов, включая важнейший институт - собственности на землю, трансакционные издержки (т.е. издержки не связанные непосредственно с производственными процессами) достаточно велики. Как правило, их можно отнести к разряду постоянных, т.е. практически независящих от объемов производства, что и вызывает объективную потребность в формировании вертикально и горизонтально интегрированных структур, построенных на принципах иерархии. Внутри них рыночные механизмы заменяются организационно-распорядительными инструментами координации, создаются иерархические организационноуправленческие структуры «жесткого» типа.

Подобные структуры имеют очевидные преимущества в экономии на масштабах производства, сокращении трансакционных издержек, возможности дополнительного привлечения инвестиций и организации целенаправленной работы по внедрению инноваций всеми участниками интегрированного формирования. Вместе с тем, существуют ограничения, определяющиеся экономическим законом убывающей отдачи. Издержки организации и управления (внутренние трансакционные издержки) с ростом размеров организации, усложнением иерархии растут опережающими темпами. В многоуровневых управленческих структурах велика опасность снижения мотивации у руководителей и специалистов. В терминах неоинституциональной теории в организации начинают превалировать стимулы «слабой мощности», растет «оппортунистическое поведение» менеджеров, когда часть ресурсов они пытаются направить на удовлетворение своих личных нужд (нужд подразделения) в ущерб общехозяйственным интересам [2]. Применение дополнительных механизмов контроля, дисциплинирую-

щих поведение менеджеров в интересах всей интегрированной структуры увеличивает затраты. Снижается качество информации при принятии решений (достоверность, оперативность и полнота) и качество самих решений в силу «ограниченной рациональности» топ-менеджеров.

В сельскохозяйственном производстве, вследствие ярко выраженной отраслевой специфики (территориальной рассредоточенности, зависимости от природно-климатических факторов), объективно существует потребность в высокой оперативности и гибкости при принятии большинства производственных и маркетинговых решений. Производственные и бизнес-процессы в аграрной сфере зависят от многих непредсказуемых факторов, поэтому риски снижения качества управления при создании сверхкрупных интегрированных структур жесткого типа особенно велики. На наш взгляд, именно степень детерминированности процессов производства и маркетинга, наряду с технологиями управления, определяют эффективный уровень концентрации и интеграции.

Объем производства зависит от основных факторов: труд, земля и капитал. Чем в большей степени увеличение объемов производства зависит от количества вовлекаемого труда и земли, чем экстенсивнее производство, тем сложнее структура управления и длиннее цепь команд, менее значимы преимущества крупных интеграционных структур «жесткого» типа. Степень вовлечения данных факторов зависит от специфики отрасли (например, в молочном животноводстве она выше, чем в птицеводстве), уровня технологического развития производства и управления.

Основу эффективности молочного животноводства составляет кормопроизводство. Количество и качество кормов в определяющей степени зависит от множества факторов, в том числе погодных, учесть которые в полном объеме возможно только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.